Отменена Резолюцией A.997(25)
Резолюция
A.948(23)
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С
ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВ
(Принята 5 декабря 2003 года)
АССАМБЛЕЯ,
ССЫЛАЯСЬ
на статью 15 j) Конвенции о Международной морской
организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств,
касающихся безопасности на море, а также предотвращения загрязнения моря с
судов и борьбы с ним,
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на то, что:
a) Международная
конференция по гармонизированной системе освидетельствования и оформления
свидетельств 1988 года приняла Протокол 1988
года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и
Протокол 1988 года к Международной конвенции о
грузовой марке 1966 года, которые вводят, среди прочего, гармонизированную
систему освидетельствования и оформления свидетельств в соответствии с Международной
конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международной
конвенцией о грузовой марке 1966 года,
b) резолюцией MEPC.39(29) были одобрены поправки с целью введения
гармонизированной системы освидетельствования и оформления свидетельств в
соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов
1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78),
c) резолюциями,
указанными ниже, были одобрены поправки для введения гармонизированной системы
освидетельствования и оформления свидетельств в соответствии со следующими
документами:
i) Международным
кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы
наливом (Кодекс МКХ), - резолюциями MEPC.40(29) и MSC.16(58),
ii)
Международным кодексом постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные
газы наливом (Кодекс МКГ) - резолюцией MSC.17(58),
iii) Кодексом
постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом
(Кодекс КХ) - резолюциями MEPC.41(29)
и MSC.18(58),
ССЫЛАЯСЬ
ТАКЖЕ на то, что резолюцией A.746(18)
она приняла Руководство по освидетельствованию в соответствии с
гармонизированной системой освидетельствования и оформления свидетельств с
целью оказания помощи правительствам в осуществлении требований вышеупомянутых
документов,
ПРИЗНАВАЯ,
что указанное Руководство по освидетельствованию необходимо пересмотреть, с тем
чтобы учесть поправки к вышеупомянутым документам ИМО, которые вступили в силу
или начали действовать после принятия резолюции A.746(18),
РАССМОТРЕВ
рекомендации, сделанные Комитетом по безопасности на море на его семьдесят
седьмой сессии и Комитетом по защите морской среды на его сорок девятой сессии,
1.
ПРИНИМАЕТ Пересмотренное руководство по освидетельствованию в соответствии с
гармонизированной системой освидетельствования и оформления свидетельств,
изложенное в приложении к настоящей резолюции;
2.
ПРЕДЛАГАЕТ правительствам соблюдать положения прилагаемого Пересмотренного
руководства по освидетельствованию при проведении освидетельствований,
требуемых соответствующими документами ИМО;
3.
ПРОСИТ Комитет по безопасности на море и Комитет по защите морской среды
периодически проводить обзор Пересмотренного руководства по освидетельствованию
и по мере необходимости вносить в него поправки;
4.
ОТМЕНЯЕТ резолюцию A.746(18).
Приложение.
ПЕРЕСМОТРЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С
ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВ
1.1 Настоящее Руководство
заменяет руководство, принятое резолюцией A.746(18),
и учитывает Гармонизированную систему освидетельствования и оформления свидетельств
в следующих документах:
.1 Международной
конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС 1974 года), измененной Протоколом 1988 года к ней и с
поправками, внесенными резолюциями MSC.92(72)
и MSC.100(73) (СОЛАС
74/88/00);
.2 Международной
конвенции о грузовой марке 1966 года (КГМ 1966
года) с поправками и изменениями, внесенными Протоколом 1988 года к ней (КГМ 66/88);
.3 Международной
конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протоколе 1978 года
к ней (МАРПОЛ 73/78), с поправками, внесенными резолюцией
MEPC.39(29) (МАРПОЛ 73/78/90);
.4 Международном
кодексе постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы
наливом (Кодекс МКХ), с поправками, внесенными резолюциями
MEPC.40(29), MSC.16(58), MSC.28(61), MSC.50(66),
MSC.58(67) и MSC.102(73) (Кодекс МКХ
83/90/00);
.5 Международном
кодексе постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом
(Кодекс МКГ), с поправками, внесенными резолюциями
MSC.17(58), MSC.30(61), MSC.59(67) и MSC.103(73) (Кодекс МКГ 83/90/00); и
.6 Кодексе
постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом
(Кодекс КХ), с поправками, внесенными резолюциями MEPC.41(29) и MSC.18(58) (Кодекс КХ 85/90);
1.2
Настоящее Руководство содержит поправки к нормативным документам, принятым до
2000 года:
.1 Руководству
по освидетельствованию согласно Конвенции СОЛАС 1974
года, измененной Протоколом 1988 года к ней (приложение 1);
.2 Руководству
по освидетельствованию согласно Конвенции о грузовой марке
1966 года, измененной Протоколом 1988 года к ней (приложение 2);
.3 Руководству
по освидетельствованию согласно МАРПОЛ 73/78 (приложение 3); и
.4 Руководству
по освидетельствованию согласно кодексам, имеющим обязательную силу (приложение
4).
1.3
Гармонизированная система, схематическое устройство которой приводится в
дополнении, предусматривает:
.1 обычный
годичный интервал между освидетельствованиями на основе первоначального,
ежегодного, промежуточного, периодического освидетельствований и
освидетельствования для возобновления свидетельства, в зависимости от случая;
.2 схему,
обеспечивающую необходимую гибкость в проведении каждого вида
освидетельствования, которая допускает:
- возможность
завершить освидетельствование для возобновления свидетельства в пределах 3
месяцев до истечения срока действия существующего свидетельства при сохранении
срока его действия;
- промежуток
времени шесть месяцев - в пределах трех месяцев до и трех месяцев после
ежегодной даты свидетельства для ежегодного, промежуточного и периодического
освидетельствований;
.3 максимальный
срок действия - пять лет применительно ко всем свидетельствам для грузовых
судов;
.4 максимальный
срок действия - 12 месяцев для свидетельства о безопасности пассажирского
судна;
.5 систему для
продления свидетельств на срок до трех месяцев, с тем чтобы судно могло
завершить свой рейс, или до одного месяца - для судов, совершающих короткие
рейсы;
.6 если продление
предоставлено, срок действия нового свидетельства начинается с даты истечения
срока действия существующего свидетельства до его продления;
.7 гибкую
систему проверки подводной части судна при соблюдении следующих условий:
- минимум две
проверки в течение любого пятилетнего срока действия Свидетельства о
безопасности грузового судна по конструкции или Свидетельства о безопасности
грузового судна;
- интервал между
любыми двумя такими проверками не должен превышать 36 месяцев;
.8 положение о
Свидетельстве о безопасности грузового судна согласно СОЛАС 74/88/00
в качестве альтернативы отдельным свидетельствам о безопасности грузового судна
по конструкции, о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению и о
безопасности грузового судна по радиооборудованию;
.9 гибкую
систему в отношении периодичности проведения освидетельствований и сроков
действия свидетельств, при условии что сохраняется минимальный объем
освидетельствований.
1.4
При выполнении гармонизированной системы в требования СОЛАС 74/88/00,
касающиеся освидетельствования и оформления свидетельств, внесены следующие
основные изменения:
.1 более не
включаются незапланированные проверки, и ежегодные освидетельствования являются
обязательными для грузовых судов;
.2 периодические
освидетельствования оборудования, к которому относится Свидетельство о
безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, проводятся с
интервалами в два и три года вместо двух лет;
.3 промежуточные
освидетельствования требуются для всех судов согласно Свидетельству о
безопасности грузового судна по конструкции;
.4 проверка
подводной части судна требуется для всех грузовых судов;
.5 промежуточные
освидетельствования для Свидетельства о безопасности грузового судна по
конструкции проводятся в течение трех месяцев после второй или третьей
ежегодной даты свидетельства;
.6 все
свидетельства для грузового судна могут выдаваться на любой срок действия до
пяти лет включительно;
.7 предусмотрено
положение о Свидетельстве о безопасности грузового судна;
.8 сроки продления
действия свидетельств сокращены с пяти до трех месяцев, с тем чтобы судно могло
завершить свой рейс, а продление срока действия свидетельства на льготный
период в один месяц применяется только к судам, совершающим короткие рейсы.
1.5
Что касается КГМ 66/68, основные изменения требований
относительно освидетельствования и оформления свидетельств состоят в введении
аналогичных положений о продлении действия свидетельств (см. 1.4.8) и установлении связи между сроком действия нового
свидетельства и датой истечения срока действия предыдущего свидетельства (см. 1.3.6).
1.6
Что касается МАРПОЛ 73/78/90, Кодекса МКХ 83/90/00, Кодекса МКГ
83/90/00 и Кодекса КХ 85/90, основные
изменения состоят в установлении связи между сроком действия нового
свидетельства и датой истечения срока действия предыдущего свидетельства (см. 1.3.6), проведении промежуточного освидетельствования в
течение трех месяцев после второй или третьей ежегодной даты свидетельства и
введении аналогичных положений в отношении увеличения срока действия
свидетельства (см. 1.4.8).
В
гармонизированной системе применяются следующие виды освидетельствований:
(П) 2.1 Первоначальное освидетельствование
представляет собой полную проверку, до ввода судна в эксплуатацию, всех
объектов, относящихся к конкретному свидетельству, чтобы удостовериться, что
судно отвечает соответствующим требованиям и что эти объекты соответствуют тому
виду эксплуатации, для которого предназначено судно.
(Пер)
2.2 Периодическое освидетельствование
представляет собой проверку всех объектов, относящихся к конкретному
свидетельству, чтобы удостовериться, что они находятся в удовлетворительном
состоянии и пригодны для того вида эксплуатации, для которого предназначено
судно.
(В)
2.3 Освидетельствование для
возобновления свидетельства представляет собой то же самое, что и периодическое
освидетельствование, но его результатом является, кроме того, выдача нового
свидетельства.
(Пром)
2.4 Промежуточное освидетельствование
представляет собой проверку отдельных объектов, относящихся к конкретному
свидетельству, чтобы удостовериться, что они находятся в удовлетворительном
состоянии и пригодны для того вида эксплуатации, для которого предназначено
судно.
(Е)
2.5 Ежегодное освидетельствование
представляет собой общую проверку объектов, относящихся к конкретному
свидетельству, чтобы удостовериться, что они поддерживаются и остаются
пригодными для того вида эксплуатации, для которого предназначено судно.
(Подв)
2.6 Проверка подводной части судна
представляет собой проверку подводной части судна и связанных с ней объектов,
чтобы удостовериться, что они находятся в удовлетворительном состоянии и
пригодны для того вида эксплуатации, для которого предназначено судно.
(Доп) 2.7 Дополнительное освидетельствование
представляет собой проверку общую или частичную, в зависимости от конкретных
обстоятельств, которая должна проводиться после ремонта, вызванного
результатами обследований, или всякий раз, когда произведен любой значительный
ремонт или восстановительные работы.
2.8
Перечень видов освидетельствований, содержащихся в конвенциях и кодексах
(П)2.8.1 Первоначальные
освидетельствования
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 7 a) i)
правило 8 a) i)
правило 9 a) i)
правило 10 a) i)
КГМ 66/88,
статья 14 1) а)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение I, правило 4 1) а)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение II, правило 10 1) а)
Кодекс МКХ
83/90, правило 1.5.2.1.1
Кодекс МКГ
83/90, правило 1.5.2.1.1
Кодекс КХ 85/90, правило 1.6.2.1.1
(Пер)2.8.2 Периодические
освидетельствования
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 8 а) iii)
правило 9 a) iii)
(В)2.8.3 Освидетельствования
для возобновления свидетельств
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 7 а) ii)
правило 8 a) ii)
правило 9 a) ii)
правило 10 а) ii)
КГМ 66/88 статья
14 1) b)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение I, правило 4 1) b)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение II, правило 10 1) b)
Кодекс МКХ 83/90,
правило 1.5.2.1.2
Кодекс МКГ
83/90, правило 1.5.2.1.2
Кодекс КХ 85/90, правило 1.6.2.1.2
(Пром)2.8.4 Промежуточные
освидетельствования
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 10 a) iii)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение I, правило 4 1) с)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение II, правило 10 1) с)
Кодекс МКХ
83/90, правило 1.5.2.1.3
Кодекс МКГ
83/90, правило 1.5.2.1.3
Кодекс КХ 85/90, правило 1.6.2.1.3
(Е)2.8.5 Ежегодные
освидетельствования
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 8 a) iv)
правило 10 а) iv)
КГМ 66/88,
статья 14 1) с)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение I, правило 4 1) d)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение II, правило 10 1) d)
Кодекс МКХ
83/90, правило 1.5.2.1.4
Кодекс МКГ
83/90, правило 1.5.2.1.4
Кодекс КХ 85/90, правило 1.6.2.1.4
(Подв)2.8.6
Проверка подводной части судна
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 10 a) v)
(Доп)2.8.7
Дополнительные освидетельствования
СОЛАС 74/88,
глава I, правило 7 a) iii)
правило 8 a) v)
правило 9 a) iv)
правило 10 а) vi)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение I, правило 4 1) е)
МАРПОЛ 73/78/90,
Приложение II, правило 10 1) е)
Кодекс МКХ
83/90, правило 1.5.2.1.5
Кодекс МКГ
83/90, правило 1.5.2.1.5
Кодекс КХ 85/90, правило 1.6.2.1.5
3. ПРИМЕНЕНИЕ И
СТРУКТУРА РУКОВОДСТВА
3.1
Руководство устанавливает общую основу, на которой Администрации могут
осуществлять свои мероприятия по проведению освидетельствований. Признается,
что положения об освидетельствовании, содержащиеся в Руководстве, не являются
обязательно применимыми ко всем типам и размерам судов.
3.2
Хотя действие Руководства должно относиться к документам, перечисленным в 1.1, его следует применять, в зависимости от случая, к буровым
установкам и другим платформам, на которые распространяется правило 21 Приложения I к МАРПОЛ 73/78/90.
3.3
Описание различных видов освидетельствований приведено в разделе 4, и, как указано в содержании, далее приводятся подробные
требования для различных освидетельствований в отношении каждого свидетельства.
3.4
Где это применимо, подробные требования для различных освидетельствований
содержат раздел, который применяется ко всем грузовым судам; за этим разделом
следует раздел, который применяется только к нефтяным танкерам.
3.5
Несмотря на то, что там, где это возможно, имеются ссылки на конкретную
конвенцию или кодекс, следует отметить, что в целом не представилось возможным
указать, где различаются требования в зависимости от года постройки судна.
Поэтому необходимо проявлять осторожность при применении специальных
требований, особенно в тех случаях, когда имеются поправки, которые применяются
только к судам, построенным после определенной даты.
3.6
Хотя часть требований относится к Свидетельству о безопасности грузового судна
по конструкции, предусмотрен отдельный раздел в отношении проверки подводной
части судна.
3.7
Правило I/12 v) СОЛАС 74/88 предусматривает выдачу
Свидетельства о безопасности грузового судна в качестве замены Свидетельства о
безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, Свидетельства о
безопасности грузового судна по конструкции и Свидетельства о безопасности
грузового судна по радиооборудованию. Поэтому освидетельствования для выдачи и
возобновления Свидетельства о безопасности грузового судна должны быть в
соответствии со свидетельствами, которые оно заменяет, и подобным же образом
ежегодное и промежуточные освидетельствования должны быть такими, какие
необходимы для заменяемых свидетельств, и в Свидетельстве о безопасности
грузового судна должны быть подтверждены соответствующие разделы.
3.8
С левой стороны от каждого объекта, который должен быть освидетельствован,
имеются две буквы в скобках.
Первая
указывает свидетельство, к которому относится освидетельствование, как то:
(О) - для
Свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению;
(К) - для
Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции;
(Р) - для
Свидетельства о безопасности грузового судна по радиооборудованию;
(ГМ) - для
Международного свидетельства о грузовой марке;
(Н) - для
Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью;
(ВВ) - для
Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных
жидких веществ наливом;
(ОГ) - для
Международного свидетельства о пригодности для перевозки опасных химических
грузов наливом или Свидетельства о пригодности для перевозки опасных химических
грузов наливом;
(Г) - для
Международного свидетельства о пригодности для перевозки сжиженных газов
наливом;
(Пас) - для
Свидетельства о безопасности пассажирского судна,
а
вторая буква - для вида освидетельствования, как то:
(П) - для
первоначального освидетельствования;
(Е) - для
ежегодного освидетельствования;
(Пром) - для
промежуточного освидетельствования;
(Пер) - для
периодического освидетельствования;
(В) - для
освидетельствования для возобновления свидетельства;
(Подв) - для
проверки подводной части судна;
(Доп) - для
дополнительного освидетельствования.
Следовательно,
например, "(О/П)", "(Н/Пром)" и "(Пас/В)"
указывают, соответственно, первоначальное освидетельствование для Свидетельства
о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, промежуточное
освидетельствование для Международного свидетельства о предотвращении
загрязнения нефтью и освидетельствование для возобновления Свидетельства о
безопасности пассажирского судна.
3.9
Дополнительные уточнения различных терминов и условий приводятся в разделе 5.
4. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ