Резолюция
MSC.252(83)
ПРИНЯТИЕ ПЕРЕСМОТРЕННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ИНТЕГРИРОВАННЫМ
НАВИГАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ (ИНС)
(принята 8 октября 2007 года)
КОМИТЕТ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28 b) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию A.886(21), которой Ассамблея постановила,
что функции принятия эксплуатационных требований и технических спецификаций, а
также внесения в них изменений будут осуществляться Комитетом по безопасности
на море и/или Комитетом по защите морской среды, в зависимости от случая, от
имени Организации,
ССЫЛАЯСЬ
ДАЛЕЕ на правило V/15 Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года, касающееся принципов,
относящихся к конструкции мостика, конструкции и устройства навигационных
систем и оборудования, а также процедур на мостике,
ОТМЕЧАЯ,
что согласно правилу V/18 Конвенции СОЛАС
навигационные системы, имеющие одобрение типа, должны отвечать соответствующим
эксплуатационным требованиям,
ПРИЗНАВАЯ
необходимость пересмотра эксплуатационных требований к интегрированным
навигационным системам (ИНС) с целью укрепления безопасности мореплавания путем
обеспечения интегрированных и расширенных функций с целью избежания
географических, транспортных опасностей и причинения ущерба окружающей среде,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию о пересмотренных эксплуатационных требованиях к интегрированным
навигационным системам, подготовленную Подкомитетом по безопасности
мореплавания на своей пятьдесят третьей сессии и Комитетом по безопасности на
море на своей восемьдесят третьей сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Пересмотренную рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
интегрированным навигационным системам (ИНС), изложенную в приложении к
настоящей резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам обеспечить, чтобы интегрированные
навигационные системы (ИНС):
.1 установленные
1 января 2011 года или после этой даты, отвечали эксплуатационным требованиям
не ниже тех, которые изложены в приложении к настоящей резолюции; и
.2 установленные
1 января 2000 года или после этой даты, но до 1 января 2011 года, отвечали
эксплуатационным требования не ниже тех, которые изложены в приложении 3 к
резолюции MSC.86(70).
Приложение.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕГРИРОВАННЫМ НАВИГАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ (ИНС)
1. Цель
интегрированных навигационных систем
1.1
Целью интегрированных навигационных систем (ИНС) является укрепление
безопасности мореплавания путем предоставления интегрированных и расширенных
функций с целью избежания географических, транспортных опасностей и причинения
ущерба окружающей среде.
1.2
Через объединение и интегрирование функций и информации ИНС обеспечивает
"дополнительную ценность" для оператора при планировании, контроле
и/или управлении безопасностью мореплавания и следованием судна.
1.3
Контроль достоверности является неотъемлемой функцией ИНС. ИНС поддерживает
безопасность мореплавания путем оценки входных данных, полученных из нескольких
источников, объединения их с целью предоставления своевременной информации по
уведомлению об опасных ситуациях и неисправностях системы и ухудшении
достоверности этой информации.
1.4
ИНС предоставляет пользователям корректную, своевременную и недвусмысленную
информацию и обеспечивает этой информацией подсистемы и последующие функции
внутри ИНС и другого связанного с ней оборудования.
1.5
ИНС повышает осведомленность о режиме работы и ситуации.
1.6
Задачей ИНС является обеспечение того, чтобы рабочая нагрузка оператора,
принимая во внимание человеческий фактор, поддерживалась в пределах его
должностных функций с целью повысить безопасность и непрерывность плавания, а
также расширить возможности моряков, компенсируя в то же время их ограничения.
1.7
ИНС должна быть наглядно пригодна для пользователя и для поставленной задачи,
существующей в конкретном контексте использования.
1.8
Цель управления сигнализациями определена в модуле С.
2.1.1
ИНС включает в себя такие навигационные задачи, как "Планирование
маршрута", "Мониторинг маршрута", "Избежание
столкновений", "Данные навигационного контроля",
"Навигационный статус и отображение данных" и "Управление
сигнализациями", включая соответствующие источники, данные и отображения,
которые объединены в одну навигационную систему. Эти задачи описаны в пункте 7.
2.1.2 ИНС определяется как
таковая, если рабочие станции обеспечивают многофункциональные отображения,
объединяющие по меньшей мере следующие навигационные задачи/функции:
•
"Мониторинг маршрута"
•
"Избежание столкновений"
и
могут обеспечить ручные и/или автоматические функции навигационного управления.
2.1.3
Другие обязательные задачи
2.1.3.1
Частью ИНС является управление сигнализациями. Объем и требования к управлению
сигнализациями определены в модуле С.
2.1.3.2
Частью ИНС является представление данных навигационного управления для ручного
управления, как определено в пункте 7.5.2 настоящих
эксплуатационных требований.
2.1.4
В ИНС могут также входить другие навигационные задачи/функции. 2.2 Рабочие
участки
2.2.1
Задачи назначаются для выполнения и выполняются оператором на базе определенных
многофункциональных "рабочих участков".
2.2.2
Объем ИНС может отличаться в зависимости от количества и типа интегрированных
задач.
2.2.3
Конфигурация, использование, эксплуатация и отображение ИНС зависят от следующих
конкретных ситуаций:
• судно на ходу,
на якоре, пришвартовано,
• ручное и
автоматическое навигационное управление в разных водах,
•
запланированное обычное мореплавание и особые маневры.
3. Применение
настоящих эксплуатационных требований
3.1.1
Целью настоящих эксплуатационных требований является поддержка правильной и
безопасной интеграции навигационных функций и информации.
3.1.2
Целью, в частности, является следующее:
• сделать
возможным установку и использование ИНС вместо отдельного навигационного
оборудования на борту судов; и
• способствовать
внедрению в интеграционный процесс процедур безопасности;
как
для
• всеобщей
интеграции; так и
• частичной
интеграции,
навигационных
функций, данных и оборудования.
3.1.3
Настоящие требования дополняют функциональные требования к ИНС, содержащиеся в
отдельных эксплуатационных требованиях, принятых Организацией.
3.2.1
Настоящие эксплуатационные требования применяются к системам, в которых
объединены функции/оборудование по меньшей мере тех навигационных задач,
которые указаны в пункте 2.1.2.
3.2.2
В случае, если интегрируются какие-либо последующие задачи, требования
настоящих стандартов должны применяться ко всем дополнительным функциям,
включенным в ИНС.
3.3 Модули настоящих
требований
3.3.1
Настоящие эксплуатационные требования основаны на концепции модуля, который
должен обеспечивать как индивидуальные конфигурации, так и, в случае
необходимости, расширенное применение.
3.3.2
Настоящие требования включают четыре модуля:
• модуль А –
требования по интеграции навигационной информации,
• модуль В –
эксплуатационные/функциональные требования к ИНС, основанные на структуре, связанной
с конкретной задачей,
• модуль С –
требования к управлению сигнализациями, и
• модуль D –
требования к документации.
Настоящие
эксплуатационные требования применимы ко всем ИНС следующим образом:
3.4.1
Модули А, С, D и пункты 6, 8 – 13 модуля В применимы к любым ИНС.
3.4.2
Дополнительно для каждой задачи, интегрированной в ИНС, ИНС должна выполнять
следующие требования:
• требования
относительно соответствующих задач, как указано в пункте 7
модуля В и
•
соответствующие модули эксплуатационных требований для отдельного оборудования,
как указано в таблице 1.
Таблица 1
Задачи и функции
ИНС (пункт настоящих требований) |
Дополнительно
применимые модули по конкретным требованиям к оборудованию для задач,
интегрированных в ИНС. Модули указаны в дополнениях к настоящим
эксплуатационным требованиям, если они не указаны в требованиях к
оборудованию. |
Избежание
столкновений (7.4) |
Эксплуатационные
требования к радиолокационному оборудованию (Рез. MSC.192(79))
(Модули, указанные в дополнении 3) Модуль A:
"Датчик и обнаружение" Модуль B:
"Эксплуатационные требования" Модуль C:
"Проектные и технические требования" |
Планирование
маршрута (7.2) Мониторинг
маршрута (7.3) |
Эксплуатационные
требования к ЭКНИС (рез. MSC.232(82)) Модуль A:
"База данных" Модуль B:
"Эксплуатационные и функциональные требования" |
Эксплутационное
требование по контролю траектории (рез. MSC.74(69)),
приложение 2 (модули, указанные в дополнении 4) Модуль B:
"Эксплуатационные и функциональные требования" |
3.5 Принятие ИНС в качестве
навигационного оборудования
3.5.1
При условии соблюдения настоящих требований ИНС может быть принята в качестве
эквивалентной замены в рамках некоторых требований о наличии на судне
навигационного оборудования, как требуется правилом V/19
Конвенции СОЛАС. В этом случае ИНС должна соответствовать:
• настоящим
эксплуатационным требованиям; и
• для выполнения
соответствующих задач, указанных в настоящих эксплуатационных требованиях, –
применимым модулям эксплутационных требований к оборудованию, как указано в
таблице 2.
Таблица 2
Допускает
принятие ИНС в качестве следующего: |
ИНС соответствует |
|
Задачам и функциям (пункт настоящих
требований) |
Применимым модулям конкретных требований к
оборудованию, как указано в дополнениях к документу |
|
Радиолокационная
система |
Избежание
столкновений (7.4) |
Эксплуатационные
требования к радио-локационным системам (рез. MSC.192(79)) (Модули,
указанные в дополнении 3) Модуль
A: "Датчик и обнаружение" Модуль
B: "Эксплуатационные требования" Модуль
C: "Проектные и технические требования" |
ЭКНИС |
Планирование
маршрута (7.2) Мониторинг
маршрута (7.3) |
Эксплуатационные
требования к ЭКНИС (рез. MSC.232(82)) Модуль
A: "База данных" Модуль
B: "Эксплуатационные и функциональные требования" |
Система
контроля курса (СКК) |
Данные
по навигационному управлению (7.5) или навигационный
статус и отображение данных (7.7) |
Рез.
A.342 с поправками – MSC.64(67), приложение 3 |
Система
контроля траектории (СКТ) |
Данные
по навигационному управлению и контролю траектории (7.5.3
и 8.6, 8.7) |
Контроль
траектории (рез. MSC.74(69)), приложение 2 (модули,
указанные в дополнении 4) Модуль
B: "Эксплуатационные и функциональные требования" |
Отображение
данных АИС |
Избежание
столкновений (7.4) Данные
по навигационному управлению (7.5) |
MSC.74(69), приложение 3 |
Система
эхолокации Мониторинг маршрута (7.3) MSC.74(69), приложение 4 |
||
Электронные
системы определения местоположения |
Данные
по навигационному управлению (7.5) или навигационный
статус и отображение данных (7.7) |
Рез.
о GPS. A.819(19) с поправками, внесенными MSC.112(73) или
ГАЛИЛЕЙ, Рез. MSC.233(82) или
ГЛОНАС, рез. MSC.53(66) с поправками, внесенными MSC.113(73) |
Оборудование
по измерению скорости и расстояния |
Данные
по навигационному управлению (7.5) или
навигационный статус и отображение данных (7.7) |
Рез.
MSC.96(72) |
3.6 Применение управления
сигнализациями указано в модуле С.
3.7 Другие соответствующие
требования
3.7.1
Конструкция, расположение и устройство рабочей станции рассматриваются не в
настоящих эксплуатационных требованиях, а в циркуляре MSC/Circ.982.
Для
целей настоящих требований применяются определения в дополнении 1.
Модуль A.
Интеграция информации
5. Требования по
интеграции навигационной информации
5.1.1
ИНС должна объединять, обрабатывать и оценивать данные, полученные от
соединенных с ней датчиков и источников.
5.1.2
Обмен данными, его действительность и целостность внутри ИНС и между ИНС и
соединенными с ней датчиками и источниками должен подвергаться мониторингу.
5.1.3
Неисправность обмена данных не должна влиять на выполнение какой-либо
независимой функции.
5.1.4
Интерфейс ИНС должен, в зависимости от случая, отвечать международным
стандартам по обмену данных и интерфейсу.
5.1.5
Интерфейс(ы) должен(должны) отвечать требованиям к интерфейсу управления
сигнализациями, как указано в модуле С настоящих эксплуатационных требований.
5.2.1
Данные ИНС должны отвечать требованиям точности и разрешения в соответствии с
применимыми эксплуатационными требованиями Организации.
5.3 Действительность,
достоверность, время ожидания
5.3.1
Действительность
5.3.1.1
Данные, не прошедшие проверки на действительность, не должны использоваться в
ИНС для выполнений функций, зависимых от этих данных, за исключением случаев,
когда в соответствующих эксплуатационных требованиях особо указано, что
использование недействительных данных возможно. Не должны возникать никакие
побочные эффекты для выполнения функций, независимых от этих данных.
5.3.1.2
Когда используемые ИНС для определенной функции данные становятся
недействительными или недоступными, должно выдаваться предостережение. Если
недействительными или недоступными становятся данные, которые фактически не
используются ИНС, это должно быть отражено по меньшей мере как предупреждение.
5.3.2
Достоверность
5.3.2.1
Полученные или извлеченные данные, которые используются или распространяются
ИНС, должны пройти проверку на достоверные значения величин.
5.3.2.2
Данные, которые не прошли проверку на достоверность, не должны использоваться
ИНС и не должны влиять на выполнение функций, независимых от этих данных.
5.3.3
Время ожидания
5.3.3.1
Время ожидания (своевременность и повторяемость данных) в ИНС не должно
ухудшать функциональные возможности, указанные в соответствующих
эксплуатационных требованиях.
5.4 Совместная общая
справочная система (СОСС)
5.4.1
Совместимость данных
5.4.1.1
ИНС должна обеспечить, чтобы различные типы информации распространялись в
соответствующие части системы с применением "совместной общей справочной
системы" для всех типов информации.
5.4.1.2
Должны предоставляться данные об источнике и методе обработки таких данных для
дальнейшего использования в ИНС.
5.4.1.3
СОСС должны обеспечить, чтобы все части ИНС получали один и тот же тип данных
из одного и того же источника.
5.4.2
Совместная общая точка отсчета
5.4.2.1
ИНС должна использовать единую совместную общую точку отсчета для всей
информации, имеющей отношение к пространству. Для совместимости измеренных
дальности и пеленгов рекомендуемой точкой отсчета должен быть пост управления
судном. Могут использоваться альтернативные точки отсчета, если они четко
указаны или являются несомненно очевидными. Выбор альтернативной точки отсчета
не должен влиять на процесс проверки целостности.
5.4.3
Совместимость порогов
5.4.3.1
ИНС должна обеспечивать совместимость порогов для функций контроля и
сигнализации.
5.4.3.2
ИНС должна обеспечивать автоматическими средствами, чтобы в разных частях ИНС
использовались, где это практически возможно, совместимые пороги.
5.4.3.3
Может быть выдано предупреждение, в случае если пороги, введенные командой на
мостике, отличаются от порогов, выставленных в других частях ИНС.
5.5.1
Целостность данных должна контролироваться и проверяться автоматически, до того
как эти данные используются или отображаются.
5.5.2
Целостность информации должна проверяться путем сравнения с данными,
полученными независимым образом, по крайней мере, от двух датчиков и/или
источников, если это возможно.
5.5.3
ИНС должна обеспечивать ручные или автоматические средства для выбора наиболее
точного метода контроля целостности из имеющихся датчиков и/или источников.
5.5.4
Должно быть предусмотрено четкое указание датчиков и источников данных,
отобранных для контроля целостности.
5.5.5
В случае если проверка целостности показала отрицательные результаты или если
проведение проверки невозможно, ИНС должна давать предостережение.
5.5.6
Данные, которые не прошли функцию контроля целостности, или данные, для которых
контроль целостности невозможен, не должны использоваться для автоматических
систем/функций управления.
5.6.1
Маркировка данных должна указывать источник и результаты проверок на
действительность и достоверность и контроля целостности, для того чтобы можно
было при выполнении последующих функций определить, отвечают ли входные данные
требованиям таких функций.
5.7 Выбор датчиков и
источников
5.7.1
Если имеются множественные датчики/источники, ИНС должна предоставить
пользователю на выбор два режима выбора