САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СССР
(22
декабря 1977 г)
(По состоянию на 25 сентября 2006 года)
С изданием
настоящих правил, Приложение 2. "Санитарные нормы параметров воздушной
среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой
кондиционирования воздуха", N 1184-74 Раздел III. "Рециркуляция
воздуха отменяется.
Утверждены:
Главным государственным
санитарным врачом СССР 22 декабря 1977 г. N 1814-77
Согласованы:
с Министерством рыбного
хозяйства СССР и Министерством судостроительной промышленности СССР - протокол
совещания в НИИГВТ от 20-22 декабря 1976 г.,
с ЦК профсоюза рабочих
пищевой промышленности - письмо N 06-В от 6 декабря 1976 г.
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н. Бургасов
1.1. Назначение и применение Правил
1.1.1.
Настоящие Правила устанавливают основные санитарные требования к конструкции,
устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР при их
проектировании и строительстве, а также требования по содержанию этих судов в
процессе эксплуатации, в целях создания благоприятных для здоровья условий
труда и быта экипажа, а также получения и сохранения доброкачественной
продукции промысла и перевозимого груза.
"Санитарные
правила для морских судов промыслового флота СССР" учитывают основные
положения "Международной конвенции по
предотвращению загрязнения с судов", 1973 г., "Конвенции 126 Международной организации труда о помещениях
для экипажа на борту рыболовных судов", но не повторяют требований,
относящихся к безопасности мореплавания и к технике безопасности, которые
регламентированы "Правилами классификации и постройки морских судов"
Регистра СССР и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной
промышленности СССР".
1.1.2.
Действия настоящих Правил распространяются на все палубные морские суда
промыслового флота, используемые для поиска, лова, переработки и перевозки
морепродуктов.
1.1.3.
Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.
1.1.4.
Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным
с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном
транспорте до издания настоящих Правил, могут производиться в течение двух лет
после издания "Санитарных правил для морских судов промыслового флота
СССР"*(1).
________________
*(1) По судам, строящимся за
границей - в течение срока действия контракта.
1.1.5.
Суда, построенные до издания настоящих Правил, должны быть приведены в
соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации,
вентиляции, кондиционирования воздуха в сроки, установленные органами и
учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно
с судовладельцами в порядке плановых заданий.
1.1.6.
Проектно-техническая документация на строительство, переоборудование и
модернизацию судов в объеме, предусмотренном методическими указаниями по
предупредительному санитарному надзору при строительстве, переоборудовании и
модернизации судов, представляется на согласование в следующем порядке:
а) в Главное
санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР -
документация на суда зарубежной постройки;
б) в главные
санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические
управления министерств здравоохранения союзных республик - документация на
серийные суда;
в) в бассейновые
санитарно-эпидемиологические станции - документация на единичные суда и
ремонтные ведомости.
1.1.7.
Результаты согласования проектно-технической документации оформляются
соответствующим заключением.
Срок
действия согласования - 6 лет. По истечении этого срока проектно-техническая
документация должна быть представлена на повторное согласование. В противном
случае строительство, переоборудование или модернизация судов по этой
документации прекращаются.
1.1.8.
Министерства, ведающие проектированием, строительством и эксплуатацией судов, и
их организации на местах обязаны включать специалистов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической
службы на водном транспорте в межведомственные или ведомственные комиссии по
приемке головных или единичных судов после их постройки, переоборудования или
модернизации, о чем специалисты должны быть извещены не менее чем за 10 дней до
начала работы приемной комиссии.
1.1.9.
Отклонения от требований настоящих Правил и согласованной проектно-технической
документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до
сдачи его в эксплуатацию, а проектно-техническая документация должна быть
откорректирована на всю серию. Порядок и срок устранения отклонений
согласовываются председателем приемной комиссии с представителем органов или
учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Результаты
осмотра и инструментальных исследований на судне после его постройки,
переоборудования и модернизации оформляются в виде заключения о возможности
ввода судна в эксплуатацию.
1.1.10.
На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:
- судовой санитарный журнал;
- судовое санитарное
свидетельство на право плавания;
- свидетельство о
дератизации.
1.1.11.
Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на
Министерство рыбного хозяйства СССР, министерства и другие ведомства (управления
рыбным хозяйством союзных республик, их судовладельцев, организации и
предприятия этих и других ведомств, осуществляющих проектирование,
строительство, переоборудование и модернизацию судов).
1.1.12.
Ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления
соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном
порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта
санитарного осмотра - капитан порта и другие лица портового надзора,
производившие выдачу документов на выход судна из порта.
1.1.13.
С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота
рыбной промышленности", изданные в 1959 г. в части требований к морским
судам отменяются.
1.2.1.
Все палубные морские суда промыслового флота в отношении применения настоящих
Правил разделяются на 4 категории:
- I категория - суда
неограниченного района плавания, длиной свыше 65 м независимо от численности
экипажа;
- II категория - суда
неограниченного района плавания, длиной от 40 до 65 м включительно, при
численности экипажа не более 40 человек;
- III категория - суда
ограниченного района плавания с удалением от берега или от обслуживающей
плавучей базы до 200 миль, длиной от 24 до 40 м включительно при численности
экипажа не более 24 человек;
- IV категория - суда
ограниченного района плавания с удалением от берега не более 100 миль, длиной
от 12 до 24 м при численности экипажа не более 15 человек, а также несамоходные
суда.
Если
численность экипажа судна превышает установленную для той или иной категории
величину, то судно приравнивается к более высокой категории.
1.3.1.
Промысловый флот включает следующие типы судов:
- добывающие - суда
промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов
водного промысла (рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов);
- обрабатывающие - суда
промыслового флота, предназначенные для обработки объектов водного промысла;
- приемно-транспортные суда
промыслового флота, предназначенные для доставки и передачи грузов добывающим и
обрабатывающим судам и приема грузов от них непосредственно в море для
перевозки в порт;
- вспомогательные суда
промыслового флота, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований,
обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за
соблюдением правил рыболовства и мореплавания.
1.3.2.
Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий
мореплавание и производственную деятельность судна.
На
судах промыслового флота, предназначенных для научных исследований, обучения
кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением
правил рыболовства и мореплавания, к числу экипажа причисляются все лица,
связанные с деятельностью этих судов.
1.3.3.
Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в
соответствии с действующим "Уставом службы
на судах флота рыбной промышленности СССР".
1.3.4.
Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.
1.3.5.
Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта
приписки судна до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для
смены экипажа.
1.3.6.
Длина судна вычисляется, как это определено "Правилами классификации и
постройки морских судов" Регистра СССР.
1.3.7.
Рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч. непрерывно)
пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне
служебных обязанностей.
1.3.8.
Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля
за работой устройств, используемое членами экипажа периодически.
2. Требования по устройству и
переоборудованию
2.1. Общие положения и требования
2.1.1.
Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие
группы:
- каюты - предназначены для
проживания и отдыха экипажа;
- общественные помещения -
предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий на
открытых палубах и в закрытых помещениях судна, коллективного отдыха, питания
экипажа;
- помещения бытового
обслуживания - предназначены для ремонта обуви и одежды, парикмахерского
обслуживания и т.п.;
- помещения пищеблока - предназначены
для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и
хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья столовой, чайной и
камбузной посуды;
- санитарно-гигиенические и
санитарно-бытовые помещения - предназначены для обеспечения личной гигиены и
для санитарно-бытового обслуживания экипажа;
- помещения медицинского
назначения - предназначены для амбулаторного и стационарного лечения,
проведения различных лечебно-профилактических мероприятий и оказания
медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;
- помещения технической
эксплуатации судна - рубки, центральные посты управления, посты управления,
административные помещения, лаборатории - предназначены для выполнения работ по
судовождению и радиосвязи, контроля за механизмами, для ведения
делопроизводства, хранения судовой документации;
- энергетические помещения -
предназначены для главных и вспомогательных механизмов, котельных отделений,
отделений рефрижераторных машин;
- производственно-технологические
помещения - предназначены для переработки рыбы и других морепродуктов;
- грузовые помещения -
предназначены для перевозки грузов;
- помещения судового
снабжения - предназначены для хранения запасов провизии, судового имущества,
расходных материалов и сырья, а также различных запасов для работы
производственно-технологических цехов.
2.1.2.
Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая
деятельность экипажа, должно быть таким, чтобы члены экипажа размещались по
возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных
категорий.
2.1.3.
Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение
помещения.
2.1.4.
Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений
помещения, не изолированные от воздействия высоких и низких температур, а также
от проникновения высоких уровней щума, воды, испарений, газов и неприятных
запахов.
2.1.5.
Каюты на судах I и II категорий не должны иметь входов непосредственно с открытой
палубы. На судах II категории допускается устройство входов через тамбур.
Входы
в жилые каюты на судах I и II категорий не должны находиться в непосредственной
близости к входам в помещения пищеблока, медицинские и санитарные помещения,
2.1.6.
Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и
устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для
уборки.
2.1.7.
Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0 м. Для судов III и IV
категорий допускается иметь высоту помещения 1,9 м, при этом светильники и
воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм.
2.1.8.
Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их
принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и
объема сточно-фановых цистерн.
2.2.1.
Для размещения экипажа на судах I, II, III категорий должны быть предусмотрены
каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.
Для
этой цели должны быть предусмотрены одно- и двухместные каюты. Для размещения
экипажа на судах II и III категорий допускается оборудовать четырехместные
каюты.
В
технически обоснованных случаях, по согласованию с органами и учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы, допускается на судах I категории
оборудовать небольшое число четырехместных кают, на судах III и IV категорий
шестиместные каюты, на учебных судах для размещения курсантов не более, чем
десятиместные кубрики.
Количество
одно- и двухместных кают на судне и их распределение между членами экипажа в
зависимости от должностного положения определяется судовладельцем.
2.2.2.
Для комсостава на судах I категории могут быть предусмотрены блок-каюты,
состоящие из двух и более помещений. По комфортабельности блок-каюты делятся на
три класса.
Нормы
площади помещений, входящих в блок-каюту, должны быть не менее, чем
предусмотрено в табл. 1.
2.2.3.
Нормы площади кают должны быть не менее, чем предусмотрено в табл. 2.
Таблица
1
------------------------------------------------------------------------- ¦Класс
¦ Наименование
помещений ¦Норма
площади, м2¦ ------------------------------------------------------------------------- ¦ I
¦Прихожая ¦ 2,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Буфетная ¦ 5,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Салон
¦ 20,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Кабинет ¦ 10,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Спальня ¦ 8,0 ¦ ------------------------------------------------------------------------- ¦ II
¦Салон
¦ 18,0
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Кабинет ¦ 10,0 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Спальня ¦ 7,0 ¦ ------------------------------------------------------------------------- ¦
III ¦Кабинет ¦ 12,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Спальня ¦ 6,0 ¦ ------------------------------------------------------------------------- |
------------------------------------------------------------------------- ¦ Каюты ¦Норма площади, м2¦ ------------------------------------------------------------------------- ¦Одноместная
для комсостава
¦ 7,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Одноместная
для младшего комсостава и команды
¦ 6,0 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Двухместная
каюта
¦ 7,5 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Трехместная
каюта
¦ 10,0 ¦ ¦
¦ ¦ ¦Четырехместная
каюта ¦ 12,0 ¦ ------------------------------------------------------------------------- |
Примечания:
1. На судах II, III, IV
категорий допускается уменьшение площади одноместной каюты для комсостава до
6,5 м2.
2. На судах II категории
допускается уменьшение площади одноместной каюты для младшего комсостава и
команды до 4,5 м2, на судах
III и IV категорий до 4 м2.
3. На судах II категории
допускается уменьшение площади двухместной каюты до 6,5 м2, на судах III и IV категорий -
до 6 м2.
2.2.4.
На судах всех категорий, оборудованных каютами, полезная кубатура на одного
человека должна быть не менее 6,0 м3.
На
судах, где по техническим условиям невозможно обеспечить полезную кубатуру
6,0 м3 на одного человека,
рекомендуется предусматривать проживание экипажа на берегу.
2.2.5.
В каютах необходимо предусматривать мебель и инвентарь согласно табелю
оснащения. Размеры коек, столов, стульев, шкафов, диванов и прочей судовой
мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.
В
каютах на судах I и II категорий должны быть установлены умывальники с подводом
горячей и холодной питьевой воды. Водоразборные краны должны быть оборудованы
смесителями.
2.2.6.
Койки в каютах могут устанавливаться не более, чем в два яруса.
Для
судов III и IV категорий при расположении кают в корпусе судна в районе его
лекальных обводов верхняя койка может быть смещена по отношению к нижней койке
не более, чем на 1/3 ее ширины или длины.
2.2.7.
При двухъярусном расположении коек должны быть предусмотрены устройства для
удобного и безопасного доступа на верхние койки.
2.2.8.
Койки должны быть расположены, как правило, таким образом, чтобы отдыхающий был
направлен головой к диаметральной плоскости судна или к носу судна.
Койки,
как правило, должны быть доступны по всей их длине. В отдельных случаях
допускается примыкание стола или шкафа к койке, но не более, чем на одну треть
ее длины.
2.2.9.
Койки не должны располагаться под иллюминаторами и выходными отверстиями
вентиляционных труб.
2.2.10.
На судах III и IV категорий при расположении коек длинной стороной вдоль борта
судна необходимо, чтобы между койкой и бортом на деревянных судах и внутренней
обшивкой на остальных судах, оставался промежуток не менее 0,075 м. При этом
борт судна в районе расположения койки должен иметь дополнительную
теплоизоляцию, а по длинной стороне койки, примыкающей к борту, должен быть
установлен теплоизоляционный щит высотой не менее 0,45 м.
2.2.11.
На судах I категории в одно- и двухместных каютах должны быть предусмотрены
диваны для отдыха с установкой их по возможности перпендикулярно к койкам.
На
судах II и III категорий и в каютах с числом мест более двух установка диванов
рекомендуется. При наличии диванов число стульев в каюте может быть уменьшено.
2.2.12.
Для судов III и IV категорий, совершающих рейсы продолжительностью 8 ч. и
менее, на судне может быть предусмотрено только убежище (укрытие от непогоды).
При продолжительности рейса более 8 ч., но не свыше 24, на судах могут быть
оборудованы дежурные помещения для отдыха, приема пищи и укрытия от непогоды,
рассчитанные на число членов экипажа, свободных от вахт.
2.2.13.
Минимальный перечень оборудования помещений.
Дежурное
помещение:
- плита для разогрева пищи;
- кипятильник непрерывного
действия;
- холодильник;
- умывальник с подводом
горячей и холодной питьевой воды;
- стол;
- стулья из расчета
размещения членов экипажа, свободных от вахт;
- шкаф для хранения сухой
провизии и хлеба;
- ларь для хранения овощей;
- диваны для лежания из
расчета на всех свободных от вахт членов экипажа;
- шкафы или вешалки для
одежды на каждого члена экипажа.
Примечание.
В технически обоснованных
случаях, по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической
службы, допускается кипятильник непрерывного действия, холодильник и подвод
горячей воды к умывальнику не оборудовать. В случае, если экипаж судна более 8
человек, должно быть выделено самостоятельное помещение для отдыха с установкой
в нем диванов, из расчета членов экипажа, свободных от вахт, а также шкафов или
вешалок из расчета на весь экипаж.
Убежища:
- стол (допускается
откидной);
- табуретки или скамейки из
расчета всех членов экипажа;