МИНИСТЕРСТВО
РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
Приказ N 356
Об утверждении Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР
(25
октября 1972 г.)
В
соответствии со статьей 43 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить согласованный с Центральным Комитетом профессионального союза рабочих
пищевой промышленности Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР и
ввести его в действие с 1 октября 1973 г.
2.
Всем должностным лицам управлений и отделов Министерства, бассейновых главных
управлений рыбной промышленности, территориальных производственных управлений,
объединений, управлений (баз) флота, предприятий и организаций рыбной
промышленности, непосредственно подчиненных Министерству, главных управлений,
управлений (объединений) рыбного хозяйства союзных республик, связанных с
эксплуатацией флота рыбной промышленности, в своей деятельности строго
руководствоваться Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР.
3.
В соответствии с Примерным уставом рыболовецкого колхоза, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР N 322 от 4 мая 1972 г., капитаны и другие
лица командного состава рыбопромысловых судов, а также другие члены
рыболовецкого колхоза, входящие в состав экипажей рыбопромысловых судов или
связанные с эксплуатацией флота, обязаны руководствоваться в своей деятельности
Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР.
4.
С введением в действие указанного Устава считать утратившим силу Устав службы
на судах флота рыбной промышленности СССР, утвержденный приказом начальника
Главного управления рыбного хозяйства при Госплане СССР N 142 от 9 октября 1961
г.
Министр рыбного хозяйства
СССР
А. Ишков
Утвержден
Приказом Министра рыбного хозяйства СССР
N 356 от 25 октября 1972 г.
Устав службы на судах флота рыбной
промышленности СССР
Служба на флоте рыбной промышленности
Служба
на флоте рыбной промышленности Советского Союза является почетной и
ответственной обязанностью, которую принимают на себя граждане СССР, пожелавшие
посвятить этому свою деятельность.
На
каждом судне флота рыбной промышленности нашей страны поднимается
государственный флаг Союза ССР, и где бы ни находилось судно, оно всегда
является неотъемлемой частью территории великой Советской державы, а его экипаж
- коллективом советских людей, преданных делу коммунизма, беззаветно любящих
свою социалистическую Родину.
Работа
в море требует от каждого члена экипажа высокой сознательной дисциплины,
отличного знания своей специальности, большого напряжения физических и
моральных сил.
Каждый
член экипажа должен твердо усвоить, что от правильного исполнения им своих
обязанностей зависит успех работы и безопасность находящихся на судне людей.
Коммунистическое
отношение к труду на благо нашей Родины, высокое сознание общественного долга,
нетерпимость к нарушениям общественных и государственных интересов,
коллективизм и товарищеская взаимопомощь должны быть основными чертами каждого,
кто работает на флоте рыбной промышленности.
Среди
тружеников моря должны существовать взаимное уважение и готовность немедленно
прийти на выручку товарищу.
Каждый
член экипажа должен беречь судно, на котором он работает, поддерживать его в
исправном состоянии, строго соблюдать все требования безопасности мореплавания
и речного судоходства, условия сохранения жизни людей на море и внутренних
водоемах.
Для
того чтобы рыбопромысловый флот выполнял поставленную перед ним задачу по
обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, а плавание судов
проходило без аварий и происшествий, вся деятельность экипажей судов должна
проводиться на основе единого, четко установленного порядка.
Этот
порядок определен Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР,
знание и строгое соблюдение которого является первой обязанностью каждого
работающего на флоте рыбной промышленности.
Настоящий
Устав согласован с Центральным Комитетом профессионального союза рабочих
пищевой промышленности, Министерством здравоохранения СССР, Главным управлением
пограничных войск Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР
и с Прокуратурой СССР.
1.
Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР определяет основы
организации службы на судах, основные обязанности и права лиц судового экипажа.
2.
Устав службы распространяется на членов экипажей всех судов флота рыбной
промышленности СССР.
Требования
Устава обязаны выполнять все члены экипажа, а также лица, временно пребывающие
на судне.
3.
Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой
команды, выполняющих обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и
производственной деятельности судна.
Экипаж
судна возглавляет капитан.
Все
члены экипажа назначаются на судно и перемещаются по должности только с
согласия капитана и в соответствии со штатным расписанием данного судна.
Присвоение
членам экипажа должностных категорий и знаков различия в зависимости от типа
судна определяется Министерством рыбного хозяйства СССР.
Члены
экипажа, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют
специальной квалификации, обязаны иметь соответствующие квалификационные
удостоверения, свидетельства или дипломы, выдаваемые в установленном порядке.
4.
Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг Союза ССР
указывает на принадлежность судна Союзу Советских Социалистических Республик.
5.
Охрана Государственного флага Союза ССР и поддержание его достоинства -
почетная обязанность каждого члена экипажа.
6.
Все технические средства, системы, устройства, оборудование, приборы, снабжение
и судовые помещения в целях поддержания их в надлежащем состоянии и готовности
расписываются в заведование членам судового экипажа.
7.
На судах, где введено совмещение должностей (профессий), лица, на которых
возложено их выполнение, должны исполнять обязанности, определенные настоящим
Уставом для этих должностей (профессий).
8.
Лица, обслуживающие судовые механизмы, системы и устройства, а также
пользующиеся средствами бытового обслуживания, независимо от того, в чьем
заведовании они находятся, отвечают за их эксплуатацию.
Члены
экипажа, ведающие судовыми устройствами, которыми пользуется широкий круг лиц,
обязаны следить за правильной эксплуатацией и содержанием этих устройств.
9.
Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не определены настоящим
Уставом, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке,
установленном Министерством рыбного хозяйства СССР.
Председатель
судового профсоюзного органа в своей деятельности руководствуется: Уставом
профсоюза рабочих пищевой промышленности, Положением о правах фабричного,
заводского, местного комитета профессионального союза и постановлениями
вышестоящих профсоюзных органов.
10.
Все нормативные документы в части организации судовой службы, определения
обязанностей и прав членов судового экипажа и лиц, временно пребывающих на
судне, должны соответствовать положениям настоящего Устава.
Глава II.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДОВОЙ СЛУЖБЫ
11.
Основой организации службы на судах флота рыбной промышленности СССР являются
следующие судовые расписания:
(01) расписание по
заведованиям;
(02) расписание вахт;
(03) расписание по судовым
тревогам;
(04) расписание по
швартовным операциям;
(05) расписание по
постановке на якорь и съемке с якоря;
(06) промысловое расписание
(на добывающих судах) со схемой безопасной расстановки людей для работы с
орудиями лова;
(07) расписание по
приборкам;
(08) расписание по жилым
помещениям.
На
судах, в зависимости от их типа и назначения, могут составляться и другие
расписания, направленный на улучшение организации службы.
Командный состав. Судовая команда
12.
К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана, старший
помощник капитана, главный механик, старшие механики всех специальностей,
помощник капитана по учебной работе, гарпунер (гарпунер первой категории),
главный судовой врач (старший судовой врач), все другие помощники капитана,
механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, начальник
радиотехнической службы (начальник судовой радиостанции), радиоспециалисты всех
категорий, электрорадионавигатор, гидроакустики, помощник капитана по добыче
(старший мастер по добыче), помощник гарпунера (гарпунер второй категории),
помощник капитана по производству, технологи, инженеры, старшие мастера по
обработке, руководители практики от учебных заведений, заведующий
продовольствием (заведующий продовольственным складом), другие лица, занимающие
на судне инженерно-технические должности, судовые врачи и фельдшеры.
13.
Судовая команда состоит из палубной команды, машинной команды и других служащих
на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна. Лица младшего
командного состава входят в судовую команду.
Из
лиц судовой команды комплектуются промысловая команда, команда обработки и
команда бытового обслуживания.
К
младшему командному составу относятся: старший боцман (боцман), мастера по
добыче и обработке, старшие матросы, старшие мотористы (машинисты), старшие
котельные машинисты (кочегары), старшие электрики, помповые машинисты
(донкерманы), заведующий бельевым хозяйством, повара и буфетчики.
Отнесение
должностей лиц судового экипажа к палубной или машинной командам для целей,
связанных с присвоением морских званий, определяется специальным перечнем,
утвержденным Министерством рыбного хозяйства СССР.
14.
Экипаж судна расписывается по следующим судовым службам: общесудовой,
судомеханической, радиотехнической, добычи, обработки, медико-санитарной,
учебно-судовой (на учебных и учебно-производственных судах).
Практиканты
на учебных и учебно-производственных судах входят в состав учебно-судовой
службы, на других судах расписываются по судовым службам.
15. В общесудовую службу
входят помощники капитана - судоводители, помощник капитана по
пожарно-технической части (пятый помощник капитана), палубная команда и команда
бытового обслуживания.
В
палубную команду входят старший боцман (боцман), подшкипер, судовой плотник,
старшие матросы, матросы 1 и 2-го классов палубной команды, старший пожарный
матрос, пожарные матросы, старший матрос-водолаз, матросы-водолазы.
Непосредственным
начальником палубной команды является старший боцман (боцман), если настоящим
Уставом для отдельных должностей не предусмотрено иное подчинение.
В
команду бытового обслуживания входят повар и другие лица камбузного персонала,
буфетчик, матросы, машинисты по стирке спецодежды (прачки) и другие лица, на
которых по должности возложены уборка жилых помещений, помещений общего
пользования, стирка столового и постельного белья. Начальником команды бытового
обслуживания является старший помощник капитана.
Возглавляет
общесудовую службу старший помощник капитана.
16.
В судомеханическую службу входят судовые механики, электромеханики, механики
рефрижераторных установок, механики по автоматике, механики-наладчики по
технологическому оборудованию, механики по ремонту оборудования, механики по
судовым системам и машинная команда.
В
машинную команду входят старшие мотористы (старшие машинисты), мотористы
(машинисты) 1 и 2-го классов, старшие котельные машинисты (старшие кочегары),
котельные машинисты (кочегары) 1 и 2-го классов, старшие электрики и электрики,
старшие машинисты и машинисты 1 и 2-го классов рефрижераторных установок,
помповые машинисты (донкерманы), слесари-наладчики, токари-кладовщики и другие
лица судомеханической службы, не относящиеся к командному составу. Начальником
машинной команды является второй механик, если настоящим Уставом для отдельных
должностей не предусмотрено иное подчинение.
Возглавляет
судомеханическую службу главный механик, а на судах, где его нет, - старший
механик.
17.
В радиотехническую службу входят радиоспециалисты всех категорий,
Электрорадионавигатор и гидроакустики.
Возглавляет
службу начальник радиотехнической службы. На судах, где эта должность не
предусмотрена, радиотехническую службу возглавляет начальник судовой
радиостанции.
18.
В службу добычи входят специалисты по добыче и промысловая команда.
Возглавляет
службу помощник капитана по добыче, а на судах, где эта должность не
предусмотрена, - старший мастер по добыче.
Помощник
капитана по добыче (старший мастер по добыче) является начальником промысловой
команды.
19.
В службу обработки входят технологи, инженеры и мастера по обработке, мастера
по консервам, жиру, муке, работники лабораторий и команда обработки.
Возглавляет
службу помощник капитана по производству, а на судах, где эта должность не
предусмотрена, - старший по штатному расписанию судна специалист по обработке.
Помощник
капитана по производству (старший по штатному расписанию специалист по
обработке) является начальником команды обработки.
20.
На судах, где служба добычи и служба обработки не выделены в самостоятельные
службы, они (в том числе промысловая команда и команда обработки) включаются в
общесудовую службу (палубную команду).
21.
В медико-санитарную службу входят судовые врачи, фельдшеры и другие лица
медицинского персонала.
Возглавляет
службу главный судовой врач (старший судовой врач).
22.
В учебно-судовую службу входят заведующие учебными лабораториями (постоянный
состав экипажа), руководители практики от учебных заведений и практиканты
(переменный состав экипажа).
Возглавляет
службу помощник капитана по учебной работе.
23. Начальником счетных
работников, входящих в состав экипажа судна, является главный (старший)
бухгалтер.
Главный
(старший) бухгалтер подчиняется непосредственно капитану судна.
24.
Включение в состав служб и команд членов экипажа, не указанных в статьях 15 - 23 настоящего Устава, производится по
решению капитана.
Глава III.
ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ СУДОВОГО ЭКИПАЖА
Общие обязанности каждого члена экипажа
25.
Каждый член экипажа обязан:
(01) поддерживать честь и
достоинство советского гражданина, строго хранить государственную тайну и
сведения для служебного пользования;
(02) выполнять требования
законов Союза ССР и союзных республик, постановлений Совета Министров СССР и
Советов Министров союзных республик, пограничных, таможенных и санитарных
правил, настоящего Устава, правил, инструкций, приказов и распоряжений
Министерства рыбного хозяйства СССР в касающейся его части; систематически
повышать уровень политических и специальных знаний; повседневно бороться за
повышение производительности труда; активно участвовать в выполнении
производственных задач судна; способствовать достижению высоких показателей в
выполнении производственных планов и рейсовых заданий судна;
(03) знать свою
специальность, заведование, расположение помещений на судне; добросовестно,
инициативно и четко выполнять служебные обязанности;
(04) быть вежливым и
дисциплинированным, быстро и точно выполнять приказания начальников;
(05) знать и четко выполнять
свои обязанности по борьбе за живучесть судна; уметь использовать судовые
технические средства борьбы за живучесть по кругу своих обязанностей,
аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь; уметь
пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;
(06) твердо знать и строго
соблюдать правила техники безопасности, судовой и производственной гигиены,
уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях;
(07) содержать в исправном
состоянии и обеспечивать бесперебойную работу технических средств своего
заведования;
(08) беречь социалистическую
собственность; бережно относиться к судовому оборудованию и имуществу;
решительно пресекать все случаи небрежного и бесхозяйственного отношения к
судовой технике, хищения или разукомплектования приборов, устройств и
имущества;
(09) быть чисто и опрятно
одетым; соблюдать правила ношения форменной одежды, правила личной гигиены.
26.
При исполнении служебных обязанностей обращение между членами экипажа должно
быть официальным. Распоряжения по службе даются в форме приказаний. Приказание
должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно
правильно понято.
Получивший
приказание обязан повторить его и о выполнении доложить лицу, отдавшему
приказание.
В
случае получения от другого лица командного состава нового приказания,
исполнение которого не позволяет выполнить первое, исполняющий обязан доложить
об этом лицу, отдавшему второе приказание, и действовать по его указанию.
Ответственность
за невыполнение первого приказания несет лицо, отдавшее второе приказание.
27.
Член экипажа, обнаруживший неисправность технических средств, находящихся в его
заведовании, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана
(вахтенному механику), а также своему непосредственному начальнику и принять
все возможные меры к ее устранению.
Без
разрешения своего начальника и ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного
механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные и иные
работы, связанные с временным выводом из строя механизмов, приборов, устройств,
систем и аппаратуры.
28.
Каждый член экипажа при обнаружение опасности, грозящей людям, судну, грузу,
техническим средствам и орудиям лова, обязан немедленно доложить об этом
вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все
возможные меры к ее ликвидации.
29.
Все члены экипажа обязаны выполнять назначенные капитаном авральные работы. К
авральным работам по обеспечению безопасности людей, судна, груза, в том числе
по борьбе с обледенением, по усмотрению капитана
могут привлекаться все лица, находящиеся на борту. Никто из находящихся на
борту лиц не вправе отказаться от участия в таких работах или закончить их
раньше срока, определенного капитаном.
30.
Каждый член экипажа при списании с судна и перемещении по должности обязан
сдать вновь назначенному лицу свое заведование и числящееся за ним имущество.
31.
Никто из членов экипажа не вправе покинуть судно в рейсе без разрешения
капитана.
32.
Заболевшие члены судового экипажа обязаны немедленно известить об этом судового
врача, а где его нет, - старшего помощника капитана и доложить о болезни своему
непосредственному начальнику.
Общие обязанности лиц командного состава
33.
На командный состав судна возлагается руководство подчиненными и личное участие
в деятельности судна.
Командный
состав судна обязан правильно организовать труд своих подчиненных, создавать
условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и
производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде,
правила охраны труда и техники безопасности, внимательно относиться к нуждам и
запросам подчиненных, создавать условия, обеспечивающие участие членов экипажа
в решении производственных задач на судне, улучшать условия их труда и быта.
Лица
командного состава должны служить примером для остальных членов экипажа судна,
умело сочетать высокую требовательность с повседневной заботой о подчиненных,
всемерно способствовать повышению их квалификации, прививать им чувство
ответственности за порученную работу, воспитывать у них чувство патриотизма и
любви к своему судну.
34. Каждое лицо командного
состава обязано:
(01) всесторонне знать и
изучать личные и деловые качества своих подчиненных;