Конвенция N 152 О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА НА ПОРТОВЫХ РАБОТАХ

 

 [неофициальный перевод]

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

 

 

КОНВЕНЦИЯ N 152

О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА НА ПОРТОВЫХ РАБОТАХ

 

(Женева, 25 июня 1979 года)

 

 

Генеральная конференция Международной организации труда,

 

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 6 июня 1979 года на свою шестьдесят пятую сессию,

 

принимая во внимание положения соответствующих существующих международных конвенций и рекомендаций по труду, и, в частности, Конвенции 1929 года об указании веса грузов, перевозимых на судах, Конвенции 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями и Конвенции 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация),

 

постановив принять ряд предложений относительно пересмотра Конвенции (пересмотренной) 1932 года о защите докеров от несчастных случаев (32), что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

 

считая, что эти предложения должны принять форму международной конвенции,

 

принимает сего двадцать пятого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят девятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы):

 

 

Раздел I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Статья 1

 

В целях настоящей Конвенции понятие "портовые работы" охватывает всю или какую-либо часть работы по погрузке или разгрузке любого судна, а также любую связанную с этим работу; определение такой работы устанавливается национальным законодательством или практикой. При разработке и пересмотре этого определения проводятся консультации с организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся или они иным образом участвуют в этом.

 

Статья 2

 

1. Каждый член Организации может делать из положений настоящей Конвенции полные или частичные исключения в отношении портовых работ в любом месте, где перевозки носят нерегулярный характер и производятся лишь мелкими судами, а также в отношении портовых работ, связанных с рыболовными судами или с их определенными категориями, при условии, что:

 

a) обеспечиваются безопасные условия труда;

 

b) компетентные органы власти, после консультаций с организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся, придут к убеждению, что с учетом всех сложившихся обстоятельств целесообразно предоставить исключения.

 

2. Особые требования раздела III настоящей Конвенции могут быть изменены, если компетентный орган власти убеждается, после консультации с организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся, что эти изменения дают соответствующие преимущества и что предоставляемая общая защита является не хуже той, которая обеспечивалась бы в результате полного применения положений настоящей Конвенции.

 

3. Любые полные или частичные исключения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, и любые значительные изменения, внесенные согласно пункту 2 настоящей статьи, а также причины, вызвавшие их, указываются в докладах, представляемых согласно статье 22 Устава Международной организации труда относительно применения настоящей Конвенции.

 

Статья 3

 

В целях настоящей Конвенции:

 

a) термин "трудящийся" означает любое лицо, занятое на портовых работах,

 

b) термин "компетентное лицо" означает лицо, обладающее знаниями и опытом, необходимыми для выполнения одной или нескольких конкретных функций, и приемлемое как таковое для компетентных органов власти;

 

c) термин "ответственное лицо" означает лицо, назначаемое предпринимателем, капитаном судна или владельцем механизма, в зависимости от обстоятельств, в качестве ответственного за выполнение одной или нескольких конкретных функций и которое располагает достаточными знаниями, опытом и необходимым авторитетом для должного их выполнения;

 

d) термин "уполномоченное лицо" означает лицо, уполномоченное предпринимателем, капитаном судна или ответственным лицом для выполнения определенной задачи или задач и обладающее необходимыми техническими знаниями и опытом;

 

e) термин "подъемные механизмы" охватывает все неподвижные или подвижные механизмы для обработки грузов, включая расположенные на берегу механические платформы, которые используются на берегу или на борту судна для подвешивания, поднятия или опускания грузов или их переноса с одного места на другое в подвешенном или поддерживаемом состоянии;

 

f) термин "подъемное приспособление" охватывает любое приспособление, посредством которого груз может крепиться к подъемному механизму, но который не является неотъемлемой частью этого механизма или груза;

 

g) термин "доступ" означает также "выход";

 

h) термин "судно" охватывает любой тип судна, баржи, лихтера или судна на воздушной подушке, за исключением военных кораблей.

 

 

Раздел II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 4

 

1. Национальное законодательство или правила предписывают проведение мер в соответствии с разделом III настоящей Конвенции в отношении портовых работ с целью:

 

a) оборудования и содержания в порядке рабочих мест и материалов; использования методов обеспечивающих безопасность и здоровые условия работы;

 

b) предоставления и содержания в порядке безопасных средств доступа к любому рабочему месту;

 

c) предоставления информации, обеспечения подготовки и контроля, необходимых для защиты трудящихся от несчастных случаев или опасности для здоровья в связи с выполнением или при выполнении ими работы;

 

d) обеспечения трудящихся всеми средствами индивидуальной защиты и защитной одеждой, а также всеми спасательными средствами, которые могут обоснованно потребоваться, когда надлежащая защита от несчастных случаев или ущерба для здоровья не может быть обеспечена другими способами;

 

e) предоставления и содержания в порядке соответствующих и надлежащих средств по оказанию первой помощи и спасанию;

 

f) разработки и введения соответствующих процедур на случай любых аварийных ситуаций, которые могут возникнуть.

 

2. Меры, которые необходимо принимать во исполнение настоящей Конвенции, охватывают:

 

a) общие требования, касающиеся конструирования, оборудования и содержания в порядке портовых сооружений и других мест, где выполняются портовые работы;

 

b) защиту от пожаров и взрывов и их предупреждение;

 

c) безопасные средства доступа к судам, трюмам, подмостям, подъемному оборудованию и механизмам;

 

d) перевозку трудящихся;

 

e) открытие и закрытие люков, ограждение люков и работу в трюмах;

 

f) строительство, содержание в порядке и использование подъемных механизмов и приспособлений;

 

g) строительство, содержание в порядке и использование подмостей;

 

h) такелажные работы и использование грузовых стрел на судах;

 

i) испытание, осмотр, проверку и удостоверение, в случае необходимости, подъемных механизмов и приспособлений (включая цепи и тросы), строп и других подъемных приспособлений, образующих неотъемлемую часть груза;

 

j) обработку различных видов груза;

 

k) штабелирование и хранение грузов;

 

l) опасные вещества и другие опасности в производственной среде;

 

m) индивидуальные средства защиты и защитную одежду;

 

n) средства санитарии, личной гигиены и бытовое обслуживание;

 

o) медицинский контроль;

 

p) средства по оказанию первой помощи и спасанию;

 

q) организацию техники безопасности и охраны здоровья;

 

r) подготовку трудящихся;

 

s) уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их расследование.

 

3. Практическое выполнение требований, предусмотренных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обеспечивается или основывается на технических нормах или сводах практических правил, утвержденных компетентным органом власти, или путем применения других соответствующих методов, отвечающих национальным условиям и практике.

 

Статья 5

 

1. Национальное законодательство или правила возлагают на соответствующих лиц - предпринимателей, владельцев, капитанов или других лиц, в зависимости от обстоятельств - ответственность за соблюдение мер, упомянутых в пункте 1 статьи 4 настоящей Конвенции.

 

2. Если несколько предпринимателей одновременно осуществляют деятельность на одном рабочем месте, они обязаны сотрудничать с целью применения предписанных мер, не нанося ущерба ответственности каждого предпринимателя за безопасность и здоровье занятых у него трудящихся. В соответствующих случаях компетентный орган власти предписывает общие процедуры для осуществления такого сотрудничества.

 

Статья 6

 

1. Принимаются меры, в соответствии с которыми трудящиеся:

 

a) обязаны не мешать без уважительной причины действию любого устройства или приспособления по технике безопасности, предусмотренного для их собственной защиты или защиты других лиц, и не использовать их неправильно;

 

b) проявляют разумную заботу в отношении собственной безопасности и безопасности других лиц, которых могут касаться их действия или упущений в процессе труда;

 

c) немедленно докладывают своему непосредственному руководителю о любой ситуации, которая, по их мнению, может представлять опасность и которую они сами не могут исправить, для принятия мер по исправлению.

 

2. На каждом рабочем месте трудящиеся имеют право участвовать в обеспечении безопасных условий труда в рамках их контроля над оборудованием и методами труда и высказываться относительно действующих трудовых операций, если они затрагивают безопасность. Данное право, в той мере, насколько это соответствует национальному законодательству и практике, осуществляется через комитеты по безопасности и гигиене труда, где такие комитеты были созданы согласно статье 37 настоящей Конвенции.

 

Статья 7

 

1. При применении положений настоящей Конвенции посредством национального законодательства или каким-либо другим соответствующим путем, согласно национальной практике и условиям, компетентный орган власти консультируется с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся.

 

2. Для осуществления мер, упомянутых в пункте 1 статьи 4 настоящей Конвенции, предусматривается тесное сотрудничество между предпринимателями и трудящимися или их представителями.

 

 

  Раздел III. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ

 

Статья 8

 

Если какое-либо рабочее место представляет угрозу безопасности или здоровью, принимаются эффективные меры (устройство ограждений, обозначение сигнальными флажками или другие соответствующие меры, включая, если необходимо, прекращение работы) для защиты трудящихся, пока это место вновь не станет безопасным.

 

Статья 9

 

1. Все места, где выполняются портовые работы, а также все подходы к ним соответственно и надлежащим образом освещаются.

 

2. Любое препятствие, которое может представлять опасность для передвижения подъемного механизма, транспортного средства или лиц, если по практическим причинам оно не может быть устранено, обеспечивается соответствующими и заметными обозначениями и, если необходимо, надлежащим образом освещается.

 

Статья 10

 

1. Все поверхности, используемые для передвижения транспортных средств или штабелирования грузов или материалов, соответствуют назначению и содержатся надлежащим образом.

 

2. При штабелировании, укладке грузов или материалов, разгрузке штабелей или грузов работа выполняется в установленном порядке, с соблюдением мер безопасности, учитывая характер груза или материалов и их упаковки.

 

Статья 11

 

1. Для обеспечения возможности безопасного использования транспортных средств и подъемных механизмов оставляются проходы надлежащей ширины.

 

2. Там, где это необходимо и практически осуществимо, для пешеходов устраиваются отдельные проходы, такие проходы имеют достаточную ширину и, насколько это практически осуществимо, отделяются от проходов, используемых транспортными средствами.

 

Статья 12

 

В местах, где проводятся портовые работы, обеспечиваются и содержатся в готовности для использования соответствующие и надлежащие противопожарные средства.

 

Статья 13

 

1. Все опасные части оборудования эффективно ограждаются, если только они не находятся в таком положении или не имеют такой конструкции, которые являются безопасными, как если бы они в действительности были ограждены.

 

2. Принимаются эффективные меры для быстрого отключения питания любого оборудования в непредвиденных случаях, если это необходимо.

 

3. В случае необходимости проведения уборки или работ по ремонту оборудования, когда возникает опасность для какого-либо лица, такое оборудование останавливается до начала этих работ и принимаются надлежащие меры для обеспечения того, чтобы упомянутое оборудование не было вновь пущено в ход до завершения таких работ. Однако ответственное лицо может вновь пустить в ход оборудование в целях испытания или регулировки, которые невозможно выполнить, пока оборудование не работает.

 

4. Только уполномоченному лицу разрешается:

 

a) снимать любое ограждение, где это необходимо в целях выполнения работы;

 

b) снимать предохранительные устройства или отключать их в целях уборки, регулирования или ремонта.

 

5. Если какое-либо ограждение снято, то принимаются соответствующие меры предосторожности и указанное ограждение вновь ставится на место, как только это станет практически возможно.

 

6. Если какое-либо предохранительное устройство снято или отключено, это приспособление вновь устанавливается или подключается, как только это станет практически возможно; принимаются меры по обеспечению того, чтобы соответствующее оборудование не могло быть пущено в ход без предупреждения или использовано до тех пор, пока предохранительное устройство не поставлено на место или не пущено вновь в действие.

 

7. В целях настоящей статьи термин "оборудование" включает любой подъемный механизм, механически действующую крышку люка или механическое оборудование.

 

Статья 14

 

Все электрооборудование и электроустановки конструируются, устанавливаются, действуют и содержатся таким образом, чтобы предотвратить любую опасность, и соответствуют нормам, признанным компетентным органом власти.

 

Статья 15

 

При разгрузке или погрузке судна у причала или у борта другого судна предусматриваются и содержатся в готовности надлежащие и должным образом установленные и закрепленные безопасные средства доступа на судно.

 

Статья 16

 

1. При перевозке трудящихся водным путем на судно или с судна или в другое место и обратно принимаются надлежащие меры для обеспечения их безопасной посадки, перевозки и высадки; определяются условия, которым должны отвечать суда, используемые для этой цели.

 

2. При перевозке трудящихся с места работы или на место работы на берегу, перевозочные средства, предоставляемые предпринимателем, должны быть безопасными.

 

Статья 17

 

1. Доступ к трюму или на грузовую палубу судна обеспечивается посредством:

 

a) закрепленного трапового марша или, где это практически нецелесообразно, закрепленного трапа или крепительных реек или опор соответствующих размеров, достаточной прочности и надлежащей конструкции, или

 

b) с помощью других средств, приемлемых для компетентного органа власти.

 

2. Средства доступа, указанные в настоящей статье, насколько это практически целесообразно, отделяются от отверстий люков.

 

3. Трудящиеся не используют или от них не требуется использовать любые другие средства доступа к трюму или на грузовые палубы судна, кроме тех, которые указаны в настоящей статье.

 

Статья 18

 

1. Никакая крышка люка или бимс не должны использоваться, если они не имеют надежной конструкции, достаточной прочности и не содержатся должным образом для используемых целей.

 

2. Если для операций с крышками люков используется подъемный механизм, они оснащаются легко доступными соответствующими креплениями для фиксирования строп или других подъемных приспособлений.

 

3. Если крышки люков и бимсы не являются взаимозаменяемыми, на них наносятся ясные обозначения с указанием того люка, к которому они принадлежат, а также их положения при этом.

 

4. Лишь уполномоченному лицу (когда это практически возможно - члену экипажа судна) разрешается открывать или закрывать механически действующие крышки люков; крышки люков не открываются или не закрываются, если такое действие создает угрозу нанесения травмы тому или иному лицу.

 

5. Положения пункта 4 настоящей статьи применяются, с соответствующими изменениями, к оборудованию, такому, как механически действующие двери в корпусе судна, аппарели, убирающаяся автомобильная палуба и другие аналогичные устройства.

 

Статья 19

 

1. Принимаются надлежащие меры для ограждения любого отверстия в палубе или на ней, где трудящиеся обязаны работать и которое может представить опасность падения для трудящихся или транспортных средств.

 

2. Каждый люк, не оборудованный комингсом должной высоты и прочности, закрывается или его ограждение вновь ставится на место, когда люк больше не используется, за исключением рабочих перерывов короткой продолжительности, и на ответственное лицо возлагается обеспечение выполнения указанных мер.

 

Статья 20

 

1. Принимаются все необходимые меры для обеспечения безопасности трудящихся, которые должны находиться в трюме или на грузовой палубе судна при работе там механических средств или при выполнении погрузочно-разгрузочных операций с помощью механических приспособлений.

 

2. Крышки люков и бимсы не снимаются или не ставятся на место во время выполнения работы под люками в трюме. До погрузки или разгрузки любая крышка люка или бимс, не закрепленные надлежащим образом, чтобы противодействовать смещению, убираются.

 

3. В трюмах или на грузовой палубе судна обеспечивается должная вентиляция посредством подачи свежего воздуха с целью предотвращения опасности для здоровья в результате выделения газов

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home