РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC.281(70)
(Принята 28 октября 2016 года)
ПОПРАВКИ
К РУКОВОДСТВУ 2014 ГОДА ПО МЕТОДУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТИВНОГО
КОЭФФИЦИЕНТА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ККЭЭ) ДЛЯ НОВЫХ СУДОВ (РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC.245(66)
С ПОПРАВКАМИ, ВНЕСЕННЫМИ РЕЗОЛЮЦИЕЙ MEPC.263(68))
КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 38 а) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря с судов и борьбе с ним,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что резолюцией МЕРС.203(62) он одобрил поправки к Приложению
к Протоколу 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению
загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (включение
правил обеспечения энергоэффективности судов в Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ),
ОТМЕЧАЯ, что вышеупомянутые поправки к Приложению VI к Конвенции
МАРПОЛ вступили в силу 1 января 2013 года,
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что правило 20 (Фактический конструктивный
коэффициент энергоэффективности (фактический ККЭЭ)) Приложения VI, с
поправками, к Конвенции МАРПОЛ требует, чтобы фактический ККЭЭ вычислялся с
учетом положений руководства, разработанного Организацией,
ОТМЕЧАЯ Руководство 2012 года по методу вычисления фактического
конструктивного коэффициента энергоэффективности (ККЭЭ) для новых судов,
принятое резолюцией MEPC.212(63),
и поправки к нему, принятые резолюцией MEPC.224(64),
ОТМЕЧАЯ ДАЛЕЕ, что резолюцией MEPC.245(66) Комитет принял Руководство
2014 года по методу вычисления фактического конструктивного коэффициента
энергоэффективности (ККЭЭ) для новых судов, а резолюцией MEPC.263(68) –
поправки к нему,
ПРИЗНАВАЯ, что вышеупомянутые поправки к Приложению VI к Конвенции
МАРПОЛ требуют принятия соответствующего руководства для обеспечения
планомерного и единообразного осуществления правил,
РАССМОТРЕВ на своей семидесятой сессии предложенные поправки к Руководству
2014 года по методу вычисления фактического конструктивного коэффициента
энергоэффективности (ККЭЭ) для новых судов с поправками:
1 ПРИНИМАЕТ поправки
к Руководству 2014 года по методу вычисления фактического конструктивного
коэффициента энергоэффективности (ККЭЭ) для новых судов с поправками,
изложенные в приложении к настоящей резолюции;
2 ПРЕДЛАГАЕТ
администрациям учитывать вышеупомянутые поправки при разработке и введении в
действие национального законодательства, которое обеспечивает вступление в силу
и выполнение положений, изложенных в правиле 20 Приложения VI к Конвенции
МАРПОЛ с поправками;
3 ПРОСИТ Стороны
Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ и другие правительства государств-членов
довести поправки до сведения собственников и операторов судов, судостроителей,
проектировщиков судов и любых других заинтересованных сторон;
4 ПОСТАНОВЛЯЕТ
проводить обзор настоящего Руководства с поправками в свете приобретенного при
его применении опыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОПРАВКИ
К РУКОВОДСТВУ 2014 ГОДА ПО МЕТОДУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО КОНСТРУКТИВНОГО
КОЭФФИЦИЕНТА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ККЭЭ) ДЛЯ НОВЫХ СУДОВ (РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC.245(66)
С ПОПРАВКАМИ, ВНЕСЕННЫМИ РЕЗОЛЮЦИЕЙ MEPC.263(68))
1 В Содержании
после 2.12.3 добавляется следующий текст:
«2.12.4 fc bulk carriers designed to carry
light cargoes; судов для перевозки древесной щепы»
2 Пункт .1
заменяется следующим:
«.1 CF
– безразмерный коэффициент преобразования расхода топлива, измеряемого в
граммах, в выбросы CO2, также измеряемые в граммах содержащегося в
них углерода. Подстрочные индексы ME(i) и AE(i)
относятся к главному(ым) и вспомогательному(ым) двигателю(ям) соответственно. CF
соответствует топливу, используемому при определении SFC, который
указывается в применимом протоколе испытания, включаемом в техническую
документацию, как она определена в пункте 1.3.15 Технического кодекса по NOX
(далее – «протокол испытания, включенный в техническую документацию по NOХ»).
CF принимает следующие значения:
Тип топлива |
Ссылка |
Низшая теплотворная способность (кДж/кг) |
Содержание углерода |
CF (т CO2/т топлива) |
1
Дизельное/газойль |
ИСО 8217, марки от
DMX до DMB |
42 700 |
0,8744 |
3,206 |
2
Легкое жидкое топливо (ЛЖТ) |
ИСО 8217, марки от
RMA до RMD |
41 200 |
0,8594 |
3,151 |
3
Тяжелое жидкое топливо (ТЖТ) |
ИСО 8217, марки от
RME до RMK |
40 200 |
0,8493 |
3,114 |
4
Сжиженный нефтяной газ (СНГ) |
Пропан |
46 300 |
0,8182 |
3,000 |
Бутан |
45 700 |
0,8264 |
3,030 |
|
5
Сжиженный природный газ (СПГ) |
|
48 000 |
0,7500 |
2,750 |
6
Метанол |
|
19 900 |
0,3750 |
1,375 |
7
Этанол |
|
26 800 |
0,5217 |
1,913 |
Если судно оборудовано двухтопливным главным или вспомогательным
двигателем, должен применяться коэффициент CF для газового
топлива и коэффициент CF для жидкого топлива, которые должны
быть умножены на величину удельного расхода каждого вида судового топлива в
точке нагрузки, соответствующей той, которая используется для расчета ККЭЭ.
Кроме того, должно быть указано, является ли газовое топливо «основным
топливом», что определяется с помощью приведенной ниже формулы:
где:
fDFgas – коэффициент наличия газового топлива,
скорректированный на отношение мощности газовых двигателей к суммарной мощности
двигателей; fDFgas не должен быть больше 1;
Vgas – общая чистая вместимость емкостей для газового топлива на судне
в м3. Если используются другие устройства, такие как сменные
(специальные) танк-контейнеры для СПГ, и/или иные устройства, допускающие
частую дозаправку газовым топливом, в качестве Vgas должна
использоваться вместимость всей топливной системы СПГ. Объем образования
отпарного газа (BOR) в танках для газообразного груза может быть рассчитан и
включен в Vgas, если эти танки подсоединены к системе питания
газовым топливом (СПГТ);
Vliquid – общая чистая вместимость имеющихся на судне танков для жидкого
топлива, постоянно подсоединенных к топливной системе судна, в м3.
Если какой-либо танк отсоединен от системы с помощью постоянно закрытых
отсечных клапанов, Vliquid такого танка может не учитываться;
ρgas –
плотность газового топлива в кг/м3;
ρliquid – плотность
каждого вида жидкого топлива в кг/м3;
LCVgas
– низшая теплотворная способность газового топлива в кДж/кг;
LCVliquid
– низшая теплотворная способность жидкого топлива в кДж/кг;
Kgas
– степень заполнения танков для газового топлива;
Kliquid
– степень заполнения танков для жидкого топлива;
Ptotal – суммарная установленная
мощность двигателей, PME и PAE, в кВт;
Pgasfuel – установленная
мощность двухтопливных двигателей, PME и PAE, в
кВт;
.1 Если общая
вместимость емкостей для газового топлива составляет по меньшей мере 50% объема
топливных емкостей, предназначенных для питания двухтопливных двигателей, т. е.
fDFgas ≥ 0,5, газовое топливо считается «основным топливом»,
при этом fDFgas = 1 и fDFliquid = 0 для каждого
двухтопливного двигателя.
.2 Если fDFgas
< 0,5, газовое топливо не считается «основным топливом». При вычислении ККЭЭ
значения CF и SFC для каждого двухтопливного двигателя (как
главного, так и вспомогательного) должны рассчитываться как средневзвешенное
значений CF и SFC для режимов работы на жидком и газовом топливе с
учетом fDFgas и fDFliquid, в связи с чем выражение PME(i)·CFME(i)·SFCME(i)
в формуле расчета ККЭЭ заменяется следующим:
PME(i)·(fDFgas(i)·(CFME
pilot fuel(i) ·SFCME pilot fuel(i) + CFME gas(i) ·SFCME
gas(i)) +
fDFliquid(i)·CFME
liquid(i) SFCME liquid(i))»
3 В конце
существующего пункта 2.7.1 добавляются следующие предложения:
«Референтные значения низшей теплотворной
способности дополнительных видов топлива приведены в таблице, содержащейся в
пункте 2.1 настоящего Руководства. Для расчета следует использовать референтное
значение низшей теплотворной способности, соответствующее коэффициенту
преобразования конкретного топлива».
4 После
существующего пункта 2.12.3 добавляется следующий новый пункт 2.12.4:
«.4 К навалочным
судам, у которых R составляет менее 0,55 (например, к судам для
перевозки древесной щепы), применяется следующий поправочный коэффициент на
объемную вместимость (fc) навалочных судов, предназначенных для перевозки
легких грузов:
fc bulk carriers
designed to carry light cargoes = R -0.15,
где R – показатель грузовместимости судна, представляющий
собой дедвейт (в тоннах), как он определен в пункте 2.4, деленный на общую
объемную вместимость грузовых трюмов судна (м3)».
5 Дополнение 4
заменяется следующим:
«ДОПОЛНЕНИЕ 4
ПРИМЕРЫ
ВЫЧИСЛЕНИЯ ККЭЭ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДВУХТОПЛИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Пример 1: Стандартное судно Kamsarmax, один главный двигатель
(СДТ), стандартные вспомогательные двигатели (СДТ), валогенератор отсутствует:
№ п/п |
Параметр |
Формула или источник |
Единица измерения |
Значение |
1 |
MCRME
|
Мощность
MCR главного двигателя |
кВт
|
9930 |
2 |
Грузовмести- мость
|
Дедвейт
судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию |
DWT
|
81200 |
3 |
Vref
|
Скорость
судна, как она определена в правиле по ККЭЭ |
узел
|
14 |
4 |
PME
|
0,75
x MCRME |
кВт
|
7447,5 |
5 |
PAE
|
0,05
x MCRME |
кВт
|
496,5 |
6 |
CFME
|
Коэффициент
CF главного двигателя, использующего СДТ |
- |
3,206 |
7 |
CFAE
|
Коэффициент
CF вспомогательного двигателя, использующего СДТ |
- |
3,206 |
8 |
SFCME
|
Удельный
расход топлива при PME |
г/кВт·ч
|
165 |
9 |
SFCAE
|
Удельный
расход топлива при PAE |
г/кВт·ч
|
210 |
10
|
ККЭЭ
|
((PMExCF
ME x SFCME)+(PAE x CFAE
x SFCAE)) / (vref
x Грузовместимость) |
гCO2/т•морские
мили
|
3,76 |
Пример 2: СПГ рассматривается как «основное топливо», если
двухтопливный главный двигатель и двухтопливный вспомогательный двигатель (СПГ,
запальное топливо – СДТ, валогенератор отсутствует) подсоединены к танкам для
СПГ большей емкости.
№ п/п |
Параметр |
Формула или источник |
Единица измерения |
Значение |
1 |
MCRME |
Мощность MCR
главного двигателя |
кВт
|
9930 |
2 |
Грузовмести- мость |
Дедвейт судна при
осадке по летнюю грузовую ватерлинию |
DWT
|
81200 |
3 |
Vref |
Скорость судна, как
она определена в правиле по ККЭЭ |
узел
|
14 |
4 |
PME |
0,75 x MCRME
|
кВт
|
7447,5 |
5 |
PAE |
0,05 x MCRME
|
кВт
|
496,5 |
6 |
CFPilotfuel |
Коэффициент CF
запального топлива двухтопливного ГД, использующего СДТ |
- |
3,206 |
7 |
CFAE
Plilotfuel |
Коэффициент CF
запального топлива вспомогательного двигателя, использующего СДТ |
- |
3,206 |
8 |
CFLNG |
Коэффициент CF
двухтопливного двигателя, использующего СПГ |
- |
2,75 |
9 |
SFCMEPilotfuel
|
Удельный расход
запального топлива двухтопливного ГД при PME |
г/кВт•ч
|
6 |
10 |
SFCAE
Pilotfuel |
Удельный расход
запального топлива двухтопливного ВД при PAE |
г/кВт•ч |
7 |
11 |
SFCME LNG
|
Удельный расход
топлива ГД, использующего СПГ, при PME |
г/кВт•ч |
136 |
12 |
SFCAE LNG
|
Удельный расход
топлива ВД, использующего СПГ, при PAE |
г/кВт•ч |
160 |
13 |
VLNG |
Вместимость
имеющихся на борту танков для СПГ |
м3 |
3100 |
14 |
VHFO |
Вместимость
имеющихся на борту танков для тяжелого жидкого топлива |
м3 |
1200 |
15 |
VMDO |
Вместимость
имеющихся на борту танков для судового дизельного топлива |
м3 |
400 |
16 |
ρLNG |
Плотность СПГ |
кг/м3 |
450 |
17 |
ρHFO |
Плотность тяжелого
жидкого топлива |
кг/м3 |
991 |
18 |
ρMDO |
Плотность судового
дизельного топлива |
кг/м3 |
900 |
19 |
LCVLNG |
Низшая теплотворная
способность СПГ |
кДж/кг |
48000 |
20 |
LCVHFO |
Низшая теплотворная
способность тяжелого жидкого топлива |
кДж/кг |
40200 |
21 |
LCVMDO |
Низшая теплотворная
способность судового дизельного топлива |
кДж/кг |
42700 |
22 |
KLNG |
Степень заполнения
танка для СПГ |
- |
0,95 |
23 |
KHFO |
Степень заполнения
танка для тяжелого топлива |
- |
0,98 |
24 |
KMDO |
Степень заполнения
танка для судового дизельного топлива |
- |
0,98 |
25 |
fDFgas |
|
- |
0,5068 |
26 |
ККЭЭ |
(PME x
(CF Pilotfuel x SFCME Pilotfuel + CF LNG x
SFCME LNG) + PAE
x (CF Pilotfuel x SFCAE Pilotfuel
+ CF LNG x SFCAE LNG)) / (Vref
x Грузовместимость) |
гCO2/т• морские мили |
2,78 |
Пример 3: СПГ не рассматривается как «основное топливо», если
двухтопливный главный двигатель и двухтопливный вспомогательный двигатель (СПГ,
запальное топливо – СДТ, валогенератор отсутствует) подсоединены к танкам для
СПГ меньшей емкости.
№ п/п |
Параметр |
Формула или источник |
Единица измерения |
Значение |
1 |
MCRME
|
Мощность
MCR главного двигателя |
кВт
|
9930 |
2 |
Грузовмес- тимость
|
Дедвейт
судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию |
DWT
|
81200 |
3 |
Vref
|
Скорость
судна, как она определена в правиле по ККЭЭ |
узел
|
14 |
4 |
PME
|
0,75
x MCRME |
кВт
|
7447,5 |
5 |
PAE
|
0,05
x MCRME |
кВт
|
496,5 |
6 |
CFPilotfuel
|
Коэффициент
CF запального топлива для двухтопливного ГД, использующего СДТ |
- |
3,206 |
7 |
CFAE
Plilotfuel |
Коэффициент CF запального топлива для
вспомогательного двигателя, использующего СДТ |
- |
3,206 |
8 |
CFLNG
|
Коэффициент
CF двухтопливного двигателя, использующего СПГ |
- |
2,75 |
9 |
CFMDO
|
Коэффициент
CF двухтопливного двигателя (ГД/ВД), использующего СДТ |
- |
3,206 |
10 |
SFCMEPilotfuel
|
Удельный расход запального топлива двухтопливного ГД
при PME |
г/кВт•ч
|
6 |
11 |
SFCAE
Pilotfuel |
Удельный
расход запального топлива двухтопливного ВД при PAE |
г/кВт•ч
|
7 |
12 |
SFCME
LNG |
Удельный
расход топлива ГД, использующего СПГ, при PME |
г/кВт•ч
|
136 |
13 |
SFCAE
LNG |
Удельный
расход топлива ВД, использующего СПГ, при PAE |
г/кВт•ч
|
160 |
14 |
SFCME
MDO |
Удельный
расход топлива двухтопливного ГД, использующего СДТ, при PME |
г/кВт•ч
|
165 |
15 |
SFCAE
MDO |
Удельный
расход топлива двухтопливного ВД, использующего СДТ, при PAE |
г/кВт•ч
|
187 |
16 |
VLNG
|
Вместимость
имеющихся на борту танков для СПГ |
м3
|
600 |
17 |
VHFO
|
Вместимость
имеющихся на борту танков для тяжелого жидкого топлива |
м3
|
1800 |
18 |
VMDO
|
Вместимость
имеющихся на борту танков для судового дизельного топлива |
м3
|
400 |
19 |
ρLNG |
Плотность
СПГ |
кг/м3
|
450 |
20 |
ρHFO |
Плотность
тяжелого жидкого топлива |
кг/м3
|
991 |
21 |
ρMDO |
Плотность
судового дизельного топлива |
кг/м3
|
900 |
22 |
LCVLNG
|
Низшая
теплотворная способность СПГ |
кДж/кг
|
48000 |
24 |
LCVHFO
|
Низшая
теплотворная способность тяжелого жидкого топлива |
кДж/кг
|
40200 |
25 |
LCVMDO
|
Низшая
теплотворная способность судового дизельного топлива |
кДж/кг
|
42700 |
26 |
KLNG
|
Степень
заполнения танка для СПГ |
- |
0,95 |
27 |
KHFO
|
Степень
заполнения танка для тяжелого топлива |
- |
0,98 |
28 |
KMDO
|
Степень
заполнения танка для судового дизельного топлива |
- |
0,98 |
29 |
fDFgas
|
|
- |
0,1261 |
30 |
fDFliquid
|
1-
fDFgas |
- |
0,8739 |
31 |
ККЭЭ
|
(PME
x (fDFgas x (CF Pilotfuel x SFCME
Pilotfuel + CF LNG x SFCME
LNG) + fDFliquid xCFMDO x
SFCME MDO) + PAE x (fDFgas
x (CFAE Pilotfuel x SFCAE Pilotfuel + CF
LNG x SFCAE LNG) + fDFliquid
xCFMDO x SFCAE MDO)) / (vref
x Capacity) |
гCO2/т• морские
мили
|
3,61 |
Пример 4: Один двухтопливный главный двигатель (СПГ, запальное
топливо – СДТ), один главный двигатель (СДТ) и двухтопливный вспомогательный
двигатель (СПГ, запальное топливо – СДТ, валогенератор отсутствует); СПГ может
рассматриваться как «основное топливо» только для двухтопливного главного
двигателя.
№ п/п |
Параметр |
Формула или источник |
Единица измерения |
Значение |
1 |
MCRMEMDO
|
Мощность MCR
главного двигателя, использующего только СДТ |
кВт
|
5000 |
2 |
MCRMELNG
|
Мощность
MCR главного двигателя, использующего двойное топливо |
кВт
|
4000 |
3 |
Грузовмес- тимость
|
Дедвейт
судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию |
DWT
|
81200 |
4 |
Vref
|
Скорость
судна |
узел
|
14 |
5 |
PMEMDO
|
0,75
x MCRMEMDO |
кВт
|
3750 |
6 |
PMELNG
|
0,75
x MCRMELNG |
кВт
|
3000 |
7 |
PAE
|
0,05
x (MCRMEMDO + MCRMELNG) |
кВт
|
450 |
8 |
CFPilotfuel
|
Коэффициент
CF запального топлива двухтопливного ГД, использующего СДТ |
- |
3,206 |
9 |
CFAE
Plilotfuel |
Коэффициент
CF запального топлива вспомогательного двигателя, использующего
СДТ |
- |
3,206 |
10
|
CFLNG
|
Коэффициент
CF двухтопливного двигателя, использующего СПГ |
- |
2,75 |
11
|
CFMDO
|
Коэффициент
CF двухтопливного двигателя (ГД/ВД), использующего СДТ |
- |
3,206 |
12
|
SFCMEPilotfuel |
Удельный
расход запального топлива двухтопливного ГД при PME |
г/кВт•ч
|
6 |
13
|
SFCAE Pilotfuel |
Удельный
расход запального топлива двухтопливного ВД при PAE |
г/кВт•ч
|
7 |
14
|
SFCDF
LNG |
Удельный
расход топлива двухтопливного ГД, использующего СПГ, при PME |
г/кВт•ч
|
158 |