ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ПРАС-90)
(Утверждены приказом Министра морского флота СССР
от 29.12.89 N 118)
(С изменениями, внесенными, Приказом
Министерства транспорта РФ
N 15 от 30 марта 1992 г.,
N 38 от 19 мая 1994 г.)
(отменен Приказом МТРФ N 75 от 14.05.2009
Об утверждении положения о порядке расследования аварийных случаев с судами)
1.1 Настоящее Положение определяет порядок
классификации, расследования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время
плавания или на стоянке.
1.2 В Положении приняты следующие понятия и
определения:
.1
"АС" - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате
воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых
гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса,
устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или
изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадка
судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей на гребной винт или
руль и другие случаи, повлекшие утрату мореходных качеств и препятствующие
нормальной эксплуатации (плаванию) судна; повреждение судном другого судна
(судов), средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения,
подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном буксируемого объекта;
.2
"судно" - управляемые экипажами морские, озерные, речные, грузовые,
пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые*, технические, гидрографические,
экспедиционные, нефтегазоразведочные и другие плавучие средства, плавучие
маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы
сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки,
плавучие доки, плавучие мастерские, платформы, станции и др. плавучие объекты;
______________
* Суда, используемые для
рыбного промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие рыбопромысловый
комплекс и зарегистрированные в морских рыбных портах, независимо от форм
собственности.
.3
"мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с
Правилами Российского Морского Регистра судоходства (РМРС) или другого
классификационного общества* прочности, остойчивости, плавучести и
непотопляемости судна;
______________
* Классификационное общество,
имеющее с Российским Морским Регистром судоходства договор о взаимном замещении
при осуществлении технического надзора за судами.
.4
"эксплуатационные ограничения" - выставленные Российским Морским
Регистром судоходства или другим классификационным обществом определенные
изъятия нормируемых требований в период эксплуатации судна с учетом снижения
уровня технического состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления
недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате
аварийного случая;
.5
"навигационная безопасность" - это степень точности и достаточности
нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременность оперативной
навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменении их
характеристик, полнота и надежность гидрографического обследования района
плавания, стабильность характеристик РНС, качество прогнозирования погоды и
рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, обеспечивающие
безопасность судоходства.
1.3 Определению и учету подлежат убытки по АС,
представляемые судовладельцем:
- в случае
гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число
предшествующего кораблекрушению месяца; стоимость ремонта повреждений,
полученных в результате АС*;
- расходы,
затраченные на восстановление мореходных качеств судна;
- стоимость
спасательных операций или буксировки аварийного судна;
- стоимость
утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС.
_____________
* Сметная калькуляция на
выполнение ремонтных работ по устранению повреждений составляется по отраслевым
унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ).
1.4 Действие настоящего Положения
распространяется:
.1
на поднадзорные Российскому Морскому Регистру судоходства или другому
классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской
Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающих под
Государственным флагом Российской Федерации, АС, с которыми произошел во время
их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе
плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где
навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется
органами речного транспорта;
.2
на суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения;
.3
на плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период
их перегона.
1.5
Действие настоящего Положения не распространяется:
.1 на корабли и
суда военно-морского флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской
Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации;
.2 на маломерные
суда, неподнадзорные Российскому Морскому Регистру судоходства или другому
признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и
менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки
горючих и других опасных грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой
вместимостью 80 рег. тонн и менее);
.3 на суда,
находящиеся в постройке;
.4 на судовые
баржи и плоты леса.
1.6
Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление
обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а
также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.
.1
кораблекрушение;
.2 авария;
.3 аварийное
происшествие;
.4
эксплуатационное повреждение.
2.2
Кораблекрушением считается:
.1 АС, в
результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное
разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно;
.2 АС, в
результате которого потерян буксируемый судном объект.
.1
АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель
человека (людей)*;
______________
* Случай гибели и/или
травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо
от проведения расследования АС.
.2
АС с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна,
приведшее к утрате хотя бы одного из его мореходных качеств и/или создавшее
препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо
эксплуатационных ограничений.
2.4
Аварийным происшествием считается:
.1
АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя
бы одного из его мореходных качеств и/или создавшее препятствие в
производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных
ограничений;
.2
АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля,
подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из
эксплуатации;
.3
АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч. и более, независимо от
размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений;
.4
АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или
изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из его мореходных
качеств;
.5
АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт
или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствия в
производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо
эксплуатационных ограничений.
2.5
Эксплуатационным повреждением считается:
.1
АС, в результате которого произошло повреждение судна (судов), или смещение
перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не
подпадающие под признаки, указанные в пп. 2.4.1.,
2.4.4., 2.4.5. настоящего
Положения;
.2
АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях
экипажа во время плавания в ледовых условиях, независимо от утраты его
мореходных качеств;
.3
АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях
экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечена
навигационная безопасность, независимо от утраты его мореходных качеств;
.4
АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях
экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций, независимо от
утраты его мореходных качеств;
.5
АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к
выводу его из эксплуатации;
.6
АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях
экипажа во время проведения швартовных и/или перегрузочных и/или бункеровочных
операций в море, не подпадающие под признаки, указанные в п. 2.4.1. настоящего Положения;
.7
АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч., и при этом не
получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из его мореходных
качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением
каких-либо эксплуатационных ограничений;
.8
АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля,
подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из
эксплуатации.
2.6 Классификация АС в соответствии с
настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
2.7 Для определения
органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.
2.8 На основе документальных данных капитан
порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки,
указанные в пп. 2.2 - 2.4, а
также в пп. 3.6 - 3.8
настоящего Положения.
2.9 После АС (пп. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию,
международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые
документы Российского Морского Регистра судоходства или другого
классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их
действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Российскому
Морскому Регистру судоходства или по его поручению иностранному
классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий
дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
2.10 Классификация АС по видам и причинам
выполняется в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к настоящему Положению).
3.1 Основным органом расследования АС является
морской порт. Расследование АС осуществляет капитан морского порта, который в
необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по
расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию,
образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования
направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по
принадлежности судна и транспортному прокурору.
3.2 Предварительное расследование АС
осуществляет капитан судна.
3.3
АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п. 2.5, за исключением событий, предусмотренных пп. 3.6 - 3.8 настоящего Положения,
расследуется и классифицируется капитаном судна самостоятельно. Надзор за
расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.
3.4
АС, подпадающий под признаки, указанные в пп. 2.2 - 2.4, а также в пп. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор
за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по
подчиненности порта.
(Пункт Исключен Приказом ДМТ МТ РФ
N 38 от 19.05.1994)
3.6 АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих
разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового
порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с
участием представителей судовладельца аварийного судна; АС, происшедший на акватории
морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского
рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна.*
______________
* В Департаменте морского
транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим
контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская
инспекция; в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление
безопасности мореплавания, портов и охраны труда.
3.7 АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического
обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного
управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации,
Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России
или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.
3.8 АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждения
судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении
аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не
обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.
3.9 Если АС имел место в зоне внутренних
судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителей
судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные
подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью
плавания на ВСП), который осуществляет в районе происшествия
навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.
4.1 Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС
обязан донести судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта
регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта, донесение
направляется также и капитану данного порта.
4.2 Об АС, затрагивающем иностранные интересы,
имевшем место в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна
обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского транспорта
Минтранса России, торгпредству, консульству или посольству России и обратиться
к ним за оказанием содействия и помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны
действовать в соответствии с "Руководством по оформлению документов при
происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными судами
(фирмами)". О происшедшем случае также информируется представитель
Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по данному риску.
4.3. О всех случаях повреждения СНО
судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного
управления навигации и океанографии Минобороны Российской Федерации,
Гидрографическому предприятию Департамента морского транспорта Минтранса
России, органу управления морского или внутреннего судоходного пути, капитану
порта в зависимости от того, в чьем ведении находилось поврежденное оборудование.
4.4 О всех кораблекрушениях, авариях и
аварийных происшествиях, а также АС, затрагивающих иностранные интересы и
повреждениях судна, полученных при проведении аварийно-спасательных работ, во
время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не
обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает
соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о кораблекрушениях,
авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору
независимо от тяжести последствий конкретного случая.
4.5 Сообщение об АС должно содержать сведения,
указанные в приложениях 2 и 3 к
настоящему Положению. При необходимости министерство (ведомство) может
устанавливать дополнительный объем сведений и порядок их передачи.
5.1 Капитан (шкипер) судна, с которым
произошел АС, составляет судовой технический акт о случившемся по установленной
министерством (ведомством) форме.
5.2 При получении повреждений, указанных в п. 3.3 настоящего Положения, капитан судна получает объяснения
причастных к АС лиц, составляет заключение о происшедшем, при необходимости
издает приказ по судну. При несогласии с выводами капитана судна по АС
судовладелец выносит свое заключение.
5.3 В случаях, предусмотренных пп. 3.4 - 3.8 настоящего Положения,
капитан после прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт
представляет или направляет в течение суток капитану порта захода письменное
заявление о случившемся и технический акт для регистрации АС.
5.4. На основании заявления и технического
акта капитан порта регистрирует АС и контролирует представление капитаном судна
в установленные сроки необходимых для расследования случая документов*.
______________
* Подача органу расследования
документов об АС не освобождает капитана судна от обязанности оформить морской
протест в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
5.5 Срок расследования АС капитаном порта
исчисляется с момента его регистрации, о чем сообщается в министерство
(ведомство) по подчиненности.
5.6 Капитан судна в течение 3 суток после
прибытия судна либо его экипажа в первый российский порт представляет капитану
порта:
- подробное
донесение об АС, выписки из судовых документов, объяснения причастных к АС лиц
и свидетелей;
- при
необходимости - ленты самописцев, их расшифровку, путевую карту с прокладкой,
схему маневрирования, радиолокационные планшеты, таблицы маневренных
характеристик, графики теневых секторов РЛС, схемы и чертежи повреждений,
другие необходимые документы.
5.7 В процессе расследования капитан судна по
требованию капитана порта представляет необходимые дополнительные документы,
позволяющие оценить полученные в результате АС повреждения:
- акт
водолазного осмотра и/или докового осмотра и/или сюрвейерского осмотра;
- акт осмотра
инспекции Российского Морского Регистра судоходства или другого
классификационного общества;
- фотографии
повреждений;
-
предварительную калькуляцию ремонта;
- счета
специализированных предприятий, производивших устранение аварийных повреждений
и др.
5.8 После рассмотрения представленных
капитаном судна документов капитан порта классифицирует АС. Если АС
классифицируется как эксплуатационное повреждение, капитан порта возвращает
материалы капитану судна, который проводит расследование в соответствии с
условиями пункта 5.11
настоящего Положения.
5.9 Капитан порта в течение 20 суток со дня
регистрации АС должен его расследовать, составить заключение и копию материалов
расследования направить судовладельцу, соответствующему ведомству по
принадлежности судна и транспортному прокурору.
5.10 По каждому обоснованному представлению
капитана порта министерство (ведомство) может продлить срок расследования на 10
суток.
5.11
В результате расследования АС капитаном порта должны быть установлены:
- соответствие
судна, экипажа, снабжения, оборудования конвенционным и национальным
требованиям;
- навигационный
фактологический анализ плавания;
- условия и
обстоятельства, при которых произошел АС;
-
причинно-следственные связи, обстоятельства и условия, приведшие к АС, его
причины, последствия и классификация;
- оценка
действий причастных к АС лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их
психологического состояния, степени усталости*;
- перечень
должностных лиц, действия которых привели и/или способствовали возникновению
АС, с указанием, кем и какие нормативные требования нарушены, не выполнены, не
соблюдены*;
- соответствие
совершенных действий национальным и конвенционным требованиям, регламентирующим
безопасность мореплавания с учетом оправданного профессионального или
хозяйственного риска.
______________
* Определение степени
виновности причастных к АС сторон является прерогативой арбитражных или
судебных органов.
5.12 Риском в мореплавании применительно к
настоящему Положению признается такое действие управляющего судном лица,
которое совершено с учетом всех опасных обстоятельств плавания,
профессиональных знаний и опыта для избежания возможного большего вреда судну,
грузу и людям. При этом нанесенный ущерб по своим размерам должен быть
значительно меньше стоимости сохраненного имущества и/или приобретенной выгоды,
а лицо, допустившее и своих действиях риск, предприняло все необходимые меры
для предотвращения наступления вреда.
5.13 Риск признается оправданным лишь при
одновременном наличии следующих условий:
- риск должен
соответствовать цели, ради которой он предпринимается;
- цель не может
быть достигнута обычными, не связанными с риском действиями;
- риск не должен
переходить в заведомое причинение ущерба;
- предметом
риска могут являться материальные объекты, но не жизнь людей.
5.14 В процессе расследования, проводимого
капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты,
проводиться лабораторные и иные анализы или экспертизы. Расходы, связанные с
привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при
расследовании АС, возмещаются судовладельцем.