Резолюция
MSC.192(79)
ПРИНЯТИЕ ПЕРЕСМОТРЕННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ К РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
(принята 6 декабря 2004 года)
КОМИТЕТ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28 b) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию A.886(21), которой
Ассамблея постановила, что функция принятия эксплуатационных требований и
технических спецификаций, а также поправок к ним будет осуществляться Комитетом
по безопасности на море от имени Организации, ОТМЕЧАЯ резолюции A.222(VII),
A.278(VIII), A.477(XII), MSC.64(67),
приложение 4, A.820(19) и A.823(19), содержащие эксплуатационные
требования, применимые к морским радиолокационным станциям, изготовленным и
установленным в различное время в прошлом,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ, что морские радиолокационные станции используются совместно с другим
навигационным оборудованием, которое должно находиться на борту судов, таким
как средство автоматического сопровождения цели, САРП, АИС, ЭКНИС и др.,
ПРИЗНАВАЯ
необходимость унификации требований к морским радиолокационным станциям в
целом, и в частности к отображению и представлению информации, связанной с
судовождением,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию о пересмотренных эксплуатационных требованиях к радиолокационному
оборудованию, сделанную Подкомитетом по безопасности мореплавания на его
пятидесятой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Пересмотренную рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
радиолокационному оборудованию, изложенную в приложении к настоящей резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы радиолокационное оборудование,
установленное 1 июля 2008 года или после этой даты, отвечало эксплуатационным
требованиям не ниже тех, которые указаны в приложении к настоящей резолюции.
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К РАДИОЛОКАЦИОННОМУ
ОБОРУДОВАНИЮ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ
Радиолокационное
оборудование должно оказывать помощь в безопасном судовождении и предупреждении
столкновений путем индикации, по отношению к собственному судну, местоположения
других надводных плавучих средств, препятствий и опасностей, навигационных
объектов и береговой линии.
Для
этой цели радиолокационная станция должна обеспечивать интеграцию и отображение
радиолокационного видеоизображения, информации о сопровождении целей, данных о
местоположении, полученных из координат собственного судна и координат,
основанных на геодезической системе. В дополнение к радиолокационным данным
должны обеспечиваться интеграция и отображение информации АИС. Для оказания
помощи в судовождении и наблюдении за местоположением может обеспечиваться
возможность отображения отдельных частей электронных навигационных карт и
другой информации векторных карт. Радиолокационная станция, объединенная с
другим датчиком или сообщаемой информацией (например, АИС), должна повысить
безопасность судовождения путем оказания помощи в эффективном судовождении и
защите окружающей среды, удовлетворяя следующим функциональным требованиям:
-
в прибрежном плавании и на подходах к портам обеспечивать четкое указание
берега и других стационарных опасностей;
-
обеспечивать улучшенное отображение состояния движения судов и повышенную
информированность о ситуации;
-
в режиме "судно-судно" содействовать предотвращению столкновений с
обнаруженными и сообщенными опасностями;
-
при обнаружении небольших плавучих и стационарных опасностей предотвращать
столкновения и обеспечивать безопасность своего судна; и
-
обнаруживать плавучие и стационарные средства навигационного ограждения (см.
примечание 3 к таблице 2).
2. ПРИМЕНЕНИЕ
НАСТОЯЩИХ ТРЕБОВАНИЙ
Настоящие
эксплуатационные требования должны применяться ко всем требуемым Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками судовым
радиолокационным станциям, используемым в любой конфигурации, независимо от:
- типа судна;
- используемого
частотного диапазона; и
- типа
устройства отображения,
при
условии, что в таблице 1 не предусматривается никаких специальных требований и
что выполняются дополнительные требования для особых классов судов (в соответствии
с главами V и X
Конвенции СОЛАС).
Радиолокационная
станция, помимо соответствия общим требованиям, изложенным в резолюции A.694(17)*, должны отвечать следующим
эксплуатационным требованиям. Тесное взаимодействие между различным
навигационным оборудованием и системами обуславливает важность рассмотрения
этих требований совместно с другими соответствующими требованиями ИМО.
______________
* См. публикацию МЭК 60945.
Таблица 1.
Различия между эксплуатационными требованиями к различным размерам/ категориям
судов/плавучих средств, к которым применяется Конвенция СОЛАС
Размер судна/плавучего средства |
Валовая вместимость <500 |
Валовая вместимость от 500 до 10 000 и ВСС <10 000 |
Все суда/плавучие средства валовой вместимостью ≥ 10 000 |
Минимальный
эффективный диаметр экрана индикатора |
180 мм |
250 мм |
320 мм |
Минимальная
площадь экрана индикатора |
195 x 195 мм |
270 x 270 мм |
340 x 340 мм |
Автоматический захват
целей на сопровождение |
- |
- |
Да |
Минимальное
количество сопровождаемых целей |
20 |
30 |
40 |
Минимальное
количество активизированных целей АИС |
20 |
30 |
40 |
Минимальное
количество пассивных целей АИС |
100 |
150 |
200 |
Проигрывание
маневра |
- |
- |
Да |
Перечень
справочных документов приведен в дополнении 1.
Определения
приведены в дополнении 2.
5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
Конструкция
и функционирование радиолокационной станции должно основываться на требованиях
пользователя и современной технологии судовождения. Радиолокационная станция
должна обеспечивать эффективное обнаружение целей в окружающей, связанной с
безопасностью среде вокруг своего судна и позволять быструю и легкую оценку
ситуации.*
_________________
* См. циркуляр MSC/Circ.878, the Human Element Analysing
Process (HEAP) (Процесс анализа человеческого фактора).
Радиолокационная
станция должна обеспечивать излучение в пределах диапазонов частот,
распределенных МСЭ для морских радиолокационных станций, и отвечать требованиям
Регламента радиосвязи и применимым рекомендациям МСЭ-Р.
5.1.2 Требования к радиолокационным датчикам
Настоящие
эксплуатационные требования применяются к радиолокационным системам, работающим
как в полосе частот X, так и полосе частот S:
- полоса частот
X (9,2-9,5 ГГц) для высокой разрешающей способности, хорошей чувствительности и
сопровождения целей; и
- полоса частот
S (2,9-3,1 ГГц) для обеспечения того, чтобы функция обнаружения и сопровождения
целей поддерживалась в различных и неблагоприятных условиях засветки от тумана,
дождя и моря. Используемая полоса частот должна указываться.
5.1.3 Восприимчивость к радиопомехам
Радиолокационная
станция должна удовлетворительно функционировать в условиях типичных
радиопомех.
5.2 Точность пеленгования и
дальности радиолокационной станции
Точность,
с которой радиолокационная система должна определять дальность и пеленг, должна
быть:
Дальность в
пределах 30 м или 1% используемой шкалы дальности, смотря по тому, что больше;
Пеленг в
пределах 1°.
5.3 Функция обнаружения
цели и снижения помех
Должны
использоваться все имеющиеся средства для обнаружения целей.
5.3.1.1 Обнаружение цели при
отсутствии помех
При
отсутствии помех для обнаружения целей и береговой линии на дальнем расстоянии
требование к радиолокационной системе основано на обычных условиях распространения
радиоволн при отсутствии засветки от моря, атмосферных осадков и
приповерхностного волновода и при высоте антенны 15 м над уровнем моря. Исходя
из того, что:
- отображение
цели происходит по меньшей мере при 8 из 10 сканирований или эквивалентного
соотношения; и
- вероятность
ложного сигнала обнаружения цели радиолокатором составляет 10-4,
требование,
содержащееся в таблице 2, должно выполняться, как указано для оборудования,
работающего в полосах частот X и S.
Качество
обнаружения должно достигаться путем использования наименьшей антенны, которая
поставляется вместе с радиолокационной системой.
Понимая,
что относительные скорости между своим судном и целью могут быть высокими,
оборудование должно иметь спецификации и одобряться как подходящее для класса
судна, имеющего обычную (<30 узлов) или высокую (>30 узлов) скорость
собственного судна (относительные скорости 100 узлов и 140 узлов,
соответственно).
Таблица 2.
Минимальные дальности обнаружения цели при отсутствии засветки от моря
Описание цели |
Характеристика цели |
Дальность
обнаружения в морских милях6 |
|
Описание цели5 |
Высота над уровнем моря в м |
Полоса частот Х |
Полоса частот S |
Береговая линия |
Высота до 60 |
20 |
20 |
Береговая линия |
Высота до 6 |
8 |
8 |
Береговая линия |
Высота до 3 |
6 |
6 |
Судно,
охватываемое Конвенцией СОЛАС (валовой вместимостью >5 000) |
10 |
11 |
11 |
Судно,
охватываемое Конвенцией СОЛАС (валовой вместимостью >500) |
5,0 |
8 |
8 |
Небольшое судно
с радиолокационным отражателем, отвечающим эксплуатационным требованиям ИМО1 |
4,0 |
5,0 |
3,7 |
Навигационный
буй с уголковым отражателем2 |
3,5 |
4,9 |
3,6 |
Типовой
навигационный буй3 |
3,5 |
4,6 |
3,0 |
Небольшое судно
длиной 10 м без радиолокационного отражателя4 |
2,0 |
3,4 |
3,0 |
_________________________________
1 Пересмотренные эксплуатационные требования ИМО к
радиолокационным отражателям (резолюция MSC.164(78))
Эффективная площадь отражения (ЭПО) радиолокатора 7,5 м2 для полосы
частот X, 0,5 м2 для полосы частот S.
2 Уголковый отражатель
(используется для измерения) принимается как 10 м2 для полосы частот
X и 1,0 м2 для полосы частот S.
3 Типичный навигационный буй
принимается как 5,0 м2 для полосы частот Х и 0,5 м2 для
полосы частот S.
4 ЭПО для небольшого судна
длиной 10 м принимается как 2,5 м2 для полосы частот Х и 1,4 м2
для полосы частот S (принимается как комплексная цель).
5 Радиолокационные отражатели принимаются как
точечные цели, суда как комплексные цели, а береговая линия как распределенная
цель (типовые значения для скалистой береговой линии, но зависят от профиля).
6 Дальности обнаружения,
встречающиеся на практике, будут зависеть от различных факторов, включая
атмосферные условия (например, приповерхностный волновод), скорость цели и ее
ракурс, материал цели и ее конструкция. Эти и другие факторы могут как
увеличить, так и уменьшить указанные дальности обнаружения цели. На дальностях
между первым обнаружением и собственным судном радиолокационный эхосигнал может
быть ослаблен или усилен за счет многолучевого распространения сигнала, которое
зависит от таких факторов, как высота центра антенны/цели, конструкция цели,
состояние моря и полоса частот радиолокатора.
5.3.1.2
Обнаружение цели на близком расстоянии
Обнаружение
целей на близких расстояниях при условиях, указанных в таблице 2, должно быть
совместимо с требованием в пункте 5.4
5.3.1.3
Обнаружение в условиях помех
Эксплуатационные
ограничения, вызванные типичными атмосферными осадками и засветкой от моря,
повлекут снижение способности обнаружения целей по сравнению с тем, что указано
в 5.3.1.1 и таблице 2.
5.3.1.3.1
Радиолокационное оборудование должно быть спроектировано так, чтобы
обеспечивалось оптимальное и наиболее постоянное обнаружение, ограниченное
только физическими пределами распространения радиоволн.
5.3.1.3.2
Радиолокационная система должна обеспечивать средства усиления видимости целей
в условиях сильных помех на близких расстояниях.
5.3.1.3.3 В наставлении
пользователю должно быть четко указано снижение качества обнаружения (по
отношению к величинам, приведенным в таблице 2) для
различных дальностей и скоростей целей при следующих условиях:
- небольшой
дождь (4 мм в час) и сильный дождь (16 мм в час);
- состояние моря
2 балла и 5 баллов; и
- сочетание
упомянутых условий.
5.3.1.3.4
Определение качества работы в условиях помех и особенно дальность первого
обнаружения, как определено в условиях помех в 5.3.1.3.3,
должно проверяться и оцениваться по сравнению с данными от контрольной цели,
как определено в стандарте испытаний.
5.3.1.3.5
Ухудшение качества работы из-за большой длины линии передачи, высоты антенны
или других факторов должно быть четко указано в наставлении пользователю.
5.3.2 Усиление и фукции подавления помех
5.3.2.1
Должны быть предусмотрены средства, насколько это практически возможно, для
достаточного снижения нежелательных эхосигналов, включая засветку от моря,
дождя и других видов атмосферных осадков, облачности, песчаных бурь и помех от
других радиолокационных станций.
5.3.2.2
Должна быть предусмотрена функция управления усилением для регулировки усиления
или порогового уровня сигнала.
5.3.2.3
Должны быть обеспечены эффективные функции ручного и автоматического подавления
помех.
5.3.2.4
Допускается объединение функций автоматического и ручного подавления помех.
5.3.2.5
Должна быть четкая и постоянная индикация состояния и уровня усиления и органов
подавлением помех.
5.3.3.1
Должны иметься средства для улучшения отображения цели на экране.
5.3.3.2
Эффективный период обновления изображения должен быть достаточным, с
минимальным периодом задержки, чтобы обеспечить выполнение требований к
обнаружению целей.
5.3.3.3
Изображение должно обновляться плавно и непрерывно.
5.3.3.4
Наставление по оборудованию должно объяснять базовый принцип, характеристики и
ограничения любой обработки сигнала.
5.3.4 Работа с САРТ и
радиолокационными маяками-ответчиками
5.3.4.1
Радиолокационная система, работающая в полосе частот X, должна быть способна
обнаруживать радиолокационные маяки-ответчики в соответствующем диапазоне
частот.
5.3.4.2
Радиолокационная система, работающая в полосе частот X, должна быть способна
обнаруживать САРТ и средства усиления радиолокационной видимости целей.
5.3.4.3
Должна обеспечиваться возможность выключения тех функций обработки сигнала,
включая режимы поляризации, которые могут помешать обнаружению и отображению на
экране радиолокационных маяков-ответчиков или САРТ, работающих в полосе частот
Х. Должна быть индикация этого выключения.
5.4.1
При нулевой скорости своего судна, высоте антенны, равной 15 м над уровнем
моря, и при отсутствии волнения навигационный буй (см. таблицу 2) должен обнаруживаться на минимальной горизонтальной
дальности 40 м от положения антенны и до дальности 1 морская миля без изменения
положения органов управления, кроме переключателя шкалы дальности.
5.4.2
Должна автоматически учитываться любая поправка к дальности для каждой
выбранной антенны, если установлено несколько антенн.
Разрешающая
способность по дальности и пеленгу должна измеряться при отсутствии волнения на
шкале дальности 1,5 морских мили или менее и в пределах от 50 до 100% выбранной
шкалы дальности:
Радиолокационная
система должна быть способна отображать две точечные цели на одном и том же
пеленге, разделенные расстоянием в 40 м, в качестве двух отдельных объектов.
Радиолокационная
система должна быть способна отображать две точечные цели на одной и той же
дальности и отличающиеся по пеленгу на 2,5°, в качестве двух отдельных
объектов.
Качество
обнаружения цели не должно существенно ухудшаться при бортовой или килевой
качке своего судна до ±10°.
5.7 Оптимизация и настройка
радиолокационной станции
5.7.1
Должны иметься средства для обеспечения того, чтобы радиолокационная система
работала с наилучшими характеристиками. Там, где это применимо к
радиолокационной технологии, должна быть обеспечена ручная настройки и, кроме
того, может быть обеспечена автоматическая настройка.
5.7.2
Должна обеспечиваться индикация, при отсутствии целей, позволяющая убедиться,
что система эксплуатируется с оптимальными характеристиками.
5.7.3
При нахождении системы в рабочем состоянии должны иметься средства
(автоматические или ручные) для определения значительного ухудшения качества
работы системы по отношению к калибровочному стандарту, введенному во время
установки системы.
5.8 Готовность
радиолокационной станции к работе
Радиолокационное
оборудование должно быть полностью в рабочем состоянии (состояние
"Работа") в пределах 4 мин. после включения из холодного состояния.
Должно обеспечиваться состояние "Готовность", при котором
радиолокационная станция не излучает радиосигнала. Переход радиолокационной станции
полностью из состояния готовности в рабочее состояние должен осуществляться в
пределах 5 с.
5.9 Радиолокационные
измерения постоянная общая опорная точка (ПООТ)
5.9.1
Измерения, проводимые со своего судна (например, кольца дальности, дистанция до
цели и ее пеленг, отметка курса, данные сопровождения цели), должны быть
привязаны к постоянной общей опорной точке (например, место, с которого
управляется судно). Должны быть предусмотрены средства, позволяющие учесть
смещение между положением антенны и постоянной общей опорной точкой при
установке. Если установлено несколько антенн, должны иметься средства учета
смещений для каждой антенны радиолокационной системы. Смещения должны
учитываться автоматически при выборе какого-либо радиолокационного датчика.
5.9.2
На соответствующих шкалах дальности должен иметься контур своего судна в
масштабе. Постоянная общая опорная точка и положение выбранной радиолокационной
антенны должны быть указаны на этом изображении.
5.9.3
Если начало развертки находится в центре экрана, постоянная общая опорная точка
должна находиться в центре азимутальной шкалы. Границы смещения начала
развертки должны увязываться с положением выбранной антенны.
5.9.4
Измерения дальности должны проводиться в морских милях. Кроме того, на малых
шкалах дальности могут предусматриваться измерения в метрической системе. Все
указываемые величины для измерения дальности должны быть однозначными.
5.9.5
Радиолокационные цели должны отображаться на линейной шкале дальности и
одновременно с индексом дальности.
5.10 Шкалы дальности на
дисплее
5.10.1
Должны обеспечиваться шкалы дальности 0,25, 0,5, 0,75, 1,5, 3, 6, 12 и 24
морские мили. Помимо обязательного комплекта допускаются дополнительные шкалы
дальности. Малые метрические шкалы дальности могут быть предложены в дополнение
к обязательному комплекту.
5.10.2
Выбранная шкала дальности должна быть постоянно указана.