МЕРС.208(62) Руководство 2011 года По проверке противообрастающих систем на судах

Отменена резолюцией MEPC.357(78)

 

Резолюция МЕРС.208(62)

 

РУКОВОДСТВО 2011 ГОДА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОТИВООБРАСТАЮЩИХ СИСТЕМ НА СУДАХ

 

Принята 15 июля 2011 года

 

 

КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,

 

            ССЫЛАЯСЬ на статью 38 а) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды, возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения моря и борьбе с ним,

 

            ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что Международная конференция по контролю за вредными противообрастающими системами для судов 2001 года, состоявшаяся в октябре 2001 года, приняла Международную конвенцию о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 года (Конвенция ПОС), а также четыре резолюции Конференции,

 

            ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на то, что статья 11 Конвенции ПОС предписывает, что суда, к которым применяется эта Конвенция, в любом порту, на судоверфи или удаленном от берега терминале Стороны может быть подвергнута проверке должностными лицами, уполномоченными этой Стороной, с тем чтобы установить, отвечает ли судно этой Конвенции,

 

            ОТМЕЧАЯ, что статья 3 3) Конвенции ПОС предписывает, что в отношении судов государств, не являющихся Сторонами этой Конвенции, Стороны применяют требования этой Конвенции по мере необходимости для обеспечения того, чтобы таким судам не предоставлялся более благоприятный режим,

 

            ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ резолюцию МЕРС.105(49), которой Комитет принял 18 июля 2003 года Руководство по проверке противообрастающих систем на судах,

 

            ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что резолюцией МЕРС.105(49) Комитет постановил проводить регулярный обзор Руководства 2003 года в свете приобретенного опыта,

 

            РАССМОТРЕВ на своей шестьдесят второй сессии проект Руководства 2011 года по проверке противообрастающих систем на судах, разработанный Подкомитетом по осуществлению документов государством флага на его девятнадцатой сессии,

 

1          ПРИНИМАЕТ Руководство 2011 года по проверке противообрастающих систем на судах, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

 

2          ПРЕДЛАГАЕТ правительствам применять Руководство 2011 года при проведении проверок в рамках контроля судов государством порта;

 

3          РЕКОМЕНДУЕТ, чтобы Руководство 2011 года было принято в качестве поправок к резолюции А.787(19) о процедурах контроля судов государством порта, с поправками;

 

4          ПОСТАНОВЛЯЕТ проводить регулярный обзор Руководства 2011 года в свете приобретенного опыта; и

 

5          ОТМЕНЯЕТ Руководство, принятой резолюцией МЕРС.105(49).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РУКОВОДСТВО 2011 ГОДА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОТИВООБРАСТАЮЩИХ СИСТЕМ НА СУДАХ

 

1          ВВЕДЕНИЕ

 

1.1       Право государства порта проводить проверки противообрастающих систем на судах указано в статье 11 Конвенции ПОС. Ниже описывается руководство по проведению этих проверок.

 

1.2       Требуется, чтобы суда валовой вместимостью 400 и более, выполняющие международные рейсы (за исключением стационарных или плавучих платформ, плавучих установок для хранения и плавучих установок для производства, хранения и выгрузки), подвергались первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Международного свидетельства о противообрастающей системе (Свидетельство IAFS); и освидетельствование должно проводиться при изменении или замене противообрастающих систем.

 

1.3       На судах длиной 24 метра или более и валовой вместимостью менее 400, выполняющих международные рейсы (за исключением стационарных или плавучих платформ, плавучих установок для хранения и плавучих установок для производства, хранения и выгрузки), должна иметься Декларация о противообрастающей системе, подписанная собственником или уполномоченным агентом. Такая декларация сопровождается надлежащими документами (такими, как квитанция на краску или счет-фактура подрядчика) или содержит соответствующую запись.

 

2          ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

 

2.1      Суда, которые должны иметь Свидетельство IAFS или Декларацию о противообрастающей системе (Стороны Конвенции ПОС)

 

2.1.1    Инспектор контроля судов государством порта (ИКСГП) должен проверить действительность Свидетельства IAFS или Декларации о противообрастающей системе, а также, если это уместно, прилагаемое Описание противообрастающих систем.

 

2.1.2    Единственным практическим путем нанесения краски на днище судна (подводная часть) является осуществление этой операции в сухом доке. Это означает, что указанная в Свидетельстве IAFS дата нанесения краски должна быть проверена путем сравнения периода докования с датой, указанной в Свидетельстве.

 

2.1.3    Если краска была нанесена в течение планового периода докования, это должно быть зарегистрировано в судовом журнале (чтобы иметь юридическую силу). Кроме того, это плановое докование может быть проверено по дате подтверждения, указанной в (установленном законом) Свидетельстве по безопасности судна по конструкции (правило I/10 Конвенции СОЛАС).

 

2.1.4    В случае непланового докования оно может быт проверено по записи в судовом журнале (чтобы иметь юридическую силу).

 

2.1.5    Дополнительно оно может быть проверено по дате подтверждения, указанной в (классификационном) свидетельстве по корпусу, датам, указанным в Декларации изготовителя, или по подтверждению судоверфи.

 

2.1.6    Свидетельство IAFS включает ряд клеток для галочки, указывающих:

 

.1        была или не была противообрастающая система, регулируемая Приложением 1 к Конвенции ПОС, нанесена, удалена или покрыта слоем герметизирующего состава;

 

.2        была ли противообрастающая система, регулируемая Приложением 1 к Конвенции ПОС, нанесена на судно до 1 января 2003 года или в более позднюю дату, если она установлена Администрацией; и

 

.3        была ли противообрастающая система, регулируемая Приложением 1 к Конвенции ПОС, нанесена на судно 1 января 2003 года или после этой даты, или в более позднюю дату, если она установлена Администрацией.

 

2.1.7    Особое внимание следует обращать на проверку того, что освидетельствование на предмет выдачи имеющегося Свидетельства IAFS соответствует периоду докования, указанному в судовом(ых) журнале(ах), и что галочка проставлена только в одной клетке.

 

2.1.8    Описание противообрастающей системы должно прилагаться к Свидетельству IAFS и содержать последние сведения. Самая последняя запись должна совпадать с клеткой для галочки на титульном листе Свидетельства IAFS.

 

2.2      Суда государств, не являющихся Сторонами Конвенции ПОС

 

2.2.1    Суда государств, не являющихся Сторонами Конвенции ПОС, не имеют право получать Свидетельство IAFS. Поэтому ИКСГП должен запросить документацию, которая содержит ту же информацию, что и Свидетельство IAFS, и учесть ее при определении соответствия требованиям.

 

2.2.2    Если существующая противообрастающая система объявлена не регулируемой Приложением 1 к Конвенции, будучи не документирована Международным свидетельством о противообрастающей системе, следует выполнить проверку для подтверждения того, что противообрастающая система соответствует требованиям Конвенции. Эта проверка может основываться на отборе проб и/или испытаниях, и/или надежной документации, как будет сочтено необходимым, исходя из приобретенного опыта и существующих обстоятельств. Документацией для проверки могут быть, например, ЛДБМ (листы данных о безопасности материалов) или подобные документы, декларация изготовителя противообрастающей системы о соответствии, накладные судоверфи и/или изготовителя противообрастающей системы.

 

2.2.3    На судах государств, не являющихся Сторонами, могут иметься акты о соответствии, выданные для соответствия региональным требованиям, например правилу (ЕК) 782/2003, измененному правилом (ЕК) 536/2008, которые могут считаться предоставляющими достаточные доказательства соответствия.

 

2.2.4    Во всех других аспектах ИКСГП должен руководствоваться процедурами для судов, которые должны иметь Свидетельство IAFS.

 

2.2.5    ИКСГП должен убедиться, что судам государств, не являющихся Сторонами Конвенции ПОС, не предоставляется более благоприятный режим.

 

3          БОЛЕЕ ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

 

3.1      Явное основание

 

3.1.1    Более тщательная проверка может быть проведена, когда имеются явные основания полагать, что судно в существенной степени не отвечает требованиям Конвенции ПОС. Явными основаниями для более тщательной проверки могут быть случаи, когда:

 

.1        судно плавает под флагом государства, не являющегося Стороной Конвенции, и нет документации ПОС;

 

.2        судно плавает под флагом Стороны Конвенции, однако нет действительного Свидетельства IAFS;

 

.3        дата окраски, указанная в Свидетельстве IAFS, не соответствует периоду докования судна;

 

.4        на корпусе судна отмечаются значительные участки различных красок; и

 

.5        Свидетельство IAFS не заполнено должным образом.

 

3.1.2    Если Свидетельство IAFS не заполнено должным образом, может быть необходимой информация по следующим вопросам:

 

.1        "Когда в последний раз наносилась судовая противообрастающая система?";

 

.2        "Если противообрастающая система регулируется Приложением 1 к Конвенции ПОС и была удалена, как называется предприятие и когда была выполнена работа?";

 

.3        "Если противообрастающая система регулируется Приложением 1 к Конвенции ПОС и была покрыта слоем герметизирующего состава, как называется предприятие и какова дата покрытия этим слоем?";

 

.4        "Как называются продукты, используемые для противообрастающей системы/герметизирующего покрытия, и кто производитель или агент по продаже существующей противообрастающей системы?"; и

 

.5        "Если существующая противообрастающая система была изменена по сравнению с предыдущей системой, какого типа была противообрастающая система и как называется предыдущий изготовитель или агент по продаже?".

 

3.2      Отбор проб

 

3.2.1    Более тщательная проверка может включать отбор и анализ проб судовой противообрастающей системы, если необходимо, чтобы установить, соответствует судно Конвенции ПОС или нет. Такие отбор и анализ проб могут включать использование лабораторий и подробные методики научных испытаний.

 

3.2.2    Если производится отбор проб, время для обработки проб не может использоваться как основание для задержки судна.

 

3.2.3    Любое решение об отборе проб должно основываться на практической осуществимости или ограничениях, относящихся к безопасности людей, судна или порта (см. добавление 1 о процедурах отбора проб; шаблон отчета о проверке ПОС в отношении отбора и анализа проб прилагается к Руководству).

 

3.3      Действия, предпринимаемые согласно Конвенции ПОС

 

Задержание

 

3.3.1    Государство порта может принять решение о задержании судна после обнаружения недостатков во время проверки на его борту.

 

3.3.2    Задержание может быть уместным в любом из следующих случаев:

 

.1        свидетельство недействительно или отсутствует;

 

.2        судно признает, что оно не соответствует требованиям (тем самым отпадает необходимость доказательства этого путем отбора проб); и

 

.3        отбор проб доказывает, что судно не соответствует требованиям в рамках юрисдикции порта.

 

3.3.3    Дальнейшие действия будут зависеть от того, с чем связана проблема - с оформлением свидетельства или самой противообрастающей системой.

 

3.3.4    Если в порту задержания нет средств для приведения судна в соответствие с требованиями, государство порта может позволить судну перейти в другой порт для приведения противообрастающей системы в соответствие с требованиями. В таком случае потребуется согласие этого порта.

 

Выдворение

 

3.3.5    Государство порта может выдворить судно; это означает, что государство порта требует, чтобы судно покинуло порт, - например, если судно предпочтет не приводить ПОС в соответствие с требованиями, но государство порта обеспокоено тем, что с судна происходит выброс трибутилолова (ТБО) в его воды.

 

3.3.6    Выдворение может быть надлежащим, если судно признает, что оно не соответствует требованиям или отбор проб доказывает, что судно не соответствует требованиям во время его нахождения в порту. Поскольку это представляет собой также недостаток, требующий задержания, ИКСГП может сначала задержать судно и потребовать устранения недостатков до его освобождения. Однако в порту задержания может не иметься средств для устранения недостатков. В этом случае государство порта может позволить судну перейти в другой порт для приведения противообрастающей системы в соответствие с требованиями. В таком случае может потребоваться согласие этого порта.

 

3.3.7    Выдворение может быть уместным в любом из следующих случаев:

 

.1        свидетельство недействительно или отсутствует;

 

.2        судно признает, что оно не соответствует требованиям (тем самым отпадает необходимость сбора доказательств этого путем отбора проб); и

 

.3        отбор проб доказывает, что судно не соответствует требованиям в рамках юрисдикции порта.

 

3.3.8    В этих случаях судно, вероятно, уже будет задержано. Однако задержание не принуждает судно к приведению ПОС в соответствие с требованиями (только в том случае, если оно намеревается отойти). В такой ситуации государство порта может быть обеспокоено тем, что с судна происходит выброс ТБО, пока оно остается в его водах.

 

Недопущение захода

 

3.3.9    Государство порта может решить не допускать захода судна, чтобы предотвратить его вход в его воды. Недопущение захода может быть уместным, если отбор проб доказывает, что судно не соответствует требованиям, но результаты получены после его отхода или после его выдворения.

 

3.3.10  Недопущение захода может быть уместным, если отбор проб доказывает, что судно не соответствует требованиям, но результаты получены после его отхода или выдворения. В статье 11 3) Конвенции ПОС отмечается, что только "Сторона, выполняющая проверку" может принимать такие меры. Это означает, что, если государство порта не допускает захода судна, это недопущение захода не может автоматически применяться другими государствами порта.

 

3.3.11  В соответствии с Процедурами контроля судов государством порта (резолюция А.787(19) с поправками), если недостатки не могут быть устранены в порту проверки, ИКСГП может разрешить судну проследовать в другой порт с учетом любых соответствующих установленных условий. В таких обстоятельствах ИКСГП должен убедиться, что компетентный орган следующего порта захода и государство флага уведомлены.

 

Представление докладов государству флага

 

3.3.12  В статье 11 3) Конвенции ПОС требуется, что, когда судно задержано, выдворено или его заход не допущен из-за нарушения Конвенции, Сторона, принимающая такие меры, немедленно информирует об этом Администрацию флага судна и любую признанную организацию, которая выдала соответствующее свидетельство.

 

4          ДОКЛАД О ПОС ГОСУДАРСТВУ ФЛАГА В ОТВЕТ НА ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

4.1       Статья 11 4) Конвенции ПОС разрешает Сторонам проверять суда по просьбе другой Стороны, если предоставлены достаточные доказательства того, что судно эксплуатируется или эксплуатировалось в нарушение Конвенции. Статья 12 2) разрешает государствам порта, выполняющим проверку, направлять Администрации (государству флага) соответствующего судна любую информацию и доказательства в подтверждение факта нарушения, какими они располагают. Информация, направляемая государству флага, часто недостаточна для возбуждения преследования. В нижеследующих пунктах подробно излагается характер необходимой информации.

 

4.2       Доклад властям государства порта или прибрежного государства должен включать как можно больше информации, перечисленной в разделе 3. Информация в докладе должна подтверждаться фактами, которые, при рассмотрении в целом, приведут к тому, что государство порта или прибрежное государство будет считать, что нарушение было совершено.

 

4.3       Доклад должен дополняться такими документами, как:

 

.1        доклад государства порта о недостатках;

 

.2        заявление ИКСГП, включая его ранг и организацию, о предполагаемой не соответствующей требованиям противообрастающей системе. В дополнение к информации, требуемой в разделе 3, заявление должно включать основания, по которым ИКСГП выполнил более тщательную проверку;

 

.3        заявление о любом отборе проб противообрастающей системы, включая:

 

.1          местонахождение судна;

 

.2          в каком месте корпуса была отобрана проба, включая расстояние по вертикали от пояса переменной ватерлинии;

 

.3          время отбора проб;

 

.4          лицо(а), производившее(ие) отбор проб; и

 

.5          квитанции, указывающие лиц, обеспечивающих сохранность проб и получающих пробы;

 

.4        отчеты об анализах любых проб, включая:

 

.1          результаты анализов;

 

.2          применявшийся метод;

 

.3          ссылку на научную документацию, оценивающую точность и действительность применяемого метода, или копии такой документации;

 

.4          фамилии лиц, выполнивших анализы, и их опыт; и

 

.5          описание мер по гарантии качества при анализах;

 

.5        показания опрошенных лиц;

 

.6        показания свидетелей;

 

.7        фотографии корпуса и районов отбора проб; и

 

.8        копия Свидетельства IAFS, включая копии соответствующих страниц Описи противообрастающих систем, судовых журналов, ЛДБМ или подобных документов, декларации изготовителя противообрастающей системы о соответствии, накладных судоверфи и других записей о доковании, относящихся к противообрастающей системе.

 

4.4       Все результаты наблюдений, фотографии и документы должны быть заверены подписями, удостоверяющими их подлинность. Все документы должны быть засвидетельствованы, удостоверены или подтверждены в соответствии с законами государства, которое их подготавливает. Все показания должны быть подписаны и датированы лицом, делающим это показание. Фамилии лиц, подписавших показания, должны быть напечатаны четким шрифтом выше или ниже подписи.

 

4.5       Доклады, упомянутые в пунктах 2 и 3 настоящего раздела, должны быть направлены государству флага. Если прибрежное государство, обнаружившее нарушение, не является государством порта, проводившим расследование на борту судна, то государство порта, проводящее расследование, должно направить копию сообщения о результатах также прибрежному государству.

 

ДОБАВЛЕНИЕ 1

 

ОТБОР ПРОБ

 

Соображения относительно быстрого отбора проб можно найти в разделе 2.1 Руководства по быстрому отбору проб противообрастающих систем на судах (резолюция МЕРС.104(49)).

 

Любое обязательство относительно отбора пробы должно исходить из практической осуществимости или ограничений, относящихся к безопасности людей, судна или порта.

 

ИКСГП должен учитывать следующее:

 

-     связаться с судном в отношении места и времени, необходимых для отбора проб; ИКСГП должен проверить, что требуемое время не будет излишне препятствовать погрузке/выгрузке, передвижению или отходу судна;

 

-     не ожидать, чтобы судно организовало свободный доступ, но связаться с судном посредством мер, которые принял компетентный орган государства порта, например использование катера, автоподъемника, подмостей и т.д.;

 

-     выбрать точки отбора проб, охватывающие типичные районы;

 

-     сфотографировать корпус, районы отбора проб и процесс отбора проб;

 

-     избегать принятия решений о качестве краски (например, поверхность, состояние, толщина, нанесение);

 

-     необходимость организации присутствия представителя судна во время быстрого отбора проб для обеспечения получения доказательств на законных основаниях;

 

-     заполнить и подписать форму отчета о проверке вместе с включенными бланками для записи отбора проб (заполняются лицом, отбирающим пробы), насколько это возможно, и оставить копию на судне как доказательство проверки/отбора проб;

 

-     проинформировать следующее государство порта, в которое должно зайти проверенное судно;

 

-     согласовать или проинформировать судно о том, кому будет направлена копия окончательно оформленного акта о проверке судна в случаях, когда он не может быть заполнен в ходе проверки; и

 

-     обеспечить, чтобы квитанции, в которых указаны лица, обеспечивающие сохранность пробы и получающие их, были заполнены, чтобы отразить цепь передачи проб. ИКСГП напоминается, что процедуры, установленные в национальном законодательстве и касающиеся сохранности доказательств, не затрагиваются регулированием. Поэтому в настоящем руководстве этот вопрос подробно не рассматривается.

 

1          Методологии отбора проб

 

Методологию отбора проб должно выбирать само государство порта. В Руководстве по быстрому отбору проб противообрастающих систем на судах, принятом резолюцией МЕРС.104(49), допускается, что может использоваться (с учетом соблюдения требований Администрации или государства порта) любой другой научно признанный метод отбора и анализа проб ПОС, регулируемый Конвенцией, в отличие от методов, описанных в добавлении к Руководству. Методология отбора проб будет зависеть, среди прочего, от поверхностной твердости краски, которая может в значительной степени отличаться. Соответственно, может отличаться удаленная масса краски.

 

Процедуры отбора проб, основанные на удалении краски с корпуса, требуют определения массы краски. Важно, чтобы используемые процедуры были подтверждены, давали однозначные результаты и содержали надлежащие меры контроля.

 

Компетентный орган государства порта может решить заключить контракт со специализированными компаниями для выполнения отбора проб. В этом случае ИКСГП следует присутствовать на судне в ходе процедуры отбора проб, чтобы убедиться, что упомянутые выше связь и меры установлены.

 

Если специализированная компания не используется, компетентному органу государства порта следует обеспечить соответствующую подготовку ИКСГП по имеющимся методам и процедурам отбора проб, а также обеспечить выполнение согласованных процедур.

 

Должны быть соблюдены следующие общие условия:

 

-     ИКСГП следует выбрать ряд точек отбора проб, предпочтительно охватывающих все типичные районы корпуса, однако целесообразно, чтобы по меньшей мере восемь (8) точек отбора проб были равномерно распределены по вертикали и по длине корпуса, по возможности по левому и правому борту (учитывая, что различные участки корпуса могут быть обработаны различными противообрастающими системами);

 

-     тройные пробы краски в каждой точке отбора проб следует брать в непосредственной близости друг от друга на корпусе (например, с интервалом 10 см между каждой точкой);

 

-     загрязнения проб следует избегать, что обычно обеспечивается использованием нестерилизованных и необработанных порошком одноразовых перчаток из пригодного непроницаемого материала, например нитрильного каучука;

 

-     пробы следует собирать и хранить в инертной емкости (например, емкости не должны состоять из материалов, включающих оловосодержащие органические соединения или способных поглощать их);

 

-     пробы следует отбирать в районе, где поверхность противообрастающей системы не имеет повреждений, чиста и свободна от обрастания;

 

-     для отбора проб не следует использовать чешуйки отшелушивающейся краски на отошедших, отслоившихся или вздутых районах корпуса;

 

-     пробы не следует отбирать с нагретой поверхности или в районе, где краска размягчена иным образом (например, топливные цистерны); и

 

-     не следует производить отбор проб нижележащих слоев (грунтовка, герметик, ПОС, содержащая ТБО), если нет четкого доказательства обнажения больших площадей.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home