САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА ФЛАГА
(Принята
25 ноября 1999 года)
Ассамблея,
Ссылаясь на статью 15 j)
Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в
отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также
предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
Ссылаясь также на то, что одной из целей Организации является
обеспечение последовательного и
эффективного осуществления документов ИМО в глобальном масштабе и соответствия
их требованиям,
Ссылаясь далее на то, что в число задач Организации входит оценка
текущего уровня осуществления и выявление тех областей, в которых государства
флага испытывают трудности при осуществлении в полном объеме документов ИМО,
участниками которых они являются, обращая особое внимание на трудности, с
которыми сталкиваются правительства,
ссылаясь также на то, что путем принятия резолюций А.777(18) и А.900(21) она вновь подтвердила
содержание резолюции А.500(XII) и, таким образом, придала самый высокий
приоритет вопросу ускорения осуществления международных документов, относящихся
к повышению безопасности на море и предотвращению загрязнения,
Признавая, что правительства должны выполнять обязательства и
обязанности, изложенные в международных правилах, процедурах и практике,
которые содержатся в принимаемых ими документах ИМО и других документах,
имеющих обязательную силу, а также принимать все меры, которые могут оказаться
необходимыми для обеспечения их соблюдения,
Признавая также, что стороны международных конвенций, таких как
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Конвенция ЮНКЛОС);
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с
поправками (Конвенция СОЛАС 1974 года); Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978
года к ней, с поправками (МАРПОЛ 73/78); Конвенция о
Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с
поправками (МППСС 1972 года); Международная конвенция о
грузовой марке 1966 года (Конвенция ГМ 1966 года) и
Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (Конвенция
по обмеру судов 1969 года), приняли, в рамках процесса ратификации,
обязательство согласно применимому международному праву в полном объеме
выполнять свои обязанности и обязательства, как предписано конвенциями и
документами, участниками которых они являются,
Вновь подтверждая свое стремление к тому, чтобы суда постоянно
отвечали стандартам безопасности на море и предотвращения загрязнения,
содержащимся в соответствующих международных документах,
Вновь подтверждая также, что государства флага несут основную
ответственность за установление надлежащей и эффективной системы, позволяющей
осуществлять контроль судов, имеющих право плавать под их флагом, и
обеспечивать, чтобы эти суда отвечали соответствующим международным нормам и
правилам,
Приняв резолюцию А.847(20)
о Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов
ИМО, резолюцию А.739(18) о Руководстве по предоставлению
полномочий организациям, действующим от имени Администрации и резолюцию А.789(19) о Спецификациях функций признанных организаций,
действующих от имени Администрации, по освидетельствованию и выдаче
свидетельств,
Отмечая, что, в то время как государства могут получить
некоторые преимущества, становясь участниками документов, целью которых
является повышение безопасности на море и предотвращение загрязнения с судов,
эти желаемые преимущества могут быть в полном объеме получены только в случае,
когда все участники будут выполнять свои обязательства согласно требованиям
соответствующих документов,
Отмечая далее, что в конечном итоге эффективность любого
документа достигается, среди прочего, когда все государства:
a) становятся участниками
вышеупомянутых документов;
b) в полном объеме и
эффективно их осуществляют;
c)неукоснительно
обеспечивают их выполнение; и
d) информируют Организацию,
когда это требуется,
Сознавая трудности, с которыми могут сталкиваться некоторые
правительства при полном осуществлении всех положений различных документов ИМО,
участниками которых они являются,
Признавая, что такие трудности необходимо свести к минимуму и
по этой причине Организация учредила и поддерживает Объединенную программу
технического сотрудничества,
Приветствуя решение Комитета по безопасности на море, принятое
на его семидесятой сессии, о разработке четких критериев, на основании которых
можно оценивать уровень осуществления документов государствами флага,
Понимая, что процесс разработки, одобрения и принятия таких
внутренних и внешних критериев, которые будут использоваться для самооценки
способности, возможностей и деятельности государств по выполнению обязательств
и обязанностей, которые они принимают на себя, становясь участниками различных
документов, еще не завершен,
Желая и далее оказывать правительствам помощь в повышении их
возможностей и улучшении их деятельности в качестве государств флага, а также
полном осуществлении документов, участниками которых они являются,
Рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности
на море на его семьдесят первой сессии и Комитетом по защите морской среды на
его сорок третьей сессии,
Принимает Руководство по оказанию помощи государствам флага
при самооценке своей деятельности, изложенное в приложении к настоящей
резолюции;
2.
Настоятельно призывает
правительства, в ходе проводимой ими работы по улучшению охраны человеческой
жизни на море и защиты морской среды, выполнять, с регулярными интервалами по
их собственному усмотрению, самооценку их возможностей и деятельности по
полному осуществлению различных документов, участниками которых они являются;
3. Настоятельно призывает также правительства использовать
Руководство совместно с резолюцией А.847(20)
и принимать во внимание соответствующие положения различных документов ИМО,
участниками которых они являются, при оценке их деятельности в качестве
государства флага в контексте этих документов;
4.
Рекомендует правительствам, при
обращении с просьбой о предоставлении Организацией или через ее посредничество
технической помощи, представлять Генеральному секретарю результаты своих самых
последних самооценок, с тем чтобы дать возможность и помочь Генеральному
секретарю выявить и определить в качественном и количественном отношении, по
консультации с заинтересованным государством, потребности и приоритеты данного
государства. Для этой цели представление таких результатов не является
необходимым условием для обращения с просьбой о предоставлении технической
помощи или для ее получения. В этом отношении содержащиеся в таких
представлениях сведения должны рассматриваться как исключительно
конфиденциальные по своему характеру и название правительства, направившего это
представление, будет опубликовано только с явно выраженного согласия
соответствующего правительства;
5.
Предлагает правительствам
представлять на добровольной основе в Организацию экземпляр своего отчета по
самооценке, с тем чтобы сделать возможным создание базы данных, которая поможет
Организации в ее усилиях по достижению последовательного и эффективного
осуществления документов ИМО;
Просит Комитет по безопасности на море и Комитет по защите
морской среды рассмотреть другие меры, необходимые для обеспечения эффективного
и последовательного глобального осуществления документов ИМО, и при этом
обращать особое внимание на конкретные трудности, с которыми сталкиваются
некоторые правительства;
Просит также Комитет по безопасности на море и Комитет по защите
морской среды постоянно держать настоящее Руководство в поле зрения и обновлять
его в свете своей работы по данному вопросу.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВАМ ФЛАГА ПРИ САМООЦЕНКЕ СВОЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие обязательства государств флага
1.
Государства флага несут ответственность за установление и поддержание мер по
эффективному применению и обеспечению выполнения документов ИМО, участниками
которых они являются. С точки зрения осуществления документов государством
флага наиболее важными документами ИМО являются:
.1 Международная конвенция
по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС
1974 года) с поправками;
.2 Международная конвенция
по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978
года к ней (МАРПОЛ 73/78), с поправками;
.3 Международная конвенция о
грузовой марке 1966 года ( Конвенция ГМ 1966 года);
.4 Международная конвенция о
подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Конвенция ПДНВ 1978 года) с поправками;
.5 Конвенция о Международных
правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года (МППСС
1972 года) с поправками;
.6 Международная конвенция
по обмеру судов 1969 года (Конвенция
по обмеру судов 1969 года).
Необходимо
также принимать во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций по
морскому праву (Конвенция ЮНКЛОС).
2.
Приняв какой-либо документ, правительство обязано в силу положений этого
документа издавать законы, относящиеся к осуществлению его положений через
соответствующее национальное законодательство (см., например, статью 1 b) Конвенции СОЛАС 1974 года). Обязательство осуществлять
положения соответствующего документа (как указано, например, в статье 1 a) Конвенции СОЛАС 1974 года) означает, что правительство
должно располагать действующим законодательным органом, который может принимать
законы, применимые к судам, плавающим под его флагом, и обеспечивать их
последующее осуществление и выполнение.
Внутренние критерии для оценки
деятельности государства флага
3.
Внутренними критериями являются такие критерии, которые непосредственно
относятся к деятельности государства флага в качестве Администрации и
предназначены для того, чтобы дать четкое представление об эффективности, с
которой Администрация государства флага выполняет свои обязательства согласно
документам. Руководящие принципы в отношении обязанностей государства флага
содержатся в резолюции Ассамблеи А.847(20) о
Руководстве по оказанию помощи государствам флага в осуществлении документов
ИМО. В статье 94 Конвенции ЮНКЛОС также изложены
обязанности государств-участников (Статья 1.2 1)). Статья 217
Конвенции ЮНКЛОС также имеет значение для детализации обязательств государств
флага по обеспечению выполнения. На основании международных документов на
государство флага возложены обязанности, относящиеся, в частности, к
установлению правовых требований по осуществлению на национальном уровне
документов, участником которых оно является; к обеспечению выполнения этих
требований; к предоставлению полномочий организациям, действующим от его имени,
и к расследованию аварий. Все это более подробно рассматривается ниже.
4.
Государство флага должно:
.1 принимать меры по
обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения в отношении
судов, имеющих право плавать под его флагом, в том, что касается:
.1 постройки и оборудования
судов и управления ими;
.2 принципов и правил в
отношении пределов загрузки судов;
.3 предотвращения и
сокращения загрязнения морской среды, а также борьбы с ним и сведения к минимуму
последствий аварийных разливов загрязнителей;
.4 укомплектования судов
экипажами и их подготовки; и
.5 безопасности мореплавания
(включая участие в обязательных системах судовых сообщений и системах
установления путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений;
.2 издавать законы, которые
позволяют ему эффективно осуществлять в административных, технических и
социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его
флагом, и в частности в том, что касается проверок судов, законов относительно
безопасности и предотвращения загрязнения, применимых к таким судам, а также
выработки соответствующих правил; и
.3 издавать законы,
обеспечивающие правовую основу для создания и ведения реестра судов, плавающих
под его флагом.
5.
Государство флага должно:
.1 предусмотреть меры по
обеспечению выполнения своих национальных законов, включая относящиеся к ним
процедуры расследования и наказания;
.2 принимать надлежащие меры
в отношении судов, плавающих под его флагом, которые не отвечают применимым
требованиям;
.3 обеспечить наличие
достаточного количества персонала, имеющего специальные знания в морских и
технических вопросах, для выполнения этим государством своих обязанностей в
качестве государства флага, включая:
.1 разработку и обеспечение
выполнения необходимых национальных законов;
.2 установление и
поддержание уровней минимального безопасного состава экипажей судов, плавающих
под его флагом, и обеспечение эффективной системы дипломирования моряков;
.3 проверку судов, плавающих
под его флагом, с целью убедиться, что они отвечают требованиям международных
документов, участником которых является государство флага;
.4 представление докладов об
авариях и инцидентах, требуемых соответствующими документами; и
.5 расследование
обстоятельств, приведших к задержаниям судов, плавающих под его флагом.
Ответственность признанных
организаций, действующих от имени Администрации
6.
В случае, когда государство флага уполномочивает посторонние организации действовать
от его имени, т. е. признанные организации, любое предоставление полномочий
этим признанным организациям должно быть четко задокументировано и должно, как
минимум, соответствовать Руководству по предоставлению полномочий организациям,
действующим от имени Администрации (резолюция А.739(18))
и Спецификациям функций признанных организаций, действующих от имени
Администрации, по освидетельствованию и выдаче свидетельств (резолюция А.789(19)). Требования правила 6 с)
главы I Конвенции СОЛАС 1974 года и аналогичные требования МАРПОЛ
73/78 должны быть включены в каждое предоставление полномочий. Государство
флага должно также взять на себя полную ответственность за все свидетельства по
безопасности и предотвращению загрязнения, выданные им или от его имени на
основании соответствующих документов.
Расследование аварий и инцидентов
7.
Государство флага должно проводить быстрые и тщательные расследования аварий и
инцидентов и представлять в ИМО соответствующие доклады.
Внешние критерии для оценки
деятельности государства флага
8.
К внешним критериям относится информация, в частности данные контроля
государства порта и данные об авариях, которые могут также приниматься в
качестве показателей, характеризующих
деятельность государства флага по выполнению своих обязательств. Ниже
перечисляются показатели, характеризующие деятельность государства флага по
выполнению своих обязательств, однако они не имеют прямого отношения к
организации Администрации государства флага. Критерии, перечисленные в 8.1–8.5,
при использовании в качестве показателей должны рассматриваться в пропорции к
общему количеству судов, плавающих под флагом данного государства, с учетом международных
документов, участником которых оно является.
.1 Количество несчастных
случаев, аварий и инцидентов, о которых надлежит сообщать в ИМО для целей
международной базы данных об авариях.
.2 Количество несчастных
случаев, в результате которых люди получили телесные повреждения, повлекшие
невозможность выполнения ими своих обязанностей в течение трех или более дней,
происшедших на судне, плавающем под флагом соответствующего государства.
.3 Количество людей,
погибших на судах под флагом соответствующего государства в результате
эксплуатации этих судов.
.4 Количество погибших
судов.
.5 Количество инцидентов,
связанных с потерей загрязнителей в море, о которых требуется направлять
сообщения на основании МАРПОЛ 73/78, включая
оценку серьезности инцидентов.
.6 Количество судов,
задержанных другими государствами на основании процедур контроля государства
порта.
.7 Представление в ИМО
информации, требуемой обязательными документами.
9.
Форма самооценки, основанная на описанных выше внутренних и внешних критериях,
прилагается. Главной целью формы является оказание помощи государствам флага в
оценке их деятельности на основании этих критериев. Вопросы, относящиеся к
Конвенции ПДНВ, не включены, поскольку этот документ
имеет свои собственные процедуры оценки.
Добавление.
ФОРМА САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ФЛАГА
Все
вопросы относятся к торговым судам, плавающим под флагом
соответствующего
государства
1. Название
государства/ассоциированного члена Перечислите
Администрации, которые Вы представляете в ИМО (для каждой из них заполняется
отдельная форма. Укажите все государства флага, включая те, которые не
являются государствами-членами ИМО, но являются участниками документов ИМО). 2. Имя лица,
ответственного за заполнение данной формы, с которым устанавливается связь Название Администрации Адрес Номер телефона Номер факса Адрес электронной почты (E-mail) |
|
3. Укажите, участником каких следующих
международных документов является Ваше государство и какие (факультативные)
Приложения к МАРПОЛ 73/78 были ратифицированы. |
|
Конвенция СОЛАС
1974 года Протокол 1978 года к Конвенции СОЛАС Протокол 1988
года к Конвенции СОЛАС МАРПОЛ
73/78 Приложение III Приложение IV Приложение V Приложение VI Конвенция ГМ
1966 года Протокол 1988
года к Конвенции ГМ Конвенция
по обмеру судов 1969 года МППСС 1972 года Конвенция ЮНКЛОС |
Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет |
4.1 Сколько
торговых судов валовой вместимостью 100 и более, подпадающих под действие
соответствующих документов, указанных Вами в вопросе 3,
плавает в настоящее время под флагом Вашего государства? 4.2 Какова общая
валовая вместимость торговых судов, плавающих под флагом Вашего государства? |
Торговые суда: |
5. Имеет ли Ваша
Администрация действующие законы, необходимые для осуществления международных
документов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, в
отношении: .1 постройки и оборудования судов и
управления ими; .2 предотвращения и сокращения загрязнения
морской среды, а также борьбы с ним; .3 безопасной загрузки судов; .4 укомплектования судов экипажами; .5 безопасности мореплавания (включая
участие в обязательных системах судовых сообщений и системах установления
путей движения), ведения радиосвязи и предупреждения столкновений? |
Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет Да/Нет |
6. Имеет ли Ваша
Администрация действующие законы, необходимые для установления достаточно
суровых наказаний с целью предупреждения нарушений международных документов,
участником которых является Ваше государство? |
Да/Нет |
7. Имеет ли Ваша
Администрация действующие законы, необходимые для проведения проверок судов с
целью убедиться, что они отвечают требованиям международных стандартов в
области безопасности на море и предотвращения загрязнения, участником которых
является Ваше государство? |
Да/Нет |
8. Имеет ли Ваша
Администрация действующие законы, необходимые для предъявления исков к судам,
которые были выявлены как не отвечающие требованиям международных документов,
участником которых является Ваше государство? |
Да/Нет |
9. Имеет ли Ваша
Администрация действующие законы, необходимые для проведения требуемых
расследований аварий? |
Да/Нет |
10. Имеет ли
Ваша Администрация инфраструктуру, включая персонал, обладающий соответствующими
техническими знаниями и опытом, для: .1 выявления судов, плавающих под флагом
Вашего государства, которые не отвечают международным требованиям в области
безопасности на море и предотвращения загрязнения? .2 принятия мер в отношении судов,
плавающих под флагом Вашего государства, которые были выявлены как не
отвечающие международным требованиям в области безопасности на море и
предотвращения загрязнения? – Если "да", то в отношении
какого количества судов были приняты меры в течение пяти предшествующих лет*? |
Да/Нет Да/Нет .... |