ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
УКАЗАТЕЛЯМ СКОРОСТИ И
ПРОЙДЕННОГО РАССТОЯНИЯ
(Принята 23 ноября 1995 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся безопасности на море,
ССЫЛАЯСЬ ТАКЖЕ на положения правила V/12
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года,
ССЫЛАЯСЬ ДАЛЕЕ на резолюцию А.478(ХІІ),
которой она приняла эксплуатационные требования к устройствам для указания
скорости и пройденного расстояния,
ПРИЗНАВАЯ необходимость отразить технологические
усовершенствования и то, что указатели скорости и пройденного расстояния часто
взаимодействуют с САРП, радиолокаторами, электронными картами и информационными
системами, а также другим навигационным оборудованием и предоставляют им важные
входные данные,
РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на
море на его шестьдесят четвертой сессии,
1. ПРИНИМАЕТ Рекомендацию по эксплуатационным требованиям к
указателям скорости и пройденного расстояния, изложенную в приложении к
настоящей резолюции;
2. ПРЕДЛАГАЕТ правительствам обеспечить, чтобы:
a) указатели,
установленные 1 января 1997 года или после этой даты, отвечали эксплуатационным
требованиям не ниже тех, которые указаны в приложении к настоящей резолюции;
b) указатели,
установленные до 1 января 1997 года, отвечали по меньшей мере эксплуатационным
требованиям, изложенным в резолюции А.478(ХІІ);
3. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать настоящие
эксплуатационные требования в поле зрения и при необходимости вносить в них поправки.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
К УКАЗАТЕЛЯМ СКОРОСТИ
И ПРОЙДЕННОГО РАССТОЯНИЯ
1.1
Указатели скорости и пройденного расстояния предназначены для использования при
плавании в целом и при маневрировании судном. Минимальным требованием является
обеспечение информации о пройденном расстоянии и скорости переднего хода судна
относительно воды или грунта, дополнительно может предоставляться информация о
перемещениях судна помимо движения вперед по продольной оси. Оборудование
должно полностью отвечать эксплуатационным требованиям при скоростях переднего
хода вплоть до максимальной скорости судна и при глубине воды под килем более
3м.
1.2
В дополнение к общим требованиям, изложенным в резолюции А.694(17),
указатели скорости и пройденного расстояния должны отвечать следующим
минимальным эксплуатационным требованиям.
2. СПОСОБЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ
2.1
Информация о скорости может быть представлена в аналоговой или цифровой форме.
Если используется цифровой дисплей, то шаг показаний не должен превышать 0,1
узла. Аналоговые дисплеи должны иметь градуировку шкалы с ценой деления по
меньшей мере 0,5 узла, и деления должны быть помечены цифрами по меньшей мере
через каждые 5 узлов. Если дисплей способен указывать скорость судна при
движении в ином, чем вперед, направлении, то направление движения должно
показываться так, чтобы исключить ложное толкование.
2.2
Информация о пройденном расстоянии должна быть представлена в цифровой форме.
Дисплей должен иметь диапазон от 0 до не менее 9999,9 морских миль, а шаг
показаний не должен превышать 0,1 морской мили. В случаях, когда это является
целесообразным, должна быть предусмотрена возможность возврата отсчета
показаний на нуль.
2.3
Показания на дисплее должны быть четко видны как днем, так и ночью.
2.4
Должна быть предусмотрена возможность передачи информации о пройденном
расстоянии в другое установленное на судне
оборудование. В этом отношении:
.1 если
используется замыкание контакта, должна указываться только скорость при
движении вперед. Информация должна передаваться путем замыкания контакта (или
эквивалентным способом) через каждые пройденные 0,005 морской мили; и
.2 если
предусмотрен серийный цифровой интерфейс, информация о всех параметрах скорости
и пройденного расстояния, включая направление, должна представляться в виде
потока цифровой информации в соответствии с Международным протоколом
относительно цифрового интерфейса для использования в морском оборудовании.*
_________________
*См.
публикацию МЭК
1162: 1994 год.
2.5
Если оборудование способно указывать скорость как в режиме "скорость
относительно воды", так и в режиме "скорость относительно
грунта", то должны быть предусмотрены переключатель и индикация режимов
работы.
2.6
Если оборудование имеет возможность указывать скорости, иные чем только в
продольной оси, должно быть предусмотрено указание скоростей относительно воды
в продольном и поперечном направлениях, дополнительно может быть предусмотрено
указание скорости в продольном и поперечном направлении относительно грунта.
Информация о результирующей скорости и курсе может обеспечиваться при желании
путем переключения на этот режим. Вся такая информация должна четко указывать
направление, режим и текущую величину представляемой информации.
3.1
В условиях, когда судно не испытывает влияния эффекта мелководья, ветра,
течения и прилива, погрешность индицирования скорости не должна превышать 2%
скорости судна или 0,2 узла, смотря по тому, что больше.
3.2
В условиях, когда судно не испытывает влияния эффекта мелководья, ветра,
течения и прилива, погрешность индицирования пройденного расстояния не должна
превышать 2% расстояния, пройденного судном в течение 1 ч, или 0,2 морской мили
за каждый час, смотря по тому, что больше.
3.3
Если на точность указателей скорости и пройденного расстояния влияют
определенные условия (например, состояние моря и связанные с этим эффекты,
температура воды, соленость, скорость распространения звука в воде, глубина воды
под килем, крен и дифферент судна), то подробная информация об их возможном
влиянии должна быть включена в руководство по эксплуатации оборудования.