ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ
ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВОМ ФЛАГА СУДНА
(принята 29 ноября 2001 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств по
безопасности на море и предотвращению и контролю загрязнения моря с судов,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на то, что одной из задач Организации является обеспечение постоянного и
эффективного внедрения требований инструментов ИМО в глобальном масштабе и
выполнения этих требований,
ССЫЛАЯСЬ
ДАЛЕЕ на то, что среди целей Организации присутствует цель оценки текущего
уровня выполнения требований и определение тех областей, где государства флага
судна испытывают трудности в полном задействовании инструментов ИМО, Сторонами
которых они являются, обращая особое внимание на трудности, с которыми
встречаются правительства — члены ИМО,
ДАЛЕЕ
ССЫЛАЯСЬ на то, что посредством резолюций А.777(18)
и А.900(21), она подтвердила положения резолюции А.500(ХII) и тем самым подтвердила придание наивысшего
приоритета задаче содействия выполнению требований соответствующих
международных инструментов для повышения уровня безопасности на море и
предотвращения загрязнения,
ПРИЗНАВАЯ,
что от правительств требуется выполнять обязанности и нести ответственность,
предусмотренные международными правилами, процедурами и порядком, изложенными в
инструментах ИМО и иных инструментах обязательного характера, которые они
приняли; а также предпринимать все необходимые для обеспечения их соблюдения
шаги,
ПРИЗНАВАЯ
ТАКЖЕ, что Стороны международных конвенций, таких как: Конвенция ООН
по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), Международная конвенция по охране
человеческой жизни на море 1974 г. с поправками (СОЛАС-74)
и Протокол 1988 г. к ней, Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к
ней, с поправками (МАРПОЛ-73/78), Конвенция о международных
правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. с поправками (МППСС-72), Международная конвенция о грузовой марке 1966 (КГМ-66) и Протокол 1988 г. к ней, а также Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. (Тоннаж-69),
приняли на себя, по соответствующему международному праву, как часть процесса
ратификации, обязательство полностью выполнять свои обязанности, предписанные
конвенциями и иными инструментами, Сторонами которых они являются,
ПОДТВЕРЖДАЯ
свое желание, чтобы суда всегда отвечали стандартам безопасности на море и
предотвращения загрязнения, заложенным в соответствующие международные
инструменты,
ПОДТВЕРЖДАЯ
ТАКЖЕ, что государство флага судна несет главнейшую ответственность за наличие
адекватной и эффективной системы осуществления контроля за судами, имеющими
право плавания под его флагом, и по обеспечению того, чтобы суда отвечали
соответствующим международным законам и правилам,
ПРИНЯВ
резолюцию А.847(20) о Руководстве по оказанию помощи
государствам флага судна в выполнении положений инструментов ИМО, резолюцию А.739(18) о Руководстве по выдаче полномочий организациям,
действующим от имени Администраций, резолюцию А.789(19)
о Спецификации по функциям признанных организаций, действующих от имени Администраций
в отношении освидетельствования и оформления свидетельств, и резолюцию А.881(21) об оценке выполнения своих обязательств государством
флага судна,
ОТМЕЧАЯ
циркулярное письмо MSC/Circ.954/MEPC/Circ.373, которым Комитет по защите
морской среды на своей 44 сессии и Комитет по безопасности на море на своей 72
сессии одобрили критерии и показатели для проведения оценки выполнения своих
обязательств государством флага судна,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ, что хотя государства и получают возможность обрести определенные выгоды,
став Сторонами инструментов, нацеленных на повышение уровня безопасности на
море и предотвращение загрязнения с судов, эти желаемые выгоды могут быть полностью
достигнуты, только когда все заинтересованные Стороны выполняют свои
обязанности так, как это требуется соответствующими инструментами,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ, что наивысшая эффективность любого инструмента зависит, среди прочего,
от всех государств:
a) становящихся
Стороной вышеупомянутых инструментов;
b) внедряющих их
полностью и эффективно;
c)
представляющих отчеты Организации, в соответствии с требованиями;
СОЗНАВАЯ
затруднения, которые может испытывать значительное количество правительств в
осуществлении полного приведения в действие всех положений различных
инструментов ИМО, Сторонами которых они являются;
ПРИЗНАВАЯ,
что любые такие затруднения необходимо свести к минимуму и что по этой причине
Организация установила и поддерживает интегрированную программу технического
сотрудничества;
ЖЕЛАЯ
и далее оказывать помощь государствам-членам ИМО в повышении их возможностей и
уровня выполнения обязательств в качестве государств флага судна, как и в
полном приведении в действие инструментов, Сторонами которых они являются;
ССЫЛАЯСЬ
на то, что на своей 21 сессии, принимая резолюцию А.881(21),
Ассамблея обратилась к Комитету по безопасности на море и Комитету по защите
морской среды с просьбой держать Руководство под постоянным контролем и
приводить его на уровень современности в свете их работы над данным вопросом;
РАССМОТРЕВ
рекомендации Комитета по безопасности на море, выработанные на его 74 сессии, и
Комитета по защите морской среды, выработанные на его 46 сессии;
1.
ПРИНИМАЕТ:
а) Руководство
для государств флага судна по оценке ими выполнения своих обязательств,
изложенное в Приложении I к настоящей резолюции;
b) Критерии и
показатели для оценки государством флага судна выполнения своих обязательств,
изложенные в Приложении II к настоящей резолюции;
2.
ПРИЗЫВАЕТ правительства-члены ИМО, в рамках их усилий по повышению безопасности
человеческой жизни на море и улучшению защиты морской среды, оценивать через регулярные
промежутки времени, устанавливаемые по их усмотрению, свои возможности и
достигнутый уровень в деле полного приведения в действие различных
инструментов, Сторонами которых они являются;
3.
ПРИЗЫВАЕТ ТАКЖЕ правительства-члены ИМО применять Руководство и Критерии и
показатели вместе с резолюцией А.847(20) и принимать во
внимание соответствующие положения различных инструментов ИМО, Сторонами
которых они являются, при оценке ими выполнения своих обязательств в качестве
государства флага судна, в контексте этих инструментов;
4.
ПРИГЛАШАЕТ правительства, при обращении в Организацию за технической помощью,
представлять Генеральному секретарю результаты их самой последней оценки
выполнения своих обязательств, с тем чтобы помочь Генеральному секретарю
установить и определить, качественно и количественно, консультируясь с
заинтересованным государством, нужды и приоритеты этого государства. При этом
любое представление результатов не является предварительным условием обращения
за технической помощью или ее получения. С содержанием любого такого
представления следует обращаться как с материалами высшей и строжайшей
конфиденциальности, а представляющее правительство будет раскрываться только
при наличии его ясно выраженного согласия на это;
5.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам — членам ИМО направлять Организации, на добровольной
основе, экземпляры их отчетов об оценке выполнения ими своих обязательств,
чтобы способствовать созданию базы данных, которая оказала бы помощь
Организации в ее усилиях по достижению единообразного и эффективного внедрения
инструментов ИМО;
6.
ПРЕДЛАГАЕТ Комитету по безопасности на море и Комитету по защите морской среды
рассмотреть другие меры, необходимые для обеспечения эффективного и
единообразного глобального внедрения инструментов ИМО, обращая при этом особое
внимание на основные затруднения, с которыми встречаются правительства;
7.
ПРЕДЛАГАЕТ ТАКЖЕ Комитету по безопасности на море и Комитету по защите морской
среды держать Руководство и Критерии и показатели под постоянным контролем и
приводить их на уровень современности в свете работы этих комитетов над данным
вопросом;
8.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.881(21).
Приложение 1
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ГОСУДАРСТВ ФЛАГА СУДНА ПО ОЦЕНКЕ ИМИ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Общие
обязательства государств флага судна
1.
Обязанностью государств флага судна является обеспечение принятия и поддержания
мер по эффективному применению инструментов ИМО, Сторонами которых они
являются, и принуждение к исполнению требований этих инструментов. С точки
зрения выполнения требований государством флага судна, самыми значительными
инструментами ИМО являются:
.1 Международная
конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74)
с поправками;
.2 Международная
конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом
1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78), с поправками;
.3 Международная
конвенция о грузовой марке 1966 г. (КГМ-66);
.4 Международная
конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками;
.5 Конвенция о
международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) с поправками; и
.6 Международная
конвенция по обмеру судов 1969 г. (Тоннаж-69).
Следует
также обращать внимание на Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS).
2.
Приняв инструмент, в соответствии с положениями этого инструмента (например, в
соответствии со статьей I(b) СОЛАС-74)
правительство становится обязанным издавать законы в соответствующей области
национального законодательства, направленные на введение в действие положений
инструмента. Взятие обязательства о введении в действие положений
соответствующего инструмента (например, в соответствии со статьей I(а) СОЛАС-74) означает, что правительство должно иметь
действующий законодательный орган, вводящий законы применительно к судам,
имеющим право плавания под его флагом, и обеспечивающий последующее внедрение
этих законов и принуждение к их исполнению.
Внутренние
критерии оценки выполнения обязательств государством флага судна
3.
"Внутренние" критерии — это критерии, которые непосредственно связаны
с деятельностью государства флага судна в качестве Администрации и
предназначены давать четкое представление об эффективности Администрации
государства флага судна при выполнении ею обязанностей, предписанных
инструментом. Указания по вопросу обязанностей государства флага судна
содержатся в резолюции Ассамблеи А.847(20) о
Руководстве по оказанию помощи государствам флага судна в выполнении положений
инструментов ИМО. Статья 94 UNCLOS также
устанавливает обязанности государств - Сторон (статья 1.2(1)).
Также и статья 217 UNCLOS имеет отношение к детализации
обязанностей государств флага судна по принуждению к выполнению требований.
Исходя из требований международных инструментов, государство флага судна
отвечает, в частности, за установление юридических требований, направленных на
придание национального действия инструментам, Стороной которых оно является, за
принуждение к исполнению этих требований, за выдачу полномочий организациям,
действующим от его имени, и за расследование аварий. Эти вопросы рассмотрены
ниже более подробно.
4.
Государство флага судна должно:
.1 принимать
меры по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения для
судов, имеющих право плавания под его флагом, в отношении:
.1 конструкции,
оборудования и связанной с судами управленческой деятельности;
.2 принципов и
правил в отношении пределов разрешенной загрузки судов;
.3
предотвращения, снижения загрязнения морской среды и контроля за ним, а также
сведения к минимуму воздействия аварийных сбросов загрязняющих веществ;
.4
комплектования экипажей судов и подготовки экипажей; и
.5 безопасности
плавания (включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах
установленных путей движения судов), поддержания связи и предупреждения
столкновений;
.2 издавать
законы, позволяющие осуществлять эффективную юрисдикцию и контроль в
административном, техническом и социальном плане над судами, имеющими право
плавания под его флагом, и, в частности, законы, относящиеся к проверкам судов;
законы по безопасности и предотвращению загрязнения для таких судов, а также по
разработке подзаконных актов; и
.3 издавать
законы, обеспечивающие юридическую основу для установления регистра судов, и
вести регистрацию судов, имеющих право плавания под флагом государства.
5.
Государство флага судна должно:
.1 обеспечивать
принуждение к выполнению своего национального законодательства, включая
связанные с этим процессы расследования и наказания;
.2 принимать
должные действия против тех судов под его флагом, которые не выполняют
относящиеся к ним требования;
.3 обеспечить
наличие достаточного количества имеющих надлежащую морскую и техническую
квалификацию специалистов для работы по выполнению обязанностей государства
флага судна, включая:
.1 разработку
необходимых национальных законов и принуждение к их выполнению;
.2 определение
минимального состава экипажей судов под его флагом, допустимого по соображениям
безопасности, и обеспечение соблюдения этих требований, а также обеспечение
эффективного дипломирования моряков;
.3 проверку
судов под его флагом для обеспечения выполнения требований международных
инструментов, Стороной которых является государство флага судна;
.4
предоставление сведений об авариях и инцидентах, как это требуется
соответствующими инструментами; и
.5 расследование
обстоятельств после задержания судов под его флагом.
Ответственность
признанных организаций, действующих от имени Администрации
6.
В случае когда государство флага судна дает полномочия действовать от его имени
организациям третьей Стороны, т.е. признанным организациям, любое делегирование
полномочий этим организациям должно быть четко зарегистрировано и должно
следовать, как минимум, Руководству по выдаче полномочий организациям,
действующим от имени Администраций (резолюция А.739(18))
и Спецификации по функциям признанных организаций, действующих от имени
Администраций в отношении освидетельствования и оформления свидетельств
(резолюция А.789(19)). Делегированные полномочия
всегда должны включать полномочия по выполнению требований правила 6(с) главы I СОЛАС-74 и аналогичных требований МАРПОЛ-73/78. Государство флага судна обязано также принять
полную ответственность за все свидетельства по безопасности и предотвращению
загрязнения, выданные по соответствующим инструментам им самим, или от его
имени.
Расследование
аварий и инцидентов
7.
Государство флага судна должно предпринимать немедленные и тщательные
расследования аварий и инцидентов и, когда требуется, направлять соответствующие
отчеты в ИМО.
Внешние
критерии оценки выполнения обязательств государством флага судна
8.
"Внешние" критерии относятся к информации, в частности, к данным
контроля судов государством порта и данным аварийности, и они также могут
служить показателями степени выполнения обязательств государством флага судна.
Ниже приведены показатели степени выполнения обязательств государством флага
судна, которые не связаны непосредственно с организацией Администрации
государства флага судна. При использовании нижеперечисленного в качестве
показателей, перечисленные в пунктах 8.1-8.5 критерии должны рассматриваться в отношении к общему
количеству судов под флагом государства, подпадающих под действие международных
инструментов, Стороной которых является государство.
.1 Количество происшествий,
аварий и инцидентов, информация о которых подлежит передаче в ИМО в рамках
требований по формированию международной базы данных аварийности.
.2 Количество
аварий, повлекших несчастные случаи с людьми и приведших к потере
трудоспособности на срок в трое суток и более на судах под флагом государства.
.3 Количество
погибших на судах в результате эксплуатации судов под флагом государства.
.4 Количество
случаев гибели судов.
.5 Количество случаев сброса
в море загрязняющих веществ, согласно требованиям МАРПОЛ-73/78
о сообщениях, включая степень тяжести таких сбросов.
.6 Количество
судов, задержанных другими государствами по процедурам контроля судов
государством порта.
.7 Представление
в ИМО информации, требуемой инструментами обязательного характера.
Форма
оценки выполнения обязательств
9.
Прилагается форма оценки выполнения обязательств, основанная на приведенных
выше внутренних и внешних критериях. Главная цель формы — оказать помощь
государствам флага судна в оценке, на основании этих критериев, выполнения ими
своих обязательств. Вопросы, относящиеся к Конвенции ПДМНВ,
не были включены в форму, поскольку этот инструмент имеет собственные процедуры
оценки.
Дополнение.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВОМ ФЛАГА СУДНА
Все
вопросы относятся к торговым судам под флагом соответствующего государства
1. Название
государства/Ассоциированного члена ИМО Перечислите
Администрации, которые вы представляете в ИМО (отдельная форма оценки должна
быть заполнена каждой Администрацией. Включите все государства флага судна, и
те, которые не являются государствами — членами ИМО, но являются Сторонами
инструментов ИМО) |
|
2. Фамилия
лица для контакта, ответственного за заполнение формы Название Администрации Адрес Номер телефона Номер факса Адрес в электронной почте |
|
3. Укажите, Стороной каких из
нижеперечисленных международных инструментов является ваше государство и
какие (не обязательно) Приложения МАРПОЛ-73/78
были ратифицированы |
|
СОЛАС-74 Протокол-78 к
СОЛАС Протокол-88 к СОЛАС МАРПОЛ-73/78
Приложение III Приложение IV Приложение VI КГМ-66
Протокол-88 к КГМ ТОННАЖ-69
МППСС-72
|
Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет |
|
|
4.1.
Сколько судов торгового флота валовой вместимостью 100 и более, подпадающих
под действие соответствующих инструментов, отмеченных вами выше в вопросе 3,
в настоящее время несут флаг вашего государства? 4.2. Какова
общая валовая вместимость судов торгового флота под флагом вашего государства
в настоящее время? |
Судов: ... |
5. Имеет ли
ваша Администрация необходимые действующие законы по внедрению международных
инструментов по безопасности на море и предотвращению загрязнения в
отношении: |
|
.1 конструкции, оборудования
судов и связанных с ними управленческих вопросов; |
Да/Нет |
.2 предотвращения, снижения
загрязнения морской среды и контроля за ним; |
Да/Нет |
.3 безопасной загрузки судов; |
Да/Нет |
.4 комплектации экипажей судов; |
Да/Нет |
.5 безопасности плавания
(включая участие в обязательных системах судовых сообщений и установленных
путей движения), поддержания связи и предупреждения столкновений? |
Да/Нет |
6. Имеет ли
ваша Администрация действующие законы, предусматривающие достаточно строгие
наказания за невыполнение требований международных инструментов, Стороной
которых является ваше государство, и имеющие целью отвратить от такого
невыполнения? |
Да/Нет |
7. Имеет ли
ваша Администрация необходимое действующее законодательство,
предусматривающее проверки судов с целью обеспечить выполнение международных
требований по безопасности на море и предотвращению загрязнения, изложенных в
инструментах, Стороной которых является ваше государство? |
Да/Нет |
8. Имеет ли
ваша Администрация необходимое действующее законодательство, чтобы
предпринять правовые действия против судов, в отношении которых установлено,
что они не выполняют требований международных инструментов, Стороной которых
является ваше государство? |
Да/Нет |
9. Имеет ли
ваша Администрация необходимое действующее законодательство, чтобы проводить
требуемые расследования аварий? |
Да/Нет |
10. Имеет
ли ваша Администрация инфраструктуру, включая специалистов с соответствующей
технической квалификацией и опытом, чтобы: |
|
.1 выявлять суда под флагом
вашего государства, которые не отвечают международным требованиям по
безопасности на море и предотвращению загрязнения? |
Да/Нет |