Резолюция
А.586(14)
ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РУКОВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАМЕРА,
РЕГИСТРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ НЕФТИ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
(Принята 20 ноября 1985 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15j Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил, касающихся
предотвращения загрязнения морской среды с судов и борьбы с таким загрязнением,
ОТМЕЧАЯ,
что пункт 3а правила 15 Приложения 1 к Международной
конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной
Протоколом к ней 1978 года (МАРПОЛ 73/78) с поправками 1984 года,
устанавливает, что нефтяные танкеры валовой вместимостью 150 рег.тонн и более
должны быть оборудованы системой автоматического замера, регистрации и
управления сбросом нефти, одобренной Администрацией и спроектированной и
установленной в соответствии с Руководством и техническими требованиями по
системам автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для
нефтяных танкеров, разработанными Организацией,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ резолюцию А.496(ХII), озаглавленную
"Руководство и технические требования по системам автоматического замера,
регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных танкеров",
разработанную в порядке применения указанного правила,
ОТМЕЧАЯ
ДАЛЕЕ предложенное правило 14 Приложения II к
МАРПОЛу 73/78 в отношении перевозки на нефтяных танкерах нефтеподобных веществ
категорий С и D,
НАПОМИНАЯ,
что резолюцией МЕРС.10(18) Комитет по защите морской
среды признал необходимость улучшить эксплуатационные требования для систем
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных
танкеров, и постановил разработать новые Руководство и технические требования
для таких установок,
РАССМОТРЕВ
в свете требований Приложения 1 к
МАРПОЛу 73/78 рекомендацию, представленную Комитетом по защите морской среды,
1.
ПРИНИМАЕТ пересмотренные Руководство и технические требования по системам
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти для нефтяных
танкеров, текст которых приведен в приложении к настоящей резолюции, для
применения к нефтяным танкерам, кили которых заложены или которые находятся в
подобной стадии постройки (далее именуемые "построенные") 2 октября
1986 года или после этой даты;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам применять эти пересмотренные Руководство и
технические требования при одобрении систем автоматического замера, регистрации
и управления сбросом нефти, устанавливаемых в соответствии с пунктом 3а правила 15 Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78 на
нефтяных танкерах, построенных 2 октября 1986 года или после этой даты;
3.
УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по защите морской среды расширить технические требования
к типовому одобрению приборов для определения содержания нефти, содержащиеся в
приложении к настоящей резолюции и в приложении к резолюции А.393(Х), чтобы охватить испытания приборов для определения
содержания нефти, предназначенных для использования на нефтяных танкерах,
перевозящих нефтеподобные вещества категорий С и 0, перечисленные в Приложении
II*
____________
* Поправки, принятые
КЗМС (резолюция КЗМС 24(22)), были включены в
приложение к настоящей резолюции.
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ РУКОВОДСТВО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ЗАМЕРА, РЕГИСТРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СБРОСОМ НЕФТИ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ ТАНКЕРОВ
1.1.1
Настоящие Руководство и технические требования содержат требования к
конструкции, монтажу, эксплуатационным характеристикам и испытаниям систем
автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти в соответствии с
пунктом 3а правила 15 Приложения 1 к МАРПОЛу
73/78.
1.1.2
Целями настоящих Руководства и технических требований являются:
.1 обеспечение
единого толкования требований пункта 3а
правила 15 Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78;
.2 содействие
Администрациям при установлении надлежащих конструктивных и эксплуатационных
параметров систем автоматического замера, регистрации и управления сбросом
нефти для нефтяных танкеров, именуемых далее "системы управления
сбросом", устанавливаемых на судах, плавающих под флагом их государства;
.3 определение
требований к испытаниям и эксплуатационным характеристикам приборов для
определения содержания нефти и секций управления, входящих в состав систем
управления сбросом;
.4 определение
требований к одобрению схемы размещения установок на судне и функциональным
испытаниям установленного оборудования;
.5 обеспечение
руководства для освидетельствования установок на судне.
1.1.3
Настоящие Руководство и технические требования применяются также к системам
замера и регистрации содержания нефти, используемым для осуществления контроля
за определенными нефтеподобными вредными жидкими веществами категорий С и D,
перевозимыми в соответствии с правилом 14
Приложения II к МАРПОЛу 73/78. В тех случаях, когда в настоящих Руководстве и
технических требованиях делается ссылка на замер и регистрацию нефти, настоящее
положение также применяется к таким нефтеподобным вредным жидким веществам.
1.2.1
Настоящие пересмотренные Руководство и технические требования применяются к
установкам, монтируемым на нефтяных танкерах, кили которых заложены или которые
находятся в подобной стадии постройки 2 октября 1986 года или после этой даты.
Руководство и технические требования, принятые согласно резолюциям А.393(Х), А.496(ХII) и МЕРС.13(19) не применяются к нефтяным
танкерам, к которым применяются настоящие новые Руководство и технические
требования.
1.2.2
Установки, смонтированные до 2 октября 1986 года на "существующих"
танкерах, как это определено в пункте 7 правила
1 Приложения 1, и установки, смонтированные на "новых" танкерах, как
это определено в пункте 6 правила 1 Приложения 1 к
МАРПОЛу 73/78, и кили которых заложены или которые находятся в подобной стадии
постройки до 2 октября 1986 года, должно отвечать требованиям, содержащимся в
Руководстве и технических требованиях, принятых согласно резолюциям А.393(Х), А.496(ХII) и МЕРС.13(19), либо требованиям,
содержащимся в настоящих Руководстве и технических требованиях.
1.3 Краткое изложение требований
1.3.1
Требования к одобрению различных частей системы управления сбросом, изложенные
в настоящих Руководстве и технических требованиях, суммируются ниже:
.1 прибор для
определения содержания нефти должен подвергаться типовому испытанию в
соответствии с методикой, приведенной в части 1
приложения;
.2 прибор для
определения содержания нефти и секция управления системы управления сбросом
должны подвергаться испытаниям на воздействие окружающей среды, указанным в
части 2 приложения;
.3 документация
по одобрению схем размещения установок, указанная в разделе 8, должна представляться Администрации до установки системы
управления сбросом;
.4 комплектующие
элементы системы должны пройти заводские функциональные испытания, указанные в
разделе 7;
.5 полностью
собранная система управления сбросом должна проходить освидетельствование в
соответствии с методикой, изложенной в разделе 10.
2.1
Требования Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78,
относящиеся к замеру и регистрации содержания нефти в водяном балласте и
питьевой воде нефтяного танкера, содержащиеся в пункте 3а правила 15, предусматривают, что нефтяные
танкеры валовой вместимостью 150 рег.тонн и более должны быть оснащены
одобренной системой управления сбросом и что такая система должна непрерывно
регистрировать:
.1 сброс нефти в
литрах на морскую милю;
.2 общее
количество сброшенной нефти; либо взамен этого содержание нефти в стоке и
интенсивность сброса.
В
обоих случаях запись должна содержать дату и время сброса и сохраняться не
менее 3 лет.
2.2
Правило 15 также предусматривает, что система должна включаться при любом
сбросе стока в море и обеспечивать автоматическое прекращение сброса
нефтесодержащей смеси, когда мгновенная интенсивность сброса нефти превышает
значение, допускаемое пунктом 1а правила 9.
2.3
Резолюция А.445(ХI) признает необходимость возможно
ранней установки систем автоматического замера, регистрации и управления
сбросом нефти, с тем чтобы получить необходимый опыт их эксплуатации. Резолюция
далее предлагает Комитету по защите морской среды разработать руководство по
постепенной установке на новых и существующих нефтяных танкерах систем замера и
регистрации.
2.4
Схема стимулирования была принята согласно резолюции А.496(ХII),
определяющей стандарт на системы, устанавливаемые на танкерах в зависимости от
их размера и даты постройки. Требования по внедрению, содержащиеся в настоящих
Руководстве и технических требованиях, соответствуют требованиям, содержащимся
в этой схеме, в отношении установок на новых танкерах, определенных пунктом 6 правила 1 Приложения 1 к МАРПОЛу 73/78.
3.1 Система автоматического
замера, регистрации и управления сбросом нефти
3.1.1
Система автоматического замера, регистрации и управления, именуемая в настоящих
Руководстве и технических требованиях как "система управления
сбросом" это система, которая контролирует сброс в море загрязненного
нефтью балласта или других нефтесодержащих вод из района грузовых танков и
состоит из элементов, перечисленных в пункте 5.1.4.
3.2.1
Секция управления системы управления сбросом это система, состоящая из
элементов, перечисленных в пункте 5.1.4.7, которая
может работать либо как "управляющая система", либо как
"вычисляющая система", как указано в разделе 4.
3.3 Управление сбросом за
борт
3.3.1
Управление сбросом за борт это блок, который автоматически задает
последовательность операций для прекращения сброса стока за борт в аварийных
условиях и исключает возможность сброса в течение всего периода времени, пока
существуют аварийные условия. Блок может обеспечивать закрытие запорных
клапанов или остановку соответствующих насосов в зависимости от случая.
3.4.1
Блокировкой включения является устройство, которое предотвращает возможность
открытия сливного клапана или срабатывание других равноценных устройств до тех
пор, пока система управления сбросом, если ее применение требуется Конвенцией, не
вступит полностью в действие.
3.5.1
Управляющей является система, получающая автоматические сигналы о:
.1 содержании
нефти в стоке;
.2 интенсивности
сброса;
.3 скорости
судна в узлах;
.4 дате и
времени (по Гринвичу);
.5 положении
устройства управления сбросом за борт.
3.5.2
Система производит автоматическую регистрацию данных, указанных в пункте 5.8.2.
3.6.1 Вычисляющей системой является система,
получающая автоматические сигналы о:
.1 содержании
нефти в стоке;
.2 дате и
времени (по Гринвичу).
Вычисляющая
система должна дополнительно обеспечивать возможность ручного ввода данных о:
.3 положении
устройства управления сбросом за борт;
.4 интенсивности
сброса;
.5 скорости
судна в узлах.
3.6.2
Система должна производить автоматическую регистрацию данных, указанных в
пункте 5.8.2.
3.7 "Содержание нефти в
миллионных долях"
3.7.1
"Содержание нефти в миллионных долях" означает отношение по объему
частей нефти на миллион частей воды.
4.1
Подробные требования к системе управления сбросом для нефтяных танкеров, к
которым применяются настоящие Руководство и технические требования,
подразделяются следующим образом:
.1 Система
управления сбросом категории А
.1.1 Эта система
должна устанавливаться на нефтяных танкерах дедвейтом 4.000 тонн и более. Она
должна использовать управляющую систему и должна быть оборудована блокировкой
включения и управлением сбросом за борт.
.2 Система
управления сбросом категории В
.2.1 Эта система
должна устанавливаться на нефтяных танкерах менее 4.000 тонн дедвейта, но более
чем 150 тонн. Она должна использовать вычисляющую систему. Установки блокировки
включения не требуются, а устройство управления сбросом за борт может
приводиться в действие вручную.
5.1 Система автоматического
замера, регистрации и управления сбросом нефти
5.1.1
Система управления сбросом должна эффективно замерять, регистрировать и
управлять сбросом любого стока в море через те сливные забортные отверстия,
разрешенные правилом 18, которые по мнению Администрации являются необходимыми
для выполнения требований, связанных с эксплуатацией нефтяного танкера.
5.1.2
Сброс грязного балласта или других нефтесодержащих вод из района грузовых
танков в море через сливные отверстия, которые не контролируются системой
управления сбросом, является нарушением Конвенции.
5.1.3
Система управления сбросом должна надежно работать во всех условиях окружающей
среды, в которых, как предполагается, обычно могут работать нефтяные танкеры, и
должна быть спроектирована и изготовлена так, чтобы удовлетворять техническим
требованиям к испытаниям на воздействие окружающей среды, определенным в части 2 приложения к настоящим Руководству и техническим
требованиям; кроме того:
.1 за
исключением тех случаев, которые разрешены для системы категории В, система
должна быть спроектирована так, чтобы сброс грязного балласта или других
нефтесодержащих вод из района грузовых танков не мог производиться, если
система управления сбросом не находится в нормальном рабочем режиме и не
выбрана соответствующая точка для отбора проб;
.2
предпочтительно, чтобы система могла отбирать пробу из сбрасываемого стока в
минимальном количестве сливных отверстий и была устроена так, чтобы сброс за
борт мог про изводиться в данный момент времени только через одно отверстие;
.3 если
предполагается, что для целей одновременного сброса используется более чем один
трубопровод, на каждом трубопроводе, через который осуществляется сброс, должен
быть установлен один прибор для определения содержания нефти вместе с
расходомером. Эти приборы должны быть подключены к общему расчетному блоку; и
.4 с целью избежать
срабатывания сигналов тревоги ввиду короткого периода сигналов о высокой
концентрации нефти (пики), приводящего к показаниям о высокой мгновенной
интенсивности сброса, кратковременные сигналы о высокой концентрации могут быть
подавлены в течение, как максимум, 10 секунд. Наоборот, мгновенная
интенсивность сброса может постоянно находиться на среднем уровне в течение
предшествующих 20 секунд или менее, исходя из показаний прибора для определения
содержания нефти, показывающего мгновенные значения содержания нефти,
полученные в течение интервалов времени, не превышающих 5 секунд.
5.1.4 Система управления сбросом должна включать:
.1 прибор для
определения содержания нефти в стоке в частях на миллион. Прибор должен быть
одобрен в соответствии с положениями, содержащимися в приложении к настоящим
Руководству и техническим требованиям, и должен иметь свидетельство, в котором
указывается, для каких перевозимых грузов он годится.
.2 систему
измерения расхода для определения количества сбрасываемого в море стока. Для
системы управления сбросом категории В, в которой данные о расходе могут
вводиться в вычисляющую систему вручную, должен использоваться метод, указанный
в пункте 5.4.7;
.3 прибор для
определения скорости судна, показывающий скорость судна в узлах. Для системы
управления сбросом категории В, где данные о скорости судна могут вводиться в
вычисляющую систему вручную, должен использоваться метод, указанный в пункте 5.5.2;
.4 систему
отбора проб, подающую отобранную пробу стока в прибор для определения
содержания нефти;
.5 управление
сбросом за борт для прекращения сброса за борт. Для системы категории В
устройство для прекращения сброса за борт может иметь ручное управление;
.6 блокировку
включения для предотвращения сброса за борт любого стока, пока система
управления сбросом не вступит полностью в действие. Системы категории В не
требуют блокировки включения;
.7
секцию управления, которая включает:
.7.1 расчетный
блок, принимающий сигналы о содержании нефти в стоке, расходе и скорости судна
и преобразующий эти величины в литры сброшенной нефти на морскую милю и общее
количество сброшенной нефти;
.7.2 передающее
устройство для подачи сигналов тревоги, а для системы управления сбросом
категории А командных сигналов по управлению сбросом за борт;
.7.3
регистрирующее устройство для обеспечения регистрации данных в соответствии с
пунктом 5.8.2;
.7.4 дисплей для
индикации текущих данных в соответствии с пунктом 5.9;
.7.5 систему
ручного управления, которая используется при неисправности системы управления
сбросом;
.7.6 для системы
управления сбросом категории А передающее устройство для подачи сигналов на блокировку
включения для предотвращения сброса любого стока, пока система управления
сбросом не вступит полностью в действие.
5.1.5
Каждый основной элемент системы автоматического замера, регистрации и
управления сбросом нефти должен иметь отличительную планку, на которой должен
быть четко указан номер данного элемента по сборочному чертежу, номер типа или
модели и серийный номер в зависимости от случая.
5.1.6
Если электрические элементы системы управления сбросом установлены в опасных
зонах судна, они должны отвечать соответствующим требованиям по безопасности*,
предусмотренным для таких зон.
__________
* Определены в
публикации МЭК 92 или равноценной ей.
5.2 Прибор для определения содержания нефти
5.2.1
Прибор для определения содержания нефти должен удовлетворять техническим
требования к испытаниям и эксплуатационным характеристикам, изложенным в части 1 приложения к настоящим Руководству и техническим
требованиям, и должен соответствовать общим требованиям, содержащимся в подразделе
5.2.
5.2.2 Точность показаний
приборов, предназначенных для замера и регистрации содержания нефти в широком
диапазоне, должна быть в пределах ±1/10 млн. либо ±20% фактического содержания
нефти в проверяемой пробе, в зависимости от того, что больше. Точность должна
оставаться в вышеуказанных пределах, несмотря на наличие загрязняющих веществ,
иных чем нефть, таких как попадающий воздух, ржавчина, грязь и песок.
5.2.3
Прибор должен быть спроектирован так, чтобы его показания находились в
вышеупомянутых пределах в тех случаях, когда подача питания (в виде
электричества, сжатого воздуха и т.д.) изменяется на 10% от значения, на
которое он рассчитан.
5.2.4
Желательно, чтобы на показания не влиял сорт нефти. Если это происходит, нет
необходимости производить калибровку прибора на борту судна, однако при
калибровке допускаются изменения в соответствии с инструкциями изготовителя. В
последнем случае должны быть предусмотрены средства проверки правильного выбора
калибровки для данного сорта нефти. Точность показаний должна все время
оставаться в пределах, указанных в пункте 5.2.2.
5.2.5
Время срабатывания прибора, как определено в пункте 1.2.8
части 1 приложения, не должно превышать 20 секунд.
5.2.6
Прибор может иметь несколько шкал в зависимости от предполагаемого
использования. Полный диапазон шкалы должен быть не менее 1/1000 млн.
5.2.7
Прибор должен иметь простые средства, позволяющие членам экипажа проверять
работу электрических и электронных цепей прибора путем введения имитирующего
сигнала, соответствующего приблизительно половине полного диапазона шкалы
прибора. Должна быть также предусмотрена возможность производить калибровку прибора