MSC. 192(79) Принятие пересмотренных Эксплуатационных требований к радиолокационному оборудованию

Резолюция MSC.192(79)

 ПРИНЯТИЕ ПЕРЕСМОТРЕННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

(принята 6 декабря 2004 года)

 

 

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 28 b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.886(21), которой Ассамблея постановила, что функция принятия эксплуатационных требований и технических спецификаций, а также поправок к ним будет осуществляться Комитетом по безопасности на море от имени Организации, ОТМЕЧАЯ резолюции A.222(VII), A.278(VIII), A.477(XII), MSC.64(67), приложение 4, A.820(19) и A.823(19), содержащие эксплуатационные требования, применимые к морским радиолокационным станциям, изготовленным и установленным в различное время в прошлом,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что морские радиолокационные станции используются совместно с другим навигационным оборудованием, которое должно находиться на борту судов, таким как средство автоматического сопровождения цели, САРП, АИС, ЭКНИС и др.,

 

ПРИЗНАВАЯ необходимость унификации требований к морским радиолокационным станциям в целом, и в частности к отображению и представлению информации, связанной с судовождением,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию о пересмотренных эксплуатационных требованиях к радиолокационному оборудованию, сделанную Подкомитетом по безопасности мореплавания на его пятидесятой сессии,

 

1. ПРИНИМАЕТ Пересмотренную рекомендацию по эксплуатационным требованиям к радиолокационному оборудованию, изложенную в приложении к настоящей резолюции;

 

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам обеспечить, чтобы радиолокационное оборудование, установленное 1 июля 2008 года или после этой даты, отвечало эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые указаны в приложении к настоящей резолюции.

 

Приложение.

ПЕРЕСМОТРЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

 

Радиолокационное оборудование должно оказывать помощь в безопасном судовождении и предупреждении столкновений путем индикации, по отношению к собственному судну, местоположения других надводных плавучих средств, препятствий и опасностей, навигационных объектов и береговой линии.

 

Для этой цели радиолокационная станция должна обеспечивать интеграцию и отображение радиолокационного видеоизображения, информации о сопровождении целей, данных о местоположении, полученных из координат собственного судна и координат, основанных на геодезической системе. В дополнение к радиолокационным данным должны обеспечиваться интеграция и отображение информации АИС. Для оказания помощи в судовождении и наблюдении за местоположением может обеспечиваться возможность отображения отдельных частей электронных навигационных карт и другой информации векторных карт. Радиолокационная станция, объединенная с другим датчиком или сообщаемой информацией (например, АИС), должна повысить безопасность судовождения путем оказания помощи в эффективном судовождении и защите окружающей среды, удовлетворяя следующим функциональным требованиям:

 

- в прибрежном плавании и на подходах к портам обеспечивать четкое указание берега и других стационарных опасностей;

 

- обеспечивать улучшенное отображение состояния движения судов и повышенную информированность о ситуации;

 

- в режиме "судно-судно" содействовать предотвращению столкновений с обнаруженными и сообщенными опасностями;

 

- при обнаружении небольших плавучих и стационарных опасностей предотвращать столкновения и обеспечивать безопасность своего судна; и

 

- обнаруживать плавучие и стационарные средства навигационного ограждения (см. примечание 3 к таблице 2).

 

2. ПРИМЕНЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Настоящие эксплуатационные требования должны применяться ко всем требуемым Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками судовым радиолокационным станциям, используемым в любой конфигурации, независимо от:

 

- типа судна;

 

- используемого частотного диапазона; и

 

- типа устройства отображения,

 

при условии, что в таблице 1 не предусматривается никаких специальных требований и что выполняются дополнительные требования для особых классов судов (в соответствии с главами V и X Конвенции СОЛАС).

 

Радиолокационная станция, помимо соответствия общим требованиям, изложенным в резолюции A.694(17)*, должны отвечать следующим эксплуатационным требованиям. Тесное взаимодействие между различным навигационным оборудованием и системами обуславливает важность рассмотрения этих требований совместно с другими соответствующими требованиями ИМО.

______________

* См. публикацию МЭК 60945.

 

Таблица 1.
Различия между эксплуатационными требованиями к различным размерам/ категориям судов/плавучих средств, к которым применяется Конвенция СОЛАС

 

Размер судна/плавучего средства

Валовая вместимость

 <500

Валовая вместимость от 500 до 10 000

и ВСС <10 000

Все суда/плавучие средства валовой вместимостью

10 000

Минимальный эффективный диаметр экрана индикатора

180 мм

250 мм

320 мм

Минимальная площадь экрана индикатора

195 x 195 мм

270 x 270 мм

340 x 340 мм

Автоматический захват целей на сопровождение

-

-

Да

Минимальное количество сопровождаемых целей

20

30

40

Минимальное количество активизированных целей АИС

20

30

40

Минимальное количество пассивных целей АИС

100

150

200

Проигрывание маневра

-

-

Да

 

 

3. СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Перечень справочных документов приведен в дополнении 1.

 

4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Определения приведены в дополнении 2.

 

5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

 

Конструкция и функционирование радиолокационной станции должно основываться на требованиях пользователя и современной технологии судовождения. Радиолокационная станция должна обеспечивать эффективное обнаружение целей в окружающей, связанной с безопасностью среде вокруг своего судна и позволять быструю и легкую оценку ситуации.*

_________________

* См. циркуляр MSC/Circ.878, the Human Element Analysing Process (HEAP) (Процесс анализа человеческого фактора).

 

5.1 Частота

 

5.1.1 Спектр частот

 

Радиолокационная станция должна обеспечивать излучение в пределах диапазонов частот, распределенных МСЭ для морских радиолокационных станций, и отвечать требованиям Регламента радиосвязи и применимым рекомендациям МСЭ-Р.

 

5.1.2 Требования к радиолокационным датчикам

 

Настоящие эксплуатационные требования применяются к радиолокационным системам, работающим как в полосе частот X, так и полосе частот S:

 

- полоса частот X (9,2-9,5 ГГц) для высокой разрешающей способности, хорошей чувствительности и сопровождения целей; и

 

- полоса частот S (2,9-3,1 ГГц) для обеспечения того, чтобы функция обнаружения и сопровождения целей поддерживалась в различных и неблагоприятных условиях засветки от тумана, дождя и моря. Используемая полоса частот должна указываться.

 

5.1.3 Восприимчивость к радиопомехам

 

Радиолокационная станция должна удовлетворительно функционировать в условиях типичных радиопомех.

 

5.2 Точность пеленгования и дальности радиолокационной станции

 

Точность, с которой радиолокационная система должна определять дальность и пеленг, должна быть:

 

Дальность в пределах 30 м или 1% используемой шкалы дальности, смотря по тому, что больше;

 

Пеленг в пределах 1°.

 

 5.3 Функция обнаружения цели и снижения помех

 

Должны использоваться все имеющиеся средства для обнаружения целей.

 

5.3.1 Обнаружение цели

 

5.3.1.1 Обнаружение цели при отсутствии помех

 

При отсутствии помех для обнаружения целей и береговой линии на дальнем расстоянии требование к радиолокационной системе основано на обычных условиях распространения радиоволн при отсутствии засветки от моря, атмосферных осадков и приповерхностного волновода и при высоте антенны 15 м над уровнем моря. Исходя из того, что:

 

- отображение цели происходит по меньшей мере при 8 из 10 сканирований или эквивалентного соотношения; и

 

- вероятность ложного сигнала обнаружения цели радиолокатором составляет 10-4,

 

требование, содержащееся в таблице 2, должно выполняться, как указано для оборудования, работающего в полосах частот X и S.

 

Качество обнаружения должно достигаться путем использования наименьшей антенны, которая поставляется вместе с радиолокационной системой.

 

Понимая, что относительные скорости между своим судном и целью могут быть высокими, оборудование должно иметь спецификации и одобряться как подходящее для класса судна, имеющего обычную (<30 узлов) или высокую (>30 узлов) скорость собственного судна (относительные скорости 100 узлов и 140 узлов, соответственно).

 

Таблица 2.
Минимальные дальности обнаружения цели при отсутствии засветки от моря

 

Описание цели

Характеристика цели

Дальность обнаружения в морских милях6

Описание цели5

Высота над уровнем моря

 в м

Полоса

частот Х

Полоса

частот S

Береговая линия

Высота до 60

20

20

Береговая линия

Высота до 6

8

8

Береговая линия

Высота до 3

6

6

Судно, охватываемое Конвенцией СОЛАС (валовой вместимостью >5 000)

10

11

11

Судно, охватываемое Конвенцией СОЛАС (валовой вместимостью >500)

5,0

8

8

Небольшое судно с радиолокационным отражателем, отвечающим эксплуатационным требованиям ИМО1

4,0

5,0

3,7

Навигационный буй с уголковым отражателем2

3,5

4,9

3,6

Типовой навигационный буй3

3,5

4,6

3,0

Небольшое судно длиной 10 м без радиолокационного отражателя4

2,0

3,4

3,0

 

_________________________________

1 Пересмотренные эксплуатационные требования ИМО к радиолокационным отражателям (резолюция MSC.164(78)) Эффективная площадь отражения (ЭПО) радиолокатора 7,5 м2 для полосы частот X, 0,5 м2 для полосы частот S.

 

2 Уголковый отражатель (используется для измерения) принимается как 10 м2 для полосы частот X и 1,0 м2 для полосы частот S.

 

3 Типичный навигационный буй принимается как 5,0 м2 для полосы частот Х и 0,5 м2 для полосы частот S.

 

4 ЭПО для небольшого судна длиной 10 м принимается как 2,5 м2 для полосы частот Х и 1,4 м2 для полосы частот S (принимается как комплексная цель).

 

5 Радиолокационные отражатели принимаются как точечные цели, суда как комплексные цели, а береговая линия как распределенная цель (типовые значения для скалистой береговой линии, но зависят от профиля).

 

6 Дальности обнаружения, встречающиеся на практике, будут зависеть от различных факторов, включая атмосферные условия (например, приповерхностный волновод), скорость цели и ее ракурс, материал цели и ее конструкция. Эти и другие факторы могут как увеличить, так и уменьшить указанные дальности обнаружения цели. На дальностях между первым обнаружением и собственным судном радиолокационный эхосигнал может быть ослаблен или усилен за счет многолучевого распространения сигнала, которое зависит от таких факторов, как высота центра антенны/цели, конструкция цели, состояние моря и полоса частот радиолокатора.

 

5.3.1.2 Обнаружение цели на близком расстоянии

 

Обнаружение целей на близких расстояниях при условиях, указанных в таблице 2, должно быть совместимо с требованием в пункте 5.4

 

5.3.1.3 Обнаружение в условиях помех

 

Эксплуатационные ограничения, вызванные типичными атмосферными осадками и засветкой от моря, повлекут снижение способности обнаружения целей по сравнению с тем, что указано в 5.3.1.1 и таблице 2.

 

5.3.1.3.1 Радиолокационное оборудование должно быть спроектировано так, чтобы обеспечивалось оптимальное и наиболее постоянное обнаружение, ограниченное только физическими пределами распространения радиоволн.

 

5.3.1.3.2 Радиолокационная система должна обеспечивать средства усиления видимости целей в условиях сильных помех на близких расстояниях.

 

5.3.1.3.3 В наставлении пользователю должно быть четко указано снижение качества обнаружения (по отношению к величинам, приведенным в таблице 2) для различных дальностей и скоростей целей при следующих условиях:

 

- небольшой дождь (4 мм в час) и сильный дождь (16 мм в час);

 

- состояние моря 2 балла и 5 баллов; и

 

- сочетание упомянутых условий.

 

5.3.1.3.4 Определение качества работы в условиях помех и особенно дальность первого обнаружения, как определено в условиях помех в 5.3.1.3.3, должно проверяться и оцениваться по сравнению с данными от контрольной цели, как определено в стандарте испытаний.

 

5.3.1.3.5 Ухудшение качества работы из-за большой длины линии передачи, высоты антенны или других факторов должно быть четко указано в наставлении пользователю.

 

5.3.2 Усиление и фукции подавления помех

 

5.3.2.1 Должны быть предусмотрены средства, насколько это практически возможно, для достаточного снижения нежелательных эхосигналов, включая засветку от моря, дождя и других видов атмосферных осадков, облачности, песчаных бурь и помех от других радиолокационных станций.

 

5.3.2.2 Должна быть предусмотрена функция управления усилением для регулировки усиления или порогового уровня сигнала.

 

5.3.2.3 Должны быть обеспечены эффективные функции ручного и автоматического подавления помех.

 

5.3.2.4 Допускается объединение функций автоматического и ручного подавления помех.

 

5.3.2.5 Должна быть четкая и постоянная индикация состояния и уровня усиления и органов подавлением помех.

 

5.3.3 Обработка сигнала

 

5.3.3.1 Должны иметься средства для улучшения отображения цели на экране.

 

5.3.3.2 Эффективный период обновления изображения должен быть достаточным, с минимальным периодом задержки, чтобы обеспечить выполнение требований к обнаружению целей.

 

5.3.3.3 Изображение должно обновляться плавно и непрерывно.

 

5.3.3.4 Наставление по оборудованию должно объяснять базовый принцип, характеристики и ограничения любой обработки сигнала.

 

5.3.4 Работа с САРТ и радиолокационными маяками-ответчиками

 

5.3.4.1 Радиолокационная система, работающая в полосе частот X, должна быть способна обнаруживать радиолокационные маяки-ответчики в соответствующем диапазоне частот.

 

5.3.4.2 Радиолокационная система, работающая в полосе частот X, должна быть способна обнаруживать САРТ и средства усиления радиолокационной видимости целей.

 

5.3.4.3 Должна обеспечиваться возможность выключения тех функций обработки сигнала, включая режимы поляризации, которые могут помешать обнаружению и отображению на экране радиолокационных маяков-ответчиков или САРТ, работающих в полосе частот Х. Должна быть индикация этого выключения.

 

5.4 Минимальная дальность

 

5.4.1 При нулевой скорости своего судна, высоте антенны, равной 15 м над уровнем моря, и при отсутствии волнения навигационный буй (см. таблицу 2) должен обнаруживаться на минимальной горизонтальной дальности 40 м от положения антенны и до дальности 1 морская миля без изменения положения органов управления, кроме переключателя шкалы дальности.

 

5.4.2 Должна автоматически учитываться любая поправка к дальности для каждой выбранной антенны, если установлено несколько антенн.

 

5.5 Разрешающая способность

 

Разрешающая способность по дальности и пеленгу должна измеряться при отсутствии волнения на шкале дальности 1,5 морских мили или менее и в пределах от 50 до 100% выбранной шкалы дальности:

 

5.5.1 Дальность

 

Радиолокационная система должна быть способна отображать две точечные цели на одном и том же пеленге, разделенные расстоянием в 40 м, в качестве двух отдельных объектов.

 

5.5.2 Пеленг

 

Радиолокационная система должна быть способна отображать две точечные цели на одной и той же дальности и отличающиеся по пеленгу на 2,5°, в качестве двух отдельных объектов.

 

5.6 Бортовая и килевая качка

 

Качество обнаружения цели не должно существенно ухудшаться при бортовой или килевой качке своего судна до ±10°.

 

5.7 Оптимизация и настройка радиолокационной станции

 

5.7.1 Должны иметься средства для обеспечения того, чтобы радиолокационная система работала с наилучшими характеристиками. Там, где это применимо к радиолокационной технологии, должна быть обеспечена ручная настройки и, кроме того, может быть обеспечена автоматическая настройка.

 

5.7.2 Должна обеспечиваться индикация, при отсутствии целей, позволяющая убедиться, что система эксплуатируется с оптимальными характеристиками.

 

5.7.3 При нахождении системы в рабочем состоянии должны иметься средства (автоматические или ручные) для определения значительного ухудшения качества работы системы по отношению к калибровочному стандарту, введенному во время установки системы.

 

5.8 Готовность радиолокационной станции к работе

 

Радиолокационное оборудование должно быть полностью в рабочем состоянии (состояние "Работа") в пределах 4 мин. после включения из холодного состояния. Должно обеспечиваться состояние "Готовность", при котором радиолокационная станция не излучает радиосигнала. Переход радиолокационной станции полностью из состояния готовности в рабочее состояние должен осуществляться в пределах 5 с.

 

5.9 Радиолокационные измерения постоянная общая опорная точка (ПООТ)

 

5.9.1 Измерения, проводимые со своего судна (например, кольца дальности, дистанция до цели и ее пеленг, отметка курса, данные сопровождения цели), должны быть привязаны к постоянной общей опорной точке (например, место, с которого управляется судно). Должны быть предусмотрены средства, позволяющие учесть смещение между положением антенны и постоянной общей опорной точкой при установке. Если установлено несколько антенн, должны иметься средства учета смещений для каждой антенны радиолокационной системы. Смещения должны учитываться автоматически при выборе какого-либо радиолокационного датчика.

 

5.9.2 На соответствующих шкалах дальности должен иметься контур своего судна в масштабе. Постоянная общая опорная точка и положение выбранной радиолокационной антенны должны быть указаны на этом изображении.

 

5.9.3 Если начало развертки находится в центре экрана, постоянная общая опорная точка должна находиться в центре азимутальной шкалы. Границы смещения начала развертки должны увязываться с положением выбранной антенны.

 

5.9.4 Измерения дальности должны проводиться в морских милях. Кроме того, на малых шкалах дальности могут предусматриваться измерения в метрической системе. Все указываемые величины для измерения дальности должны быть однозначными.

 

5.9.5 Радиолокационные цели должны отображаться на линейной шкале дальности и одновременно с индексом дальности.

 

5.10 Шкалы дальности на дисплее

 

5.10.1 Должны обеспечиваться шкалы дальности 0,25, 0,5, 0,75, 1,5, 3, 6, 12 и 24 морские мили. Помимо обязательного комплекта допускаются дополнительные шкалы дальности. Малые метрические шкалы дальности могут быть предложены в дополнение к обязательному комплекту.

 

5.10.2 Выбранная шкала дальности должна быть постоянно указана.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home