Циркулярное письмо
MSC/Circ.1089
РУКОВОДСТВО ПО МЕРАМ, РЕКОМЕНДУЕМЫМ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СВЯЗИ С
ДИПЛОМАМИ
(принято
5 июня 2003 г.)
1.
Подкомитет по стандартам обучения и несения вахты на своей 34 сессии (24 - 28
февраля 2003 г.) напомнил о том, что на предыдущей сессии рассматривался вопрос
о профилактических мерах, направленных на борьбу с незаконными методами,
связанными с дипломами, а также о том, что составлен список приоритетных
действий. Для продвижения таких профилактических мер Подкомитет разработал
представленное в Приложении руководство по рекомендуемым мерам, направленным
против мошенничества в связи с дипломами.
2.
Комитет по безопасности на море на своей 77 сессии (28 мая - 6 июня 2003 г.), в
свою очередь, поддержал разработанное Подкомитетом по стандартам обучения и
несения вахты руководство и одобрил настоящий циркуляр.
3.
Правительствам-членам ИМО предложено обратить внимание всех заинтересованных
сторон на данный циркуляр.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО МЕРАМ, РЕКОМЕНДУЕМЫМ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА В СВЯЗИ С
ДИПЛОМАМИ
1.
Хотя многие правительства-члены ИМО приняли за эти годы различные меры или
процедуры с целью предотвращения мошенничества в связи с выданными ими
дипломами, недавно проведенное Организацией исследование* показывает, что
фальсифицированные дипломы продолжают появляться.
______________
* См. "Незаконные методы, связанные с
дипломами" - исследование, выполненное Международным исследовательским
центром по проблемам моряков (SIRC) при Кардиффском университете, и
представленное на STW-33.
1.1
Цель этого руководства состоит в том, чтобы на основе результатов
вышеупомянутого исследования обеспечить информацией относительно различного
рода мерах против мошенничества, и процедур, которые правительство-член может
принимать.
1.2
В руководстве признается, что многие правительства-члены принимают меры или
процедуры, нацеленные на борьбу с мошенничеством. Дело каждого
правительства-члена ИМО - решить, как использовать руководство, представленное
в этом циркуляре, или на какой стадии оно пересмотрит существующие меры или
процедуры, или начнет принимать новые меры или вводить процедуры, имеющие
отношение к решению этой проблемы. Однако, ввиду того что в прошлом, возможно,
существовали различные формы мошенничества при выдаче дипломов и что это,
возможно, не было обнаружено, правительства-члены, должны рассмотреть вопрос о
том, как этот аспект проблемы должен быть решен относительно любых дипломов,
которые были выданы ими в прошлом.
1.3
В этом руководстве не предлагается изымать уже выданные мореплавателям дипломы
и выдавать новые. Однако, в случае если правительство-член решит пересмотреть
существующие меры или процедуры, или ввести новые, желательно вести
соответствующие записи, благодаря которым можно будет легко идентифицировать
меры, которые применялись при выдаче определенного диплома.
1.4
Комитет по безопасности на море принял циркулярное письмо MSC/Circ.1090, в котором представлено
руководство, касающееся различных незаконных методов, которые были обнаружены,
в связи с дипломами. В MSC/Circ.1090, указан еще
один полезный источник информации, который можно использовать в рамках мер,
направленных против попыток мошенничества.
1.5
Организация и впредь будет прилагать все усилия, к тому чтобы решить проблемы,
связанные с мошенничеством в этой области. В этом отношении было бы полезно,
если бы правительства-члены направляли в Организацию подробные сведения о
различных обнаруженных ими формах мошенничества, чтобы позволить Организации
идентифицировать новые формы или появляющиеся тенденции.
Использование современных технологий
2.
В последние годы обработка текстов и технологии печати быстро и успешно
развивались, и в настоящее время предлагается значительный выбор технологий,
когда достигнутые в этой области достижения можно использовать, в особенности с
целью предотвращения мошенничества или защиты документов от фальсификации. В
результате достижений, достигнутых в области современных технологий,
относительная их стоимость значительно уменьшается, и любой документ может
включать больше чем одну характерную особенность. Наиболее часто встречающиеся
особенности, широко доступные в настоящее время, включают, среди прочего,
следующее:
.1 использование специальных
чернил;
.2 использование оттенков
цветов;
.3 использование специальной
бумаги с защитой или бумаги, содержащей водяные знаки, различимые, когда
документ держат под углом к свету;
.4 использование
флуоресцентных чернил, видимых в ультрафиолете;
.5 использование цифровых
фотографий и/или подписей;
.6 использование самых
современных процессоров (смарт-чипов) или штрих-кодов:
.7 использование
специального теплового покрытия фотографии моряка;
.8 использование ламинатного
покрытия документа: и
.9 использование характерных
особенностей, таких как дополнительные данные, которые представлены в цифровом
виде или в других экземплярах.
2.1
Правительства-члены должны применять и поощрять использование современных
технологий при включении характерных особенностей в дипломы для предотвращения
мошенничества и защиты целостности дипломов. Использование современных
технологий делает копирование дипломов (процесс самиздата дипломов) чрезвычайно
трудоемким, а попытки изменить данные легко обнаруживаются.
2.2
Правительства-члены, рассматривая вопрос об использовании смарт-чипов или
штрих-кодов, или иных подобных средств защиты информации, должны тщательным
образом рассмотреть тип и характер информации, которая должна быть включена в
такие особые средства защиты, учитывая необходимость защиты и обеспечения
конфиденциальности персональной информации о каждом моряке.
Структурированная политика, направленная
против мошенничества, и процедуры
3.
В соответствии с правилом I/8 ПДМНВ-78 с поправками
и в соответствии с разделом A-I/8 Кодекса ПДМНВ,
правительства-члены должны разрабатывать и применять соответствующую
структурированную политику, направленную против мошенничества, и процедуры,
которые могут включать различные меры:
.1 цели политики;
.2 особенности каждого
диплома;
.3 процедуры по контролю за
печатью, хранением, обработкой и распространением бланков дипломов;
.4 процедуры, которые нужно
соблюдать при выдаче дипломов;
.5 процедуры для обращения с
дефектными бланками дипломов (или для того, чтобы они считались браком),
дипломов с ошибками, которые были идентифицированы как содержащие ошибки, после
того как они были подготовлены к вручению;
.6 процедуры для внесения и
обновления записей о выданных дипломах;
.7 процедуры для выдачи
дипломов с целью замены утраченных или испорченных;
.8 процедуры или меры по
предотвращению неправомочного доступа к базе данных содержащей информацию,
касающуюся дипломов и связанных с ними записей;
.9 процедуры внутренней
аудиторской проверки;
.10 процедуры для сообщений
о предполагаемом мошенничестве;
.11 процедуры для
расследования предполагаемого мошенничества; и
.12 процедуры для
периодического пересмотра действующих мер и процедур.
3.1
При выработке структурированной политики и процедур компетентные власти могут
извлекать выгоду из знания и опыта других правительственных служб, которые
заняты выдачей документов (например паспортов, удостоверений, водительских
прав, и т.д.), которые требуют защиты от мошенничества или подделки.
3.2
Правительства-члены должны определить те проводимые ими меры и процедуры
(например: особенности дипломов, меры контроля за чистыми бланками или
обращения с ними, проведение неплановых внутренних аудиторских проверок),
которые должны быть защищены от неправомочного доступа или раскрытия, так чтобы
не скомпрометировать основные цели.
4.
Дополнительные свидетельства не всегда содержат тот же самый уровень защиты от
подделок, как дипломы.
4.1 Правительства-члены
должны:
.1 рассмотреть вопрос о
разработке стандартизированных форматов для дополнительные свидетельств,
выданных Администрациями мореплавателям после того, как они успешно прошли
подготовку в морских учебных заведениях;
.2 рассмотреть и определить
особенности и защитные меры, которые будут включены в дополнительные
свидетельства, чтобы подделки были трудоемкими и можно было бы легко выявлять
мошенничество;
.3 рассмотреть и определить,
на каких именно дополнительных свидетельствах, выданных ими, должна быть
фотография моряка; и
.4 рассмотреть установление
соответствующих процедур, по которым вручение таких свидетельств будет
Проверяться и контролироваться.
5.
Учитывая данное Руководство, при определении процедур для применения (или
руководства, которыми надлежит руководствоваться), правительства-члены должны
решать, на основе различных программ, предлагаемых морскими учебными
заведениями, какие из них должны быть уполномочены выдавать дипломы.
5.1 Кроме того, правительства-члены
должны рассмотреть вопрос об установлении мер или процедур, которые
правительство должно будет применять для целей постоянного контроля за выдачей
дипломов такими морскими учебными заведениями, или для ответа на запросы о
проверке подлинности таких дипломов.
Сообщение о предполагаемых мошеннических
действиях
6.
Правительства-члены ИМО должны установить и довести до сведения широкого круга
лиц контактные адреса, по которым надлежит сообщать о предполагаемом
мошенничестве (например, моряки, морские учебные заведения, компании, капитаны,
круинговые агенты, другие правительства), также как и информацию по документам,
которые должны быть представлены им для расследования таких случаев.