Циркулярное
письмо
MSC-MEPC.3/Circ.1
ДОКЛАДЫ ОБ АВАРИЯХ И ПРОИСШЕСТВИЯХ НА МОРЕ.
Пересмотренный гармонизированный порядок докладов, требуемых
в соответствии с правилом I/21 СОЛАС-74 и статьями 8 и 12 МАРПОЛ 73/78
(принято 21 июля 2005 г.)
____________________
1 Для облегчения идентификации и
поиска информации, распространяемой посредством совместных MSC-КЗМС циркуляров,
теперь такая информация будет структурирована как:
1. Организация и методы
работы, как MSC-MEPC.1/Circ ...
2. Общие вопросы, как MSC-MEPC2/Circ
...
3. Связанные вопросы, как
MSC-MEPC.3/Circ ...
4. Вопросы государства порта,
как MSC-MEPC4/Circ ...
5. Обследование и
сертификации, как MSC-MEPC.5/Circ ...
6. Национальные службы для
обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения и реагирования на них,
как MSC-MEPC.6/Circ ...
1.
1 Комитет по безопасности на море на своей 72 сессии (17-26 мая 2000 г.) и
Комитет по защите морской среды на своих 44 и 45 сессиях (соответственно, 6-8,
10, 13 марта 2000 г. и 2-6 октября 2000 г.) приняли совместное циркулярное
письмо по докладам об авариях и происшествиях на море (Пересмотренный
гармонизированный порядок докладов), объединяющее и гармонизирующее порядок
докладов Организации об авариях, изложенный в существующих циркулярных письмах
КБМ и КЗМС.
2.
Комитет по безопасности на море на своей 80 сессии (11 мая - 3 июня 2005 г.) и
Комитет по защите морской среды на своей 53 сессии (18-22 июля 2005 г.) приняли
поправки к циркулярному письму MSC/Circ.953-MEPC/Circ.372.
3.
В соответствии с правилом I/21 Конвенции СОЛАС-74 и
статьями 8 и 12
Конвенции МАРПОЛ-73/78, каждая Администрация обязуется проводить расследование
любой аварии, произошедшей с ее судами, подпадающими под действие этих
конвенций, и предоставлять Организации информацию о выводах таких
расследований.
4.
Формы, помещенные в приложениях к данному циркулярному письму, заменяют форму
карточки повреждений, содержавшуюся в Приложении 3 к MSC.59(33), форму сводки
данных об аварии, касающуюся остойчивости в неповрежденном состоянии,
содержавшуюся в MSC/Circ.224, форму сводки данных об аварии, связанной с
пожаром, содержавшуюся в MSC/Circ.388,
форму доклада о расследовании серьезных аварий, содержавшуюся в MSC/Circ.433,
форму сводки данных о происшествиях, в которые
вовлечены опасные грузы или поллютанты моря в таре, содержавшуюся в MSC/Circ.559, Руководство по
расследованию аварий, способствовать которым могла усталость, форму сводки
данных о факторах усталости, содержащуюся в MSC/Circ.621, и вопросник по
системе радиосвязи при бедствиях и для обеспечения безопасности на море,
содержащийся в COM/Circ.70/Rev.l. Была добавлена форма доклада о случайном
сбросе вредных веществ от 50 т и более поскольку решено, что такие доклады
необходимы при расследовании аварии или происшествия (статьи 8 и 12 Конвенции МАРПОЛ-73/78); однако такой
доклад не отменяет собой необходимости заполнения строки ежегодного обязательного
статистического отчета, представляемого в соответствии со статьей 11 МАРПОЛ-73/78 (MEPC/Circ.318, Часть 1).
5.
Для доклада сведений в Организацию, аварии классифицированы как "очень
серьезные аварии", "серьезные аварии", "менее серьезные
аварии" и "происшествия на море". От Администраций требуется
представлять в Организацию данные, относящиеся ко всем "очень серьезным
авариям" и "серьезным авариям"*.
Если
из "серьезных аварий", "менее серьезных аварий" и
"происшествий на море" могут быть извлечены важные уроки, то полные
доклады о расследованиях следует представлять вместе с дополнительной
информацией, указанной в Приложении 3.
Кроме
того, следует представлять, в соответствии с Приложением 10,
сведения обо всех авариях спасательных средств, произошедших как при учебном их
применении, так и в чрезвычайной ситуации, и как при наличии, так и при
отсутствии раненых и погибших, вне зависимости от изложенного ниже в пункте 6.
______________________
* Очень серьезные аварии -
это аварии, повлекшие полную гибель судна, гибель людей или серьезное
загрязнение, определение которого, принятое на 37 сессии Комитета по защите
морской среды (МЕРС.37/22, пункт 5.8), следующее:
Серьезное загрязнение - это
случай загрязнения, которое, по оценке пострадавших(-его) от загрязнения
прибрежных(-ого) государств(-а), или государства флага, в зависимости от того,
что применимо, наносит значительный вред
окружающей среде, или нанесло бы такой вред при отсутствии превентивных мер.
Серьезные аварии - это
аварии, не квалифицируемые как "очень серьезные аварии", в виде
пожара, взрыва столкновения, посадки на мель, навала, штормовых повреждений,
ледовых повреждений, трещины в корпусе или возможного изъяна корпуса и прочее,
приводящие:
"- к выводу
из строя главных двигателей, значительным повреждениям жилых помещений,
серьезному повреждению конструкции, такому как получение подводной пробоины, и
т.п., лишающим судно способности следовать далее*, или
- к загрязнению
(независимо от количества сброса); и/или
- к поломке, обусловливающей
необходимость буксировки или помощи с берега.
Менее
серьезные аварии - это аварии, не квалифицируемые как "очень серьезные
аварии" или "серьезные аварии", в число которых, в целях
регистрации полезных сведений, включаются также "опасные
происшествия" и "серьезные предпосылки".
______________
* Судно находится в
состоянии, которое существенным образом не отвечает требованиям применимых
конвенций, что опасно для самого судна и людей на нем, или же несет чрезмерную
угрозу ущерба морской среде.
6. Администрациям
настоятельно рекомендуется представлять данные, как указано ниже.
Информация, подлежащая представлению в зависимости
от класса аварии
Информация, направляемая в соответствии с типом аварии |
Очень серьезные аварии |
Серьезные аварии |
Менее серьезные аварии |
Происшествия на море |
Предусмотренная
формой в Приложении |
Во
всех случаях подлежит представлению в пределах 6 месяцев после аварии |
Во
всех случаях подлежит представлению в пределах 6 месяцев после аварии |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Предусмотренная
формами в Приложениях 2 и 3, а
также, в зависимости от случая, формами в других Приложениях |
Во
всех случаях подлежит представлению по окончании расследования |
Во
всех случаях подлежит представлению по окончании расследования |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Полный
доклад о
расследовании |
Во
всех случаях подлежит представлению по окончании расследования |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
Может
представляться, если содержит важные поучительные сведения |
В
случае очень серьезной аварии представляется:
-
предварительная информация, в соответствии с Приложением 1*
- информация, в
соответствии с Приложениями 2 и 3, а
также, в зависимости от случая, в соответствии с другими приложениями;
- полный доклад
о расследовании, представляемый в любом случае.
______________
* Подлежит представлению в
пределах 6 месяцев после даты аварии, исключая ситуацию, когда в пределах этого
срока представлена полная информация.
В
случае серьезной аварии представляется:
-
предварительная информация, в соответствии с Приложением 1*;
- информация, в
соответствии с Приложениями 2 и 3, а
также, в зависимости от случая, в соответствии с другими приложениями;
- полный доклад
о расследовании - только если он содержит важные поучительные сведения,
затрагивающие правила ИМО.
В
случае менее серьезной аварии и происшествия на море представляется:
- информация, в
соответствии с Приложениями 1, 2 и 3, а также, в зависимости от случая, в соответствии с другими
приложениями - только если она содержит важные поучительные сведения,
затрагивающие правила ИМО;
- полный доклад
о расследовании - только если он содержит важные поучительные сведения,
затрагивающие правила ИМО.
Информация,
подлежащая представлению по указанным ниже авариям и происшествиям
Информация об
авариях, в которые вовлечены опасные грузы или поллютанты моря в таре на судах
и в районах портов - Приложение 4
Карточки
повреждений и сводки данных об аварии, касающиеся остойчивости в неповрежденном
состоянии - Приложение 5
Сводка данных об
аварии, связанной с пожаром - Приложение 6
Сведения об
использовании ГМССБ - Приложение 7
______________
* Подлежит представлению в
пределах 6 месяцев после даты аварии, исключая ситуацию, когда в пределах этого
срока представлена полная информация.
Усталость как
причина, способствующая авариям на море. - Сводка данных о факторах усталости -
Приложение 8
Случайный сброс
вредных веществ в количестве 50 т и более - Приложение 9
Сводка данных об
аварии спасательного средства - Приложение 10
7.
Государствам-членам ИМО рекомендуется исполнять положения Кодекса проведения
расследований аварий и инцидентов на море, с поправками, (резолюции A.849(20) и A.884(21) при проведении
расследований аварий и происшествий на море.
8.
От государств-членов ИМО требуется использование настоящего циркуляра при
составлении докладов об авариях и происшествиях на море.
9.
Данным циркуляром заменяется MSC/Circ.953-MEPC/Circ.372.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1: ДАННЫЕ О СУДНЕ
Информация,
подлежащая представлению во всех докладах об авариях
ПРИЛОЖЕНИЕ
2: ДАННЫЕ ОБ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫХ И СЕРЬЕЗНЫХ АВАРИЯХ
Подлежащая
представлению информация об "очень серьезных" и "серьезных"
авариях
ПРИЛОЖЕНИЕ
3: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫХ И СЕРЬЕЗНЫХ АВАРИЯХ
Требующаяся
дополнительная информация об "очень серьезных" и
"серьезных" авариях
ПРИЛОЖЕНИЕ
4: ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВАРИЯХ, В КОТОРЫЕ ВОВЛЕЧЕНЫ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ ИЛИ ПОЛЛЮТАНТЫ МОРЯ
В ТАРЕ НА СУДАХ И В РАЙОНАХ ПОРТОВ
Данная
форма может быть примет к авариям на море указанного характера, а также к
происшествиям на море.
ПРИЛОЖЕНИЕ
5: КАРТОЧКИ ПОВРЕЖДЕНИЙ И СВОДКИ ДАННЫХ ОБ АВАРИЯХ, КАСАЮЩИЕСЯ ОСТОЙЧИВОСТИ В
НЕПОВРЕЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ
Данные
формы могут быть применимы к "очень серьезным" и
"серьезным" авариям
ПРИЛОЖЕНИЕ
6: СВОДКА ДАННЫХ ОБ АВАРИИ, СВЯЗАННОЙ С ПОЖАРОМ
Данная
форма может быть применима к "очень серьезным" и
"серьезным" авариям
ПРИЛОЖЕНИЕ
7: ВОПРОСНИК ПО ГМССБ
Данная
форма может быть применима к "очень серьезным" и
"серьезным" авариям
ПРИЛОЖЕНИЕ
8: УСТАЛОСТЬ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ АВАРИЯМ НА МОРЕ. - ФОРМА СВОДКИ ДАННЫХ
О ФАКТОРАХ УСТАЛОСТИ
Данная
форма применяется, если решено, что усталость явилась фактором,
способствовавшим аварии
ПРИЛОЖЕНИЕ
9: СЛУЧАЙНЫЙ СБРОС ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В КОЛИЧЕСТВЕ 50 ТОНН И БОЛЕЕ
Данная
форма предусмотрена для докладов о происшествиях, которые связаны с вредными
веществами. Решено, что такие доклады необходимы при расследовании аварии или
происшествия (статьи 8 и 12
Конвенции МАРПОЛ-73/78); однако доклад не отменяет собой необходимости
заполнения строки ежегодного обязательного статистического отчета,
представляемого в соответствии со статьей 11
МАРПОЛ-73/78 (MEPC/Circ.318, Часть 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ
10: СВОДКА ДАННЫХ ОБ АВАРИИ СПАСАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА
Данная
форма предусмотрена для сведений обо
всех авариях, в которые вовлечены спасательные средства, и для любых дополнительных сведений,
поучительных в отношении применения этих средств
Приложение 1.
ДОКЛАД В ИМО ОБ АВАРИИ И ПРОИСШЕСТВИИ НА МОРЕ.
ДАННЫЕ О СУДНЕ
Администрациям
настоятельно рекомендуется включать перечисленные в настоящем Приложении данные
о судне во все доклады об авариях на море, представляемые в Организацию.
1. Номер ИМО: 2. Название
судна: 3. Государство
флага: 4. Тип судна: .1 Газовоз
[] .2 Танкер-химовоз
[] .3 Нефтяной танкер
[] .4 Иной танкер (для негорючих
жидкостей)
[] .5 Сухогрузное судно (для генеральных
грузов, руды) [] .6 Комбинированное судно
(нефтерудовоз)
[] .7 Саморазгружающийся навалочник [] .8 Иной навалочник (специализированный [] для цемента, щепы, мочевины и т.д.) .9 Судно для генеральных грузов [] .10 Грузопассажирское судно [] .11 Контейнеровоз
[] .12 Рефрижераторное судно
[] .13 Грузовое судно ро-ро
[] .14 Грузопассажирское судно ро-ро [] .15 Пассажирское судно [] .16 Высокоскоростное судно [] |
.17 Иное сухогрузное судно (для перевозки
скота, [] лихтеровоз, для перевозки тяжеловесов и
т.п.) .18 Рыболовное судно [] .19 Рыбозавод/судно для перевозки рыбы [] .20 Судно снабжения ПБУ
[] .21 Иное судно обеспечения разработки прибрежной (шельфовой) зоны [] .22 Научно-исследовательское судно [] .23 Буксир/буксир-толкач
[] .24 Дноуглубительный снаряд [] .25 Судно иного назначения [] .26 Несамоходное судно
[] .27 Суда иных конструкций
[] 5. Вид
совершаемых рейсов: ( ) Международные ( ) Короткие международные ( ) Каботажные ( ) На внутренних водных путях ( ) Иной, укажите какой: ( ) Нет сведений 6. Имеется ли
ограничение района плавания судна? Дайте пояснения: 7. Валовая
вместимость: 8. Длина наибольшая: 9.
Классификационное общество: 10.
Зарегистрированный судовладелец: 11.
Управляющий/оператор: 12.
Предшествующие названия судна: 13.
Предшествующий флаг: 14.
Предшествующее классификационное общество: 15. Дата
заключения контракта/закладки киля/поставки: 16. Дата
значительной перестройки: 17. Дедвейт: |
18. Материал
корпуса .1 сталь
[] .2 легкие сплавы
[] .3 железобетон [] .4 дерево
[] .5 пластик, армированный
стекловолокном
[] .6 композитные материалы [] 19. Конструкция
корпуса .1 одинарный корпус
[] .2 двойной корпус
[] .3 с двойным дном
[] .4 с двойными бортами
[] .5 с промежуточной палубой [] .6 иная
[] 20. Тип гребной
установки (тип, топливо и прочее): Пар []
Вн. cгop. [] Другие [] .1 Топливо: Тяжелое топливо [] Топливо средней вязкости
[] Морское дизельное топливо [] 21. Характер
груза (например, нефть, навалочный груз, грузы по МКМПОГ): 22. Верфь
постройки: 23. Построечный
номер: 24. Дата полной
гибели/конструктивной гибели/ сдачи на лом: 25. Численность
экипажа, предусмотренная судовым свидетельством: ______________ 26. Количество
пассажиров, предусмотренное судовым свидетельством: ____________ 27. Количество
людей на судне во время аварии или происшествия: .1 Экипаж:
___________________ .2 Пассажиры: _________________ .3 Другие: ____________________ |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
ДАННЫЕ ОБ АВАРИИ
1. Дата и время
(судовое поясное): 2.
Координаты/место: 3.
Первоначальное событие* [] столкновение [] посадка на грунт [] навал [] пожар или взрыв [] разрушение корпуса/неисправность
водонепроницаемых дверей или портов и т.п. [] повреждение механизмов [] повреждение судна или оборудования [] опрокидывание/крен [] пропажа без вести: предполагаемая гибель [] происшествия со спасательными средствами [] иное 4. Последствия: [] полная утрата судна [] судно не способно следовать далее* [] судно сохранило способность следовать
далее** [] загрязнение [] гибель людей [] серьезные ранения 5. Краткое
описание событий 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ______________ * Объяснение
нижеуказанных терминов см. в Приложении 2. * Судно
находится в состоянии, которое существенно не отвечает требованиям применимых
конвенций, что создает опасность для этого судна и людей на нем или несет
неоправданную угрозу ущерба морской среде. ** Судно
находится в состоянии, которое существенно отвечает требованиям применимых
конвенций и не создает ни опасности для самого судна и людей на нем, ни
неоправданной угрозы ущерба морской среде. |