Свод правил МОТ Предупреждение несчастных случаев на судне в море и в порту (01.11.1994)

 

СВОД ПРАВИЛ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА СУДНЕ В МОРЕ И В ПОРТУ
(Accident prevention on board ship at sea and in port)

 

(ноябрь 1994 г., Женева)

 

(Извлечения. См. полный текст на англ. языке) 

 

Предисловие

 

В соответствии с решением, принятым Административным советом Международной организации труда (МОТ) на его 254-й Сессии (ноябрь 1992 г.), в Женеве с 28 сентября по 5 октября 1993 г. состоялось заседание экспертов, целью которого был пересмотр Свода правил Предупреждение несчастных случаев на судне, в море и в порту.

 

После проверки и доработки текста, базирующегося на варианте, подготовленном Секретариатом, эксперты приняли данный Свод правил. Подобный Свод правил не может охватить все аспекты безопасности в рабочее и в нерабочее время на борту судна и в порту. Большинство несчастных случаев происходит в результате недостатка навыков и несоответствующего обучения, незнания специфики судов и судовых операций, несоблюдения установленных процедур, непредусмотрительности и ненужного риска, зачастую при выполнении достаточно простых операций. Осторожность и предусмотрительность являются естественными качествами моряка во время работы. Он должен ввести эти качества в привычку, чтобы предвидеть возможную опасность в любой ситуации, включая обычные каждодневные ситуации. Значительная часть информации, содержащейся в данном Своде правил, была взята из национальных сводов правил и других документов, связанных с безопасностью труда. Поскольку эти руководства не могут охватывать все аспекты безопасности труда и охраны здоровья на судах, к данному Своду правил прилагается список документов и другие информационные материалы.

 

В тексте Свода имеются ссылки на решения, резолюции и документы МОТ и Международной морской организации (ИМО), а также на документы других межправительственных и неправительственных организаций. При использовании таких решений, резолюций и документов необходимо удостовериться, что взяты последние по времени соответствующие издания и версии.

 

Текст Свода правил был утвержден для публикации Административным советом МОТ на его 261-й сессии (ноябрь 1994 г.)

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА СУДНЕ В МОРЕ И В ПОРТУ
(Accident prevention on board ship at sea and in port)

 

(ноябрь 1994 г., Женева)

 

(Извлечения. См. полный текст на англ. языке) 

 

     4. Система разрешений на выполнение работ

 

4.1. Общие положения

 

4.1.1. Система разрешений на выполнение работ — это порядок, согласно которому меры по предотвращению несчастных случаев определены в письменном виде в качестве бланка, выдаваемого морякам, которым поручено задание, могущее включать в себя работу опасного характера.

 

4.1.2. Разрешения должны использоваться только для действительно опасных заданий, и система не должна стать чрезмерно усложненной.

 

4.1.3. Бланк разрешения на выполнение работ должен описывать работу, которую нужно сделать, и необходимые меры предосторожности. Все опасности, которые возможно предвидеть, должны быть учтены, заранее разработанные приемы техники безопасности должны быть приняты к действию, и соответствующие меры предосторожности должны быть вписаны в бланк в соответствующей последовательности.

 

4.1.4. Разрешение должно содержать тщательно составленный лист проверки, который предназначен для идентификации, контролирования и устранения опасностей, и должен описывать аварийные действия при возникновении несчастного случая.

 

4.1.5. Разрешение может выдавать только офицер, имеющий опыт в проведении данных работ. Офицер должен убедиться в том, что проверки были проведены должным образом, и вместе с ответственным лицом подписать разрешение, предварительно обязательно убедившись, что выполнение данной работы безопасно. Капитан должен ставить вторую подпись на всех подобных разрешениях.

 

4.1.6. Должны быть также учтены процедуры блокировки в местах расположения разъединений и соответствующее их обозначение, а также последующей ее отмены, разрешений и подключения.

 

4.1.7. Образец разрешения включен в Приложение 1.

 

 

 5. Общие требования по безопасности труда и охране здоровья на судне

 

5.1. Поддержание порядка на судах, личная гигиена и здоровье

 

5.1.1. Важности поддержания порядка в деле предотвращения несчастных случаев и условий, которые могут привести к травматизму, должно быть уделено первостепенное внимание при обучении каждого члена экипажа, пока понимание этой важности не станет второй натурой моряков.

 

5.1.2. Мелкие повреждения корпуса, оборудования или оснастки (например, выступающие гвозди или шурупы, шатающиеся крепления или рукоятки, неровности или повреждения палубного покрытия, необработанные и расщепившиеся края деревянных изделий, заедающие двери) могут стать причиной порезов, синяков, спотыканий и падений. Они должны быть устранены, как только обнаружены.

 

5.1.3. Любое разлившееся масло или другая жидкость, способная создать опасность, подлежит немедленной уборке.

 

5.1.4. Скопления льда, снега или жидкой грязи должны быть убраны из рабочих зон и проходов на палубе.

 

5.1.5. Если асбестосодержащие панели, обшивка или изоляция переборок неплотно закреплены или повреждены в процессе рейса, выступающие края или поверхности должны быть защищены до проведения соответствующего ремонта подходящим покрытием или чехлом, с тем, чтобы предотвратить отделение и рассеивание в воздухе частичек асбеста. Если известно, что материалы содержат асбест, то их можно разбирать только с целью проведения важного ремонта и только со строгим соблюдением соответствующих национальных или международных требований. В целом, использование асбестовых изолирующих материалов должно быть запрещено.

(см. также раздел 17.5.5).

 

5.1.6. Мигающие лампочки могут показывать дефекты в проводке или оборудовании, которые могут привести к поражениям электрическим током или возгораниям. Дефекты должны быть выявлены и устранены компетентным лицом. Вышедшие из строя лампочки подлежат немедленной, замене.

 

5.1.7. Предупредительные таблички, надписи и рабочие индикаторы должны быть четкими и чистыми.

 

5.1.8. Тяжелые предметы, особенно если они установлены высоко над уровнем палубы, должны быть надежно уложены с учетом движения судна. Тем же образом, мебель и другие предметы, которые могут упасть или сдвинуться в штормовую погоду, должны быть соответствующим образом расположены или закреплены.

 

5.1.9. Двери, как в открытом, так и в закрытом состоянии, должны надежно фиксироваться.

 

5.1.10. Бухты каната и троса, находящиеся на палубе, должны быть расположены таким образом, чтобы не возникала опасность их разматывания.

 

5.1.11. Ни при каких обстоятельствах моряки не должны становиться внутрь бухты каната или троса, лежащего на палубе. Моряки никогда не должны стоять над или переступать через натянутый канат или трос.

 

5.1.12. Во время швартовных операций канаты и тросы часто находятся в натянутом состоянии, и моряки должны, насколько это возможно, всегда находиться в месте, обеспечивающем безопасность в случае удара, если канаты или тросы лопнут.

 

5.1.13. Расположение и хранение палубного и машинного оборудования должно быть хорошо спланировано и организовано, так, чтобы у каждого предмета было свое место.

 

5.1.14. Моряки должны всегда находиться на расстоянии от любого поднимаемого груза, и не должны передвигаться вблизи или находиться под грузом, который поднимают, или который находится в подвешенном состоянии.

 

5.1.15. Мусор представляет собой угрозу пожарной безопасности и может стать причиной того, что кто-либо поскользнется, упадет, либо таить другие опасности. Он должен быть ликвидирован, как того требуют соответствующие документы МАРПОЛ.*

______________

* Международная конвенция по предотвращению загрязнения судов (МАРПОЛ), 1973 г., дополненная Протоколом от 1978 г., Дополнения I и V, и другие аналогичные резолюции.

 

5.1.16. Работы должны проводиться с учетом возможного возникновения опасностей для других моряков; например, при мойке палубы с помощью шланга, вода может попасть в другие места и стать причиной того, что . кто-либо поскользнется и упадет.

 

5.1.17. Аэрозоли, содержащие летучие и легковоспламеняющиеся компоненты, никогда нельзя использовать или хранить вблизи открытого огня или других источников тепла, даже если баллон пуст.

 

5.1.18.

 

1) Моряки должны иметь все необходимые и в соответствующие сроки сделанные вакцинации и прививки.

 

2) Небольшие порезы и ссадины должны быть немедленно обработаны.

 

3) Необходимо применять предохранительные меры, чтобы избежать укусов насекомых. В частности, противомалярийные меры необходимо применять до, во время и после заходов судна в порты, где отмечено наличие малярии.

 

5.1.19. Необходимо постоянно поддерживать высокие стандарты личной опрятности и гигиены. В туалетах должны быть оборудованы устройства для смыва. После работы с красками или после возможного соприкосновения с токсичными веществами всегда необходимо тщательно вымыть руки.

 

5.1.20. Работа в условиях высокой влажности и температуры может вызвать перегрев организма или тепловой удар. Должны быть приняты целесообразные меры предосторожности, включая, если необходимо, употребление достаточного количества воды и дополнительного количества соли.

 

5.1.21. В тропических районах моряки должны защищать себя от солнца и быть осведомлены, что длительное пребывание на солнце, даже если кожа защищена, может причинить вред.

 

5.1.22. Моряки должны быть предупреждены о том, что курение вредит здоровью.

 

5.4. Рабочая одежда и средства индивидуальной защиты*

______________

* За рекомендациями можно также обратиться к гл. 27 Конвенции о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах, МОТ (2-е исправленное изд., 1977 г.).

 

5.4.1. Общие положения

 

5.4.1.1 Рабочая одежда должна быть хорошо пригнана, без свободно свисающих частей, и должна соответствовать выполняемой работе.

 

5.4.1.2. Необходимо постоянно носить соответствующую безопасную обувь.

 

5.4.1.3. Судовладельцы должны обеспечить моряков необходимыми средствами индивидуальной защиты, особенно, если моряки заняты на работах, связанных с опасностью, которую можно уменьшить путем применения средств индивидуальной защиты.

 

5.4.1.4. Морякам необходимо напоминать, что применение средств индивидуальной защиты не означает, что они могут снизить личные стандарты соблюдения техники безопасности, и что данные средства не исключают опасности, а только дают ограниченную защиту при возникновении несчастного случая.

 

5.4.1.5. Средства индивидуальной защиты должны быть того типа и образца, которые одобрены компетентными властями. При наличии широкого выбора средств очень важно, чтобы никакие средства не были заказаны или приняты на борт, если они не подходят для тех задач, для которых они требуются.

 

5.4.1.6. Инструкции изготовителя необходимо должным образом хранить вместе с соответствующими средствами индивидуальной защиты и следовать им при использовании и обслуживании.

 

5.4.1.7. Действенность средств индивидуальной защиты зависит не только от их конструкции, но и от того, что они содержатся в хорошем состоянии. Эти средства должны проверяться через определенные промежутки времени.

 

5.4.1.8. Все моряки должны быть обучены методам использования средств индивидуальной защиты и информированы об ограничениях при их использовании. Лица, которые пользуются средствами индивидуальной защиты, должны каждый раз проверять их перед применением.

 

5.4.1.9. Необходимо обеспечить наличие специальных средств индивидуальной защиты, которые должны надевать моряки при наличии вероятности соприкосновения с особенно агрессивными или загрязняющими веществами.

 

5.4.1.10. Одежда, которую носят на камбузах и в машинных отделениях, где существует риск получения ожогов от огня, горячих предметов, жидкости или пара, должна соответствующим образом закрывать тело, с тем, чтобы свести к минимуму возможность несчастного случая, и должна быть изготовлена из трудновоспламеняющегося материала, например, из хлопка.

 

5.4.2. Защита головы

 

5.4.2.1. Каски могут быть предназначены для различных целей. Каски, предназначенные для защиты от падающих сверху объектов, могут не подходить для защиты моряков от брызг химических веществ. Таким образом,, на отдельных судах необходимо иметь различные виды касок.

 

5.4.2.2. Как правило, корпус каски должен иметь цельную конструкцию, регулируемую подвеску внутри для удержания каски на голове носящего её и, по необходимости, подбородочный ремень, удерживающий каску от падения.

 

5.4.2.3. Подвеску каски и подбородочный ремень необходимо должным образом отрегулировать, как только каска надета, чтобы удостовериться, что она удобно сидит.

 

5.4.3 Защита органов слуха

 

5.4.3.1. Моряки, которые в силу своих обязанностей подвергаются воздействию высоких уровней шума, как, например, те, кто работают в машинных отделениях, должны быть обеспечены наушниками и носить их.

 

5.4.3.2. Для использования на борту судна применяются различные виды средств защиты органов слуха, включая беруши и наушники, каждый из которых может иметь свои конструктивные особенности. Защитные устройства должны быть того типа, который рекомендован для определенных обстоятельств и климатических условий.

 

5.4.3.3. В целом, наиболее эффективную защиту обеспечивают наушники.

 

5.4.3.4. У входа в машинное отделение должно быть обеспечено наличие средств защиты органов слуха.

 

5.4.4 Защита лица и органов зрения

 

5.4.4.1. Имеется широкий выбор средств защиты лица и органов слуха. Для того, чтобы обеспечить выбор соответствующего защитного средства, необходимо тщательно рассмотреть характер возможной опасности.

 

5.4.4.2. Обычные предписанные врачом (корректирующие) очки, если они не изготовлены по классу безопасных, не обеспечивают защиту. Специальные очки коробчатого типа сконструированы таким образом, что их можно носить поверх обычных очков.

 

5.4.5 Средства защиты органов дыхания*

______________

* См. также гл. 10: Доступ и работы в закрытых или замкнутых помещениях.

 

5.4.5.1. Соответствующие средства защиты органов дыхания должны быть обеспечены для работы в условиях, где существует риск недостатка кислорода или воздействия ядовитых, опасных или раздражающих испарений, пыли или газов.

 

5.4.5.2. Выбор правильных средств защиты очень важен. Поскольку имеется широкий выбор средств защиты для использования на судах, необходимо проконсультироваться, какое оборудование пригодно для использования на тех или иных судах с теми или другими целями.

 

5.4.5.3. Моряки должны быть обучены методам использования и хранения средств защиты.

 

5.4.5.4. Маски дыхательных аппаратов и респираторов должны быть правильно подогнаны, чтобы избежать пропускания. Ношение очков, если это соответствующим образом не предусмотрено конструкцией, или бороды и бакенбардов будет мешать прилеганию маски к лицу.

 

5.4.6 Защита рук и ног

 

5.4.6.1. Перчатки должны давать защиту от отдельных опасных воздействий во время работы и соответствовать этому типу работы. Например, кожаные перчатки в целом лучше при работе с необработанными или острыми предметами, жаростойкие перчатки - при работе с горячими предметами, а перчатки резиновые, синтетические или из поливинилхлорида - при работе с кислотами, щелочами, различными видами масел, растворителями и химикатами.

 

5.4.6.2. Все моряки во время работы должны носить обувь, обеспечивающую соответствующую безопасность. Туфли и ботинки должны иметь твердую, нескользящую подошву и усиленные носки. Во время работы запрещается носить сандалии и аналогичную обувь.

 

5.4.7 Предупреждение падений

 

5.4.7.1. При работе на высоте, за бортом или там, где существует риск падения, моряки должны носить страховой пояс, соединенный со страховочным концом (см. также гл. 15).

 

5.5. Знаки, таблички и цветовые коды

 

5.5.1. Знаки и таблички являются очень действенным методом для предупреждения об опасности и для представления информации в неязыковой форме. Посвященные безопасности знаки и таблички по своей форме и цвету должны отвечать требованиям компетентных властей.

 

5.5.2. Содержание переносных огнетушителей должно быть обозначено цветовым кодом в соответствии с требованиями компетентных властей. Каждый огнетушитель должен иметь прикрепленную к нему этикетку, содержащую инструкцию по его использованию.

 

5.5.3. Существуют различные стандарты для цветового кодирования проводов электропроводки и необходимо всегда уделять внимание тому, чтобы персонал знал значение того или иного цвета проводов на борту каждого судна. Если требуется замена, она должна производиться в соответствии с системой цветовых кодов.

 

5.5.4. Газовые баллоны должны иметь четкую маркировку с указанием названия газа, его химической формулы или символа, и корпус баллона должен быть окрашен в соответствии с его содержимым. Необходимо обеспечить наличие карточки цветового кодирования.

 

5.5.5. Трубопроводы должны быть промаркированы согласно системе цветового кодирования, которая указывает их назначение. Поставленные на замену трубы необходимо маркировать в соответствии с системой цветового кодирования.

 

5.5.6. Упаковки, содержащие опасные грузы, должны быть соответствующим образом промаркированы.(см. также главу 7).

 

 

 8. Безопасный доступ на судно*

______________

* Свод правил по безопасности и охране здоровья при доковых работах, МОТ (пересмотренный в 1977 г.) и Руководство по безопасности и охране здоровья при доковых работах, МОТ (пересмотренное в 1988 г.) содержат более подробную информацию о средствах доступа на суда.

 

8.1. Средства доступа на судно

 

8.1.1. Необходимо наличие средства, обеспечивающего безопасное перемещение между любым судном и любым причалом, понтоном или подобным устройством или другим судном, к которому данное судно ошвартовано.

 

8.1.2. Морякам необходимо предоставить соответствующую информацию о том, каким образом можно безопасно пройти с судна и на судно через морской терминал или через зоны обработки грузов на берегу.**

_____________________

** Обязанность гарантирования безопасности моряков на территории порта подчеркнута в Рекомендациях о социально-бытовом обслуживании моряков в море и в порту, МОТ, 1987 г. (N 173) (параграфы 3 и 19).

 

8.1.3. В некоторых современных портах портовые власти предоставляют оборудование для доступа на судно и информацию о безопасных способах доступа. Тем не менее, капитан должен убедиться, насколько это возможно, что данное оборудование отвечает требуемым стандартам безопасности.

 

8.1.4. Моряки не должны использовать средство доступа, которое небезопасно. Они также должны пользоваться средствами доступа с осторожностью, например, при переноске личных вещей, запасов или судового снабжения они должны сделать несколько ходок или использовать соответствующий судовой кран, вместо того, чтобы пытаться перенести слишком много за один раз.

 

8.1.5. Все устройства для доступа должны постоянно проверяться либо моряками, либо береговым персоналом, особенно в портах с большой амплитудой приливов.***

_________________

*** Кроме своего вклада в предупреждение несчастных случаев с моряками, такой контроль способствует мерам судовой безопасности, направленным на предотвращение посадки на судно посторонних лиц, в том числе преступников.

 

8.1.6. Доступ на судно обычно должен осуществляться через забортный трап или сходни, которые должны соответствовать конструкции палубы, размеру, форме и максимальной высоте надводного борта судна.

 

8.1.7. Все оборудование для доступа на судно должно иметь соответствующую конструкцию, быть изготовленным из качественного материала, быть достаточно прочным, не содержать явных дефектов, хорошо обслуживаться и часто проверяться; Окраска и обслуживание не должны производиться с целью сокрытия трещин или дефектов.

 

8.1.8. Оборудование для доступа на судно должно быть установлено на свое место сразу после того, как судно ошвартовалось, и оставаться на своем месте, пока судно ошвартовано.

 

8.1.9. В месте входа на судно на борту должен находиться спасательный круг с лампочкой автоматического включения и отдельным спасательным концом, или какое-либо аналогичное спасательное средство.

 

8.1.10. Все оборудование для доступа на судно и подходы к нему должны быть в достаточной мере освещены.

 

8.1.11. Для доступа на судно моряки должны использовать только соответствующее оборудование.

 

8.1.12. Насколько это практически выполнимо, оборудование для доступа на судно должно быть свободным от снега, льда, смазки или других веществ, которые могут вызвать скольжение или падение.

 

8.1.13. Любая щель между портовым причалом и судном, через которую лицо, находящееся на средстве доступа на судно, может упасть в воду, должна быть перекрыта сеткой безопасности соответствующего размера, ячеистости и конструкции, должным образом закрепленной на судне и на портовом причале.

 

8.1.14. Средство доступа на судно и ближайшие подходы к нему не следует загромождать и, насколько это возможно, необходимо очищать от любых веществ, которые могут стать причиной скольжения или падения.

 

8.1.15. Средство доступа на судно должно быть расположено таким образом, чтобы над ним не проносили никакой подвешенный груз.

 

8.1.16. Сходни и забортные трапы должны иметь четкую маркировку максимального разрешенного угла использования и максимальной безопасной нагрузки, указанной как в количестве людей, так и в общем весе. Данный лимит нельзя превышать ни при каких обстоятельствах.

 

8.1.17. Дальнейшие руководства, касающиеся доступа на автомобильные


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home