A.1188(33) Руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями 2023 года

РЕЗОЛЮЦИЯ A.1188(33)

 

Принята 6 декабря 2023 года

(Пункты 11 и 13 повестки дня)

 

РУКОВОДСТВО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) АДМИНИСТРАЦИЯМИ 2023 ГОДА

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на резолюцию A.741(18), которой Ассамблея приняла Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)),

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию A.788(19), которой Ассамблея приняла Руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями,

 

ССЫЛАЯСЬ на резолюцию A.1118(30), которой она приняла Пересмотренное руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями после последовательной отмены резолюций A.1071(28) и A.788(19),

 

ОТМЕЧАЯ, что на основании положений главы IX Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года МКУБ приобрел обязательную силу для компаний, эксплуатирующих суда определенных типов, 1 июля 1998 года, а для компаний, эксплуатирующих другие грузовые суда и плавучие буровые установки, приводимые в движение с помощью механических средств, валовой вместимостью 500 и более, – 1 июля 2002 года,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что Комитет по безопасности на море на своей девяносто второй сессии резолюцией MSC.353(92) одобрил поправки к МКУБ,

 

ПРИЗНАВАЯ, что Администрация, установив, что стандарты безопасности выполняются, обязана обеспечить выдачу документов о соответствии и свидетельств об управлении безопасностью согласно МКУБ, принимая во внимание вышеупомянутое Руководство,

 

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что у администраций может возникать необходимость заключать соглашения относительно выдачи свидетельств другими администрациями в соответствии с главой IX Конвенции СОЛАС 1974 года и в соответствии с резолюцией A.741(18),

 

ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ необходимость единообразного осуществления МКУБ, а также проведения дистанционных аудитов МКУБ на основе опыта, полученного во время пандемии COVID-19, и передовых технологий,

 

РАССМОТРЕВ рекомендации, данные Комитетом по защите морской среды на его шестьдесят девятой сессии и Комитетом по безопасности на море на его девяносто шестой сессии,

 

1          ПРИНИМАЕТ Руководство по осуществлению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) администрациями 2023 года, изложенное в приложении к настоящей резолюции;

 

2          НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства при осуществлении МКУБ соблюдать положения Руководства 2023 года;

 

3          ПРОСИТ правительства информировать Организацию о любых трудностях, которые у них могут возникнуть при использовании Руководства 2023 года;

 

4          УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды держать Руководство 2023 года в поле зрения и при необходимости вносить в него поправки или пересматривать его в соответствии с правилами и процедурами этих комитетов с целью выпуска циркуляров серии MSC-MPEC;

 

5          ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.1118(30).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

РУКОВОДСТВО ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) АДМИНИСТРАЦИЯМИ 2023 ГОДА

 

Содержание

 

1          ВВЕДЕНИЕ

1.1       МКУБ

1.2       Обязательное применение МКУБ

1.3       Обязанности по проверке и выдаче свидетельств и документов

2          СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ

2.1       Определения

2.2       Сфера действия и применение

3          ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ МКУБ

3.1       Общие положения

3.2       Возможности системы управления безопасностью в достижении общих целей управления безопасностью

3.3       Возможности системы управления безопасностью в соблюдении конкретных требований, касающихся безопасности и предотвращения загрязнения

4          ПРОЦЕСС ВЫДАЧИ И ПРОВЕРКИ СВИДЕТЕЛЬСТВ И ДОКУМЕНТОВ

4.1       Деятельность, связанная с выдачей и проверкой свидетельств и документов

4.2       Предварительная проверка

4.3       Первоначальная проверка

4.4       Ежегодная проверка Документа о соответствии

4.5       Промежуточная проверка свидетельств об управлении безопасностью

4.6       Проверка для возобновления документа и свидетельства

4.7       Дополнительная проверка

4.8       Аудиты управления безопасностью

4.9       Заявка на проведение аудита

4.10     Предварительный анализ (анализ документов)

4.11     Подготовка аудита

4.12     Выполнение аудита

4.13     Отчет о результатах аудита

4.14     Последующий контроль за устранением недостатков

4.15     Обязанности компании, относящиеся к аудитам управления безопасностью

4.16     Обязанности организации, осуществляющей выдачу свидетельств и документов согласно МКУБ

4.17     Обязанности группы проверки

 

Добавление – СТАНДАРТЫ В ОТНОШЕНИИ МЕР ПО ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ И ДОКУМЕНТОВ СОГЛАСНО МКУБ

 

1          ВВЕДЕНИЕ

2          СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ

3          СТАНДАРТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ

3.1       Управление системой выдачи свидетельств и документов согласно МКУБ

3.2       Основная компетентность для выполнения проверки

3.3       Практическая подготовка к выполнению проверки

4          МЕРЫ ПО КВАЛИФИКАЦИИ

5          ПРОЦЕДУРЫ И ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ И СВИДЕТЕЛЬСТВ

 

 

1          ВВЕДЕНИЕ

1.1       МКУБ

1.1.1    Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)) был принят Организацией резолюцией A.741(18) и приобрел обязательную силу вследствие вступления в силу 1 июля 1998 года главы IX Конвенции СОЛАС, касающейся управления безопасной эксплуатацией судов. МКУБ предусматривает международный стандарт управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

1.1.2    МКУБ требует, чтобы компании установили цели в области безопасности, как указано в разделе 1.2 (Цели) МКУБ, и, кроме того, чтобы компании разрабатывали, осуществляли и поддерживали систему управления безопасностью, которая включает функциональные требования, перечисленные в разделе 1.4 (Функциональные требования к системе управления безопасностью (СУБ)) Кодекса.

1.1.3    Применение МКУБ должно поддерживать и поощрять развитие культуры безопасности в судоходстве. Факторами успеха в развитии культуры, пропагандирующей безопасность и защиту окружающей среды, являются, среди прочего, приверженность делу, моральные ценности, убеждения и четкость системы управления безопасностью.

1.2       Обязательное применение МКУБ

1.2.1    Для обеспечения надлежащих стандартов безопасности и предотвращения загрязнения необходима соответствующая организация управления на берегу и на судне. Поэтому требуется систематический подход к управлению со стороны тех, кто отвечает за управление судном. Целями обязательного применения МКУБ являются обеспечение:

.1       соответствия обязательным нормам и правилам, относящимся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды; и

.2       эффективного осуществления и выполнения их администрациями.

1.2.2    Эффективное обеспечение выполнения администрациями должно включать проверку того, что система управления безопасностью соответствует требованиям, установленным в МКУБ, а также проверку соответствия обязательным нормам и правилам.

1.2.3    Обязательное применение МКУБ должно обеспечивать, поддерживать и поощрять, чтобы во внимание принимались применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные ИМО, администрациями, классификационными обществами и организациями морской отрасли.

1.3       Обязанности по проверке и выдаче свидетельств и документов

1.3.1    Администрация обязана проверять соответствие требованиям МКУБ и выдавать компаниям документы о соответствии, а судам – свидетельства об управлении безопасностью.

1.3.2    Кодекс о признанных организациях (Кодекс ПО) (резолюции MSC.349(92)/MEPC.237(65)), который приобрел обязательную силу согласно правилу XI-1/1 Конвенции СОЛАС, Кодекс по осуществлению документов ИМО (Кодекс ОДИ), который был принят Организацией резолюцией A.1070(28) и применение которого стало обязательным посредством правила XIII/2 Конвенции СОЛАС, применяются, когда администрации предоставляют организациям полномочия выдавать документы о соответствии и свидетельства об управлении безопасностью от своего имени.

2          СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ

2.1       Определения

Термины, используемые в настоящем Пересмотренном руководстве, имеют те же значения, что и термины, приведенные в МКУБ.

2.2       Сфера действия и применение

Настоящее Пересмотренное руководство устанавливает основные принципы:

.1       проверки того, что система управления безопасностью компании, ответственной за эксплуатацию судов, или система управления безопасностью в отношении судна или судов, контролируемых компанией, соответствует МКУБ;

.2       выполнения предварительной, первоначальной, ежегодной проверки и проверки для возобновления Документа о соответствии и предварительной, первоначальной, промежуточной проверки и проверки для возобновления Свидетельства об управлении безопасностью, а также выдачи/подтверждения соответствующих документов; и

.3       объема дополнительной проверки.

3          ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ МКУБ

3.1       Общие положения

3.1.1    С тем чтобы соответствовать требованиям МКУБ, компании должны разрабатывать, осуществлять и поддерживать документально оформленную систему управления безопасностью, обеспечивающую проведение политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды. Политика компании должна включать цели, определенные в МКУБ.

3.1.2 Администрации должны проверять соответствие требованиям МКУБ путем установления:

.1       соответствия системы управления безопасностью компании требованиям МКУБ; и

.2       того, что система управления безопасностью обеспечивает достижение целей, определенных в пункте 1.2.3 МКУБ.

3.1.3    Для определения соответствия или несоответствия элементов системы управления безопасностью требованиям, установленным в МКУБ, может потребоваться разработка критериев оценки. Рекомендуется, чтобы администрации избегали установления критериев в форме директивных решений, касающихся системы управления. Если критерии оценки будут устанавливаться в форме директивных требований, то может получиться, что в процессе управления безопасностью в судоходстве компании будут выполнять решения, подготовленные другими сторонами, и в этом случае компании будет трудно разрабатывать решения, которые наилучшим образом подходят для этой конкретной компании, вида эксплуатации или судна. Поэтому конкретные операции должны относиться к конкретному судну и должны быть полностью отражены в наставлениях, процедурах и инструкциях.

3.1.4    Таким образом, администрациям рекомендуется обеспечивать, чтобы эти оценки основывались на определении эффективности системы управления безопасностью в достижении установленных целей, а не соответствия подробным требованиям в дополнение к требованиям, содержащимся в МКУБ, с тем чтобы снизить необходимость разработки критериев для облегчения оценки соответствия компаний Кодексу.

3.2       Возможности системы управления безопасностью в достижении общих целей управления безопасностью

МКУБ устанавливает общие цели управления безопасностью в пункте 1.2.2. Проверка должна поддерживать и поощрять компании в достижении этих целей, которые четко ориентируют компании в деле разработки элементов системы управления безопасностью в соответствии с МКУБ. Однако нельзя определить, позволяет ли система управления безопасностью достичь этих целей, помимо установления того, что система управления безопасностью соответствует требованиям МКУБ. Поэтому эти цели не должны служить основой установления подробных толкований, используемых для определения соответствия или несоответствия требованиям МКУБ.

3.3       Возможности системы управления безопасностью в соблюдении конкретных требований, касающихся безопасности и предотвращения загрязнения

3.3.1    Основным критерием, определяющим разработку толкований, необходимых для оценки соответствия требованиям МКУБ, должна быть возможность системы управления безопасностью отвечать конкретным требованиям, определенным в МКУБ, с точки зрения конкретных стандартов безопасности и предотвращения загрязнения. Конкретные стандарты безопасности и защиты окружающей среды установлены в пункте 1.2.3 МКУБ.

3.3.2    Во время проверки должны быть доступны для тщательного рассмотрения все документы, которые могут облегчить проверку соответствия МКУБ. Они могут включать документы, касающиеся порученных задач по вопросам СУБ. Для этой цели Администрация должна обеспечивать, чтобы компания предоставляла аудиторам предусмотренные законом и классификационными обществами документы, имеющие отношение к мерам, принимаемым компанией для обеспечения постоянного соответствия обязательным нормам и правилам. В этом отношении такие документы могут проверяться для подтверждения их подлинности и достоверности.

3.3.3    Некоторые обязательные требования могут не являться объектом предусмотренных законом или классификационных освидетельствований, например:

.1       поддержание состояния судна и оборудования между освидетельствованиями; и

.2       определенные эксплуатационные требования.

3.3.4    Могут потребоваться конкретные меры по обеспечению соответствия МКУБ и предоставлению объективных доказательств, необходимых для проверки в этих вышеуказанных случаях, например:

.1       документированные процедуры и инструкции;

.2       документы о выполняемой старшими должностными лицами проверке повседневных операций, когда это имеет отношение к обеспечению соответствия; и

.3       соответствующие отчетные записи о судах, эксплуатирующихся компанией, например, отчетные записи государства флага, отчеты по контролю судов государством порта, акты классификационного общества и доклады об авариях. 3.3.5 Проверка соответствия обязательным нормам и правилам, которая является частью процесса выдачи свидетельств и документов согласно МКУБ, не дублирует и не заменяет освидетельствования в отношении других морских свидетельств. Проверка соответствия МКУБ не освобождает от ответственности компанию, капитана или любую другую организацию или лицо, связанных с управлением или эксплуатацией судна.

3.3.6    Администрации должны убедиться, что компания:

.1       при учреждении и поддержании системы управления безопасностью приняла во внимание рекомендации, упомянутые в пункте 1.2.3.2 МКУБ; и

.2       разработала процедуры, обеспечивающие осуществление этих рекомендаций на берегу и на судне.

4          ПРОЦЕСС ВЫДАЧИ И ПРОВЕРКИ СВИДЕТЕЛЬСТВ И ДОКУМЕНТОВ

4.1       Деятельность, связанная с выдачей и проверкой свидетельств и документов

4.1.1    Процесс выдачи свидетельств и документов, имеющий отношение к выдаче Документа о соответствии компании и Свидетельства об управлении безопасностью судну, обычно будет включать следующие стадии:

.1       предварительная проверка;

.2       первоначальная проверка;

.3       ежегодная или промежуточная проверка;

.4       проверка для возобновления свидетельства или документа; и

.5       дополнительная проверка.

4.1.2    Эти проверки выполняются на основании заявки, которую компания направляет Администрации или организации, признанной Администрацией для осуществления функций по выдаче свидетельств и документов согласно МКУБ, или, по просьбе Администрации, другим Договаривающимся правительством Конвенции СОЛАС. Проверки будут включать аудит системы управления безопасностью.

4.2       Предварительная проверка

4.2.1    Выдача временных свидетельств и документов может осуществляться при определенных условиях, предписанных МКУБ, и должна облегчать осуществление системы управления безопасностью.

4.2.2    Для выдачи временных свидетельств и документов компания должна обращаться к Администрации.

4.2.3    Процесс проверки для выдачи временного Документа о соответствии, предпринимаемый Администрацией, потребует оценки в офисе компании в соответствии с пунктом 14.1 МКУБ.

4.2.4    Если результаты оценки системы управления безопасностью на берегу являются удовлетворительными, можно приступить к принятию мер/планированию в отношении оценки соответствующих судов компании.

4.2.5    Процесс предварительной проверки судна должен предприниматься Администрацией с целью убедиться, что на судне имеется система управления безопасностью в соответствии с пунктом 14.4 МКУБ.

4.2.6    Если результаты предварительной проверки являются удовлетворительными, компании выдается Временный документ о соответствии, копии которого должны предоставляться в каждый офис на берегу и на каждое соответствующее судно, принадлежащее компании. После оценки каждого судна и выдачи ему Временного свидетельства об управлении безопасностью копия Временного свидетельства должна быть также передана в головной офис компании.

4.3       Первоначальная проверка

4.3.1    Компания должна обратиться к Администрации с просьбой о выдаче свидетельств и документов согласно МКУБ.

4.3.2    Оценка системы управления на берегу, проводимая Администрацией, вызовет необходимость оценки подразделений, в которых осуществляется такое управление, и, возможно, других объектов, в которых могут выполняться порученные задачи по вопросам системы управления безопасностью, в зависимости от организации компании и функций различных объектов.

4.3.3    Если результаты оценки системы управления безопасностью на берегу являются удовлетворительными, можно приступить к принятию мер/планированию в отношении оценки судов компании.

4.3.4    Если результаты оценки являются удовлетворительными, компании выдается Документ о соответствии, копии которого должны предоставляться в каждый офис на берегу и на каждое судно, принадлежащее компании. После оценки каждого судна и выдачи ему Свидетельства об управлении безопасностью экземпляр Свидетельства должен быть также передан в головной офис компании.

4.3.5    В случаях, когда свидетельства выдаются признанной организацией, копии всех свидетельств должны направляться также Администрации.

4.3.6    Аудит управления безопасностью компании и судна будет включать те же основные стадии. Цель заключается в проверке того, что компания или судно соответствуют требованиям МКУБ. Аудиты включают:

.1       проверку соответствия системы управления безопасностью компании требованиям МКУБ, включая объективные доказательства, подтверждающие, что система управления безопасностью компании действует по меньшей мере три месяца и что система управления безопасностью действует как минимум три месяца по меньшей мере на одном судне каждого типа, эксплуатирующегося компанией; и

.2       проверку того, что система управления безопасностью обеспечивает достижение целей, определенных в пункте 1.2.3 МКУБ. Это включает проверку того, что Документ о соответствии компании, ответственной за эксплуатацию судна, применим к этому конкретному типу судна, а также включает оценку системы управления безопасностью на судне для проверки того, что она соответствует требованиям МКУБ и что она осуществляется. Должны иметься объективные доказательства, подтверждающие, что система управления безопасностью компании эффективно функционирует на судне и на берегу в течение по меньшей мере трех месяцев, включая отчеты о результатах внутренних аудитов, выполненных компанией.

4.4       Ежегодная проверка Документа о соответствии

4.4.1    Для подтверждения действительности Документа о соответствии должны проводиться ежегодные аудиты управления безопасностью, которые должны включать проверку правильности установленных законом и классификационных документов, представленных в отношении по меньшей мере одного судна каждого типа, к которому применяется Документ о соответствии. При ежегодной проверке будут рассмотрены все элементы системы управления безопасностью, а также виды деятельности, к которым применяются требования МКУБ. Целью таких аудитов являются верификация того, что система управления безопасностью функционирует эффективным образом и что любые изменения, внесенные в систему управления безопасностью, отвечают требованиям МКУБ.

4.4.2    Ежегодная проверка должна проводиться в течение трех месяцев до и после каждой ежегодной даты Документа о соответствии.

4.4.3    Если компания располагает более чем одним подразделением на берегу и/или компания делегирует задачи по вопросам системы управления безопасностью, при ежегодных оценках необходимо стремиться к тому, чтобы в течение срока действия Документа о соответствии была проведена оценка всех участков.

4.4.4    В ходе ежегодной проверки администрации должны проверять, эксплуатирует ли компания суда всех типов, указанных в Документе о соответствии. Если компания прекратила эксплуатацию судна конкретного типа, должны приниматься соответствующие меры.

4.5       Промежуточная проверка свидетельств об управлении безопасностью

4.5.1    Для подтверждения действительности Свидетельства об управлении безопасностью должны проводиться промежуточные аудиты управления безопасностью. При промежуточной проверке будут рассмотрены все элементы системы управления безопасностью, а также виды деятельности, к которым применяются требования МКУБ. Целью этих аудитов является верификация того, что система управления безопасностью функционирует эффективным образом и что любые изменения, внесенные в систему управления безопасностью, отвечают требованиям МКУБ. В определенных случаях, в частности во время первоначального периода эксплуатации согласно системе управления безопасностью, Администрация может счесть необходимым увеличить частоту промежуточных проверок. Кроме того, характер несоответствий может также явиться основанием для увеличения частоты промежуточных проверок.

4.5.2    Если предстоит только одна промежуточная проверка, она должна проводиться между второй и третьей ежегодной датой выдачи Свидетельства об управлении безопасностью.

4.6       Проверка для возобновления документа и свидетельства

Проверки для возобновления Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью должны проводиться до истечения срока их действия. Проверка для возобновления будет касаться всех элементов системы управления безопасностью и мероприятий, к которым применяются требования МКУБ. Проверка для возобновления может проводиться в течение трех месяцев до истечения срока действия Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью и должна быть завершена до даты истечения срока их действия.

4.7       Дополнительная проверка

4.7.1    При наличии четких оснований Администрация может потребовать проведения дополнительной проверки с целью установить, продолжает ли система управления безопасностью функционировать эффективно. Дополнительные проверки могут проводиться после ситуаций, выходящих за рамки обычной деятельности. Примеры таких ситуаций включают задержания в рамках контроля судов государством порта, возобновление эксплуатации после перерыва, вызванного выводом из эксплуатации, или для проверки того, что были приняты эффективные меры по устранению недостатков, и/или проведенные надлежащим образом дополнительные проверки могут затронуть организацию на берегу и/или систему управления безопасностью на судне. Администрация должна определить сферу и степень охвата проверки, которые могут различаться в зависимости от конкретного случая. Дополнительные проверки должны быть завершены в согласованные сроки с учетом руководства, разработанного ИМО. При необходимости Администрация должна контролировать действия по результатам проверки и принимать соответствующие меры.

4.7.2    Если результаты проверки судна являются удовлетворительными, Свидетельство об управлении безопасностью должно быть подтверждено для дополнительной проверки.

4.8       Аудиты управления безопасностью

4.8.1    Процедура аудитов управления безопасностью, кратко изложенная в нижеследующих пунктах, включает все стадии, относящиеся ко всем проверкам, даже если объем аудитов при временной и дополнительной проверке может отличаться от объема аудитов при первоначальной, ежегодной, промежуточной проверке и проверке для возобновления свидетельства.

4.8.2    При не поддающихся контролю сторон чрезвычайных обстоятельствах, таких как стихийные бедствия, военные действия, вспышка пандемии/эпидемии, забастовка, бунт, преступная деятельность или внезапное изменение законодательства, которые препятствуют проведению аудита на месте, хотя стороны приняли все разумные меры для его проведения, может быть рассмотрен вопрос об использовании методов дистанционного аудита, описанных в ИСО 19011:2018 «Руководство по аудиту систем менеджмента» и IAF MD 4:2018 «Обязательный документ IAF по применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях аудита/оценки», с целью отсрочки проведения периодических аудитов, с тем чтобы судно могло завершить рейс в порт, в котором оно должно быть проверено1, или для проведения дополнительных проверок при условии, что Администрация флага будет проводить оценку на разовой основе. В таких обстоятельствах дистанционный аудит, если он разрешен, должен ограничиваться выдачей временного свидетельства, если это применимо, или свидетельства со сроком действия, не превышающим срок, необходимый для проведения аудита на месте, и в любом случае не превышающим шести (6) месяцев.

4.8.3 До тех пор, пока Организация не разработает рекомендации по оценке и применению дистанционного аудита2, эта оценка, проводимая на разовой основе, должна, как минимум, учитывать такие аспекты, как:

______________________

1     См. часть B/пункт 13.14 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)) с поправками, внесенными резолюцией MSC.273(85).   

2     См. рекомендации, которые будут разработаны Организацией.

 

.1       тип и возраст судна, а также отчетность, касающаяся безопасности как судна, так и компании и их соответствия предъявляемым требованиям, включая результаты оценки СУБ и проверок в рамках КСГП;

.2       документально оформленное обоснование использования дистанционных методов, например, указанные в пункте 4.8.2 чрезвычайные обстоятельства, которые не позволяют аудитору физически присутствовать на судне или в компании;

.3       объем дистанционного аудита с учетом тех функций системы управления безопасностью (СУБ), которые могут быть дистанционно проверены на соответствие требованиям МКУБ, для достижения того же уровня обеспечения безопасности и соответствия требованиям, что и при аудитах с физическим присутствием на месте. Те функции СУБ, которые невозможно проверить дистанционно, должны быть проверены в ходе аудита на месте. С учетом того, что дистанционные аудиты не могут полностью заменить наблюдения аудитора, касающиеся состояния и функционирования системы управления безопасностью, включая те выполняемые на судне операции, которые являются неотъемлемой частью аудитов управления безопасностью на борту судов, необходимо определить объем их применения;

.4       если проведение аудита был делегировано ПО – консультации с Администрацией флага по вопросам рассмотрения и принятия применяемой ПО процедуры проведения дистанционных аудитов, координации аудитов, предоставления инструкций по проведению дистанционного аудита и подготовке отчетности о его результатах, а также верификации и подтверждения результатов дистанционного аудита в ходе аудита с выездом на место;

.5       потребность в технических средствах, необходимых для применения дистанционных методов аудита, включая средства, обеспечивающие использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обязательное применение двусторонней аудио- и видеосвязи или других альтернативных каналов коммуникации, а также обмен документами в режиме, позволяющем при необходимости обеспечить конфиденциальность и безопасность информации, защиту данных и т. д., и фактическое наличие таких средств;

.6       функции и обязанности вовлеченных лиц, в первую очередь сотрудников, участвующих в проведении физических аудитов на судне в целях сбора и представления фактических данных о состоянии судна и применении СУБ, с должным учетом соответствующих мер по обеспечению беспристрастности и ответственности вовлеченного персонала. В связи с этим действующий режим ответственности, регулирующий связанное с аудитом распределение обязанностей между государствами флага, ПО и компаниями, не должен меняться;

.7       подготовка персонала, участвующего в проведении физических аудитов на судне, и любые дополнительные квалификации, которыми должны обладать аудиторы, проводящие дистанционные аудиты;

.8       предоставление аудитору информации и документов для подтверждения объема аудита и соответствия требованиям МКУБ, таких как аудио- и видеозаписи, фотоматериалы, заявления капитана и/или членов экипажа, судовой журнал, отчеты поставщиков услуг, записи и т. д.; и

.9       требования к отчетности и прозрачность информации о методах, использованных для оценки состояния судна, с указанием того, что аудит проводился дистанционно. 

4.8.4    В общем случае должны действовать следующие правила:

.1       применительно к аудитам судов может быть рассмотрен вопрос об использовании дистанционных методов проверки определенных функций СУБ в соответствии с руководством по дистанционному аудиту согласно МКУБ, которое будет разработано Организацией1, при условии, что будет обеспечен тот же уровень безопасности и гарантий, что и при аудитах на месте с физическим присутствием аудитора. В любом случае проводимые на судах первоначальные, промежуточные, дополнительные аудиты и аудиты для возобновления свидетельств не должны полностью заменяться дистанционным аудитом; и

.2       применительно к аудитам компаний может быть рассмотрен вопрос об использовании дистанционных методов аудита в соответствии с руководством по дистанционному аудиту согласно МКУБ, которое будет разработано Организацией2. 

_________________

1     См. рекомендации, которые будут разработаны Организацией.

2     См. рекомендации, которые будут разработаны Организацией.

 

4.9       Заявка на проведение аудита

4.9.1    Компания должна представить Администрации или организации, признанной Администрацией для выдачи Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью от имени Администрации, заявку на проведение аудита.

4.9.2    После этого Администрация или признанная организация должны назначить главного аудитора и, если это уместно, группу аудиторов.

4.10     Предварительный анализ (анализ документов)

В качестве основы планирования аудита аудитор должен провести анализ наставления по управлению безопасностью с целью определить, в достаточной ли мере система управления безопасностью отвечает требованиям МКУБ. Если в результате этого анализа установлено, что система недостаточна, аудит должен быть отсрочен до принятия компанией мер по устранению недостатков.

4.11     Подготовка аудита

4.11.1 Аудитор должен провести анализ соответствующих документов компании, например, отчетных записей государства флага, докладов о проверках в рамках контроля судов государством порта, актов классификационных обществ и отчетов об авариях, и принять их во внимание при подготовке плана аудита.

4.11.2 Назначенный главный аудитор должен связаться с компанией и подготовить план аудита.

4.11.3 Аудитор должен представить рабочие документы, которые должны регулировать аудит, с целью содействия проведению оценок, расследований и осмотров в соответствии со стандартными процедурами, инструкциями и формами, установленными для обеспечения единообразия практики аудита.

4.11.4  Группа аудиторов должна быть способной эффективно общаться с лицами, деятельность которых подвергается аудиту.

4.12     Выполнение аудита

4.12.1 Аудит должен начинаться со вступительного совещания, чтобы представить группу аудиторов старшему руководству компании, кратко изложить методы проведения аудита, подтвердить, что имеются все согласованные средства, подтвердить время и дату заключительного совещания и уточнить любые неясные сведения, относящиеся к аудиту.

4.12.2 Группа аудиторов должна оценить систему управления безопасностью на основании как документации, представленной компанией, так и объективных доказательств эффективности ее применения.

4.12.3 Сбор объективных доказательств должен осуществляться путем собеседований и изучения документов. При необходимости может также осуществляться наблюдение за деятельностью и условиями, с тем чтобы определить эффективность системы управления безопасностью в соблюдении конкретных стандартов безопасности и защиты окружающей среды, требуемых МКУБ.

4.12.4 Сделанные в ходе аудита выводы должны документироваться. После аудита деятельности группа аудиторов должна провести анализ собранных объективных доказательств, которые затем должны использоваться для определения того, что именно должно быть отмечено в докладе в качестве существенных несоответствий, несоответствий или замечаний. Доклады должны составляться с использованием терминологии общих и конкретных положений МКУБ.

4.12.5 В конце аудита и до подготовки своего отчета группа аудиторов должна провести совещание со старшим руководством компании и лицами, ответственными за конкретные функции. Цель заключается в представлении замечаний таким образом, чтобы обеспечить четкое понимание результатов аудита.

4.13     Отчет о результатах аудита

4.13.1 Отчет о результатах аудита должен быть подготовлен под руководством главного аудитора, который отвечает за его точность и полноту.

4.13.2 Отчет о результатах аудита должен включать план аудита, сведения о членах группы аудиторов, даты и наименование компании, замечания о любых несоответствиях и замечания об эффективности системы управления безопасностью в достижении установленных целей.

4.13.3 Компания должна получить копию отчета о результатах аудита. Компании должно быть рекомендовано передать на судно копию отчета о результатах аудита, выполненного на его борту.

4.14     Последующий контроль за устранением недостатков

4.14.1 Компания обязана определить и принять меры, необходимые для устранения несоответствия или причины несоответствия. Неспособность устранить несоответствия конкретным требованиям МКУБ может повлиять на действительность Документа о соответствии и относящихся к нему свидетельств об управлении безопасностью.

4.14.2 Меры по устранению недостатков и любые последующие аудиты должны быть завершены в течение согласованного периода времени. В отношении мер по устранению недостатков такой период времени обычно не должен превышать трех месяцев. Компания должна подавать заявки на последующие аудиты согласно договоренности.

4.14.3 Неспособность принять надлежащие меры по устранению недостатков в соответствии с МКУБ, включая меры для предотвращения повторения недостатков, может рассматриваться как существенное несоответствие.

4.15     Обязанности компании, относящиеся к аудитам управления безопасностью

4.15.1 Проверка соответствия МКУБ не освобождает компанию, руководство, лиц, выполняющих порученные им задачи по вопросам системы управления безопасностью, командный состав или моряков от их обязанностей в отношении соблюдения национального и международного законодательства, относящегося к безопасности и защите окружающей среды.

4.15.2 Компания является ответственной:

.1       за информирование соответствующих сотрудников и лиц, выполняющих порученные им задачи в отношении системы управления безопасностью, о целях и сфере выдачи свидетельств и документов согласно МКУБ;

.2       за назначение ответственных членов персонала для сопровождения членов группы, осуществляющей выдачу свидетельств и документов;

.3       за предоставление ресурсов, необходимых лицам, осуществляющим выдачу свидетельств и документов, для обеспечения эффективного и действенного процесса проверки;

.4       за предоставление доступа и содержащих необходимые сведения материалов по просьбе лиц, осуществляющих выдачу свидетельств и документов; и

.5       за сотрудничество с группой проверки, позволяющее достичь целей выдачи свидетельств и документов.

4.15.3 Если выявлены существенные несоответствия, администрации и ПО должны следовать процедурам, предписанным в циркуляре MSC/Circ.1059-MEPC/Circ.401 Procedures concerning observed ISM Code major non-conformities (Процедуры в отношении выявленных существенных несоответствий по МКУБ).

4.16     Обязанности организации, осуществляющей выдачу свидетельств и документов согласно МКУБ

Организация, осуществляющая выдачу свидетельств и документов согласно МКУБ, обязана обеспечить, чтобы процесс выдачи и проверки свидетельств и документов осуществлялся в соответствии с МКУБ и настоящим Пересмотренным руководством. Это включает контроль за всеми аспектами выдачи свидетельств и документов в соответствии с добавлением к настоящему Пересмотренному руководству.

4.17     Обязанности группы проверки

4.17.1 Независимо от того, проводятся ли проверки, связанные с выдачей свидетельств и документов, группой или нет, ответственным за проверку должно быть одно лицо. Руководителю должны быть предоставлены полномочия принимать окончательные решения относительно проведения проверки и делать любые замечания. На него/нее возлагается:

.1       подготовка плана проверки; и

.2       представление отчета о результатах проверки.

4.17.2 Персонал, участвующий в проверке, обязан соблюдать требования, регулирующие проверку, обеспечивать конфиденциальность документов, относящихся к выдаче свидетельств и документов, и осмотрительно обращаться с информацией, не подлежащей оглашению.

 

ДОБАВЛЕНИЕ

 

СТАНДАРТЫ В ОТНОШЕНИИ МЕР ПО ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ И ДОКУМЕНТОВ СОГЛАСНО МКУБ

 

1          ВВЕДЕНИЕ

Группа аудиторов, связанная с выдачей свидетельств и документов согласно МКУБ, а также организация, в ведении которой эта группа может находиться, должны соответствовать конкретным требованиям, установленным в настоящем добавлении.


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home