РЕЗОЛЮЦИЯ MEPC. 231(65)
Принята 17 мая 2013 года
РУКОВОДСТВО
2013 ГОДА ПО РАСЧЕТУ БАЗОВЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С КОНСТРУКТИВНЫМ
КОЭФФИЦИЕНТОМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ККЭЭ)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 38 a) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды (Комитет),
возложенных на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения
моря и борьбе с ним,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на то, что на своей шестьдесят второй сессии Комитет
резолюцией MEPC.203(62)
одобрил поправки к Приложению к Протоколу 1997 года об изменении Международной
конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной
Протоколом 1978 года к ней (включение правил по энергоэффективности для судов в
Приложение VI
к Конвенции МАРПОЛ),
ОТМЕЧАЯ, что правило 21 (требуемый ККЭЭ) Приложения VI с
поправками к Конвенции МАРПОЛ требует, чтобы базовые линии были установлены для
каждого типа судна, в отношении которого применяется правило 21,
ОТМЕЧАЯ ТАКЖЕ, что Руководство по расчету базовых линий для
использования с конструктивным коэффициентом энергоэффективности (ККЭЭ) было
принято на его шестьдесят третьей сессии,
РАССМОТРЕВ на своей шестьдесят пятой сессии проект поправок к
Руководству по расчету базовых линий для использования с конструктивным
коэффициентом энергоэффективности (ККЭЭ) для расширения сферы применения ККЭЭ с
включением в нее судов для перевозки СПГ, грузовых судов ро-ро (судов для
перевозки транспортных средств), грузовых судов ро-ро и пассажирских судов
ро-ро,
1 ПРИНИМАЕТ Руководство
2013 года по расчету базовых линий для использования с конструктивным
коэффициентом энергоэффективности (ККЭЭ), изложенное в приложении к настоящей
резолюции;
2 ПОСТАНОВЛЯЕТ
проводить обзор настоящего Руководства в свете приобретенного опыта; и
3 ОТМЕНЯЕТ
Руководство по расчету базовых линий для использования с конструктивным
коэффициентом энергоэффективности (ККЭЭ), принятое резолюцией MEPC.215(63), с
настоящей даты.
РУКОВОДСТВО
2013 ГОДА ПО РАСЧЕТУ БАЗОВЫХ ЛИНИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С КОНСТРУКТИВНЫМ
КОЭФФИЦИЕНТОМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (ККЭЭ)
1 Базовые линии
устанавливаются для каждого типа судна, в отношении которого применяется
правило 21 (требуемый ККЭЭ) Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ. Цель ККЭЭ
заключается в обеспечении справедливой основы для сравнения, стимулирования
разработки более эффективных судов в целом и установления минимальной
эффективности новых судов в зависимости от типа и размеров судна. Исходя из
этого, базовые линии для каждого типа судна рассчитываются прозрачным и
обеспечивающим достоверность образом.
2 Типы судов
определены в правиле 2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ. Базовая линия для
каждого типа судна используется с целью установления требуемого ККЭЭ, как он
определен в правиле 21 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ.
3 Настоящее
руководство применяется к следующим типам судов: навалочное судно, газовоз,
танкер, контейнеровоз, судно для перевозки генеральных грузов, рефрижераторное
судно, комбинированное судно, грузовое судно ро-ро, грузовое судно ро-ро (для
перевозки транспортных средств), пассажирское судно ро-ро и судно для перевозки
СПГ. Отмечается, что метод расчета базовых линий не установлен для пассажирских
судов, за исключением круизных пассажирских судов с нетрадиционными гребными
установками.
Определение базовой линии
4 Базовая линия
определяется как кривая, представляющая среднее значение показателя, основанное
на множестве отдельных значений показателей для определенной группы судов.
5 Одна базовая линия
разрабатывается для каждого типа судна, в отношении которого применяется
правило 21 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ, обеспечивая включение в расчет
каждой базовой линии только данных по сравнимым судам.
6 Величина базовой
линии формулируется как Величина базовой линии = a (100% дедвейта) -c,
где «а» и «с» – параметры, определяемые путем подбора кривой регрессии.
7 Исходные данные
для расчета базовых линий фильтруются путем процесса, при котором данные,
отклоняющиеся от линии регрессии более чем на два среднеквадратических
отклонения, не учитываются. Затем регрессия применяется вновь для получения
скорректированной базовой линии. С целью документирования неучитываемые данные
указываются вместе с номером ИМО судна.
Источники данных
8 База данных Службы
обработки информации «Фэрплей» (СОИФ) выбирается в качестве стандартной базы
данных, предоставляющей основные исходные данные для расчета базовых линий. С
целью расчетов базовых линий для использования с ККЭЭ определенная версия базы
данных помещается в архив по согласованию между Секретариатом и СОИФ.
9 С целью расчета
базовых линий используются данные, относящиеся к существующим судам валовой
вместимостью 400 и более, из базы данных СОИФ, которые переданы в период с 1
января 1999 года по 1 января 2009 года. Для грузовых судов ро-ро и пассажирских
судов ро-ро используются данные, относящиеся к существующим судам валовой
вместимостью 400 и более, из базы данных СОИФ, которые переданы в период с 1
января 1998 года по 1 января 2010 года.
10 При расчете базовых
линий используются следующие данные из базы данных СОИФ по судам с обычными
гребными установками:
.1 данные о
грузовместимости судов используются как грузовместимость для каждого типа
судна, как определено резолюцией MEPC.212(63);
.2 данные об
эксплуатационной скорости судов используются как расчетная скорость Vref;
и
.3 данные об общей установленной основной мощности судов используются
как MCRME(i).
11 Для определенных
судов некоторые поля данных могут быть незаполненными или содержать нуль (0) в
базе данных. Ряды данных с незаполненными полями данных о мощности,
грузовместимости и/или скорости не должны использоваться при расчетах базовых
линий. С целью последующих ссылок исключенные из расчетов суда должны
фиксироваться с указанием их номера ИМО.
12 Для обеспечения
единообразного толкования в дополнении к настоящему руководству указано, каким
образом типы судов, определенные в правиле 2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ,
соотносятся с типами судов, содержащимися в базе данных СОИФ и обозначенными
так называемыми статистическими кодами.
В таблице 1 дополнения 1 перечислены типы судов из СОИФ, используемые
для расчета базовых линий. В таблице 2 перечислены типы судов из СОИФ, не
используемые при расчете базовых линий.
Расчет базовых линий
13 Для расчета базовой
линии расчетное значение показателя для каждого судна, входящего в группу судов
определенного типа, вычисляется с использованием следующих исходных посылок:
.1 коэффициент
выбросов углерода является постоянным для всех двигателей, т.е. CF,ME
= CF,AE = CF = 3,1144 г CO2/г топлива;
.2 удельный расход
топлива для всех типов судов является постоянным для всех главных двигателей,
т.е. SFCME = 190 г/кВт•ч;
.3 PME(i)
составляет 75% общей установленной основной мощности (MCRME(i));
.4 удельный расход
топлива для всех типов судов является постоянным для всех вспомогательных
двигателей, т.е. SFCAE = 215 г/кВт•ч;
.5 PAE
является вспомогательной мощностью и рассчитывается в соответствии с пунктами
2.5.6.1 и 2.5.6.2 приложения к резолюции MEPC.212(63);
.6 для пассажирских
судов ро-ро PAE рассчитывается следующим образом:
PAE = 0,86 • GT 0,732
.7 поправочные
коэффициенты, за исключением fjRoRo и fcRoPax, не
используются; и
.8 из расчета базовой
линии исключены инновационная механическая энергоэффективная технология,
двигатели на валу и другие инновационные энергоэффективные технологии, т.е. PAEeff =
0, PPTI = 0, Peff = 0.
14 Уравнение для вычисления расчетного значения показателя для
каждого судна (за исключением контейнеровозов и грузовых судов ро-ро (судов для
перевозки транспортных средств) – см. пункт 15):
15 Для контейнеровозов
70 процентов дедвейта (70% двт) используется как грузовместимость при
вычислении расчетного значения показателя для каждого такого судна следующим
образом:
16 Для грузовых судов
ро-ро (для перевозки транспортных средств) используется следующее уравнение:
17 Для грузовых судов
ро-ро расчетное значение показателя для каждого конкретного судна вычисляется
следующим образом:
18 Для пассажирских
судов ро-ро расчетное значение показателя для каждого конкретного судна
вычисляется следующим образом:
19 Для судов для
перевозки СПГ используется уравнение, приведенное в дополнении 2.
Расчет параметров «а» и «с»
базовой линии
20 Для всех типов
судов, в отношении которых применяется настоящее руководство, параметры «а» и
«с» определяются на основании регрессионного анализа, который выполняется путем
составления графика зависимости вычисленных расчетных заданных значений от 100
процентов дедвейта (100% двт).
21 Для пассажирских
судов ро-ро параметры «а» и «с» определяются на основании регрессионного анализа,
который выполняется путем составления графика зависимости вычисленных расчетных
значений показателя от скорректированного дедвейта (двт) для судов, в отношении
которых применяется поправочный коэффициент на грузовместимость fcRoPax,
и от 100 процентов дедвейта (100% двт) для судов, в отношении которых
поправочный коэффициент на грузовместимость не применяется.
Документация
22 В целях обеспечения
прозрачности суда, используемые при расчете базовых линий, должны указываться с
их номерами ИМО, а также с числителем и знаменателем формулы расчета значения
показателя, как изложено в пунктах 14–19. Внесение в документацию
агрегированных значений защищает исходные данные от прямого доступа, но дает
достаточно информации для возможной проверки в будущем.
***
Дополнение
1
1 Для обеспечения
единообразного толкования типы судов, определенные в правиле 2 Приложения VI к
Конвенции МАРПОЛ, сравниваются с типами судов, приведенными в базе данных СОИФ.
2 Система кодов
статистики СОИФ дает несколько следующих уровней определения:
.1 Наивысший уровень:
A Грузовое судно
B Рабочее судно
W Неморские торговые
суда
X Неторговые суда
Y Несамоходные суда
Z Сооружения, не
являющиеся судами
Для целей ККЭЭ необходимо рассматривать только группу «А – грузовое
судно». См. графическое изображение
ниже.
.2 Следующий уровень включает:
A1 Танкеры
A2 Навалочные суда
A3 Сухогрузные/пассажирские
суда
До уровня пять
имеются дополнительные разграничения, например «A31A2GX – судно для перевозки
генеральных грузов», и каждая категория описывается.
Полный перечень
прилагается.
3 Типы судов по статистическому коду 5
СОИФ (Statcode5v1075), используемые для расчета базовых линий для следующих
типов судов: навалочное судно, газовоз, танкер, контейнеровоз, судно для
перевозки генеральных грузов, рефрижераторное судно и комбинированное судно,
приведены в таблице 1. Типы судов согласно базе данных СОИФ, не используемые
при расчете базовых линий для конкретных типов судов, приведены в таблице 2,
например суда, построенные для плавания в Великих Озерах, и десантные катера.
Таблица 1. Типы судов из
базы данных СОИФ, включенные в расчет базовых линий для использования с ККЭЭ
.1 Навалочное судно |
Навалочный груз |
A21A2BC |
Навалочное судно |
Однопалубное грузовое
судно с расположением бортовых подпалубных балластных танков для перевозки
навалочного груза однородного характера. |
|
Навалочный груз |
A21B2BO |
Рудовоз |
Однопалубное
грузовое судно, оборудованное двумя продольными переборками. Руда перевозится
только в центральных трюмах. |
||
Саморазгружаемый
навалочный груз |
A23A2BD |
Судно для перевозки
навалочных грузов, саморазгружающееся |
Навалочное судно,
оборудованное трюмами с саморазравниванием груза, ленточным конвейером (или
подобной системой) и грузовой стрелой, которая может выгружать груз у борта
или на берег без помощи какого-либо внешнего оборудования. |
||
Другой навалочный груз |
A24A2BT |
Цементовоз |
Однопалубное
грузовое судно, оборудованное осушительными системами для перевозки цемента
насыпью. Люков на верхней палубе нет. Может быть саморазгружающимся. |
||
A24B2BW |
Судно для перевозки
древесной щепы, саморазгружающееся |
Однопалубное
грузовое судно с высоким надводным бортом для перевозки древесной щепы. Может быть
саморазгружающимся. |
|||
A24C2BU |
Судно для перевозки
мочевины |
Однопалубное
грузовое судно для перевозки мочевины навалом. Может быть саморазгружающимся. |
|||
A24D2BA |
Судно для перевозки
мелких сыпучих грузов |
Однопалубное
грузовое судно для перевозки мелких сыпучих грузов насыпью. Также известно
как судно для перевозки песка. Может быть саморазгружающимся. |
|||
A24E2BL |
Судно для перевозки
известняка |
Однопалубное
грузовое судно для перевозки известняка навалом. Люков на верхней палубе нет.
Может быть
саморазгружающимся. |
|||
.2 Газовоз |
Сжиженный газ |
A11A2TN |
Танкер для
перевозки СПГ |
Танкер для
перевозки наливом сжиженного природного газа (главным образом метана) во
вкладных изолированных танках. Сжижение достигается при температурах вплоть
до -163 градусов Цельсия. |
|
A11B2TG |
Танкер для перевозки
СНГ |
Танкер для
перевозки наливом сжиженного нефтяного газа в изолированных танках, которые
могут быть вкладными или встроенными. Для сжижения груз подвергается давлению
(малые суда), охлаждению (крупные суда), либо тому и другому («под частичным
давлением»). |
|||
A11C2LC |
Танкер для
перевозки CO2 |
Танкер для
перевозки наливом сжиженного углекислого газа. |
|||
A11A2TQ |
Танкер для
перевозки КПГ |
Танкер для
перевозки наливом компримированного природного газа. Груз остается в
газообразном состоянии, но сильно сжат. |
|||
.3 Танкер |
Химические вещества
|
A12A2LP |
Танкер для
перевозки расплавленной серы |
Танкер для
перевозки наливом расплавленной серы в изолированных танках при высокой
температуре. |
|
A12A2TC |
Танкер-химовоз |
Танкер для
перевозки наливом химических грузов, смазочных масел, растительных/ животных
масел и других химических веществ, как они определены в Международном кодексе
по химовозам. Танки покрыты пригодными материалами, являющимися инертными для
груза. |
|||
A12B2TR |
Танкер-химовоз/
продуктовоз |
Танкер-химовоз,
также способный перевозить светлые нефтепродукты. |
|||
A12C2LW |
Танкер для
перевозки вина |
Грузовое судно,
спроектированное для перевозки вина наливом в танках. Танки изготовлены из
нержавеющей стали или снабжены покрытием. Новые суда будут классифицироваться
как химовозы. |
|||
A12D2LV |
Танкер для
перевозки растительного масла |
Грузовое судно,
спроектированное для перевозки растительного масла наливом в танках. Танки
изготовлены из нержавеющей стали или снабжены покрытием. Новые суда будут
классифицироваться как химовозы. |
|||
A12E2LE |
Танкер для
перевозки пищевого масла |
Грузовое судно,
спроектированное для перевозки пищевого масла наливом в танках. Танки
изготовлены из нержавеющей стали или снабжены покрытием. Новые суда будут
классифицироваться как химовозы. |
|||
A12F2LB |
Танкер для
перевозки пива |
Танкер для
перевозки пива наливом. |
|||
A12G2LT |
Танкер для
перевозки каучука |
Танкер для
перевозки каучука навалом. |
|||
A12H2LJ |
Танкер для
перевозки фруктового сока |
Танкер для
перевозки концентратов фруктовых соков наливом в изолированных танках. |
|||
Нефть |
A13A2TV |
Танкер для
перевозки сырой нефти |
Танкер для
перевозки сырой нефти наливом. |
||
A13A2TW |
Танкер для
перевозки сырой нефти/нефтепродуктов |
Танкер для
перевозки сырой нефти наливом, а также для перевозки очищенных
нефтепродуктов. |
|||
A13B2TP |
Нефтепродуктовый
танкер |
Танкер для
перевозки наливом очищенных нефтепродуктов, светлых или темных. |
|||
A13B2TU |
Танкер (точно не
определенный) |
Танкер, груз
которого точно не определен. |
|||
A13C2LA |
Танкер для
перевозки асфальта/ битума |
Танкер для
перевозки асфальта/битума навалом при температурах от 150 до 200 градусов
Цельсия. |
|||
A13E2LD |
Танкер для
перевозки смеси угля/ нефти |
Танкер для
перевозки наливом груза угля и нефти, смешанного в качестве жидкости и
содержащегося при высоких температурах. |
|||
Другие жидкости |
A14A2LO |
Водоналивной танкер
|
Танкер для
перевозки воды наливом. |
||
A14F2LM |
Танкер для
перевозки мелассы |
Танкер для
перевозки мелассы наливом. |
|||
A14G2LG |
Танкер для
перевозки клея |
Танкер для
перевозки клея наливом. |
|||
A14H2LH |
Танкер для
перевозки спирта |
Танкер для
перевозки спирта наливом. |
|||
A14N2LL |
Танкер для
перевозки капролактама |
Танкер для
перевозки наливом капролактама – химического вещества, используемого в
промышленности пластмасс для производства полиамидов. |
|||
Химические вещества
|
A12A2TL |
Парцельный танкер |
Танкер-химовоз с
несколькими изолированными грузовыми танками для перевозки различных видов
химических веществ, как они определены в Международном кодексе по химовозам.
Обычно на таких танкерах может иметься от 10 до 60 различных танков. |
||
.4 Контейнеровоз |
Контейнер |
A33A2CC |
Контейнеровоз
(полностью ячеистого типа) |
Однопалубное
грузовое судно с прямоугольными трюмами, оборудованными стационарными
ячеистыми средствами крепления для перевозки контейнеров. |
|