SN/Circ.227 Руководство по установке судовой автоматической идентификационной системы (АИС)

Циркулярное письмо
SN/Circ.227
с изменениями в соответствии с
SN.1/Circ.227/Corr.1 от 10.12.2008
SN.1/Circ.227/Corr.2 от 27.04.2017

РУКОВОДСТВО ПО УСТАНОВКЕ СУДОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (АИС)

(принято 6 декабря 2002 г.)

 

1. Подкомитет по безопасности судовождения на своей 48-й сессии (8-12 июля 2002 г.) договорился о разработке Руководства по установке судовой автоматической идентификационной системы (АИС), приведенного в Приложении, и о его издании для использования на добровольной основе. В Руководстве рассматриваются вопросы установки судовой АИС и имеется в виду его использование изготовителями оборудования, установщиками и инспекторами, проводящими освидетельствования надлежащего проведения работ по установке этого оборудования.

 

2. Комитет по безопасности на море на своей 76-й сессии (2 - 13 декабря 2002 г.) согласился с мнением Подкомитета, одобрил Руководство, изложенное в Приложении, и предложил использовать его для целей установки АИС на добровольной основе.

 

3. Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести приложенное Руководство до сведения всех заинтересованных.

 

Приложение.

РУКОВОДСТВО ПО УСТАНОВКЕ СУДОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (АИС)

 

Содержание

 

1. Общие положения.

 

1.1 Освидетельствование

1.2 Документация

 

2. Установка АИС

 

2.1 Помехи судовой радиотелефонной установке УКВ

2.2 Установка антенны УКВ

2.3 Установка антенны ГНСС

2.4 Источник электроэнергии

2.5 Синхронизация

 

3. Устройство мостика

 

3.1 Минимальные клавиатура и отображение информации

3.2 Штепсельный разъем для лоцмана

3.3 Система отображения информации

3.4 Установка функции встроенного устройства проверки целостности

 

4. Ввод динамических данных

 

4.1 Внешние датчики

4.2 Координаты, путевой угол и скорость относительно грунта

4.3 Мгновенное значение курса

4.4 Угловая скорость поворота

4.5 Эксплуатационное состояние судна

 

5. Статическая информация

 

5.1 Информация, вводимая при установке АИС на судне

5.2 Точка привязки координат

5.3 Размерения судна

 

6. Функция дальнего действия

 

Приложение 1.

Угловая скорость поворота

 

Приложение 2.

Таблица типа судна

 

Приложение 3.

Рекомендуемые стандартом МЭК 61162 операторы программы

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Автоматическая идентификационная система (АИС) класса A определена ИМО и требуется последней версией главы V Конвенции СОЛАС к установке на судах. АИС обеспечивает информацией, которая может использоваться для судовождения. Поэтому важно, чтобы информация, предоставляемая АИС, была надежной.

 

Требования к самой АИС стандартизированы Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Международной электротехнической комиссией (МЭК), а АИС подлежит одобрению типа. Для того чтобы выполнять требования по надежности обмена информацией, следует уделять внимание правильной установке АИС.

 

Данный документ содержит руководство для изготовителей оборудования, установщиков оборудования и инспекторов, проверяющих суда. Документ не заменяет документацию, поставляемую изготовителем.

 

В Руководстве принимаются во внимание следующие конвенции, правила, инструкции и руководства:

 

- Резолюция ИМО MSC.99(73), Приложение 7 - Принятие поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками;

 

- Резолюция ИМО MSC.74(69), Приложение 3 - Рекомендация по эксплуатационным требованиям к АИС;

 

- Регламент радиосвязи МСЭ;

 

- Стандарты МЭК серии 60092 - Электрические установки на судах;

 

- Стандарты МЭК 60533 - Электрические и электронные установки на судах - Электромагнитная совместимость

 

1.1 Освидетельствование

 

Освидетельствования на судах, подпадающих под Конвенцию, должны производиться в соответствии с правилами, предусмотренными в резолюции А.746(18) - "Руководство по освидетельствованию по гармонизированной системе освидетельствований и оформлению свидетельств" и Протоколом 1988 г. к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками.

 

1.2 Документация

 

К установке АИС прилагаются следующие схемы:

 

- схема расположения антенны

 

- схема устройства АИС

 

- блок-схема (схема соединений).

 

Исполнительная схема установки АИС на судне выдается судну на хранение.

 

2. УСТАНОВКА АИС

 

2.1 Помехи судовой радиотелефонной установке УКВ

 

Судовое оборудование АИС, как и любой судовой приемопередатчик, работающий в полосе частот морской УКВ радиосвязи, может причинять помехи судовой радиотелефонной установке УКВ. Поскольку АИС является цифровой системой, эти помехи проявляются как периодические (к примеру, каждые 20 с) мягкие щелчки в судовом радиотелефоне. Это явление становится более заметным, когда антенна УКВ радиотелефона расположена вблизи антенны УКВ АИС и когда радиотелефон работает на каналах, расположенных вблизи работающих каналов АИС (к примеру, каналов 27, 28 и 86).

 

Следует уделять внимание местоположению и установке различных антенн для получения наилучшей, по возможности, эффективности. Особое внимание следует уделять установке обязательных антенн, подобных антеннам АИС.

 

2.2 Установка антенны УКВ

 

2.2.1 Местоположение

 

Следует тщательно рассмотреть вопрос о местоположении антенны УКВ АИС. Цифровая радиосвязь более чувствительна к помехам, вызванным отражением радиоволн от таких препятствий как мачты и рангоут, чем аналоговая и/или радиотелефонная. Возможно, для сведения помех к минимуму, придется перенести антенну УКВ радиотелефонной установки.

 

Для сведения помех к минимуму воздействия, используйте следующее руководство:

 

- антенна УКВ АИС должна иметь всенаправленную вертикальную поляризацию;

 

- антенна УКВ должна размещаться на высоком месте, которое находится, насколько это возможно, не менее чем в 2 м по горизонтали от конструкций, изготовленных из электропроводящих материалов. Антенна не должна устанавливаться рядом с любым большим вертикальным препятствием. Целью является обеспечение антенне возможности работать по дуге горизонта в 360° свободно;

 

- антенна УКВ АИС должна устанавливаться на безопасном расстоянии от производящих помехи ложных источников энергии, таких как РЛС, и от других антенн радиопередатчиков, предпочтительно, по меньшей мере в 3 м от луча излучения и вне его границ;

 

- в идеале, не должно быть более одной антенны на одном и том же уровне. Антенна УКВ АИС должна устанавливаться непосредственно под/над главной судовой антенной радиотелефонной установки УКВ, в расстоянии по вертикали от нее не менее 2 м. Если она расположена на одном и том же уровне, как и другие антенны, расстояние между ними должно быть не менее 10 м.

 

2.2.2 Кабельная сеть

 

Кабель должен быть как можно короче, чтобы свести к минимуму ослабление сигнала. Рекомендуются коаксиальные кабели с двойным экраном, стандарта RG214 или выше.

 

Все наружные соединительные разъемы на этих коаксиальных кабелях должны быть в водонепроницаемом исполнении для защиты от проникновения воды в кабель антенны.

 

Коаксиальные кабели укладываются в отдельные каналы/трубы для сигнальных кабелей на расстоянии не менее 10 см от силовых кабелей. Пересечения кабелей выполняются под прямым углом (90°). Коаксиальные кабели не должны изгибаться под острым углом, что может привести к изменению их характеристического сопротивления. Минимальный радиус изгиба должен быть в 5 раз больше внешнего диаметра кабеля.

 

2.2.3 Заземление

 

Для всех антенн должен использоваться коаксиальный антенный спуск, а экран на одном конце подсоединяется к земле.

 

2.3 Установка антенны ГНСС

 

АИС класса А должна быть подсоединена к антенне ГНСС.

 

2.3.1 Местоположение

 

Антенна ГНСС должна устанавливаться там, где будет полный обзор небосвода. С этого места горизонт должен свободно обозреваться по дуге в 360° с вертикальным углом обзора от 5 до 90° выше горизонта. Препятствия небольшого диаметра, такие как мачты и рангоут, серьезным образом не ухудшают прием сигнала, но такие объекты не должны затенять более чем всего лишь нескольких градусов в любом выбранном направлении.

 

Располагайте антенну по меньшей мере в трех метрах от излучающего луча мощных передатчиков (РЛС в диапазоне S и/или систем ИНМАРСАТ), и вне его границ. Это относится и к судовой антенне УКВ АИС, если она устроена и установлена отдельно от антенны ГНСС.

 

Если дифференциальная ГНСС включена в АИС или подсоединена к ней, установка антенны должна быть в соответствии с МЭК 61108-4, изд.1, Приложение D.

 

2.3.2 Кабельная сеть

 

Для достижения оптимальной работы, коэффициент предварительного усиления антенны должен совпадать с полным сопротивлением кабеля.

 

Коаксиальный кабель между антенной и соединительным разъемом судовой АИС должен проходить напрямую, чтобы снизить воздействие электромагнитных помех. Кабель не должен располагаться вплотную к высоковольтным проводам, таким как РЛС или радиопередающей аппаратуре, или к кабелю антенны УКВ АИС. Для предотвращения деградации из-за взаимного влияния с радиотелефонией, рекомендуется разнесение кабелей на расстояние в один метр или более. Для сведения к минимуму взаимного влияния магнитных полей, пересечения антенных кабелей следует выполнять под углом 90°.

 

Все наружные соединительные разъемы на этих коаксиальных кабелях должны быть в водонепроницаемом исполнении для защиты от проникновения воды в кабель антенны.

 

2.4 Источник электроэнергии

 

АИС должна подсоединяться к аварийному источнику электроэнергии.

 

2.5 Синхронизация

 

После установки, АИС следует надлежащим образом синхронизировать с UTC, а координаты, если имеются должны, быть истинными.

 

3. УСТРОЙСТВО МОСТИКА

 

3.1 Минимальные клавиатура и отображение информации

 

Работа с минимальными клавиатурой и отображением информации (MKD) должна обеспечиваться оператором в месте, откуда обычно управляется судно. Это может быть посредством внутреннего MKD (встроенного или дистанционного) АИС, или через равноценную работу на отдельной системе отображения информации.

 

3.2 Штепсельный разъем для лоцмана

 

Порт ввода/вывода данных для лоцмана является частью станции АИС класса А. Разъем, соединенный с этим портом, устанавливается у рабочего места лоцмана так, чтобы лоцман мог подсоединить личный лоцманский блок.

 

Штепсельный разъем для лоцмана устраивается следующим образом:

 

- AMP розетка (квадратный фланец (-1) или свободновисящая (-2), размер цоколя -11, девятиштырьковый, вилка стандарта 206486-1/2 или эквивалент со следующими окончаниями:

 

- ТХ А подсоединен к штырьку 1

 

- ТХ В подсоединен к штырьку 4

 

- RX А подсоединен к штырьку 5

 

- RX B подсоединен к штырьку 6

 

- экран подсоединен к штырьку 9

 

3.3 Система отображения информации

 

Если имеется навигационное оборудование, способное обрабатывать и отображать информацию АИС, такое как ЭКНИС, РЛС или интегрированная система, имеющаяся на судне, АИС класса А может подсоединяться к такой системе через интерфейс (PI). Этот интерфейс (вход/выход) должен отвечать требованиям МЭК 61162-2.

 

Система отображения информации может также включать работу MK.D (см. пункт 3.1).

 

3.4 Установка функции встроенного устройства проверки целостности

 

АИС требует, чтобы ее выход аварийно-предупредительной сигнализации соединялся, по возможности, с устройством звуковой аварийно-предупредительной сигнализации или системой аварийно-предупредительной сигнализации судна.

 

Вместо этого, система аварийно-предупредительной сигнализации встроенного устройства проверки целостности может использовать выходные сообщения сигнализации от PI, при условии что ее система аварийно-предупредительной сигнализации совместима с АИС.

 

4. ВВОД ДИНАМИЧЕСКИХ ДАННЫХ

 

4.1 Внешние датчики

 

АИС имеет устройства сопряжения (устроенные под МЭК 61162-1 или 61162-2) для датчиков координат, курса и угловой скорости поворота. Как правило, датчики, установленные в соответствии с другими требованиями главы V Конвенции СОЛАС об оборудовании судов, должны подсоединяться к АИС*. Информация от датчиков, передаваемая АИС, должна быть той же самой информацией, которая используется для судовождения. Интерфейсы должны компоноваться, как приведено в Приложении 3. Могут возникнуть проблемы с сопряжением, если существующие на судне датчики не имеют серийных (МЭК 61162) выходов.

____________

* Установка АИС не требует установки дополнительных датчиков, сверх требований об оборудовании судов.

 

4.2 Координаты, путевой угол и скорость относительно грунта

 

Датчики ГНСС обычно имеют выходы МЭК 61162 для координат, путевого угла и скорости относительно грунта, пригодные для прямого сопряжения с АИС. Однако, важно принять к сведению, что:

 

- Геодезическая система координат карты, передаваемая датчиком, - WGS-84 и что скомпонован протокол МЭК 61162 ДТМ;

 

- АИС способна обрабатывать две точки привязки для местоположения ее антенны: одну - для внешнего и одну - для встроенного датчика. Если используется более одной внешней точки привязки, необходимо вводить в АИС соответствующую информацию, чтобы скорректировать информацию о точке привязки.

 

4.3 Мгновенное значение курса

 

Компас, обеспечивающий информацию о курсе, является обязательным датчиком информации для ввода в АИС. Если судовой компас не обеспечивает выход, соответствующий стандарту МЭК 61162, для подсоединения к АИС будет необходим конвертер (к примеру, шаговый конвертер стандарта Национальной ассоциации электротехнических промышленников США). Некоторые суда валовой вместимостью менее 500 могут не иметь компаса, обеспечивающего информацией о мгновенном значении курса.

 

4.4 Угловая скорость поворота

 

Все суда могут не иметь указателя угловой скорости поворота, согласно резолюции А.526(13). Однако если указатель скорости поворота имеется и если он включает интерфейс, отвечающий стандарту МЭК 61162, он должен быть подключен к АИС.

 

Если информацию об угловой скорости поворота невозможно получить с индикатора угловой скорости поворота, направление поворота может быть получено (факультативно) из информации о курсе посредством:

 

- самого компаса;

 

- внешнего конвертера (см. пункт 4.3);

 

- самой АИС (см. Приложение 1).

 

4.5 Эксплуатационное состояние судна

 

Оператору должно быть обеспечено простое средство введения в АИС эксплуатационного состояния судна (к примеру, судно с механическим двигателем на ходу, на якоре, лишенное возможности управляться, ограниченное в возможности маневрировать и т.д.). АИС может быть соединено с соответствующими огнями эксплуатационного состояния.

 

5. СТАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Стандарты АИС требуют, чтобы определенная статическая, связанная с рейсом, и динамическая информация вносилась вручную, обычно - посредством MKD или посредством предложений "SSD" и "VSD" стандарта МЭК 61162 через интерфейс изображения (PI), если такие возможности имеются.

 

5.1 Информация, вводимая при установке АИС на судне

 

Информация, которая должна вноситься после установки АИС на судне, включает:

 

- идентификатор в Морской подвижной службе;

 

- номер ИМО;

 

- позывной сигнал;

 

- название судна;

 

- тип судна;

 

- размерения/привязку местоположения антенны электронного устройства определения координат (см. пункт 5.2).

 

Доступ к идентификатору в Морской подвижной службе, номеру ИМО и другим органам управления АИС (таким как включение питания и установка канала) будет контролируемым, к примеру, через пароль.

 

Позывной сигнал, название судна и тип судна должны вводиться в АИС или вручную, используя MKD, или посредством предложений "SSD" и "VSD" через PL Информация о типе судна должна быть в соответствии с таблицей, приведенной в Приложении 2 (таблица 18 из рекомендации МСЭ-Р М.1371-1).

 

Например, грузовое судно, не перевозящее опасные грузы, вредные вещества или загрязнители моря, будет использовать идентификатор "70". Прогулочное судно будет использовать идентификатор "37". Примите к сведению, что те суда, идентификатор типа которых начинается с "3", должны использовать четвертую колонку таблицы.

 

В зависимости от типа судна, груза и/или эксплуатационного состояния, эта информация может быть связана с рейсом и поэтому нуждается в изменении до начала или, иногда, в ходе рейса. Это определяется второй цифрой в четвертой колонке таблицы.

 

5.2 Точка привязки координат

 

АИС хранит в памяти одну "внешнюю точку привязки" для наружного места установки антенны и одну "встроенную точку привязки", если встроенная ГНСС используется для передачи координат в случае отказа основной системы. Местоположения этих точек привязки вводятся в ходе установки АИС на судне, используя величины А, В, С, D, как описано в пункте 5.3.

 

Внешняя точка привязки может также быть расчетной общей точкой привязки.

 

Кроме того, содержание статических данных судна ("SSD") на PI, включая "точку привязки координат", обрабатывается АИС, и память АИС на "внешнюю точку привязки" устанавливается в соответствии с содержанием этого "SSD" (к примеру, используемого интегрированной навигационной системой).

 

5.3 Размерения судна

 

Размерения судна вводятся, используя величины А, В, С и D как показано на рисунке.

 

Размерения судна (А + В и С + D) должны быть одними и теми же при вводе встроенной и внешней точек привязки.

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home