Резолюция MSC.128(75)
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСЕНИИ ХОДОВОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ
(принята
21 мая 2002 г.)
КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА
МОРЕ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 28(b) Конвенции о Международной морской организации,
касающуюся функций Комитета,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на резолюцию А.886(21), которой Ассамблея приняла
решение о том, что функции по принятию эксплуатационных требований и
технических спецификаций, так же, как и принятие поправок к ним, будут
исполняться от имени Организации Комитетом по безопасности на море и (или)
Комитетом по защите морской среды, в зависимости от целесообразности,
ПРИЗНАВАЯ,
что многие эксплуатационные аварии на море, связанные с несением ходовой
навигационной вахты, могли бы быть предотвращены, при условии оборудования
судов эффективной системой сигнализации о несении ходовой навигационной вахты
(системой СНХНВ),
ПРИЗНАВАЯ
ДАЛЕЕ, что благодаря применению системы сигнализации о несении ходовой
навигационной вахты (системы СНХНВ), в случае недееспособности вахтенного
помощника капитана из-за несчастного случая, болезни или нападения, например,
пиратского и (или) в целях угона, будут подаваться предупредительные сигналы,
ОТМЕЧАЯ,
что установка такого оборудования является сравнительно недорогим и эффективным
способом избежания эксплуатационных навигационных аварий,
ПРИЗНАВАЯ
потребность в разработке соответствующих эксплуатационных требований к системам
СНХНВ,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию об эксплуатационных требованиях к системам СНХНВ Подкомитета по
безопасности судовождения, выработанную на его 47 сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Рекомендацию об эксплуатационных требованиях к системе сигнализации о
несении ходовой навигационной вахты, изложенную в Приложении к настоящей
резолюции;
2.
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам, чтобы они обеспечили соответствие систем СНХНВ,
установленных 1 июля 2003 г. или позже, эксплуатационным требованиям не ниже
изложенных в Приложении к настоящей резолюции.
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К СИСТЕМЕ СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСЕНИИ
ХОДОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ
Назначением
системы сигнализации о несении ходовой навигационной вахты (системы СНХНВ)
является наблюдение за работой ходового мостика и выявление недееспособности
вахтенного помощника капитана, могущей привести, к аварии. Система выявляет
внимательность вахтенного помощника капитана и автоматически сигнализирует
капитану либо иному полномочному помощнику, если по какой бы то ни было причине
вахтенный помощник становится неспособен к исполнению своих обязанностей. Это
достигается посредством подачи ряда оптических и звуковых сигналов, сначала для
привлечения внимания помощнику, а затем, если тот не реагирует, - для
привлечения внимания капитана либо другого полномочного вахтенного помощника. В
дополнение к этому, система СНХНВ может включать средства вызова немедленной
помощи вахтенным помощником, при необходимости. Система СНХНВ должна находиться
в действии всегда, когда работает система управления по курсу или заданному
пути, если только она не отключена капитаном.
Резолюция ИМО А.830(19) |
Кодекс по
аварийно-предупредительной сигнализации и индикаторам |
Циркулярное письмо КЕМ ИМО
MSC/Circ.982 |
Руководство по
эргономическим критериям оборудования мостика и его расположения |
Резолюция ИМО А.694(17) |
Общие требования* к
судовому радиооборудованию, составляющему часть Глобальной морской системы
связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), и к судовым
электронным навигационным средствам |
____________
* Публикация 60945 Международной
электротехнической комиссии.
Мостик:
рулевая рубка и крылья мостика
4. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1.1.1
Возможности системы СНХНВ должны включать следующие режимы работы или
состояния:
- Автоматический режим
(автоматически включается всегда, когда приводится в действие система
управления по курсу или заданному пути, и выключается с выключением этих
систем)
- Включена вручную (работает
постоянно)
- Выключена вручную (не
работает ни при каких обстоятельствах)
4.1.2. Последовательность
визуальных и звуковых сигналов включенной системы.
4.1.2.1
По включении системы, она должна оставаться в состоянии ожидания в течение
периода времени от 3 до 12 мин (Td).
4.1.2.2
В конце периода ожидания система должна включить визуальный сигнал на мостике.
4.1.2.3
Если система СНХНВ не будет возвращена в исходное состояние, то через 15с с
момента включения визуального сигнала она должна дополнительно включить на
мостике звуковой сигнал тревоги первого уровня.
4.1.2.4
Если система СНХНВ не будет возвращена в исходное состояние, то через 15с с
момента включения звукового сигнала тревоги первого уровня она должна
дополнительно включить звуковой сигнал тревоги второго уровня в месте
размещения подвахтенного помощника и (или) капитана.
4.1.2.5
Если система СНХНВ не будет возвращена в исходное состояние, то через 90с с
момента включения звукового сигнала тревоги второго уровня она должна
дополнительно включить звуковой сигнал тревоги третьего уровня в местах
размещения других членов экипажа, способных предпринять действия по исправлению
ситуации.
4.1.2.6
На судах, не являющихся пассажирскими, включаемые дистанционно звуковые сигналы
тревоги второго и третьего уровней могут подаваться во всех вышеупомянутых
местах одновременно. Если такой подход принят к подаче звукового сигнала
тревоги второго уровня, то сигнал тревоги третьего уровня может не подаваться.
4.1.2.7
На больших судах промежуток между подачей сигналов тревоги второго и третьего
уровней может быть увеличен при установке системы вплоть до максимального
значения в 3 мин, чтобы подвахтенный помощник и(или) капитан имели достаточно
времени для прибытия на мостик.
4.1.3. Функция возврата системы в исходное
состояние
4.1.3.1
Не должно быть возможности возврата системы в исходное состояние или выключения
звукового сигнала тревоги с помощью какого-либо устройства, аппаратуры или
системы, физически расположенных за пределами мостика, откуда ведется
надлежащее наблюдение.
4.1.3.2
В возврат в исходное состояние, в один прием оператора, должны входить
выключение визуального сигнала и всех звуковых сигналов тревоги и приведение системы
в состояние ожидания еще на один период. Если система приведена в исходное
состояние до окончания периода ожидания, то с этого момента должен начаться
отсчет следующего полного периода ожидания.
4.1.3.3
Для возврата в исходное состояние требуется разовое, в один прием, действие
вахтенного помощника, представленное сигналом ввода. Этот сигнал может
формироваться устройствами возврата в исходное состояние, составляющими
неотъемлемую часть системы СНХНВ, или же другой аппаратурой, способной к регистрации
физической активности и психического состояния ВПК.
4.1.3.4
Постоянное приведение в действие какого бы то ни было устройства возврата в
исходное состояние не должно увеличивать продолжительность периода ожидания или
приводить к подавлению последовательности визуальных и звуковых сигналов.
4.1.4. Средство подачи экстренного вызова.
Мостик
может быть оборудован средствами немедленной подачи звукового сигнала тревоги
второго, а затем третьего уровня, в виде кнопки "экстренный вызов"
или аналогичного устройства.
Система
тревоги, при любых условиях окружающей среды, должна отсчитывать промежутки
времени, указанные в разделе 4.1.2,
с точностью 5% или 5с, в зависимости от того, что меньше.
Средства
выбора режима работы и продолжительности периода ожидания (Td) должны быть
защищены таким образом, чтобы только капитан имел доступ к этим органам
управления.
4.4. Неисправности, звуковые и визуальные
сигналы
Должна
быть предусмотрена индикация неисправности или обесточивания системы СНХНВ. При
наличии центрального сигнального щита должно быть предусмотрено, чтобы такая
индикация дублировалась на нем.
5.1.1.
Защищенное от несанкционированного доступа средство выбора режима работы
системы СНХНВ.
5.1.2.
Защищенное от несанкционированного доступа средство выбора продолжительности
периода ожидания системы СНХНВ.
5.1.3.
Средство включения сигнала "экстренный вызов", если возможность его
подачи предусмотрена в системе СНХНВ.
5.1.4.
Средства возврата системы в исходное состояние.
Средства
приведения в исходное состояние должны быть размещены только в таких местах на
мостике, откуда имеется возможность должного наблюдения, и, предпочтительно,
вблизи мест подачи визуальных сигналов системы. Эти средства должны быть
расположены так, чтобы ими легко можно было воспользоваться с места вахтенного
помощника, рабочего места судовождения и маневрирования, рабочего места для
контроля и с крыльев мостика.
5.2. Представление информации.