КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ
ПЕРЕВОЗКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА, ПЛУТОНИЯ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
ВЫСОКОГО УРОВНЯ АКТИВНОСТИ В КОНТЕЙНЕРАХ НА БОРТУ СУДОВ (ОЯТ)
(Принята
4 ноября 1993 года)
(с изменениями, внесенными
Резолюцией
A.853(20) от
27.11.1997)
(Пересмострен резолюцией MSC.88(71)
в мае 1999
с изменениями вносимыми Резолюциями
MSC.118(74) от 06.06.2001
MSC.135(76) от 12.12.2002)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на пункт "j" статьи 15 Конвенции о
Международной морской организации (ИМО), касающийся функций Ассамблеи в
отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море, а также
предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним,
ССЫЛАЯСЬ
далее на положения главы VII Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года, с поправками,
а также на положения Международного кодекса морской перевозки опасных грузов
(МКМПОГ), которые регулируют, среди прочего, перевозку морем радиоактивных
материалов,
ПРИЗНАВАЯ,
что Кодекс МКМПОГ, который в целом обеспечивает выполнение правил
Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), касающихся безопасной
перевозки радиоактивных материалов, не содержит специальных требований к
конструкции и оборудованию судов, осуществляющих перевозки облученного ядерного
топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности,
ОТМЕЧАЯ
увеличение перевозок морем облученного ядерного топлива, плутония и
радиоактивных отходов высокого уровня активности,
ПОЛАГАЯ,
что надлежащие правила постройки, оборудования и эксплуатации судов,
осуществляющих перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных
отходов высокого уровня активности, повысили бы безопасность на море и защиту
морской среды,
ОТМЕЧАЯ
также пункт 17.30(a)(ix) Повестки дня 21 Конференции Организации Объединенных
Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), рекомендующий ИМО и МАГАТЭ
провести совместную работу, с тем чтобы завершить рассмотрение кодекса
перевозки облученного ядерного топлива в контейнерах на борту судов,
ОТМЕТИВ
с признательностью работу, выполненную Объединенной рабочей группой
МАГАТЭ/ИМО/ЮНЕП по безопасной перевозке облученного ядерного топлива и других
ядерных материалов морским транспортом,
РАССМОТРЕВ
рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят
второй сессии и Комитетом по защите морской среды на его тридцать четвертой
сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и
радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту судов,
изложенный в Приложении к настоящей резолюции;
2.
НАСТОЯТЕЛЬНО призывает правительства применять настоящий Кодекс в возможно
ранние сроки.
АССАМБЛЕЯ
,
ПРИНЯВ
Кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и
радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту судов
(Кодекс ОЯТ),
УЧИТЫВАЯ
результаты Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и
развитию, в частности главу 17 Повестки дня 21,
ОТМЕЧАЯ
доклад Объединенной рабочей группы МАГАТЭ/ИМО/ЮНЕП по безопасной перевозке
облученного ядерного топлива и других ядерных материалов морским транспортом, в
частности установленные рабочей группой вопросы, которые требуют дальнейшего
рассмотрения и которые дополняют Кодекс ОЯТ,
ОТМЕЧАЯ
также важность технического сотрудничества для повышения международных стандартов
безопасности на море и защиты морской среды, предусмотренных Кодексом ОЯТ,
ПРИЗНАВАЯ
необходимость проведения дальнейшей работы с целью усиления или улучшения
Кодекса ОЯТ,
ПРОСИТ
Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды, по
консультации с МАГАТЭ:
a) проводить регулярный
обзор Кодекса ОЯТ и вносить в него поправки по мере необходимости;
b) рассмотреть в первую
очередь соответствующие аспекты перевозки облученного ядерного топлива и других
ядерных материалов, которые дополняют Кодекс ОЯТ, с
учетом рекомендаций Объединенной рабочей группы МАГАТЭ/ИМО/ЮНЕП и целей,
указанных в пункте 17.22 Повестки дня 21 ЮНСЕД;
c) проводить обзор
необходимости международного сотрудничества для применения Кодекса ОЯТ и
соответствующих вопросов; и
d) доложить на девятнадцатой
сессии Ассамблеи о прогрессе, достигнутом в работе в этой области.
Приложение.
КОДЕКС БЕЗОПАСНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА, ПЛУТОНИЯ И
РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ АКТИВНОСТИ В КОНТЕЙНЕРАХ НА БОРТУ СУДОВ
1.
Настоящий Кодекс применяется к новым и существующим судам независимо от
размеров, включая грузовые суда валовой вместимостью менее 500 peг. тонн,
осуществляющим перевозки облученного ядерного топлива, плутония и радиоактивных
отходов высокого уровня активности в контейнерах, одобренных в соответствии с
применимыми правилами безопасной перевозки радиоактивных веществ, принятыми
Международным агентством по атомной анергии, и перевозимых в соответствии с
перечнями 10, 11, 12 или 13 класса 7 Международного кодекса морской перевозки
опасных грузов (МКМПОГ).
2. Для целей
настоящей Кодекса:
.1 Облученное ядерное
топливо означает материал, содержащий изотопы урана, тория и/или плутония, которые
использовались для обеспечения самоподдерживающейся ядерной цепной реакции.
.2 Плутоний означает
полученную в результате переработки смесь экстрагированных из облученного
ядерного топлива изотопов этого материала.
.3 Радиоактивные отходи
высокого уровня активности означают жидкие отходы, образующиеся на заводе по
переработке облученного ядерного топлива в результате операций первой стадии
экстракционного цикла, или концентрированные отходы, образующиеся в ходе
последующих стадий экстракции, или твердые вещества, в которые были
преобразованы такие жидкие отходы.
3.
Для целей настоящего Кодекса суда, перевозящие в контейнерах охватываемые
настоящим Кодексом материалы, подразделяются на три класса, в зависимости от
общего количества радиоактивности, которое они могут перевозить на борту:
класс ОЯТ 1 - суда,
перевозящие такие материалы с общей радиоактивностью менее 4 000 ТБк.
класс ОЯТ 2 - суда,
перевозящие облученное ядерное топливо или радиоактивные отходы высокого уровня
активности с общей радиоактивностью менее 2 х 106 ТБк, и суда, перевозящие плутоний с общей
радиоактивностью менее 2
х 105
ТБк.
класс ОЯТ 3 - суда,
перевозящие облученное ядерное топливо или радиоактивные отходы высокого уровня
активности, и суда, перевозящие плутоний без какого-либо ограничения по общей
радиоактивности материалов.
4. Все суда, независимо от
размеров, перевозящие охватываемые настоящим Кодексом материалы, должны
отвечать требованиям Конвенции СОЛАС 1974 года с
поправками и, кроме того, требованиям, указанным в таблице 1 и в
пунктах 7-30, относительно
аварийной остойчивости, противопожарной защиты, регулирования температуры в
грузовых помещениях, конструктивных характеристик, устройств для крепления
груза, электроснабжения, оборудования радиационной защиты, управления,
подготовки, планов действий в аварийных ситуациях и уведомления в случае
инцидента, связанного с охватываемыми Кодексом ОЯТ материалами.
(пункт 4
изменен
Резолюцией A.853(20)
от 27.11.1997)
5.
Кроме требований настоящего Кодекса, применяются также положения Кодекса
МКМПОГ.
6.
Администрация должна обеспечить наличие на судне надлежащего документа,
свидетельствующего о соответствии его конструкции и оборудования требованиям
настоящего Кодекса.
Таблица 1
Требования к судам, перевозящим на борту облученное ядерное топливо, плутоний и
радиоактивные отходы высокого уровня активности в контейнерах
Класс судна |
Аварийная остойчивость |
Противопожарная защита |
Регулирование температуры в грузовых помещениях |
Констру- ктивные харак-теристики |
Устройства для крепления груза |
Электро-снабжение |
Оборудование радиационной защиты |
Управление и профес-сиональная подготовка |
Судовые планы действий в аварийных ситуациях |
Уведомление в случае инцидента |
||
Пассажирские суда* |
Грузовые суда |
Пассажирские суда* |
Грузовые суда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЯТ 1 |
7 |
7 |
11 |
11 |
14+15+16 |
17 |
18+19 |
20 |
24 |
25 |
26 + 27 + 28 |
29+30 |
ОЯТ 2 |
8 |
9 |
13 |
13 |
14+15+16 |
17 |
18+19 |
21+22 |
24 |
25 |
26 + 27 + 28 |
29+30 |
ОЯТ 3 |
Н/Р |
10 |
Н/Р |
12+13 |
14+15+16 |
17 |
18+19 |
21+22+23 |
24 |
25 |
26 + 27 + 28 |
29+30 |
Н/Р. класс ОЯТ
3 не разрешается в отношении пассажирских судов
________________________
* Как они
определены в правиле 2 f) части А главы I
Конвенции СОЛАС 1974 года.
(таблица 1
заменена
Резолюцией A.853(20)
от 27.11.1997)
7. В
соответствии с требованиями заинтересованной Администрации.