Циркулярное
письмо
MSC/Circ.1063
УЧАСТИЕ СУДОВ В РАБОТЕ СЛУЖБ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ С УЧЕТОМ
ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ
(принято
11 декабря 2002 г.)
1.
Комитет по безопасности на море на своей 76 сессии (2-13 декабря 2002 г.), в
ответ на предложение Соединенного Королевства, одобрил циркулярное письмо,
нацеленное на установление минимальных стандартов для служб, предоставляющих
рекомендации по маршруту судна с учетом погодных условий, предъявляемых к
планированию рейса (СОЛАС, глава V, правило 34) и
зональными ограничениями грузовой марки.
2.
В настоящее время услуги служб, предоставляющих рекомендации по маршрутам судов
с учетом погодных условий, остаются пока относительно мало охваченными
правилами и, главным образом, платными. Достичь улучшения в обеспечении
рекомендаций по маршруту с учетом погодных условий можно, но лишь при условии
ведения эффективного диалога между капитанами судов, провайдерами этих служб, и
при постоянном пересмотре предоставляемой ими информации.
3.
Правительствам-членам предлагается привлечь к представленному в Приложении
руководству внимание судовладельцев, операторов судов, управляющих,
фрахтователей и капитанов судов и призвать их включать его в соглашения,
заключаемые между службами обеспечения рекомендациями о маршруте с учетом
погодных условий и их клиентами.
4.
Настоящее циркулярное письмо дополняет циркулярное письмо MSC/Circ. 1017, в котором содержится призыв к судам
участвовать в программе наблюдений за погодой "Добровольно наблюдающие
суда" (ДНС), разработанной Всемирной метеорологической организацией (ВМО).
Приложение.
УЧАСТИЕ СУДОВ В РАБОТЕ СЛУЖБ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ С УЧЕТОМ
ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ
1.
После представления новых данных, полученных после осмотров затонувшего
мористее Окинавы в 1980 г. навалочного судна "Дербишайр",
правительство Соединенного Королевства возобновило официальное расследование
гибели этого судна.
2.
В ходе расследования выяснилось, что "Дербишайр" погиб, попав в
тайфун ORCHID, хотя и получил сводку погоды и рекомендации по маршруту. Суд
решил, что капитану была предоставлена неполная информация, поэтому он не смог
избежать наихудшего влияния тайфуна.
3.
Качество сводок погоды и рекомендаций по маршруту, несомненно, улучшилось с
1980 г. В настоящее время службы обеспечения рекомендациями о маршруте с учетом
погодных условий используют значительно больше информации, которую они получают
от национальных метеослужб, связанных с более мощными компьютерными средствами.
Однако, доступные морякам службы обеспечения рекомендациями о маршруте с учетом
погодных условий остаются пока в значительной степени не охваченными правилами,
а в некоторых случаях работают ради повышения доходов, а не ради обеспечения
безопасности.
4.
В пересмотренной главе V СОЛАС, в правиле 34,
определяется необходимость планирования рейса судна. Пункт 2.3 предписывает учитывать "все известные навигационные
опасности и условия погоды" как одно из главных условий для капитана при
составлении плана рейса. Данное правило, вместе с обязательствами, налагаемыми
на владельцев, фрахтователей и операторов судов правилом 34.3, сохраняет за капитаном право не следовать предложенным
рекомендациям, если они противоречат его/ее профессиональному суждению.
Коммерческая целесообразность рейса может иногда оказывать неоправданное
давление на капитанов, заставляя выбирать маршрут с завышенными рисками.
5.
Предоставляемые службами рекомендации для плавания, с учетом погодных условий,
составляются вдали от места, где находится судно, но могут рассматриваться
некоторыми людьми, находящимися на судне или представляющими судовладельца или
фрахтователя, как более достоверная информация, чем имеющиеся в распоряжении
капитана в конкретных условиях прогнозы погоды и предупреждения. Доверие
капитана предлагаемым рекомендациям может быть снижено, если эти рекомендации
не отражают очевидных условий в конкретном месте. Доверие капитана службам,
предоставляющим рекомендации для плавания с учетом погодных условий, может быть
еще более снижено, если они взаимодействуют неудовлетворительно при
осуществлении обратной связи с капитаном, не приводя на уровень современности
первоначальные рекомендации с учетом информации, полученной от капитана.
6.
В Дополнении представлен стандарт, которого должны придерживаться службы,
предоставляющие рекомендации для плавания с учетом погодных условий, для того
чтобы такие службы, предоставляющие такие рекомендации, учитывали согласованные
на международном уровне меры*.
_________________
* Правило 34
главы V СОЛАС, резолюцию А.893(21) - Руководство по
планированию рейса, Международную конвенцию о грузовой марке в части,
касающейся зон в целях грузовой марки, Конвенцию МАРПОЛ и полномочия капитана
по МКУБ.
Дополнение.
МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ СЛУЖБ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ С
УЧЕТОМ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ
Любая
служба, предоставляющая рекомендации для плавания с учетом погодных условий,
должна удовлетворять следующим минимальным требованиям:
1.
Капитан должен быть обеспечен метеорологической информацией по предложенному им
маршруту. Первичная информация должна предоставляться, если возможно, перед тем
как судно отправится в плавание из своего порта отправления, чтобы у капитана
была возможность планировать рейс, и, если необходимо, координировать план
перехода, соответственно.
2.
Капитан должен знать источник данных, когда возможно - степень точности данных
и вероятность изменений, указанных в погодных (синоптических) ситуациях.
3.
Предоставляемая капитану информация должна включать данные о волнении и зыби,
высоту характерной волны и, если возможно, направление зыби.
4.
Любая служба, предоставляющая рекомендации для плавания с учетом погодных
условий, должна полностью учитывать скорость и маневренные характеристики
судна. Следует учитывать возможность судна избегать погодные системы, так чтобы
угроза миновала быстро, относительно скорости судна.
5.
До отхода судна капитану должны быть даны четкие инструкции по каналам связи со
службой, предоставляющей рекомендации для плавания с учетом погодных условий.
6.
Контакт со службой, предоставляющей рекомендации для плавания с учетом погодных
условий, должен устанавливаться через определенные промежутки времени, в
соответствии с погодными условиями в том районе, где находится судно, и по
планируемому пути следования. Временной промежуток должен изменяться, в
зависимости от скорости изменения погодных условий.
7.
У капитана должна быть возможность запрашивать совет в период между сеансами
связи со службой, предоставляющей рекомендации для плавания с учетом погодных
условий.