Циркулярное письмо
MSC/Circ.982
РУКОВОДСТВО ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ ОБОРУДОВАНИЯ МОСТИКА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ
(принято
5 декабря 2000 г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 73 сессии (27 ноября - 6 декабря 2000
г.) принял приложенное Руководство по эргономическим критериям оборудования
мостика и его расположения, которое было выработано в помощь проектантам для
реализации удовлетворительных, с точки зрения эргономики, проектов мостика с
целью повышения надежности и эффективности судовождения.
2.
Данное Руководство было подготовлено в поддержку положений правила V/15 Конвенции СОЛАС - Принципы, связанные с конструкцией
мостика, его оснащением, конструкцией навигационных систем и оборудования и
организацией вахты.
3.
Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести данное Руководство до сведения
всех заинтересованных сторон.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ ОБОРУДОВАНИЯ МОСТИКА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ
Руководство
было выработано для реализации успешного, с точки зрения эргономики, проекта
мостика, который повысит надежность и эффективность судовождения. Это
руководство, поэтому, содержит эргономические требования, также как и
функционально ориентированные на моряка требования к общему устройству мостика
и его оборудования.
Целью
данного Руководства является предоставление эргономических требований к
оборудованию мостика и его расположения, чтобы способствовать согласованной,
надежной и эффективной работе на мостике.
Данное
Руководство нацелено на применение к новым судам.
4. ОПИСАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ НА
МОСТИКЕ
Рабочее
место для судовождения и маневрирования
Главное рабочее место для
управления судном отведено для работы в сидячем/стоячем положении с оптимальной
видимостью и интегрированным представлением информации и работающим
оборудованием для контроля за движением судна. С этого места должна
обеспечиваться возможность безопасной эксплуатацией судна, особенно когда
требуется быстрая последовательность действий.
Рабочее
место для контроля
Рабочее место, с которого
можно постоянно наблюдать в сидячем/стоячем положении работающее оборудование и
окружающую среду; когда несколько членов экипажа работают на мостике, оно
служит для помощи судоводителю советами капитана и/или лоцмана на рабочем месте
для судовождения и маневрирования и/или для выполнения функций контроля.
Рабочее
место для ручного управления рулем
Рабочее место, с которого
судно управляется рулевым, насколько это необходимо, или кажется необходимым по
юридическим или иным причинам, предпочтительно отведенное для работы в сидячем
положении.
Рабочее
место для швартовки (крыло мостика)
Рабочее место для швартовых
операций на крыле мостика должно позволять судоводителю вместе с лоцманом
(когда он на борту) наблюдать за соответствующей внешней и внутренней
информацией и управлять маневрами судна.
Рабочее
место для планирования и ведения документации
Рабочее место, на котором
планируются судовые операции (к примеру, предварительная прокладка, ведение
судового журнала). Фиксация и документирование всех фактов судовых операций.
Рабочее
место по вопросам безопасности
Рабочее место, на котором
объединены средства отображения систем контроля и рабочие элементы систем,
обслуживающих безопасность.
Рабочее
место для радиосвязи
Рабочее
место для работы с оборудованием радиосвязи при бедствии и для обеспечения
безопасности (ГМССБ) и радиосвязи общего назначения и управления таким
оборудованием.
Рис. 1.
Пример функциональных зон, показывающих возможное расположение рабочих мест
В
Дополнении 2 перечислено рекомендованное оборудование для
различных рабочих мест.
5.1.1.1.1
Минимальный обзор
Обзор
поверхности моря с рабочего места для судовождения и маневрирования не должен
быть затенен на расстоянии более чем две длины судна или 500 м, смотря по тому,
что меньше, впереди носовой оконечности до 10° на любой борт, независимо от
осадки судна, дифферента и палубного груза.
5.1.1.1.2
Круговой обзор
Круговой
обзор должен обеспечиваться на 360°, достигается наблюдателем, передвигающимся
в пределах ходовой рубки.
5.1.1.1.3
Рабочее место для судовождения и маневрирования
Горизонтальный
обзор с рабочего места для судовождения и маневрирования должен обеспечиваться
в секторе не меньше чем 225°, т.е. от направления прямо по носу и не менее
22,5° позади траверза каждого борта.
5.1.1.1.4
Рабочее место для контроля
С
рабочего места для контроля обзор должен обеспечиваться, по меньшей мере, в
секторе от траверза левого борта через нос до 22,5° позади траверза правого
борта.
5.1.1.1.5
Крыло мостика
С
каждого крыла мостика обзор должен обеспечиваться в секторе не менее 225°, т.е.
не менее чем 45° с противоположного борта через нос и до 180° к корме.
5.1.1.1.6
Главный пост управления рулем
С
главного поста управления рулем (рабочего места для ручного управления рулем)
обзор должен простираться в секторе от направления прямо по носу, по меньшей
мере, до 60° на каждый борт.
5.1.1.1.7
Теневые секторы
Ведение
безопасного наблюдения с рабочего места для судовождения и маневрирование не
должны ухудшаться теневыми секторами.
Никакой
теневой сектор, создаваемый грузом, грузовым устройством или другими
препятствиями, находящимися впереди, за пределами рулевой рубки, затрудняющими
обзор поверхности моря с рабочего места для судовождения и маневрирования, не
должен превышать 10°. Суммарная величина всех теневых секторов не должна
превышать 20°. Секторы беспрепятственного обзора между двумя теневыми секторами
должны быть не менее 5°. В секторе от направления прямо по носу, по меньшей
мере до 10° каждого борта каждый отдельный теневой сектор не должен превышать
5°.
5.1.1.1.8
Обзор борта судна
Борт
судна должен быть виден с крыла мостика. Крылья мостика должны простираться на
максимальную ширину судна. Ничто не должно мешать обзору борта судна.
5.1.1.2
Окна
5.1.1.2.1
Нижняя кромка переднего окна
Высота
нижней кромки передних окон должна обеспечивать возможность обзора вперед для
лица в сидячем положении на рабочем месте для судовождения и маневрирования и
на рабочем месте для контроля.
В
требуемом секторе обзора высота нижней кромки окон над палубой мостика должна
быть как можно меньше. Ни в коем случае нижняя кромка не должна мешать обзору
вперед, как описано в 5.1.1.1.
5.1.1.2.2
Верхняя кромка переднего окна
Верхняя
кромка передних окон должна обеспечивать возможность обзора вперед для лица в
стоячем положении, глаза которого находятся на высоте 1800 мм от палубы мостика
на рабочем месте для судовождения и маневрирования, когда судно испытывает
сильную килевую качку. Если высота глаз 1800 мм не считается возможной с
практической точки зрения, она может быть снижена до 1600 мм, но не менее.
5.1.1.2.3
Пространство между окнами
Пространство
между окнами должно быть минимальным и не располагаться непосредственно перед
любым рабочим местом или в диаметральной плоскости судна. Если ребра жесткости
обшиваются, обшивка не должна ограничивать обзор с любого места, расположенного
внутри рулевой рубки.
5.1.1.2.4
Наклон передних окон
Во
избежание отражения, передние окна мостика должны иметь наклон от вертикали на
угол не менее 10° и не более 25°, выступая наружу в своей верхней части.
5.1.1.2.5
Наклон задних и бортовых окон
Во
избежание отражения, задние и бортовые окна мостика должны иметь наклон от
вертикали на угол не менее 10° и не более 25°, выступая наружу в своей верхней
части. Исключения допускаются для остекления дверей крыльев мостика.
5.1.1.2.6
Съемные солнцезащитные экраны
В
целях обеспечения ясного обзора и во избежание отражения при ярком солнечном
свете, могут обеспечиваться на всех окнах солнцезащитные экраны с минимальным
нарушением светового спектра. Такие экраны не должны быть постоянно
установленными, а должны быть съемными.
5.1.1.2.7
Остекление
Не
должно устанавливаться поляризованное и тонированное остекление.
5.1.1.2.8
Ясный обзор
Ясный
обзор, по крайней мере, через два передних окна мостика и, в зависимости от
конфигурации мостика, через дополнительное количество окон должен
обеспечиваться всегда, независимо от условий погоды.
5.1.2.1
Размерения рулевой рубки
Чистая
высота подволока рулевой рубки должна проектироваться с учетом установки
панелей подволока и устройств. Чистая высота между покрытием палубы мостика и
внутренней стороной бимсов подволока мостика должна быть не менее 2,25 м. На
свободных от оборудования местах мостика, в проходах и рабочих местах, где
необходимо работать стоя, нижняя кромка оборудования, закрепленного на
подволоке, должна быть на высоте от палубы не менее 2,1 м.
5.1.2.2
Обзор вперед
Должна
быть обеспечена возможность наблюдать из рулевой рубки всю зону судна,
находящуюся впереди надстройки.
5.1.2.2.1
Место у центрального переднего окна
Должно
обеспечиваться свободное место у центрального переднего окна.
Если
обзор в диаметральной плоскости судна затруднен большими мачтами, кранами и
т.п., должны обеспечиваться по одному дополнительному месту с четким обзором -
с левого и правого бортов от диаметральной плоскости, на расстоянии не более 5
м друг от друга.
5.1.2.2.2
Доступ к переднему окну
Кроме
вышеуказанного места, должен обеспечиваться второй свободный доступ к окну, или
ширина этого места должна быть достаточной для двух человек.
5.1.2.3
Положение рабочего места для судовождения и маневрирования
Рабочее
место для судовождения и маневрирования должно, если это практически возможно,
располагаться на правом борту, вблизи диаметральной плоскости судна.
5.1.2.4
Положение рабочего места для ручного управления рулем
Рабочее
место для ручного управления рулем, предпочтительно, должно располагаться в
диаметральной плоскости судна. Если обзор вперед затруднен из-за больших мачт,
кранов и т.п., пост управления смещается вправо от диаметральной плоскости, на
расстояние, достаточное для получения четкого обзора вперед. Если рабочее место
для ручного управления рулем располагается вне диаметральной плоскости, должно
обеспечиваться специальное средство в носу судна для использования рулевым днем
и ночью в качестве привязки для удержания курса на какой-либо объект.
5.1.2.5
Положение рабочего места для контроля
Рабочее
место для контроля должно, если это практически возможно, располагаться на
левом борту, вблизи диаметральной плоскости судна.
5.1.2.6
Связь с крыльями мостика
Должна
обеспечиваться система внутренней связи между рабочим местом для швартовки и
рабочим местом для судовождения и маневрирования, если расстояние между ними
более 10 м. Система внутренней связи должна всегда обеспечиваться между рабочим
местом для судовождения и маневрирования и открытыми крыльями мостика. Там, где
рабочие места далеко отстоят друг от друга, между ними должна обеспечиваться
система внутренней связи, чтобы при любых условиях плавания связь
обеспечивалась без помех. Важно, чтобы все системы связи
"приказ/действие" были системами двусторонней связи.
5.1.2.7
Двери
Все
двери рулевой рубки должны приводиться в действие одной рукой. Двери крыльев
мостика не должны быть самозакрывающего типа. Должны быть предусмотрены
средства удержания дверей крыльев мостика в открытом состоянии.
5.1.2.8
Переносные предметы
Переносные
предметы, такие как оборудование безопасности, инструменты, фонари, карандаши
должны храниться в соответствующих местах, специально устроенных, при
необходимости.
5.1.3.1
Свободный проход
Должен
обеспечиваться свободный проход через рулевую рубку с одного крыла мостика на
другое. Ширина прохода должна быть не менее 1200 мм.
5.1.3.2
Расстояние между соседними рабочими местами
Расстояние
между соседними рабочими местами должно быть достаточным для беспрепятственного
прохода лиц, не занятых на этих местах.
Свободный
проход в переходах между различными зонами рабочих мест должен быть не менее
700 мм. Рабочая зона любого места должна быть частью рабочего места, а не
частью перехода.
5.1.3.3
Размерения переходов
Расстояние
от передней переборки мостика или от каких-либо консолей или установок,
размещенных у передней переборки, до любых консолей или установок, размещенных
на удалении, должно быть достаточным для расхождения двух идущих навстречу друг
другу людей. Ширина перехода между передней переборкой и любой консолью,
предпочтительно, должна быть по меньшей мере 1000 мм и не менее 800 мм.
5.2 Окружающая среда
рабочего места
5.2.1.1
Температура
Оптимальный
спектр температур для выполнения легких работ в одежде, соответствующей сезону
или климату - 21 - 27°С в теплом климате или летом, и 18 - 24°С - в более
холодном климате или зимой.
5.2.1.2
Разница температур
В
двух любых точках одного места работы должна поддерживаться разница температур
менее 5°С, к примеру, температура воздуха на уровне палубы и подволока.
5.2.1.3
Влажность
Влажность
должна поддерживаться между 20 и 60%, предпочтительнее - от 40 до 45%.
Относительная влажность примерно 45% должна обеспечиваться при 21°С. Эта
величина должна уменьшаться с увеличением температуры, но должна оставаться
выше 20% для предотвращения раздражения и обезвоживания кожных тканей, глаз,
мышц и дыхательных путей.
5.2.2
Вентиляция и кондиционирование воздуха
5.2.2.1
Кондиционирование воздуха
Рулевая
рубка должна быть оборудована достаточной системой кондиционирования или
принудительной вентиляции для регулирования температуры и влажности.
Температура и влажность должны корректироваться дверями и окнами рулевой рубки
в пределах, указанных ранее в пункте 5.2.1
требований.
5.2.2.2
Подача горячего воздуха
Системы
подогрева должны быть устроены так, чтобы подача горячего воздуха не
направлялась на персонал.
5.2.2.3
Выходы холодного воздуха
Системы
кондиционирования воздуха должны быть устроены так, чтобы подача холодного
воздуха не направлялась на персонал.
5.2.2.4
Скорость воздушного потока
Системы
вентиляции не должны вырабатывать потоки воздуха со скоростью более 0,5 м/с.
Если возможно, предпочтительная скорость потока должна быть 0,3 м/с для
предупреждения перелистывания страниц или разлета бумажных листов со столов.