ПОДГОТОВКА,
КВАЛИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ КРОМЕ ЛОЦМАНОВ ОТКРЫТОГО МОРЯ
(Принята 19 ноября 1981 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на Статью 16 i) Конвенции о Межправительственной морской
консультативной организации,
ПРИЗНАВАЯ,
что морские лоцманы играют важную роль в содействии безопасности мореплавания и
защите морской среды,
ПОЛАГАЯ,
что поддержание соответствующих рабочих взаимоотношений между лоцманом,
капитаном и, в зависимости от случая, вахтенным помощником капитана является
важным элементом в деле обеспечения безопасности судоходства,
ОТМЕЧАЯ,
что, поскольку каждый район лоцманской проводки требует от лоцмана
значительного специального опыта и знания местных условий, ИМКО не планирует
заниматься вопросами, связанными с дипломированием лоцманов или выдачей им
разрешений на проводку судов либо системами лоцманской проводки, принятыми в
различных государствах,
ПРИЗНАВАЯ
ДАЛЕЕ высокий уровень услуг, оказываемых лоцманскими службами, уже учрежденными
во многих государствах, и необходимость поддержания этого уровня,
СЧИТАЯ,
что повышению безопасности на море содействовало бы установление в
государствах, создающих лоцманские службы, минимальных практически достижимых
норм подготовки и квалификации, а также методов работы, обеспечивающих
эффективную согласованность в действиях лоцмана и судового персонала, учитывая
должным образом организацию службы на ходовом мостике судов и судовое
оборудование,
РАССМОТРЕВ
рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его сорок
четвертой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ следующие рекомендации:
а) Рекомендацию
по минимальным нормам подготовки и квалификации морских лоцманов кроме лоцманов
открытого моря, приведенную в Приложении 1 к
настоящей резолюции;
b) Рекомендацию
по методам работы морских лоцманов кроме лоцманов открытого моря, приведенную в
Приложении 2 к настоящей резолюции;
2.
НАСТОЯТЕЛЬНО ПРИЗЫВАЕТ правительства в кратчайший возможный срок ввести эти
рекомендации в действие;
3.
РЕКОМЕНДУЕТ Комитету по безопасности на море осуществлять обзор этих
рекомендаций и доводить любые поправки к ним до сведения правительств.
Приложение 1.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО МИНИМАЛЬНЫМ НОРМАМ
ПОДГОТОВКИ И КВАЛИФИКАЦИИ МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ КРОМЕ ЛОЦМАНОВ ОТКРЫТОГО МОРЯ*
1.
Морские лоцманы, упоминаемые в настоящей рекомендации, не включают лоцманов
открытого моря и капитанов судов или членов экипажа, имеющих диплом или
разрешение на лоцманскую проводку судов в определенных районах. Компетентные
власти** могут, где это применимо, предоставлять изъятия в отношении лиц,
осуществляющих лишь швартовые операции.
__________
* Лоцман
открытого моря есть лицо, не являющееся членом экипажа, которое осуществляет
лоцманскую проводку судна за пределами местных районов лоцманской проводки.
** Для целей
настоящей резолюции компетентные власти означают Администрацию, корпорацию или
организацию, которые в соответствии с законодательством или по установившейся
традиции обеспечивают предоставление лоцманских услуг.
2.
Каждый лоцман должен иметь соответствующий диплом лоцмана или разрешение на
проводку судов, выданное компетентными властями. Кроме указания района
лоцманской проводки, на которые они выданы, эти дипломы или разрешения должны
содержать также любые требования или местные ограничения, которые могут быть
указаны компетентными властями, такие как максимальные размер, осадка или
тоннаж судов, которые владелец диплома или разрешения имеет право проводить.
3.
Каждый лоцман должен также:
.1
представить компетентным властям доказательства того, что состояние его
здоровья, особенно зрение и слух, отвечает требованиям, предъявляемым к
дипломированному капитану, старшему помощнику и вахтенному помощнику капитана в
соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и
несении вахты 1978 года;
.2 отвечать
требованиям, содержащимся в Дополнении к настоящему
Приложению.
4.
Конкретное содержание норм подготовки и дипломирования или выдачи разрешений на
лоцманскую проводку судов относится к ведению компетентных властей. Однако эти
нормы должны быть достаточно высокими, с тем чтобы лоцман мог безопасно и
эффективно выполнять свои обязанности, а курс подготовки должен включать
получение практического опыта под непосредственным наблюдением опытных
лоцманов.
5.
Для обеспечения постоянной высокой квалификации лоцманов и поддержания их
знаний на уровне современности компетентные власти должны через регулярные промежутки
времени, не превышающие пять лет, убеждаться в том, что все их лоцманы:
.1 продолжают
обладать последними сведениями, касающимися плавания в местном районе, на
который распространяется действие диплома или разрешения на лоцманскую проводку
судов;
.2 продолжают
отвечать требованиям вышеупомянутого пункта 3.1 в
отношении состояния здоровья; и
.3 знают
действующие международные, национальные и местные законы, правила и другие
требования и положения, касающиеся района лоцманской проводки или лоцманских
обязанностей.
Знание
вопросов, упомянутых в подпунктах 5.1 и 5.3, может быть доказано
соответствующим образом, например с помощью личного послужного списка или путем
сдачи экзамена.
6.
Если вследствие перерыва в работе, независимо от его причины, у лоцмана
отсутствует свежий опыт проводки судов в данном районе, компетентные власти
должны убедиться, что по возвращении на работу он восстановил знание этого
района. Если отсутствие такого опыта вызвано перерывом в работе, возникшим
из-за серьезной болезни, следует произвести также повторное медицинское
освидетельствование лоцмана.
7.
В рамках требований настоящего документа, а также в целях обеспечения
безопасной и эффективной лоцманской проводки судов с учетом специфических условий
района проводки компетентные власти должны осуществлять контроль за подготовкой
и дипломированием лоцманов или за выдачей им разрешений на проводку судов.
Компетентные власти должны:
.1 разрабатывать
нормы для получения диплома или разрешения на лоцманскую проводку судов в
пределах подведомственного им района;
.2 устанавливать
любые предварительные условия, опыт или экзаменационные требования, необходимые
для обеспечения того, чтобы кандидаты на получение диплома или разрешения на
лоцманскую проводку судов имели надлежащую подготовку и квалификацию;
.3
организовывать расследование инцидентов, связанных с лоцманской проводкой.
1.
Оценка опыта, квалификации и пригодности кандидата на получение диплома или
разрешения на лоцманскую проводку судов относится к ведению отдельных
компетентных властей, которые действуют при этом по своему усмотрению.
2.
Программа для получения диплома или разрешения на лоцманскую проводку судов
2.1 В настоящей
программе "район" означает акваторию, на которую кандидату выдается
диплом или разрешение на лоцманскую проводку судов.
2.2 Кандидаты
должны продемонстрировать знание следующих вопросов:
.1 Границы
местных районов лоцманской проводки.
.2 Международные
правила предотвращения столкновений судов в море 1972 года, а также другие
национальные и местные правила, касающиеся безопасности мореплавания и
предотвращения загрязнения, которые могут применяться в данном районе.
.3 Системы
оборудования плавучими навигационными знаками, применяемые в данном районе.
.4
Характеристики огней, их секторы освещения и туманные сигналы, радиолокационные
маяки-ответчики и радиомаяки, используемые в данном районе.
.5 Названия,
местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, сооружений и
других ориентиров, имеющихся в данном районе.
.6 Названия и
характеристики каналов, банок, высоких мысов и кос, имеющихся в данном районе.
.7 Надлежащие
курсы и расстояния в данном районе.
.8 Системы
разделения движения, службы движения судов и подобные им системы управления
движением судов в данном районе.
.9 Глубины в
данном районе с учетом приливно-отливных и подобных им явлений.
.10 Основные
направления приливно-отливных течений, периодичность, высота и
продолжительность приливов, а также пользование таблицами приливов на данный
район.
.11 Места
якорных стоянок в данном районе.
.12 Оборудование
ходового мостика и навигационные средства.
.13
Использование и ограничения радиолокатора и средств автоматической
радиолокационной прокладки (САРП), а также ведение радиолокационной прокладки.
.14 Связь и
источники навигационной информации.
.15 Системы
передач по радио навигационных предупреждений в данном районе, а также характер
информации, которая может содержаться в этих навигационных предупреждениях.
.16 Маневренность
того типа судов, которые предполагается проводить, а также ограничения,
связанные с различными типами движительного комплекса и системами рулевого
управления.
.17 Факторы,
влияющие на поведение судна, такие как ветер, течение, приливно-отливные
явления, форма канала, глубины, грунт, взаимодействие между судном и берегом.
.18
Использование и ограничения буксиров.
.19 Английский
язык в объеме, достаточном для того, чтобы лоцман мог при разговоре ясно
излагать свою мысль.
.20 Любые другие
знания, которые компетентные власти сочтут необходимыми.
Приложение 2.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО МЕТОДАМ РАБОТЫ МОРСКИХ
ЛОЦМАНОВ КРОМЕ ЛОЦМАНОВ ОТКРЫТОГО МОРЯ
1.
Качество лоцманской проводки зависит, кроме всего прочего, от