Отменено циркуляром SN.1/Circ.243/Rev.1
Циркулярное
письмо
SN/Circ.243
РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТНОСЯЩИХСЯ К СУДОВОЖДЕНИЮ СИМВОЛОВ, ТЕРМИНОВ И
СОКРАЩЕНИЙ
(принято
7 декабря 2004 г.)
1.
Подкомитет по безопасности судовождения (NAV) на своей 50 сессии (5-9 июля 2004
г.) договорился о Руководстве по представлению относящихся к судовождению
символов, приведенном в Приложении 1, и
терминах и сокращениях, приведенных в Приложении 2, также договорился о том, что они должны единообразно
использоваться для отображения относящейся к судовождению информации на всем
судовом навигационном оборудовании и в системах.
2.
Комитет по безопасности на море на своей 79 сессии (1-10 декабря 2004 г.)
согласился с мнением Подкомитета, одобрил приложенное Руководство и
рекомендовал его использовать для всех навигационных систем и оборудования.
3.
Правительствам-членам ИМО рекомендуется довести приложенное Руководство до
сведения всех заинтересованных.
Приложение 1.
РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТНОСЯЩИХСЯ К СУДОВОЖДЕНИЮ СИМВОЛОВ
1.
Цель
Цель данного
Руководства - дать совет по соответствующему использованию символов для
достижения гармонизированного и единообразного представления информации.
2.
Область использования
Данное
Руководство способствует тому, чтобы символы для отображения относящейся к
судовождению информации на всех судовых навигационных системах и оборудовании
представлялись единообразно.
3.
Применение
Данное Руководство
применяется ко всем судовым навигационным системам и оборудованию. Символы,
перечисленные в Дополнении, должны использоваться для отображения относящейся к
судовождению информации, чтобы способствовать единообразию в представлении
символов на навигационном оборудовании.
Символы,
перечисленные в Дополнении, должны заменить символы, содержащиеся в настоящее
время в существующих эксплуатационных требованиях. Если стандартный символ
отсутствует, может использоваться другой символ, но он не должен противоречить
символам, перечисленным в Дополнении.
Дополнение.
ОТНОСЯЩИЕСЯ К СУДОВОЖДЕНИЮ СИМВОЛЫ
Таблица 1:
Символы собственного судна
Название |
Символ |
Описание |
Собственное
судно |
|
Двойной круг,
расположенный в постоянной общей опорной точке собственного судна. Использование
данного символа является факультативным, если местоположение собственного
судна показано сочетанием линии курса и траверзной линии |
Контур
собственного судна в масштабе |
|
Контур
собственного судна, расположенный относительно постоянной общей опорной
точки, ориентированный вдоль курса собственного судна. Используется на малых
дальностях/больших масштабах |
Местоположение
антенны РЛС собственного судна |
|
Крест,
расположенный на контуре судна в месте расположения антенны РЛС, которая
является источником РЛ-изображения в данное время |
Линия
мгновенного значения курса собственного судна |
|
Жирная линия,
тоньше линии вектора
скорости, направленная до азимутального
круга, или -фиксированной длины, если азимутальный круг не отображается. Начало линии
находится в постоянной общей опорной точке собственного судна |
Траверзная линия
собственного судна |
|
Жирная линия
фиксированной длины; факультативно, длина может изменяться оператором.
Середина линии находится в постоянной общей опорной точке собственного судна |
Вектор скорости
собственного судна |
|
Пунктирная линия
- короткие отрезки, расстояние между которыми равно, примерно, двойной
толщине линии курса. Временные
отрезки между началом и концом могут, факультативно, маркироваться вдоль
вектора короткими поперечными линиями. Для указания
стабилизации может, факультативно, добавляться одна стрелка - для
стабилизации относительно воды и две стрелки - для стабилизации относительно
грунта |
Предвычисленная
траектория собственного судна |
|
В качестве
предвычисленной траектории может обеспечиваться кривой вектор |
Прошлый путь
собственного судна |
|
Толстая линия -
для главного источника. Тонкая линия - для вторичного источника. Допускается
факультативные отметки времени |
Таблица 2:
Символы сопровождаемой РЛС цели
Название |
Символ |
Описание |
Сопровождаемая
цель, включая опасную цель |
|
Жирный залитый
или незалитый круг, расположенный в местоположении цели. Вектор курса и
скорости должен отображаться пунктирной линией, короткими отрезками,
расстояние между которыми, приблизительно, равно двойной ширине линии. Факультативно,
временные отрезки могут наноситься по длине вектора. Для "опасной
цели" - жирный красный (на цветном экране) круг с вектором курса и
скорости, проблесковый - до тех пор пока сообщение не подтверждено |
Цель в состоянии
захвата |
|
Сегменты круга,
в котором находится цель, находящаяся в состоянии захвата. Для
автоматического захвата - жирные сегменты круга, проблесковые и красные (на
цветном экране), до тех пор пока сообщение не подтверждено |
Потерянная цель |
|
Жирные линии,
пересекающие круг, проблесковые - до тех пор пока сообщение не подтверждено |
Выбранная цель |
|
Квадрат,
отмеченный его углами, в центре которого находится символ цели |
Прошлые позиции цели |
|
Точки,
размещенные равномерно по времени |
Сопровождаемая
цель привязки |
|
Большая буква R
рядом с назначенной сопровождаемой целью привязки. Множественные
цели привязки должны маркироваться как R1, R2, R3 и т.д. |
Таблица 3:
Символы цели АИС
Название |
Символ |
Описание |
Цель АИС (пассивная) |
|
Должен использоваться
равнобедренный треугольник, с острым углом в вершине. Треугольник
ориентируется по мгновенному значению курса, или курсу относительно грунта, если мгновенное значение курса
отсутствует. Сообщаемое местонахождение должно находиться в центре треугольника
на половине его высоты. Символ пассивной цели должен быть меньше, чем символ
активизированной цели. |
Активизированная
цель АИС, включая опасную цель |
|
Должен
использоваться равнобедренный треугольник,
с острым углом в вершине. Треугольник ориентируется по мгновенному
значению курса или по курсу относительно грунта, если мгновенное значение
курса отсутствует. Сообщаемое местоположение должно находиться в центре
треугольника на половине его высоты. Вектор
курса/скорости относительно грунта
должен отображаться пунктирной линией, короткие отрезки которой находятся
друг от друга на расстоянии, примерно равном двойной толщине линии.
Факультативно, временные отрезки могут маркироваться вдоль вектора. Мгновенное
значение курса должно отображаться сплошной линией, она должна быть тоньше,
чем вектор скорости, и должна иметь длину, равную двойной длине символа
треугольника. Начало линии мгновенного значения курса - вершина треугольника. Поворот должен
отмечаться флажком фиксированной длины, добавленным к линии мгновенного
значения курса. Предвычисленная
траектория может предоставляться как кривой вектор. Для "опасной
цели АИС" — жирный красный (на цветном экране) треугольник с
вектором курса и скорости, проблесковый — до тех пор пока цель не
подтверждена. |
Контур цели АИС
в масштабе |
|
Контур цели в
масштабе может быть добавлен к символу треугольника. Он должен быть:
Расположен относительно сообщаемого местоположения и согласно смещениям
сообщаемого местоположения, траверза и длины. Ориентируется вдоль мгновенного
значения курса цели. Используется на шкалах малой дальности/больших масштабов |
Выбранная цель |
|
Квадрат,
обозначенный его углами, заключает символ активизированной цели |
Потерянная цель |
|
Треугольник с
жирным крестом. Треугольник ориентируется согласно последним известным
данным. Крест должен иметь постоянную ориентацию. Символ дает проблески до
тех пор, пока не подтвержден. Цель должна
отображаться без вектора, без мгновенного значения курса и без указания на
угловую скорость поворота |
Прошлые
местоположения цели |
|
Точки,
равномерно размещенные по времени |
Таблица 4:
Другие символы
Название |
Символ |
Описание |
Основанное на
АИС класса А-N действительное положение объекта карты |
|
Ромб с тонким
перекрестием в сообщаемом местоположении. (Показанный с символом карты.
Символ карты не требуется для изображения на РЛС.) |
Основанное на
АИС класса А-N виртуальное положение |
|
Ромб с тонким
перекрестием в сообщаемом местоположении |
Исполнительная
прокладка |
|
Жирная
пунктирная линия, путевые точки-круги |
Предварительная
прокладка или альтернативный путь |
|
Линия, состоящая
из отдельных точек, путевые точки-круги |
Имитация маневра |
|
Большое Т на
экране |
Режим имитации |
|
Большое S на
экране |
Маркер |
|
Перекрестие
(второе - с пустым центром - альтернатива первому) |
Кольца дальности |
|
Сплошные круги |
Переменные
маркеры дальности |
|
Круг. Дополнительные
переменные маркеры дальности должны быть отличными от главного маркера
дальности |
Электронные
линии пеленга |
|
Пунктирная
линия. Дополнительные
ЭЛП должны быть отличными от главной электронной линии пеленга |
Зона
захвата/активизации |
|
Сплошная линия
границы для зоны |
Отметка события |
|
Прямоугольник с
диагональю, с пояснительным текстом (к примеру, MOB - для "человек за
бортом") |
Приложение 2.
РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТНОСЯЩИХСЯ К СУДОВОЖДЕНИЮ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ
1.
Цель
Цель данного
Руководства - дать совет по использованию относящихся к судовождению
терминологии и сокращений для представления на судовых навигационных
устройствах отображения. Они основаны на терминах и сокращениях, используемых в
существующей справочной литературе по навигации.
2.
Область использования
Данное
Руководство издается для того, чтобы способствовать единообразному
использованию терминов и сокращений для отображения относящейся к судовождению
информации на всех судовых навигационных системах и оборудовании.
3.
Применение
Данное
Руководство применяется ко всем судовым навигационным системам и оборудованию,
включая РЛС, ЭКНИС, АИС, интегрированные навигационные системы интегрированные
системы ходового мостика. Когда относящаяся к судовождению информация
отображается в виде текста, должны использоваться стандартные термины или
сокращения, перечисленные в Дополнении, вместо использования терминов и
сокращений, содержащихся в существующих эксплуатационных требованиях в
настоящее время.
Если
стандартный термин и сокращение отсутствуют, могут использоваться другой термин
или сокращение. Этот термин или сокращение не должны противоречить стандартным
терминам или сокращениям, перечисленным в Дополнении, они должны быть понятны.
Для этой цели должна использоваться стандартная морская терминология. Термин не
должен иметь сокращения, если из его контекста не ясен его смысл.
Если
иное не оговорено особо, стандартные термины должны указываться строчными буквами,
а сокращения - прописными.
Дополнение.
ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТНЫХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ
Термин |
Сокращение |
Подтвердить |
АСК |
Захватить,
захват |
ACQ |
Зона захвата |
AZ |
Регулировать,
регулировка |
ADJ |
Корма, кормовой |
AFT |
Сигнал
аварийно-предупредительной сигнализации |
ALARM |
Высота |
ALT |
Амплитудная
модуляция |
AM |
Вахта на судне,
стоящем на якоре |
ANCH |
Антенна |
ANT |
Подавление помех
от дождя |
RAIN |
Подавление помех
от моря |
SEA |
Апрель |
APR |
Звуковой |
AUD |
Август |
AUG |
Автоматический |
AUTO |
Термин |
Сокращение |
Автоподстройка
частоты (АПЧ) |
AFC |
Автоподстройка
усиления (АПУ) |
AGC |
Автоматическая
идентификационная система (АИС) (система автоматического опознавания - САО) |
AIS |
Вспомогательная
система/функция |
AUX |
Имеющийся,
доступный |
AVAIL |
Фон |
BKGND |
Пеленг |
BRG |
Пеленг с одной
путевой точки на другую |
BWW |
Яркость |
BRILL |
Встроенное
оборудование проверки |
BITE |
Калибровать |
CAL |
Отменить,
аннулировать, прекратить |
CNCL |
Имеющийся,
установленный, оборудованный (на) (к примеру, установленное начало ЭЛП) |
С |
Центр |
CENT |
Изменить |
CHG |
Круговая
поляризация |
CP |
Очистить (чисто) |
CLR |
Точка
кратчайшего сближения |
CPA |
Постоянная общая
опорная точка |
CCRP |
Постоянная общая
система привязки |
CCRS |
Контрастность |
CONT |
Коррекция,
поправка |
CORR |
Курс |
CRS |
Курс
относительно грунта |
COG |
Курс относительно
воды |
CTW |
Курс, заданный
рулевому |
CTS |
Курс
нестабилизированный |
СUP(2) |
Величина
поперечного (от намеченного пути) смещения |
XTD |
Курсор
(выделенный подвижный индикатор на экране) |
CURS |
Опасные грузы |
DG |
Дата |
DATE |
День/ночь
(дневной/ночной) |
DAY/NT |
Счисление,
исчислимое место |
DR |
Декабрь |
DEC |
Термин |
Сокращение |
Уменьшить |
DECR |
Задержка |
DELAY |
Зачеркнуть,
удалить |
DEL |
Отход (судна) |
DEP |
Глубина |
DPTH |
Назначение
(место прихода) |
DEST |
Отклонение |
DEV |
Дифференциальный
Галилей |
DGAL(2) |
Дифференциальная
ГЛОНАСС |
DGLONASS(2) |
Дифференциальная
ГНСС |
DGNSS(2) |
Дифференциальная
GPS |
DGPS(2) |
Цифровой
избирательный вызов (ЦИВ) |
DSC |
Устройство
отображения |
DISP |
Дистанция |
DIST |
Среднеквадратическая
ошибка дистанции |
DRMS(2) |
Оставшееся
расстояние |
DTG |
Дрейф |
DRIFT |
Пропущенный,
исключенный, свободный (к примеру, свободное начало ЭЛП) |
D |
Восток,
восточный |
E |
Электронная
линия пеленга (ЭЛП) |
EBL |
Электронная
картографическая навигационная информационная система (ЭКНИС) |
ECDIS |
Электронная
навигационная карта |
ENC |
Электронная
система местоопределения |
EPFS |
Электронная
линия пеленга и дальности |
ERBL |
Усилить,
выделить |
ENH |
Введите |
ENT |
Оборудование |
EQUIP |
Ошибка,
погрешность |
ERR |
Ожидаемое
местоположение |
EP |
Ожидаемое время
прихода |
ETA |
Ожидаемое время
отхода |
ETD |
Событие |
EVENT |
Исключительная
зона |
EZ |
Внешний |
EXT |
Февраль |
FEB |
Рыболовное судно |
FISH |
Термин |
Сокращение |
Обсервованное
место судна |
FIX |
Вперед, впереди |
FWD |
Частота |
FREQ |
Частотная
модуляция |
FM |
Полный |
FULL |
Усиление |
GAIN |
Галилей |
GAL |
Геометрический
фактор ухудшения точности определения координат |
GDOP |
Глобальная
морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) |
GMDSS |
Глобальная
навигационная спутниковая система (ГНСС) |
GNSS |
Глобальная
орбитальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) |
GLONASS |
Глобальная
система местоопределения |
GPS |
Дуга большого
круга |
GC |
Сетка
картографической проекции |
GRID |
Грунт |
GND |
Интервал
повторения пучка импульсов |
GRI |
Охранная зона |
GZ |
Гирокомпас |
GYRO |
Вредные вещества
(применяется в АИС) |
HS |
Курс нестабилизированный |
H UP(2) |
Мгновенное
значение курса |
HDG |
Система
управления курсом (авторулевой) |
HCS |
Линия курса |
HL |
Высокая частота |
HF |
Высокоскоростное
судно (ВСС) (применяется в АИС) |
HSC |
Фактор ухудшения
точности определения двухмерных координат |
HDOP |
Идентификация
(опознавание) |
ID |
В |
IN |
Увеличить,
увеличение |
INCR |
Индикация,
указание |
IND |
Информация |
INFO |
Инфракрасный |
INF RED |
Инициализация,
запуск |
INІТ |
Ввод |
INP |
Термин |
Сокращение |
Ввод/вывод |
I/O |
Интегрированная
система радиосвязи |
IRCS |
Подавление
интерференции (помех) |
IR |
Переключатель |
ISW |
Интервал |
INT |
Январь |
JAN |
Июль |
JUL |
Июнь |
JUN |
Широта |
LAT |
Предел |
LIM |
Линия положения |
LOP |
Лаг |
LOG |
Длительный
импульс |
LP |
Дальнего
действия |
LR |
Долгота |
LON |
ЛОРАН |
LORAN |
Потерянная цель |
LOST TGT |
Низкая частота |
LF |
Магнитный |
MAG |
Маневр |
MVR |
Ручной,
наставление |
MAN |
Карта(-ы),
картографическая(-ие) линия(-и) |
MAP |
Март |
MAR |
Идентификационный
номер в Морской подвижной службе |
MMSI |
Загрязнитель
моря (применяется в АИС) |
MP |
Информация о
безопасности на море (ИБМ) |
MSI |
Маркер |
MKR |
Капитан |
MSTR |
Максимум |
MAX |
Май |
MAY |
Средняя
(промежуточная) частота |
MF |
Импульс средней
продолжительности |
MP |
Меню |
MENU |
Минимум |
MIN |
Отсутствующий |
MISSING |
Глушение шума |
MUTE |
Термин |
Сокращение |
Навигация,
судовождение |
NAV |
Нормальный |
NORM |
Север,
северный |
N |
Север
стабилизированный |
N UP2 |
Ноябрь |
NOV |
Октябрь |
OCT |
Выкл. |
OFF |
Вахтенный
помощник капитана |
OOW |
Смещение
(центра) |
OFFSET |
Вкл. |
ON |
Из/Выход |
OUT |
Собственное
судно |
OS |
Освещение
панели управления |
PANEL |
Параллельные
индекстные линии |
PI |
Пассажирское
судно (применяется в АИС) |
PASSV |
Устройство
контроля работы |
MON |
Постоянный |
PERM |
Человек за
бортом |
РОВ |
Личный
идентификационный номер |
PIN |
Лоцманское
судно (применяется в АИС) |
PILOT |
Левый/левый
борт |
PORT |
Местоположение,
координаты |
POSN |
Фактор
ухудшения точности определения трехмерных координат |
PDOP |
Энергия |
PWR |
Предвычисление,
экстраполированное |
PRED |
Предвычисленная
зона опасности |
PAD |