Резолюция MEPC.108(49)
ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РУКОВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ЗАМЕРА, РЕГИСТРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ НЕФТИ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
(Принята 18 июля 2003 года)
КОМИТЕТ
ПО ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 38(a) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Комитета по защите морской среды, возложенных
на него международными конвенциями по защите морской среды от загрязнения и
борьбе с ним,
ОТМЕЧАЯ,
что правило 15(3)(а) Приложения I к
Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года,
измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), устанавливает, что
нефтяные танкеры валовой вместимостью 150 peг. тонн и более должны быть
оборудованы системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом
нефти, одобренной Администрацией и спроектированной и установленной в
соответствии с Руководством и техническими требованиями по системам
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных
танкеров, разработанными Организацией,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ резолюцию A.586(14), озаглавленную
"Пересмотренные Руководство и технические требования по системам
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных
танкеров", разработанную в порядке применения указанного правила,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ правило 14 Приложения II к МАРПОЛ 73/78 в
отношении перевозки на нефтяных танкерах нефтеподобных веществ категорий С и D,
НАПОМИНАЯ,
что резолюцией A.886(21) Ассамблея постановила, что для
установления единообразной процедуры функция принятия эксплуатационных
требований и технических спецификаций, упомянутых в основном тексте МАРПОЛ
73/78 и других документах ИМО, а также внесения в них поправок будет
осуществляться Комитетом по защите морской среды и/или Комитетом по
безопасности на море, в зависимости от случая,
РАССМОТРЕВ
на своей сорок девятой сессии в свете требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78 рекомендацию, представленную
Подкомитетом по проектированию и оборудованию судов,
1.
ПРИНИМАЕТ пересмотренные Руководство и технические требования по системам
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных
танкеров, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции, для
применения к нефтяным танкерам, кили которых заложены или которые находятся в
подобной стадии постройки (далее именуемые "построенные") 1 января
2005 года или после этой даты;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам осуществлять эти пересмотренные Руководство и
технические требования при одобрении систем автоматического замера, регистрации
и управления сбросом нефти, устанавливаемых в соответствии с правилом 15(3)(а) Приложения I к
МАРПОЛ 73/78 на нефтяных танкерах, построенных 1 января 2005 года или после
этой даты.
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РУКОВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ЗАМЕРА, РЕГИСТРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ НЕФТИ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
1.1.1
Настоящие Руководство и технические требования содержат требования к
конструкции, монтажу, эксплуатационным характеристикам и испытаниям систем
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти в соответствии с
правилом 15(3)(а) Приложения I к
МАРПОЛ 73/78.
1.1.2
Целями настоящих Руководства и технических требований являются:
.1 обеспечение
единого толкования требований правила 15(3)(а)
Приложения I к МАРПОЛ 73/78;
.2 содействие
Администрациям при установлении надлежащих конструктивных и эксплуатационных
параметров систем автоматического замера, регистрации и управления сбросом
нефти для нефтяных танкеров, именуемых далее "системы управления
сбросом", устанавливаемых на судах, плавающих под флагами их государств;
.3 определение
требований к испытаниям и эксплуатационным характеристикам приборов для
определения содержания нефти и секций управления, входящих в состав систем
управления сбросом;
.4 определение
требований к одобрению схемы размещения установок на судне и функциональным
испытаниям установленного оборудования; и
.5 обеспечение
руководства для освидетельствования установок на судне.
1.1.3
Настоящие Руководство и технические требования применяются также к системам
замера и регистрации содержания нефти, используемым для осуществления контроля
за определенными нефтеподобными вредными жидкими веществами категорий С и D,
перевозимыми в соответствии с правилом 14
Приложения II к МАРПОЛ 73/78. В тех случаях, когда в настоящих Руководстве и
технических требованиях делается ссылка на замер и регистрацию нефти, настоящее
положение также применяется к таким нефтеподобным вредным жидким веществам.
1.2.1
Пересмотренные Руководство и технические требования применяются к оборудованию,
установленному на нефтяных танкерах, кили которых заложены или которые
находятся в подобной стадии постройки 1 января 2005 года или после этой даты.
Руководство и технические требования, принятые согласно резолюциям A.393(Х), A.496(XII), MEPC.13(19) и A.586(14),
не применяются к нефтяным танкерам, к которым применяются настоящие новые
Руководство и технические требования.
1.2.2
Оборудование, установленное на других нефтяных танкерах, кили которых заложены
или которые находятся в подобной стадии постройки до 1 января 2005 года, должно
отвечать требованиям, содержащимся в Руководстве и технических требованиях,
принятых согласно резолюциям A.393(Х), A.496(ХII), MEPC.13(19) и A.586(14), либо требованиям, содержащимся в настоящих новых
Руководстве и технических требованиях.
1.3
Краткое изложение требований
1.3.1
Требования к одобрению различных частей системы управления сбросом,
установленные в настоящих Руководстве и технических требованиях, кратко
излагаются ниже:
.1 прибор для
определения содержания нефти должен подвергаться испытанию с целью одобрения
типа в соответствии с методикой, приведенной в части 1
приложения;
.2 прибор для
определения содержания нефти и секция управления системы управления сбросом
должны подвергаться экологическим испытаниям, указанным в части 2 приложения;
.3 документация
по одобрению схем размещения установок, указанная в разделе 9, должна представляться Администрации до установки системы
управления сбросом;
.4 комплектующие
элементы системы должны пройти заводские функциональные испытания, указанные в
разделе 8; и
.5 полностью
собранная система управления сбросом должна пройти освидетельствование в
соответствии с методикой, изложенной в разделе 11,
2.1
Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78,
относящиеся к замеру и регистрации содержания нефти в водяном балласте и
промывочной воде нефтяного танкера, изложены в правиле 15(3)(а), которое устанавливает, что нефтяные танкеры
валовой вместимостью 150 peг. тонн и более должны быть оснащены одобренной
системой управления сбросом и что такая система должна непрерывно
регистрировать:
.1 сброс нефти в
литрах на морскую милю; и
.2 общее
количество сброшенной нефти либо содержание нефти в стоке и интенсивность
сброса.
В
обоих случаях запись должна содержать дату и время сброса и сохраняться не
менее трех лет.
2.2
Правило 15 также устанавливает, что система должна
включаться при любом сбросе стока в море и обеспечивать автоматическое
прекращение сброса нефтесодержащей смеси, когда мгновенная интенсивность сброса
нефти превышает значение, допускаемое правилом 9(1)(а).
3.1
Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти
Система
автоматического замера, регистрации и управления, именуемая в настоящих
Руководстве и технических требованиях как "система управления
сбросом", является системой, которая контролирует сброс в море
загрязненного нефтью балласта или других нефтесодержащих вод из района грузовых
танков и состоит из элементов, перечисленных в пункте 6.1.4.
Секция
управления системы управления сбросом - это система, состоящая из элементов,
перечисленных в пункте 6.1.4.8.
3.3
Управление сбросом за борт
Управление
сбросом за борт обеспечивается блоком, который автоматически задает
последовательность операций для прекращения сброса стока за борт в аварийных
условиях и исключает возможность сброса в течение всего периода времени, пока
существуют аварийные условия. Блок может обеспечивать закрытие запорных
клапанов или остановку соответствующих насосов, в зависимости от случая.
Блокировкой
включения является устройство, которое предотвращает открытие сливного клапана
или срабатывание других равноценных устройств до тех пор, пока система
управления сбросом, если ее применение требуется Конвенцией, не вступит
полностью в действие.
3.5.1
Управляющей является система, получающая автоматические сигналы о:
.1 содержании
нефти в стоке в млн-1;
.2 интенсивности
сброса в м3/ч;
.3 скорости
судна в узлах;
.4
местоположении судна - широте и долготе;
.5 дате и
времени (по Гринвичу); и
.6 положении
устройства управления сбросом за борт.
3.5.2
Система производит автоматическую регистрацию данных, указанных в пункте 6.9.2.
" млн-1"
означает отношение по объему частей нефти на миллион частей воды.
Система
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти должна
устанавливаться на нефтяных танкерах валовой вместимостью 150 peг. тонн и
более. Она должна использовать управляющую систему и должна быть оборудована
блокировкой включения и управлением сбросом за борт.
5. КОНСТРУКЦИЯ,
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ОХРАНА, КАЛИБРОВКА И ПОДГОТОВКА
5.1
Прибор должен быть сконструирован так, чтобы доступ пользователя ограничивался
органами управления ответственного назначения. Доступ к другим органам
управления должен предоставляться для срочного ремонта и технического
обслуживания и временного ремонта, однако должен требовать снятие охранных
пломб или приведение в действие другого устройства, указывающего на получение
доступа к оборудованию.
5.2
Конструкция пломб должна быть такой, чтобы только изготовитель или его агент
мог их заменить или вернуть систему в исходное положение после проверки и
выполнения текущего ремонта оборудования.
5.3
Точность оборудования для управления сбросом нефти должна проверяться во время
освидетельствований для возобновления свидетельства IOPP. Поверочное свидетельство,
подтверждающее дату последней проверки калибровки, должно храниться на судне
для целей проверки.
5.4
Оборудование для управления сбросом нефти может иметь несколько шкал,
соответствующих его предполагаемому использованию. Регистрирующее устройство,
подключенное к измерительному устройству, имеющему более чем одну шкалу, должно
указывать шкалу, используемую в данный момент.
5.5
Рекомендуется, чтобы на судне были предусмотрены простые средства проверки
дрейфа, повторяемости показаний прибора и способности повторной установки его
на нуль.
5.6
Подготовка судового персонала должна включать ознакомление с эксплуатацией и
техническим обслуживанием оборудования.
5.7
Текущее техническое обслуживание оборудования для управления сбросом нефти и
порядок устранения неисправностей должны быть четко определены изготовителем в
руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию. Все техническое
обслуживание и ремонт должны регистрироваться.
6.1
Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти
6.1.1 Система управления
сбросом должна эффективно замерять, регистрировать и управлять сбросом любого
стока в море через те сливные забортные отверстия, разрешенные правилом 18, которые, по мнению Администрации, являются
необходимыми для выполнения требований, связанных с эксплуатацией нефтяного
танкера.
6.1.2
Сброс грязного балласта или других нефтесодержащих вод из района грузовых
танков в море через сливные отверстия, которые не контролируются системой
управления сбросом, является нарушением Конвенции.
6.1.3
Система управления сбросом должна надежно работать во всех условиях окружающей
среды, в которых, как предполагается, обычно могут работать нефтяные танкеры, и
должна быть спроектирована и изготовлена так, чтобы удовлетворять техническим
требованиям к экологическим испытаниям, определенным в части 2 приложения к настоящим Руководству и техническим
требованиям. Кроме того:
.1 система
должна быть спроектирована так, чтобы сброс грязного балласта или других
нефтесодержащих вод из района грузовых танков не мог производиться, если
система управления сбросом не находится в нормальном рабочем режиме и не
выбрана соответствующая точка для отбора проб;
.2
предпочтительно, чтобы система могла отбирать пробу из сбрасываемого стока в
минимальном количестве сливных отверстий и была устроена так, чтобы сброс за
борт мог производиться в данный момент времени только через одно отверстие;
.3 если
предполагается, что для целей одновременного сброса используется более чем один
трубопровод, на каждом трубопроводе, через который осуществляется сброс, должен
быть установлен один прибор для определения содержания нефти вместе с
расходомером. Эти приборы должны быть подключены к общему расчетному боку; и
.4 с целью
избежать срабатывания сигналов тревоги ввиду короткого периода сигналов о
высокой концентрации нефти (пики), приводящего к показаниям о высокой
мгновенной интенсивности сброса, кратковременные сигналы о высокой концентрации
могут быть подавлены в течение, как максимум, 10 с. Наоборот, мгновенная
интенсивность сброса может постоянно находиться на среднем уровне в течение
предшествующих 20 с или менее, исходя из показаний прибора для определения
содержания нефти, показывающего мгновенные значения содержания нефти в млн-1,
полученные в течение интервалов времени, не превышающих 5 с.
6.1.4 Система управления
сбросом должна включать:
.1 прибор для
определения содержания нефти в стоке в млн-1. Прибор должен быть одобрен
в соответствии с положениями, содержащимися в приложении к настоящим
Руководству и техническим требованиям, и должен иметь свидетельство, в котором
указывается, для каких перевозимых грузов он пригоден;
.2 систему
измерения расхода для определения количества сбрасываемого в море стока;
.3 прибор для
определения скорости судна, показывающий скорость судна в узлах;
.4 прибор для
определения местоположения судна, указывающий местоположение судна - широту и
долготу;
.5 систему
отбора проб, подающую отобранную пробу стока в прибор для определения
содержания нефти;
.6 управление
сбросом за борт для прекращения сброса за борт;
.7 блокировку
включения для предотвращения сброса за борт любого стока, пока система
управления сбросом не вступит полностью в действие; и
.8 секцию управления,
которая включает:
.8.1 расчетный
блок, принимающий сигналы о содержании нефти в стоке, расходе и скорости судна
и преобразующий эти величины в литры сброшенной нефти на морскую милю и общее
количество сброшенной нефти;
.8.2 передающее
устройство для подачи сигналов тревоги и командных сигналов по управлению
сбросом за борт;
.8.3
регистрирующее устройство для обеспечения регистрации данных в соответствии с
пунктом 6.9.2;
.8.4 дисплей для
индикации текущих данных в соответствии с пунктом 6.10;
.8.5 систему
ручного управления, которая используется при неисправности системы управления
сбросом; и
.8.6 передающее
устройство для подачи сигналов на блокировку включения для предотвращения
сброса любого стока, пока система управления сбросом не вступит полностью в
действие.
6.1.5
Каждый основной элемент системы автоматического замера, регистрации и
управления сбросом нефти должен иметь отличительную планку, на которой должен
быть четко указан номер данного элемента по сборочному чертежу, номер типа или
модели и серийный номер, в зависимости от случая.
6.1.6
Если электрические элементы системы управления сбросом установлены в опасных
зонах судна, они должны отвечать соответствующим требованиям по безопасности*,
предусмотренным для таких зон.
______________
*Определены в публикации МЭК
92 или равноценной ей.
6.2
Прибор для определения содержания нефти
6.2.1
Прибор для определения содержания нефти должен удовлетворять техническим
требованиям к испытаниям и эксплуатационным характеристикам, изложенным в части 1 приложения к настоящим Руководству и техническим
требованиям, и должен соответствовать общим требованиям, содержащимся в
настоящем подразделе.
6.2.2 Точность
показаний приборов, предназначенных для замера и регистрации содержания нефти в
широком диапазоне, должна быть в пределах ±10 млн-1 либо ±10%
фактического содержания нефти в проверяемой пробе, в зависимости от того, что
больше. Точность должна оставаться в вышеуказанных пределах, несмотря на
наличие загрязняющих веществ, иных чем нефть, таких, как попадающий воздух,
ржавчина, грязь и песок.
6.2.3
Прибор должен быть спроектирован так, чтобы его показания находились в
вышеупомянутых пределах в тех случаях, когда подача питания (в виде
электричества, сжатого воздуха и т.д.) изменяется на 10% от значения, на
которое он рассчитан.
6.2.4
Желательно, чтобы на показания не влиял сорт нефти. Если это происходит, нет
необходимости производить калибровку прибора на борту судна, однако при
калибровке допускаются изменения в соответствии с инструкциями изготовителя. В
последнем случае должны быть предусмотрены средства проверки правильного выбора
калибровки для данного сорта нефти. Точность показаний должна все время
оставаться в пределах, указанных в пункте 6.2.2.
6.2.5
Время срабатывания прибора, как определено в пункте 1.2.8
части 1 приложения, не должно превышать 20 с.
6.2.6
Прибор может иметь несколько шкал в зависимости от предполагаемого
использования. Полный диапазон шкалы должен быть не менее 1000 млн-1.
6.2.7
Прибор должен иметь простые средства, позволяющие членам экипажа проверять
работу электрических и электронных цепей прибора путем введения имитирующего
сигнала, соответствующего приблизительно половине полного диапазона шкалы
прибора. Должна быть также предусмотрена возможность производить калибровку
прибора квалифицированным персоналом на борту нефтяного танкера.
6.2.8
Если предполагается установка прибора в помещениях, где возможно возникновение
взрывоопасной атмосферы, он должен отвечать соответствующим правилам
безопасности для таких помещений. Любое электрическое оборудование, являющееся
частью прибора, должно быть установлено во взрывобезопасном месте либо оно
должно быть признано Администрацией как безопасное для использования во
взрывоопасной атмосфере. Любые движущиеся части, установленные во взрывоопасных
помещениях, должны иметь конструкцию, позволяющую избежать образования
статического электричества.
6.2.9
В приборе не должно содержаться или использоваться любое вредное вещество, если
не имеется соответствующих средств, одобренных Администрацией, которые предназначены
для устранения любой связанной с этим веществом опасности.
6.2.10
Прибор должен быть коррозионностойким в условиях морской среды.
6.2.11
Прибор должен быть изготовлен из материалов, совместимых с жидкостями,
подлежащими испытаниям.