КОДЕКС ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ
АКТОВ ПИРАТСТВА И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ СУДОВ
(принята 29 ноября 2001 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на Конвенцию 1988 г. о предотвращении незаконных
действий против безопасности морского судоходства (SUA-88) и Протокол 1988 г. о подавлении незаконных актов, направленных
против безопасности стационарных платформ, находящихся на континентальном
шельфе,
ОТМЕЧАЯ
резолюция A/RES/55/7 — Океаны и морское право, которой Генеральная Ассамблея
ООН на своей 55 сессии призвала все государства, в частности прибрежные
государства, находящиеся в районах пиратских нападений и вооруженных ограблений
судов, принимать все необходимые и соответствующие меры по предотвращению
пиратства и вооруженных ограблений судов на море, включая такие меры как
региональное сотрудничество, а также мероприятия по расследованию или участию
в расследовании таких инцидентов, где бы они ни произошли, а также привлекать
к ответственности подозреваемых в правонарушениях, в соответствии с международным
законодательством,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ одобренные Комитетом по безопасности на море циркулярные письма
MSC/Circ.622/Rev.l и MSC/Circ.623/Rev.l, в которых содержатся рекомендации
правительствам и руководство судовладельцам и операторам судов, капитанам и членам
экипажей судов по предотвращению и подавлению актов пиратства и вооруженных
ограблений судов,
УЧИТЫВАЯ
права и обязанности государств по международному морскому праву, включая
положения Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982
г.,
ПРИЗНАВАЯ
С ГЛУБОКИМ БЕСПОКОЙСТВОМ серьезную угрозу безопасности человеческой жизни на
море и морской окружающей среде, возникающую вследствие актов пиратства и
вооруженных ограблений судов,
ПРИЗНАВАЯ
ТАКЖЕ, что количество актов пиратства и вооруженных ограблений судов во всем
мире продолжает расти,
ОСОЗНАВАЯ,
что борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов часто мешает
отсутствие в некоторых странах эффективного законодательства для расследования
случаев пиратства и вооруженных ограблений судов,
ОСОЗНАВАЯ
ТАКЖЕ, что когда произведены аресты, некоторым правительствам недостает
правовой основы и достаточного руководства для расследования, которое необходимо
для вынесения приговора и наказания вовлеченных в акты пиратства и вооруженных
ограблений судов,
УЧИТЫВАЯ
рекомендации, выработанные на региональных семинарах и практических занятиях,
организованных ИМО в рамках антипиратского проекта 1988 г., в отношении того,
что разработка Кодекса практики расследования и судебного преследования актов
пиратства и вооруженных ограблений судов должна вестись на приоритетной основе
для обеспечения соответствующего наказания за такие преступления как пиратство
и вооруженное ограбление судов,
БУДУЧИ
УБЕЖДЕНА в очевидной необходимости скорейшего принятия и распространения
вышеупомянутого Кодекса практики,
БУДУЧИ
ТАКЖЕ УБЕЖДЕНА в необходимости сотрудничества правительств и в необходимости
предпринимать на самой приоритетной основе все необходимые действия для
предупреждения и подавления любых актов пиратства и вооруженных ограблений
судов,
1.
ПРИНИМАЕТ Кодекс практики расследования актов пиратства и вооруженных
ограблений судов, представленный в Приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам сотрудничать в интересах безопасности человеческой
жизни на море и защиты окружающей среды, прилагая все больше усилий к
подавлению и предупреждению актов пиратства и вооруженных ограблений судов;
3.
ПРЕДЛАГАЕТ ТАКЖЕ правительствам разрабатывать, где это применимо, соглашения и
процедуры для облегчения сотрудничества в применении достаточных и эффективных
мер для предупреждения актов пиратства и вооруженных ограблений судов;
4.
ПООЩРЯЕТ правительства в применении положений международных инструментов,
нацеленных на повышение уровня безопасности человеческой жизни на море и на подавление
и предупреждение актов пиратства и вооруженных ограблений судов;
5.
ПРОСИТ Генерального секретаря обратить внимание правительств-членов ИМО, ООН и
других международных организаций, заинтересованных в такой информации и в
соответствующих действиях, на настоящую резолюцию и приложенный Кодекс практики
расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов;
6.
ПРОСИТ ДАЛЕЕ Комитет по безопасности на море и Юридический комитет держать
Кодекс в поле зрения и принимать соответвствующие меры;
7.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства предпринимать действия, изложенные в
Приложении к Кодексу, для расследования всех подпадающих под их юрисдикцию
актов пиратства и вооруженных ограблений судов, а также представлять в
Организацию доклады с информацией по всем случаям расследования и судебного
преследования таких действий;
8.
ДАЛЕЕ ПРИЗЫВАЕТ все правительства, ответственные за порты, якорные стоянки и
морские районы, сообщать Организации о доступных для судов особых ответных мерах,
по вопросу пиратства и вооруженных ограблений, для распространения отраслью и
применения к таким судам.
Приложение.
КОДЕКС ПРАКТИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ АКТОВ ПИРАТСТВА И ВООРУЖЕННЫХ ОГРАБЛЕНИЙ СУДОВ
Цель
документа — обеспечить государства-члены ИМО памяткой для облегчения
расследования актов пиратства и вооруженных ограблений судов.
Для
целей данного Кодекса:
2.1
Пиратство означает незаконные действия, определенные в статье 101* Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.
2.2
Вооруженное ограбление судов означает любой другой незаконный акт насилия или
задержания, или любой акт расхищения или угроза такового, направленный против
судна или против людей или имущества, находящихся на борту, произошедший в
пределах действия национальной юрисдикции государства.
__________
* Следующее
определение пиратства приводится в статье 101
Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.: "Пиратством является
любое из перечисленных ниже действий:
(a) любой
неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными
целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или
частновладельческого летательного аппарата и направленный:
(i) против
другого судна или летательного аппарата, или против лиц или имущества,
находящихся на борту в открытом море;
(ii) против
какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне
юрисдикции какого бы то ни было государства;
(b) любой акт
добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного
аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или
летательный аппарат являются пиратскими судами или летательными аппаратами;
(c) любое деяние,
являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению
действия, предусматриваемого в пункте (а) или (b)."
2.3
Лица, ведущие расследование, означает лица, назначенные соответствующим
государством(-ами) на вмешательство в случае пиратства или вооруженного
ограбления судна в ходе такого события и/или после такового.
3.1
Государствам рекомендуется принимать такие меры, которые могут быть необходимы
для установления их юрисдикции над такими правонарушениями как пиратство и вооруженный
грабеж судов, включая доработку своего законодательства, если необходимо,
обеспечивая возможность или право таким государствам классифицировать и преследовать
в уголовном порядке лиц, совершивших такие правонарушения.
3.2
Государства призываются ратифицировать, присоединяться и применять на практике
положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о предотвращении незаконных действий против
безопасности морского судоходства 1988 г. и Протокола 1988
г. о предотвращении незаконных действий против безопасности стационарных
платформ, находящихся на континентальном шельфе.
Действия, предпринимаемые
прибрежным государством/государством порта
3.3
Призывать капитанов сообщать обо всех случаях пиратства и вооруженного
ограбления судов; прибрежные государства/государства порта должны приложить все
усилия к тому, чтобы капитаны и их суда не подвергались неоправданным
задержкам и чтобы суда не несли дополнительных расходов в связи с таким
сообщением.
Соглашения прибрежных
государств
3.4
Прибрежные государства призываются, при необходимости, заключать двусторонние
и многосторонние соглашения с целью облегчить расследование пиратских действий
и вооруженных ограблений судов.
4. ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ВЕДУЩИХ
РАССЛЕДОВАНИЕ
4.1
Подготовка лиц, ведущих расследование, должна охватывать имеющие
первостепенное значение цели вмешательтва/расследования:
.1 В любом
случае, если с борта судна были похищены люди или если люди были взяты в
заложники, то освобождение людей должно стать первостепенной задачей любой
законной силовой операции или расследования. Спасение людей должно считаться
самым важным делом.
.2 Арест
правонарушителей.
.3 Собирание
улик, свидетельских показаний, особенно в случае если необходимо заключение
экспертов.
.4
Распространение информации, которая может помочь предотвратить другие
правонарушения.
.5 Возвращение
похищенного имущества.
.6 Сотрудничество
с властями, уполномоченными на ведение дел по любому конкретному случаю.
4.2
Лица, ведущие расследование, должны иметь соответствующую подготовку и опыт
обычной техники расследования и знать, насколько это практически возможно,
условия судовой жизни. Разумеется, морской опыт даст некоторое преимущество,
а обращение к профессионалам в этой области будет полезным, но жизненно
необходимым является не что иное, как умение вести расследование.
4.3
Ответственным за подготовку желательно подчеркнуть, что лица, ведущие
расследование, могут оказаться на месте происшествия до того, как
правонарушители успеют скрыться.
5.1
Важно, чтобы лица, нанятые охранными агентствами для расследования пиратства
или вооруженных ограблений судов, были бы компетентны в том, что касается
знаний и умений вести расследование, а также чтобы они имели знания/опыт в
морском деле. В конце концов, правонарушители базируются на суше, и, вероятно,
что именно на суше они наиболее уязвимы в целях выявления. Можно, например,
подготовить соучастников давать информацию против них, и именно на суше они
должны будут сбывать награбленное. Вероятно также, что они могут быть вовлечены
в другие преступления, такие как незаконный ввоз эмигрантов; полезные сведения
могут быть потеряны, если лица, ведущие расследование, будут слишком фрагментарны
в своих подходах.
5.2
Общепринятые методы расследования дают прекрасный шанс идентифицировать и
задерживать пиратов и вооруженных грабителей, а также захваченное ими имущество.
5.3
Может быть, придется увязывать мероприятия, направленные на предотвращение
деятельности пиратов и вооруженных грабителей, с патрулированием, нацеленным
на предотвращение контрабандных действий, или с мероприятиями, направленными
против деятельности, связанной с наркотиками, таким образом обеспечивая минимум
дублирования усилий и экономию ресурсов. Где возможно, следует применять
подход к расследованию, обеспечивающий взаимодействие различных агентств.
Общее управление/иные
связи/сотрудничество
5.4
Важно идентифицировать лицо и/или организацию, возглавляющих расследование.
Неразбериха или задержка на ранних стадиях приведет, в лучшем случае, к
задержке расследования и потере улик. В худшем случае, это может привести к
возрастанию опасности для взятых в плен членов экипажа, что, в свою очередь,
может привести к их гибели, или может быть нанесен вред их здоровью.
5.5
Различные национальные интересы могут быть затронуты в том или ином случае,
они должны учитываться, включая: государство флага судна; страну, в
территориальных водах которой произошло нападение; страну, выходцами из
которой, по предположению, являются лица, совершившие преступление; страну,
гражданами которой являются находящиеся на борту люди; страну владельца груза,
а также страну, в которой произошло преступление. В случаях пиратства и
вооруженных ограблений судов за пределами территориальных вод, ведущую роль в
расследовании берет на себя государство флага судна, а в других случаях
вооруженных ограблений судов ответственность несет государство, в
территориальных водах которого произошло нападение. Во всех случаях должно быть
признано, что другие государства имеют свои законные интересы, и поэтому связь
и сотрудничество между ними жизненно важны для успешного расследования.
5.6
Важно привлекать соответствующие организации (например, Интерпол или
Международное морское бюро) на ранней стадии расследования, где это уместно,
чтобы учесть возможность того, что в дело может быть вовлечена транснациональная
организованная преступная группировка.
5.7
Если в ходе расследования обнаружится неизбежная необходимость заменить лицо,
возглавляющее расследование, то при передаче дела следует полностью ознакомить
приступающее к расследованию лицо с обстоятельствами дела.
6. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ДОНЕСЕНИЯ
При
получении информации о том, что какое-то судно подвергается нападению, или, по
донесению, только что совершено тяжкое преступление, и можно попасть на судно,
назначенные на расследование лица незамедлительно должны сделать это. В
обязанности лиц, первыми оказавшихся на месте преступления входит следующее:
.1 Они должны
обеспечить оказание медицинской помощи всем раненым.
Предотвращение побега
преступников
.2 Они должны
быть бдительными, т.к. при некоторых обстоятельствах преступники все еще могут
быть поблизости.
.3 Когда это
практически осуществимо, следует передать предупреждение другим находящимся
поблизости судам о том, что они могут подвергнуться нападению.
.4 Выявление
судебных материалов на месте происшествия способствует обеспечению улик для
идентификации преступников. В равной степени, интерпретация случившегося
поможет специалистам, ведущим расследование, и определит его результат.
Поэтому особенно важно, чтобы место преступления было ограждено, до тех пор
пока соответствующий квалифицированный персонал не осмотрит его. Капитан,
экипаж и судовладелец каждого имеющего отношение к делу судна должны хорошо
понимать это.
.5 Начальные
фазы законного действия принудительного характера и ответные действия служб на
чрезвычайные обстоятельства представляют собой наибольший риск
"загрязнения" места преступления.
Персонал,
координирующий ответные законные действия принудительного характера, должен
знать об этом и должен давать соответствующие советы людям, находящимся на
месте преступления, включая других официальных представителей силовых структур
и военно-морской персонал.
.6 Они должны
обеспечить, чтобы власти в стране, на которой лежит ответственность за ведение
расследования того или иного преступления, были информированы о подробностях
инцидента и чтобы у них была возможность вести расследование. Любые улики,
подробности предпринятого действия и т.п. должны передаваться в государство,
возглавляющее расследование.
.7 Нацеленный
допрос на месте преступления может дать информацию, которая, в случае если
быстро будет передана соответствующим властям, может способствовать
идентификации или аресту преступников; к такой информации относится описание
преступников, описание судна, указание направления движения преступников.
.8 Законные
представители силовых структур, оказавшиеся первыми на месте преступления,
должны осознавать важность своей роли в поимке преступников, а также в
незамедлительной передаче соответствующих доказательств преступления, даже в
случае если преступники скрылись. Ошибки или оплошности, допущенные вначале,
могут иметь серьезные последствия для последующего расследования.
.9 Лица, ведущие
расследование, должны помнить, как важен возврат захваченного имущества во
время расследования, поскольку оно может стать уликой в ходе судебного
разбирательства.
Ход
расследования в значительной степени зависит от обстоятельств правонарушения. В
этой связи, агентству, занимающемуся расследованием, следует учитывать
"серьезность" происшествия. Степень "серьезности"
ранжируется от украденного имущества до гибели людей. Следовательно, предпринимаемое
действие должно быть пропорционально содеянному и в соответствии с нарушенным
законом. Общим для всех расследуемых случаев пиратства и вооруженных
ограблений является следующее:
Установление и регистрация
всех соответствующих фактов
.1 Все соответствующие
факты должны быть зарегистрированы системным образом. Большинство законных
силовых агентств использует многоцелевые формы донесений о преступлениях, но
должностные лица, имеющие дело с преступлениями на море, должны быть уверены в
том, что включена дополнительная информация, которая впоследствии, в процессуальном
действии, может оказаться существенной, к примеру: погода, волнение,
координаты, направление движения и скорость судна, подробное описание судна и
т.д.
.2 Фотографии и
видеопленки, отснятые на судне, могут оказать помощь лицам, ведущим
расследование и свидетелям в последующем объяснении случившегося.
.3 Лица, ведущие
расследование, должны учитывать, что законы, которыми надлежит
руководствоваться, расследуя совершенные на море преступления, позволяют, при
некоторых обстоятельствах, судопроизводство в странах, иных чем те, в которых
проживают лица, начавшие расследование. Материалы расследования должны быть
исчерпывающими и подробными, чтобы объяснить произошедшее судам, заседающим в
стране, гражданами которой не являются лица, проводившие расследование преступления;
суд, к тому же, может заседать через несколько лет после правонарушения.
Описание модус операнди, т.е. метода, использованного лицами, ведущими
расследование, должно быть представлено в отчете о расследовании.
Регистрация свидетельских
показаний
.4 Свидетельские
показания должны записываться в официальной форме, приемлемой для использования
в последующем судебном