ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО
MSC.1/Circ.1334
РУКОВОДСТВО СУДОВЛАДЕЛЬЦАМ, КОМПАНИЯМ,
ОПЕРАТОРАМ СУДОВ, КАПИТАНАМ И ЭКИПАЖАМ СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПОДАВЛЕНИЮ
АКТОВ ПИРАТСТВА И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ СУДОВ
принято 5 июня 2009 г.
1 Комитет по безопасности на море на
своей 86 сессии (27 мая - 5 июня 2009 г.) одобрил пересмотренное циркулярное
письмо MSC/Circ.623/Rev.3 (Руководство судовладельцам, компаниям, операторам
судов, капитанам и экипажам судов по предотвращению и подавлению актов
пиратства и вооруженных ограблений судов), приведенное в приложении.
2 Этот пересмотр выполнялся на основе
результатов полной ревизии руководства Организации по предотвращению и
подавлению пиратства и вооруженного ограбления судов и принял во внимание
работу корреспондентской группы, образованной на 84 сессии Комитета, по
пересмотру и приведению на уровень современности циркулярных писем
MSC/Circ.622/Rev.1, MSC/Circ.623/Rev.3 и резолюции А.922(22).
3 Правительствам-членам ИМО и
организациям, имеющим консультативный статус в ИМО, рекомендуется довести
данное циркулярное письмо до сведения судовладельцев, операторов судов,
судоходных компаний, капитанов и экипажей судов, и всех заинтересованных
сторон.
4 Данное циркулярное письмо отменяет MSC/Circ.623/Rev.3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РУКОВОДСТВО СУДОВЛАДЕЛЬЦАМ, КОМПАНИЯМ1, ОПЕРАТОРАМ
СУДОВ, КАПИТАНАМ И ЭКИПАЖАМ СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПОДАВЛЕНИЮ АКТОВ
ПИРАТСТВА* И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ** СУДОВ
Введение
1 Данное циркулярное письмо нацелено на
то, чтобы довести до сведения судовладельцев, компаний, операторов судов,
капитанов и экипажей судов информацию о мерах предосторожности, которые должны
быть приняты для снижения риска пиратства в открытом море и вооруженных
ограблений судов, стоящих на якоре мористее портов или находящихся на ходу в
территориальном море прибрежного государства. В циркулярном письме намечены
шаги, которые следует сделать для снижения риска таких нападений, предложены
возможные ответные меры при нападениях, а также отмечена жизненная
необходимость направления сообщений в таких случаях - как успешных, так и
безуспешных - властям соответствующего прибрежного государства и морской
Администрации самого судна. Такие сообщения должны отправляться как можно скорее,
чтобы была возможность предпринять необходимые действия.
_________________
1 Определение
термина компания см. в правилах IX/1 и XI-2/1 Конвенции СОЛАС.
*
Приведенное ниже определение пиратства содержится в тексте статьи 101 Конвенции
ООН по морскому праву:
"Пиратством
является любое из перечисленных ниже действий:
a) любой неправомерный акт насилия,
задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или
пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого
летательного аппарата и направленный:
i) против другого судна или
летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на борту в
открытом море;
ii) против какого-либо судна или
летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни
было государства;
b) любой акт добровольного участия в
использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со
знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат являются
пиратскими судами или летательными аппаратами;
c) любое деяние, являющееся
подстрекательством или сознательным содействием совершению действия,
предусматриваемого в пункте (а) или (b)".
**
На субрегиональном совещании по пиратству и вооруженным ограблениям судов в
западной части Индийского океана, Аденском заливе и в Красном море,
состоявшемся в Танзании 14-18 апреля 2008 г. было решено внести изменения в
определение этого понятия. В соответствии с решением ReCAAP, к определению
добавлена мотивация: "личные цели". Формулировка "в пределах
внутренних, архипелажных вод и территориального моря" заменена на
"в рамках юрисдикции государства". Новая формулировка отражает точку
зрения Франции (ее поддержали другие государства-участники совещания), она
такова, что это определение вооруженных ограблений судов не следует применять к
актам пиратства, совершенным мористее территориального моря. Новое определение:
"вооруженные ограбления судов означает любой другой незаконный акт
насилия или задержания, или любой акт расхищения или угроза такового, кроме
пиратства, совершенного в личных целях, направленный против судна или против
людей или имущества, находящихся на борту, произошедший в пределах внутренних,
архипелажных вод и территориального моря государства, в котором произошло
правонарушение".
2 Важно осознавать, что судовладельцы,
компании, операторы судов, капитаны и экипажи судов могут принимать меры для
самозащиты и защиты своих судов от пиратов и вооруженных грабителей, что им и
следует делать. В то время как силы, обеспечивающие охрану, часто рекомендуют
те или иные меры по самозащите и защите судов, а от государств флага требуется,
при необходимости, принятие таких мер для обеспечения того, чтобы судовладельцы
и капитаны брали на себя ответственность, в конечном счете такая
ответственность за принятие профессионально оправданных мер предосторожности
распространяется на судовладельцев, компании, операторов судов и капитанов,
если их суда эксплуатируются в районах, где существует угроза пиратства и
вооруженных ограблений. При планировании следует учитывать необходимость
обеспечения благополучного состояния членов экипажа в период захвата пиратами
или вооруженными грабителями. Судовладельцам, компаниям, операторам судов и
капитанам, прежде чем эксплуатировать суда в таких водах, где, как известно,
случаются нападения на суда, настоятельно рекомендуется тщательно собирать и
анализировать имеющуюся информацию о происшествиях в конкретном районе моря. С
этой целью информация о нападениях и о попытках нападений собирается,
анализируется и распространяется ИМО, Центром информации по пиратству
Международного морского бюро (ММБ) и Центром по обмену информацией в рамках Регионального
соглашения о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями
судов в Азиатском регионе (ReCAAP ISC)2, Центром охраны
мореплавания в Африканском Роге, правительствами и другими организациями, а
также собирается и анализируется другая жизненно важная информация, на основе
которой должны приниматься меры предосторожности.
3 Эти рекомендации собраны из большого
количества источников. При противоречивых рекомендациях указывается причина
выбора рекомендуемого действия.
_______________
2 Региональное
соглашение о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями
судов в Азиатском регионе (ReCAAP) - это межправительственное соглашение
о предупреждении случаев пиратства и вооруженных ограблений судов в Азиатском
регионе. ReCAAP имеет статус Международной правительственной организации (IGO).
Подробности можно найти на сайте www.recaap.org.
Цель
пиратов/грабителей
4 Кроме захвата судов, удерживания
экипажа в заложниках и хищения груза, другими целями грабителей оказываются
наличные деньги в судовом сейфе, личные вещи экипажа и любое переносное судовое
оборудование. В случаях вскрытия контейнеров можно предположить, что грабители
проникали на судно, ошвартованное в порту, а затем в море спрыгивали за борт,
захватив с собой все, что могли унести. Поэтому важной мерой предосторожности
является применение положений Кодекса ОСПС; также настоятельно рекомендуется
тщательно проверять судовые помещения и запирать их до выхода в рейс.
СНИЖЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К ПИРАТСТВУ И
ВООРУЖЕННЫМ ОГРАБЛЕНИЯМ
Наличные
деньги в судовом сейфе
5 Нападающие полагают, что большие суммы
наличных перевозятся в капитанском сейфе. В некоторых случаях эта надежда
оправдывалась, похищались значительные суммы денег. В то время как хранение
наличных денег иногда может быть необходимо для удовлетворения эксплуатационных
нужд, расходов экипажа и преодоления ограничений на обмен валюты в некоторых
государствах, это действует на нападающих как магнит, они могут угрожать,
удерживать в заложниках капитана и членов экипажа, до тех пор пока места
хранения не будут раскрыты. Судовладельцам следует предусмотреть возможности ограничения
случаев необходимости иметь на судне большие суммы денег. Если же такая
необходимость возникает из-за наложенных государством ограничений на обмен
валюты, этот вопрос должен быть направлен на рассмотрение морской Администрации
судна для принятия возможных мер, способствующих более гибкому подходу к
решению этой проблемы как части международных усилий, направленных на снижение
количества нападений пиратов и вооруженных грабителей.
Свобода
выбора капитана и членов экипажа
6 Капитанам следует иметь в виду
вероятность того, что атакующие отслеживают радиосвязь в направлении
"судно-берег" и используют перехваченную информацию для выбора своих
целей. Тем не менее, капитанам следует помнить о том, что отключение АИС в
районах с высоким риском нападения пиратов снижает возможность получения помощи
от военных кораблей, при необходимости. Также следует проявлять осторожность
при передаче по радио информации о грузе или ценностях на судне в районах, где
случаются нападения.
7 Что касается отключения системы АИС,
чтобы судно не было обнаружено при входе в районы моря, где пиратство является
реальной угрозой, - решение остается за капитаном, однако капитану следует
взвешивать степень риска пиратского нападения и необходимость обеспечивать
безопасность мореплавания, в частности - выполнять требования Правила 7 МППСС о риске
столкновения; следует действовать в соответствии с руководством, представленным
в резолюциях А.917(22)
и А.956(23).
Капитану также следует учитывать и тот факт, что и другие суда, эксплуатируемые
в районах с высоким риском, тоже могут принять решение отключить систему АИС.
При пиратском нападении капитанам следует убедиться в том, что система АИС
снова включена, из соображений целесообразности, и находится в рабочем
состоянии в режиме передачи, чтобы силы обеспечения охраны имели возможность
определять местоположение судна.
8 Членам экипажа, сходящим на берег в
портах таких районов, следует рекомендовать не обсуждать рейс или груз с
лицами, которые не имеют деловых отношений с судном.
Небольшие
экипажи
9 На руку нападающим и тот факт, что в
настоящее время экипажи малочисленны. Малочисленный экипаж, обеспечивающий
безопасность мореплавания своего судна в стесненных водах или водах с
интенсивным судоходством, будет вынужден принимать на себя дополнительную
значительную нагрузку по обеспечению высоких уровней охраны, ведя наблюдение в
течение продолжительного времени. Судовладельцы, в помощь экипажам и для защиты
их судов, могут рассматривать вопрос об усилении вахт охраны, если их судно
находится в водах или на якоре мористее портов, где случаются нападения, а
также - вопрос о предоставлении соответствующих средств наблюдения и
обнаружения.
Рекомендуемая
практика
10 Рекомендуемая практика, изложенная ниже,
основывается на сообщениях об инцидентах, советах, опубликованных коммерческими
организациями, и мерах, выработанных для повышения охраны судна. Не кто иной, а
лишь судовладельцы или капитаны судов, эксплуатирующихся в районах, где
происходят такие нападения, решают, в каком объеме выполнять/применять
рекомендации. Судоходство также выиграло бы от использования иных существующих
рекомендаций, включая рекомендации ReCAAP ISC3, Центра
информации по пиратству ММБ (Международного морского бюро), BIMCO, ICS
(Международной палаты судоходства) и других организаций судоходства.
_______________
3 ReCAAP ISC
собирает и анализирует информацию по пиратству и вооруженным ограблениям судов
и регулярно публикует доклады, в которых представлены случаи и существующие
тенденции, образцы хорошей морской практики и рекомендованные превентивные
меры.
11 С учетом того что при таких сложных
обстоятельствах от капитанов часто требуется выполнение множества процедур по
донесениям и отчетности, необходимо упростить эти процедуры, насколько это
возможно и целесообразно. Однако рекомендуется, чтобы при первой же возможности
капитаны докладывали обо всех (1) попытках пиратских нападений и вооруженных
ограблений или об угрозах, (2) совершенных пиратских нападениях и вооруженных
ограблениях:
i) в ближайший СКЦ или в региональный
пункт по пиратству, смотря по тому, где что применимо (например, в ReCAAP - в
Азиатском регионе4),
ii) государству флага судна, и
iii) в Центр информации по пиратству ММБ5.
_______________
4 См. Дополнения
1 и 2 к данному циркулярному письму в отношении обмена информацией и процесса
передачи донесений о происшествиях в Азиатском регионе.
5 Центр
информации по пиратству ММБ работает круглосуточно и принимает донесения о
пиратских нападениях или о попытках пиратских нападений, совершенных в любой
точке мира.
12 Рекомендованные действия определяются
как фазы, относящиеся к любому рейсу в районе, где существует опасность
пиратства или вооруженного ограбления. Фазы определяют главные стадии во всех
ситуациях: отсутствие пиратства или вооруженного ограбления, попытка пиратства
или вооруженного ограбления и подтвержденное пиратство или вооруженное
ограбление. В зависимости от развития любой из ситуаций, они смогут или не
смогут проявиться. Перечень фаз приведен в Дополнении 3.
Фаза
отсутствия пиратства или вооруженного ограбления
13 Расписанные процедуры того, каким
образом предотвращать пиратские нападения и вооруженные ограбления или
подавлять их, можно найти в МКУБ или в Плане охраны судна.
14 Вступление в силу Кодекса ОСПС и МКУБ привело к тому,
что оценка уровня охраны и оценка риска стали неотъемлемой частью мероприятий
по обеспечению охраны и безопасности. Мероприятия по предотвращению и
подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов должны быть частью
процедур ответных действий по МКУБ в чрезвычайной ситуации или в ситуации,
требующей повышения бдительности и готовности к ответным действиям, они должны
стать частью открытых процедур Плана охраны судна.
15 Всем судам, эксплуатируемым в водах или
в портах, где случаются пиратские нападения, в качестве подготовительного
мероприятия по выработке мер предупреждения пиратских нападений или вооруженных
ограблений судов следует оценить степень охраны своего судна и выработать план
действий на случай нападения. Эти мероприятия следует включить как часть в
процедуры ответных действий по МКУБ в чрезвычайной ситуации или в ситуации,
требующей повышения бдительности и готовности к ответным действиям; они должны
стать частью процедур Плана охраны судна. При оценке охраны следует учитывать
основные параметры операции, включая:
.1 возможные риски, включая любую
информацию о характерных особенностях пиратства или вооруженных ограблений
судов в конкретном районе;
.2 размеры судна, высота надводного борта,
максимальная скорость и тип груза;
.3 численный состав экипажа, его опыт и
подготовка;
.4 возможность обеспечить на судне
охраняемые зоны; и
.5 наличие судового оборудования, включая
оборудование наблюдения и обнаружения.
16 План охраны судна* и План
действий на случай чрезвычайной ситуации следует составлять с учетом оценки
риска, с уточнением конкретных ответных мер на случай повышения или снижения
уровней угрозы пиратского нападения.
_______________
*
Руководство по составлению плана можно найти в Кодексе ОСПС.
Меры,
среди прочего, должны предусматривать:
.1 необходимость ведения усиленного
наблюдения и использования освещения и средств наблюдения и обнаружения;
.2 осуществление контроля за доступом на
судно и в места на судне с ограниченным доступом судового персонала,
пассажиров, гостей и т. п.;
.3 предотвращение незаконного вторжения
путем применения активных и пассивных мер и устройств, таких как сетки между
леерными стойками, проволочные заграждения, электрические изгороди,
акустические устройства дальнего действия; при необходимости - привлечение к
работе на судах, пересекающих районы с высоким риском пиратства соответствующих
надлежащим образом обученных и имеющих соответствующие свидетельства
невооруженных консультантов по обеспечению охраны и имеющих профессиональную
подготовку охранников, а также принятие других мер, затрудняющих пиратам доступ
на судно. Если на судне установлены пассивные устройства, то для обеспечения
безопасности судового персонала всегда должно вестись наблюдение; должна быть
также предусмотрена оперативная сигнальная информация;
.4 мониторинг (постоянный контроль
обеспечения) охраны судна;
.5 ответные действия экипажа при
обнаружении намерений пиратского нападения или в случае нападения;
.6 необходимость соблюдения процедур
передачи по радио сигнала тревоги; и
.7 обязательные сообщения после нападения
или после попытки нападения.
Планы
охраны судна и Планы действий на случай чрезвычайной ситуации должны
обеспечивать, чтобы капитаны и экипажи полностью осознавали риск, связанный с
нападением пиратов или вооруженных грабителей. В особенности они должны
обращать внимание на опасность, которая может возникнуть, если экипаж займет
агрессивную позицию в отношении атакующих. Раннее обнаружение возможности атаки
является самым эффективным противодействием. Агрессивное
противодействие в тот момент, когда нападение уже происходит и особенно когда
атакующие уже поднялись на борт, может, в значительной степени, увеличить
опасность для судна и для всех присутствующих на борту.
17 В соответствии с Планом охраны судна,
все двери на мостик, в машинное отделение, в помещение рулевого привода и в
каюты экипажа должны быть закрыты, должны контролироваться и регулярно
проверяться. Эффективным может быть использование оборудования для ведения
наблюдения в определенных зонах на судне, а также - регулярное патрулирование.
Такое наблюдение ведется с намерением организовать безопасные охраняемые зоны,
в которые атакующим было бы трудно проникнуть. Полезно также запирать на ключ
двери в соседние помещения и использовать другие средства обеспечения контроля
за доступом.
18 Судовладелец, компания, оператор судна и
капитан должны учитывать также то, что морякам бывает необходимо сойти на берег
и посетить находящиеся на берегу объекты соцкультбыта и медицинские учреждения.
19 Важно, чтобы любое ответное действие на
инцидент было хорошо спланировано и реализовано, а исполнители должны быть
знакомы с судном как можно лучше. Поэтому, на случай пиратского нападения или
вооруженного ограбления судна в море или в порту, ответственные за охрану
должностные лица должны быть подготовлены по вопросам общего плана судна: они
должны знать особенности наиболее распространенных типов судов; а
судовладельцам следует консультироваться с государством флага и сотрудничать с
силами охраны в обеспечении доступа на их суда ответственных за охрану
должностных лиц с целью ознакомления.
Выбор
пути и задержка постановки на якорь
20 Если это возможно, судам следует уходить
из районов, где, как известно, происходят пиратские нападения, и в частности,
следует избегать узких проходов. При принятии решения о прокладке курса для
судна, компании следует учитывать тип судна, его размер, максимальную скорость,
высоту надводного борта и степень опасности груза. Если предлагается
сопровождение судна, также следует рассматривать такую меру во избежание
серьезных пиратских нападений в море. Если суда приближаются к портам, где
пиратские нападения происходят чаще на суда, стоящие на якоре, чем на суда на
ходу; и если известно, что судно какое-то время должно будет стоять на якоре
мористее порта, следует рассмотреть возможность задержаться в пути, чтобы
меньше времени осталось на якорную стоянку, или же рассмотреть другие
возможности для уменьшения рискованного для судна периода времени. Соблюдение
очередности постановки к причалу обеспечивается при взаимодействии с портовыми
властями. Условия чартера должны быть такими, что за судном должно признаваться
право прибытия с задержкой в порты, где случаются пиратские нападения, или если
нет свободного причала, или когда рейдовая погрузка/выгрузка будут задержаны на
длительный период времени.
Учения
по выполнению Плана охраны судна
21 До входа в район, где случаются
нападения, экипаж судна должен на практике проиграть процедуры, изложенные в
Плане охраны судна. Должны быть тщательно отработаны сигналы
аварийно-предупредительной сигнализации и все процедуры. Если инструкции должны
передаваться по судовой системе громкоговорящей связи или по личным
радиотелефонам, они должны быть однозначно поняты теми, кто, возможно, не
полностью овладел языком инструкций.
22 Для обеспечения большей бдительности при
входе в район, где происходят пиратские нападения, весь персонал судна должен
получать дополнительные особые наставления по обеспечению охраны при угрозах
пиратского нападения; следует повторить процедуры донесений о подозрительных
лицах, предметах или о подозрительной активности. Полное или частичное
задействование всех средств при досмотре судна должно проводиться регулярно в
районах с высокими степенями угрозы пиратских нападений.
23 Невозможно в полной мере отразить то,
как важно, чтобы все возможные для доступа на судно места, ключевые и зоны
безопасности на судне были закрыты или контролировались в порту, на якоре или
на ходу в опасных районах. Экипаж должен быть подготовлен к тому, чтобы
использовать любое дополнительное оборудование наблюдения или обнаружения,
установленное на судне. Планирование и подготовка персонала должны основываться
на том, что нападение произойдет, а не уповать на то, что повезет - и это не
случится. Демонстрируя нападающим, что судно имеет готовый к нападению и
подготовленный экипаж, выполняющий План охраны судна, можно ослабить их
уверенность в успехе нападения.
Меры
предосторожности на якоре или в порту
24 В районах, где происходят пиратские
нападения, капитанам судов следует проявлять бдительность, когда их суда
готовятся к постановке на якорь или когда стоят на якоре. Более того, важно
ограничить доступ на судно, вести учет посещений и контролировать лиц, имеющих
доступ на судно, когда судно находится в порту или на якорной стоянке. Только в
случае состоявшегося нападения фотографирование нападающих может пригодиться
как средство устрашения или для идентификации лиц, которые имели доступ на
судно до пиратского нападения. Можно предположить, что атакующие ознакомятся с
содержанием грузовых манифестов для выбора целей нападения; все усилия следует
прилагать к тому, чтобы ограничить распространение документов с информацией о
грузах на борту и об их местонахождении. Аналогичные меры предосторожности
должны быть приняты в отношении нераспространения информации о ценностях
экипажа/персонала и о судовом оборудования, поскольку это также представляет
интерес для нападающих.
25 До выхода в рейс судно должно быть
тщательно досмотрено, все двери и места доступа должны быть закрыты на ключ и
взяты под контроль. Это особенно важно в отношении мостика, машинного
отделения, рулевой рубки и иных ответственных мест. Двери и места доступа,
впоследствии, должны проверяться регулярно. Под особым наблюдением должны быть
средства контроля за дверями/местами доступа, которыми придется воспользоваться
при чрезвычайной ситуации на борту. Безопасность судна и экипажа не должны быть
под угрозой. Поиск незваных гостей на судне следует проводить таким образом,
чтобы не была под угрозой безопасность экипажа, выполняющего эти обязанности.
26 Охранники, нанятые в порту или на
якорной стоянке на разных судах, должны поддерживать связь друг с другом и
властями порта в ходе их вахты. В случае запрета на таких охранников,
ответственность лежит на персонале компаний, обеспечивающих безопасность. Такие
компании сами ответственны перед соответствующими властями.
Несение
вахты и бдительность
27 Очень важно поддерживать бдительность.
Чаще всего первым признаком нападения является появление нападающих на мостике
или в каюте капитана. Раннее оповещение о возможном пиратском нападении
позволяет подать сигнал тревоги, оповестить другие суда и береговые власти,
осветить подозрительное плавсредство, предпринять маневр по уклонению или
привести в действие иные ответные процедуры. Наличие признаков того, что судно
оповещено о приближении пиратов, может заставить их отказаться от нападения.
28 Когда суда находятся в районах, где, как
известно, происходят пиратские нападения и вооруженные ограбления, или на
подходах к таким районам, следует увеличить количество персонала, несущего
ходовую навигационную вахту (количество вахтенных и впередсмотрящих на
мостике), имея в виду, что во многих случаях атакующие взбирались на судно с
кормы. Следует рассмотреть возможность дополнительного несения вахты на корме и
в теневых секторах РЛС. Компаниям следует рассмотреть возможность поставки на
судно биноклей ночного видения для вахты на мостике и для впередсмотрящих.
Должно вестись постоянное радиолокационное наблюдение, но, возможно, будет
трудно обнаружить быстроходное плавсредство с низким бортом на экране РЛС.
Яхтенная РЛС, установленная на корме может обеспечить дополнительный
радиолокационный обзор, способствующий обнаружению небольших плавсредств,
приближающихся с кормы судна на ходу. Использование соответственным образом
расположенного яхтенного радиолокатора, когда судно стоит на якоре, может также
обеспечить предупреждение о близком приближении небольшого плавсредства.
29 Особенно важно поддерживать
радиолокационное и визуальное наблюдение за плавсредством, следующим за судном
в некотором отдалении, оно может быстро приблизиться для нападения. Небольшие
плавсредства, следующие параллельным курсом или в кильватере со скоростью
судна, всегда должны считаться подозрительными. Если замечено подозрительное
плавсредство, важно вести непрерывное круговое наблюдение, из опасения, что оно
является отвлекающим, а высадка на судно может произойти с другого
плавсредства, в то время как внимание сконцентрировано на первом.
30 Дополнительно к использованию открытых
средств передачи сигнала тревоги, в случае пиратского нападения/ вооруженного
ограбления может быть задействована и судовая система тревожной сигнализации.
Однако следует помнить о том, что предпочтительнее использовать скрытые
(секретные) средства, учитывая конфигурацию и местоположение систем.
31 Компании, владеющие судами, часто
посещающими районы, где происходят пиратские нападения, должны рассмотреть
возможность закупки и использования более совершенных визуальных и электронных
устройств для улучшения возможностей как радиолокационного, так и визуального
наблюдения за нападающими в ночное время плавсредствами, тем самым повышая
возможность раннего предупреждения о возможном нападении. В частности, может
быть предусмотрено наличие устройств ночного видения, небольших РЛС для охвата
теневых кормовых секторов, систем внутреннего телевидения и физических
устройств, таких как колючая проволока. В определенных обстоятельствах
подходящим может быть не смертельное оружие, а такое как акустические пушки.
Может быть использовано также инфракрасное оборудование обнаружения и
оповещения.
Процедуры
связи
32 Капитан должен обеспечить, чтобы все то
время, пока судно находится в районе или на подходе к району, где происходят
пиратские нападения, на вахте было бы уполномоченное лицо, ответственное за
связь. Должно быть обеспечено, чтобы были проверены способы обеспечения связи
"судно-берег", а интервалы между докладами должны быть согласованы
перед выходом судна в район с высокой степенью риска. Следует соблюдать частоту
согласованных передач.
33 Судовладельцам следует направлять в
национальные, региональные или субрегиональные системы судовых сообщений,
доступ к которым обеспечен правительствами, информацию обо всех пиратских
нападениях и о предпринятых попытках совершения нападения, включая те, что предотвращены
силами, обеспечивающими охрану.
34 Когда возможно, судам, поднимающим
тревогу, следует уточнять что именно происходит в данный момент: пиратское
нападение или вооруженное ограбление; следует также уточнять другие категории
бедствия: "затопление" или "пожар". От этого может зависеть
успех и скорость реагирования.
35 До входа в район, где происходят
нападения, и если установки ГМССБ на судне не имеют устройств автоматического
ввода координат судна от связанных с ними электронных навигационных средств,
настоятельно рекомендуется вводить координаты судна регулярно вручную в
соответствующее оборудование связи. Рекомендуется, чтобы судовладельцы начали
осуществление программы оповещения ИНМАРСАТ-С до направления судов в такие
районы.
36 При входе в воды, где, по донесениям,
происходят пиратские нападения или вооруженные ограбления, особенно если, по
соображениям обеспечения безопасности, выключено оборудование АИС, судам
следует обычным образом - через заданные интервалы - направлять сообщения о своем
местоположении в судоходную компанию, благодаря чему судоходная компания первой
извещает о том, что что-то неладно, если передача прервана. В отношении
выключения АИС капитанам надлежит действовать в соответствии с наставлениями,
изложенными в резолюции А.917(22)
- "Руководство по эксплуатации на судах судовых систем автоматического
опознавания (АИС)" с поправками в А.956(23) - "Поправки к Руководству по
эксплуатации на судах судовых систем автоматического опознавания (АИС)". В
случае пиратского нападения, капитанам следует обеспечить, чтобы АИС была
включена, когда это оправдано, и работала бы в режиме передачи, чтобы
обеспечивающие охрану силы могли определять местоположение судна.
Несение
радиовахты и ответы
37 Должна нестись непрерывная радиовахта по
связи с соответствующими береговыми или военно-морскими властями при нахождении
в районах, где случаются нападения. Непрерывная вахта должна также
поддерживаться на всех частотах бедствия и безопасности, или на частотах,
которые могут быть указаны местными властями - для некоторых районов. Судно
также должно отслеживать все передачи информации по безопасности на море (ИБМ)
на этот район. Поскольку ожидается, что обычно для таких передач будет использоваться
расширенный групповой вызов (РГВ) ИНМАРСАТ с использованием Службы сети
безопасности (SafetyNET), судовладельцы должны обеспечить наличие подходящего
приемника РГВ на судне при нахождении или на подходе к районам, где существует
риск нападений. Чтобы обеспечить прием срочных передач, судовладельцам следует
также рассмотреть вопрос об установке отдельного специального приемника для
этой цели, т. е. такого, который не встроен в судовую земную станцию,
используемую в коммерческих целях.
38 ИМО в своем циркулярном письме MSC.1/Circ.1333
рекомендует правительствам