Руководство заменено резолюцией MEPC.289(71)
Резолюция
МЕРС.162(56)
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ РИСКА СОГЛАСНО ПРАВИЛУ А-4 КОНВЕНЦИИ УБВ (Р7)
(Принята 13 июля 2007 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38 а) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды, возложенных
на него международными конвенциями по предотвращению загрязнения моря и борьбе
с ним,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на то, что Международная конференция по управлению балластными водами для
судов, состоявшаяся в феврале 2004 года, приняла Международную конвенцию о контроле
судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (Конвенция об
управлении балластными водами), а также четыре резолюции Конференции,
ОТМЕЧАЯ,
что правило А-2
Конвенции об управлении балластными водами требует, чтобы сброс балластных вод
осуществлялся только посредством управления балластными водами в соответствии с
положениями Приложения к Конвенции,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ, что правило А-4
Конвенции устанавливает, что Сторона или Стороны в водах, находящихся под их
юрисдикцией, могут предоставить изъятия из любых требований применять правило
В-3 или С-1 в дополнение к изъятиям, содержащимся где-либо в Конвенции, но лишь
тогда, когда они, среди прочего, предоставляются в соответствии с Руководством
по оценке риска, разработанным Организацией,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ, что в своей резолюции 1 Международная конференция по управлению
балластными водами для судов предложила Организации в срочном порядке
разработать руководства с целью единообразного применения Конвенции,
РАССМОТРЕВ
на своей пятьдесят шестой сессии проект Руководства по оценке риска согласно
правилу А-4
Конвенции УБВ (Р7), разработанный Рабочей группой по балластным водам, и
рекомендацию, сделанную Подкомитетом по перевозке жидкостей и газов наливом на
его одиннадцатой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Руководство по оценке риска согласно правилу А-4 Конвенции УБВ (Р7),
изложенное в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам начать применение Руководства как можно скорее или
тогда, когда Конвенция станет применяться к ним; и
3.
ПОСТАНОВЛЯЕТ держать Руководство в поле зрения.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ РИСКА СОГЛАСНО ПРАВИЛУ А-4 КОНВЕНЦИИ УБВ (Р7)
1.1
Целью настоящего Руководства является оказание помощи Сторонам в обеспечении
того, чтобы положения правила А-4
Конвенции применялись согласованным образом и базировались на научно
обоснованной оценке риска, которая обеспечивает выполнение общих и конкретных
обязательств Стороны Конвенции.
1.2
Дополнительная цель заключается в гарантировании затронутым государствам того,
что предоставленные Стороной изъятия соответствуют обязательствам согласно
правилу А-4.3.
1.3
В Руководстве кратко охарактеризованы три метода оценки риска, которые позволят
Сторонам выявить неприемлемые сценарии высокого риска и приемлемые сценарии
малого риска, а также содержатся рекомендации для Сторон относительно процедур
предоставления и отмены изъятий в соответствии с правилом А-4.
2.1
Правило А-4
Конвенции устанавливает, что Сторона или Стороны в водах, находящихся под их
юрисдикцией, могут предоставить изъятия из любых требований применять правило В-3 или С-1 в дополнение к
изъятиям, содержащимся где-либо в Конвенции, но лишь тогда, когда они:
.1
предоставляются судну или судам, выполняющим рейс или рейсы между конкретными
портами или местами, или судну, которое эксплуатируется исключительно между
конкретными портами или местами;
.2 действуют в
течение не более пяти лет при условии проведения промежуточного обзора;
.3
предоставляются судам, которые не смешивают балластные воды или осадки в
районах, иных чем между портами или местами, указанными в пункте 2.1.1; и
.4
предоставляются в соответствии с Руководством, разработанным Организацией.
2.2
Настоящее Руководство содержит рекомендации и информацию, касающиеся принципов
и методов оценки риска, потребностей в данных, рекомендации о применении
методов оценки риска, процедурах предоставления изъятий, процессах консультации
и связи, информацию относительно обзора изъятий и рекомендации, касающиеся
технической помощи, сотрудничества и регионального сотрудничества.
2.3
Настоящее Руководство содержит также рекомендации, касающиеся роли Организации,
отрасли судоходства, государств порта и других государств, которые могут быть
затронуты предоставлением изъятия в соответствии с правилом А-4 Конвенции.
2.4
Научно обоснованная оценка риска поддерживает процесс предоставления Сторонами
изъятий согласно правилу А-4
Конвенции. Оценка должна быть достаточно надежной, чтобы проводить различие
между неприемлемыми сценариями высокого риска и приемлемыми сценариями малого
риска, при которых маловероятно, что сброс балластных вод, не отвечающий
правилам В-3 и С-1, ухудшит окружающую
среду, здоровье человека, имущество или ресурсы Стороны, предоставившей
изъятие, и прилегающих или других государств либо причинит им ущерб.
2.5
Оценки риска должны основываться на наилучшей имеющейся в распоряжении научной
информации.
2.6
Руководство следует держать в поле зрения, с тем чтобы учесть опыт,
приобретенный во время его применения, а также любые научные и технические
знания.
3.1
Настоящее Руководство применяется к Сторонам, предоставляющим изъятия для судов
согласно правилу А-4
Конвенции.
3.2
Собственникам или операторам судов, которые стремятся получить изъятие согласно
правилу А-4,
также следует обращаться к настоящему Руководству.
4.1
Для целей настоящего Руководства применяются определения, содержащиеся в
Конвенции.
4.2
"Анадромные": виды, которые размножаются в пресноводной среде, но
проводят по меньшей мере часть своей жизни как взрослой особи в морской среде.
4.3
"Биогеографический регион": обширный природный регион, определяемый
физико-географическими и биологическими характеристиками, в котором виды
животных и растений демонстрируют высокую степень сходства. При этом отмечаются
не резкие и абсолютные границы, а более или менее четко выраженные переходные
зоны.
4.4
"Катадромные": виды, которые размножаются в морской среде, но проводят
по меньшей мере часть своей жизни как взрослой особи в пресноводной среде.
4.5
"Криптогенные": виды неизвестного происхождения, т.е. виды, которые
не являются явно местными или внедренными в регион.
4.6
"Порт-донор": порт или место, где на борт судна приняты балластные
воды.
4.7
"Эвригалинные": виды, способные переносить различную соленость.
4.8
"Эвритермные": виды, способные переносить значительные колебания
температуры.
4.9
"Пресная вода": вода соленостью менее 0,5 ЕПС ( единицы практической
солености).
4.10
"Морская вода": вода соленостью более 30 ЕПС.
4.11
"Экзогенные виды": любые виды вне своей естественной среды,
независимо от того, перевезены ли они преднамеренно или случайно людьми или
перенесены в результате естественных процессов.
4.12
"Принимающий порт": порт или место, где сбрасываются балластные воды.
4.13
"Целевые виды": установленные Стороной виды, которые отвечают
конкретным критериям, указывающим, что они могут ухудшить окружающую среду,
здоровье человека, имущество или ресурсы либо причинить им ущерб, и определены
для конкретного порта, государства или биогеографического региона.
5.1
Оценка риска является логическим процессом установления вероятности и
последствий конкретных событий, таких как попадание, укоренение или
распространение вредных водных и патогенных организмов. Оценки риска могут быть
качественными или количественными и могут быть ценным средством принятия
решений, если их выполнять систематическим и тщательным образом.
5.2 Характер и выполнение оценки риска определяют
следующие основные принципы:
.1 Эффективность
– оценки риска точно определяют риски в степени, необходимой для достижения
надлежащего уровня защиты.
.2 Прозрачность
– аргументация и доказательства, поддерживающие действия, рекомендованные по
результатам оценок риска, а также области неопределенности ( и их возможные
последствия для этих рекомендаций) четко документированы и предоставлены лицам,
принимающим решения.
.3
Согласованность – оценки риска выполняются на постоянном высоком уровне с
использованием общей процедуры и методологии.
.4
Всеобъемлемость – при оценке рисков и вынесении рекомендаций учитывается полный
диапазон показателей, в том числе экономических, экологических, социальных и
культурных.
.5 Управление
риском – могут существовать сценарии малого риска, однако нулевой риск
недостижим, и риском как таковым следует управлять путем определения
приемлемого уровня риска в каждом случае.
.6
Предосторожность – в оценках риска учитывается уровень предосторожности при
выдвижении предположений и рекомендаций для учета неопределенности,
ненадежности и недостаточности информации. Поэтому отсутствие или
неопределенность любой информации следует рассматривать как указание на
потенциальный риск.
.7 Научная
основа – оценки риска основаны на наилучшей имеющейся в распоряжении
информации, которая была собрана и проанализирована научными методами.
.8 Постоянное
усовершенствование – любая модель риска должна периодически пересматриваться и
обновляться с учетом новых соображений.
5.3
Выполняя оценку риска при рассмотрении вопроса о предоставлении изъятия,
следует тщательно применять принципы оценки риска. В процессе принятия решений
следует внимательно учитывать отсутствие полной научной определенности. Это
особенно важно согласно настоящему Руководству, поскольку любое решение о
предоставлении изъятия будет позволять сброс балластных вод, которые не
отвечают стандартам, указанным в правиле D-1 или D-2.
6.1.1
В настоящем Руководстве кратко охарактеризованы три метода оценки рисков в
отношении предоставления изъятия в соответствии с правилом А-4 Конвенции:
- Оценка риска с
точки зрения экологического соответствия
- Оценка риска с
точки зрения биогеографического распространения видов
- Оценка риска с
точки зрения конкретных видов
6.1.2
Оценка риска с точки зрения экологического соответствия основывается на
сравнении экологических условий в различных местах, при оценке риска с точки
зрения биогеографического распространения видов сравниваются частичные
совпадения местных и экзогенных видов для определения экологического сходства и
для выявления вселенцев высокого риска, а оценка риска с точки зрения
конкретных видов устанавливает распределение и характеристики выявленных
целевых видов. В зависимости от масштаба выполняемой оценки три метода могут
использоваться либо по отдельности, либо в любом сочетании, при этом
признается, что у каждого метода есть свои ограничения.
6.1.3
Оценка риска с точки зрения экологического соответствия и биогеографического
распространения видов лучше всего может быть пригодной для сравнительных оценок
биогеографических регионов. Оценка риска с точки зрения конкретных видов может
лучше всего применяться в ситуациях, когда оценке подвергается ограниченное
число вредных видов в биогеографическом регионе.
6.2 Оценка риска с точки
зрения экологического соответствия
6.2.1
При оценках риска с точки зрения экологического соответствия сравниваются
экологические условия, в том числе температура и соленость регионов-доноров и
принимающих регионов. Степень сходства мест является указанием на вероятность
выживания и укоренения любых видов, которые были перенесены между этими
местами.
6.2.2
Поскольку виды широко распределены в регионе и редко ограничиваются одним
портом, следует рассматривать экологические условия региона-источника.
6.2.3 Эти регионы обычно определяются
как биогеографические регионы. Отмечая, что все существующие биогеографические
системы были установлены для иных целей, чем предлагается в настоящем
документе, предполагается, что следует использовать систему крупных морских
экосистем (КМЭ) (http://www.edc.uri.edu/lme) на основе наилучшей имеющейся в
распоряжении в данное время информации и с учетом, если необходимо, местных и
региональных условий. Признается, что предлагаемая биогеографическая система
может быть непригодной в определенных обстоятельствах, и в этом случае может
возникнуть необходимость в рассмотрении других признанных биогеографических
систем1.
1 Уотлинг и Геркин
(http://marine.rutgers.edu/OBIS/index.html)) на основе Бриггса (1953) и
Спрингера (1982); система биорегионов ВСОП; Бриггс (1953) и Экман (1974; 1995);
провинции по Лонгхерсту.
6.2.4
Поэтому для случая экологического соответствия следует сравнивать экологические
условия биогеографического региона-донора и принимающего порта для установления
вероятности того, что любые виды, обнаруженные в биогеографическом
регионе-доноре, могут выжить в принимающем порту, расположенном в другом
биогеографическом регионе. Экологические условия, которые могут рассматриваться
с точки зрения экологического соответствия, включают соленость, температуру или
другие экологические условия, такие как питательные вещества или кислород.
6.2.5
Трудность использования оценок риска с точки зрения экологического соответствия
заключается в установлении экологических условий, в которых может
предполагаться способность вредных видов успешно укореняться и причинять вред в
новом месте, а также в определении, достаточно ли низок риск сброса балластных
вод, чтобы быть приемлемым. Оценки риска с точки зрения экологического
соответствия не имеют большого значения, если различия между биогеографическим
регионом-донором и принимающим портом незначительны, поскольку большое сходство
может указывать на большую вероятность успешного укоренения видов.
6.2.6
Следует также сравнивать экологические условия порта-донора и принимающего
порта. Сходство основных экологических условий двух портов является более
убедительным указанием на то, что виды, оказавшиеся в балластных водах в
порту-доноре, могут выжить после сброса в воды принимающего порта. Экологические
условия, которые могут рассматриваться с точки зрения экологического
соответствия, включают соленость, температуру или другие экологические условия,
такие как питательные вещества или кислород.
6.2.7
Данные, необходимые для выполнения оценки риска с точки зрения экологического
соответствия, включают, не ограничиваясь этим, следующее:
.1 Источник
балластных вод, сбрасываемых в принимающем порту.
.2
Биогеографический регион порта-донора и принимающего порта.
.3 Средние
экологические условия, в частности соленость и температура, и их диапазон.
Эта
информация используется для определения степени экологического сходства
среды-донора и принимающей среды. Во многих случаях должна иметься возможность
использования существующих данных для части или всей совокупности характеристик
экологической обстановки.
6.2.8
При сборе данных об экологических условиях должно рассматриваться следующее:
.1 Сезонные
колебания поверхностной и придонной солености и температуры в принимающем порту
и в крупном водном объекте, в пределах которого находится этот порт (например,
эстуарий или залив). Поверхностные и придонные величины необходимы для
определения всего диапазона экологических условий, имеющихся для потенциального
вселенца (например, поверхностные воды низкой солености, допускающие инвазию
пресноводного вида). Профили солености и температуры по глубине не требуются,
если имеющиеся в распоряжении данные указывают на то, что воды хорошо
перемешиваются на протяжении года.
.2 В принимающих
портах с сильными приливно-отливными движениями или течениями временные
колебания солености следует определять в течение приливно-отливного цикла.
.3 В районах с
сезонными колебаниями или изменениями по глубине соленость следует определять с
учетом сезонов и/или глубин.
.4 Любое антропогенное
воздействие на пресноводные потоки, которое может временно или навсегда
изменить режим солености в районе принимающего порта и окружающих его вод.
.5 Сезонные
колебания температуры прибрежных вод биогеографического региона, в котором
находится принимающий порт. Следует рассматривать как поверхностные воды, так и
характер колебаний температуры по глубине.
6.2.9
Рекомендуется, чтобы после анализа экологических условий были рассмотрены виды,
находящиеся, как известно, в регионе-доноре, которые могут переносить
экстремальные изменения окружающей среды. Если эти виды присутствуют, то для
оценки рисков, связанных с ними, следует использовать метод оценки с точки
зрения конкретных видов. К таким видам относятся:
- виды, которые
используют как пресноводную, так и морскую среду для завершения своего
жизненного цикла (включая анадромные (например, морская минога) и катадромные
(например, китайский мохнаторукий краб) виды);
- виды,
переносящие широкий диапазон температур (эвритермные виды) или солености (эвригалинные
виды).
6.3 Оценка риска с точки
зрения биогеографического распространения видов
6.3.1
При оценке риска с точки зрения биогеографического распространения видов
сравнивается биогеографическое распределение экзогенных, криптогенных и вредных
местных видов, которые в настоящее время обитают в портах-донорах и принимающих
портах, а также в биогеографических регионах. Частично совпадающие виды в
портах- донорах, принимающих портах и регионах являются прямым указанием на то,
что экологические условия достаточно схожи, чтобы позволить существование
смешанной фауны и флоры. Биогеографический анализ может также использоваться
для выявления вселенцев высокого риска. Например, местные виды в
биогеографическом регионе-доноре, которые успешно вселились в другие подобные
биогеографические регионы, но не обнаруживаются в принимающем биогеографическом
регионе, могут считаться вселенцами высокого риска для принимающего порта или
места. Чем больше число биогеографических регионов, в которые вселились такие
виды, тем больше вероятность того, что эти виды смогут укорениться в
принимающем порту или биогеографическом регионе, если они будут интродуцированы
посредством балластных вод, не отвечающих правилу В-3 или С-1. Еще одно общее
указание на риск будет в том случае, если биогеографический регион-донор
является основным источником вселенцев в другие районы.
6.3.2
Данные, необходимые для выполнения оценки риска с использованием принципа
биогеографического распространения видов включают, не ограничиваясь этим,
следующее:
.1 сведения об
инвазиях в биогеографических регионах и портах-донорах и принимающих
биогеографических регионах и портах;
.2 сведения о
местных или экзогенных видах, которые могут быть перенесены посредством
балластных вод, принятых в биогеографическом регионе-доноре, и которые
вселились в другие биогеографические регионы, а также о числе и характере
подвергшихся инвазии биогеографических регионов;
.3 сведения о
местных видах в регионе-доноре, которые могут оказывать отрицательное
воздействие на здоровье человека или приводить к существенному экологическому
или экономическому воздействию после интродукции в принимающий регион
посредством балластных вод.
6.3.3
Оценка риска с точки зрения биогеографического распространения видов может
также использоваться для выявления возможных целевых видов в регионах-донорах,
на что указывают местные виды, которые характеризуются широким
биогеографическим распределением или широким распределением мест обитания либо
которые являются известными вселенцами в другие биогеографические регионы,
схожие с регионом принимающего порта.
6.4 Оценка риска с точки
зрения конкретных видов
6.4.1
При оценках риска с точки зрения конкретных видов используется информация о
цикле развития и физиологической устойчивости для определения физиологического
предела определенного вида и тем самым устанавливается вероятность его
выживания или завершения своего жизненного цикла в принимающей среде. То есть
при таких оценках сравниваются характеристики отдельного вида с экологическими
условиями в принимающем порту для определения вероятности его переноса и
выживания.
6.4.2
Для выполнения оценки риска с точки зрения конкретных видов необходимо выявить
и выбрать вызывающие обеспокоенность виды, которые могут ухудшить окружающую
среду, здоровье человека, имущество или ресурсы либо причинить им ущерб. Они
известны как целевые виды. Целевые виды следует выбирать для конкретного порта,
государства или географического региона, выявлять и согласовывать по
консультации с затронутыми государствами.
6.4.3
Для определения видов, которые могут быть вредными и инвазивными, сторонам
следует сначала выявить все виды (включая криптогенные), которые присутствуют в
порту- доноре, но не в принимающем порту. Затем должны быть выбраны целевые
виды на основе критериев, выявляющих виды, которые способны вселиться и стать
вредными. Факторы для рассмотрения при выявлении целевых видов включают, не
ограничиваясь этим, следующие:
- доказательства
более ранней интродукции;
- подтвержденное
воздействие на окружающую среду, экономику, здоровье человека, имущество или
ресурсы;
- прочность и
тип взаимодействия экологических групп, например инженеров- экологов;