A.922(22) Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов

 

Резолюция А.922(22)

 

КОДЕКС ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АКТОВ ПИРАТСТВА И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ СУДОВ

(принята 29 ноября 2001 г.)

 

АССАМБЛЕЯ,

 

ССЫЛАЯСЬ на статью 15(j) Конвенции о Международ­ной морской организации, касающуюся функций Ассамб­леи в отношении правил и руководств, касающихся безо­пасности на море,

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на Конвенцию 1988 г. о предотвра­щении незаконных действий против безопасности морского судоходства (SUA-88) и Протокол 1988 г. о подавлении неза­конных актов, направленных против безопасности стацио­нарных платформ, находящихся на континентальном шельфе,

 

ОТМЕЧАЯ резолюция A/RES/55/7 — Океаны и морское право, которой Генеральная Ассамблея ООН на своей 55 сессии призвала все государства, в частности прибрежные государства, находящиеся в районах пиратских нападений и вооруженных ограблений судов, принимать все необходи­мые и соответствующие меры по предотвращению пират­ства и вооруженных ограблений судов на море, включая та­кие меры как региональное сотрудничество, а также меро­приятия по расследованию или участию в расследовании таких инцидентов, где бы они ни произошли, а также при­влекать к ответственности подозреваемых в правонаруше­ниях, в соответствии с международным законодательством,

 

ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ одобренные Комитетом по безопас­ности на море циркулярные письма MSC/Circ.622/Rev.l и MSC/Circ.623/Rev.l, в которых содержатся рекомендации правительствам и руководство судовладельцам и операто­рам судов, капитанам и членам экипажей судов по предот­вращению и подавлению актов пиратства и вооруженных ограблений судов,

 

УЧИТЫВАЯ права и обязанности государств по между­народному морскому праву, включая положения Конвен­ции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.,

 

ПРИЗНАВАЯ С ГЛУБОКИМ БЕСПОКОЙСТВОМ серь­езную угрозу безопасности человеческой жизни на море и морской окружающей среде, возникающую вследствие ак­тов пиратства и вооруженных ограблений судов,

 

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что количество актов пиратства и вооруженных ограблений судов во всем мире продолжает расти,

 

ОСОЗНАВАЯ, что борьбе с пиратством и вооруженны­ми ограблениями судов часто мешает отсутствие в некото­рых странах эффективного законодательства для расследо­вания случаев пиратства и вооруженных ограблений судов,

 

ОСОЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что когда произведены аресты, некоторым правительствам недостает правовой основы и достаточного руководства для расследования, которое необ­ходимо для вынесения приговора и наказания вовлеченных в акты пиратства и вооруженных ограблений судов,

 

УЧИТЫВАЯ рекомендации, выработанные на региональ­ных семинарах и практических занятиях, организованных ИМО в рамках антипиратского проекта 1988 г., в отношении того, что разработка Кодекса практики расследования и судебного преследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов должна вестись на приоритетной основе для обеспечения соответствующего наказания за такие пре­ступления как пиратство и вооруженное ограбление судов,

 

БУДУЧИ УБЕЖДЕНА в очевидной необходимости ско­рейшего принятия и распространения вышеупомянутого Кодекса практики,

 

БУДУЧИ ТАКЖЕ УБЕЖДЕНА в необходимости сотруд­ничества правительств и в необходимости предпринимать на самой приоритетной основе все необходимые действия для предупреждения и подавления любых актов пиратства и вооруженных ограблений судов,

 

1. ПРИНИМАЕТ Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов, представлен­ный в Приложении к настоящей резолюции;

 

2. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам сотрудничать в интересах безопасности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды, прилагая все больше усилий к подавлению и предупреждению актов пиратства и вооруженных ограбле­ний судов;

 

3. ПРЕДЛАГАЕТ ТАКЖЕ правительствам разрабатывать, где это применимо, соглашения и процедуры для облегче­ния сотрудничества в применении достаточных и эффек­тивных мер для предупреждения актов пиратства и воору­женных ограблений судов;

 

4. ПООЩРЯЕТ правительства в применении положений международных инструментов, нацеленных на повышение уровня безопасности человеческой жизни на море и на по­давление и предупреждение актов пиратства и вооруженных ограблений судов;

 

5. ПРОСИТ Генерального секретаря обратить внимание правительств-членов ИМО, ООН и других международных организаций, заинтересованных в такой информации и в соответствующих действиях, на настоящую резолюцию и приложенный Кодекс практики расследования актов пират­ства и вооруженных ограблений судов;

 

6. ПРОСИТ ДАЛЕЕ Комитет по безопасности на море и Юридический комитет держать Кодекс в поле зрения и принимать соответвствующие меры;

 

7. НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства пред­принимать действия, изложенные в Приложении к Кодек­су, для расследования всех подпадающих под их юрисдик­цию актов пиратства и вооруженных ограблений судов, а также представлять в Организацию доклады с информацией по всем случаям расследования и судебного преследования таких действий;

 

8. ДАЛЕЕ ПРИЗЫВАЕТ все правительства, ответственные за порты, якорные стоянки и морские районы, сообщать Организации о доступных для судов особых ответных ме­рах, по вопросу пиратства и вооруженных ограблений, для распространения отраслью и применения к таким судам.

 

Приложение.

КОДЕКС ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АКТОВ ПИРАТСТВА И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ СУДОВ

 

1. ЦЕЛЬ ДОКУМЕНТА

 

Цель документа — обеспечить государства-члены ИМО памяткой для облегчения расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Для целей данного Кодекса:

 

2.1 Пиратство означает незаконные действия, определен­ные в статье 101* Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.

 

2.2 Вооруженное ограбление судов означает любой другой незаконный акт насилия или задержания, или любой акт расхищения или угроза такового, направленный против судна или против людей или имущества, находящихся на борту, произошедший в пределах действия национальной юрисдикции государства.

 

__________

* Следующее определение пиратства приводится в статье 101 Конвен­ции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.: "Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

 

(a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажи­рами какого-либо частновладельческого судна или частновла­дельческого летательного аппарата и направленный:

 

(i) против другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества, находящихся на борту в откры­том море;

(ii) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

 

(b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат являются пиратскими судами или летательными аппаратами;

 

(c) любое деяние, являющееся подстрекательством или созна­тельным содействием совершению действия, предусматриваемого в пункте (а) или (b)."

 

2.3 Лица, ведущие расследование, означает лица, назначен­ные соответствующим государством(-ами) на вмешательство в случае пиратства или вооруженного ограбления судна в ходе такого события и/или после такового.

 

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 Законодательство

 

3.1 Государствам рекомендуется принимать такие меры, которые могут быть необходимы для установления их юрис­дикции над такими правонарушениями как пиратство и во­оруженный грабеж судов, включая доработку своего зако­нодательства, если необходимо, обеспечивая возможность или право таким государствам классифицировать и пресле­довать в уголовном порядке лиц, совершивших такие пра­вонарушения.

 

3.2 Государства призываются ратифицировать, присоеди­няться и применять на практике положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о предотвра­щении незаконных действий против безопасности морского судоходства 1988 г. и Протокола 1988 г. о предотвращении незаконных действий против безопасности стационарных платформ, находящихся на континентальном шельфе.

 

Действия, предпринимаемые прибрежным государством/государством порта

 

3.3 Призывать капитанов сообщать обо всех случаях пи­ратства и вооруженного ограбления судов; прибрежные государства/государства порта должны приложить все уси­лия к тому, чтобы капитаны и их суда не подвергались не­оправданным задержкам и чтобы суда не несли дополни­тельных расходов в связи с таким сообщением.

 

Соглашения прибрежных государств

 

3.4 Прибрежные государства призываются, при необходи­мости, заключать двусторонние и многосторонние соглаше­ния с целью облегчить расследование пиратских действий и вооруженных ограблений судов.

 

4. ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ВЕДУЩИХ РАССЛЕДОВАНИЕ

 

4.1 Подготовка лиц, ведущих расследование, должна охва­тывать имеющие первостепенное значение цели вмешательтва/расследования:

 

.1 В любом случае, если с борта судна были похищены люди или если люди были взяты в заложники, то освобождение людей должно стать первостепенной задачей любой законной силовой операции или рас­следования. Спасение людей должно считаться са­мым важным делом.

 

.2 Арест правонарушителей.

 

.3 Собирание улик, свидетельских показаний, особен­но в случае если необходимо заключение экспертов.

 

.4 Распространение информации, которая может помочь предотвратить другие правонарушения.

 

.5 Возвращение похищенного имущества.

 

.6 Сотрудничество с властями, уполномоченными на ведение дел по любому конкретному случаю.

 

4.2 Лица, ведущие расследование, должны иметь соответ­ствующую подготовку и опыт обычной техники расследо­вания и знать, насколько это практически возможно, усло­вия судовой жизни. Разумеется, морской опыт даст некото­рое преимущество, а обращение к профессионалам в этой области будет полезным, но жизненно необходимым явля­ется не что иное, как умение вести расследование.

 

4.3 Ответственным за подготовку желательно подчеркнуть, что лица, ведущие расследование, могут оказаться на месте происшествия до того, как правонарушители успеют скрыться.

 

5. СТРАТЕГИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

 

5.1 Важно, чтобы лица, нанятые охранными агентствами для расследования пиратства или вооруженных ограблений судов, были бы компетентны в том, что касается знаний и умений вести расследование, а также чтобы они имели знания/опыт в морском деле. В конце концов, правонару­шители базируются на суше, и, вероятно, что именно на суше они наиболее уязвимы в целях выявления. Можно, например, подготовить соучастников давать информацию против них, и именно на суше они должны будут сбывать награбленное. Вероятно также, что они могут быть вовле­чены в другие преступления, такие как незаконный ввоз эмигрантов; полезные сведения могут быть потеряны, если лица, ведущие расследование, будут слишком фрагментар­ны в своих подходах.

 

5.2 Общепринятые методы расследования дают прекрасный шанс идентифицировать и задерживать пиратов и вооружен­ных грабителей, а также захваченное ими имущество.

 

5.3 Может быть, придется увязывать мероприятия, направ­ленные на предотвращение деятельности пиратов и воору­женных грабителей, с патрулированием, нацеленным на предотвращение контрабандных действий, или с мероприя­тиями, направленными против деятельности, связанной с наркотиками, таким образом обеспечивая минимум дубли­рования усилий и экономию ресурсов. Где возможно, сле­дует применять подход к расследованию, обеспечивающий взаимодействие различных агентств.

 

Общее управление/иные связи/сотрудничество

 

5.4 Важно идентифицировать лицо и/или организацию, возглавляющих расследование. Неразбериха или задержка на ранних стадиях приведет, в лучшем случае, к задержке расследования и потере улик. В худшем случае, это может привести к возрастанию опасности для взятых в плен чле­нов экипажа, что, в свою очередь, может привести к их гибели, или может быть нанесен вред их здоровью.

 

5.5 Различные национальные интересы могут быть затро­нуты в том или ином случае, они должны учитываться, включая: государство флага судна; страну, в территориаль­ных водах которой произошло нападение; страну, выходца­ми из которой, по предположению, являются лица, совер­шившие преступление; страну, гражданами которой явля­ются находящиеся на борту люди; страну владельца груза, а также страну, в которой произошло преступление. В слу­чаях пиратства и вооруженных ограблений судов за преде­лами территориальных вод, ведущую роль в расследовании берет на себя государство флага судна, а в других случаях вооруженных ограблений судов ответственность несет госу­дарство, в территориальных водах которого произошло нападение. Во всех случаях должно быть признано, что дру­гие государства имеют свои законные интересы, и поэтому связь и сотрудничество между ними жизненно важны для успешного расследования.

 

5.6 Важно привлекать соответствующие организации (на­пример, Интерпол или Международное морское бюро) на ранней стадии расследования, где это уместно, чтобы учесть возможность того, что в дело может быть вовлечена транс­национальная организованная преступная группировка.

 

5.7 Если в ходе расследования обнаружится неизбежная не­обходимость заменить лицо, возглавляющее расследование, то при передаче дела следует полностью ознакомить присту­пающее к расследованию лицо с обстоятельствами дела.

 

6. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ДОНЕСЕНИЯ

 

При получении информации о том, что какое-то судно подвергается нападению, или, по донесению, только что совершено тяжкое преступление, и можно попасть на суд­но, назначенные на расследование лица незамедлительно должны сделать это. В обязанности лиц, первыми оказав­шихся на месте преступления входит следующее:

 

Сохранение жизни

 

.1 Они должны обеспечить оказание медицинской по­мощи всем раненым.

 

Предотвращение побега преступников

 

.2 Они должны быть бдительными, т.к. при некоторых обстоятельствах преступники все еще могут быть поблизости.

 

Предупреждение другим судам

 

.3 Когда это практически осуществимо, следует пере­дать предупреждение другим находящимся побли­зости судам о том, что они могут подвергнуться нападению.

 

Ограждение места преступления

 

.4 Выявление судебных материалов на месте происшест­вия способствует обеспечению улик для идентифика­ции преступников. В равной степени, интерпретация случившегося поможет специалистам, ведущим рас­следование, и определит его результат. Поэтому осо­бенно важно, чтобы место преступления было ограж­дено, до тех пор пока соответствующий квалифи­цированный персонал не осмотрит его. Капитан, экипаж и судовладелец каждого имеющего отношение к делу судна должны хорошо понимать это.

 

.5 Начальные фазы законного действия принудитель­ного характера и ответные действия служб на чрез­вычайные обстоятельства представляют собой наи­больший риск "загрязнения" места преступления.

 

Персонал, координирующий ответные законные действия принудительного характера, должен знать об этом и должен давать соответствующие советы людям, находящимся на месте преступления, вклю­чая других официальных представителей силовых структур и военно-морской персонал.

 

.6 Они должны обеспечить, чтобы власти в стране, на которой лежит ответственность за ведение расследо­вания того или иного преступления, были инфор­мированы о подробностях инцидента и чтобы у них была возможность вести расследование. Любые ули­ки, подробности предпринятого действия и т.п. должны передаваться в государство, возглавляющее расследование.

 

Обеспечение доказательств

 

.7 Нацеленный допрос на месте преступления может дать информацию, которая, в случае если быстро будет передана соответствующим властям, может способствовать идентификации или аресту преступ­ников; к такой информации относится описание преступников, описание судна, указание направле­ния движения преступников.

 

.8 Законные представители силовых структур, оказав­шиеся первыми на месте преступления, должны осознавать важность своей роли в поимке преступ­ников, а также в незамедлительной передаче соот­ветствующих доказательств преступления, даже в случае если преступники скрылись. Ошибки или оплошности, допущенные вначале, могут иметь серь­езные последствия для последующего расследования.

 

.9 Лица, ведущие расследование, должны помнить, как важен возврат захваченного имущества во время расследования, поскольку оно может стать уликой в ходе судебного разбирательства.

 

7. РАССЛЕДОВАНИЕ

 

Пропорциональность

 

Ход расследования в значительной степени зависит от обстоятельств правонарушения. В этой связи, агентству, за­нимающемуся расследованием, следует учитывать "серьез­ность" происшествия. Степень "серьезности" ранжируется от украденного имущества до гибели людей. Следовательно, предпринимаемое действие должно быть пропорционально содеянному и в соответствии с нарушенным законом. Об­щим для всех расследуемых случаев пиратства и вооружен­ных ограблений является следующее:

 

Установление и регистрация всех соответствующих фактов

 

.1 Все соответствующие факты должны быть зарегист­рированы системным образом. Большинство закон­ных силовых агентств использует многоцелевые формы донесений о преступлениях, но должностные лица, имеющие дело с преступлениями на море, должны быть уверены в том, что включена дополни­тельная информация, которая впоследствии, в про­цессуальном действии, может оказаться существен­ной, к примеру: погода, волнение, координаты, на­правление движения и скорость судна, подробное описание судна и т.д.

 

.2 Фотографии и видеопленки, отснятые на судне, могут оказать помощь лицам, ведущим расследование и сви­детелям в последующем объяснении случившегося.

 

.3 Лица, ведущие расследование, должны учитывать, что законы, которыми надлежит руководствоваться, расследуя совершенные на море преступления, по­зволяют, при некоторых обстоятельствах, судопро­изводство в странах, иных чем те, в которых прожи­вают лица, начавшие расследование. Материалы расследования должны быть исчерпывающими и подробными, чтобы объяснить произошедшее су­дам, заседающим в стране, гражданами которой не являются лица, проводившие расследование пре­ступления; суд, к тому же, может заседать через несколько лет после правонарушения. Описание модус операнди, т.е. метода, использованного лица­ми, ведущими расследование, должно быть пред­ставлено в отчете о расследовании.

 

Регистрация свидетельских показаний

 

.4 Свидетельские показания должны записываться в официальной форме, приемлемой для использова­ния в последующем судебном


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home