Циркулярное
письмо
MSC-MEPC.7/Circ.8
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО
КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) КОМПАНИЯМИ
(28 июня 2013г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 92 сессии (12 - 21 июня 2013г.) и
Комитет по защите морской среды на своей 65 сессии (13 — 17 мая 2013г.)
согласились пересмотреть существующее "Руководство по эксплуатационному
внедрению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) компаниями" (MSC-MEPC.7/Circ.5) в целях повышения эффективности и удобства
использования МКУБ.
2.
Соответственно, Комитеты одобрили Пересмотренное Руководство по
эксплуатационному внедрению МКУБ компаниями, изложенное в Приложении.
3.
Правительствам-членам ИМО и заинтересованным международным организациям
рекомендуется довести данное циркулярное письмо до сведения всех
заинтересованных сторон.
4.
Это циркулярное письмо отменяет MSC-MEPC.7/Circ.5
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО
КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) КОМПАНИЯМИ
1.1.1
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и
предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью
(МКУБ)) был принят резолюцией A.741(18) Организации и
стал обязательным в результате вступления в силу 1 июля 1998 г. главы IX - Управление безопасной эксплуатацией судов
Конвенции СОЛАС. МКУБ обеспечивает международный стандарт
управления для безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения.
1.1.2
Комитет по безопасности на море на своей 92 сессии (12 - 21 июня 2013г.) принял
резолюцией MSC.353(92) поправки к разделам 3, 6, 12,
14 и подстрочным примечаниям МКУБ. В результате необходимо было пересмотреть
"Руководство по эксплуатационному внедрению Международного кодекса по
управлению безопасностью (МКУБ) компаниями" (MSC-MEPC.7/Circ.5), которое заменяется этим
Пересмотренным Руководством.
1.1.3 МКУБ
требует от компаний установления целей безопасности, представленных в разделе
1.2 (Цели) МКУБ, и, кроме того, - разработки, внедрения и
поддержания системы управления безопасностью, которая включает функциональные
требования, перечисленные в разделе 1.4 (Функциональные требования к системе
управления безопасностью (СУБ)) МКУБ.
1.1.4
Применение МКУБ должно способствовать выработке культуры
безопасности в судоходстве. Факторами успеха в выработке культуры,
способствующей безопасности и защите окружающей среды, являются, среди прочего,
приверженность политике компании, справедливое возмещение, убежденность и
ясность Системы управления безопасностью.
Термины,
использованные в данном Руководстве, имеют то же самое значение что и
приведенные в МКУБ.
2.2.1
Данное Пересмотренное Руководство устанавливает основные принципы:
.1 пересмотр
системы управления безопасностью компаний;
.2 роль
назначенного лица согласно МКУБ;
.3 сообщения о
несоответствиях, происшествиях и авариях и их анализ (включая случаи, почти
приведшие к аварии);
.4 проведения
внутренних аудиторских проверок и рассмотрений системы управления,
и
не снижает или не подменяет ответственности компании, представленной в МКУБ.
3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
3.1
МКУБ требует, чтобы компании установили цели безопасности,
представленные в разделе 1.2 МКУБ и, кроме того,
разработали, внедрили и поддерживали систему управления безопасностью (СУБ),
которая включает функциональные требования, перечисленные в разделе 1.4 МКУБ.
3.2
Учитывая саморегулирующие принципы МКУБ, процессы внутренней
проверки и пересмотра являются ключевыми элементами внедрения каждой СУБ.
Компании должны рассматривать результат внутренних аудиторских проверок,
внутренних рассмотрений СУБ и анализов несоответствий, происшествий и аварий
для повышения эффективности работы и процедур их СУБ.
Для
соответствия требованиям МКУБ компания должна:
.1 назначить
лицо или лиц, имеющих прямой доступ к самому высокому уровню управления
компанией, - тех, кто должен контролировать безопасную эксплуатацию каждого
судна (раздел 4);
.2 обеспечить,
чтобы назначенному лицу или лицам предоставлялись достаточные ресурсы и
поддержка с берега для выполнения их функций (раздел 3.3);
.3 определить и
оформить в виде документов ответственность капитана в отношении рассмотрения и
пересмотра СУБ и сообщений о недостатках системы береговому управленческому
персоналу (раздел 5.1);
.4 установить
процедуры сообщений и анализа несоответствий, происшествий и аварий (раздел
9.1);
.5 периодически
оценивать эффективность и, при необходимости, пересматривать СУБ (раздел 12.2);
и
.6 проводить
внутренние аудиторские проверки на предмет соответствия деятельности по
управлению безопасностью требованиям СУБ (раздел 12.1).
4.1
Назначенное лицо играет ключевую роль в эффективном внедрении СУБ, как
определено в МКУБ. Влияние и ответственность именно этого
лица, находящегося на берегу, должны в значительной степени влиять на выработку
и внедрение культуры безопасности в компании.
4.2
Назначенное лицо должно проверять и контролировать всю деятельность по
безопасности и предотвращению загрязнения при эксплуатации каждого судна. Этот
контроль должен включать, по меньшей мере, следующие внутренние процессы:
.1 доведение до
сведения и внедрение политики в области безопасности и защиты окружающей среды;
.2 оценку и
рассмотрение эффективности СУБ;
.3 передачу
сообщений о несоответствиях, опасных происшествиях и авариях и их анализ;
.4 организацию и
проведение внутренних аудиторских проверок, включая проверку независимости и
подготовку внутренних аудиторов;
.5 проведение
соответствующих пересмотров СУБ; и
.6 обеспечение
достаточных ресурсов и береговой поддержки, как указано в пункте 4.3 ниже,
предоставляемых Компанией.
4.3
Чтобы позволить назначенному лицу выполнять его роль эффективно, компания
должна предоставлять достаточно ресурсов и обеспечивать береговую поддержку.
Это включает:
.1 кадровые
ресурсы;
.2 материальные
ресурсы;
.3 любую
требуемую подготовку персонала;
.4 четко
определенные и задокументированные ответственность и полномочия; и
.5 полномочия
для докладов на самый высокий уровень управления компании о несоответствиях и
наблюдениях.
4.4
Назначенное лицо (лица) должно обладать квалификацией, подготовкой и опытом,
изложенными в циркулярном письме MSC-MEPC.7/Circ.6,
для эффективной проверки и контроля за внедрением системы управления
безопасностью в соответствии с МКУБ.
5. ПЕРЕСМОТР СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
5.1 Компания должна
периодически пересматривать и оценивать эффективность СУБ в соответствии с
процедурами, установленными компанией. Кроме того, одной из обязанностей
капитана является периодический пересмотр системы управления безопасностью и
сообщение руководству управления на берегу о недостатках системы.
5.2
Пересмотры управления поддерживают усилия компаний по достижению целей общего
управления безопасностью, определенных в разделе 1.2.2 МКУБ.
Основываясь на результатах таких пересмотров, компания должна задействовать
меры по дальнейшему улучшению эффективности системы. Пересмотр должен
проводиться периодически, как определено компанией, или при необходимости,
например в случае серьезного недостатка в системе. Любые недостатки, выявленные
в ходе пересмотра управления, должны сопровождаться соответствующими мерами по
исправлению ситуации, принимая во внимание цели компании. Результаты таких
пересмотров должны доводиться до сведения всего персонала, вовлеченного в
пересмотр. При пересмотре по указанию руководства управления следует, по
меньшей мере, принять во внимание результаты внутренних аудиторских проверок,
любых несоответствий, сообщенных персоналом, рассмотрений капитаном, анализов
несоответствий, происшествий, аварий и любых других возможных недостатков в
СУБ, таких как несоответствие внешних сторон, должностных лиц, осуществляющих
контроль судов государством порта и т. д.