ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА
АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ИПРАС-92)
(Утверждены письмом Департамент морского транспорта
МТ РФ
N СМ-37/2222 от 31 декабря 1992 г)
(С изменениями внесенными письмами
Департамента морского транспорта МТ РФ
N ДМТ-35/1183 от 24 июня 1994 г.)
(ПРАС-90 отменен Приказом
МТРФ N 75 от 14.05.2009
Об утверждении положения о порядке расследования аварийных случаев с судами)
1.1.
ИПРАС-92 предназначена для капитанов судов, капитанов портов, судовладельцев с
целью оказания методологической помощи при практическом применении Положения о
порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90).
1.2.
Порядок расследования, классификации, учета и сообщения о нарушениях в
обеспечении ядерной и радиационной безопасности судовых ядерных энергетических
установок (ЯЭУ), хранении и транспортировке ядерного топлива на судах
атомно-технологического обслуживания (АТО) регламентируется Положением о
порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе
объектов атомного флота.
2. Пояснения к
отдельным положениям ПРАС-90*
______________
* Нумерация пунктов
соответствует ПРАС-90.
Под повреждением
судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов,
устройств установок, оборудования и снабжения, находящихся под надзором
Российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного
общества.
К береговым
сооружениям следует относить причалы, пристани, пирсы, терминалы, эстакады,
молы, набережные, волноломы (брекваторы), шлюзы, мосты, палы, сваи, ледорезы и
тому подобные устройства с их стационарным и технологическим оснащением и
оборудованием (трубопроводы, железнодорожные и подкрановые пути, краны и
средства механизированной обработки судов и т. п.), а также плавучие доки,
мастерские, платформы, станции и дебаркадеры, если они установлены на своих
штатных местах.
Факт смещения
груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской
перевозки и создавший препятствия для нормальной эксплуатации (плавания) судна
является АС. Если при этом присутствует признак утраты мореходных качеств
судна, то такой. АС классифицируется по п. 2.4.4.
При других условиях АС классифицируется по п. 2.5.1.
Повреждение
судном рыболовных сетей (снастей, тралов) АС не считается и под действие
ПРАС-90 не подпадает, исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на
гребной винт (винты).
АС, связанный с
повреждением лихтера (лихтеров) в период его (их) нахождения на борту
лихтеровоза под действие ПРАС-90 не подпадает.
Для определения
стоимости устранения повреждений, полученных в результате АС, следует
использовать сметную калькуляцию на выполнение работ по устранению аварийных
повреждений, которая составляется в соответствии с действующим в отрасли
положением о порядке ценообразования в судоремонте, либо счета предприятия (российского
или иностранного), выполнившего эти работы. В сметную калькуляцию входят
затраты на рабочую силу, использованные материалы, накладные расходы
судоремонтного предприятия и стоимость докования. Предварительную оценку
убытков производят техническая, коммерческая и бухгалтерская службы
судовладельца.
Если убытки по
АС выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.
Основываясь на
положениях Правил классификации и постройки морских судов Российского Морского
Регистра судоходства, устанавливается нижний предел области распространения
ПРАС-90 на суда:
- самоходные с
мощностью СЭУ 55 кВт (кроме пассажирских, наливных судов и судов,
предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также
буксиров);
- несамоходные с
валовой вместимостью 80 peг. тонн.
Когда АС имел
место во время ремонта судна на судоремонтном предприятии, при решении вопроса
об утрате мореходных качеств, факт нахождения судна на ремонте, а также
недействующие в связи с этим судовые документы, не должны приниматься во
внимание. Заключение об утрате мореходных качеств в таких случаях производится
на. основании результатов освидетельствования судна классификационным
обществом.
Случай
классифицируется аварией, если гибель человека (людей) явилась следствием АС.
Погибшим считается лицо, скончавшееся на месте аварийного случая или умершее от
последствий такового.
Появление хотя
бы одного какого-либо эксплуатационного ограничения в результате АС (например,
снижение мощности СЭУ, скорости, ограничение района плавания, изменение режима
перевозки грузов и т.д.) является одним из учитываемых признаков при
классификации АС.
При отсутствии
признака вывода перечисленных объектов из эксплуатации, АС относится к классу
эксплуатационного повреждения.
В случае
обнаружения при доковании судна повреждений корпуса, не выявленных водолазным
осмотром, проведенным в результате посадки на грунт или после плавания судна во
льдах, независимо от времени, прошедшего после указанных событий, необходимо
произвести расследование по вновь вскрытым фактам, дополнительно
характеризующим аварийный случай.
Классификация
производится при утрате мореходных качеств судна в результате смещения груза
или изменения его физико-химических свойств в процессе морской перевозки
(нагревание, возгорание, выделение ОВ сверх предельно допустимых концентраций,
разжижение и др.).
(Повреждение
груза, потеря палубного груза (каравана леса) без повреждения корпуса и утраты
мореходных качеств судна относятся к коммерческому браку).
При отсутствии
утраты мореходных качеств судна и/или создания препятствий в производственной
деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений, АС относится к
классу эксплуатационных повреждений.
Классификация АС
по указанным пунктам означает, что независимо от последствий АС, экипажем были
предприняты действия, отвечающие требованиям нормативных документов и
соответствующие хорошей морской практике, а сам АС произошел в силу объективных
причин. В противном случае классификация АС производится в зависимости от факта
потери мореходных качеств. При применении п. 2.5.3.
ПРАС-90 причина АС должна согласовываться с определением навигационной
безопасности, указанной в п. 1.2.5. ПРАС-90.
Для возможности
четкой дифференциации эксплуатационных повреждений (ЭП) при классификации АС,
орган расследования должен отразить при каких конкретных условиях произошло
повреждение судна. Например, при классификации по п. 2.5.2.
ПРАС-90 в заключении необходимо указать: - "эксплуатационное повреждение,
связанное с плаванием судна в ледовых условиях".
Применяется при
условии, что:
- операции
происходили в местах (открытое море, залив, пролив, бухта, рейд и т.д.) без
участия береговых организаций (лоцманское, буксирное обеспечение);
- АС не вызвал
повреждений, приведших к потере мореходных качеств судна (судов).
В этом случае
капитан судна не освобождается от необходимости предъявить судно Российскому
Морскому Регистру судоходства или иностранному классификационному обществу для
освидетельствования.
Предварительная
классификация АС, осуществляемая капитаном судна, становится окончательной,
если она подтверждена капитаном порта.
В порядке
осуществления надзора за расследованием капитанами судов эксплуатационных
повреждений (п. 3.3. ПРАС-90), судовладелец может
потребовать от капитана судна передать необходимые документы капитану порта для
окончательной классификации АС. При этом решение об утрате силы действия
судовых документов принимается только инспекцией Российского Морского Регистра
судоходства или другого классификационного общества по результатам освидетельствования
судна.
Освидетельствование
судов должно производиться после каждого аварийного случая в целях определения
характера, объема и причин повреждения, а также условий устранения последствий
и/или дальнейшей эксплуатации.
Судовладелец
обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию Российскому
Морскому Регистру судоходства в порту, где произошел аварийный случай, или в
первом российском порту захода.
Если аварийный
случай произошел в иностранном порту или таковым является первый порт захода, в
котором нет возможности предъявления Российскому Морскому Регистру судоходства,
то судно должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу.
Капитан порта
под своим председательством может создать комиссию для расследования АС в
составе представителей инспекции государственного надзора, судовладельца,
других специалистов-экспертов для изучения обстоятельств и условий
возникновения АС, производства опросов причастных к АС лиц и свидетелей,
установления и оценки их действий и, в целом, решения вопросов, предусмотренных
в п. 5.11. ПРАС-90.
В порядке
осуществления контроля за ходом расследования кораблекрушений, аварий и
аварийных происшествий (п. 3.4. ПРАС-90) в работе
комиссии может принимать участие представитель Госморинспекции Департамента
морского транспорта Минтранса России*.
______________
* Департамента безопасности
мореплавания Государственной Службы морского флота Минтранса России.
Капитан судна
может провести расследование АС по произвольной форме, придерживаясь в общем
случае рекомендованной схемы.
В случае
несогласия с заключением капитана судна по классификации АС, судовладелец
должен предложить капитану судна направить материалы по АС на рассмотрение
капитану порта, который выносит решение о классификации.
При разногласиях
в определении причин АС и причастных к нему лиц, судовладелец должен составить
заключение с изложением своих выводов и оценок.
АС, связанный со
столкновением судов, принадлежащих разным ведомствам, а также АС, происшедший
на акватории морского порта России (независимо от классификации случая и
принадлежности судна), расследуется капитаном морского торгового порта с
участием представителей судовладельца аварийного судна. Отказ судовладельцев от
участия в расследовании не может быть препятствием в проводимом капитаном порта
расследовании и не должен влиять на его качество.
При отказе ГУНиО
МО РФ от участия в расследовании АС капитан порта вправе такое расследование
провести самостоятельно с направлением материалов расследования
заинтересованным сторонам.
Если в
результате указанных событий произошла посадка судна на грунт, либо касание
грунта, независимо от повреждений при этом, такой АС подлежит расследованию
капитаном порта.
В случае
причинения ущерба иностранным организациям и/или гражданам (включая смерть или
повреждение здоровья) в результате АС, следует считать, что такой АС
затрагивает иностранные интересы и поэтому подлежит расследованию капитаном
порта.
В случае
повреждения судном СНО, капитан обязан немедленно информировать об этом
судовладельца, капитана порта и агента в объеме перечня сведений, изложенных в
Приложении 2 к ПРАС-90.
О
кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, связанных с
гидрометеорологическими условиями, судовладелец (в дополнение адресатов,
предусмотренных в п. 4.4. ПРАС-90) также сообщает
Роскомгидромету.
Рекомендуемая
форма судового технического акта об аварийном случае приведена в Форме 1.
Форма 1 "Утверждаю" Капитан т/х "______________". Технический акт "__
"_______200 г.
Борт т/х _________________ Настоящий акт составлен
_________________________________________ _________________________________________________________________ (должность, фамилии лиц, составивших акт) в том, что в результате
_________________________________________ _________________________________________________________________ (вид, место и дата аварийного случая) нанесен ущерб
___________________________________________________ _________________________________________________________________ (подробное описание повреждений и перечисление
ущерба) Приложение: _____________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (списки пострадавших людей, перечень утраченного
и/или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения,
копии радиограмм и т. д.) Подписи
лиц,
составивших акт |
Примечания к
Техническому акту:
Акт составляется
при первой возможности, утверждается капитаном судна и прилагается к заявлению
капитана об АС. При составлении двухстороннего акта каждая из сторон обязана
подписать акт. В случае несогласия одной из сторон с какой-либо формулировкой,
в акт вносится соответствующая оговорка.
Описывая
обстоятельства АС, необходимо указать характер действий (операций) на судне
непосредственно перед возникновением АС, подробно осветить события, происшедшие
в момент наступления АС, описать прогноз погоды и ее фактическое состояние,
дать профессиональную оценку действиям вахтенной службы, экипажа, в том числе
по борьбе за живучесть судна, устранению последствий АС и аварийно-спасательным
операциям.
Если АС
произошел при плавании в ледовых условиях, необходимо указать категорию ледовых
усилений корпуса судна, характеристику ледяного покрова (сплоченность,
торосистость, сжатие и т. д.), фактическую скорость движения во льдах и другие
особенности ледовой обстановки и плавания.
При указании
причин АС, необходимо использовать классификационную таблицу (приложение 1 к ПРАС-90), уточняя формулировку последствий. В конце
донесения об АС перечисляются причастные к нему лица, как из состава экипажа,
так и береговых служб и других судов, действия которых, по аргументированному
мнению капитана, привели к АС или способствовали созданию и развитию аварийной
ситуации. В донесении также указывается об имевших место письменных
распоряжениях и рекомендациях (с приложением их копий), указываются другие
сведения, которые имеют отношение к АС и способствуют установлению его причин.
Приказ капитана
по судну должен содержать необходимые профилактические мероприятия по
предупреждению подобных АС в будущем. По завершению расследования АС материалы
направляются на рассмотрение начальника пароходства (руководителя предприятия,
организации).
Рекомендуемая
форма заявления капитана судна об аварийном случае, предусмотренного событиями,
указанными в пунктах 3.4. - 3.8.
ПРАС-90, приведена в Форме 2.
Форма 2 Капитану ________________________________ морского торгового
порта от капитана
______________________________________________________ (название судна, судовладелец, Ф. И. О. капитана) Дата Заявление об аварийном случае Прошу расследовать аварийный случай
______________________________ __________________________________________________________________ (вид аварийного случая) происшедший
______________________________________________________ (с кем произошел АС, дата, время, место случая) Приложение:
______________________________________________________ __________________________________________________________________ (перечень прилагаемых документов, фотографий,
вещественных доказательств и др.) Подпись капитана судна |
Капитан порта
регистрирует АС на день получения документов, перечисленных в п. 5.3. ПРАС-90.
Донесение
капитана (шкипера) судна об аварийном случае составляется в произвольной форме
с указанием обстоятельств, причин, последствий АС и причастных к нему лиц, а
также сведений в объеме Акта о расследовании аварийного случая (Форма 4). Текст
донесения должен начинаться со сведений о выходе судна из последнего порта
захода, наличия на отход груза, топлива, пресной воды, балласта, снабжения,
данных об осадках штевней и миделя, пункте назначения и других сведений,
которые могут способствовать анализу условий и обстоятельств плавания,
предшествовавших аварийному случаю.
Перечень
дополнительно необходимых документов определяет капитан порта, расследующий АС.
В число документов входит справка о размере убытков по АС, которая, как
правило, подготавливается судовладельцем с участием его технической,
коммерческой, финансовой и юридической служб. Документ подписывается
руководством пароходства (предприятия, организации). В отдельных случаях
судовладелец может поручить составление и подписание такой справки капитану
судна.
Рекомендуемая
форма справки о размере убытков по аварийному случаю приведена в Форме 3.
Форма 3 Справка ____________________ ____________________
(название судна)
(судовладелец) _________________________________________________________________ (дата и место аварийного случая) Общая сумма убытков по АС ______________________________________
руб. (в рублях с
точностью до одной десятой тысячи) в том числе: - стоимость устранения аварийных повреждений для
восстановления мореходных качеств судна _________ руб. - стоимость спасательных операций и/или буксировки аварийного
судна и/или его сопровождения _________ руб. - стоимость утраченного груза и/или убытки от его повреждения,
переукладки, перегрузки в результате АС _________ руб. Подпись руководителя пароходства (предприятия, организации) _____________________ Дата ______________ |
Примечания:
1. Если убытки
выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.
2. В случае
гибели судна указывается его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое
число предшествующего кораблекрушению месяца.
В случае
невозможности по объективным причинам представить капитану порта справку о
размере убытков по аварийному случаю по Форме 3, капитан судна самостоятельно
или же с помощью независимого сюрвейера, взамен указанного документа, должен
составить и представить ориентировочный расчет убытков по АС.
Копию материалов
расследования, включая заключение по аварийному случаю, капитан порта направляет
судовладельцу, соответствующему ведомству по принадлежности судна* и
транспортному прокурору по месту приписки судна.