РУКОВОДСТВО ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ И ИСХОДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА СУДАХ, ЗАНЯТЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ
ПЕРЕВОЗКАХ
(Принята
27 ноября 1997 года)
ассамблея,
рассмотрев общие цели Конвенции по облегчению международного
морского судоходства 1965 года с поправками, и в частности ее статью III,
напоминая, что Комитет по упрощению формальностей, осознавая,
каким бедствием является незаконный оборот наркотических средств, на своей
семнадцатой сессии в 1987 году утвердил циркуляр FAL.5/Circ.I/Rev.1,
озаглавленный "Предотвращение контрабанды наркотических средств на судах,
занятых в международных перевозках — Руководство для использования собственниками
судов, мореплавателями и другими лицами, тесно связанными с эксплуатацией
судов",
напоминая далее, что на своей девятнадцатой очередной сессии она
настоятельно призвала Комитет по упрощению формальностей ускорить работу по
пересмотру вышеупомянутого Руководства, которое должно включать также меры по
борьбе с незаконным оборотом исходных материалов,
признавая настоятельную необходимость международного
сотрудничества для пресечения незаконных перевозок морем, как предусматривается
в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 года,
признавая далее соответствующие права и обязанности, содержащиеся в
международном морском праве, включая принцип свободы судоходства и право мирного
прохода,
будучи озабочена тем, что незаконный оборот наркотических средств и
транспортировка исходных материалов серьезно затрагивают законные морские
перевозки,
С
удовлетворением отмечая подготовку
руководства, направленного на предотвращение и пресечение незаконных актов,
рассматриваемых в настоящей резолюции, которое разработано
правительствами-членами и заинтересованными международными организациями,
признавая с признательностью ценный вклад МПС посредством ее
публикации "Оборот наркотиков и злоупотребление наркотиками: Руководство
для собственников и капитанов судов по предотвращению, обнаружению и
распознаванию", на которой основана значительная часть приложения к
настоящей резолюции,
1.
принимает Руководство по
предотвращению и пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных
веществ и исходных химических веществ на судах, занятых в международных морских
перевозках, которое изложено в приложении к настоящей резолюции;
2.
настоятельно ПРИЗЫВАЕТ
правительства-члены безотлагательно осуществлять прилагаемое Руководство в
соответствии с международным морским правом и довести его до сведения капитанов
портов, судоходных компаний, собственников, операторов, капитанов судов и всех
других заинтересованных сторон;
3.
предлагает Комитету по упрощению
формальностей постоянно держать Руководство в поле зрения и обновлять его, при
необходимости, в свете приобретенного опыта;
4.
отменяет циркуляр FAL.5/Circ.
I/Rev. 1.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИСХОДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА СУДАХ, ЗАНЯТЫХ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
1.
Настоящее Руководство содержит общие рекомендации, которые могут служить
ориентиром для собственников судов, моряков и других лиц, тесно связанных с
эксплуатацией судов. Оно представляет собой стандарты, цель которых заключается
в оказании помощи судоходным компаниям, капитанам и лицам командного состава
судов в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и в
распознавании некоторых симптомов зависимости от наркотиков у членов экипажа.
На основе этих стандартов собственники судов могут пожелать изучить возможность
принятия или усовершенствования процедур, направленных на предотвращение
нарушения таможенных правил на их судах, особенно контрабанды незаконных
наркотических средств, психотропных веществ и химических продуктов, необходимых
для изготовления наркотических средств. Такие процедуры будут обязательно
отличаться для различных судов в зависимости от маршрутов, по которым они
плавают.
2.
Международная морская организация согласилась внести вклад в международные
усилия, направленные на более эффективную борьбу против незаконного оборота
наркотических средств, и на своей семнадцатой сессии в сентябре 1987 года
Комитет по упрощению формальностей подготовил руководство по предотвращению
контрабанды наркотических средств на судах, занятых в международных перевозках,
которое было одобрено Советом на его четырнадцатой внеочередной сессии в ноябре
1987 года. Нижеследующее руководство заменяет временное руководство, изданное в
качестве документа FAL.S/Circ.l от 5 февраля 1987 года.
3.
В некоторых случаях беспечность или невнимательное отношение со стороны
капитана и экипажа могут облегчать сокрытие на судне для наркотических средств,
психотропных веществ или исходных химических веществ.
4.
Большая доля оборота наркотических средств осуществляется морем из-за
возможностей, предоставляемых большим объемом перевозок из производящих в
потребляющие страны, чем пользуются торговцы наркотиками для проникновения на
самые выгодные незаконные рынки. Как только в какой-либо регион попадает партия
наркотиков, торговцы наркотиками и их агенты без особого труда перемещают ее в
пределах этого района, используя в своих интересах стремление правительств
облегчить перемещение людей и товаров через границы.
5.
При рассмотрении последствий незаконного оборота наркотических средств для
коммерческих видов транспорта следует учитывать три основных фактора:
i) Очень высокая стоимость
наркотических средств при их контрабанде в больших количествах привлекает
крупные международные преступные организации и террористические группы. Не
следует недооценивать возможность насильственных действий, включая вооруженные
нападения, при обнаружении любого значительного количества наркотических
средств и, соответственно, всегда должны приниматься надлежащие меры
предосторожности.
ii) Профессиональный
торговец наркотиками редко сам перевозит наркотические средства и обычно для
этой цели находит сообщника. Моряки торгового флота часто становятся объектом
внимания торговцев наркотиками, которые стремятся переправить свои продукты из
производящих в потребляющие страны. Часто моряки полностью не осознают
связанный с этим риск, который влечет за собой продолжительные сроки тюремного
заключения и - в некоторых странах - смертную казнь.
iii) Нет
"безопасных" судоходных путей, где операторы могли бы быть совершенно
уверены в том, что на их судах незаконные вещества отсутствуют. Прямые рейсы из
стран-поставщиков в страны-потребители определенно считаются представляющими
риск и являются предметом особого внимания со стороны таможенных властей.
Однако все возрастающее количество наркотических средств перемещается по
окольным и круговым маршрутам с использованием портов стран, не являющихся
производителями наркотических средств, благодаря чему, как полагают торговцы
наркотиками, существует меньший риск перехвата наркотиков в странах назначения.
6.
Оборот наркотиков представляет двойную угрозу для судоходства. Во-первых,
угроза сокрытия наркотиков на судах означает, что усилия таможенных властей по
принудительному осуществлению законов могут приводить к длительным отсрочкам
отхода судов, особенно грузовых. Во-вторых, возможное вовлечение членов экипажа
в злоупотребление наркотиками угрожает безопасности судна.
ГЛАВА 1.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Действия
таможенных чиновников
Таможенные
чиновники должны выполнять определенные обязанности в отношении всех судов,
прибывающих из других стран и отходящих в другие страны, и обычно стремятся
установить дружеское сотрудничество с лицами командного и рядового состава
судов. Они приучены уважать судно как дом моряка и осознают, что члены экипажа
хотят выполнять свою работу без помех и без излишнего нарушения ритма жизни на
судне.
Таможенные
власти благодарны за любое сотрудничество и информацию, которую может
предоставить любой член экипажа с целью ликвидации оборота наркотиков. С
предоставленной информацией будут обращаться самым конфиденциальным образом и
ее будут безотлагательно изучать.
Некоторые
таможенные службы или другие компетентные власти прибрежного государства по
закону уполномочены посещать, без разрешения государства флага, любые суда, не
обладающие суверенным иммунитетом, которые находятся в пределах их портов или
проходят через территориальное море, и оставаться на них, проверять и
осматривать любую часть и открывать любое закрытое помещение или контейнер,
которые, как подозревается, являются местом сокрытия контрабанды, независимо от
того, имеются в распоряжении ключи или нет. Некоторые власти могут быть также
уполномочены осуществлять в прилежащей зоне контроль, необходимый для
предотвращения, среди прочего, нарушения таможенных законов и правил
прибрежного государства в пределах его территории или территориального моря.
Такие процедуры отличаются в зависимости от законодательства различных стран.
Таможенные службы или другие компетентные власти прибрежного государства могут
быть также уполномочены посещать и досматривать подозреваемые суда под
иностранными флагами, находящиеся на мористой стороне территориального
моря/прилежащей зоны с разрешения государства флага.
Задаваемые
вопросы о возможных действиях таможенных чиновников в отношении судна включают
следующее:
Могут ли таможенные
чиновники подняться на судно?
Национальное
законодательство большинства стран предусматривает, что любой таможенный
чиновник или другое надлежащим образом уполномоченное лицо в любое время может
подняться на судно, когда оно находится в пределах порта или в пределах
территориальных вод.
Могут ли таможенные
чиновники произвести досмотр судна?
Национальное
законодательство большинства стран позволяет таможенным чиновникам производить
досмотр любой части судна. По закону им также разрешается оставаться на судне
для целей необходимого досмотра. На судне могут быть определенные районы
(помещения с грузом, требующим инертизации, чувствительное электронное
оборудование и т. д.), где им будет требоваться совет, помощь со стороны
экипажа, специальная одежда или оборудование для производства досмотра.
Таможенные чиновники должны быть информированы о таких районах после их
перехода на судно.
Могут ли таможенные
чиновники налагать арест на суда, на которых обнаружены незаконные
наркотические средства?
Согласно
национальному законодательству ряда стран на некоторые суда, используемые для
перевозки товаров, подлежащих аресту, может также налагаться арест согласно
таможенному законодательству. Санкции могут применяться в отношении судна,
ответственные лица командного состава ( т.е. капитан, помощники капитана и
механики, управляющий или собственник судна) которого являются причастными либо
посредством своих действий, либо в результате непринятия разумных мер
предосторожности для избежания вовлечения любого подчиненного им члена экипажа
в незаконный
оборот
наркотических средств.
Должно ли таможенным
чиновникам предоставляться жилое помещение на судне?
Обычно
закон разрешает таможенным властям размещать своих чиновников на любом судне,
когда оно находится в пределах порта или в пределах территориальных вод, всегда
при условии, что конкретная ситуация не создает угрозы для личной безопасности
экипажа, таможенных чиновников или должностных лиц, ведущих расследование.
Должен ли
предоставляться надлежащий трап для доступа на судно?
Законодательство
большинства стран требует, чтобы таможенным чиновникам предоставлялись
безопасные средства прохода на судно и схода с него. Требования таможенных
чиновников должны немедленно выполняться, при условии что в данных
обстоятельствах они разумны.
Каковы полномочия
таможенного чиновника при досмотре судна?
Обычно
закон допускает, чтобы таможенный чиновник имел свободный доступ к каждой части
судна и его груза. Кроме того, он может:
.1 маркировать или требовать
маркировать любые грузы перед погрузкой;
.2 запирать, опечатывать,
маркировать или закреплять любые грузы, перевозимые на судне, или в любом его
месте, или в любом контейнере;
.3 открывать силой любое
запертое место или контейнер, если ключи не выдаются или же не имеются в
наличии.
Таможенные
чиновники обычно имеют полномочия:
.1 подниматься на судно или
производить его досмотр, когда эти действия необходимы для пресечения
незаконной перевозки морем;
.2 арестовывать любого
правонарушителя и применять санкции или налагать штрафы, а также давать приказ
об аресте, если в законодательстве страны не установлено иное.
Когда
во время досмотра судна таможенные власти обнаруживают незаконные вещества, к
ответственности за это может привлекаться ответственное лицо командного
состава.
Когда
таможенные чиновники предпринимают процессуальные действия, капитан и другие
ответственные стороны могут нести уголовную ответственность согласно
национальному законодательству.
Таможенные
чиновники могут рассматривать "ответственными лицами командного состава
судов" следующих лиц:
.1 капитанов;
.2 помощников капитана,
включая тех, которые не имеют дипломов;
.3 механиков, включая тех,
которые не имеют дипломов;
.4 механиков по холодильному
оборудованию;
.5 судовых казначеев и
дипломированных лиц комсостава из обслуживающего персонала на пассажирских
судах.
Капитанам
судов может быть предложено выполнить любую разумную просьбу таможни о
предоставлении важной информации, которая может иметься в распоряжении,
относительно одного или нескольких отдельных членов экипажа. Хотя может иметь
место уголовная ответственность, сотрудничество и важность информации,
предоставленной капитаном, могут оказаться смягчающими обстоятельствами в
отношении ответственности судна.
По
прибытии судна таможенные чиновники должны быть уведомлены, если это
практически возможно, о том факте, что один или несколько членов экипажа
покинули судно или прибыли на него в этом порту.
Если
это не связано с исключительными обстоятельствами, таможенным чиновникам должна
предоставляться любая информация о грузе и экипаже до прихода судна.
ТАМОЖЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ
ОБЛАДАЮТ ШИРОКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ОДНАКО НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ИМИ НЕ
СЛЕДУЕТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ. О ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕПОРЯДОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАКИХ ЧИНОВНИКОВ
В ЛЮБОЙ ЧАСТИ МИРА ДОЛЖНО СООБЩАТЬСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ВЛАСТЯМ И ГОСУДАРСТВАМ ФЛАГА.
По
просьбе большинство таможенных властей предоставляют собственникам судов и
капитанам информацию о портах, представляющих повышенный риск. Таможенные
власти должны назначить специальные пункты связи в портах, которым передаются
сообщения об инцидентах, связанных с наркотическими средствами.
1.3 Действия
судоходных компаний
Всякий
раз, когда это практически возможно, судоходные компании должны быть готовы
оказать таможенной службе помощь в надлежащей подготовке по методам досмотра
судов тех типов, которые эксплуатируются компанией.
На
борту должны храниться подробные сведения, включая чертежи, о любом недавнем ремонте
конструкции, существенной модернизации или переоборудовании судна (внутренней
или внешней части) на случай, если таможенные власти их потребуют.
Судоходные
компании обычно должны разрешать таможенным властям доступ к коммерческой
информации о судах и их грузе, особенно о замене пунктов назначения,
грузополучателя и т.д.
Судоходные
компании должны оказывать помощь в подготовке таможенных чиновников по
использованию путей перемещения контейнеров, грузовых и информационных систем
или предоставлять таможенным властям соответствующий доступ к таким системам.
Судоходные
компании должны обращаться к таможенным властям за помощью в предоставлении
информации и консультаций специалистов для их сотрудников, ответственных за
сохранность, обработку груза и документацию, с тем чтобы обучить их определять
и сообщать о подозрительных обстоятельствах, таких, как расхождения в весе,
потери, несоответствия в оплатах, подделка упаковок, фальсификация маршрута,
неправильное ведение документации или любое другое несоответствие.
Если
имеется числовой перечень всех контейнеров, подлежащих выгрузке в порту,
ответственное должностное лицо судоходной компании должно разрешать
таможенникам доступ к этому перечню.
После
выгрузки контейнеров судоходная компания должна уведомлять таможенные власти о
любых случаях, когда целостность контейнеров кажется нарушенной.
Судоходные
компании должны изучать свои процедуры проверки номерных пломб и надежных
грузовых чехлов, с тем чтобы предотвращать несанкционированный доступ.
1.5 Безопасность в
порту или на терминале, когда судоходная компания осуществляет контроль за
выполнением работ
.1 Компания должна
контролировать доступ личных транспортных средств к грузовым складам и службам
погрузки.
.2 Она должна иметь список
всех транспортных средств и лиц, имеющих регулярный санкционированный доступ к
грузовым складам и портовым службам, и предоставлять этот список таможенным
властям.
.3 Она должна обеспечивать
стоянку всех транспортных средств только на специально выделенной площадке,
отдаленной от рабочих районов погрузки.
.4 Любому транспортному
средству, которому разрешен одноразовый доступ к грузовым складам или службам
погрузки, должен выдаваться пропуск с указанием даты, а стоянка должна
предоставляться только на специально выделенных для этого площадках. Номера
пропусков должны регистрироваться и, если требуется, предоставляться таможенным
властям.
.5 Если судоходная компания
имеет электронные системы безопасности, такие, как замкнутая телевизионная
система, следящая за районом складирования или погрузки груза, эти системы
должны быть доступны для таможенных чиновников, если они это пожелают.
.6 Доступ к грузу и районам
его погрузки должен разрешаться только уполномоченным лицам и транспортным
средствам по предъявлении надлежащих документов.
Судоходные
компании должны периодически проводить обзор мер по контролю и безопасности в
портах захода и принимать меры по устранению любых выявленных недостатков или,
в зависимости от обстоятельств, сообщать о них соответствующим портовым
властям. При проверке особое внимание следует обращать на меры, направленные на
ограничение доступа лиц, не имеющих на то разрешение, к судну, службам и
грузам.
Судоходные
компании должны уведомлять таможенные власти о случаях обнаружения сотрудниками
подозрительных упаковок или неоправданных грузов на судне или за его пределами.
Пока
таможенные власти уведомляются, подозрительные упаковки следует держать под
наблюдением.
Судоходная
компания должна быть готова направить предостережение судам и службам погрузки
с описанием внутренних санкций, применяемых к сотрудникам в подтвержденных
случаях оборота наркотиков или злоупотребления ими, с общей ссылкой на суровые
наказания, налагаемые компетентными властями во всем мире за правонарушения,
связанные с наркотическими средствами.
Судоходная
компания должна предоставлять таможенным властям информацию о стивидорных
компаниях, которые оказывают услуги ее судам в соответствующих портах, и
указывать компании, которые оказывают относящиеся к судам услуги.
Судоходная
компания должна, по возможности, принимать все необходимые меры
предосторожности при приеме новых сотрудников для работы на ее судах, с тем
чтобы убедиться, что никто из них не был осужден за оборот наркотических
средств или ранее не злоупотреблял наркотиками.
Судоходная
компания должна разрешать только уполномоченным сотрудникам с надлежащими
документами, удостоверяющими личность, обрабатывать оперативную информацию о
грузе или судне.
Судоходные
компании должны привлекать надлежащие таможенные власти к обучению своего
персонала определять случаи, когда исключения из обычной коммерческой практики
могут предполагать возможность правонарушения, связанного с наркотическими средствами.
Соответствующий
персонал судоходных компаний должен быть подготовлен в области распознавания
признаков того, что сотрудник, вероятно, совершает правонарушения, связанные с
наркотическими средствами, а также в области мер, которые следует принимать,
когда возникает подозрение.
Судоходная
компания должна предоставлять четко обозначенные и легкодоступные местные
пункты связи по всем вопросам, представляющим законный интерес для таможенных
властей (перечни грузов, резервирование пассажирских мест, грузовые маршруты,
информация о сотрудниках и т.д.).
Судоходные
компании должны уведомлять о содержании этих вопросов всех сотрудников или
агентов, участвующих в судовых или грузовых операциях на берегу и на судне, и
поручать им выполнять их в соответствии с политикой компании.
Судоходные
компании должны поощрять постоянный и открытый обмен информацией с таможенными
властями (см. приложение 2).