МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ
N 75
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(14 мая 2009 г.)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ
4 сентября 2009 г. N 14718)
В
соответствии с абзацем двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля
1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N
22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581;
2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 29
(ч. I), ст. 3418), пунктом 5.2.11 Постановления Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о
Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24,
ст. 2601; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 742; 2008, N 11 (ч. I),
ст. 1029; 2008, N 17, ст. 1883; 2008, N 18, ст. 2060; N 22, ст. 2576)
приказываю:
1.
Утвердить прилагаемое Положение о порядке расследования аварийных случаев с
судами.
2.
Признать не действующим на территории Российской Федерации Приказ Министра
морского флота СССР от 29 декабря 1989 г. N 118
"Об утверждении Положения о порядке классификации, расследования и учета
аварийных случаев с судами (ПРАС-90)".
Министр И.Е.ЛЕВИТИН
Утверждено Приказом Минтранса России от 14 мая 2009 г. N 75 |
Согласовано Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка 30 апреля 2009 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
I.
Общие положения
1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
абзацем
двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27,
ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279;
2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418);
пунктом 5.2.11
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395
"Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32,
ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587;
2008, N 8, ст. 742, N 11 (ч. I), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N
22, ст. 2576);
Международной
конвенцией о грузовой марке 1966 года;
Международной
конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной
Протоколом 1978 года;
Международной
конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной
Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года;
Конвенцией ООН
по морскому праву 1982 года;
Резолюцией
Ассамблеи Международной морской организации A.987(24)
"О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской
аварии";
Резолюциями
Комитета по безопасности на море Международной морской организации: MSC.255(84) Кодекс международных стандартов и рекомендуемой
практики расследования аварии или инцидента на море и MSC.257(84)
Поправки в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на
море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года.
Расследование
аварийных случаев с судами осуществляется с учетом требований Кодекса
международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или
инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по
безопасности на море Международной морской организации), Руководства по
расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция A.884(21) Ассамблеи Международной морской организации) и
Руководства по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии
(Резолюция A.987(24) Ассамблеи Международной морской
организации)*.
__________________
* Участие Российской Федерации
в международных договорах:
Международная конвенция о
грузовой марке 1966 года подписана с заявлением 4 июля 1966 г., вступила в силу
в Российской Федерации с 21 июля 1968 г.;
Протокол 1988 года к
Международной конвенции о грузовой марке 1966 года вступил в силу в Российской
Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства Российской Федерации
от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу
1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года") (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769);
Международная конвенция по
предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года,
вступила в силу в Российской Федерации с 3 февраля 1984 г. (Постановление
Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к
Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с
судов 1973 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с.
127);
Международная конвенция по охране
человеческой жизни на море 1974 года вступила в силу в Российской Федерации с
25 мая 1980 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975
"О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на
море 1974 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с.
4);
Протокол 1978 года к
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил
в силу в СССР с 12 августа 1981 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2
апреля 1981 г. N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года")
(Постановления Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5);
Протокол 1988 года к
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил
в силу в Российской Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства
Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской
Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море 1974 года") (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 26, ст. 2768);
Конвенция Организации
Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с
11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ "О
ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и
Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций
по морскому праву") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 9, ст. 1013).
2.
Настоящее Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с
судами: аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с
эксплуатацией судна.
Целью
проведения расследования аварийных случаев с судами является установление
причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в
будущем.
3.
Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств,
выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по
предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по
вопросам безопасности мореплавания.
4.
Настоящее Положение применяется при расследовании аварийных случаев,
произошедших с морскими судами, плавающими:
под
Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или
иными плавучими объектами (только на период их перегона) (далее - суда);
под флагами
иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только
на период их перегона) (далее - иностранные суда) в предусмотренных настоящим
Положением случаях.
5.
Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев,
произошедших с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими
судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и
используемыми только для правительственной некоммерческой службы; маломерными,
спортивными и прогулочными судами; плотами леса; судами, находящимися в
постройке, ремонте и во время отстоя без экипажа.
Настоящее
Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с
повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки
сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).
6.
Расследование аварийных случаев, произошедших с судами, осуществляется
независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного,
административного или иного производства, и не препятствует любому другому
расследованию.
В
случае если авария на море привела к смерти людей, полной гибели имущества
судна, серьезному загрязнению морской среды, орган, осуществлявший
расследование такой аварии, направляет заключение по расследованию этой аварии
в соответствующее транспортное подразделение Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации.
7.
Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело
место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией
судна и повлекших:
смерть человека
или причинение ему тяжких телесных повреждений;
исчезновение
человека с судна;
гибель судна,
предполагаемую гибель судна или оставление судна;
повреждение
судна;
посадку судна на
грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;
повреждение
объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать
безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности
судоходства;
серьезный ущерб
окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный
повреждением судна или судов.
Аварийные
случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если
имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с
эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна или смерть человека либо
причинение серьезного ущерба окружающей среде.
Аварийные
случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело
место событие или ряд событий, иных, чем авария на море, произошедших в прямой
связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены,
могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного
лица, либо окружающей среде.
Расследование
аварийных случаев с судами на море (очень серьезных аварий, аварий и
инцидентов) не включает расследование действий или бездействия, совершенных с
намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.
8.
Расследование аварийных случаев с судами осуществляют: капитан морского порта -
расследование аварий на море; капитан судна - расследование инцидентов на море.
9.
До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна осуществляет
предварительные действия, предусмотренные пунктами 15 - 17 настоящего
Положения.
10.
Решение о проведении расследования аварии на море капитаном того или иного
морского порта Российской Федерации принимает Федеральная служба по надзору в
сфере транспорта.
11.
Решение о расследовании аварийного случая с судном как аварии на море (очень
серьезной аварии или аварии) или как инцидента на море принимает капитан
морского порта.
12.
Для расследования очень серьезной аварии на море капитан морского порта создает
под своим председательством комиссию.
13.
Расследование очень серьезной аварии на море может осуществляться комиссией,
созданной Министерством транспорта Российской Федерации или Федеральной службой
по надзору в сфере транспорта. В этих случаях капитан морского порта принимает
участие в работе такой комиссии и обеспечивает комиссию необходимыми для
расследования материалами. При расследовании очень серьезной аварии с судном
рыбопромыслового флота в состав комиссии включается представитель Федерального
агентства по рыболовству.
14.
Органы, проводящие расследование аварийных случаев с судами, вправе
беспрепятственно посещать судно, береговые организации и предприятия, проводить
опрос очевидцев, осуществлять сбор соответствующей информации.
II.
Сообщение об аварийном случае с судном
15.
Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае с
судном:
судовладельцу;
капитану
морского порта (места) регистрации судна;
капитану
ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого
морского порта захода в Российской Федерации;
Государственному
морскому спасательно-координационному центру (ГМСКЦ) ФГУ "Госморспасслужба
России" или соответствующему морскому спасательно-координационному центру
(МСКЦ), морскому спасательному подцентру (МСПЦ) на бассейне при нахождении
судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
Федеральной
службе по надзору в сфере транспорта;
Федеральному
агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
Администрации
Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна
по трассам Северного морского пути.
В
случае если аварийный случай с судном произошел в территориальном море или во
внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего
под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о
произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в
поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать
сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Федеральную службу по
надзору в сфере транспорта, в Федеральное агентство по рыболовству в случае с
судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской
Федерации.
16.
При повреждении в результате аварийного случая с судном средств навигационного
оборудования (СНО) капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком
повреждении:
судовладельцу;
капитану
морского порта Российской Федерации, на территории или акватории которого
находится СНО;
Федеральному
агентству морского и речного транспорта;
Федеральной
службе по надзору в сфере транспорта;
Федеральному
агентству по рыболовству в случае с судном рыбопромыслового флота;
Администрации Северного
морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна по трассам
Северного морского пути.
17.
В сообщении об аварийном случае с судном указываются:
название и номер
ИМО судна;
фамилия, имя,
отчество капитана судна;
судовладелец и
его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес, телефон, факс;
порт (место)
регистрации судна;
год постройки
судна;
дата и время
аварийного случая с судном;
место аварийного
случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное
море, открытое море);
географические
координаты аварийного случая с судном;
географические
координаты местонахождения судна;
краткое описание
аварийного случая с судном;
дата составления
сообщения.
Сообщение
об аварийном случае с судном подписывает капитан судна.
III.
Порядок расследования аварийных случаев с судами
18.
Капитан судна, с которым произошел аварийный случай, обязан:
составить и
утвердить акт об аварийном случае с судном;
получить
объяснения очевидцев и причастных лиц и составить протоколы опросов, причем
опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц;
составить
заявление об аварийном случае;
составить
подробное сообщение об аварийном случае;
подготовить
выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов,
схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых
документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи
повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров,
планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы,
технические экспертизы, фотографии и другие документы, подтверждающие события
аварийного случая на море.
В
акте об аварийном случае с судном указываются:
фамилии и
должности лиц, составивших акт;
вид, место и
дата аварийного случая;
подробное
описание повреждений судна.
Акт
об аварийном случае подписывают лица, составившие акт. К акту об аварийном
случае прилагают списки пострадавших людей, перечень утраченного и/или
поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии
радиограмм и т.д.
В
протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:
время, число,
месяц и год опроса;
фамилия, имя и
отчество опрашиваемого;
число, месяц и
год рождения опрашиваемого;
стаж работы, в
том числе: по специальности, в последней должности, на данном судне;
специальное
образование (какое учебное заведение и когда окончил);
квалификация по
диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);
домашний адрес
опрашиваемого;
заданные в ходе
опроса вопросы и полученные ответы;
фамилия, имя,
отчество и должность лица, проводящего опрос.
Протокол
опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются
ими на каждом листе протокола опроса.
Заявление
об аварийном случае подается на имя капитана морского порта, подписывается
капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В
заявлении об аварийном случае указываются:
название
морского порта, в который подается заявление;
название и номер
ИМО судна;
фамилия, имя и
отчество капитана судна;
судовладелец и
его номер ИМО (указывается при его наличии);
краткое описание
аварийного случая;
сведения об
участниках аварийного случая;
место, дата и
время аварийного случая;
дата составления
заявления.
К
заявлению об аварийном случае прилагают выписки из судовых журналов, копии карт
с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов
органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов,
схематический чертеж инцидента, чертежи повреждений, протоколы опросов,
радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки
буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии и
другие документы, подтверждающие событие аварийного случая.
19.
Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт
Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта,
назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в
сфере транспорта в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, указанные в
пункте 18 настоящего Положения документы.
20.
Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов
регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение
трех суток с момента получения документов от капитана судна.
21.
В случае необходимости в дополнительных документах, позволяющих оценить
полученные в результате аварийного случая повреждения, капитан судна по
требованию капитана морского порта обязан представить:
акт водолазного
осмотра;
акт докового
осмотра;
акт
сюрвейерского осмотра;
акт осмотра
органа классификации судов;
фотографии
повреждений;
другие
документы.
22.
Капитан морского порта при рассмотрении представленных ему капитаном судна
документов оценивает те действия, бездействие, события или условия, без
которых:
авария или
инцидент на море не могли бы произойти; или
тяжелые
последствия, связанные с аварией или инцидентом на море, вероятно, не могли бы
иметь места или не были бы настолько серьезными;
иные действия,
бездействие, событие или условие, связанные с результатом события, упомянутого
в абзацах втором и третьем настоящего пункта, вероятно, не имели бы места
(далее -