Циркулярное письмо
MSC/Circ.1073
ПЕРЕСМОТРЕННЫЕ ДИРЕКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ МОРСКИХ СПАСАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ
ЦЕНТРОВ (МСКЦ)
(принято
5 июня 2003 г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 72 сессии (17 -26 мая 2000 г.) одобрил
Директивные указания для морских спасательно-координационных центров (МСКЦ),
которые, в большинстве случаев направленного против судов пиратства и
вооруженного грабежа, являются первым звеном связи между судном и
соответствующими властями на суше, после того как капитаном принимается решение
обратиться за помощью.
2.
Комитет по безопасности на море на своей 77 сессии (28 мая - 6 июня 2003 г.)
внес изменения в текст, включив в него положения о действиях МСКЦ при получении
от судов оповещений в связи с актами терроризма или иными происшествиями,
связанными с охраной.
3.
Пересмотренный текст Директивных указаний приводится в Приложении.
4.
Правительствам-членам ИМО и международным организациям рекомендуется обратить
внимание своих национальных МСКЦ, судовладельцев, операторов судов, судоходных
компаний, капитанов судов и экипажей к данному циркулярному письму.
5.
Данное циркулярное письмо заменяет циркулярное письмо MSC/Circ.967 от 6 июня
2000 г.
Приложение.
ДИРЕКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ МОРСКИХ СПАСАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ (МСКЦ)
Акты
насилия: в рамках данного циркулярного письма выражения акты насилия и акты
насилия против судов охватывают направленные против судов акты пиратства и акты
вооруженного грабежа, а также любое иное не попадающее ни в одну из этих двух
категорий направленное против судна происшествие, связанное с охраной. В рамках
данного циркулярного письма термином судно охватываются все люди на судне.
Пиратство:
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (статья 101)
пиратство определяется следующим образом:
"Пиратством является
любое из перечисленных ниже действий:
a) любой неправомерный акт насилия,
задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или
пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого
летательного аппарата и направленный:
i) в открытом море против
другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества,
находящихся на борту;
ii) против какого-либо судна
или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы
то ни было государства;
b) любой акт добровольного участия в
использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со
знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является
пиратским судном или летательным аппаратом;
c) любое деяние, являющееся
подстрекательством или сознательным содействием совершению действия,
предусматриваемого в подпункте (а) или (b)."
Орган
управления силами охраны: в рамках данного циркулярного письма и в зависимости
от организации и решений национального правительства, органом управления силами
охраны, в общем случае, является общенациональное или региональное командование
государственного органа, такого как военно-морской флот, береговая охрана или
полиция, ответственное за реагирование на происшествия, связанные с охраной.
Происшествие,
связанное с охраной: в главе XI-2
Конвенции СОЛАС 1974 г. с поправками происшествие, связанное с охраной,
определяется как "любое подозрительное действие или обстоятельство,
угрожающее обеспечению охраны судна, включая морскую передвижную установку и
высокоскоростное судно, или портовому средству, или любому взаимодействию
судно/порт, или любой деятельности судно-судно".
Открытое
оповещение: в рамках данного циркулярного письма это связанное с охраной
оповещение, для передачи которого используется канал связи или метод, не предусматривающий
попыток обеспечения скрытности своего задействования, как например при передаче
на УКВ;
Скрытое
оповещение: в рамках данного циркулярного письма это связанное с охраной
оповещение, для передачи которого используется канал связи или метод, предназначенный
для обеспечения скрытия своего задействования от тех, кто совершает акты
насилия, как например судовая система оповещения, описание которой приведено в
Кодексе ОСПС.
2.1
При том что правительства могут предоставлять своим морским
спасательно-координационным центрам (МСКЦ)*, дополнительно к полномочиям по
поиску и спасанию, также и полномочия в применении национальных правил и
инструкций, только реагирование на направленные против судов акты насилия
является такой областью этих дополнительных полномочий, которая имеет отношение
к нормам, устанавливаемым ИМО. МСКЦ включаются, таким образом, в
организационную структуру, которую правительства должны создать для
реагирования на направленные против судов акты насилия, которые могут быть
неожиданными и случаться везде.
_______________
* Некоторые задачи, которые МСКЦ должны
выполнять дополнительно к задачам поиска и спасания, изложены в главе 7 книги
II наставления ИАМСАР.
2.2
По этим причинам, специально для МСКЦ* и с учетом их ситуации и обычной
деятельности, было составлено данное циркулярное письмо. Оно должно
рассматриваться вместе с руководящими указаниями по охране на море, данными в
главе XI-2 Конвенции СОЛАС и в Международном
кодексе по охране судов и портовых средств (Кодексе ОСПС), а также в
Руководстве относительно направленного против судов пиратства и вооруженного
грабежа для правительств (MSC/Circ.622/Rev.1)
и для судоходных компаний, капитанов и экипажей судов (MSC/Circ.623/Rev.1).
________________
* Все изложенное в данном циркулярном письме
применительно к МСКЦ в равной степени относится к совместным
спасательно-координационным центрам и, в случае соответствующего решения
национальных властей, к морским спасательным подцентрам и совместным
спасательным подцентрам.
2.3
Возможно множество вариантов получения МСКЦ судового оповещения о направленном
против судна акте насилия. Такое судовое оповещение может поступить
непосредственно от судна или через альтернативный источник. Такими
альтернативными источниками могут быть, среди прочего, другие суда, соседний
МСКЦ, национальный орган управления силами охраны, операторы судов и Администрации
государств флага судна.
2.4
Характер немедленного реагирования МСКЦ на оповещение определяется тем,
является ли полученное оповещение открытым или скрытым. Определение этого
является критически важным фактором, потому что, как это показано ниже, реагирование
на открытое и скрытое оповещение крайне различно:
.1 открытое оповещение: в
этом случае связь с судном или с другими судами, находящимися вблизи
подвергающегося нападению или находящегося под угрозой нападения судна, не
должна откладываться или скрываться, так как капитан судна может использовать
открытое оповещение, чтобы сорвать нападение;
.2 скрытое оповещение: в
этом случае не должно быть никаких попыток связаться с судном, от
которого исходит оповещение, и никакой связи не должно осуществляться с другими
судами, находящимися вблизи находящегося под угрозой судна. Скрытое оповещение
может использоваться капитаном судна для скрытия от тех, кто является
источником угрозы или нападает, для скрытия факта передачи оповещения; и
.3 оповещение неопределенного
типа:
оповещение считается
неопределенным, если:
.1 не ясно, является
оповещение открытым или скрытым; или
.2 первоначальное оповещение
было открытым, а вслед за ним последовало заявление, что это скрытое
оповещение.
Подробные
руководящие указания относительно этих трех ситуаций приведены ниже.
2.5
Для применения процедур взаимодействия, которые могут отличаться от изложенных
выше, могут заключаться двусторонние межгосударственные договоры.
Важно
чтобы МСКЦ были всесторонне подготовлены к случаям совершения актов насилия,
направленных против судов. Подготовительные меры МСКЦ должны включать
следующее:
.1 чтобы МСКЦ был способен иметь дело со случаями
актов насилия, направленными против судов, чтобы обеспечивалось наличие у него
соответствующих национальных инструкций, содержащих сведения об органе
управления силами охраны, ответственном за применение планов действий в
чрезвычайных ситуациях (контрмеры);
.2 чтобы предусматривались
быстрые и эффективные способы связи между МСКЦ и соответствующим органом
управления силами охраны. Эти способы связи должны на регулярной основе
подвергаться испытанию.
.3 чтобы применялись пп. 3.1 и 3.2 к каждому государству,
чьи прибрежные воды входят в поисково-спасательный район данного МСКЦ, если это
уместно и реально достижимо;
.4 чтобы обеспечивалось
наличие у МСКЦ ясных, изложенных в письменном виде процедур и инструкций
относительно действий, подлежащих принятию персоналом по оперативным вопросам в
случае направленного против судна акта насилия;
.5 чтобы, в соответствии с
правилами 6 и 7 главы
XI-2 Конвенции СОЛАС с поправками, определялся
ответственный за оповещение об акте насилия других Администраций и
Договаривающихся правительств; и
.6 чтобы обеспечивалось
обучение персонала МСКЦ по следующим вопросам:
.1 риск направленных против
судна актов насилия в поисково-спасательном районе данного МСКЦ в частности, и
феномен направленных против судов актов насилия в целом;
.2 применение процедур и
инструкций МСКЦ, касающихся направленных против судов актов насилия;
.3 сообщения о нападениях
или угрозе нападений, которые может получить МСКЦ; и
.4 донесения, которые должны
отправляться в случае получения оповещения, и все прочие действия, которые при
этом должны предприниматься.
4.1 Действия, которые
должны быть предприняты МСКЦ по получении оповещений всех типов:
.1 если место происшествия
находится в пределах в поисково-спасательного района данного МСКЦ, то МСКЦ
должен немедленно поставить в известность соответствующий орган управления
силами охраны, используя для этого способ связи, упомянутый в п. 3.2. Кроме того, если место происшествия расположено вблизи
границы поисково-спасательного района, то МСКЦ должен также поставить в
известность соответствующий соседний МСКЦ; и
.2 если место происшествия
находится вне поисково-спасательного района данного МСКЦ, то МСКЦ должен
ретранслировать оповещение соответствующему МСКЦ, используя обычные способы
связи между МСКЦ, применяющиеся при операциях поиска и спасания, или же иные
заранее назначенные каналы скрытной связи между МСКЦ, в зависимости от случая.
4.2
Оперативные меры при открытом оповещении