Резолюция
A.944(23)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ (НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004-2010 ГОДОВ)
(Принята 25 ноября 2003 года)
Ассамблея,
ССЫЛАЯСЬ
на часть I Конвенции о Международной морской организации, и в частности на ее
статью 1 а),
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на часть II Конвенции, и в частности на ее статью 2 а) и с),
ССЫЛАЯСЬ
ДАЛЕЕ на резолюцию A.900(21)о целях Организации на период до
2010 года и резолюцию A.909(22) о выработке
политики в ИМО - установлении политики и целей Организации,
ССЫЛАЯСЬ,
В ЧАСТНОСТИ, на то, что на своей двадцать второй сессии она поручила Совету
подготовить стратегический план Организации, излагающий общее направление
деятельности и стратегические цели Организации,
СТРЕМЯСЬ
к достижению целей и выполнению задач Организации, а также установлению четких
приоритетов с целью их единообразного достижения на глобальной основе,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию Совета, сделанную на его двадцать второй внеочередной сессии:
1.
ОДОБРЯЕТ и ПРИНИМАЕТ программное заявление Организации;
2.
УТВЕРЖДАЕТ изложенный в приложении стратегический план Организации на
шестилетний период 2004-2010 годов, состоящий из:
a) программного
заявления;
b) тенденций,
новых событий и проблем в судоходной и морской сфере, с которыми столкнется
Организациям вышеупомянутом периоде;
c)
стратегических направлений для Организации, основанных на новых тенденциях,
событиях и проблемах; и
d) показателей
эффективности для оценки деятельности Организации;
3.
ПОРУЧАЕТ Совету и Генеральному секретарю, соответственно, установить
необходимый механизм наблюдения для обзора и уточнения хода работы согласно
Плану;
4.
ДАЛЕЕ ПОРУЧАЕТ Совету проводить обзор Плана в каждом двухгодичном периоде;
5.
ПОСТАНОВЛЯЕТ рассмотреть ход выполнения Плана на своей двадцать четвертой
очередной сессии на основе доклада Совета.
Приложение.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ (НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004-2010 ГОДОВ)
Настоящий
первый Стратегический план Организации охватывает шестилетний период 2004-2010
годов. Он состоит из четырех разделов:
.1 программное
заявление;
.2 тенденции и
новые события в судоходной и морской сфере, а также вытекающие проблемы для
Организации;
.3
стратегические направления, по которым Организация предполагает осуществлять
свою деятельность в течение этого периода; и
.4 ряд
показателей эффективности.
1.1
Миссия Международной морской организации (ИМО) как специализированного
учреждения Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы путем
сотрудничества содействовать безопасному, защищенному, экологически
рациональному, эффективному и устойчивому судоходству. Эта задача будет
выполнена путем принятия самых высоких практически достижимых стандартов,
обеспечивающих безопасность и охрану на море, эффективность мореплавания,
предотвращение загрязнения с судов и борьбу с ним, а также путем рассмотрения
относящихся к этому юридических вопросов и эффективного осуществления
документов ИМО с целью их универсального и единообразного применения.
2. Тенденции, новые
события и задачи
2.1
В работе по выполнению своей миссии в постоянно меняющемся мире Организация
сталкивается с многочисленными проблемами. Стратегические направления
деятельности Организации разработаны в контексте тенденций и новых событий в
современной судоходной отрасли, перечисленных ниже.
2.2
Современный глобализированный мир характеризуется более свободным перемещением
людей, товаров и информации. Это более взаимосвязанный мир, в котором действия,
предпринятые в одной его части, имеют последствия для других. Вместе с
расширением торгового обмена повышается важность судоходства как главного
посредника в мировой торговле. Глобализация также привела к возникновению новых
участников на морской арене. Например, мощные судоходные конгломераты и
объединения,
а также глобальные операторы терминалов пользуются возрастающим влиянием в
мировой торговле, морском транспортном секторе и морских вопросах в целом.
Имеется опасение, что стандарты судоходства могут снизиться под влиянием
процессов либерализации и конкуренции, вторгающихся в морской сектор. В то же
время усиливается взаимодействие между ИМО и другими межправительственными
организациями, а также негосударственными участниками, такими как отраслевые
группы и группы с особыми интересами, в связи с необходимостью более
всеобъемлющего и широкого подхода к решению вопросов судоходства.
Задачи
ИМО:
.1 занимать
инициативную позицию при выявлении тенденций и новых направлений, затрагивающих
судоходство;
.2 применять
всеобъемлющий и всеохватывающий подход к решению вопросов судоходства;
.3 эффективно и
действенно реагировать на тенденции, новые направления и инциденты в сфере
судоходства, предотвращая при этом развитие тенденций к региональным или
односторонним действиям, которые противоречат регулятивной системе Организации;
и
.4 привлекать
всех членов ИМО к выработке и принятию политики.
Повышенная обеспокоенность в
отношении безопасности на море
2.3
Повышение безопасности на море путем обеспечения того, чтобы каждое звено в
цепи ответственности полностью отвечало своим обязательствам, является
приоритетом для морского сообщества в целом. Государства флага, порта и
прибрежные государства, судовладельцы, классификационные общества и другие
заинтересованные стороны играют важную роль в коллективном осуществлении,
поддержании и повышении стандартов судоходства. Доступ к информации,
прозрачность и всеохватывающий подход к разработке мер по единообразному и
эффективному осуществлению документов ИМО также являются критическими факторами
успеха в деле повышения безопасности на море.
Задачей
ИМО является усовершенствование технических и эксплуатационных стандартов и
стандартов безопасного управления, а также прекращение эксплуатации судов,
которые не могут отвечать этим стандартам и постоянно их поддерживать.
Следующей задачей является выявление и оценка факторов, влияющих на культуру
безопасности, и превращение их в практические и эффективные механизмы для
дальнейшего развития культуры качества и безопасности во всем морском
сообществе.
Повышенная обеспокоенность в
отношении охраны на море
2.4
Террористические нападения 11 сентября 2001 года глубоко потрясли все морское и
портовое сообщество и побудили государства-члены ИМО, межправительственные и
неправительственные организации коллективно ввести новые меры в морском
транспортном секторе, направленные на усиление охраны на море и в портах и
защиту глобальной торговли от потрясений. После принятия поправок к Конвенции
СОЛАС, которые ввели новый Международный кодекс по охране судов и портовых
средств, должны быть эффективно осуществлены новые меры по усилению глобальной
охраны на море. В то же время растет обеспокоенность, связанная с тем, что
новые меры по охране не должны оказывать отрицательного воздействия на
эффективность судоходства и портовых операций, учитывая, что взаимосвязанный
мир в значительной степени зависит от морских перевозок.
Задачей
ИМО является содействие эффективному осуществлению новых мер охраны и развитие
понимания важности вопросов охраны при осуществлении операций на судах и портовых
средствах, обеспечивая в то же время надлежащее равновесие мер по облегчению
торгового обмена и бесперебойность и эффективность морских перевозок.
Повышенное понимание
важности экологических проблем
2.5
Стала очевидной растущая нетерпимость общества к загрязнению окружающей среды в
результате инцидентов, связанных с судоходством, как показал опыт нескольких
аварий. Кроме того, повышенная обеспокоенность воздействием глобальной
судоходной деятельности на окружающую среду дает новый импульс усилиям,
направленным, например, на обеспечение сохранения водных систем и недопущение
введения вредных веществ с судов в морскую среду.
Задачи
ИМО в соответствии с глобальным упором на устойчивое развитие:
.1 занимать
инициативную позицию в установлении и решении вопросов, связанных с судоходной
деятельностью, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую
среду;
.2 разработать
эффективные ответные меры по отношению к инцидентам, связанным с судоходством,
с целью смягчить их воздействие на окружающую среду.
2.6
В контексте основной миссии ИМО, заключающейся в охране жизни людей на море,
такие факторы, как появление крупных пассажирских судов, способных перевозить
несколько тысяч человек, более широкое использование паромов и высокоскоростных
судов для обеспечения важных региональных и архипелажных связей, растущее число
мигрантов, перевозимых морем, и продолжающаяся гибель моряков в море,
заставляют обратить повышенное внимание на вопросы охраны человеческой жизни на
море и эффективности поисково-спасательных операций в случае бедствий, в
частности на вопросы безопасной эксплуатации судов и адекватности существующих
возможностей для принятия ответных мер с целью ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Задачей
ИМО, следовательно, является обеспечение адекватности всех систем, используемых
для обеспечения охраны человеческой жизни на море, в том числе тех, которые
связаны с проблемой большого скопления людей.
Важность
наращивания потенциала для обеспечения универсального и единообразного применения
документов ИМО
2.7
Объединенная программа технического сотрудничества (ОПТС) существенно важна для
оказания помощи развивающимся странам в осуществлении документов ИМО в целях
повышения безопасности и защищенности судоходства и улучшения защиты окружающей
среды. Важность ОПТС еще более повышается с принятием ИМО каждого нового
документа. Имеется обеспокоенность относительно способности ИМО отвечать
возрастающим потребностям развивающихся стран в технической помощи, и в
частности относительно долгосрочной финансовой устойчивости ОПТС.
Задачей
ИМО является обеспечение справедливых и устойчивых средств финансирования ОПТС
и улучшение ее выполнения и эффективности.
2.8
Деятельность людей во всех секторах морской отрасли является основной причиной
судоходных инцидентов. ИМО продолжит работу по решению этой проблемы. Поскольку
ИМО стремится к полному соблюдению ее документов, их эффективность будет
подвергаться серьезной проверке при каждом инциденте, связанном с судоходством,
который возникает в результате ошибки человека. С другой стороны,
технологические достижения предложат новые возможности, которые ИМО сможет
использовать для усиления роли человеческого фактора в повышении безопасности
судоходства.
Задачей
ИМО является уделение повышенного внимания роли человеческого фактора в более
безопасном и защищенном судоходстве и постоянное усовершенствование мер по
улучшению деятельности человека в морской отрасли.
Технология как главная
движущая сила изменений в секторе морского транспорта
2.9
Технологические разработки создали новые возможности, однако могут иметь также
и отрицательные последствия. Таким образом, существуют новые возможности для
дальнейшей разработки различных инициатив ИМО - от безопасности и охраны до
защиты окружающей среды. Разработки в области связи и информационной технологии
позволят усовершенствовать управление знаниями с целью повысить прозрачность и
доступность информации.
Задачи
ИМО:
.1 обеспечивать,
чтобы принимаемые технологические разработки способствовали повышению
безопасности и усилению охраны на море, а также улучшению защиты окружающей
среды;
.2 обеспечивать
надлежащее применение информационной технологии в рамках Организации и
предоставлять улучшенный доступ к этой информации для отрасли судоходства и
других сторон.
3.1
Стратегические направления, позволяющие ИМО достигнуть своих программных целей
в последующие годы, могут рассматриваться в рамках трех широких категорий:
.1 повышение
статуса и эффективности Организации;
.2 разработка и
поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и
экологически рационального судоходства; и
.3 повышение
авторитета судоходства, а также внедрение культуры качества и осознания
важности экологических проблем.
Деятельность
Организации по этим трем категориям будет контролироваться с помощью ряда
показателей эффективности. Число применимых показателей указано для каждого
стратегического направления.
3.1
Повышение статуса и эффективности ИМО
.1 ИМО является
главным международным форумом для обсуждения технических вопросов,
затрагивающих международное судоходство. С целью поддержания этого
главенствующего положения ИМО будет:
.1 усиливать
свою роль в морских делах по отношению к другим межправительственным
организациям, с тем чтобы иметь возможность эффективным и всеобъемлющим образом
решать сложные межучрежденческие вопросы;
.2 активно
привлекать различные заинтересованные стороны - как новые, так и существующие -
к работе в сфере судоходства, включая неправительственные организации, отрасль
и общественность в целом, с тем чтобы обеспечить более всеохватывающий подход к
процессу принятия решений;
.3 активно
стремиться к объединению усилий и избежанию дублирования работы, проводимой
другими учреждениями ООН в вопросах судоходства.
Широкий и
всеобъемлющий подход к техническим вопросам судоходства будет отличительной
чертой ИМО.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 2, 3, 16 и 17
.2 ИМО будет
содействовать глобальному соблюдению ее документов, регулирующих международное
судоходство, и будет поощрять их единообразное осуществление
государствами-членами.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 2 и 3
.3 ИМО будет
усиливать свои программы по наращиванию потенциала и сосредоточит основное
внимание на:
.1 разработке
партнерств с правительствами, организациями и отраслью с целью наращивания
потенциала;
.2 обеспечении
долгосрочной устойчивости ОПТС;
.3
удовлетворении возникающих потребностей ее развивающихся государств-членов; и
.4 улучшении
выполнения, использования и эффективности своих программ технического
сотрудничества.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 14 и 15
.4 В рамках
своей структуры ИМО должна быть способна эффективно и действенно реагировать на
возникающие тенденции, новые события и проблемы. Она будет стремиться к
наивысшему уровню организационного руководства и управления. Совет обеспечит
общую ведущую роль, структура комитетов будет оптимизирована и ИМО будет иметь
поддержку со стороны эффективного и действенного Секретариата. Секретариату
будут предоставлены достаточные ресурсы и специальные знания для реализации
рабочих планов Организации в рамках утвержденных двухгодичных ассигнований, и
Организация будет эффективно использовать информационную технологию и связь при
осуществлении своей управленческой и административно-хозяйственной
деятельности.
Относящийся
к этому показатель эффективности: 16
3.2
Разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного,
эффективного и экологически рационального судоходства
.1
Первоочередное внимание ИМО будет уделять охране человеческой жизни на море.
В частности,
особый упор будет сделан на:
.1 обеспечение
того, чтобы все системы, относящиеся к усилению охраны человеческой жизни на
море, были надлежащими, включая те, которые связаны с проблемой большого
скопления людей;
.2 повышение
технических, эксплуатационных стандартов, а также стандартов управления
безопасностью;
.3 прекращение
эксплуатации судов, которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на
постоянной основе;
.4 роль
человеческого фактора в безопасном судоходстве.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 3, 4, 5, 11, 12 и 13
.2 ИМО будет
стремиться к усилению охраны сети морского транспорта и пресечению пиратства и
вооруженного разбоя против судов путем:
.1 содействия
всеобъемлющему и совместному подходу как среди государств- членов в рамках
Организации, так и между ИМО и другими межправительственными и
неправительственными организациями;
.2 повышения
информированности о мерах охраны, принимаемых ИМО, и содействия их эффективному
осуществлению; и
.3 усиления
упора на роль человеческого фактора и защиту прав моряков в защищенном
судоходстве.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 3, 6 ,7, 11, 12 и 15
.3 ИМО сосредоточит
внимание на уменьшении и устранении любого отрицательного воздействия
судоходства на окружающую среду путем:
.1 выявления и
решения проблем, связанных с возможным отрицательным воздействием; и
.2 разработки
эффективных мер по смягчению последствий и реагированию на воздействие на
окружающую среду в результате инцидентов, связанных с судоходством, а также
эксплутационного загрязнения с судов.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 8, 9,10а)- с), 11 и 12
.4 ИМО будет
стремиться к обеспечению того, чтобы меры, направленные на содействие
безопасному, защищенному и экологически рациональному судоходству, не оказывали
чрезмерного отрицательного воздействия на эффективность судоходства. ИМО будет
также постоянно проводить обзор таких мер для обеспечения их адекватности,
эффективности и актуальности, используя наилучшие имеющиеся в распоряжении
средства.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 1, 2 и 3
.5 ИМО уделит
особое внимание потребностям в области судоходства, которые испытывают малые
островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.
Относящийся к
этому показатель эффективности: 14 с)
.6 ИМО установит
целевые стандарты проектирования и строительства новых судов.
Относящийся к
этому показатель эффективности: подлежит разработке
3.3
Повышение авторитета судоходства, культура качества и осознание важности
экологических проблем
.1 ИМО, в
партнерстве с другими заинтересованными сторонами, будет стремиться повысить
авторитет судоходства с точки зрения показателей безопасности, защищенности и
окружающей среды в глазах гражданского общества путем:
.1 активной
демонстрации огромной важности судоходства как безопасного, защищенного и
экологически рационального вида транспорта для перевозки товаров и людей и
подчеркивания роли Организации;
.2 активной
разработки своих программ по поддержанию связи с местным населением.
Относящиеся к
этому показатели эффективности: 4 b), 5 b), 6, 7, 8, 10 а)- с), 11, 14 и 18
.2 ИМО будет
играть ведущую роль в повышении качества судоходства путем:
.1 поощрения
использования наилучших доступных методов, которые не влекут чрезмерных
расходов, во всех аспектах судоходства;
.2 поощрения
надлежащего управления судами;
.3 поощрения
наличия информации, включая информацию об авариях, относящейся к безопасности и
охране судов, и расширения доступа к такой информации (т.е. прозрачности);