Резолюция
A.970(24)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2006-2011 ГОДОВ)
(Принята 23 ноября 2005 года )
Ассамблея,
Ссылаясь
на часть I Конвенции о Международной морской организации, в частности на статью
1 а),
Ссылаясь
также на часть II Конвенции, в частности на статью 2 а) и с),
Ссылаясь
далее на резолюции A.900(21) - "Цели Организации на
период до 2010 года"; A.901(21) - "ИМО и
техническое сотрудничество на период до 2010 года"; и A.909(22) - "Выработка политики в ИМО - установлении
политики и целей Организации",
Ссылаясь,
в частности, на то, что на своей двадцать второй сессии она поручила Совету
подготовить стратегический план Организации, излагающий общее направление
деятельности и стратегические цели Организации, и что на своей двадцать третьей
сессии она приняла резолюцию A.944(23) -
"Стратегический план Организации (на шестилетний период 2004-2010
годов)",
Стремясь
к достижению целей и выполнению задач Организации единообразным образом на
глобальной основе, а также установлению четких приоритетов для их достижения,
Рассмотрев
рекомендации Совета, сделанные на его двадцать третьей внеочередной сессии:
1.
Утверждает изложенный в приложении Стратегический план Организации на
шестилетний период 2006-2011 годов, включающий:
a) программное
заявление;
b) тенденции,
события и задачи в судоходной и морской сфере, с которыми столкнется
Организация в вышеупомянутом периоде;
c)
стратегические направления для Организации, определенные на основе новых
тенденций, событий и задач;
d) показатели
эффективности для оценки деятельности Организации;
2.
Предлагает Совету и Генеральному секретарю, в зависимости от случая, следить за
ходом работы и анализировать, при необходимости, механизмы обзора и внесения
коррективов в работу, проводимую согласно Плану, с учетом плана действий
высокого уровня, разработанного Организацией;
3.
Поручает Совету проводить обзор Плана каждые два года;
4.
Постановляет рассмотреть ход работы Организации по выполнению Плана на своей
двадцать пятой очередной сессии на основе доклада Совета.
5.
Отменяет резолюцию A.944(23).
Приложение.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2006-2011 ГОДОВ)
Настоящий
Стратегический план Организации охватывает шестилетний период 2006-2011 годов.
Он состоит из четырех разделов:
.1 программное
заявление;
.2 тенденции и
события в судоходной и морской сфере, а также связанные с ними задачи для
Организации;
.3
стратегические направления, по которым Организация предполагает осуществлять
свою деятельность в течение этого периода;
.4 ряд
показателей эффективности.
1.1
Миссия Международной морской организации (ИМО) как специализированного
учреждения Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы путем
сотрудничества содействовать безопасному, защищенному, экологически
рациональному, эффективному и устойчивому судоходству. Эта задача будет
выполнена путем принятия самых высоких практически достижимых стандартов
безопасности и охраны на море, путем обеспечения эффективности мореплавания и
предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним, а также путем рассмотрения
относящихся к этому юридических вопросов и эффективного осуществления
документов ИМО с целью их универсального и единообразного применения.
2. ТЕНДЕНЦИИ, НОВЫЕ
СОБЫТИЯ И ЗАДАЧИ
2.1
В работе по выполнению своей миссии в постоянно меняющемся мире перед
Организацией встают многочисленные задачи. Стратегические направления
деятельности Организации разработаны в контексте тенденций и событий в
современной судоходной отрасли, перечисленных ниже.
2.2
Современный глобализированный мир характеризуется более свободным перемещением
людей, товаров, услуг и информации. Это более взаимосвязанный мир, в котором
действия, предпринятые в одной его части, имеют последствия в других местах. По
мере расширения торгового обмена повышается важность судоходства как главного
посредника в мировой торговле. Глобализация также приводит к возникновению
новых участников в морском секторе. Например, мощные судоходные конгломераты и
объединения, а также глобальные операторы терминалов оказывают все большее
влияние на мировую торговлю, морской транспортный сектор и судоходство в целом.
Имеется опасение, что стандарты судоходства могут снизиться под влиянием
процессов либерализации и конкуренции, вторгающихся в морской сектор. В то же
время усиливается взаимодействие между ИМО и другими межправительственными
организациями, а также негосударственными участниками, такими как отраслевые
группы и группы с особыми интересами, в связи с необходимостью более
всеобъемлющего и широкого подхода к решению вопросов судоходства.
Задачи
ИМО:
.1 предвидеть
тенденции и события, затрагивающие судоходство;
.2 применять
всеобъемлющий и всеохватывающий подход к вопросам судоходства;
.3 эффективно и
действенно реагировать на тенденции, события и инциденты в сфере судоходства,
предотвращая при этом развитие тенденций к региональным или односторонним
действиям, которые противоречат регулятивной системе Организации;
.4 привлекать
всех членов ИМО к выработке и принятию политики.
Повышение безопасности на
море
2.3
Повышение безопасности на море путем обеспечения того, чтобы каждое звено
цепочки ответственности полностью выполняло свои обязательства, является
приоритетом для морского сообщества в целом. Государства флага и порта, а также
прибрежные государства, судовладельцы, классификационные общества и другие
заинтересованные стороны играют важную роль в коллективном осуществлении,
поддержании и повышении стандартов судоходства. Доступ к информации,
прозрачность и всеохватывающий подход к разработке мер по единообразному и эффективному
осуществлению документов ИМО также являются критическими факторами успеха в
деле повышения безопасности на море.
Задачей
ИМО является усовершенствование технических и эксплуатационных стандартов и
стандартов управления безопасностью, а также прекращение эксплуатации судов,
которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на постоянной основе.
Другой задачей является выявление и оценка факторов, влияющих на культуру
безопасности, и превращение их в практические и эффективные механизмы для
дальнейшего развития культуры качества и безопасности во всем морском
сообществе.
2.4
Террористические нападения 11 сентября 2001 года глубоко потрясли все морское и
портовое сообщество и побудили государства-члены ИМО, межправительственные и
неправительственные организации коллективно ввести новые меры в секторе
морского транспорта, направленные на усиление охраны на море и в портах и
защиту глобальных перевозок, в том числе важнейших судоходный путей, от
потрясений. После принятия поправок к Конвенции СОЛАС, которые ввели
Международный кодекс по
охране судов и портовых средств, должны быть эффективно осуществлены меры по
усилению глобальной охраны на море. В то же время становится все более важным
обеспечить, чтобы меры охраны не оказывали отрицательного воздействия на
эффективность судоходства и портовых операций, тем более учитывая, что
взаимосвязанный мир в значительной степени зависит от морских перевозок.
Задачей
ИМО является содействие эффективному осуществлению мер охраны и развитие
понимания важности вопросов охраны при осуществлении операций на судах и
портовых средствах, обеспечивая в то же время надлежащий баланс между мерами по
облегчению торгового обмена и бесперебойными и эффективными морскими
перевозками.
Повышенное осознание
экологических проблем
2.5
Как показали несколько случаев аварий, становится очевидной растущая
нетерпимость общества к загрязнению окружающей среды в результате аварий,
связанных с судоходством. Кроме того, повышенная обеспокоенность воздействием
глобальной судоходной деятельности на окружающую среду дает новый импульс
усилиям, направленным, в частности, на обеспечение сохранения водных систем и
недопущение внесения вредных веществ с судов в морскую среду. Обеспокоенность
состоянием окружающей среды распространяется также на проблемы, связанные с
наиболее безопасными и эффективными мерами по утилизации судов.
Задачи
ИМО в соответствии с глобальным упором на устойчивое развитие:
.1 занимать
инициативную позицию в установлении и решении вопросов, связанных с судоходной
деятельностью, которая может оказывать отрицательное воздействие на окружающую
среду;
.2 разработать
эффективные ответные меры в отношении инцидентов, связанных с судоходством, с
целью смягчить их воздействие на окружающую среду;
.3 обеспечить,
чтобы новые суда были более экологичными, путем принятия концепции "от
стапеля до демонтажа" в отношении новых судов, содействуя при этом поиску
практических решений в области утилизации существующих судов.
2.6
В контексте основной миссии ИМО, заключающейся в охране человеческой жизни на
море, такие факторы, как появление крупных пассажирских судов, способных
перевозить несколько тысяч человек, более широкое использование паромов и
высокоскоростных судов для обеспечения важных региональных и архипелажных
связей, растущее число мигрантов, перевозимых морем, продолжающееся пиратство и
вооруженный разбой и продолжающаяся гибель моряков в море, вызывают повышенную
обеспокоенность вопросами охраны человеческой жизни на море и эффективности
поисково-спасательных операций в случае бедствий, в частности вопросами
безопасной и защищенной эксплуатации судов и адекватности существующих
возможностей для принятия ответных мер с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задачей
ИМО является обеспечение адекватности всех систем, используемых для целей
охраны человеческой жизни на море, в том числе тех, которые связаны с проблемой
большого скопления людей.
Важность
наращивания потенциала для обеспечения универсального и единообразного
применения документов ИМО
2.7
Объединенная программа технического сотрудничества (ОПТС) имеет огромное
значение для оказания помощи развивающимся странам в осуществлении документов
ИМО в целях повышения безопасности и защищенности судоходства и улучшения
защиты окружающей среды. Важность ОПТС повышается каждый раз, когда ИМО
принимает новый документ. Выражается обеспокоенность относительно способности
ИМО удовлетворять традиционные и растущие потребности развивающихся стран в
технической помощи, и в частности относительно долгосрочной финансовой
устойчивости ОПТС.
Задачей
ИМО является обеспечение справедливых и устойчивых средств финансирования ОПТС
и улучшение ее выполнения и эффективности.
2.8
Деятельность людей во всех секторах морской отрасли является основной причиной
инцидентов, связанных с судоходством. ИМО продолжит работу по решению этой
проблемы. Поскольку ИМО стремится к полному соблюдению ее документов, их
эффективность будет подвергаться серьезной проверке при каждом инциденте,
связанном с судоходством, который возникает в результате ошибки, свойственной
человеку. С другой стороны, технологические достижения предложат новые
возможности, которые ИМО может использовать для усиления роли человеческого
фактора в повышении безопасности судоходства.
Задачей
ИМО является уделение повышенного внимания роли человеческого фактора в более
безопасном и защищенном судоходстве и постоянное совершенствование мер по
улучшению деятельности человека в морской отрасли.
Технология как главная
движущая сила изменений в секторе морского транспорта
2.9
Технологические разработки создают новые возможности, однако могут иметь также
и отрицательные последствия. Таким образом, существуют новые возможности для
дальнейшей разработки различных инициатив ИМО - от безопасности и охраны до
защиты окружающей среды. Разработки в области информационно-коммуникационных
технологий позволят усовершенствовать управление знаниями с целью повысить
прозрачность и доступность информации.
Задачи
ИМО:
.1 обеспечивать,
чтобы принимаемые технологические разработки способствовали повышению
безопасности и усилению охраны на море, а также улучшению защиты окружающей
среды;
.2 обеспечивать
надлежащее применение информационной технологии в рамках Организации и
предоставлять улучшенный доступ к этой информации для отрасли судоходства и
других сторон;
.3 обеспечивать,
чтобы новое оборудование для использования на судах было спроектировано и
изготовлено с учетом потребностей, квалификации и возможностей всех
пользователей.
Стратегические
направления, позволяющие ИМО достичь своих программных целей в последующие
годы, могут рассматриваться в рамках трех широких категорий:
.1 повышение
статуса и эффективности Организации;
.2 разработка и
поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и
экологически рационального судоходства;
.3 повышение
авторитета судоходства, а также внедрение культуры качества и осознания
экологических проблем.
Деятельность
Организации по этим трем категориям будет контролироваться посредством ряда
показателей эффективности. Для каждого стратегического направления указаны
номера применимых показателей.
3.1
Повышение статуса и эффективности ИМО
.1 ИМО является главным
международным форумом для обсуждения технических вопросов, затрагивающих
международное судоходство. Широкий и всеобъемлющий подход к таким вопросам
будет отличительной чертой ИМО. С целью поддержания этого главенствующего
положения ИМО будет:
.1 усиливать
свою роль в морских делах по отношению к другим межправитель-ственным
организациям, с тем чтобы иметь возможность эффективным и всеобъемлющим образом
решать сложные межучрежденческие вопросы;
.2 активно
привлекать различные заинтересованные стороны - новые и существующие - к работе
в сфере судоходства, включая неправительственные организации, отрасль и
общественность в целом, с тем чтобы обеспечить более всеохватывающий подход к
процессу принятия решений;
.3 активно
стремиться к объединению усилий и избегать дублирования работы, проводимой
другими учреждениями ООН по вопросам судоходства.
Относящиеся к этому показатели эффективности:
1, 2, 3, 16 и 17
.2 ИМО будет
содействовать глобальному соблюдению ее документов, регулирующих международное
судоходство, и будет поощрять их единообразное осуществление
государствами-членами.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 2, 3 и 14
.3 ИМО будет
усиливать свои программы по наращиванию потенциала и сосредоточит основное
внимание на:
.1 разработке
партнерств с правительствами, организациями и отраслью с целью наращивания
потенциала;
.2 обеспечении
долгосрочной устойчивости ОПТС;
.3
удовлетворении потребностей развивающихся государств-членов; и
.4 улучшении
выполнения, использования и эффективности своих программ технического
сотрудничества.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 14 и 15
.4 В рамках
своей структуры ИМО должна быть способна эффективно и действенно реагировать на
возникающие тенденции, события и задачи. Она будет стремиться к наивысшему
уровню организационного руководства и управления. Совет обеспечит общую ведущую
роль, структура комитетов будет оптимизирована и ИМО будет иметь поддержку со
стороны эффективного и действенного Секретариата. Секретариату будут
предоставлены достаточные ресурсы и специальные знания для реализации рабочих
планов Организации в рамках утвержденных двухгодичных ассигнований, и
Организация будет эффективно использовать информационно-коммуникационные
технологии в своей управленческой и административно-хозяйственной деятельности.
Относящийся к этому показатель эффективности:
16
3.2
Разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного,
эффективного и экологически рационального судоходства
.1
Первоочередное внимание ИМО будет уделять охране человеческой жизни на море. В
частности, особый упор будет сделан на:
.1 обеспечении
того, чтобы все системы, относящиеся к усилению охраны человеческой жизни на
море, были адекватными, в том числе системы, которые связаны с проблемой
большого скопления людей;
.2 повышении
технических и эксплуатационных стандартов, а также стандартов управления
безопасностью;
.3 прекращении
эксплуатации судов, которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на
постоянной основе;
.4 роли
человеческого фактора в безопасном судоходстве.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 3, 4, 5, 11, 12 и 13
.2 ИМО будет
стремиться к усилению охраны сети морского транспорта, в том числе важнейших
судоходных путей, и пресечению пиратства и вооруженного разбоя против судов, а
также сокращению числа инцидентов, связанных с безбилетными пассажирами, путем:
.1 содействия
всеобъемлющему и совместному подходу как среди государств-членов в рамках
Организации, так и между ИМО и другими межправительственными и
неправительственными организациями;
.2 повышения
информированности о мерах охраны, принимаемых ИМО, и содействия их эффективному
осуществлению;
.3 усиления
упора на роли человеческого фактора и защите прав моряков в защищенном
судоходстве.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 3, 6 ,7, 11, 12 и 15
.3 ИМО
сосредоточит внимание на уменьшении и устранении любого отрицательного
воздействия судоходства на окружающую среду путем:
.1 выявления и
решения проблем, связанных с возможным отрицательным воздействием;
.2 разработки
эффективных мер по смягчению последствий и реагированию на воздействие на
окружающую среду в результате инцидентов, связанных с судоходством, а также
эксплутационного загрязнения с судов;
.3 усиления
упора на роли человеческого фактора в экологически рациональном судоходстве.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 8, 9, 10, 11 и 12
.4 ИМО будет
стремиться к обеспечению того, чтобы меры, направленные на содействие
безопасному, защищенному и экологически рациональному судоходству, не оказывали
чрезмерного отрицательного воздействия на эффективность судоходства. ИМО будет
также постоянно проводить обзор таких мер для обеспечения их адекватности,
эффективности и актуальности, используя наилучшие имеющиеся в распоряжении
средства.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 2 и 3
.5 ИМО будет
уделять особое внимание потребностям в области судоходства, которые испытывают
малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.
.6 ИМО установит
целевые стандарты проектирования и постройки новых судов.
Относящийся к
этому показатель эффективности: 18
3.3
Повышение авторитета судоходства, культура качества и осознание экологических
проблем
.1 ИМО, в
партнерстве с другими заинтересованными сторонами, будет стремиться к повышению
авторитета судоходства в глазах гражданского общества по вопросам безопасности,
защищенности и окружающей среды путем:
.1 активной
демонстрации огромной важности судоходства как безопасного, защищенного и
экологически рационального вида транспорта для перевозки товаров и людей и
подчеркивания роли Организации в этом отношении;
.2 активной
разработки своих программ по поддержанию связи с местным населением.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 4 b), 5 b), 6, 7, 8,
10, 11 и 14
.2 ИМО будет
играть ведущую роль в повышении качества судоходства путем:
.1 поощрения
использования наилучших доступных методов,