МЕЖДУНАРОДНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
КОНВЕНЦИЯ N 133
О ПОМЕЩЕНИЯХ ДЛЯ ЭКИПАЖА НА БОРТУ СУДОВ
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
(Женева, 30
октября 1970 года)
Генеральная
конференция Международной организации труда,
созванная
в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 14
октября 1970 года на свою пятьдесят пятую сессию,
отмечая,
что Конвенция (пересмотренная) 1949 года о
помещениях для экипажа устанавливает подробные требования, касающиеся таких вопросов,
как каюты, столовые, помещения для отдыха, вентиляция, отопление, освещение и
санитарное оборудование на борту судов,
учитывая,
что быстрые изменения характера как конструкции, так и использования
современных судов могут обеспечить возможности для дальнейшего улучшения
помещений для экипажа,
постановив
принять ряд предложений, касающихся помещений для экипажа, что является вторым
пунктом повестки дня сессии,
решив
придать этим предложениям форму международной конвенции, дополняющей Конвенцию (пересмотренную) 1949 года о
помещениях для экипажа,
принимает
сего тридцатого дня октября месяца тысяча девятьсот семидесятого года
нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1970 года о
помещениях для экипажа (дополнительные положения):
1.
Настоящая Конвенция применяется ко всем государственным или частновладельческим
морским судам, занятым перевозкой грузов или пассажиров в коммерческих целях
или занятым для любой другой коммерческой цели, зарегистрированным на
территории, в отношении которой настоящая Конвенция имеет силу, и к судам, киль
которых заложен на стапелях или которые находятся на подобной же стадии
строительства в момент или после вступления в силу Конвенции для данной
территории.
2.
Национальные законы или правила определяют, в каких случаях суда считаются
морскими для целей настоящей Конвенции.
3.
Настоящая Конвенция применяется к буксирам, где это целесообразно и возможно.
4.
Настоящая Конвенция не применяется:
a) к судам вместимостью
менее 1000 тонн;
b) к судам, передвигающимся
главным образом с помощью парусов, независимо от того, имеют ли они
вспомогательный двигатель или нет;
c) к судам, занятым
рыболовным, китобойным или другим подобным промыслом;
d) к судам на подводных
крыльях и на воздушной подушке.
5.
Однако, когда это целесообразно и возможно, настоящая Конвенция применяется:
a) к судам вместимостью от
200 до 1000 тонн;
b) к помещениям для лиц,
занятых обычным морским делом на судах, занимающихся китобойным или другим
подобным промыслом.
6.
Кроме того, любые из требований, применимых в силу статьи 3
настоящей Конвенции, могут быть изменены в отношении любого судна, если
компетентный орган власти по консультации с организациями судовладельцев и
(или) с судовладельцами и с bona fide профсоюзами моряков убедится в том, что
предполагаемые изменения дают преимущества, в результате которых общие условия
окажутся не менее благоприятными, чем те, которые явились бы результатом
полного применения положений Конвенции; подробности всех таких изменений
доводятся соответствующим членом Организации до сведения Генерального директора
Международного бюро труда.
7.
Кроме того, компетентный орган власти по консультации с организациями
судовладельцев и (или) с судовладельцами и с bona fide профсоюзами моряков
определяет, какие целесообразно сделать исключения или осуществить отклонения
от положений настоящей Конвенции, учитывая потребности в помещениях для отдыха,
в отношении:
a) морских паромов, судов
местного сообщения и других подобных судов, на которых экипаж не находится
постоянно;
b) морских судов, на которых
помимо экипажа судна временно находятся ремонтные команды;
c) морских судов,
совершающих короткие рейсы, позволяющие членам экипажа ежедневно бывать дома
или пользоваться подобными возможностями.
В
целях настоящей Конвенции:
a) термин "судно"
означает любое судно, к которому применяется Конвенция;
b) термин "тонны"
означает брутто-регистровые тонны;
c) термин "пассажирское
судно" означает судно, в отношении которого имеет силу:
i) удостоверение о
безопасности пассажирского судна, выданное в соответствии с положениями
действующей на данный момент Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море, либо:
ii) удостоверение о
пассажирском судне;
d) термин "офицер"
означает лицо, за исключением капитана, которое считается офицером на основании
национального законодательства или, при отсутствии соответствующего
законодательства или правил, на основании коллективного договора или обычая;
e) термин "рядовой
матрос" означает члена экипажа, не являющегося офицером;
f) термин "младший
офицер" означает рядового матроса, исполняющего старшинские обязанности
или занимающего должность специалиста и считающегося младшим офицером на
основании национального законодательства или, при отсутствии соответствующих
законодательства или правил, на основании коллективного договора или обычая;
g) термин
"совершеннолетний" означает лицо, достигшее 18-летнего возраста;
h) термин "помещения
для экипажа" включает предназначенные для экипажа каюты, столовые,
санитарные узлы, медицинские пункты и помещения для отдыха;
i) термин
"предписанный" означает предписанный национальным законодательством
или правилами или компетентным органом власти;
j) термин
"установленный" означает установленный компетентным органом власти;
k) термин
"перерегистрированный" означает перерегистрированный в случае
одновременного изменения территории регистрации и владения судном.
Каждый
член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в силе,
обязуется выполнять в отношении судов, к которым применима настоящая Конвенция:
a) положения разделов II и III
Конвенции (пересмотренной) 1949 года о помещениях для экипажа; и
b) положения раздела II настоящей Конвенции.
1.
Каждый член Организации, в отношении которого настоящая Конвенция находится в
силе, обязуется сохранять в силе законы или правила, обеспечивающие ее
применение.
2.
Эти законы или правила:
a) требуют, чтобы
компетентный орган власти доводил их содержание до сведения всех
заинтересованных лиц;
b) определяют лиц,
ответственных за их соблюдение;
c) предписывают надлежащие
санкции за любые их нарушения;
d) предусматривают
содержание системы инспекции, способной обеспечить их действенное проведение в
жизнь;
e) требуют, чтобы
компетентный орган власти консультировался с организациями судовладельцев и
(или) судовладельцами и с признанными bona fide профсоюзами моряков в отношении
выработки правил и, по мере возможности, сотрудничал с этими заинтересованными
сторонами в вопросах применения правил.
Раздел
II.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ЭКИПАЖА
1. Приходящаяся на одного человека площадь
кают, предназначенных для рядовых матросов, составляет не менее, чем:
a) 3,75 кв. м (40,36 кв.
фута) на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;
b) 4,25 кв. м (45,75 кв.
фута) на судах в 3000 т или более, но менее 10000 т;
c) 4,75 кв. м (51,13 кв.
фута) на судах в 10000 т или более.
2.
Однако площадь на одного человека в каюте, предназначенной для двух рядовых
матросов, составляет не менее чем:
a) 2,75 кв. м (29,60 кв.
фута) на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;
b) 3,25 кв. м (34,98 кв.
фута) на судах в 3000 т или более, но менее 10000 т;
c) 3,75 кв. м (40,36 кв.
фута) на судах в 10000 т или более.
3. Кроме того, площадь кают,
предназначенных для рядовых матросов на пассажирских судах, составляет не менее
чем:
a) 2,35 кв. м (25,30 кв.
фута) на одного человека на судах в 1000 т или более, но менее 3000 т;
b) на судах в 3000 тонн или
более:
i) 3,75 кв. м (40,36 кв. фута) в одноместных
каютах;
ii) 6,00 кв. м (64,58 кв.
фута) в двухместных каютах;
iii) 9,00 кв. м (96,88 кв.
фута) в трехместных каютах;
iv) 12,00 кв. м (129,17 кв.
фута) в четырехместных каютах.
4. Рядовые матросы размещаются не более чем по два
человека в каюте, за исключением пассажирских судов, где допускается размещение
максимально четырех человек в каюте.
5.
Младшие офицеры размещаются по одному или по два человека в каюте.
6.
Площадь офицерских кают, в которых не имеется индивидуального салона или
кабинета, составляет не менее 6,50 кв. м (69,96 кв. фута) на одного человека на
судах менее 3000 т и не менее 7,50 кв. м (80,73 кв. фута) - на судах в 3000 т и
более.
7. На судах, кроме пассажирских судов, каждому
совершеннолетнему члену экипажа предоставляется отдельная каюта, если исходя из
размеров, предназначения и конструкции судна, это целесообразно и возможно.
8.
Там, где это возможно, на судах в 3000 т или более старшему механику и старшему
штурману помимо каюты предоставляется смежный с ней салон или кабинет.
9.
Место, занимаемое койками, шкафами, выдвижными ящиками и сиденьями, включается
в измерение площади кают. Участки площади небольших размеров или неправильной
формы, которые существенно не увеличивают свободного для движения пространства,
и не могут быть использованы под мебель, в расчет не принимаются.
10.
Минимальные внутренние размеры койки составляют: 198 см на 80 см (6 футов 6
дюймов на 2 фута 7,50 дюйма).
1.
Площадь столовых для офицеров и рядовых матросов составляет не менее 1 кв. м
(10,76 кв. фута) на одного человека, исходя из запланированного числа
посадочных мест.
2.
Столовые оборудуются столами и сиденьями установленного образца, подвижными или
закрепленными, в количестве достаточном для максимального числа членов экипажа,
которые могут пользоваться ими одновременно.
3.
В любое время, когда члены экипажа находятся на борту судна, в их распоряжение
предоставляются:
a) холодильник, удобно
расположенный и достаточной вместимости, для числа лиц, пользующихся помещением
столовой или помещениями столовых;
b) приспособления для приготовления
горячих напитков;
c) приспособления для
получения холодной воды.
4.
Компетентные органы власти могут разрешить в отношении помещений для столовых
такие исключения из положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, которые могут
оказаться необходимыми ввиду особых условий на пассажирских судах.
1.
Офицерам и рядовым матросам предоставляются удобно расположенные и
соответствующим образом меблированные помещения для отдыха. Если не имеется
помещений для отдыха, отдельных от столовых, то последние планируются,
меблируются и оборудуются таким образом, чтобы они могли служить для отдыха.
2.
Мебель помещений для отдыха как минимум включает книжный шкаф и все необходимое
для чтения и письма и, при возможности, для игр.
3.
На судах в 8000 т и более оборудуется курительная комната или библиотека, в
которой могут демонстрироваться фильмы или телевизионные передачи, а также
помещение для занятий и игр в свободное время; следует рассматривать
возможность создания плавательного бассейна.
4.
При планировании помещений для отдыха, компетентным органам власти следует
рассматривать возможность оборудования буфета.
1. На всех судах, не пользующихся удобствами,
предусмотренными в пунктах 2 - 4
настоящей статьи, оборудуются и удобно располагаются, по крайней мере, одна
уборная и одна ванная или душ на каждые шесть человек или менее для офицеров и
рядовых матросов. Если в состав экипажа входят женщины, то им предоставляются
отдельные санитарные узлы.
2. На судах в 5000 т или более, но менее 15000 т, по
крайней мере пять отдельных кают для офицеров имеют смежную с ними ванную
комнату с уборной, ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной
водой; умывальник может быть расположен в каюте. Кроме того, на судах в 10000 т
или более, но менее 15000 т, каюты всех других офицеров имеют индивидуальные
или сообщающиеся ванные комнаты с аналогичным оборудованием.
3. На судах в 15000 т или более, отдельные каюты для
офицеров оборудуются индивидуальной ванной комнатой с уборной, ванной или душем
и умывальником с горячей и холодной пресной водой; умывальник может быть
расположен в каюте.
4. На судах в 25000 т или более, кроме пассажирских
судов, для каждых двух рядовых матросов предоставляется одна ванная комната,
расположенная либо в сообщающемся помещении, находящемся между смежными
каютами, либо напротив входа в такие каюты. Эта ванная комната оборудуется
уборной, а также ванной или душем и умывальником с горячей и холодной пресной
водой.
5.
На судах в 5000 т или более, кроме пассажирских судов, каждая офицерская или
матросская каюта оборудуется умывальником с холодной и горячей пресной водой за
исключением тех случаев, когда такой умывальник находится в ванной комнате,
предусмотренной пунктами 2, 3 или 4 настоящей статьи.
6.
На всех судах обеспечивается оборудование для стирки, сушки и глаженья одежды
для офицеров и рядовых матросов с учетом численности экипажа и нормальной продолжительности
рейса. Это оборудование, по мере возможности, располагается вблизи от кают.
7.
Это оборудование включает:
a) стиральные машины;
b) сушильные шкафы или
должным образом обогреваемые и вентилируемые сушильные помещения;
c) утюги и гладильные доски
или другое равнозначное оборудование.
1.
На судах в 1600 т или более, оборудуются:
a) отдельное помещение с
уборной и умывальником с горячей и холодной пресной водой недалеко от ходового
мостика, предназначенное специально для лиц, несущих на нем вахту;
b) уборная и умывальник с
горячей и холодной пресной водой недалеко от машинного отделения, если таковых
не имеется вблизи от поста управления машинного отделения.
2.
На судах в 1600 т или более, за исключением судов, на которых предоставляются
индивидуальные каюты и индивидуальные или полуиндивидуальные ванные комнаты для
всего состава машинной команды, оборудуются раздевальные, которые:
a) располагаются вне
машинного отделения, но недалеко от него;
b) оборудуются
индивидуальными шкафами для одежды и умывальниками, ваннами или душами с
горячей и холодной пресной водой.
Минимальная
высота во всех помещениях для экипажа, где необходима полная свобода
передвижения, не может быть менее 198 см (6 футов 6 дюймов) при условии, что
компетентные органы власти могут разрешать в определенных ограниченных пределах
уменьшение высоты в любом помещении или в части любого помещения, когда они
считают, что это оправданно и что такое уменьшение не приводит к неудобствам
для экипажа.
1.
Помещения для экипажа должны иметь надлежащее освещение.
2.
При соблюдении таких особых мер, которые могут допускаться в отношении
пассажирских судов, каюты и столовые освещаются естественным светом и
обеспечиваются достаточным искусственным освещением.
3.
На всех судах помещения для экипажа обеспечиваются электрическим освещением.
Если не имеется двух независимых источников электричества для освещения,
обеспечивается дополнительная система аварийного освещения с помощью ламп или
осветительных приборов надлежащей конструкции.
4.
В каютах устанавливаются электрические лампочки для чтения у изголовья каждой
койки.
5.
Соответствующие нормы естественного и искусственного освещения устанавливаются
компетентными органами власти.
Для
судов, состав экипажей которых требует учитывать без дискриминации различные
характерные для членов экипажа религиозные и социальные привычки и обычаи,
компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными
организациями судовладельцев и (или) с судовладельцами и с bona fide
профсоюзами моряков, и при наличии согласия между этими сторонами разрешать
отклонения в отношении положений пунктов 1 - 4 и пункта 7 статьи 5 и пунктов 1 и 4 статьи 8 настоящей Конвенции при
условии, что такие отклонения не приведут к созданию общих условий, менее
благоприятных, чем те, которые были бы созданы в результате применения
положений настоящей Конвенции. Особенности всех таких отклонений доводятся
соответствующим членом Организации до сведения Генерального директора
Международного бюро труда, который сообщает об этом членам Международной
организации труда.
Раздел
III.
ПРИМЕНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ К СУЩЕСТВУЮЩИМ СУДАМ
1. В отношении судов, постройка которых полностью
завершена на дату вступления в силу настоящей Конвенции на территории
регистрации и которые не соответствуют установленным настоящей Конвенцией
нормам, компетентные органы власти, по консультации с организациями
судовладельцев и (или) судовладельцами и с bona fide профсоюзами моряков, могут
требовать с целью приведения этих судов в соответствие с требованиями Конвенции
таких изменений, которые они сочтут целесообразными и практически
осуществимыми, учитывая, в частности, технические, экономические и другие
проблемы, возникающие при применении положений статей 5, 8 и 10; такие изменения осуществляются во
время:
a) перерегистрации судна;
b) значительной
реконструкции или капитального ремонта судна в порядке осуществления
долгосрочных планов, но не в связи с аварией или чрезвычайными
обстоятельствами.
2. В отношении судов, находящихся в процессе
постройки или перестройки на дату вступления в силу настоящей Конвенции на
территории регистрации, компетентные органы власти, по консультации с
организациями судовладельцев и (или) судовладельцами и с bona fide профсоюзами
моряков, могут требовать с целью приведения этих судов в соответствие с
требованиями Конвенции таких изменений, которые они сочтут целесообразными и
практически осуществимыми, учитывая, в частности, технические, экономические и
другие проблемы, возникающие при применении положений статей 5, 8 и 10;
такие изменения считаются окончательно соответствующими положениям настоящей
Конвенции.
3.
В отношении судов, кроме таких, которые указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, или судов, к которым в
процессе постройки применялись положения настоящей Конвенции и которые