Резолюция А.861(20)
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДОВЫМ ПРИБОРАМ РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ О РЕЙСЕ (ПРД)
(Принята 27 ноября 1997 года)
(С изменениями, внесенными
MSC.214(81) от 12.05.2006)
ассамблея,
ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ссылаясь также на то, что в резолюции 12 Конференция
Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года, считая
желательным, чтобы суда, в особенности пассажирские суда, были оборудованы
приборами регистрации данных о рейсе (ПРД) с целью облегчения расследования
аварий, просила Комитет по безопасности на море разработать в срочном порядке
эксплуатационные требования к таким приборам, принимая во внимание возможное
влияние человеческого фактора,
отмечая, что в настоящее время рассматривается вопрос о разработке
требований по наличию на судах ПРД с целью включения их при первой возможности
в Конвенцию СОЛАС,
рассмотрев рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят восьмой сессии и Подкомитетом по безопасности
мореплавания на его сорок третьей сессии,
1.
принимает Рекомендацию по
эксплуатационным требованиям к судовым приборам регистрации данных о рейсе
(ПРД), изложенную в приложении к настоящей резолюции;
2.
предлагает правительствам
призвать собственников и операторов судов, имеющих право плавать под их флагом,
как можно скорее установить ПРД на таких судах, учитывая в особенности, что
наличие на судах ПРД может в скором времени стать обязательным согласно
Конвенции СОЛАС;
3.
рекомендует правительствам
обеспечить, чтобы ПРД, установленные на судах, плавающих под их флагом,
соответствовали эксплуатационным требованиям не ниже тех, которые указаны в
приложении к настоящей резолюции;
4.
просит Комитет по безопасности на
море держать настоящие эксплуатационные требования в поле зрения и при
необходимости вносить в них поправки.
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
К СУДОВЫМ ПРИБОРАМ РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ О РЕЙСЕ (ПРД)
Целью
прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) является хранение, в защищенной и
восстановимой форме, информации, касающейся местоположения, перемещения,
физического состояния судна, а также командования и управления им, за период,
предшествующий инциденту, повлиявшему на эти данные, и последовавший за ним.
Информация, содержащаяся в ПРД, должна передаваться в распоряжение
Администрации и собственника судна. Эта информация предназначена для
использования в ходе последующего расследования для установления причины
(причин) инцидента.
ПРД
с характеристиками не хуже тех, которые определены в настоящих эксплуатационных
требованиях, должны устанавливаться на судах, относящихся к классам,
определенным в главе V Конвенции СОЛАС с
поправками.
3.1
Конвенция СОЛАС:
- резолюция 12 Конференции СОЛАС 1995 года.
3.2
Резолюции ИМО:
-
A.662(16) |
Эксплуатационные
требования к устройствам отделения и включения свободно всплывающего
аварийного радиооборудования |
-
A.694(17) |
Общие
требования к судовому радиооборудованию, составляющему часть ГМССБ, и к
радионавигационным средствам |
-
A.824(19) |
Эксплуатационные
требования к указателям скорости и пройденного расстояния |
-
A.830(19) приложение 3 |
Кодекс
по сигнализации и указателям 1995 года MSC.64(67), Эксплуатационные
требования к системам правления курсом |
-
MSC.64(67), приложение
4 |
Эксплуатационные
требования к радиолокационному оборудованию с поправками. |
4.1
Прибор регистрации данных о рейсе (ПРД) означает полную систему, включая все
элементы, требующиеся для сопряжения с источниками входных данных,
предназначенные для обработки и кодирования данных, конечный носитель записи в
капсуле, источник питания и специально выделенный резервный источник энергии.
4.2
Датчик означает любое устройство, не входящее в состав ПРД, к которому ПРД
подсоединен и от которого он получает данные, подлежащие регистрации.
4.3
Конечный носитель записи означает элемент аппаратуры, на котором регистрируются
данные таким образом, что, получив к нему доступ, можно восстановить и
воспроизвести данные с помощью подходящего оборудования.
4.4
Оборудование воспроизведения означает оборудование, совместимое с носителем
записи и форматом, используемым при записи, которое применяется для
восстановления данных. Оно включает также аппаратуру и программное обеспечение
для отображения или воспроизведения данных, соответствующие оборудованию
источника исходных данных.*
4.5
Специально выделенный резервный источник энергии означает аккумуляторную
батарею с подходящими устройствами для автоматической зарядки, выделенную
исключительно для ПРД, емкость которой достаточна для работы, требуемой в
пункте 5.3.2.
5. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
5.1.1
ПРД должен непрерывно вести последовательную регистрацию предварительно
выбранных элементов данных, относящихся к состоянию и выходным параметрам
судового оборудования, а также к командованию и управлению судном, которые
упомянуты в пункте 5.4.
5.1.2
Для того, чтобы можно было впоследствии проанализировать факторы, относящиеся к
инциденту, метод регистрации должен обеспечивать корреляцию между различными
элементами данных по дате и времени при воспроизведении на подходящем
оборудовании.
5.1.3
Конечный носитель записи должен быть установлен в защитной капсуле, которая
должна отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
.1 быть такой,
чтобы к ней имелся доступ после инцидента, но защищенной от фальсификации;
.2 обеспечивать
максимальную вероятность сохранения и восстановления последних
зарегистрированных данных после любого инцидента;
.3 быть хорошо
видимого цвета и иметь маркировку из световозвращающих материалов;
и
.4 быть
оборудована надлежащим устройством, помогающим определить ее местонахождение.
5.1.4
Проект и конструкция, которые должны соответствовать требованиям резолюции A.694(17) и международным стандартам, приемлемым для
Организаций** должны в особенности учитывать требования к защите данных и
непрерывности работы, как подробно изложено в пунктах 5.2 и 5.3.
_________________
* Оборудование
воспроизведения обычно не устанавливается на судне и не рассматривается как
часть ПРД для целей настоящих эксплуатационных требований.
**См. публикацию МЭК 945 -
Морское оборудование и системы навигации и радиосвязи - Общие требования,
методы испытаний и требуемые результаты испытаний.
5.2.1
Минимальный набор элементов данных, которые должен регистрировать ПРД, указан в
пункте 5.4. Факультативно могут регистрироваться
дополнительные элементы, при условии что это не приводит к нарушению требований
к регистрации и хранению предписанных элементов данных.
5.2.2
Оборудование должно быть спроектировано так, чтобы, насколько это практически
осуществимо, отсутствовала возможность фальсификации как набора данных,
вводимых в оборудование, так и собственно данных, а также тех данных, которые
уже зарегистрированы. Любая попытка нарушить целостность данных или регистрации
должна быть внесена в память.
5.2.3
Метод регистрации должен быть таким, чтобы целостность каждого элемента
зарегистрированных данных могла проверяться и при обнаружении некорректируемой
ошибки подавался аварийно-предупредительный сигнал.
5.3.1
Для обеспечения того, чтобы ПРД продолжал регистрацию событий во время
инцидента, он должен быть способен работать от судового аварийного источника
электроэнергии.
5.3.2
Если судовой аварийный источник электроэнергии выходит из строя, ПРД должен
продолжать регистрацию переговоров на мостике (см. пункт 5.4.5)
в течение 2 ч, получая питание от специально выделенного резервного источника
энергии. По окончании этого двухчасового периода вся регистрация должна
автоматически прекращаться.
5.3.3
Регистрация не должна прерываться, за исключением случаев, когда она
прерывается на короткое время в соответствии с пунктом 6 или прекращается в
соответствии с пунктом 5.3.2. Элементы данных,
содержащиеся в запоминающем устройстве, должны храниться в течение не менее 12
ч. Более старые элементы данных могут быть стерты и заменены новыми данными.
5.4
Элементы данных, подлежащие регистрации
Дата
и время, выраженные в UTC, должны поступать из внесудового источника или от
встроенных часов. При регистрации должно указываться, какой источник
используется. Метод регистрации должен быть таким, чтобы привязка по времени
всех других зарегистрированных элементов данных могла выводиться на
воспроизведение с разрешающей способностью, достаточной для того, чтобы
подробно восстановить историю инцидента.
Широта
и долгота, а также используемая система геодезических координат должны
поступать от электронной системы определения местоположения. При регистрации
должно быть обеспечено, чтобы название и состояние системы можно было всегда
определить при воспроизведении.
Скорость
на воде или скорость относительно грунта, с индикацией того, о какой из них
идет речь, должна поступать от судового оборудования, измеряющего скорость и
расстояние.
Согласно
показаниям судового компаса.
Один
или более микрофонов должны быть установлены на мостике так, чтобы надлежащим
образом регистрировались переговоры на постах управления судном, у дисплеев
радиолокатора, у прокладочных столов и т.д. или вблизи этих мест. Насколько это
практически возможно, микрофоны должны быть расположены так, чтобы охватывались
внутрисудовая связь, система громкоговорящей связи и звуковые
аварийно-предупредительные сигналы на мостике.
Должны
регистрироваться переговоры по ОВЧ, относящиеся к эксплуатации судна.
5.4.7 Данные радиолокатора, выбор предыдущего
отображения
Данные
должны включать информацию об электронных сигналах, поступающих от одной из
судовых радиолокационных установок, которая регистрирует всю информацию,
фактически отображавшуюся на главном дисплее этого радиолокатора во время
регистрации, включая кольца или маркеры дальности, маркеры пеленга, электронные
символы прокладки курса, радиолокационные карты, любые выбранные части
системной электронной навигационной карты (SENC) или другой выбранной
электронной карты, план рейса, навигационные данные, навигационные
аварийно-предупредительные сигналы и данные о состоянии радиолокатора, которые
были видны на дисплее. Метод регистрации должен быть таким, чтобы при
воспроизведении было возможно получить точную копию полного радиолокационного отображения,
которое наблюдалось во время регистрации, хотя и с ограничениями, присущими
устройствам уплотнения данных, наличие которых необходимо для работы ПРД.
Данные
должны включать глубину воды под килем, отображаемую на данный момент шкалу
глубин и другую информацию о состоянии, если она имеется в наличии.
5.4.9 Основная аварийно-предупредительная сигнализация
Данные
должны включать состояние всей обязательной аварийно-предупредительной
сигнализации на мостике.
5.4.10 Команда на руль и ее выполнение
Данные
должны включать состояние и настройку авторулевого, если он установлен.
5.4.11 Команда в машинное отделение и ее выполнение
Данные
должны включать положения машинных телеграфов или органов непосредственного
управления машинной установкой/винтом и индикацию об исполнении, если она
установлена, включая индикаторы переднего/заднего хода. Данные также должны
включать состояние носовых подруливающих устройств, если они установлены.
5.4.12 Состояние отверстий в корпусе
Данные
должны включать всю обязательную информацию о состоянии отверстий, которую
требуется отображать на мостике.
5.4.13 Состояние водонепроницаемых и противопожарных
дверей
Данные
должны включать всю обязательную информацию о состоянии дверей, которую требуется
отображать на мостике.
5.4.14 Ускорения и напряжения в корпусе
Если
на судне установлено оборудование для контроля напряжений в корпусе и реакции
на них судна, должны регистрироваться все элементы данных, предварительно
отобранные из числа тех, которые поступают от данного оборудования.
5.4.15 Скорость и направление ветра
Данные
должны регистрироваться в случаях, когда на судне установлен подходящий датчик.
Могут регистрироваться либо относительные, либо истинные скорость и направление
ветра, однако должна быть зарегистрирована индикация того, о каких из них идет
речь.