(ПРАС-90) Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (29.12.1989)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ПРАС-90)

 

(Утверждены приказом Министра морского флота СССР
от 29.12.89 N 118)

 

(С изменениями, внесенными, Приказом Министерства транспорта РФ
   N 15 от 30 марта 1992 г.,
N 38 от 19 мая 1994 г.)

 

(отменен Приказом МТРФ N 75 от 14.05.2009
Об утверждении положения о порядке расследования аварийных случаев с судами)

 

1. Общие положения

 

 1.1 Настоящее Положение определяет порядок классификации, расследования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время плавания или на стоянке.

 

 1.2 В Положении приняты следующие понятия и определения:

 

  .1 "АС" - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадка судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей на гребной винт или руль и другие случаи, повлекшие утрату мореходных качеств и препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна; повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения, подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном буксируемого объекта;

 

 .2 "судно" - управляемые экипажами морские, озерные, речные, грузовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые*, технические, гидрографические, экспедиционные, нефтегазоразведочные и другие плавучие средства, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы, станции и др. плавучие объекты;

______________

* Суда, используемые для рыбного промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие рыбопромысловый комплекс и зарегистрированные в морских рыбных портах, независимо от форм собственности.

 

 .3 "мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра судоходства (РМРС) или другого классификационного общества* прочности, остойчивости, плавучести и непотопляемости судна;

______________

* Классификационное общество, имеющее с Российским Морским Регистром судоходства договор о взаимном замещении при осуществлении технического надзора за судами.

 

 .4 "эксплуатационные ограничения" - выставленные Российским Морским Регистром судоходства или другим классификационным обществом определенные изъятия нормируемых требований в период эксплуатации судна с учетом снижения уровня технического состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая;

 

 .5 "навигационная безопасность" - это степень точности и достаточности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременность оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменении их характеристик, полнота и надежность гидрографического обследования района плавания, стабильность характеристик РНС, качество прогнозирования погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, обеспечивающие безопасность судоходства.

 

 1.3 Определению и учету подлежат убытки по АС, представляемые судовладельцем:

 

- в случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца; стоимость ремонта повреждений, полученных в результате АС*;

 

- расходы, затраченные на восстановление мореходных качеств судна;

 

- стоимость спасательных операций или буксировки аварийного судна;

 

- стоимость утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС.

_____________

* Сметная калькуляция на выполнение ремонтных работ по устранению повреждений составляется по отраслевым унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ).

 

 1.4 Действие настоящего Положения распространяется:

 

 .1 на поднадзорные Российскому Морскому Регистру судоходства или другому классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, АС, с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта;

 

 .2 на суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения;

 

 .3 на плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период их перегона.

 

1.5 Действие настоящего Положения не распространяется:

 

.1 на корабли и суда военно-морского флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации;

 

.2 на маломерные суда, неподнадзорные Российскому Морскому Регистру судоходства или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн и менее);

 

.3 на суда, находящиеся в постройке;

 

.4 на судовые баржи и плоты леса.

 

1.6 Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.

 

2. Классификация АС

 

 2.1 АС классифицируются как:

 

.1 кораблекрушение;

 

.2 авария;

 

.3 аварийное происшествие;

 

.4 эксплуатационное повреждение.

 

   2.2 Кораблекрушением считается:

 

.1 АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно;

 

.2 АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.

 

 2.3 Аварией считается:

 

 .1 АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель человека (людей)*;

______________

* Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо от проведения расследования АС.

 

  .2 АС с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из его мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

 

   2.4 Аварийным происшествием считается:

 

    .1 АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из его мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений;

 

 .2 АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации;

 

  .3 АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч. и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений;

 

   .4 АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из его мореходных качеств;

 

   .5 АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствия в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

 

  2.5 Эксплуатационным повреждением считается:

 

 .1 АС, в результате которого произошло повреждение судна (судов), или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в пп. 2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. настоящего Положения;

 

  .2 АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях, независимо от утраты его мореходных качеств;

 

  .3 АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечена навигационная безопасность, независимо от утраты его мореходных качеств;

 

  .4 АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций, независимо от утраты его мореходных качеств;

 

 .5 АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации;

 

 .6 АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или перегрузочных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающие под признаки, указанные в п. 2.4.1. настоящего Положения;

 

  .7 АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч., и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из его мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений;

 

 .8 АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.

 

 2.6 Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.

 

  2.7 Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.

 

 2.8 На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в пп. 2.2 - 2.4, а также в пп. 3.6 - 3.8 настоящего Положения.

 

  2.9 После АС (пп. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Российскому Морскому Регистру судоходства или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.

 

 2.10 Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к настоящему Положению).

 

3. Органы расследования

 

 3.1 Основным органом расследования АС является морской порт. Расследование АС осуществляет капитан морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.

 

 3.2 Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.

 

  3.3 АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п. 2.5, за исключением событий, предусмотренных пп. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется и классифицируется капитаном судна самостоятельно. Надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.

 

  3.4 АС, подпадающий под признаки, указанные в пп. 2.2 - 2.4, а также в пп. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.

 

 3.5

 

(Пункт Исключен Приказом ДМТ МТ РФ
N 38 от 19.05.1994)

 

    3.6 АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна; АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна.*

______________

* В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда.

 

 3.7 АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.

 

     3.8 АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждения судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.

 

 3.9 Если АС имел место в зоне внутренних судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителей судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью плавания на ВСП), который осуществляет в районе происшествия навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.

 

4. Порядок донесения

 

 4.1 Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану данного порта.

 

 4.2 Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или посольству России и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в соответствии с "Руководством по оформлению документов при происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по данному риску.

 

 4.3. О всех случаях повреждения СНО судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного управления навигации и океанографии Минобороны Российской Федерации, Гидрографическому предприятию Департамента морского транспорта Минтранса России, органу управления морского или внутреннего судоходного пути, капитану порта в зависимости от того, в чьем ведении находилось поврежденное оборудование.

 

 4.4 О всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а также АС, затрагивающих иностранные интересы и повреждениях судна, полученных при проведении аварийно-спасательных работ, во время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий конкретного случая.

 

 4.5 Сообщение об АС должно содержать сведения, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему Положению. При необходимости министерство (ведомство) может устанавливать дополнительный объем сведений и порядок их передачи.

 

5. Порядок расследования

 

 5.1 Капитан (шкипер) судна, с которым произошел АС, составляет судовой технический акт о случившемся по установленной министерством (ведомством) форме.

 

 5.2 При получении повреждений, указанных в п. 3.3 настоящего Положения, капитан судна получает объяснения причастных к АС лиц, составляет заключение о происшедшем, при необходимости издает приказ по судну. При несогласии с выводами капитана судна по АС судовладелец выносит свое заключение.

 

 5.3 В случаях, предусмотренных пп. 3.4 - 3.8 настоящего Положения, капитан после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет или направляет в течение суток капитану порта захода письменное заявление о случившемся и технический акт для регистрации АС.

 

 5.4. На основании заявления и технического акта капитан порта регистрирует АС и контролирует представление капитаном судна в установленные сроки необходимых для расследования случая документов*.

______________

* Подача органу расследования документов об АС не освобождает капитана судна от обязанности оформить морской протест в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

 

 5.5 Срок расследования АС капитаном порта исчисляется с момента его регистрации, о чем сообщается в министерство (ведомство) по подчиненности.

 

 5.6 Капитан судна в течение 3 суток после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет капитану порта:

 

- подробное донесение об АС, выписки из судовых документов, объяснения причастных к АС лиц и свидетелей;

 

- при необходимости - ленты самописцев, их расшифровку, путевую карту с прокладкой, схему маневрирования, радиолокационные планшеты, таблицы маневренных характеристик, графики теневых секторов РЛС, схемы и чертежи повреждений, другие необходимые документы.

 

 5.7 В процессе расследования капитан судна по требованию капитана порта представляет необходимые дополнительные документы, позволяющие оценить полученные в результате АС повреждения:

 

- акт водолазного осмотра и/или докового осмотра и/или сюрвейерского осмотра;

 

- акт осмотра инспекции Российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества;

 

- фотографии повреждений;

 

- предварительную калькуляцию ремонта;

 

- счета специализированных предприятий, производивших устранение аварийных повреждений и др.

 

 5.8 После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан порта классифицирует АС. Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает материалы капитану судна, который проводит расследование в соответствии с условиями пункта  5.11 настоящего Положения.

 

 5.9 Капитан порта в течение 20 суток со дня регистрации АС должен его расследовать, составить заключение и копию материалов расследования направить судовладельцу, соответствующему ведомству по принадлежности судна и транспортному прокурору.

 

 5.10 По каждому обоснованному представлению капитана порта министерство (ведомство) может продлить срок расследования на 10 суток.

 

  5.11 В результате расследования АС капитаном порта должны быть установлены:

 

- соответствие судна, экипажа, снабжения, оборудования конвенционным и национальным требованиям;

 

- навигационный фактологический анализ плавания;

 

- условия и обстоятельства, при которых произошел АС;

 

- причинно-следственные связи, обстоятельства и условия, приведшие к АС, его причины, последствия и классификация;

 

- оценка действий причастных к АС лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их психологического состояния, степени усталости*;

 

- перечень должностных лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению АС, с указанием, кем и какие нормативные требования нарушены, не выполнены, не соблюдены*;

 

- соответствие совершенных действий национальным и конвенционным требованиям, регламентирующим безопасность мореплавания с учетом оправданного профессионального или хозяйственного риска.

______________

* Определение степени виновности причастных к АС сторон является прерогативой арбитражных или судебных органов.

 

 5.12 Риском в мореплавании применительно к настоящему Положению признается такое действие управляющего судном лица, которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания, профессиональных знаний и опыта для избежания возможного большего вреда судну, грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды, а лицо, допустившее и своих действиях риск, предприняло все необходимые меры для предотвращения наступления вреда.

 

 5.13 Риск признается оправданным лишь при одновременном наличии следующих условий:

 

- риск должен соответствовать цели, ради которой он предпринимается;

 

- цель не может быть достигнута обычными, не связанными с риском действиями;

 

- риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба;

 

- предметом риска могут являться материальные объекты, но не жизнь людей.

 

 5.14 В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лабораторные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании АС, возмещаются судовладельцем.


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home