Резолюция A.960(23)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИЮ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ, ИНЫХ ЧЕМ ЛОЦМАНЫ
ОТКРЫТОГО МОРЯ, И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ПРОЦЕДУР ДЛЯ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ
(принята
5 декабря 2003 г.)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15(j) Конвенции о Международной морской
организации относительно функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море, предотвращения и контроля за загрязнением моря
с судов,
ПРИЗНАВАЯ,
что морские лоцманы играют важную роль в продвижении безопасности и охраны на
море и защите морской среды,
УВЕРЕННАЯ
в том, что поддержание надлежащих рабочих взаимоотношений между лоцманом,
капитаном и, соответственно, вахтенным помощником капитана является важным в
обеспечении безопасности морского судоходства,
ОТМЕЧАЯ,
что, поскольку каждый район лоцманской проводки требует от лоцмана высокой
квалификации, опыта и знания местных условий, ИМО не намерена быть вовлеченной
ни в дипломирование и лицензирование лоцманов, ни в системы лоцманской проводки,
практикуемые различными государствами,
ПРИЗНАВАЯ
ТАКЖЕ высокие стандарты услуг лоцманской проводки, уже существующие во многих
государствах, и необходимость поддержания этих стандартов,
СЧИТАЯ,
что в государствах, разрабатывающих лоцманские службы, установление приемлемых
на практике минимальных стандартов подготовки, требований к дипломированию и
эксплуатационных процедур для обеспечения
эффективной
координации действий между лоцманами и персоналом судна, при уделении должного
внимания процедурам вахты на мостике и судовому оборудованию, способствует
безопасности на море,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию Комитета по безопасности на море, выработанную на его 75-й сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ:
a) Рекомендацию по
подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря,
приведенную в Приложении 1 к настоящей резолюции;
b) Рекомендацию по
эксплуатационных процедурам для морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого
моря, приведенную в Приложении 2 к настоящей резолюции;
2.
ПРИЗЫВАЕТ правительства задействовать данные Рекомендации как можно скорее,
3.
ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать данные Рекомендации под
контролем и вносить в них поправки, при необходимости, в свете опыта их
применения;
4.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.485(ХII).
Приложение
1.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИЮ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ, ИНЫХ ЧЕМ ЛОЦМАНЫ
ОТКРЫТОГО МОРЯ
1.1
Признано, что лоцманская проводка требует специальных знаний и опыта в каждом
отдельно взятом районе и что государства с многими различными водными путями и
портами считают подходящим осуществлять лоцманскую проводку на региональной или
местной основе.
1.2
Понятие морские лоцманы, упоминаемое в данной Рекомендации, не включает
лоцманов открытого моря или капитанов судов и экипаж, которые имеют дипломы или
лицензию на выполнение лоцманских обязанностей в конкретных районах.
1.3
Правительствам следует способствовать тому, чтобы для управления безопасными и
эффективными способами лоцманской проводки организовывались и имели поддержку
компетентные лоцманские власти.
2. Компетентная лоцманская власть
2.1
Компетентная лоцманская власть означает или саму Администрацию, или
региональные местные группы или организации, которые, по закону или обычаю,
организуют или обеспечивают систему лоцманской проводки. Администрациям следует
информировать компетентные лоцманские власти о положениях данного документа и
способствовать их внедрению.
2.2
Оценка опыта, квалификации и пригодности каждого кандидата на получение диплома
или лицензии для работы в качестве лоцмана является ответственностью каждой
компетентной лоцманской власти.
2.3
Компетентная лоцманская власть, в сотрудничестве с национальной и местными
ассоциациями лоцманов, должна:
.1 разрабатывать требования
к кандидату на получение диплома или лицензии на выполнение лоцманских услуг в
пределах района и под ее юрисдикцией;
.2 принуждать к поддержанию
разработанных требований;
.3 указывать любые
предварительные условия, опыт или экзамены, необходимые кандидату на получение
диплома или лицензии на работу в качестве лоцмана, чтобы обеспечивать
надлежащую подготовку и квалификацию; и
.4 организовывать
расследования инцидентов, случившихся при лоцманской проводке.
3. Диплом или лицензия на работу в качестве
лоцмана
Каждый
лоцман должен обладать соответствующим дипломом или лицензией, выданными
компетентной лоцманской властью. Кроме указания района лоцманской проводки, на
который выдан документ, диплом или лицензия должны также указывать любые
требования или местные ограничения, которые может оговорить компетентная
лоцманская власть в отношении квалификации лоцмана, такие как максимальный
размер, осадка или тоннаж судов.
4.1
Каждый лоцман должен удовлетворять требованиям компетентной лоцманской власти к
состоянию его или ее здоровья, особенно в отношении зрения, слуха и физического
здоровья, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников
капитана по Международной конвенции о подготовке и
дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками, которые
компетентная лоцманская власть считает подходящими.
4.2
Если лоцман перенес серьезное заболевание или если было ранение, должна быть
проведена повторная оценка состояния его или ее здоровья перед возвращением к
своим обязанностям.
5. Стандарты подготовки и дипломирования или
лицензирования
5.1
Компетентная лоцманская власть является ответственной за стандарты подготовки и
дипломирования или лицензирования. Стандарты должны быть достаточными, чтобы
позволить лоцманам выполнять свои обязанности безопасно и эффективно.
5.2
Стандарты начальной подготовки должны быть таковыми, чтобы развить в обучаемом
кандидате навыки и знания, определенные компетентной лоцманской властью как
необходимые для получения диплома или лицензии на работу в качестве лоцмана.
Эта подготовка должна включать практический опыт, полученный под строгим
контролем опытных лоцманов. Этот практический опыт, полученный на судах в
условиях действительных лоцманских проводок, может дополняться тренажерной
практикой, проводимой как на компьютерных, так и на управляемых человеком
моделях судов, лекциями или иными методами подготовки персонала.
5.3
Каждый лоцман должен иметь подготовку в управлении ресурсами мостика, особое
внимание должно уделяться обмену информацией, которая является важнейшей для
безопасного прохода. Эта подготовка должна предусматривать возможность для
лоцмана оценивать конкретную ситуацию и проводить обмен информацией с капитаном
и/или вахтенным помощником капитана. Поддержание эффективных рабочих
взаимоотношений между лоцманом и вахтой на мостике, как в обычных, так и в
чрезвычайных ситуациях должно охватываться подготовкой. Понятие чрезвычайные
ситуации должно включать потерю управляемости, отказ главного двигателя и
отказы РЛС, важных систем и автоматики в узких каналах или фарватерах.
5.4
Начальная и последующая подготовка по обмену информацией между лоцманом и
капитаном должна также охватывать:
.1 нормативные требования по
обмену информацией;
.2 признание языковых,
культурных, психологических и физиологических помех для эффективного обмена и
взаимодействия и методик по преодолению этих помех; и
.3 наилучшую практику в
специфическом районе лоцманской проводки.
5.5
Компетентным лоцманским властям следует настоятельно рекомендовать обеспечивать
курсы повышения квалификации для дипломированных или лицензированных лоцманов,
чтобы обеспечить поддержание их профессионализма и совершенствования их знаний.
Эти курсы могут включать следующее:
.1 курсы повышения
профессионализма в английском языке, при необходимости;
.2 занятия по повышению
способностей общения с местными властями и другими судами в районе проводки;
.3 встречи с местными
властями и прочими ответственными агентствами для рассмотрения возможных
чрезвычайных ситуаций и планов действий в таких ситуациях;
.4 курсы повышения
квалификации или по управлению ресурсами мостика для облегчения общения и
обмена информацией между лоцманом и капитаном и для повышения эффективности
вахты на мостике;
.5 упражнения на тренажере,
которые могут включать подготовку по радиолокационному наблюдению и процедурам
управления судном в чрезвычайных ситуациях;
.6 курсы в центрах
подготовки по управлению судном с использованием моделей, управляемых
человеком;
.7 семинары по новому
оборудованию мостиков с особым вниманием на средства судовождения;
.8 занятия по обсуждению
соответствующих вопросов, связанных с лоцманской службой, включая законы и
правила, относящиеся к району лоцманской проводки;
.9 подготовку по вопросам
личной безопасности;
.10 способы личного
выживания в море; и
.11 первая медицинская
помощь в чрезвычайных ситуациях, включая возобновление деятельности сердца и
легких и ликвидацию гипотермии.
6.1
Для того чтобы обеспечивать постоянный профессионализм лоцманов и приведение на
уровень современности их знаний, компетентная лоцманская власть должна,
регулярно через каждые 5 лет, но не более, убеждаться в том, что все лоцманы
под ее юрисдикцией:
.1 продолжают обладать современным знанием
судовождения в местном районе, на который распространяется его диплом или
лицензия;
.2 продолжают отвечать
требованиям к состоянию здоровья пункта 4 выше;
и
.3 обладают знаниями современного
международного права, национального и местного законодательства, правил и
прочих требований и положений, относящихся к их району лоцманской проводки и
обязанностям лоцманов.
6.2
Обладание знаниями, требуемыми подпунктами 6.1.1 и
6.1.3, может подтверждаться соответствующим методом, таким как
личные карточки учета проводок, окончание курсов повышения квалификации или
сдачей экзамена.
6.3
Если, в случаях неисполнения своих обязанностей по каким-либо причинам, у
лоцмана отсутствует современный опыт в районе лоцманской проводки, компетентная
лоцманская власть должна убедиться в том, что лоцман возобновил знание района
по возвращении к своим обязанностям.
7. Программа требований по дипломированию или
лицензированию лоцманов
7.1
В данной программе район означает воды, на которые кандидат подлежит
дипломированию или лицензированию. Каждый кандидат на получение диплома или
лицензии лоцмана должен показать, что он или она знает в необходимом объеме
следующее:
.1 границы местных районов
лоцманской проводки
.2 Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. с
поправками, а также такие другие национальные и местные законы в отношении
безопасности судоходства и предотвращения загрязнения, которые могут
применяться в этом районе;
.3 систему ограждения,
используемую в этом районе;
.4 характеристики огней и их
секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки,
и другие электронные средства, используемые в районе;
.5 названия, местоположение
и характеристики плавмаяков, буев, знаков, построек и других приметных
ориентиров в районе;
.6 название и характеристики
каналов, мелей, мысов и ориентиров в районе;
.7 мосты и подобные
ограничивающие препятствия, включая высоту над водной поверхностью;
.8 глубины по всему району,
включая воздействие приливов и подобных факторов;
.9 общее направление,
скорость, величину и продолжительность приливо-отливных течений и использование
таблиц приливов и систем замера в реальном времени данных о течениях, если они
имеются, в районе;
.10 надлежащие курсы и
расстояния в районе;
.11 якорные стоянки в районе;
.12 управление судном при
проводке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с
буксирами и без них, и при чрезвычайных ситуациях;
.13 связь и доступность
навигационной информации;
.14 системы передач
радионавигационных предупреждений на район и тип передаваемой информации;
.15 схемы разделения
движения, службы движения и подобные системы управления судами в районе;
.16 оборудование мостика и
средства судовождения;
.17 использование
радиолокатора и других электронных устройств; их возможности и ограничение в
целях судовождения и предупреждения столкновений;
.18 поведение при
маневрировании типов судов, предполагаемых для проводки, и ограничения,
налагаемые конкретными системами движения и рулевого управления;
.14 факторы, влияющие на
поведение суда, такие как ветер, постоянное течение, приливо-отливные течения,
конфигурация канала, глубина воды под килем, дно канала, воздействие берега и
судов и изменение осадки судна в зависимости от скорости;
.20 использование и ограничения
различных типов буксиров;
.21 английский язык на
уровне, достаточном лоцману для общения;
.22 Стандартные фразы ИМО
для общения на море;
.23 взаимоотношения
"капитан-лоцман", лоцманская карточка, эксплуатационные процедуры;
.24 предотвращение загрязнения;
.25 планы действий в
чрезвычайных ситуациях на район;
.26 безопасные процедуры
приема и сдачи лоцмана; и
.27 любые другие знания,
рассматриваемые как необходимые.
Приложение
2.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ПРОЦЕДУРАМ ДЛЯ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ, ИНЫХ ЧЕМ
ЛОЦМАНЫ ОТКРЫТОГО МОРЯ
Эффективная
лоцманская проводка зависит, среди прочего, от эффективности общения и обмена
информацией между лоцманом, капитаном и персоналом мостика и от взаимного
понимания каждым функций и обязанностей других. Установление эффективной
координации между лоцманом, капитаном и персоналом мостика, принимая во
внимание судовые системы и оборудование, доступные лоцману, будет
способствовать безопасному и успешному переходу.
2. Обязанности капитана, вахтенных помощников
капитана и лоцмана
2.1
Несмотря на долг и обязанности лоцмана, присутствие лоцмана не освобождает
капитана или вахтенного помощника от их долга и обязанностей по обеспечению
безопасности судна. Важно, чтобы после принятия лоцмана на борт и до начала
лоцманской проводки лоцман, капитан и персонал мостика знали о своей роли в
обеспечении безопасного перехода судна.
2.2
Капитан, вахтенные помощники и лоцман несут свою долю ответственности за
надлежащее общение между ними и понимание роли каждого из них в обеспечении
безопасного поведения судна в районе лоцманской проводки.
2.3
Капитаны и вахтенные помощники обязаны оказывать помощь лоцману и обеспечивать
непрерывный контроль за его/её действиями.
3.1
Соответствующая компетентная лоцманская власть должна установить место
безопасного приема и сдачи лоцманов и опубликовать информацию об этом.
3.2
Место приема лоцмана должно быть на достаточном расстоянии от места начала
лоцманской проводки, с тем чтобы обеспечить безопасный прием лоцмана.
3.3
Место приема лоцмана должно также так располагаться так чтобы имелось
достаточное время и пространство для выполнения требований по обмену
информацией между капитаном и лоцманом. (См. пункты 5.1 - 5.6 ниже).
4.1
Соответствующая компетентная лоцманская власть должна установить процедуры
запроса лоцмана, опубликовать и сохранять их для входящих в порт или выходящих
из порта судов или для перестановок судов в пределах порта.
4.2
Поскольку кадровые и технические вопросы эффективной лоцманской службы
нуждаются в заблаговременном планировании, от судна требуется представление
информации, как можно ранее, об ожидаемом времени прихода (ЕТА) или отхода
(ETD), с уточнениями, по возможности.
4.3
Связь на УКВ или посредством иных специально предназначенных средств должна
устанавливаться как можно ранее, чтобы капитан мог подтвердить ЕТА, а лоцманская
станция могла предоставить соответствующую информацию в отношении приема
лоцмана.
4.4
Первоначальное сообщение об ЕТА на лоцманскую станцию должно содержать всю
информацию, требуемую местными правилами, включая:
.1 название судна, его
позывные, название агента судна;
.2 характеристики судна:
длина, ширина, осадка, высота мачт над водой, если необходимо, скорость,
подруливающее(-ие) устройство(-а);
.3 дата и ожидаемое время
прихода на место приема лоцмана;
.4 место назначения, причал
(если требуется, борт швартовки); и
.5 иные соответствующие
требования и информация.
5. Обмен информацией между капитаном и
лоцманом