Резолюция A.947(23)
ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ В ОТНОШЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА
(принята
5 декабря 2003 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море, предотвращения загрязнения моря с судов и
контроля за этим процессом,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию A.680(17), которой она рекомендовала правительствам
поддерживать ответственных за управление и эксплуатацию судов лиц в том, что
касается принятия соответствующих мер для выработки, внедрения и оценки
управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с
"Руководством по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением
загрязнения",
ССЫЛАЯСЬ
ДАЛЕЕ на то, что резолюция A.742(18)
-"Руководство по процедурам контроля за эксплуатационными требованиями,
относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения"
подтверждает наличие тесной взаимосвязи между человеческим элементом и
безопасностью,
ПРИНИМАЯ
ВО ВНИМАНИЕ резолюцию A.772(18) -"Факторы
усталости в комплектовании судов экипажами и безопасность", которая
нацелена на улучшение понимания сложности понятия усталости и способствует
тому, чтобы все стороны, вовлеченные в процесс эксплуатации судов, при принятии
ими эксплуатационных решений, учитывали эти факторы,
ПОДТВЕРЖДАЯ
необходимость привлечения большего внимания к вопросу о видах деятельности
человека в процессе безопасной эксплуатации судов и необходимость достижения и
поддержания высоких стандартов безопасности, охраны и защиты окружающей среды в
целях значительного снижения аварийности на море,
ПОДТВЕРЖДАЯ
ТАКЖЕ, что вопросы человеческого элемента имеют высокий приоритет в программе
работы Организации из-за главенствующей роли человеческого элемента в
предотвращении аварий на море,
РАССМОТРЕВ
рекомендации, выработанные Комитетом по безопасности на море на его 77 сессии и
Комитетом по защите морской среды на его 49 сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ концепцию человеческого элемента, принципы и цели Организации,
изложенные в Приложении к настоящей резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам довести данную резолюцию до сведения их
представителей, участвующих в заседаниях органов Организации, для
соответствующих действий и способствовать тому, чтобы лица, ответственные за
проектирование и эксплуатацию судов, учитывали соответствующие принципы при
решении вопросов в процессе проектирования и эксплуатации;
3.
ПРОСИТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды
рассмотреть предложения по новым или пересмотренным инструментам или
процедурам, имеющим отношение к безопасности человеческой жизни на море охране
и защите морской окружающей среды, принимая во внимание изложенные в Приложении
концепцию человеческого элемента, принципы и цели;
4.
ПРОСИТ ТАКЖЕ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды
держать под контролем изложенные в Приложении концепцию, принципы и цели и, при
необходимости, принимать соответствующие меры.
5.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.850(20).
Приложение.
ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА
Значительно
повысить уровень безопасности на море и качество морской окружающей среды через
обращение к вопросам человеческого элемента с целью улучшения его возможностей.
a) Человеческий элемент -
комплексный, многогранный вопрос, затрагивающий безопасность на море и защиту
морской окружающей среды. Он затрагивает весь спектр человеческой деятельности,
выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами,
издающими нормативные документы; классификационными обществами;
судостроительными заводами; законодательными органами и другими
соответствующими сторонами, и они нуждаются в сотрудничестве, для того чтобы
эффективно решать вопросы человеческого элемента;
b) Организация, при
выработке правил, должна уважать мореплавателя, обращаться к нему за советом и
учитывать мнения тех, кто работает в море;
c) эффективные действия по
исправлению ситуаций, возникших в результате аварий на море, требуют глубокого
понимания человеческого элемента, вовлеченного в причинную связь происшествия.
Это выявляется при тщательном расследовании и систематическом анализе аварий с
целью выявления сопутствующих факторов и причинной связи событий;
d) в процессе выработки
правил следует признавать, что должны всегда присутствовать адекватные условия,
чтобы единственная ошибка человека или единственная ошибка организационного
характера не привела к аварии при применении этих правил;
e) законы и правила,
адресованные напрямую мореплавателям, должны быть простыми, ясными, понятными и
всеобъемлющими;
f) выносливость экипажа,
определяемая как способность сохранять работоспособность в рамках безопасности,
является функцией многих сложных и взаимосвязанных переменных составляющих,
включая индивидуальные способности, политику управления, факторы культуры,
опыт, подготовку, рабочие навыки, окружение на рабочем месте;
g) распространение информации
посредством эффективной связи - важнейшее условие правильного управления и
решений эксплуатационного характера; и
h) рассмотрение вопросов
человеческого элемента должно быть нацелено на уменьшение возможности ошибки
человека, насколько это возможно.
a) Создать организованный
подход к надлежащему рассмотрению вопросов человеческого элемента для
использования при выработке правил и руководств всеми комитетами и
подкомитетами;
b) проводить всеобъемлющее
рассмотрение выбранных существующих инструментов ИМО в свете человеческого
элемента;
c) продвигать и
распространять, через принципы человеческого элемента, культуру безопасности на
море и повышенное понимание важности морской окружающей среды;
d) обеспечивать структуру,
способствующую разработке незаконодательных решений и их оценки, основанных на
принципах