Резолюция
MEPC.110(49)
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОДОБРЕНИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЙКИ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ 13F(5) ПРИЛОЖЕНИЯ
I К МАРПОЛ 73/78
(Принята 18 июля 2003 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38(a) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря и борьбе с ним,
ОТМЕЧАЯ
резолюцию MEPC.52(32), которой Комитет одобрил
правила 13F и 13G и
соответствующие поправки к Приложению I к
МАРПОЛ 73/78,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ резолюцию MEPC.66(37), которой Комитет принял Временное руководство по
одобрению альтернативных методов проектирования и постройки нефтяных танкеров
согласно правилу 13F(5) Приложения I к МАРПОЛ 73/78,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ, что в резолюции MEPC.66(37) Комитет постановил проводить обзор
Временного руководства и разработать окончательное руководство в свете
приобретенного опыта,
РАССМОТРЕВ
на своей сорок девятой сессии рекомендацию, сделанную Подкомитетом по перевозке
жидкостей и газов наливом,
1.
ПРИНИМАЕТ Пересмотренное временное руководство по одобрению альтернативных
методов проектирования и постройки нефтяных танкеров согласно правилу 13F(5) Приложения I к
МАРПОЛ 73/78, текст которого изложен в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам-членам должным образом учитывать Пересмотренное
временное руководство при оценке других методов проектирования и постройки
нефтяных танкеров в качестве альтернатив требованиям, предписанным в правиле 13F(5) Приложения I к
МАРПОЛ 73/78, с целью представления таких проектов на одобрение Комитета;
3.
ПОСТАНОВЛЯЕТ проводить обзор Пересмотренного временного руководства в свете
приобретенного опыта;
4.
ПРЕДЛАГАЕТ Комитету по безопасности на море принять к сведению Пересмотренное
временное руководство;
5.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства-члены довести вышеупомянутое
Пересмотренное временное руководство до сведения судостроителей, собственников
и операторов судов, а также других сторон, заинтересованных в проектировании,
постройке и эксплуатации нефтяных танкеров с целью поощрения его использования
в отношении нефтяных танкеров, построенных 1 апреля 2005 года или после этой
даты;
6.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию MEPC.66(37).
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОДОБРЕНИЮ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПОСТРОЙКИ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ 13F(5) ПРИЛОЖЕНИЯ
I к МАРПОЛ 73/78
1.
Целью настоящего Пересмотренного временного руководства, далее именуемого
"Руководство", является обеспечение международного стандарта оценки и
одобрения альтернативных методов проектирования и постройки нефтяных танкеров
согласно правилу 13F(5) Приложения I к МАРПОЛ 73/78.
2.
Основной принцип Руководства заключается в сравнении показателей вылива нефти в
случае столкновения или посадки на мель танкера альтернативной конструкции и
показателей вылива нефти из танкеров с типовой конструкцией двойного корпуса,
которые соответствуют правилу 13F(3),
на основании рассчитанного индекса предотвращения загрязнения.
3.
Показатели вылива нефти танкеров с двойным корпусом, которые соответствуют
правилу 13F(3), могут быть различными. Продольное
деление на отсеки грузовых танков оказывает существенное влияние на вылив нефти
в случае проникающего повреждения внутреннего корпуса. Отдельные типовые
конструкции двойного корпуса демонстрируют благоприятные показатели вылива
нефти.
4.
Расчет вылива нефти основывается на вероятностной методологии и наилучших имеющихся
в распоряжении статистических данных о повреждении танкеров в результате
аварий. Новая оценка Руководства может быть уместной, когда будет иметься в
распоряжении дополнительная информация о повреждении танкеров в результате
аварий и будет приобретен дополнительный опыт в применении настоящего
Руководства.
5.
Отливы будут оказывать отрицательное влияние на вылив нефти из севшего на мель
танкера, и в Руководстве это учитывается. Значения высоты прилива,
установленные в разделе 5, представляют собой
реальные средние приливные изменения, которые выбраны для того, чтобы
установить влияние приливных изменений на вылив нефти в случае посадки на мель.
1.1
Правило 13F Приложения I к
МАРПОЛ 73/78 устанавливает требования к конструкции новых танкеров дедвейтом
600 т и более, контракт на постройку которых заключен 6 июля 1993 года или
после этой даты. Пункт (3) правила требует, чтобы
танкеры дедвейтом 5 000 т и более имели двойной корпус. В правиле приведены
различные подробные требования и допустимые исключения.
Пункт
(5) правила устанавливает, что могут допускаться
другие конструкции в качестве альтернативы двойному корпусу, при условии что
они обеспечивают по меньшей мере такой же уровень защиты от загрязнения нефтью
в случае столкновения или посадки на мель и одобрены в принципе Комитетом по
защите морской среды (КЗМС) на основании руководства, разработанного
Организацией.
1.2
Настоящее Руководство следует использовать для оценки приемлемости
альтернативных конструкций нефтяных танкеров дедвейтом 5 000 т и более в
отношении предотвращения вылива нефти в случае столкновения или посадки на
мель, как указано в пункте (5) правила 13F.
1.3 В отношении любой
альтернативной конструкции нефтяного танкера, не удовлетворяющей пунктам (3) или (4)
правила 13F, должно быть выполнено исследование показателей вылива нефти, как
указано в разделах 4 - 6
настоящего Руководства.
1.4
Это исследование должно охватывать весь диапазон размеров судов и минимум
четыре различных размера судов, если не запрашивается одобрение лишь
ограниченного диапазона размеров судов. Данные о четырех типовых конструкциях
двойного корпуса приведены в разделе 7.
1.5 Оценку показателей
вылива груза нефти из танкера предлагаемой альтернативной конструкции следует
производить путем расчета индекса предотвращения загрязнения Е как указано в
разделе 4 настоящего Руководства.
1.6
Вероятностная методология расчета вылива нефти в соответствии с настоящим
Руководством основывается на имеющихся в распоряжении статистических данных об
авариях танкеров. По мере сбора дополнительных статистических данных следует
проводить периодический обзор функций плотности распределения повреждений,
указанных в 5.2.
1.7 В принципе и насколько
это применимо, требования пунктов (3)(d)-(f),
(6) и (8)
правила 13F применяются к альтернативным
конструкциям. Требования п. 9 правила 13F также применимы к альтернативным
конструкциям. Кроме того, посредством анализа риска должно быть показано, что
новая рассматриваемая конструкция обеспечивает достаточный уровень
безопасности. Такой анализ должен касаться любых особых рисков, связанных с
альтернативной конструкцией, и если они существуют, должно быть показано, что
для их устранения существуют безопасные решения.
2.1
Настоящее Руководство применяется к оценке альтернативных конструкций нефтяных танкеров,
построенных из стали или другого равноценного материала, требуемого правилом
II-2/11 Конвенции СОЛАС. Следует особо рассматривать
конструкции танкеров, которые должны быть построены из других материалов или в
которых используются нововведения (например, неметаллические материалы), либо
конструкции, в которых используются устройства, поглощающие энергию удара.
2.2
Процедура одобрения, предусмотренная в настоящем Руководстве, применяется к
нефтяным танкерам дедвейтом до 350 000 т. Процедуру одобрения более крупных
танкеров следует рассматривать особо.
3. Процедура
одобрения альтернативных конструкций танкеров
3.1 Администрация,
которая получает заявку на одобрение альтернативной конструкции танкера с целью
соответствия правилу 13F, должна сначала оценить предлагаемую конструкцию и
убедиться, что она соответствует настоящему Руководству и другим применимым
правилам Приложения I к Конвенции МАРПОЛ.
Администрация должна затем представить предложение и подтверждающую
документацию вместе с собственным докладом об оценке Организации для оценки и
одобрения концепции конструкции КЗМС в качестве альтернативы требованиям
правила 13F(3). Для постройки танкеров, к которым
применяется правило 13F(5), допускаются только
концепции конструкций, которые одобрены в принципе КЗМС.