Резолюция MSC.228(82)
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КОНТРАБАНДЫ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИСХОДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА
СУДАХ, ЗАНЯТЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
(принята 7
декабря 2006 года)
КОМИТЕТ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28 b) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета,
НАПОМИНАЯ,
что Конференция СОЛАС 2002 года приняла резолюцию 3 о дальнейшей работе
Международной морской организации, относящейся к усилению охраны на море, в
пункте 1 h) постановляющей части которой Организации предлагается провести
обзор резолюции A.872(20) о Руководстве по предотвращению
и пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и исходных
химических веществ на судах, занятых в международных морских перевозках
(Руководство), и, если необходимо, разработать соответствующие поправки к нему,
УЧИТЫВАЯ,
что в резолюциях 1373(2001) и 1456(2003) Совета Безопасности Организации
Объединенных Наций с обеспокоенностью отмечается тесная связь между
международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью,
незаконными наркотическими средствами, отмыванием денег и незаконным оборотом
оружия, а также подчеркивается необходимость усиления сотрудничества в работе
на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровне с целью
усилить в глобальном плане меры по противодействию этим серьезным угрозам
международной безопасности,
УЧИТЫВАЯ
ТАКЖЕ работу, проводимую другими учреждениями Организации Объединенных Наций и
международными организациями, например Международным комитетом Организации
Объединенных Наций по контролю над наркотиками, Управлением Организации
Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Межрегиональным
исследовательским институтом Организации Объединенных Наций по уголовному
правосудию, Интерполом и Всемирной таможенной организацией, с целью
содействовать государствам в борьбе с международным терроризмом и транснациональной
организованной преступностью, незаконными наркотическими средствами, отмыванием
денег и незаконным оборотом оружия путем предоставления рекомендаций и
осуществления деятельности по наращиванию потенциала,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию A.985(24), принятую Ассамблеей на ее
двадцать четвертой очередной сессии, в которой Ассамблея, среди прочего,
уполномочила Комитет по упрощению формальностей и Комитет по безопасности на
море совместно принять необходимые поправки к Руководству и распространить их с
помощью надлежащих средств,
ОТМЕЧАЯ,
что ожидается, что Комитет по упрощению формальностей на своей тридцать
четвертой сессии примет Пересмотренное руководство по предотвращению и
пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и исходных
химических веществ на судах, занятых в международных морских перевозках,
посредством чего он примет аналогичные поправки к Руководству,
1.
ПРИНИМАЕТ Пересмотренное руководство по предотвращению и пресечению контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ и исходных химических веществ на
судах, занятых в международных морских перевозках, изложенное в приложении к
настоящей резолюции;
2.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства-члены начать осуществление Пересмотренного
руководства с 1 апреля 2007 года;
3.
ПРЕДЛАГАЕТ ТАКЖЕ правительствам-членам и неправительственным организациям,
имеющим консультативный статус в ИМО, как можно шире разослать Пересмотренное
руководство для обеспечения его широкого распространения и осуществления, а
также довести его до сведения, в частности, капитанов портов, судоходных
компаний, операторов судов, управляющих судами, капитанов судов и других
заинтересованных сторон;
4.
ДАЛЕЕ ПРЕДЛАГАЕТ, если это необходимо, правительствам-членам рассмотреть вопрос
об изменении их национального законодательства для полного введения в действие
Пересмотренного руководства;
5.
ПРОСИТ ТАКЖЕ Ассамблею одобрить действия, предпринятые Комитетом по
безопасности на море и Комитетом по упрощению формальностей, и отменить резолюцию
A.872(20).
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КОНТРАБАНДЫ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИСХОДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА
СУДАХ, ЗАНЯТЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
Международная
морская организация (ИМО) предлагает нижеследующее "Пересмотренное
руководство по предотвращению и пресечению контрабанды наркотических средств,
психотропных веществ и исходных химических веществ на судах, занятых в
международных морских перевозках", согласованное с международными
документами и рекомендациями, изданными различными международными органами,
такими как ИМО, Всемирная таможенная организация (ВТО) и Международная
организация труда (МОТ), цель которого заключается в том, чтобы установить
равновесие между облегчением международной торговли и управлением охраной, тем
самым оказывая помощь в предотвращении деятельности, связанной с контрабандой
наркотических средств.
Конечная
цель заключается в соблюдении резолюции 1373(2001) Совета Безопасности
Организации Объединенных Наций, в пункте 4 которой отмечается тесная связь
между международным терроризмом и транснациональной организованной
преступностью, незаконными наркотическими средствами, отмыванием денег и
незаконным оборотом оружия, а также особо отмечается необходимость более
тесного сотрудничества на национальном, субрегиональном, региональном и
международном уровнях с целью усилить в международном плане меры по
противодействию терроризму и серьезным угрозам международной безопасности, и,
кроме того, резолюции 1456(2003), в которой подтверждается обязанность
предотвращать осуществление террористами другой преступной деятельности, такой
как транснациональная организованная преступность, незаконные наркотические
средства и оборот наркотиков, и иной преступной деятельности.
Поэтому
цель настоящего Руководства заключается в установлении основных процедур не
только для обнаружения наркотических средств на судне, но и для того, чтобы
предотвращение стало главным средством обеспечения того, чтобы оборот
наркотиков не причинял вреда мировой экономике и благополучию в результате
посягательств на международные морские перевозки.
В
этом отношении стоит напомнить о работе, выполненной государствами и
международными организациями по борьбе с оборотом наркотических средств,
которая нашла отражение в международных документах, которые в настоящее время
получают несомненное международное признание.
Для
иллюстрации этого ниже следует краткое изложение различных международных мер,
направленных на борьбу против оборота наркотических средств; некоторые из этих
мер касаются поддержания тесных связей с международным морским судоходством.
В
общих чертах, наиболее важными из них являются Международные конвенции по
опиуму (Гаага, 1912 год, и Женева, 1925 год), Конвенция об ограничении
производства и
О
регламентации распределения наркотических средств (Женева, 1931 год), Конвенция
о борьбе с незаконной торговлей наркотическими средствами (Женева, 1936 год),
Нью-Йоркский протокол 1946 года, изменяющий большую часть из вышеперечисленных
документов, Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 1961 год) и
изменяющий ее Протокол 1972 года, Конвенция о психотропных веществах (Вена,
1971 год) и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988
год; это показывает, как с течением времени развивалась правовая оценка этого
вопроса, а также международные меры в отношении деятельности, которая оказывает
непосредственное воздействие на общество).
Сейчас
можно сказать, что последний документ - Венская конвенция 1988 года1
- получила большое признание в международном сообществе после полного изучения
и обзора ее положений, касающихся предотвращения и ликвидации незаконного
оборота наркотических средств. Поэтому осуществление настоящего Руководства
потребует общего знания Венской конвенции. В этом отношении особое внимание
необходимо обращать на следующие статьи Конвенции: 3. Правонарушения и санкции;
5. Конфискация; 9. Другие формы сотрудничества и подготовка кадров; 12.
Вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств
или психотропных веществ; 13. Материалы и оборудование; 15. Коммерческие
перевозчики; 16. Коммерческие документы и маркировка экспортируемых грузов; 17.
Незаконный оборот на море; 18. Зоны свободной торговли и свободные порты; 20.
Информация, представляемая Сторонами.
________________
1 Венская конвенция от 20
декабря 1988 года вступила в силу на международном уровне 11 декабря 1990 года.
К январю 2006 года 179 стран являются ее государствами-участниками, включая 87
стран, подписавших ее.
Важно
также учитывать двусторонние соглашения между государствами по вопросу
предотвращения незаконного оборота наркотических средств и борьбы с ним, многие
из которых основываются на вышеупомянутых международных соглашениях.
Кроме
того, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года
(ЮНКЛОС)2 существенно важна для применения Руководства, особенно ее
упор на принцип сотрудничества как условие достижения общих целей на основе
разделенной ответственности, поскольку действия, направленные против
наркотических средств, являются в конечном итоге совместной ответственностью,
требующей комплексного и сбалансированного подхода.
_____________________
2 Статья 108
ЮНКЛОС 1982 года:
"1. Все государства
сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными
веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных
конвенций.
2. Любое государство, которое
имеет разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом,
занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может
обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой
незаконной торговли.".
Однако,
как указано в начале, сегодня человечество сталкивается с рядом переменных
факторов, которые коренным образом затрагивают развитие, торговлю и мировую
экономику, а такие факторы, как оборот наркотиков и терроризм, угрожают
облегчению мировых морских перевозок. Следует особо отметить прямую связь между
этими факторами и такими положительными мерами, как новые положения главы XI-2 Конвенции СОЛАС, Кодекс ОСПС, разработанный ИМО, "Кодекс практики
МОТ/ИМО по охране в портах" и "Рамочные стандарты ВТО по безопасности
и облегчению мировой торговли" (Рамочные стандарты SAFE).
Для
осуществления Руководства рекомендуется ознакомление с содержанием этих
документов; их следует рассматривать дополняющими и расширяющими Руководство
при рассмотрении вопросов согласования процедур, гибких деловых отношений на
морском транспорте, а также охраны моряков, берегового персонала, портовых
средств и судов; их конечная цель заключается в содействии достижению
равновесия между мерами охраны и упрощением формальностей.
Также
следует напомнить о том, что на дипломатической конференции, созванной ИМО в
2002 году, были одобрены новые положения Конвенции СОЛАС и Кодекс ОСПС с единственной конкретной целью
значительного усиления охраны на море посредством усилий правительств и частных
компаний. Содержащиеся в Кодексе новые положения, несомненно, создают прочную
основу для международного сотрудничества между судами и портовыми средствами в
целях предотвращения и выявления актов, которые угрожают безопасности морского
транспорта. Новая глава XI-2 Конвенции СОЛАС и
Кодекс ОСПС требуют, чтобы суда, компании и
портовые средства соблюдали положения о повышении безопасности и усилении
охраны на море и прежде всего защищали людей, занятых в морской деятельности,
будь то на суше или на море.
Поскольку
Кодекс ОСПС предусматривает эффективное
сотрудничество и взаимопонимание между всеми сторонами, связанными с морским
транспортом, а именно властями и национальными, региональными и местными
правительствами, а также капитанами, экипажами, пассажирами, собственниками
судов, судовыми агентами и портовыми администрациями, он может рассматриваться
в качестве еще одного элемента, поддерживающего применение Руководства,
поскольку сотрудничество между различными сторонами и между теми, за кого они
отвечают, может способствовать эффективному применению. В связи с этим стоит
отметить угрозу для безопасности, создаваемую контрабандой наркотических
средств. Хотя в Кодексе не упоминаются такие термины, как оборот наркотиков,
наркотические средства или наркотики, не представляет труда рассматривать
незаконный оборот наркотиков с точки зрения реальной угрозы для безопасности.
Достаточно только представить, что скрывается за этой торговлей: оружие, легко
нажитые деньги, незаконные товары, разбой, похищение людей и террористические
нападения, не говоря уже о других аспектах.
"Кодекс
практики МОТ/ИМО по охране в портах" стремится объединить аспекты охраны,
безопасности и здравоохранения в портах и на терминалах. Кодекс практики
дополняет международные усилия по поддержке работы ИМО в области охраны на
море, предоставляя метод выявления слабых мест в охране портов, с тем чтобы
установить меры охраны, направленные на предотвращение, обнаружение незаконных
актов против портов, используемых для международного морского судоходства, и
принятие ответных мер; однако и в данном случае рекомендации могут
использоваться в качестве основы действий, направленных на защиту операций на
море и портов в национальном контексте.
В
этом отношении Кодекс практики сосредоточен на вопросах, относящихся к охране,
помимо портовых средств, порта в целом; положения Кодекса ОСПС содержат требования, относящиеся только к
охране судов и непосредственному взаимодействию между судном и портовым
средством, однако они, тем не менее, совместимы с Кодексом практики. Вот почему
утверждается, что оценка охраны портовых средств и план защиты портового
средства должны учитывать существующие на портовых средствах меры охраны
-соответственно, подчеркивается важность связи между таким средством и
остальными частями порта.
В
равной степени делается упор на подготовку и информированность по вопросам
охраны как основные факторы для эффективного осуществления надлежащей стратегии
в области охраны портов.
В
отношении объединения Кодекса практики и настоящего Руководства подчеркивается,
что любые установленные меры охраны должны быть сосредоточены на предотвращении
ввоза обманным путем контрабанды, медикаментов, наркотиков, других незаконных
веществ и запрещенных материалов с общей целью поддержания приемлемого стандарта
на всех уровнях охраны.
Содержащиеся
в Кодексе практики рекомендации касаются не только определения факторов,
учитываемых при оценке и осуществлении планов охраны; они также обращают
внимание на тот факт, что государства-члены должны подготовить "программное
заявление о безопасности в портах", которое должно периодически
пересматриваться и обновляться, с тем чтобы отразить происходящие в них
изменения, касающиеся портов и соответствующей деятельности. В этом заявлении
должны быть указаны принятые государствами-членами меры для содействия
региональному и международному сотрудничеству, признание важности человеческого
фактора, а также взаимозависимость охраны и общественной безопасности,
экономического развития и защиты морской среды.
Последними,
но не менее важными, являются "Рамочные стандарты SAFE", в которых
сначала утверждается, что мировая торговля является основой экономического
процветания, но также уязвима с точки зрения использования для террористических
нападений, которые могут нарушить мировую экономику. Соответственно, в
документе устанавливаются основные минимальные принципы и стандарты действий со
стороны членов ВТО, направленных на защиту потока мировой торговли и облегчение
перемещения товаров.
"Рамочные
стандарты SAFE" описывают работу таможенных служб в качестве важного
вклада в обеспечение безопасности и облегчение мировой торговли и подчеркивают
их значение для развития комплексного управления логистической цепочкой,
облегчения торговли, повышения надежности и прогнозируемости, решения проблем
двадцать первого века, расширения сотрудничества между таможенными службами и
компаниями, а также реформирования внутреннего сотрудничества в целях
наращивания потенциала.
"Рамочные
стандарты SAFE" предусматривают систему, состоящую из четырех основных
элементов, которые полностью дополняют работу ИМО по облегчению международного
морского судоходства. Ими являются гармонизация требований, относящихся к
электронной информации, постоянное сосредоточение внимания на анализе риска в
вопросах безопасности, проверка контейнеров и грузов с высокой степенью риска,
направляемых за границу, насколько это возможно, без вскрытия, а также
сосредоточение внимания на коммерческой выгоде, получаемой в результате
применения и соблюдения минимальных стандартов безопасности в логистической
цепочке.
Главная
цель "Рамочных стандартов SAFE" заключается в рассмотрении того,
каким образом с помощью методов, основанных на двух видах партнерских
отношений, могут быть осуществлены основные элементы на благо мировой торговли.
Эти два вида партнерских отношений характеризуются как
"таможня-таможня" и "таможня-бизнес"; если они будут в
полной мере развиты, то смогут стимулировать мировую торговлю, обеспечивать
лучшую охрану в борьбе против терроризма, улучшать вклад таможенных служб и
коммерческих партнеров в экономическое и социальное благосостояние государств,
повышать возможности таможенных служб в обнаружении, отправке партий грузов с
высокой степенью риска и управлении ими посредством более эффективной обработки
грузов, а также устранять дублирование и избавляться от многочисленных просьб о
представлении докладов.
Поэтому
важно пересмотреть "Руководство по предотвращению и пресечению контрабанды
наркотических средств, психотропных веществ и исходных химических веществ на
судах, занятых в международных морских перевозках", также в свете Рамочных
стандартов ВТО, поскольку они подчеркивают роль ИМО в упрощения формальностей в
принципе, в частности, понятие сотрудничества и предотвращения, а также
устанавливают критерии предоставления компаниям в рамках логистической цепочки
официального статуса партнеров в выполнении задач, относящихся к области
охраны. Эти критерии касаются анализа оценки риска, планов охраны, приведенных
в соответствие с оценками риска, планов связи, мер по предотвращению попадания
в международную логистическую цепочку не отвечающих нормам или не оформленных
документами грузов, физической охраны зданий и помещений, используемых для
погрузки или хранения, охраны грузов и контейнеров, охраны транспортных
средств, контроля персонала, а также охраны информационных систем.
Наконец,
важно учитывать, что большая часть изъятий наркотических средств во всем мире и
существенная доля контрабанды наркотических средств осуществляются на море. По
этой причине все усилия, направляемые на предотвращение незаконного оборота на
судах любого типа и повседневный контроль за перенаправлением химических
продуктов, должны обеспечивать сокращение риска, а также любой ценой
обеспечивать, чтобы не возникали трудные ситуации для судна, капитана, экипажа
и груза. При рассмотрении последствий незаконного оборота наркотиков для
коммерческих транспортных средств следует учитывать три основных фактора:
i) Очень высокая
стоимость наркотических средств при их контрабанде в больших количествах привлекает
крупные международные преступные организации и террористические группы. Не
следует игнорировать возможность насильственных действий, включая вооруженные
нападения, при обнаружении значительного количества наркотических средств и,
соответственно, всегда следует принимать надлежащие меры предосторожности.
ii)
Профессиональный торговец наркотиками редко сам перевозит наркотические
средства и обычно для этой цели находит сообщника. Моряки торгового флота часто
становятся объектом внимания торговцев наркотиками, которые стремятся
переправить свои продукты из производящих в потребляющие страны. Часто моряки
полностью не осознают связанный с этим риск, который влечет за собой
продолжительные сроки тюремного заключения и - в некоторых странах - смертную
казнь.
iii) Нет
"безопасных" судоходных путей, где операторы могли бы быть совершенно
уверены в том, что на их судах незаконные вещества отсутствуют. Прямые рейсы из
стран-поставщиков в страны-потребители определенно считаются представляющими
риск и являются предметом особого внимания со стороны таможенных властей.
Однако все возрастающее количество наркотических средств перемещается по
окольным и круговым маршрутам с использованием портов стран, не являющихся
производителями наркотических средств, благодаря чему, как полагают торговцы
наркотиками, существует меньший риск перехвата наркотиков в странах назначения.
Настоящее
Руководство содержит общие рекомендации, которые могут служить ориентиром для
собственников судов, моряков и других лиц, тесно связанных с эксплуатацией
судов. Его целью является оказание помощи судоходным компаниям, операторам и
управляющим, капитанам и лицам командного состава судов в предотвращении
незаконного оборота наркотических средств и борьбе против него, а также в
распознавании основных симптомов зависимости от наркотиков у членов экипажа. На
основе настоящего Руководства собственники судов могут пожелать изучить
возможность принятия или усовершенствования процедур, направленных на
предотвращение правонарушений, связанных с оборотом наркотиков, и
перенаправления химических продуктов на их суда. Такие процедуры будут
обязательно отличаться для различных судов в зависимости от их типов,
перевозимых ими грузов и маршрутов, по которым они плавают.
Оборот
наркотиков представляет двойную угрозу для судоходства. Во-первых, угроза
сокрытия наркотиков на судах означает, что усилия компетентных властей по
принудительному осуществлению законов могут приводить к длительным отсрочкам
отхода судов, особенно грузовых. Во-вторых, возможное вовлечение членов экипажа
в злоупотребление наркотиками угрожает безопасности судна.
Существенно
важным и основным путем создания единого фронта борьбы против оборота
наркотических средств, их попадания на суда и зависимости от них членов
экипажей являются обучение, подготовка, надлежащий подбор персонала и оказание
помощи судовым экипажам. Без этого невозможно добиться информированности членов
экипажа и реальной приверженности со стороны компании и судна, которые
обеспечат прозрачность и качество при эксплуатации судов.
Наконец,
важно признать неоценимую информацию, получаемую с интернет-сайтов и из
письменных документов Международного комитета по контролю над наркотиками,
Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности,
Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Европейского союза,
Организации американских государств (ОАГ), а также документов межамериканских
курсов по охране портов, проводимых ОАГ, которые предоставили исходные
материалы для подготовки настоящего Руководства.
ГЛАВА 1.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Предотвращение
является одним из наиболее важных аспектов в том, что касается незаконного
оборота наркотических средств; оно должно касаться всех, кто работает в морском
секторе, повышая их информированность о масштабе всемирной проблемы оборота
наркотиков и поощряя их к внесению вклада в международные усилия, направленные
на обнаружение и ликвидацию оборота наркотических средств и психотропных
веществ.
Подобным
образом, часть предотвращения включает меры по повышению безопасности и
усилению охраны пунктов посадки, портов, портовых средств и судов, а также
поддержанию скоординированных действий компетентных властей в порту, в
частности тех, которые функционируют в сфере взаимодействия судно-порт. Это
область, в которой все более важным становится развитие мышления, основанного
на упрощении формальностей, сотрудничестве и подготовке, необходимых для
упрочения связей между этими властями, судоходными компаниями и экипажами, если
должны быть достигнуты наилучшие возможные общие результаты в защите порта,
включая борьбу против незаконного оборота наркотиков.
Однако
важно установить равновесие между контролем и упрощением формальностей,
поскольку чрезмерный контроль будет мешать нормальным международным перевозкам
законных грузов, вызывая излишние задержки как для судов, так и для портовых
средств, а недостаточный контроль будет приводить к усилению оборота
наркотиков.
1. ПРОЦЕДУРЫ КОМПЕТЕНТНЫХ ВЛАСТЕЙ
1.1 Действия должностных лиц
компетентных властей
Должностные
лица компетентных властей должны выполнять определенные обязанности в отношении
всех судов, прибывающих из других стран и отходящих в другие страны. Обычно они
стремятся установить