Отменена резолюцией A.1022(26)
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО
ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ)
АДМИНИСТРАЦИЯМИ
(принятая 29 ноября 2001 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море и предупреждения и контроля загрязнения моря с
судов,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию А.741(18), которой Ассамблея приняла
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и
предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью
(МКУБ)),
ССЫЛАЯСЬ
ДАЛЕЕ на резолюцию А.788(19), которой Ассамблея приняла
Руководство по внедрению международного кодекса по управлению безопасностью
(МКУБ) Администрациями,
ОТМЕЧАЯ,
что по положениям главы IX Международной конвенции
по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 г., с поправками, МКУБ с 1
июля 1998 г. стал обязательным для компаний, эксплуатирующих определенные типы
судов, и с 1 июля 2002 г. будет обязательным для компаний, эксплуатирующих
другие грузовые суда и передвижные морские буровые установки валовой
вместимостью от 500 и более, приводимые в движение механическими средствами,
ОТМЕЧАЯ
ТАКЖЕ, что Комитет по безопасности на море на своей 73 сессии, принимая
резолюцией MSC.104(73) поправки к МКУБ, пришел к согласию, что Руководство по
внедрению МКУБ Администрациями должно быть пересмотрено, чтобы учесть эти
поправки,
ПРИЗНАВАЯ,
что Администрация, установив факт поддержания стандартов безопасности, обязана
обеспечить выдачу Документа о соответствии и Свидетельства об управлении
безопасностью, в соответствии с данным Руководством,
ПРИЗНАВАЯ
ТАКЖЕ, что у Администрации может возникнуть потребность в заключении договоров
в отношении выдачи свидетельств другими Администрациями в соответствии с главой
IX Конвенции СОЛАС и резолюцией А.741(18),
ПРИЗНАВАЯ
ДАЛЕЕ необходимость единообразного применения МКУБ,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, выработанную Комитетом по безопасности на море на его 74 сессии и
Комитетом по защите морской среды на его 46 сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ пересмотренное Руководство по внедрению Международного кодекса по
управлению безопасностью (МКУБ) Администрациями, изложенное в Приложении к
настоящей резолюции;
2.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства придерживаться пересмотренного Руководства
при внедрении МКУБ;
3.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам информировать Организацию о любых трудностях в
использовании прилагаемого пересмотренного Руководства;
4.
УПОЛНОМОЧИВАЕТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской
среды держать прилагаемое Руководство в поле зрения на случай необходимости его
пересмотра и вносить в него поправки, по мере необходимости.
5.
ОТМЕНЯЕТ с 1 июля 2002 г. резолюцию А.788(19).
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ (МКУБ) АДМИНИСТРАЦИЯМИ
Международный кодекс по
управлению безопасностью
Международный
кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением
загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью — МКУБ) был
принят Организацией резолюцией А.741(18) и получил
обязательный характер в результате вступления в силу с 1 июля 1998 г. главы IX Конвенции СОЛАС об управлении безопасной
эксплуатацией судов. МКУБ устанавливает международный стандарт для безопасного
администрирования и эксплуатации судов и предотвращения загрязнения.
Комитет
по безопасности на море на своей 73 сессии резолюцией MSC99_73.htm принял
поправки к главе IX СОЛАС и резолюцией MSC.104(73) — к
разделам 1, 7, 13, 14, 15, и 16 МКУБ. В результате возникла необходимость пересмотра
предыдущего варианта Руководства, являющегося приложением к резолюции Ассамблеи
А.788(19), которое заменяется настоящим
Руководством.
МКУБ
требует, чтобы Компании установили цели в достижении безопасности, как описано
в разделе 1.2 МКУБ, а также разработали, внедрили и
поддерживали систему управления безопасностью, отвечающую функциональным
требованиям, перечисленным в разделе 1.4
МКУБ.
Применение
МКУБ должно способствовать развитию в судоходстве культуры безопасности и
поощрять ее. Факторы успеха при развитии культуры безопасности - это, среди
прочего, приверженность, ценности и убеждения.
Для
обеспечения необходимых стандартов безопасности требуется соответствующая
организация управления на берегу и судне. Поэтому требуется систематизированный
подход к управлению со стороны лиц, ответственных за управленческую деятельность,
связанную с судами. Целями обязательного применения МКУБ являются:
.1 обеспечение
выполнения обязательных норм и правил, относящихся к безопасной эксплуатации
судов и защите окружающей среды; и
.2 эффективное
их введение в действие и контроль за их выполнением Администрациями.
Эффективный
контроль со стороны Администраций должен включать проверку того, что система
управления безопасностью отвечает требованиям, предписанным МКУБ, также как и
проверку соответствия обязательным нормам и правилам.
Обязательное
применение МКУБ должно гарантировать, способствовать и поощрять принятие во
внимание соответствующих кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных
Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями
морской индустрии.
Ответственность по проверке
и оформлению документов по МКУБ
Администрация
ответственна за проверку выполнения требований МКУБ и выдачу Документов о
соответствии компаниям и Свидетельств об управлении безопасностью судам.
Резолюции
А.739(18) "Руководство по выдаче
полномочий организациям, действующим по поручению Администраций" и А.789(19) "Спецификации по функциям признанных
организаций, действующих от имени Администраций в отношении освидетельствования
и оформления свидетельств", которым придан обязательный характер в
соответствии с правилом XI/1 Конвенции СОЛАС, а
также резолюция А.847(20) "Руководство по оказанию
помощи государствам флага судна в выполнении положений инструментов ИМО"
применяются, когда Администрации поручают организациям выдачу Документов о
соответствии и Свидетельств об управлении безопасностью от имени Администрации.
1. ОБЛАСТЬ ОХВАТЫВАЕМЫХ ВОПРОСОВ И
ПРИМЕНЕНИЕ
Термины,
применяемые в данном Пересмотренном руководстве имеют то же значение, что и
термины, применяемые в МКУБ.
1.2 Область охватываемых
вопросов и применение
1.2.1
Данное Руководство устанавливает основные принципы:
.1 проверки
того, что система управления безопасностью Компании, ответственной за
эксплуатацию судов, либо система управления безопасностью судна или судов,
контролируемых компанией, отвечают МКУБ; и
.2 выдачи и
периодической проверки Документов о соответствии и Свидетельств об управлении
безопасностью.
1.2.2
Данное руководство приобретает силу официального документа для Администраций с
1 июля 2002 г.
2. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ МКУБ
2.1.1
Для выполнения требований МКУБ Компании должны разработать, внедрить и
поддерживать систему управления безопасностью, чтобы обеспечить выполнение
политики Компании в области безопасности и защиты окружающей среды. Политика
компании должна включать цели, определенные МКУБ*.
___________
* Руководство по
применению МКУБ Международной палаты судоходства/Международной федерации
судовладельцев содержит полезные рекомендации по отдельным элементам системы
управления безопасностью и ее разработке Компаниями.
2.1.2
Администрации должны проверять выполнение требований МКУБ путем определения:
.1 соответствия
системы управления безопасностью Компании требованиям МКУБ; и
.2 того, что
система управления безопасностью обеспечивает достижение целей, определенных в
пункте 1.2.3 МКУБ.
2.1.3
Определение соответствия или несоответствия элементов системы управления
безопасностью требованиям МКУБ может потребовать выработки критериев оценки.
Администрациям рекомендуется не увлекаться выработкой критериев в форме
предписанных вариантов системы управления. Критерии оценки в форме
предписывающих требований могут иметь своим результатом то, что управление
безопасностью в судоходстве сведется к использованию одними компаниями решений,
выработанных другими компаниями, после чего Компании будет трудно выработать
установки для своей системы управления безопасностью, наилучшим образом
подходящие для этой конкретной Компании, конкретной операции или конкретному
судну.
2.1.4
Поэтому, чтобы снизить необходимость в выработке критериев, облегчающих оценку
выполнения Компаниями требований МКУБ, Администрациям рекомендуется сделать все
необходимое, чтобы оценки основывались на определении того, насколько
эффективно система управления безопасностью обеспечивает достижение
поставленных целей, а не на соответствии подробным, дополнительным к
содержащимся в МКУБ требованиям.
2.2 Способность системы
управления безопасностью обеспечивать достижение общих целей управления
безопасностью
2.2.1
МКУБ определяет общие цели управления безопасностью. Эти цели следующие:
.1 обеспечить
безопасную практику эксплуатации судов и безопасную рабочую среду;
.2 организовать
защиту от всех выявленных рисков; и
.3 постоянно
улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью,
включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и
с защитой окружающей среды.
Проверка
должна способствовать Компаниям в достижении этих целей.
2.2.2
Эти цели ясно очерчивают для Компаний направления разработки элементов системы
управления безопасностью в соответствии с требованиями МКУБ. Однако, так как
способность системы управления безопасностью достичь этих целей может быть
определена только в зависимости от того, отвечает ли она требованиям МКУБ, то
эти цели не должны приниматься за основу для выработки подробных интерпретаций
для использования при определении соответствия или несоответствия требованиям
МКУБ.
2.3 Способность системы
управления безопасностью удовлетворять конкретным требованиям по безопасности и
предотвращению загрязнения
2.3.1
Основными критериями, которыми следует руководствоваться при выработке
интерпретаций, необходимых для оценки соответствия требованиям МКУБ, должна
быть способность системы управления безопасностью удовлетворять конкретным
требованиям, определенным в МКУБ как конкретные стандарты безопасности и
предотвращения загрязнения.
Конкретными
стандартами безопасности и защиты окружающей среды, указанными в МКУБ,
являются:
.1 соответствие
обязательным нормам и правилам; и
.2 принятие во
внимание соответствующих кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных
Организацией, Администрациями, классификационными обществами и другими
организациями в области морской индустрии.
2.3.2
При проверке соответствия требованиям МКУБ должны быть доступны
документированные данные, способные облегчить ее. С этой целью Администрация
должна обеспечить, чтобы Компания предоставляла проверяющим все предусмотренные
законодательными нормами записи, а также акты классификационных обществ,
имеющие отношение к действиям, предпринятым Компанией для поддержания соответствия
требованиям обязательных норм и правил. Эти записи и акты могут быть
рассмотрены на предмет их подлинности и достоверности.
2.3.3
Некоторые обязательные требования могут не быть предметом государственного
контроля или освидетельствования классификационным обществом, такие как:
.1 поддержание
состояния судна между освидетельствованиями; и
.2 определенные
требования эксплуатационного характера.
В
таких случаях, для обеспечения соответствия и для представления объективного
доказательства, необходимого при проверках, может оказаться необходимым
принятие особых мер, таких как:
.1
документированные процедуры и инструкции; и
.2
документирование выполненных старшим руководящим персоналом проверок
каждодневной работы, если такие проверки имеют отношение к обеспечению
соответствия.
2.3.4
Проверка соответствия обязательным нормам и правилам, являющаяся частью
оформления документов по МКУБ, ни дублирует, ни заменяет собой
освидетельствований по другим свидетельствам. Проверка соответствия требованиям
МКУБ не освобождает Компанию, капитана или любое другое юридическое или
физическое лицо, вовлеченное в управление или эксплуатацию судна, от их
ответственности.
2.3.5
Администрации должны обеспечить, чтобы Компания:
.1 при
организации системы управления безопасностью приняла во внимание рекомендации,
упомянутые в пункте 1.2.3.2 МКУБ; и
.2 выработала
процедуры, обеспечивающие внедрение этих рекомендаций на берегу и на судне.
2.3.6
Внедрение в рамках системы управления безопасностью кодексов, руководств и
стандартов, рекомендованных Организацией, Администрациями, классификационными
обществами и другими организациями морской индустрии, не делает их
обязательными по МКУБ. Тем не менее, когда эти рекомендации применимы к
конкретным компаниям, проверяющие должны побуждать компании к принятию этих
рекомендаций.
3. ПРОЦЕСС ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО
МКУБ
3.1 Действия по оформлению
документов
3.1.1
Процесс оформления Документа о соответствии для Компании и Свидетельства об
управлении безопасностью для судна обычно состоит из следующих этапов:
.1
первоначальная проверка;
.2 ежегодная или
промежуточная проверка;
.3 проверка для
возобновления документа;
.4
дополнительная проверка.
Эти
проверки выполняются по запросу Компании, обращенному к Администрации или к
организации, признанной Администрацией для целей оформления документов по МКУБ,
или по запросу, обращенному к Администрации со стороны другого
Договаривающегося государства Конвенции.
Эти
проверки включают проверку отчетности по системе управления безопасностью.
3.2.1
Компания обращается к Администрации за оформлением соответствия требованиям
МКУБ.
3.2.2
Предпринимаемая Администрацией проверка береговой части системы управления
потребует проверки офисов Компании, откуда производится такое управление и,
возможно, других ее отделений, в зависимости от организации Компании и функций
различных отделений.
3.2.3
По завершении с удовлетворительными результатами проверки береговой части
системы управления безопасностью можно приступать к мероприятиям по проверке
судов Компании или к планированию этих мероприятий.
3.2.4
При удовлетворительных результатах проверки Компании выдается Документ о
соответствии, копии которого направляются в каждое отделение и на каждое судно
Компании. По мере завершения проверки каждого судна, ему выдается Свидетельство
об управлении безопасностью, копия которого направляется в главный офис
Компании.
3.2.5
В случаях выдачи документов признанной организацией, копии всех документов
должны быть также направлены Администрации.
3.2.6
Проверка документации по управлению безопасностью Компании и судна состоит из
одних и тех же основных шагов. Цель - удостовериться, что Компания или судно
отвечают требованиям МКУБ. Проверка отчетности включает:
.1 проверку
соответствия системы управления безопасностью Компании требованиям МКУБ включая
объективные свидетельства того, что система управления безопасностью Компании
находилась в действии в течение не менее трех месяцев и что она действовала по
меньшей мере в течение этого срока на борту хотя бы одного судна из каждой
группы однотипных судов, эксплуатируемых Компанией; и
.2 проверку
того, что система управления безопасностью обеспечивает достижение целей,
определенных в пункте 1.2.3 МКУБ. Включая
проверку того, что Документ о соответствии Компании, ответственной за
эксплуатацию конкретного судна, применим к данному типу судов и что судовая
система управления безопасностью отвечает требованиям МКУБ и введена в
действие. Должно быть предоставлено объективное свидетельство эффективного
функционирования системы управления безопасностью Компании на борту судна по
меньшей мере в течение трех месяцев, включая, среди прочего, данные внутренней
проверки, выполненной Компанией.
3.3 Ежегодная проверка
Документа о соответствии
3.3.1
Ежегодные проверки документации по управлению безопасностью проводятся для
поддержания в силе Документа о соответствии и должны включать рассмотрение и
проверку правильности предусмотренных законодательными нормами записей, а также
актов классификационных обществ, по меньшей мере на одном судне из каждой
группы однотипных судов, охватываемых Документом о соответствии. Цель этих
проверок — удостовериться в эффективной работе системы управления безопасностью
и в том, что внесенные в нее какие бы то ни было изменения отвечают требованиям
МКУБ.
3.3.2
Ежегодная проверка проводится в пределах трех месяцев до или после каждой даты
годовщины Документа о соответствии. Должен согласовываться график действий по
устранению недостатков, который должен предусматривать завершение этих действий
не более чем в трехмесячный срок.
3.3.3
Если Компания имеет более одного отделения, из которых не все были посещены при
первоначальной проверке, то при ежегодных проверках следует стремиться к тому,
чтобы в течение срока действительности Документа о соответствии был обеспечен
охват всех таких отделений.
Свидетельства
об управлении безопасностью
3.4.1
Промежуточные проверки документации по управлению безопасностью проводятся для
поддержания в силе Свидетельства об управлении безопасностью. Цель этих
проверок - удостовериться в эффективности действия системы управления
безопасностью и в том, что внесенные в нее какие бы то ни было изменения
отвечают требованиям МКУБ. В определенных случаях, особенно в начальный период
действия системы управления безопасностью, Администрация может найти
необходимым увеличить частоту промежуточных проверок. Кроме того, основанием
для более частых промежуточных проверок может явиться характер выявленных
недочетов.
3.4.2
Если планируется только одна промежуточная проверка, она должна проводиться
между датами второй и третьей годовщины выдачи Свидетельства об управлении
безопасностью.
3.5 Проверка для
возобновления документов по МКУБ
3.5.1
Проверки для возобновления документов выполняются до истечения срока действия
Документа о соответствии или Свидетельства об управлении безопасностью.
Проверка для возобновления документов охватывает все элементы системы
управления безопасностью и виды деятельности к которым применяются требования
МКУБ. Проверка для возобновления документов может начинаться за шесть месяцев
до даты истечения срока действия Документа о соответствии или Свидетельства об
управлении безопасностью и должна завершаться до наступления этих дат.
3.6 Проверки документации по
управлению безопасностью
3.6.1
Приведенная в общих чертах в последующих пунктах процедура проверок
документации по управлению безопасностью включает все этапы, относящиеся к
первоначальной проверке. Периодические проверки и проверки для возобновления
документов должны основываться на одинаковых принципах, даже и при том, что их
объемы могут отличаться.
3.7.1
Компания представляет Администрации или организации, признанной Администрацией
для целей выдачи по ее поручению Документа о соответствии или Свидетельства об
управлении безопасностью, запрос на проверку отчетной документации.
3.7.2
Администрация или признанная организация назначает главного проверяющего и,
если необходимо, группу проверяющих.
3.8 Предварительное
рассмотрение
Проверяющий,
в качестве основы для планирования проверки, должен рассмотреть разработанное
Компанией наставление по управлению безопасностью и определить адекватность
системы управления