A.944(23) Стратегический план Организации (на шестилетний период 2004-2010 годов)

 

Резолюция A.944(23)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ (НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004-2010 ГОДОВ)

(Принята 25 ноября 2003 года)

 

 

Ассамблея,

 

ССЫЛАЯСЬ на часть I Конвенции о Международной морской организации, и в частности на ее статью 1 а),

 

ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на часть II Конвенции, и в частности на ее статью 2 а) и с),

 

ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию A.900(21)о целях Организации на период до 2010 года и резолюцию A.909(22) о выработке политики в ИМО - установлении политики и целей Организации,

 

ССЫЛАЯСЬ, В ЧАСТНОСТИ, на то, что на своей двадцать второй сессии она поручила Совету подготовить стратегический план Организации, излагающий общее направление деятельности и стратегические цели Организации,

 

СТРЕМЯСЬ к достижению целей и выполнению задач Организации, а также установлению четких приоритетов с целью их единообразного достижения на глобальной основе,

 

РАССМОТРЕВ рекомендацию Совета, сделанную на его двадцать второй внеочередной сессии:

 

1. ОДОБРЯЕТ и ПРИНИМАЕТ программное заявление Организации;

 

2. УТВЕРЖДАЕТ изложенный в приложении стратегический план Организации на шестилетний период 2004-2010 годов, состоящий из:

 

a) программного заявления;

 

b) тенденций, новых событий и проблем в судоходной и морской сфере, с которыми столкнется Организациям вышеупомянутом периоде;

 

c) стратегических направлений для Организации, основанных на новых тенденциях, событиях и проблемах; и

 

d) показателей эффективности для оценки деятельности Организации;

 

3. ПОРУЧАЕТ Совету и Генеральному секретарю, соответственно, установить необходимый механизм наблюдения для обзора и уточнения хода работы согласно Плану;

 

4. ДАЛЕЕ ПОРУЧАЕТ Совету проводить обзор Плана в каждом двухгодичном периоде;

 

5. ПОСТАНОВЛЯЕТ рассмотреть ход выполнения Плана на своей двадцать четвертой очередной сессии на основе доклада Совета.

 

Приложение.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ (НА ШЕСТИЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004-2010 ГОДОВ)

 

Настоящий первый Стратегический план Организации охватывает шестилетний период 2004-2010 годов. Он состоит из четырех разделов:

 

.1 программное заявление;

 

.2 тенденции и новые события в судоходной и морской сфере, а также вытекающие проблемы для Организации;

 

.3 стратегические направления, по которым Организация предполагает осуществлять свою деятельность в течение этого периода; и

 

.4 ряд показателей эффективности.

 

1. Программное заявление

 

1.1 Миссия Международной морской организации (ИМО) как специализированного учреждения Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы путем сотрудничества содействовать безопасному, защищенному, экологически рациональному, эффективному и устойчивому судоходству. Эта задача будет выполнена путем принятия самых высоких практически достижимых стандартов, обеспечивающих безопасность и охрану на море, эффективность мореплавания, предотвращение загрязнения с судов и борьбу с ним, а также путем рассмотрения относящихся к этому юридических вопросов и эффективного осуществления документов ИМО с целью их универсального и единообразного применения.

 

2. Тенденции, новые события и задачи

 

2.1 В работе по выполнению своей миссии в постоянно меняющемся мире Организация сталкивается с многочисленными проблемами. Стратегические направления деятельности Организации разработаны в контексте тенденций и новых событий в современной судоходной отрасли, перечисленных ниже.

 

Глобализация

 

2.2 Современный глобализированный мир характеризуется более свободным перемещением людей, товаров и информации. Это более взаимосвязанный мир, в котором действия, предпринятые в одной его части, имеют последствия для других. Вместе с расширением торгового обмена повышается важность судоходства как главного посредника в мировой торговле. Глобализация также привела к возникновению новых участников на морской арене. Например, мощные судоходные конгломераты и

 

объединения, а также глобальные операторы терминалов пользуются возрастающим влиянием в мировой торговле, морском транспортном секторе и морских вопросах в целом. Имеется опасение, что стандарты судоходства могут снизиться под влиянием процессов либерализации и конкуренции, вторгающихся в морской сектор. В то же время усиливается взаимодействие между ИМО и другими межправительственными организациями, а также негосударственными участниками, такими как отраслевые группы и группы с особыми интересами, в связи с необходимостью более всеобъемлющего и широкого подхода к решению вопросов судоходства.

 

Задачи ИМО:

 

.1 занимать инициативную позицию при выявлении тенденций и новых направлений, затрагивающих судоходство;

 

.2 применять всеобъемлющий и всеохватывающий подход к решению вопросов судоходства;

 

.3 эффективно и действенно реагировать на тенденции, новые направления и инциденты в сфере судоходства, предотвращая при этом развитие тенденций к региональным или односторонним действиям, которые противоречат регулятивной системе Организации; и

 

.4 привлекать всех членов ИМО к выработке и принятию политики.

 

Повышенная обеспокоенность в отношении безопасности на море

 

2.3 Повышение безопасности на море путем обеспечения того, чтобы каждое звено в цепи ответственности полностью отвечало своим обязательствам, является приоритетом для морского сообщества в целом. Государства флага, порта и прибрежные государства, судовладельцы, классификационные общества и другие заинтересованные стороны играют важную роль в коллективном осуществлении, поддержании и повышении стандартов судоходства. Доступ к информации, прозрачность и всеохватывающий подход к разработке мер по единообразному и эффективному осуществлению документов ИМО также являются критическими факторами успеха в деле повышения безопасности на море.

 

Задачей ИМО является усовершенствование технических и эксплуатационных стандартов и стандартов безопасного управления, а также прекращение эксплуатации судов, которые не могут отвечать этим стандартам и постоянно их поддерживать. Следующей задачей является выявление и оценка факторов, влияющих на культуру безопасности, и превращение их в практические и эффективные механизмы для дальнейшего развития культуры качества и безопасности во всем морском сообществе.

 

Повышенная обеспокоенность в отношении охраны на море

 

2.4 Террористические нападения 11 сентября 2001 года глубоко потрясли все морское и портовое сообщество и побудили государства-члены ИМО, межправительственные и неправительственные организации коллективно ввести новые меры в морском транспортном секторе, направленные на усиление охраны на море и в портах и защиту глобальной торговли от потрясений. После принятия поправок к Конвенции СОЛАС, которые ввели новый Международный кодекс по охране судов и портовых средств, должны быть эффективно осуществлены новые меры по усилению глобальной охраны на море. В то же время растет обеспокоенность, связанная с тем, что новые меры по охране не должны оказывать отрицательного воздействия на эффективность судоходства и портовых операций, учитывая, что взаимосвязанный мир в значительной степени зависит от морских перевозок.

 

Задачей ИМО является содействие эффективному осуществлению новых мер охраны и развитие понимания важности вопросов охраны при осуществлении операций на судах и портовых средствах, обеспечивая в то же время надлежащее равновесие мер по облегчению торгового обмена и бесперебойность и эффективность морских перевозок.

 

Повышенное понимание важности экологических проблем

 

2.5 Стала очевидной растущая нетерпимость общества к загрязнению окружающей среды в результате инцидентов, связанных с судоходством, как показал опыт нескольких аварий. Кроме того, повышенная обеспокоенность воздействием глобальной судоходной деятельности на окружающую среду дает новый импульс усилиям, направленным, например, на обеспечение сохранения водных систем и недопущение введения вредных веществ с судов в морскую среду.

 

Задачи ИМО в соответствии с глобальным упором на устойчивое развитие:

 

.1 занимать инициативную позицию в установлении и решении вопросов, связанных с судоходной деятельностью, которая может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду;

 

.2 разработать эффективные ответные меры по отношению к инцидентам, связанным с судоходством, с целью смягчить их воздействие на окружающую среду.

 

Люди на море

 

2.6 В контексте основной миссии ИМО, заключающейся в охране жизни людей на море, такие факторы, как появление крупных пассажирских судов, способных перевозить несколько тысяч человек, более широкое использование паромов и высокоскоростных судов для обеспечения важных региональных и архипелажных связей, растущее число мигрантов, перевозимых морем, и продолжающаяся гибель моряков в море, заставляют обратить повышенное внимание на вопросы охраны человеческой жизни на море и эффективности поисково-спасательных операций в случае бедствий, в частности на вопросы безопасной эксплуатации судов и адекватности существующих возможностей для принятия ответных мер с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Задачей ИМО, следовательно, является обеспечение адекватности всех систем, используемых для обеспечения охраны человеческой жизни на море, в том числе тех, которые связаны с проблемой большого скопления людей.

 

Важность наращивания потенциала для обеспечения универсального и единообразного применения документов ИМО

 

2.7 Объединенная программа технического сотрудничества (ОПТС) существенно важна для оказания помощи развивающимся странам в осуществлении документов ИМО в целях повышения безопасности и защищенности судоходства и улучшения защиты окружающей среды. Важность ОПТС еще более повышается с принятием ИМО каждого нового документа. Имеется обеспокоенность относительно способности ИМО отвечать возрастающим потребностям развивающихся стран в технической помощи, и в частности относительно долгосрочной финансовой устойчивости ОПТС.

 

Задачей ИМО является обеспечение справедливых и устойчивых средств финансирования ОПТС и улучшение ее выполнения и эффективности.

 

Перемещение упора на людей

 

2.8 Деятельность людей во всех секторах морской отрасли является основной причиной судоходных инцидентов. ИМО продолжит работу по решению этой проблемы. Поскольку ИМО стремится к полному соблюдению ее документов, их эффективность будет подвергаться серьезной проверке при каждом инциденте, связанном с судоходством, который возникает в результате ошибки человека. С другой стороны, технологические достижения предложат новые возможности, которые ИМО сможет использовать для усиления роли человеческого фактора в повышении безопасности судоходства.

 

Задачей ИМО является уделение повышенного внимания роли человеческого фактора в более безопасном и защищенном судоходстве и постоянное усовершенствование мер по улучшению деятельности человека в морской отрасли.

 

Технология как главная движущая сила изменений в секторе морского транспорта

 

2.9 Технологические разработки создали новые возможности, однако могут иметь также и отрицательные последствия. Таким образом, существуют новые возможности для дальнейшей разработки различных инициатив ИМО - от безопасности и охраны до защиты окружающей среды. Разработки в области связи и информационной технологии позволят усовершенствовать управление знаниями с целью повысить прозрачность и доступность информации.

 

Задачи ИМО:

 

.1 обеспечивать, чтобы принимаемые технологические разработки способствовали повышению безопасности и усилению охраны на море, а также улучшению защиты окружающей среды;

 

.2 обеспечивать надлежащее применение информационной технологии в рамках Организации и предоставлять улучшенный доступ к этой информации для отрасли судоходства и других сторон.

 

3. Стратегические направления

 

Введение

 

3.1 Стратегические направления, позволяющие ИМО достигнуть своих программных целей в последующие годы, могут рассматриваться в рамках трех широких категорий:

 

.1 повышение статуса и эффективности Организации;

 

.2 разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и экологически рационального судоходства; и

 

.3 повышение авторитета судоходства, а также внедрение культуры качества и осознания важности экологических проблем.

 

Деятельность Организации по этим трем категориям будет контролироваться с помощью ряда показателей эффективности. Число применимых показателей указано для каждого стратегического направления.

 

3.1 Повышение статуса и эффективности ИМО

 

.1 ИМО является главным международным форумом для обсуждения технических вопросов, затрагивающих международное судоходство. С целью поддержания этого главенствующего положения ИМО будет:

 

.1 усиливать свою роль в морских делах по отношению к другим межправительственным организациям, с тем чтобы иметь возможность эффективным и всеобъемлющим образом решать сложные межучрежденческие вопросы;

 

.2 активно привлекать различные заинтересованные стороны - как новые, так и существующие - к работе в сфере судоходства, включая неправительственные организации, отрасль и общественность в целом, с тем чтобы обеспечить более всеохватывающий подход к процессу принятия решений;

 

.3 активно стремиться к объединению усилий и избежанию дублирования работы, проводимой другими учреждениями ООН в вопросах судоходства.

 

Широкий и всеобъемлющий подход к техническим вопросам судоходства будет отличительной чертой ИМО.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2, 3, 16 и 17

 

.2 ИМО будет содействовать глобальному соблюдению ее документов, регулирующих международное судоходство, и будет поощрять их единообразное осуществление государствами-членами.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2 и 3

 

.3 ИМО будет усиливать свои программы по наращиванию потенциала и сосредоточит основное внимание на:

 

.1 разработке партнерств с правительствами, организациями и отраслью с целью наращивания потенциала;

 

.2 обеспечении долгосрочной устойчивости ОПТС;

 

.3 удовлетворении возникающих потребностей ее развивающихся государств-членов; и

 

.4 улучшении выполнения, использования и эффективности своих программ технического сотрудничества.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 14 и 15

 

.4 В рамках своей структуры ИМО должна быть способна эффективно и действенно реагировать на возникающие тенденции, новые события и проблемы. Она будет стремиться к наивысшему уровню организационного руководства и управления. Совет обеспечит общую ведущую роль, структура комитетов будет оптимизирована и ИМО будет иметь поддержку со стороны эффективного и действенного Секретариата. Секретариату будут предоставлены достаточные ресурсы и специальные знания для реализации рабочих планов Организации в рамках утвержденных двухгодичных ассигнований, и Организация будет эффективно использовать информационную технологию и связь при осуществлении своей управленческой и административно-хозяйственной деятельности.

 

Относящийся к этому показатель эффективности: 16

 

3.2 Разработка и поддержание всеобъемлющей системы безопасного, защищенного, эффективного и экологически рационального судоходства

 

.1 Первоочередное внимание ИМО будет уделять охране человеческой жизни на море.

 

В частности, особый упор будет сделан на:

 

.1 обеспечение того, чтобы все системы, относящиеся к усилению охраны человеческой жизни на море, были надлежащими, включая те, которые связаны с проблемой большого скопления людей;

 

.2 повышение технических, эксплуатационных стандартов, а также стандартов управления безопасностью;

 

.3 прекращение эксплуатации судов, которые не отвечают этим стандартам и не поддерживают их на постоянной основе;

 

.4 роль человеческого фактора в безопасном судоходстве.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 3, 4, 5, 11, 12 и 13

 

.2 ИМО будет стремиться к усилению охраны сети морского транспорта и пресечению пиратства и вооруженного разбоя против судов путем:

 

.1 содействия всеобъемлющему и совместному подходу как среди государств- членов в рамках Организации, так и между ИМО и другими межправительственными и неправительственными организациями;

 

.2 повышения информированности о мерах охраны, принимаемых ИМО, и содействия их эффективному осуществлению; и

 

.3 усиления упора на роль человеческого фактора и защиту прав моряков в защищенном судоходстве.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 3, 6 ,7, 11, 12 и 15

 

.3 ИМО сосредоточит внимание на уменьшении и устранении любого отрицательного воздействия судоходства на окружающую среду путем:

 

.1 выявления и решения проблем, связанных с возможным отрицательным воздействием; и

 

.2 разработки эффективных мер по смягчению последствий и реагированию на воздействие на окружающую среду в результате инцидентов, связанных с судоходством, а также эксплутационного загрязнения с судов.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 8, 9,10а)- с), 11 и 12

 

.4 ИМО будет стремиться к обеспечению того, чтобы меры, направленные на содействие безопасному, защищенному и экологически рациональному судоходству, не оказывали чрезмерного отрицательного воздействия на эффективность судоходства. ИМО будет также постоянно проводить обзор таких мер для обеспечения их адекватности, эффективности и актуальности, используя наилучшие имеющиеся в распоряжении средства.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 1, 2 и 3

 

.5 ИМО уделит особое внимание потребностям в области судоходства, которые испытывают малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.

 

Относящийся к этому показатель эффективности: 14 с)

 

.6 ИМО установит целевые стандарты проектирования и строительства новых судов.

 

Относящийся к этому показатель эффективности: подлежит разработке

 

3.3 Повышение авторитета судоходства, культура качества и осознание важности экологических проблем

 

.1 ИМО, в партнерстве с другими заинтересованными сторонами, будет стремиться повысить авторитет судоходства с точки зрения показателей безопасности, защищенности и окружающей среды в глазах гражданского общества путем:

 

.1 активной демонстрации огромной важности судоходства как безопасного, защищенного и экологически рационального вида транспорта для перевозки товаров и людей и подчеркивания роли Организации;

 

.2 активной разработки своих программ по поддержанию связи с местным населением.

 

Относящиеся к этому показатели эффективности: 4 b), 5 b), 6, 7, 8, 10 а)- с), 11, 14 и 18

 

.2 ИМО будет играть ведущую роль в повышении качества судоходства путем:

 

.1 поощрения использования наилучших доступных методов, которые не влекут чрезмерных расходов, во всех аспектах судоходства;

 

.2 поощрения надлежащего управления судами;

 

.3 поощрения наличия информации, включая информацию об авариях, относящейся к безопасности и охране судов, и расширения доступа к такой информации (т.е. прозрачности);

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home