РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC.357(78)
(принята 10 июня 2022 года)
РУКОВОДСТВО 2022 ГОДА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОТИВООБРАСТАЮЩИХ СИСТЕМ НА
СУДАХ
КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 38 a) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды, возложенных
на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения моря и борьбе
с ним,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что Международная конференция по контролю за
вредными противообрастающими системами для судов 2001 года, состоявшаяся в
октябре 2001 года, приняла Международную конвенцию о контроле за вредными
противообрастающими системами на судах 2001 года (Конвенция ПОС), а также четыре резолюции
Конференции,
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что статья 11 Конвенции ПОС гласит, что
судно, к которому применяется эта Конвенция, в любом порту, на судоверфи или
удаленном от берега терминале Стороны может быть подвергнуто проверке
должностными лицами, уполномоченными этой Стороной, с тем чтобы установить,
отвечает ли судно данной Конвенции,
ОТМЕЧАЯ, что статья 3 3) Конвенции ПОС гласит, что в отношении
судов государств, не являющихся Сторонами этой Конвенции, Стороны применяют
требования этой Конвенции по мере необходимости для обеспечения того, чтобы
таким судам не предоставлялся более благоприятный режим,
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ резолюцию MEPC.208(62), которой Комитет принял
Руководство 2011 года по проверке противообрастающих систем на судах,
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что на своей семьдесят шестой сессии
резолюцией MEPC.331(76)
Комитет принял поправки к Конвенции ПОС, вводящие меры контроля в отношении
цибутрина,
ПРИЗНАВАЯ необходимость в пересмотре связанных с Конвенцией ПОС
руководств в свете указанных выше поправок,
ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что резолюциями MEPC.358(78) и MEPC.356(78) Организация приняла Руководство
2022 года по освидетельствованию противообрастающих систем на судах и выдаче
свидетельств и Руководство 2022 года по быстрому отбору проб
противообрастающих систем на судах соответственно, и
РАССМОТРЕВ пересмотренный текст Руководства по проверке
противообрастающих систем на судах, подготовленный Подкомитетом по
предотвращению загрязнения и реагированию на его девятой сессии,
1 ПРИНИМАЕТ Руководство
2022 года по проверке противообрастающих систем на судах (Руководство 2022
года), текст которого приведен в приложении к настоящей резолюции;
2 ПРЕДЛАГАЕТ
правительствам применять Руководство 2022 года при проведении проверок в рамках
контроля судов государством порта;
3 РЕКОМЕНДУЕТ
включить Руководство 2022 года в следующую редакцию резолюции A.1155(32) Процедуры
контроля судов государством порта 2021 года;
4 РЕКОМЕНДУЕТ
проводить обзор Руководства на регулярной основе;
5 ОТМЕНЯЕТ резолюцию
MEPC.208(62).
ПРИЛОЖЕНИЕ
РУКОВОДСТВО 2022 ГОДА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОТИВООБРАСТАЮЩИХ
СИСТЕМ НА СУДАХ
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Право государства
порта проводить проверки противообрастающих систем на судах предусмотрено
статьей 11 Конвенции ПОС. Ниже приводится руководство по проведению таких
проверок.
1.2 Суда валовой
вместимостью 400 и более, выполняющие международные рейсы (за исключением
стационарных или плавучих платформ, ПУХ и ПУПХВ), должны проходить
первоначальное освидетельствование перед вводом судна в эксплуатацию или перед
первичной выдачей Международного свидетельства о противообрастающей системе
(Свидетельства IAFS). Освидетельствование также должно проводиться при
изменении или замене противообрастающей системы.
1.3 На судах длиной 24
метра и более и валовой вместимостью менее 400, выполняющих международные рейсы
(за исключением стационарных или плавучих платформ, ПУХ и ПУПХВ), должна
иметься Декларация о противообрастающей системе, подписанная собственником или
уполномоченным агентом. Такая декларация должна сопровождаться надлежащими
документами (такими, как квитанция на краску или счет-фактура подрядчика) или
содержать соответствующую подтверждающую запись.
2 ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА
2.1 Суда, которые
должны иметь Свидетельство IAFS или Декларацию о противообрастающей системе
(суда Сторон Конвенции ПОС)
2.1.1 ИКСГП должен
проверить действительность Свидетельства IAFS или Декларации о
противообрастающей системе, а также, если это применимо, прилагаемое к ним
Описание противообрастающей системы.
2.1.2 На практике краска
на днище (подводную часть) судна может быть нанесена только в сухом доке.
Исходя из этого, указанная в Свидетельстве IAFS дата нанесения краски должна
быть проверена путем сверки даты, указанной в Свидетельстве, с датами докования
судна.
2.1.3 Если краска была
нанесена во время планового докования, это должно быть зафиксировано в судовом
журнале. Кроме того, даты планового докования могут быть верифицированы путем
сверки с датой подтверждающей записи в (предусмотренном правилами)
Свидетельстве о безопасности грузового судна по конструкции, Свидетельстве о
безопасности грузового судна (правило I/12 a) v) Конвенции СОЛАС) или Свидетельстве
о безопасности пассажирского судна (правило I/7 Конвенции СОЛАС).
2.1.4 В случае непланового
докования его даты могут быть сверены с записями в судовом журнале.
2.1.5 В дополнение к этому
они могут быть сверены с датой подтверждения, указанной в (классификационном)
свидетельстве на корпус, с датами, указанными в Декларации изготовителя, или с
подтверждающими документами судоверфи.
2.1.6 Свидетельство IAFS
включает ряд полей, в которых применительно к каждой из противообрастающих
систем может быть указано, что:
.1 противообрастающая
система, контролируемая согласно Приложению 1 к Конвенции ПОС, не наносилась во время или
после постройки данного судна;
.2 противообрастающая
система, контролируемая согласно Приложению 1 к Конвенции ПОС, наносилась на
данное судно ранее, но была удалена;
.3 противообрастающая
система, контролируемая согласно Приложению 1 к Конвенции ПОС, наносилась на
данное судно ранее, но была покрыта слоем герметизирующего состава;
.4 противообрастающая
система, контролируемая согласно Приложению 1 к Конвенции ПОС, наносилась на
данное судно ранее, но по состоянию на 1 января 2023 года не содержится в
верхнем слое покрытия корпуса либо внешних частей или поверхностей судна (не
применимо к оловоорганическим соединениям); и
.5 противообрастающая
система, контролируемая согласно Приложению 1 к Конвенции ПОС, была нанесена на
данное судно до 1 января 2023 года, однако должна быть удалена или покрыта
слоем герметизирующего состава не позднее, чем через 60 месяцев после
последнего нанесения на судно противообрастающей системы, содержащей цибутрин
(не применимо к оловоорганическим соединениям).
2.1.7 Особое внимание
следует обращать на проверку того, что даты освидетельствования,
предшествовавшего выдаче ныне действующего Свидетельства IAFS, соответствуют
периоду докования, указанному в судовом(ых) журнале(ах)1, и что
отметка проставлена только в одном из полей, относящихся к каждому из веществ,
контролируемых в соответствии с Приложением 1.
________________
1 Данное положение, касающееся
сверки даты освидетельствования с периодом докования, не применимо к
освидетельствованию, указанному в пункте 4 постановляющей части резолюции MEPC.331(76).
2.1.8 Описание
противообрастающей системы должно прилагаться к Свидетельству IAFS и содержать
актуальные на данный момент сведения. Последняя запись должна соответствовать
отметке на титульном листе Свидетельства IAFS. Выдача Свидетельства IAFS должна
осуществляться в соответствии с правилом 2 3) Приложения 4 к Конвенции ПОС.
2.2 Суда государств,
не являющихся Сторонами Конвенции ПОС
2.2.1 Судам государств, не
являющихся Сторонами Конвенции ПОС, Свидетельство IAFS не выдается. Поэтому
ИКСГП должен запросить документацию, которая содержит ту же информацию, что и
Свидетельство IAFS, и учесть ее при определении того, выполнены ли
соответствующие требования.
2.2.2 Если заявлено, что
имеющаяся противообрастающая система не подлежит контролю согласно Приложению 1
к Конвенции, и на нее нет Международного свидетельства о противообрастающей
системе, следует выполнить проверку того, что данная противообрастающая система
соответствует требованиям Конвенции. Эта проверка может основываться на отборе
и/или анализе проб и/или на ознакомлении с заслуживающей доверия документацией,
в зависимости от того, что будет сочтено целесообразным исходя из имеющегося
опыта и сложившихся обстоятельств. В качестве подтверждающей документации могут
использоваться, например, паспорта безопасности материалов (ПБМ) или подобные
им документы, декларация изготовителя противообрастающей системы о соответствии
или счета-фактуры, выставленные судоверфью и/или изготовителем
противообрастающей системы.
2.2.3 На судах государств,
не являющихся Сторонами, могут иметься акты о соответствии, которые были выданы
во исполнение региональных требований, например регламента (ЕК) 782/2003,
измененного регламентом (ЕК) 536/2008, и которые могут считаться достаточным
доказательством соответствия требованиям к содержанию оловоорганических
соединений.
2.2.4 Во всех прочих
аспектах ИКСГП должен руководствоваться процедурами для судов, которые должны
иметь Свидетельство IAFS.
2.2.5 ИКСГП должен
обеспечить, чтобы судам государств, не являющихся Сторонами Конвенции, не
предоставлялся более благоприятный режим.
3 РАСШИРЕННАЯ
ПРОВЕРКА
3.1 Веские основания
3.1.1 Если имеются веские
основания полагать, что судно в существенной степени не отвечает требованиям
Конвенции ПОС, может быть проведена расширенная проверка. Вескими основаниями
для проведения расширенной проверки могут быть случаи, когда:
.1 судно плавает под
флагом государства, не являющегося Стороной Конвенции, и не имеет документации
на ПОС;
.2 судно плавает под
флагом одной из Сторон Конвенции, но не имеет действительного Свидетельства
IAFS;
.3 дата покраски,
указанная в Свидетельстве IAFS, не соответствует датам докования судна;
.4 на корпусе судна
имеются обширные участки, покрытые различными красками; и
.5 Свидетельство IAFS
заполнено ненадлежащим образом.
3.1.2 Если Свидетельство
IAFS заполнено ненадлежащим образом, целесообразно задать следующие вопросы:
.1 «Когда в последний
раз на судно наносилась противообрастающая система?»;
.2 «Если
противообрастающая система подлежит контролю согласно Приложению 1 к Конвенции
ПОС и была удалена, кем (название организации) и когда была выполнена эта
работа?»;
.3 «Если
противообрастающая система подлежит контролю согласно Приложению 1 к Конвенции
ПОС и была покрыта слоем герметизирующего состава, кем (название организации) и
когда этот состав был нанесен?»;
.4 «Как называются
нанесенные на судно противообрастающие/герметизирующие покрытия, их
изготовители или поставщики?»; и
.5 «Если
противообрастающая система, использующаяся судном в настоящее время, отличается
от той, которая наносилась на него ранее, к какому типу относилась эта система
и как назывался ее изготовитель или поставщик?».
3.2 Отбор проб
3.2.1 Расширенная проверка
может включать отбор и анализ проб судовой противообрастающей системы, если это
необходимо для того, чтобы установить, соответствует ли судно требованиям
Конвенции ПОС. Такой отбор и анализ проб может проводиться с привлечением
лабораторий и с применением детально прописанных процедур научного анализа.
3.2.2 Если такой отбор проб
производится, время, необходимое для обработки проб, не может использоваться
как основание для задержки отправления судна.
3.2.3 Любое решение о
проведении отбора проб должно учитывать соображения практической
целесообразности и ограничения, связанные с безопасностью людей, судна и порта
(см. процедуры отбора проб, приведенные в дополнении 1; форма отчета о проверке
ПОС путем отбора и анализа проб приведена в приложении к настоящему
Руководству).
3.3 Меры,
принимаемые согласно Конвенции ПОС
Задержание
3.3.1 После обнаружения
недостатков во время проверки судна государство порта может принять решение о
его задержании.
3.3.2 Задержание судна
может быть оправданным в любом из следующих случаев:
.1 свидетельство
недействительно или отсутствует;
.2 судно признает, что
оно не соответствует требованиям (вследствие чего отпадает необходимость в
получении соответствующих доказательств путем отбора проб); и
.3 анализ проб
свидетельствует о том, что судно, находящееся в пределах юрисдикции порта, не
соответствует предъявляемым требованиям.
3.3.3 Дальнейшие действия
будут зависеть от того, связана ли возникшая проблема с оформлением
свидетельства или с самой противообрастающей системой.
3.3.4 Если возможности для
приведения судна в соответствие с требованиями в порту задержания отсутствуют,
государство порта может разрешить судну проследовать в другой порт для
приведения противообрастающей системы в соответствие с предъявляемыми
требованиями. Для этого потребуется получить согласие порта назначения.
Выдворение
3.3.5 Государство порта
может выдворить судно; это означает, что государство порта может потребовать,
чтобы судно покинуло порт, - например в том случае, если судно приняло решение
о том, чтобы не приводить ПОС в соответствие с требованиями, а государство
порта обеспокоено тем, что это судно загрязняет его воды трибутилоловом (ТБО)
или цибутрином.
3.3.6 Выдворение может
быть сочтено целесообразным, если судно признает, что оно не соответствует
требованиям или если на это указывают результаты анализа проб, полученные во
время нахождения судна в порту. Поскольку такое нарушение также является
основанием для задержания судна, ИКСГП может сначала задержать судно и
потребовать устранения недостатков до его освобождения. Однако средств для их
исправления в порту задержания может не оказаться. В этом случае государство
порта может разрешить судну проследовать в другой порт для приведения
противообрастающей системы в соответствие с требованиями. Для этого может
потребоваться согласие порта назначения.
3.3.7 Выдворение судна
может быть оправданным в любом из следующих случаев:
.1 свидетельство
недействительно или отсутствует;
.2 судно признает, что
оно не соответствует требованиям (вследствие чего отпадает необходимость в
получении соответствующих доказательств путем отбора проб); и
.3 анализ проб
свидетельствует о том, что судно, находящееся в пределах юрисдикции порта, не
соответствует предъявляемым требованиям.
3.3.8 В этих случаях
судно, вероятно, уже будет задержано. Однако задержание не обязывает судно
приводить ПОС в соответствие с требованиями (что необходимо только в том
случае, если оно намеревается выйти из порта). В этой ситуации государство
порта может быть обеспокоено тем, что данное судно загрязняет его воды ТБО или
цибутрином.
Запрет захода
3.3.9 Государство порта
может ввести запрет на заход судна, чтобы не допустить его появления в его
водах. Запрет захода может быть оправданным, если результаты анализа проб,
указывающие на то, что судно не соответствует требованиям, получены после его
отхода или выдворения.
3.3.10 Запрет захода может
быть оправданным, если результаты анализа проб, указывающие на то, что судно не
соответствует требованиям, получены после его отхода или выдворения. В статье
11 3) Конвенции ПОС говорится лишь о том, что такие меры может принимать
«сторона, выполняющая проверку». Это означает, что, если одно государство порта
выносит запрет на заход судна, этот запрет не может автоматически применяться
другими государствами порта.
3.3.11 В соответствии с
Процедурами контроля судов государством порта (резолюция A.1155(32) с поправками), если недостатки не
могут быть устранены в порту проверки, ИКСГП может разрешить судну проследовать
в другой порт при условии выполнения любых условий, которые могут быть
определены. В этом случае ИКСГП должен обеспечить направление соответствующих
уведомлений компетентному органу следующего порта захода и государству флага.
Информирование государства флага
3.3.12 Статья 11 3)
Конвенции ПОС предусматривает, что в случае задержания, выдворения или
вынесения запрета на заход того или иного судна в связи с нарушением Конвенции
Сторона, принимающая такие меры, должна немедленно проинформировать об этом
Администрацию флага судна и признанную организацию, выдавшую соответствующее
свидетельство.
4 ДОКЛАД О ПОС,
НАПРАВЛЯЕМЫЙ ГОСУДАРСТВУ ФЛАГА В СВЯЗИ С ПРЕДПОЛАГАЕМЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
4.1 Статья 11 4)
Конвенции ПОС разрешает Сторонам проверять суда по просьбе других Сторон, если
предоставлены достаточные доказательства того, что судно эксплуатируется или
эксплуатировалось с нарушениями Конвенции. Статья 12 2) разрешает государствам
порта, проводящим проверку, направлять Администрации (государству флага)
соответствующего судна любую подтверждающую нарушения информацию и
доказательства, которыми они располагают. Информация, направляемая государству
флага, зачастую является недостаточной для возбуждения судебного преследования.
Необходимая информация подробно описана в пунктах ниже.
4.2 Доклад властям
государства порта или прибрежного государства должен включать как можно больше
информации, указанной в разделе 3. Информация в докладе должна подтверждаться
фактами, которые в совокупности должны убедить государство порта или прибрежное
государство в том, что нарушение действительно имело место.
4.3 К докладу должны
быть приложены такие документы, как:
.1 отчет государства
порта о недостатках;
.2 заявление ИКСГП о
предполагаемом несоответствии противообрастающей системы предъявляемым
требованиям с указанием должности инспектора и организации, которую он
представляет. В дополнение к информации, предусмотренной пунктом 3, заявление
должно включать описание причин принятия ИКСГП решения о проведении расширенной
проверки;
.3 отчет об отборе проб
противообрастающей системы, включающий:
.1 сведения о
местонахождении судна;
.2 информацию о точке
на корпусе судна, в которой была отобрана проба, с указанием расстояния по
вертикали от пояса переменных ватерлиний;
.3 время отбора проб;
.4 сведения о
лице/лицах, производивших отбор проб; и
.5 расписки, в которых
указываются лица, принимающие пробы на ответственное хранение;
.4 отчеты обо всех
анализах проб, включающие:
.1 результаты анализа;
.2 применявшийся метод;
.3 ссылки на научную
документацию, подтверждающую точность и достоверность применяемого метода, или
копии такой документации;
.4 имена, фамилии и
квалификации лиц, выполнивших анализ; и
.5 описание мер по
обеспечению качества при проведении анализа;
.5 заявления опрошенных
лиц;
.6 заявления
свидетелей;
.7 фотографии корпуса и
участков отбора проб; и
.8 копии Свидетельства
IAFS и соответствующих страниц Описания противообрастающей системы, судовых
журналов, ПБМ и подобных им документов, декларации изготовителя
противообрастающей системы о соответствии, счетов-фактур, выставленных
судоверфью, и других документов, касающихся операций с противообрастающей
системой в сухом доке.
4.4 Все результаты
наблюдений, фотографии и документы должны быть заверены подписями,
подтверждающими их достоверность. Все документы должны быть
засвидетельствованы, удостоверены или подтверждены в соответствии с законами
государства, которое их подготовило. Все заявления должны быть подписаны и
датированы давшими их лицами, а их имена и фамилии должны быть указаны
печатными буквами над подписью или под ней.
4.5 Доклады, указанные
в пунктах 2 и 3 настоящего раздела, должны быть направлены государству флага.
Если прибрежное государство, обнаружившее нарушение, не является государством
порта, проводившим расследование на борту судна, то государство порта,
проводившее расследование, также должно направить копию доклада о результатах
прибрежному государству.
ДОПОЛНЕНИЕ 1
ОТБОР ПРОБ
Различные аспекты быстрого отбора проб описаны в Руководстве по
быстрому отбору проб противообрастающих систем на судах (резолюция MEPC.356(78)).
При выполнении любых обязанностей по отбору проб следует учитывать
практическую осуществимость соответствующих действий и ограничения, связанные с
безопасностью людей, судна и порта.
ИКСГП должен:
- согласовать с судном
место отбора проб и время, необходимое для его выполнения, и убедиться в том,
что отбор проб не приведет к неоправданным задержкам погрузки/выгрузки,
передвижения или отхода судна;
- не ожидая, что судно
организует безопасный доступ, согласовать с его представителями применение
методов, предусмотренных компетентным органом государства порта, включая,
например, использование катера, автоподъемника и подмостей;
- выбрать точки отбора
проб, охватывающие репрезентативные участки корпуса;
- сделать фотографии
корпуса, участков взятия проб и процесса пробоотбора;
- избегать вынесения
суждений о качестве покрытия (в том числе о его поверхности, состоянии, толщине
и методах нанесения);
- рассмотреть необходимость
приглашения представителя судна для наблюдения за быстрым отбором проб в целях
подтверждения законности получения доказательств;
- заполнить, насколько это
возможно, и подписать форму акта о проверке вместе с прилагаемыми к нему
протоколами отбора проб (заполняются лицом, отбирающим пробы), а также оставить
экземпляр отчета на судне в качестве подтверждения проведения проверки/отбора
проб;
- проинформировать
следующее государство порта, в которое должно зайти подвергшееся проверке
судно;
- договориться с судном или
проинформировать его о том, кому следует направить судовой экземпляр итогового
акта о проверке судна, если его не удастся заполнить в ходе проверки; и
- обеспечить, чтобы
расписки в получении проб, в которых указываются лица, принимающие пробы на
ответственное хранение, были заполнены и отражали цепочку приема-передачи проб.
ИКСГП следует помнить о том, что данное положение не затрагивает установленных
национальным законодательством процедур обеспечения сохранности доказательств.
Поэтому в настоящем Руководстве этот вопрос подробно не рассматривается.
1 Методы отбора проб
Выбор метода отбора проб является прерогативой государства порта.
В Руководстве по быстрому отбору проб противообрастающих систем на судах,
принятом резолюцией MEPC.356(78),
указывается, что помимо методов, описанных в дополнении к Руководству, могут
использоваться и любые другие научно признанные методы отбора и анализа проб
ПОС, регулируемых Конвенцией, если эти методы удовлетворяют требованиям
Администрации или государства порта. Выбор метода отбора проб будет зависеть
среди прочего от твердости красочного покрытия, которая может варьироваться в
широких пределах. Сообразно этому будет варьироваться и масса снимаемой краски.
На основании имеющегося на судне Международного свидетельства о
противообрастающей системе или Декларации о противообрастающей системе
компетентный орган государства порта принимает решение о том, должен ли быстрый
анализ проб быть нацелен на обнаружение оловоорганических соединений, цибутрина
или обоих этих веществ, и выбирает соответствующую методику, определяющую
количество проб, метод анализа и критерии соответствия.
Процедуры отбора проб, основанные на снятии красочного покрытия с
корпуса судна, требуют определения массы краски. Важно, чтобы используемые
процедуры относились к числу признанных, давали однозначные результаты и
предусматривали надлежащие меры контроля.
Компетентный орган государства порта может заключать договоры на
выполнение отбора проб со специализированными компаниями. В этом случае ИКСГП
следует присутствовать на судне во время отбора проб, чтобы убедиться в том,
что такое взаимодействие налажено и осуществляется.
Если специализированная компания не используется, компетентному
органу государства порта следует организовать обучение ИКСГП соответствующим
методам и процедурам отбора проб и обеспечить выполнение согласованных
процедур.
Должны быть соблюдены следующие общие условия:
- ИКСГП следует выбрать ряд
точек отбора проб, предпочтительно охватывающих все репрезентативные участки
корпуса, при этом желательно, чтобы по меньшей мере восемь (8) точек отбора
проб были равномерно распределены по высоте и по длине корпуса, по возможности
по левому и правому борту (с учетом того, что различные участки корпуса могут
быть обработаны различными противообрастающими системами);
- в каждой точке
пробоотбора на корпусе следует отобрать по три образца краски в
непосредственной близости (например, на расстоянии 10 см) друг от друга;
- следует не допускать
загрязнения проб, что обычно обеспечивается путем использования
нестерилизованных и неопудренных одноразовых перчаток, изготовленных из
подходящего непроницаемого материала, например из нитрилового каучука.;
- для сбора и хранения проб
следует использовать инертную емкость (такие емкости, в частности, должны быть
изготовлены из материалов, не содержащих оловоорганических соединений и
цибутрина и не способных абсорбировать их);
- пробы следует отбирать на
участках с чистым, свободным от обрастаний и не имеющем повреждений
противообрастающим покрытием;
- в состав отбираемых проб
не следует включать чешуйки отшелушивающейся краски на участках корпуса с
отслаивающимся или вздувшимся покрытием;
- пробы не следует отбирать
на участках с разогретым или иным образом размягченным покрытием (например, в
районе танков с тяжелым топливом);
- не следует производить отбор
проб нижележащих слоев (грунтовки, герметизирующего состава или ТБО-содержащей
ПОС), если нет явных признаков их обнажения на значительных площадях; и
- суда, на которые нанесена
противообрастающая система, не содержащая цибутрин в верхнем слое покрытия, не
подлежат контролю в соответствии с Приложением 1 к Конвенции. Такие суда,
имеющие Свидетельство IAFS, в котором указаны обстоятельства, описанные в
пункте 2.1.6.4 настоящего Руководства, должны считаться соответствующими
Конвенции, за исключением случаев, когда есть сомнения в действительности
Свидетельства IAFS.
2 Действительность
отбора проб
Для обеспечения возможности использования результатов отбора проб
в качестве доказательства несоответствия требованиям необходимо иметь в виду,
что:
- следует использовать
только те пробы, которые были получены непосредственно с корпуса судна и не
имеют каких-либо загрязнений;
- все пробы следует хранить
в емкостях, снабженных маркировкой, зафиксированной в протоколе, который должен
быть предоставлен Администрации;
- расписки, в которых
указываются лица, принимающие пробы на ответственное хранение, должны быть
заполнены и должны сопровождать пробы, что позволит отследить цепочку
приема-передачи проб;
- ИКСГП должен проверить,
что срок действия калибровки прибора не истек (в соответствии с инструкцией
изготовителя);
- в случае привлечения к
отбору проб специализированной компании-подрядчика ИКСГП должен сопровождать ее
представителя в целях контроля за проведением пробоотбора; и
- в качестве
дополнительного доказательства могут использоваться фотографии соответствующих
участков корпуса судна и процесса отбора проб.
Кроме того, может возникнуть необходимость в том, чтобы компании
по отбору проб и/или соответствующие процедуры были сертифицированы.
3 Охрана здоровья и
техника безопасности при отборе проб
При выполнении любых обязанностей по отбору проб следует учитывать
практическую осуществимость соответствующих действий и ограничения, связанные с
безопасностью людей, судна и порта.
ИКСГП рекомендуется обеспечивать их безопасность, принимая во
внимание:
- общие требования,
установленные руководством терминала или порта, а также национальные нормы в
области здравоохранения, техники безопасности и охраны окружающей среды;
- состояние судна
(балластное состояние, судовые операции, параметры швартовки или якорной
стоянки и т. д.);
- внешние условия
(местонахождение судна, интенсивность движения и перемещения судов, операции на
причале, наличие барж или других судов у борта);
- меры безопасности при
использовании средств обеспечения доступа (платформ, автоподъемников,
подмостей, трапов, леерных ограждений, страховочных обвязок и т. д.), например,
предусмотренные стандартом ИСО 18001;
- погоду (состояние моря,
ветер, дождь, температуру воздуха и т. д.); и
- меры предосторожности,
направленные на предотвращение падения в воду между причалом и судном. В случае
возникновения сомнений при отборе проб следует надеть спасательный жилет и по
возможности использовать страховочный линь.
О любой нештатной ситуации, возникшей во время отбора проб и
ставящей под угрозу безопасность персонала, следует сообщать ответственному за
технику безопасности.
Следует избегать контакта снятой краски с кожей и глазами, а также
попадания ее частиц в организм через ротовую полость и в пищевые продукты. В
ходе отбора проб запрещается принимать пищу или напитки, а по его завершении
следует вымыть руки. Лицам, производящим отбор проб, следует знать, что ПОС,
растворители или другие материалы, используемые при отборе проб, могут быть
вредными, и принимать соответствующие меры предосторожности. Индивидуальную
защиту следует обеспечивать путем использования устойчивых к растворителям
перчаток с длинными манжетами, респиратора, защитных очков и т. д.
При проведении отбора проб и их последующего анализа следует
неукоснительно соблюдать стандартные (и специализированные, если это применимо)
правила техники безопасности для лабораторных работ.
4 Выполнение анализа
Руководством по быстрому отбору проб противообрастающих систем на
судах предусмотрено проведение двухэтапного анализа на оловоорганику
при применении обоих методов, описанных в дополнении к Руководству. На первом
этапе проводится базовый анализ, который в случае использования метода 2 может
выполняться на месте. Второй этап выполняется в том случае, если первый этап
даст положительный результат. Следует иметь в виду, что в Руководстве ИМО
применительно к методу 1 эти этапы именуются этапами 1 и 2. Выбор метода
анализа, подлежащего использованию, является прерогативой компетентных органов
государства порта.
Метод анализа на цибутрин включает один этап.
Государствам порта следует учитывать следующие соображения:
- компетентным органам
государства порта следует установить процедуру аккредитации лабораторий,
отвечающих стандарту ИСО 17025, и других организаций соответствующего профиля.
Данная процедура должна предусматривать критерии аккредитации. В целях обмена
передовой практикой и, возможно, аккредитации и предоставления услуг на
трансграничной основе целесообразным представляется обмен информацией об этих
процедурах, критериях и лабораториях/организациях между государствами порта;
- компания, выполняющая
анализ и/или производящая отбор проб, должна соответствовать национальным
правилам и быть независимой от изготовителей красок;
- ИКСГП, выполняющий
проверку ПОС судна, должен убедиться в том, что свидетельство о соответствии
стандарту ИСО 17025 и/или аккредитация лаборатории являются действительными.
- если для анализа
необходимо больше времени, чем его осталось до планируемого отхода судна, ИКСГП
информирует об этом судно и докладывает о сложившейся ситуации компетентному
органу государства порта. Однако время, необходимое для анализа, не является
основанием для неоправданной задержки судна; и
- ИКСГП должен обеспечить
оформление протокола процедуры отбора проб в качестве доказательства проведения
анализа. В случаях, когда процедуры лабораторий предусматривают представление
результатов анализов в ином формате, к протоколу может быть приложен
соответствующий технический отчет.
5 Первый этап
анализа на оловоорганические соединения
Первый этап анализа нацелен на определение общего содержания олова
в ПОС, нанесенной на судно.
Выбор метода для первого этапа анализа является прерогативой
компетентного органа государства порта. Однако передовой практикой может
считаться использование портативного рентгенофлуоресцентного анализатора
(упомянутого в описании метода 2) или применение любого другого научно
обоснованного метода, позволяющего выполнять первый этап анализа на месте.
Компетентный орган государства порта должен решить, кто будет
выполнять анализ на первом этапе - ИКСГП или компания-подрядчик.
Компетентный орган государства порта может предоставить ИКСГП
соответствующее оборудование (например, портативный рентгенофлуоресцентный
анализатор) и организовать его обучение.
6 Второй этап
анализа на оловоорганические соединения
Второй (окончательный) этап анализа направлен на проверку того, соответствует
ли ПОС требованиям Конвенции, т. е. того, содержатся ли в ПОС оловоорганические
соединения в количестве, при котором они будут обладать биоцидным действием.
Государство порта может счесть целесообразным выполнение только
второго этапа анализа.
Выбор метода для второго этапа анализа является прерогативой
соответствующего органа власти. Исходя из этого, следует иметь в виду, что
приведенная в Руководстве информация о методе второго этапа анализа при отборе
проб по методу 2 является предварительной и он «должен быть тщательно проверен
экспертами на основе научных данных» (пункт .3.3.1 раздела, посвященного методу
2).
7 Одноэтапный анализ
на цибутрин
Описание одноэтапного анализ на цибутрин приводится в разделах
Руководства по быстрому отбору проб, посвященных как методу 1, так и методу 2.
Образцы должны быть проанализированы методом ГХ-МС. Процедура одинакова для
обоих методов.
8 Одноэтапный анализ
на цибутрин и оловоорганические соединения
Описания одноэтапного анализа на цибутрин и оловоорганические
соединения приводятся в разделах Руководства по быстрому отбору проб,
посвященных как методу 1, так и методу 2. Образцы должны быть проанализированы
методом ГХ-МС.
9 Заключение о
соответствии требованиям
Полномочному органу следует выносить заключение о соответствии
требованиям только по результатам второго этапа анализа пробы (на
оловоорганические соединения). Если результаты данного этапа анализа указывают
на несоответствие требованиям, это является веским основанием для дальнейших
действий.
Заключение в отношении цибутрина может быть вынесено полномочным
органом по результатам одноэтапного анализа.
Если это будет сочтено необходимым, в дополнение к быстрому отбору
проб или вместо него может также производиться более тщательный отбор проб.
О результатах отбора проб должно быть в возможно короткий срок
сообщено судну (посредством отчета о проверке), а в случае несоответствия
требованиям - также государству флага и признанной организации, действующей от
имени государства флага, если это применимо.
В соответствии с разделом 5.2 Руководства по быстрому отбору
проб противообрастающих систем на судах полномочным органам следует
разработать и принять процедуры, подлежащие выполнению в случае отсутствия
ясности в вопросе о том, обеспечено ли соответствие применимым предельным
значениям, и предусматривающие возможность дополнительного отбора проб или
применения других методов пробоотбора.
ФОРМА S/1
ОТЧЕТ О ПРОВЕРКЕ СУДОВОЙ ПРОТИВООБРАСТАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ (ПОС)
СВЕДЕНИЯ О СУДНЕ
1. Название судна: 2.
Номер ИМО:
3. Тип судна: 4.
Позывной сигнал:
5. Флаг судна: 6.
Валовая вместимость:
7. Дата закладки киля/начала
значительного переоборудования: ___________________________
СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ
8. Дата и время: ____________________________________________
Название объекта: ____________________________________________
9. (сухой док, причал,
местонахождение) ____________________________________________
Место и страна: ____________________________________________
10. Объекты проверки ☐ Судовой журнал ☐ Свидетельства ☐ Корпус судна
11. Свидетельство/свидетельства, имеющие отношение к проверке:
(a) название
(b) орган,
выдавший документ (c)
даты выдач
1. Свидетельство
IAFS _______________________________________________________
2. Описание
ПОС _______________________________________________________
3. Декларация
о ПОС _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
12.
Период нахождения в сухом
доке,
в течение которого
была
нанесена ПОС: _______________________________________________________
13.
Название организации,
наносившей
ПОС: _______________________________________________________
14.
Страна и место, в котором
была
нанесена ПОС: _______________________________________________________
15. Отбирались ли
пробы ПОС: ☐ Нет ☐ Да Вид отбора
проб: ☐ Быстрый ☐ Расширенный
16.
Основание для отбора
проб
ПОС:
17.
Прилагаемый протокол: ___________________________________________________________
(код страны/номер ИМО/
дд.мм.гг)
18. Копии:
☐ ИКСГП ☐ Государству флага ☐ Признанной организации
☐ Головному ☐ Капитану ☐ Другим организациям
офису ______________________
СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ ПОРТА
Орган,
представляющий Региональное
отчёт: ________________________ отделение ________________________
Адрес: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Телефон/факс/
мобильный телефон: ____________________________________________________________
Адрес электронной почты: ____________________________________________________________
Фамилия, имя: ____________________________________________________________
(надлежащим образом
уполномоченный инспектор
органа, представляющего отчет)
Дата: ____________________ Подпись: ____________________
ФОРМА S/2
ПРОТОКОЛ ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА ПРОБ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ТРЕБОВАНИЯМ КОНВЕНЦИИ К СОДЕРЖАНИЮ ОБЛАДАЮЩИХ БИОЦИДНЫМ ДЕЙСТВИЕМ
ОЛОВООРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И/ИЛИ ЦИБУТРИНА В ПРОТИВООБРАСТАЮЩИХ СИСТЕМАХ НА
КОРПУСАХ СУДОВ
|
(код
страны/номер ИМО/дд.мм.гг) |
Название судна ___________________________ Номер ИМО: ____________________
СВЕДЕНИЯ ОБ ОТБОРЕ ПРОБ
1. Дата и время начала: 2.
Дата и время завершения:
3. Название изготовителя краски:
4. Товарное наименование и цвет ПОС:
5.
Основание для отбора проб: |
☐
Контроль судов государством порта |
☐
Освидетельствование и выдача свидетельства |
☐
Прочие проверки соответствия требованиям, выполняемые государством флага |
6.
Метод отбора проб ________________________________________________________
7.
Районы корпуса, ☐
Левый борт ☐
Правый борт ☐
Днище с которых
отбирались пробы:
Число точек отбора проб: _____________ ______________ _____________________
8. Место хранения резервных проб:
(например, офис инспекции
государства порта)
9. ☐ Фотографии точек отбора проб Комментарии: ________________________________
10. ☐ Пробы краски (сырой) Комментарии: ________________________________
11. Вариант A - Анализ только на
оловоорганические соединения
☐ Первый этап анализа
на олово- Комментарии:
________________________________
органические соединения
☐ Второй этап анализа
на олово- Комментарии:
________________________________
органические соединения
12. Вариант В - Анализ только на Комментарии:
________________________________
цибутрин
Одноэтапный анализ на
цибутрин ________________________________
13. Вариант C - Упрощенный метод
обнаружения
оловоорганических
соединений и цибутрина ________________________________
Одноэтапный анализ на оловоор-
ганические соединения и цибутрин ________________________________
14. Комментарии, касающиеся про-
цедуры отбора проб ________________________________
15. Компания, выполнившая отбор проб Фамилия, имя
Дата
Подпись
СВЕДЕНИЯ О
ГОСУДАРСТВЕ ПОРТА
Орган,
представляющий Региональное
отчёт: ________________________ отделение ________________________
Адрес: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Телефон/факс/
мобильный телефон: ____________________________________________________________
Адрес электронной почты:
___________________________________________________________
Фамилия, имя: ____________________________________________________________
(надлежащим образом
уполномоченный инспектор
органа, представляющего отчет)
Дата: ____________________ Подпись: ____________________
ФОРМА S/3
НОМЕР ПРОТОКОЛА |
|
Название судна ___________________________ Номер ИМО: ____________________
АНАЛИЗ МЕТОДОМ 1
Вариант А - Анализ только на
оловоорганические соединения
1. |
Идентификационные
данные прибора: |
|
Дата
истечения срока действия калибровки: |
|
||||
2. |
Результаты
анализа образцов «А» |
Общее
количество проанализированных образцов «А»: |
|
|||||
3. |
№ |
Расположение точки отбора проб (шпангоут и расстояние от пояса переменных ватерлиний) |
мг Sn/кг |
№ |
Расположение точки отбора проб (шпангоут и расстояние от пояса переменных ватерлиний) |
мг Sn/кг |
||
|
1 |
|
|
9 |
|
|
||
|
2 |
|
|
10 |
|
|
||
|
3 |
|
|
11 |
|
|
||
|
4 |
|
|
12 |
|
|
||
|
5 |
|
|
13 |
|
|
||
|
6 |
|
|
14 |
|
|
||
|
7 |
|
|
15 |
|
|
||
|
8 |
|
|
16 |
|
|
||
4. |
Результаты Количество образцов
с концентрацией свыше 2500 мг/кг: |
☐ Требуется вы- полнение
этапа 2 |
||||||
|
Наличие одного или
нескольких образцов с концентрацией свыше 3000 мг/кг: ☐
Да ☐
Нет |
☐
Требования соблюдены, дальнейший ана- лиз
не требуется |
||||||
5. |
Дополнительные комментарии, касающиеся результатов анализа
образцов «А» |
|||||||
6. |
Компания
|
Фамилия,
имя: Дата:
Подпись:
|
||||||
7. |
Идентифика- ционные
данные прибора: |
|
Дата
истечения срока действия калибровки: |
|
||||||
8. |
Результаты
анализа образцов «В» |
Общее
количество проанализированных образцов «В»: |
|
|||||||
9. |
№ |
оловооргани- ческие
соединения (мг Sn/кг) в пересчете на Sn |
№ |
оловоорга- нические
соединения (мг Sn/кг) в пересчете на Sn |
№ |
оловоорга- нические
соединения (мг Sn/кг) в пересчете на Sn |
№ |
оловоорга- нические
соединения (мг Sn/кг) в пересчете на Sn |
||
|
1 |
|
5 |
|
9 |
|
13
|
|
||
|
2 |
|
6 |
|
10
|
|
14
|
|
||
|
3 |
|
7 |
|
11
|
|
15
|
|
||
|
4 |
|
8 |
|
12
|
|
16
|
|
||
10 |
Результаты
Количество образцов
с концентрацией свыше 2500 мг/кг: |
☐ Требования считаются невыполненными |
||||||||