Циркулярное
письмо
MSC/Circ.1179
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ИЗУЧЕННОСТИ И МОРСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ В
МИРЕ И ВЛИЯНИЕ ЭТОГО НА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ И ЗАЩИТУ МОРСКОЙ СРЕДЫ
(принято 19 мая 2005 г.)
1.
Комитет по безопасности на море (КБМ) на своей 80 сессии (11 - 20 мая 2005 г.),
реагируя на предложение Международной гидрографической организации (МГО) о
выпуске циркулярного письма КБМ, одобрил изложенную в Приложении ноту. В ноте
указывается на недостаточность повсеместно в мире гидрографического
обеспечения, требующегося в соответствии с правилом V/9
Конвенции СОЛАС.
2.
Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС74 следует помнить об их
обязательствах, определяемых положениями правила V/9, им
рекомендуется принимать меры по выправлению ситуации.
3.
Государствам-членам предлагается привлечь внимание к Приложению к данному
циркулярному письму своих национальных органов, ответственных за гидрографию,
морскую картографию и безопасность мореплавания, а также привлечь к нему
внимание иных затрагиваемых сторон.
Приложение.
СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, В МИРОВОМ МАСШТАБЕ, В ОБЛАСТИ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ИЗУЧЕННОСТИ И
МОРСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ
А. Обязанности
прибрежных государств
Навигационные
карты были и останутся наиболее важным средством обеспечения безопасности
плавания. Согласно правилу V/2 Конвенции СОЛАС,
выпуск таких карт является обязанностью правительств. Следует отметить, что
точность карты зависит от точности гидрографических исследований, на основании
которых она составлена. Чем лучше гидрографические исследования - тем точнее
карта и безопаснее плавание. Правилом V/9
Конвенции СОЛАС устанавливается обязанность Договаривающихся правительств
обеспечивать выполнение необходимых гидрографических исследований, производство
надлежащих, в соответствии со стандартами МГО, навигационных карт и их
регулярное приведение на уровень современности. В 1988 г., объявленном
Международным годом океана, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию
А/54/33, а в 2003 г. - резолюцию А/58/240, в которых подчеркнута важность
принятия государствами мер по выполнению гидрографических исследований и
производству навигационных карт в интересах безопасности плавания. Недавними
событиями в Индийском океане также были подчеркнуты важность хорошей информации
о рельефе дна и конфигурации берега при планировании исследований,
моделировании мер оповещения, а также защиты от сейсмических морских волн и
иного воздействия. Также очень близки к данной проблеме резолюция ИМО A.958(23) и циркуляр Msc/Circ.1118. Чтобы выполнить эти
обязанности, налагаемые международным правом, от Договаривающихся правительств
Конвенции СОЛАС требуется учредить надлежащие органы для выполнения
гидрографических исследований, выпуска навигационных карт и их приведения на
уровень современности по заведенному порядку.
В. Состояние дел в
мире с гидрографической изученностью и морским картографированием
МГО
поддерживает непрерывно приводимую на уровень современности цифровую базу
данных о состоянии дел с гидрографическими исследованиями, картографированием и
распространением навигационных предупреждений и корректурной информации для
карт. Она называется S-55 и доступна через узел Интернет МГО (www.iho.shom.fr).
Она охватывает 80% прибрежных вод мира, и прилагаются усилия к получению
отсутствующих данных от соответствующих стран. База данных отражает большой
недостаток, во всемирном масштабе, в предоставлении гидрографического
обеспечения. В 45% прибрежных вод мира менее четверти акватории между береговой
линией и изобатой 200 метров охвачено промером, соответствующим современным
требованиям. Такова ситуация в половине стран Центральной Америки и Карибского
моря, Западной и Южной Африки и Индийского океана, а также в 85% стран
юго-западной части Тихого океана. Никакого прогресса не было сделано в большом
числе районов, вызывающих особое беспокойство, отраженных еще в первом издании
S-55 в 1991 г. Эти районы включают прибрежные 'воды дельты Нигера и районы
южного Китая и морей возле острова Ява. Недостаточность современного промера
препятствует изготовлению современных метрических карт на бумаге, в
геодезической системе WGS 84, не говоря уже об ЭНК, требующихся на судах,
оборудованных ЭКНИС. В дополнение к этому, даже в некоторых из районов, на
которые имеются данные современного промера, изготовление ЭНК продвигалось
медленно. И в заключение, что наиболее важно: многие карты на бумаге и электронные
навигационные карты не могут корректироваться, потому что многие морские
администрации не обеспечивают еще работу ГМССБ и передачу через нее информации
по безопасности на море (ИБМ). Регионами, где этот недостаток проявляется
сильнее всего, являются Карибский, Африка и океанские районы, где ГМССБ была
введена в действие лишь менее чем для 15% прибрежных государств и морских
районов. Особую обеспокоенность вызывает недостаток сведений о морских
установках в таких районах, как Гвинейский залив.
С. Действия, которые
требуется предпринять
Учитывая,
что:
- безопасность
мореплавания и защита морской среды находятся под угрозой из-за серьезного
недостатка гидрографической изученности важных судоходных путей в прибрежных
водах многих морских государств и отсутствия современного промера и новых карт,
включая ЭНК, на эти воды;
- многим
Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС следует организовать
гидрографические службы, чтобы обеспечить исполнение своих обязанностей по
проведению гидрографических исследований, составлению карт и их поддержанию на
уровне современности, как предусмотрено главой V Конвенции СОЛАС;
- специальное
издание N 55 МГО "Состояние гидрографической изученности и морского
картографирования в мире" (www.iho.shom.fr) содержит важную информацию и
данные, которые могут быть использованы правительствами при принятии ими мер,
необходимых для выполнения этих обязанностей;
- резолюцией
А/58/240 Ассамблеи ООН предлагается, чтобы ИМО и МГО продолжили свои
координированные усилия по улучшению, во всемирном масштабе, ситуации с
гидрографической изученностью и картографированием; и
- МГО, которая
Конвенцией ООН по морскому праву признана компетентной организацией по
гидрографическим вопросам, может предоставить организационную помощь любому государству,
направленную на создание или совершенствование его гидрографической службы.
МГО
призывает государства предпринять необходимые действия, направленные на
создание или совершенствование их гидрографических служб, выполнение
гидрографических исследований, издание и поддержание на уровне современности
навигационных карт на бумаге, электронных карт и пособий для плавания, а также
на выпуск, в соответствии с положениями ГМССБ, информации по безопасности на
море.