ФАКТОР
УСТАЛОСТИ ПРИ УКОМПЛЕКТОВАНИИ СУДОВ ЭКИПАЖАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
(Принята
4 ноября 1993 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на пункт "j" статьи 15 Конвенции о
Международной морской организации, касающийся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также предотвращения
загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
НАПОМИНАЯ
также, что восьмая сессия Совместного комитета ИМО/МОТ по вопросам подготовки,
состоявшаяся в Женеве в сентябре 1990 года, посвященная рассмотрению вопроса об
усталости как факторе, связанном с укомплектованием судов экипажами и
обеспечением безопасности судов, определила и оценила важность факторов,
относящихся к образу жизни на борту судов, которые являются одной из причин
усталости,
УЧИТЫВАЯ,
что правило 13 главы V Международной конвенции по
охране человеческой жизни на море 1974 года, с поправками, требует, чтобы
Договаривающиеся правительства приняли меры с целью обеспечения того, чтобы с
точки зрения охраны человеческой жизни на море все суда были укомплектованы
экипажами в надлежащем числе и должной квалификации,
ОТМЕЧАЯ,
что правило 1 главы II и правило 1 главы
III Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении
вахты 1978 года предусматривают, что несение вахты должно быть организовано
таким образом, чтобы несущие вахту члены экипажа не теряли своей
работоспособности из-за усталости,
ОТМЕЧАЯ
также, что резолюция 22 Международной конференции по подготовке и
дипломированию моряков 1978 года предложила всем правительствам обеспечить,
чтобы члены экипажа получали достаточный отдых перед тем, как приступить к
выполнению своих обязанностей,
ОТМЕЧАЯ
далее резолюцию А.680(17), которой она предложила всем
правительствам рекомендовать лицам, ответственным за эксплуатацию судов,
принимать соответствующие меры для разработки, осуществления и оценки методов
управления для безопасности и предотвращения загрязнения в соответствии с
определенным руководством, включая руководящее указание о том, что каждое судно
должно быть укомплектовано квалифицированными, годными в медицинском отношении
и достаточно опытными моряками согласно соответствующим международным и
национальным требованиям, признавая, что хотя не существует общепризнанного
технического определения усталости, все, участвующие в эксплуатации судов лица,
должны проявлять осторожность в отношении факторов, которые могут являться
одной из причин усталости, включая факторы, перечисленные в приложении, но не
ограничиваясь ими, и учитывать их, соответственно, при принятии решений
относительно эксплуатации судов,
ОТМЕЧАЯ
резолюцию А.481(ХII), которой она рекомендовала, чтобы
при установлении для каждого судна минимального безопасного состава его экипажа
Администрации соблюдали определенное руководство и "имели в виду, что
должно иметься достаточное количество квалифицированного персонала с учетом ситуаций
и условий, возникающих в периоды пиковой рабочей нагрузки, учитывая должным
образом количество рабочих часов и часов отдыха, которые могут быть отведены
моряку", рассмотрев рекомендации Комитета по безопасности на море на его
шестидесятой сессии,
1.
ОДОБРЯЕТ положения о факторах усталости при укомплектовании судов экипажами и
обеспечении безопасности, изложенные в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам поощрять лиц, ответственных за эксплуатацию судов,
учитывать эти факторы при принятии решений, связанных с эксплуатацией судов;
3.
ПРОСИТ Комитет по безопасности на море периодически пересматривать эту
резолюцию и рассматривать любую необходимость внесения в нее поправок в свете
накопленного опыта.
Приложение.
ФАКТОР УСТАЛОСТИ ПРИ УКОМПЛЕКТОВАНИИ СУДОВ ЭКИПАЖАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1
Цель настоящего документа состоит в предоставлении общего описания усталости,
выявлении факторов эксплуатации судов, которые могут являться одной из причин
усталости, а также классификации этих факторов по более широким категориям, с
тем чтобы указать степень, в которой эти факторы могут быть связаны между
собой.
1.2
Цель состоит в повышении понимания сложного характера состояния усталости и в
поощрении всех участвующих в эксплуатации судов лиц учитывать эти факторы при
принятии решений, связанных с эксплуатацией судов.
2.1
Усталость приводит к ухудшению деятельности человека, замедлению физических и
умственных рефлексов и/или к ухудшению способности рационального мышления.
2.2
Усталость могут вызывать такие факторы, как продолжительное время умственной
или физической деятельности, недостаточный отдых, отрицательные факторы
воздействия окружающей среды, физиологические факторы и/или стресс и другие
психологические факторы.
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ УСТАЛОСТИ ПО СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ГРУППАМ
3.1
В том, что касается моряков, одной из наиболее общепризнанных и
документированных причин усталости является плохой отдых, чрезмерная рабочая
нагрузка, шум и взаимоотношения между людьми. Приводящие к этому факторы
многочисленны и разнообразны. Значение этих факторов в качестве причин,
приводящих к усталости, различно в зависимости от условий работы. Некоторые
факторы поддаются в большей степени управлению, чем другие. Такие факторы можно
сгруппировать следующим образом:
3.1.1 Управление
на берегу и на борту судна, а также обязанности Администраций:
-
составление графика работы и отдыха;
-
степень укомплектования экипажами;
-
назначение обязанностей;
-
обеспечение и связь берега с судном и судна с берегом;
-
стандартизация порядка организации работы;
-
планирование рейса;
-
порядок несения вахты;
-
принципы организации управления;
-
операции в порту;
-
возможности для отдыха и восстановления здоровья;
-
административные обязанности.
3.1.2 Факторы,
относящиеся к судну:
-
уровень автоматизации;
-
надежность оборудования;
-
характеристики движения;
-
уровень вибрации, тепла и шума;
-
качество рабочих и жилых условий;
-
свойства груза/требования к грузу;
-
конструкция судна.
3.1.3 Факторы,
относящиеся к экипажу:
-
полнота подготовки;
-
опыт;
-
состав экипажа;
-
сплоченность;
-
компетентность и уровень подготовленности экипажа.
3.1.4 Факторы
воздействия окружающей среды:
-
погода;
-
условия в порту;
-
ледовая обстановка;
-
интенсивность движения судов.
4.1
Управление на берегу, на борту судна, а также обязанности Администраций.
4.1.1
Предотвращение усталости в области планирования часов