A.970(24) Стратегический план Организации (на шестилетний период 2006-2011 годов)

 

Резолюция A.970(24)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2006-2011 ГОДОВ)

(Принята 23 ноября 2005 года )

 

Ассамблея,

 

Ссылаясь на часть I Конвенции о Международной морской организации, в частности на статью 1 а),

 

Ссылаясь также на часть II Конвенции, в частности на статью 2 а) и с),

 

Ссылаясь далее на резолюции A.900(21) - "Цели Организации на период до 2010 года"; A.901(21) - "ИМО и техническое сотрудничество на период до 2010 года"; и A.909(22) - "Выработка политики в ИМО - установлении политики и целей Организации",

 

Ссылаясь, в частности, на то, что на своей двадцать второй сессии она поручила Совету подготовить стратегический план Организации, излагающий общее направление деятельности и стратегические цели Организации, и что на своей двадцать третьей сессии она приняла резолюцию A.944(23) - "Стратегический план Организации (на шестилетний период 2004-2010 годов)",

 

Стремясь к достижению целей и выполнению задач Организации единообразным образом на глобальной основе, а также установлению четких приоритетов для их достижения,

 

Рассмотрев рекомендации Совета, сделанные на его двадцать третьей внеочередной сессии:

 

1. Утверждает изложенный в приложении Стратегический план Организации на шестилетний период 2006-2011 годов, включающий:

 

a) программное заявление;

 

b) тенденции, события и задачи в судоходной и морской сфере, с которыми столкнется Организация в вышеупомянутом периоде;

 

c) стратегические направления для Организации, определенные на основе новых тенденций, событий и задач;

 

d) показатели эффективности для оценки деятельности Организации;

 

2. Предлагает Совету и Генеральному секретарю, в зависимости от случая, следить за ходом работы и анализировать, при необходимости, механизмы обзора и внесения коррективов в работу, проводимую согласно Плану, с учетом плана действий высокого уровня, разработанного Организацией;

 

3. Поручает Совету проводить обзор Плана каждые два года;

 

4. Постановляет рассмотреть ход работы Организации по выполнению Плана на своей двадцать пятой очередной сессии на основе доклада Совета.

 

5. Отменяет резолюцию A.944(23).

 

Приложение.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2006-2011 ГОДОВ)

 

Настоящий Стратегический план Организации охватывает шестилетний период 2006-2011 годов. Он состоит из четырех разделов:

 

.1 программное заявление;

 

.2 тенденции и события в судоходной и морской сфере, а также связанные с ними задачи для Организации;

 

.3 стратегические направления, по которым Организация предполагает осуществлять свою деятельность в течение этого периода;

 

.4 ряд показателей эффективности.

 

1. ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Миссия Международной морской организации (ИМО) как специализированного учреждения Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы путем сотрудничества содействовать безопасному, защищенному, экологически рациональному, эффективному и устойчивому судоходству. Эта задача будет выполнена путем принятия самых высоких практически достижимых стандартов безопасности и охраны на море, путем обеспечения эффективности мореплавания и предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним, а также путем рассмотрения относящихся к этому юридических вопросов и эффективного осуществления документов ИМО с целью их универсального и единообразного применения.

 

2. ТЕНДЕНЦИИ, НОВЫЕ СОБЫТИЯ И ЗАДАЧИ

 

2.1 В работе по выполнению своей миссии в постоянно меняющемся мире перед Организацией встают многочисленные задачи. Стратегические направления деятельности Организации разработаны в контексте тенденций и событий в современной судоходной отрасли, перечисленных ниже.

 

Глобализация

 

2.2 Современный глобализированный мир характеризуется более свободным перемещением людей, товаров, услуг и информации. Это более взаимосвязанный мир, в котором действия, предпринятые в одной его части, имеют последствия в других местах. По мере расширения торгового обмена повышается важность судоходства как главного посредника в мировой торговле. Глобализация также приводит к возникновению новых участников в морском секторе. Например, мощные судоходные конгломераты и объединения, а также глобальные операторы терминалов оказывают все большее влияние на мировую торговлю, морской транспортный сектор и судоходство в целом. Имеется опасение, что стандарты судоходства могут снизиться под влиянием процессов либерализации и конкуренции, вторгающихся в морской сектор. В то же время усиливается взаимодействие между ИМО и другими межправительственными организациями, а также негосударственными участниками, такими как отраслевые группы и группы с особыми интересами, в связи с необходимостью более всеобъемлющего и широкого подхода к решению вопросов судоходства.

 

Задачи ИМО:

 

.1 предвидеть тенденции и события, затрагивающие судоходство;

 

.2 применять всеобъемлющий и всеохватывающий подход к вопросам судоходства;

 

.3 эффективно и действенно реагировать на тенденции, события и инциденты в сфере судоходства, предотвращая при этом развитие тенденций к региональным или односторонним действиям, которые противоречат регулятивной системе Организации;

 

.4 привлекать всех членов ИМО к выработке и принятию политики.

 

Повышение безопасности на море

 

2.3 Повышение безопасности на море путем обеспечения того, чтобы каждое звено цепочки ответственности полностью выполняло свои обязательства, является приоритетом для морского сообщества в целом. Государства флага и порта, а также прибрежные государства, судовладельцы, классификационные общества и другие заинтересованные стороны играют важную роль в коллективном осуществлении, поддержании и повышении стандартов судоходства. Доступ к информации, прозрачность и всеохватывающий подход к разработке мер по единообразному и эффективному осуществлению документов ИМО также являются критическими факторами успеха в деле повышения безопасности на море.

 

Задачей ИМО является усовершенствование технических и эксплуатационных стандартов и стандартов управления безопасностью, а также прекращение эксплуатации судов, которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на постоянной основе. Другой задачей является выявление и оценка факторов, влияющих на культуру безопасности, и превращение их в практические и эффективные механизмы для дальнейшего развития культуры качества и безопасности во всем морском сообществе.

 

Усиление охраны на море

 

2.4 Террористические нападения 11 сентября 2001 года глубоко потрясли все морское и портовое сообщество и побудили государства-члены ИМО, межправительственные и неправительственные организации коллективно ввести новые меры в секторе морского транспорта, направленные на усиление охраны на море и в портах и защиту глобальных перевозок, в том числе важнейших судоходный путей, от потрясений. После принятия поправок к Конвенции СОЛАС, которые ввели Международный  кодекс по охране судов и портовых средств, должны быть эффективно осуществлены меры по усилению глобальной охраны на море. В то же время становится все более важным обеспечить, чтобы меры охраны не оказывали отрицательного воздействия на эффективность судоходства и портовых операций, тем более учитывая, что взаимосвязанный мир в значительной степени зависит от морских перевозок.

 

Задачей ИМО является содействие эффективному осуществлению мер охраны и развитие понимания важности вопросов охраны при осуществлении операций на судах и портовых средствах, обеспечивая в то же время надлежащий баланс между мерами по облегчению торгового обмена и бесперебойными и эффективными морскими перевозками.

 

Повышенное осознание экологических проблем

 

2.5 Как показали несколько случаев аварий, становится очевидной растущая нетерпимость общества к загрязнению окружающей среды в результате аварий, связанных с судоходством. Кроме того, повышенная обеспокоенность воздействием глобальной судоходной деятельности на окружающую среду дает новый импульс усилиям, направленным, в частности, на обеспечение сохранения водных систем и недопущение внесения вредных веществ с судов в морскую среду. Обеспокоенность состоянием окружающей среды распространяется также на проблемы, связанные с наиболее безопасными и эффективными мерами по утилизации судов.

 

Задачи ИМО в соответствии с глобальным упором на устойчивое развитие:

 

.1 занимать инициативную позицию в установлении и решении вопросов, связанных с судоходной деятельностью, которая может оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду;

 

.2 разработать эффективные ответные меры в отношении инцидентов, связанных с судоходством, с целью смягчить их воздействие на окружающую среду;

 

.3 обеспечить, чтобы новые суда были более экологичными, путем принятия концепции "от стапеля до демонтажа" в отношении новых судов, содействуя при этом поиску практических решений в области утилизации существующих судов.

 

Люди на море

 

2.6 В контексте основной миссии ИМО, заключающейся в охране человеческой жизни на море, такие факторы, как появление крупных пассажирских судов, способных перевозить несколько тысяч человек, более широкое использование паромов и высокоскоростных судов для обеспечения важных региональных и архипелажных связей, растущее число мигрантов, перевозимых морем, продолжающееся пиратство и вооруженный разбой и продолжающаяся гибель моряков в море, вызывают повышенную обеспокоенность вопросами охраны человеческой жизни на море и эффективности поисково-спасательных операций в случае бедствий, в частности вопросами безопасной и защищенной эксплуатации судов и адекватности существующих возможностей для принятия ответных мер с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Задачей ИМО является обеспечение адекватности всех систем, используемых для целей охраны человеческой жизни на море, в том числе тех, которые связаны с проблемой большого скопления людей.

 

Важность наращивания потенциала для обеспечения универсального и единообразного применения документов ИМО

 

2.7 Объединенная программа технического сотрудничества (ОПТС) имеет огромное значение для оказания помощи развивающимся странам в осуществлении документов ИМО в целях повышения безопасности и защищенности судоходства и улучшения защиты окружающей среды. Важность ОПТС повышается каждый раз, когда ИМО принимает новый документ. Выражается обеспокоенность относительно способности ИМО удовлетворять традиционные и растущие потребности развивающихся стран в технической помощи, и в частности относительно долгосрочной финансовой устойчивости ОПТС.

 

Задачей ИМО является обеспечение справедливых и устойчивых средств финансирования ОПТС и улучшение ее выполнения и эффективности.

 

Перемещение упора на людей

 

2.8 Деятельность людей во всех секторах морской отрасли является основной причиной инцидентов, связанных с судоходством. ИМО продолжит работу по решению этой проблемы. Поскольку ИМО стремится к полному соблюдению ее документов, их эффективность будет подвергаться серьезной проверке при каждом инциденте, связанном с судоходством, который возникает в результате ошибки, свойственной человеку. С другой стороны, технологические достижения предложат новые возможности, которые ИМО может использовать для усиления роли человеческого фактора в повышении безопасности судоходства.

 

Задачей ИМО является уделение повышенного внимания роли человеческого фактора в более безопасном и защищенном судоходстве и постоянное совершенствование мер по улучшению деятельности человека в морской отрасли.

 

Технология как главная движущая сила изменений в секторе морского транспорта

 

2.9 Технологические разработки создают новые возможности, однако могут иметь также и отрицательные последствия. Таким образом, существуют новые возможности для дальнейшей разработки различных инициатив ИМО - от безопасности и охраны до защиты окружающей среды. Разработки в области информационно-коммуникационных технологий позволят усовершенствовать управление знаниями с целью повысить прозрачность и доступность информации.

 

Задачи ИМО:

 

.1 обеспечивать, чтобы принимаемые технологические разработки способствовали повышению безопасности и усилению охраны на море, а также улучшению защиты окружающей среды;

 

.2 обеспечивать надлежащее применение информационной технологии в рамках Организации и предоставлять улучшенный доступ к этой информации для отрасли судоходства и других сторон;

 

.3 обеспечивать, чтобы новое оборудование для использования на судах было спроектировано и изготовлено с учетом потребностей, квалификации и возможностей всех пользователей.

 

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Введение

 

Стратегические направления, позволяющие ИМО достичь своих программных целей в последующие годы, могут рассматриваться в рамках трех широких категорий:

 

.1 повышение статуса и эффективности Организации;

 

.2 разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и экологически рационального судоходства;

 

.3 повышение авторитета судоходства, а также внедрение культуры качества и осознания экологических проблем.

 

Деятельность Организации по этим трем категориям будет контролироваться посредством ряда показателей эффективности. Для каждого стратегического направления указаны номера применимых показателей.

 

3.1 Повышение статуса и эффективности ИМО

 

.1 ИМО является главным международным форумом для обсуждения технических вопросов, затрагивающих международное судоходство. Широкий и всеобъемлющий подход к таким вопросам будет отличительной чертой ИМО. С целью поддержания этого главенствующего положения ИМО будет:

 

.1 усиливать свою роль в морских делах по отношению к другим межправитель-ственным организациям, с тем чтобы иметь возможность эффективным и всеобъемлющим образом решать сложные межучрежденческие вопросы;

 

.2 активно привлекать различные заинтересованные стороны - новые и существующие - к работе в сфере судоходства, включая неправительственные организации, отрасль и общественность в целом, с тем чтобы обеспечить более всеохватывающий подход к процессу принятия решений;

 

.3 активно стремиться к объединению усилий и избегать дублирования работы, проводимой другими учреждениями ООН по вопросам судоходства.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2, 3, 16 и 17

 

.2 ИМО будет содействовать глобальному соблюдению ее документов, регулирующих международное судоходство, и будет поощрять их единообразное осуществление государствами-членами.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2, 3 и 14

 

.3 ИМО будет усиливать свои программы по наращиванию потенциала и сосредоточит основное внимание на:

 

.1 разработке партнерств с правительствами, организациями и отраслью с целью наращивания потенциала;

 

.2 обеспечении долгосрочной устойчивости ОПТС;

 

.3 удовлетворении потребностей развивающихся государств-членов; и

 

.4 улучшении выполнения, использования и эффективности своих программ технического сотрудничества.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 14 и 15

 

.4 В рамках своей структуры ИМО должна быть способна эффективно и действенно реагировать на возникающие тенденции, события и задачи. Она будет стремиться к наивысшему уровню организационного руководства и управления. Совет обеспечит общую ведущую роль, структура комитетов будет оптимизирована и ИМО будет иметь поддержку со стороны эффективного и действенного Секретариата. Секретариату будут предоставлены достаточные ресурсы и специальные знания для реализации рабочих планов Организации в рамках утвержденных двухгодичных ассигнований, и Организация будет эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей управленческой и административно-хозяйственной деятельности.

 

Относящийся к этому показатель эффективности: 16

 

3.2 Разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и экологически рационального судоходства

 

.1 Первоочередное внимание ИМО будет уделять охране человеческой жизни на море. В частности, особый упор будет сделан на:

 

.1 обеспечении того, чтобы все системы, относящиеся к усилению охраны человеческой жизни на море, были адекватными, в том числе системы, которые связаны с проблемой большого скопления людей;

 

.2 повышении технических и эксплуатационных стандартов, а также стандартов управления безопасностью;

 

.3 прекращении эксплуатации судов, которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на постоянной основе;

 

.4 роли человеческого фактора в безопасном судоходстве.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 3, 4, 5, 11, 12 и 13

 

.2 ИМО будет стремиться к усилению охраны сети морского транспорта, в том числе важнейших судоходных путей, и пресечению пиратства и вооруженного разбоя против судов, а также сокращению числа инцидентов, связанных с безбилетными пассажирами, путем:

 

.1 содействия всеобъемлющему и совместному подходу как среди государств-членов в рамках Организации, так и между ИМО и другими межправительственными и неправительственными организациями;

 

.2 повышения информированности о мерах охраны, принимаемых ИМО, и содействия их эффективному осуществлению;

 

.3 усиления упора на роли человеческого фактора и защите прав моряков в защищенном судоходстве.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 3, 6 ,7, 11, 12 и 15

 

.3 ИМО сосредоточит внимание на уменьшении и устранении любого отрицательного воздействия судоходства на окружающую среду путем:

 

.1 выявления и решения проблем, связанных с возможным отрицательным воздействием;

 

.2 разработки эффективных мер по смягчению последствий и реагированию на воздействие на окружающую среду в результате инцидентов, связанных с судоходством, а также эксплутационного загрязнения с судов;

 

.3 усиления упора на роли человеческого фактора в экологически рациональном судоходстве.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 8, 9, 10, 11 и 12

 

.4 ИМО будет стремиться к обеспечению того, чтобы меры, направленные на содействие безопасному, защищенному и экологически рациональному судоходству, не оказывали чрезмерного отрицательного воздействия на эффективность судоходства. ИМО будет также постоянно проводить обзор таких мер для обеспечения их адекватности, эффективности и актуальности, используя наилучшие имеющиеся в распоряжении средства.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2 и 3

 

.5 ИМО будет уделять особое внимание потребностям в области судоходства, которые испытывают малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.

 

.6 ИМО установит целевые стандарты проектирования и постройки новых судов.

 

Относящийся к этому показатель эффективности: 18

 

3.3 Повышение авторитета судоходства, культура качества и осознание экологических проблем

 

.1 ИМО, в партнерстве с другими заинтересованными сторонами, будет стремиться к повышению авторитета судоходства в глазах гражданского общества по вопросам безопасности, защищенности и окружающей среды путем:

 

.1 активной демонстрации огромной важности судоходства как безопасного, защищенного и экологически рационального вида транспорта для перевозки товаров и людей и подчеркивания роли Организации в этом отношении;

 

.2 активной разработки своих программ по поддержанию связи с местным населением.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 4 b), 5 b), 6, 7, 8, 10, 11 и 14

 

.2 ИМО будет играть ведущую роль в повышении качества судоходства путем:

 

.1 поощрения использования наилучших доступных методов,

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home