Резолюция MEPC.122(52)
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ АВАРИЙНОГО
ВЫЛИВА НЕФТИ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ 23 ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ I К КОНВЕНЦИИ
МАРПОЛ
(Принята 15 октября 2004 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38 а) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря и борьбе с ним,
ОТМЕЧАЯ
резолюцию MEPC.117(52), которой Комитет одобрил
пересмотренное Приложение I к МАРПОЛ 73/78, в правиле 23 которого содержатся положения, относящиеся к
показателям вылива нефти,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ, что при рассмотрении вышеупомянутых поправок Комитет по защите морской
среды признал необходимость разработки соответствующих пояснительных примечаний
для осуществления одобренных правил с целью обеспечить их единообразное
применение,
РАССМОТРЕВ
рекомендации, сделанные Подкомитетом по перевозке жидкостей и газов наливом на
его восьмой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Пояснительные примечания по вопросам, относящимся к показателям
аварийного вылива нефти согласно правилу 23
пересмотренного Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, текст которых изложен в
приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам-членам должным образом учитывать Пояснительные
примечания при осуществлении требований, предписанных в правиле 23 пересмотренного Приложения I к Конвенции
МАРПОЛ;
3.
ПОСТАНОВЛЯЕТ проводить обзор Пояснительных примечаний в свете приобретенного
опыта;
4.
ПРЕДЛАГАЕТ Комитету по безопасности на море принять к сведению Руководство; и
5.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства-члены довести вышеупомянутые Пояснительные
примечания до сведения судостроителей, собственников, операторов судов и других
сторон, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией нефтяных
танкеров.
Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ОТНОСЯЩИМСЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ АВАРИЙНОГО
ВЫЛИВА НЕФТИ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ 23 ПЕРЕСМОТРЕННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ I К КОНВЕНЦИИ
МАРПОЛ
1.1
Согласно резолюции MEPC.51(32) Комитет по
защите морской среды (КЗМС) на своей тридцать второй сессии одобрил поправки к
Приложению I к МАРПОЛ 73/78. Основными вопросами, которых касались эти
поправки, были тогда новые правила 13F и 13G Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, которые
касаются предотвращения загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на
мель. В настоящем документе не обсуждается правило 13G
Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, в котором рассматриваются вопросы существующих
танкеров. Правило 13F Приложения I к
Конвенции МАРПОЛ касалось новых нефтяных танкеров и содержало требования
относительно двойного корпуса, применимые к новым нефтяным танкерам, контракт
на постройку которых заключен 6 июля 1993 года или после этой даты.
1.2
Пункт 4 правила 13F Приложения I к
Конвенции МАРПОЛ касается так называемой "конструкции с палубой посередине
высоты борта", которая означает, что защитные балластные танки двойного
дна могут не устанавливаться, если горизонтальная переборка ("средняя
палуба") устроена таким образом, что внутреннее давление груза плюс
давление паров менее внешнего давления забортной воды. Это называется принципом
гидростатического равновесия.
1.3
Посредством выполненного ИМО сравнительного исследования конструкции нефтяных
танкеров (КНТ) 1)* было продемонстрировано, что показатели вылива нефти
танкеров с палубой посередине высоты борта по меньшей мере эквивалентны этим показателям
танкеров с двойным корпусом, однако было признано, что в рамках этого общего
вывода каждая конструкция в определенных условиях дает лучший или худший
показатель вылива нефти.
______________
*Доклад о сравнительном
исследовании конструкции нефтяных танкеров ИМО (MEPC 32/7/15).
1.4
Поэтому еще ранее КЗМС признал, что существует настоятельная необходимость для
ИМО разработать согласованное на международном уровне руководство по оценке
показателей вылива нефти у альтернативных конструкций танкеров по отношению к
основным конструкциям двойного корпуса. Это намерение было выражено в пункте 5)
правила 13F Приложения I к Конвенции МАРПОЛ
следующим образом:
"5) В
качестве альтернативы требованиям, предписанным в пункте 31, могут
также допускаться другие методы проектирования и постройки нефтяных танкеров,
при условии что такие методы обеспечивают, по меньшей мере, такой же уровень
защиты от загрязнения нефтью в случае столкновения или посадки на мель и
одобрены в принципе Комитетом по защите морской среды на основании руководства,
разработанного Организацией2.".
____________________
1 Правило 13F 3) содержало требования относительно
двойного корпуса.
2 Стоит отметить, что ИМО
резервирует за собой право одобрять в принципе любую новую конструкцию и что
это не входит в полномочия национальной администрации. Это было сделано для
обеспечения единообразной оценки таких альтернатив.
1.5
В сентябре 1995 года было принято Временное руководство. Оно было включено в
дополнение 7 к Приложению I к Конвенции МАРПОЛ в качестве "Временного
руководства". Слово "временное" выражает намерение обновить это
Временное руководство, когда будет приобретен опыт в течение трех-четырех лет
его применения. Временное руководство было заменено Пересмотренным временным
руководством, которое было принято резолюцией MEPC.110(49)
в 2003 году.
1.6
Методология расчета, предписанная в Пересмотренном временном руководстве,
заключается в непосредственном применении к конструкции предусмотренных функций
распределения плотности вероятностей (ФРПВ). Поскольку имеется пять функций
распределения плотности вероятностей (ФРПВ) для повреждения борта и днища, этот
принцип предполагает тщательность расчетов.
1.7
После этой разработки КЗМС счел необходимым вновь рассмотреть и пересмотреть
правила 22 – 24
существующего Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, в которых подобный вопрос, т.е.
сведение к минимуму загрязнения нефтью с нефтяных танкеров в результате
повреждений борта и днища, решается более традиционным (детерминистическим)
способом. Было признано, что существующие детерминистические правила надлежащим
образом не учитывают вариаций деления на отсеки в целом и продольного деления
на отсеки в частности. Поэтому для пересмотренного Приложения I к Конвенции
МАРПОЛ было разработано правило 23 о
показателях аварийного вылива нефти. Преследовалась цель обеспечить правило о
показателях аварийного вылива нефти, в котором эффективно учитываются вариации
деления на отсеки. Обеспечено соответствие этого правила Пересмотренному
временному руководству для избежания вероятности противоречий с точки зрения
приемлемости правил предотвращения загрязнения нефтью вследствие их различий по
характеру.
1.8
Хотя считалось, что жесткий подход, предписанный Пересмотренным временным
руководством, был пригоден для оценки альтернативных конструкций танкеров и
возможных уникальных конфигураций танков, было сочтено необходимым менее
сложное правило, которое бы применялось ко всем танкерам. Таким образом, был
разработан "упрощенный" метод, основанный на тех же исходных данных.
В настоящих Пояснительных примечаниях описываются предположения и принципы,
лежащие в основе этого упрощенного подхода к оценке вылива нефти, содержатся
исходные сведения о разработке индекса показателей, а также примеры,
демонстрирующие применение этого правила.
1.9
Этот упрощенный метод, основанный на минимальных зазорах между грузовыми
танками и корпусом, пригоден в отношении расположения танков. Для некоторых
конструкций, таких как конструкции, характеризующиеся наличием ступеней/уступов
на палубах и наклонных переборках и/или резко выраженным изгибом корпуса, могут
потребоваться более тщательные расчеты.
1.10
Комбинированные суда являются судами, спроектированными и построенными для
перевозки как сухих, так и жидких грузов (т.е. навалочный груз и груз нефти).
Традиционно эти суда строятся без продольной переборки в диаметральной
плоскости. Новый вероятностный метод пригоден также для комбинированных судов,
однако ввиду характера конструкции они могут не соответствовать индексу
показателей вылива (параметр среднего вылива) для стандартного нефтяного
танкера. Для комбинированных судов может применяться отдельный параметр
среднего вылива нефти, при условии что расчетами показано, что повышенная
конструктивная прочность корпуса обеспечивает лучшую защиту окружающей среды по
сравнению со стандартным нефтяным танкером с двойным корпусом таких же
размеров. Расчеты должны соответствовать требованиям Администрации.
2.1
При применении этого правила используются три основных этапа:
.1 определить
вероятность проникновения каждого нефтяного танка в пределах длины грузового
блока как при повреждении борта (столкновения), так и при повреждении днища
(посадки на мель);
.2 оценить
предполагаемый вылив нефти из каждого поврежденного нефтяного танка; и
.3 рассчитать
параметр среднего вылива и сравнить его с установленной максимальной допустимой
величиной.
2.2
Этот подход отличается от Пересмотренного временного руководства2)*,
которое предусматривает расчет трех отдельных параметров вылива: вероятность
нулевого вылива нефти, средний вылив и экстремальный вылив нефти.
.1 вероятность
нулевого вылива нефти, P0, выражает вероятность того, что при
столкновении или посадке на мель, при которых получает пробоину внешний корпус,
вылива нефти в окружающую среду происходить не будет. Величина P0
равна интегральной вероятности всех случаев повреждения без вылива;
.2 параметр
среднего вылива нефти, OM, является обезразмеренным средним или
предполагаемым выливом и дает указание на общую эффективность конструкции в
ограничении вылива нефти. Средний вылив равен сумме произведений вероятностей
каждого случая повреждения и соответствующего вылива. Величина OM равна
среднему выливу, деленному на общее количество нефти на борту судна; и