РУКОВОДСТВО ПО
КОНТРОЛЮ ВОДЯНОГО БАЛЛАСТА СУДОВ И УПРАВЛЕНИЮ ИМ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ К МИНИМУМУ
ПЕРЕНОСА ВРЕДНЫХ ВОДНЫХ И ПАТОГЕННЫХ
ОРГАНИЗМОВ
(Принята
27 ноября 1997 года)
ассамблея
ссылаясь на статью 15 J) Конвенции о
Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении
правил и руководств, касающихся предотвращения загрязнения моря с судов и
борьбы с ним,
ссылаясь также на резолюцию А.774(18),
в которой она признала, что неконтролируемый сброс водяного балласта и осадков
с судов приводит к переносу вредных водных и патогенных организмов, причиняя
вред здоровью людей, ущерб имуществу и окружающей среде, и, соответственно,
приняла Руководство по предотвращению внесения нежелательных водных и
патогенных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и осадков,
и, далее, что Комитет по защите морской среды (КЗМС) и Комитет по безопасности
на море (КЕМ) должны проводить обзор проблемы водяного балласта и применения
Руководства с целью дальнейшей разработки Руководства в качестве основы нового
приложения к МАРПОЛ 73/78,
напоминая далее, что Конференция Организации Объединенных Наций по
окружающей среде и развитию 1992 года (КООНОСР) в своей Повестке дня на XXI век
предлагает ИМО рассмотреть вопрос о принятии надлежащих правил сброса
балластных вод в целях предотвращения распространения экзогенных организмов и
далее провозглашает в своей Декларации по окружающей среде и развитию, что
государства в соответствии со своими возможностями должны широко применять
принцип принятия мер предосторожности,
учитывая, что в циркуляре MEPC/Circ.288 признается, что
существующее Руководство не обеспечивает полного решения проблемы всеобщего
предотвращения внесения вредных водных и патогенных организмов, и настоятельно
рекомендуется сосредоточить внимание на мерах, направленных на сведение к
минимуму опасностей, и далее подчеркивается, что при применении существующего
Руководства в первую очередь учитывается безопасность судна,
отмечая цели Конвенции о биологическом разнообразии 1992
года и тот факт, что перенос и внесение посредством водяного балласта
чужеродных водных видов угрожают сохранению и устойчивому использованию биологического
разнообразия,
отмечая далее состояние работы, выполняемой КЗМС, как предлагается
резолюцией А.774(18), и касающейся разработки
юридически обязательных положений по управлению водяным балластом вместе с
руководством по их эффективному осуществлению, а также Руководство по аспектам
безопасности замены водяного балласта в море, подготовленное Подкомитетом по
проектированию и оборудованию судов и разосланное в качестве циркуляров
MEPC/Circ 329 и MSC/Circ.806 - оба от 30 июня 1997 года,
признавая, что несколько государств предприняли односторонние
действия путем принятия юридически обязательных положений для применения на
местном, региональном или национальном уровне с целью сведения к минимуму
опасности внесения вредных водных и патогенных организмов судами, заходящими в
их порты, а также тот факт, что этот вопрос, будучи вопросом, вызывающим
всемирную озабоченность, требует действий, основанных на глобально применимых
правилах вместе с руководством по их эффективному осуществлению и единому
толкованию,
рассмотрев рекомендацию по этому вопросу, сделанную КЗМС на его
сороковой сессии,
1.
принимает Руководство по контролю
водяного балласта судов и управлению им для сведения к минимуму переноса
вредных водных и патогенных организмов, изложенное в приложении к настоящей
резолюции;
2.
просит правительства предпринять
срочные действия по применению этого Руководства, включая его распространение в
отрасли судоходства, использовать его в качестве основы любых мер, которые они
принимают с целью сведения к минимуму опасности внесения вредных водных и
патогенных организмов, и сообщить КЗМС о любом опыте, приобретенном в его
осуществлении;
3.
просит также КЗМС провести работу
по завершению подготовки юридически обязательных положений, касающихся
управления водяным балластом, в форме нового приложения к МАРПОЛ
73/78 вместе с руководством по их единообразному и эффективному осуществлению с
целью их рассмотрения и принятия в 2000 году;
4.
просит далее КБМ включить в его
план работы оценку информации, полученной от заинтересованных сторон, особенно
той, которая имеет отношение к пункту 12.2
принятого настоящей резолюцией Руководства, с целью определения опасностей и потенциальных
последствий для различных существующих типов судов и судовых операций. КБМ
также предлагается рассмотреть любые другие соответствующие вопросы, касающиеся
управления водяным балластом, а также задачи проектирования для новых судов с
целью сведения к минимуму, насколько это возможно, опасности внесения вредных
водных и патогенных организмов посредством сброса водяного балласта и осадков с
судов;
5.
отменяет резолюцию А.774(18).
Приложение
РУКОВОДСТВО ПО КОНТРОЛЮ ВОДЯНОГО БАЛЛАСТА СУДОВ И УПРАВЛЕНИЮ ИМ ДЛЯ СВЕДЕНИЯ К
МИНИМУМУ ПЕРЕНОСА ВРЕДНЫХ ВОДНЫХ И ПАТОГЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ
1.1
Выполненные в нескольких странах исследования показали, что многие виды
бактерий, растений и животных могут сохранять жизнеспособность в водяном
балласте и осадках, перевозимых на судах, даже после рейсов продолжительностью
несколько месяцев. Последующий сброс водяного балласта или осадков в воды
государств порта может привести к появлению вредных водных и патогенных организмов,
которые могут представлять угрозу для местного населения, фауны и флоры, а
также морской среды. Хотя установлено, что и другие среды служат причиной
переноса организмов между находящимися в различных географических районах
водоемами, водяной балласт судов представляется одной из наиболее значительных.
1.2
Потенциальная возможность причинения вреда в результате сброса водяного
балласта признана не только Международной морской организацией, но и Всемирной
организацией здравоохранения, которая обеспокоена ролью водяного балласта в
качестве среды распространения бактерий эпидемических заболеваний.
1.3
Настоящее Руководство не должно рассматриваться в качестве определенного
решения проблемы. Скорее, каждую его часть следует рассматривать в качестве
инструмента, который при правильном применении окажет помощь в сведении к
минимуму опасностей, связанных со сбросом водяного балласта. По мере
научно-технического прогресса Руководство будет уточняться, с тем чтобы можно
было более адекватно устранять опасность. Между тем, государства порта,
государства флага и другие стороны, которые могут оказать помощь в облегчении
этой проблемы, должны проявлять надлежащее внимание и усердие в их усилиях,
направленных на обеспечение максимально возможного соответствия Руководству.
1.4
Выбор надлежащих методов сведения опасности к минимуму будет зависеть от
нескольких факторов, включая тип или типы целевых организмов, уровень
существующей опасности, ее экологическую приемлемость, связанные с этим
экономические и экологические затраты, а также безопасность судов.
Для
целей настоящего Руководства применяются следующие определения:
Администрация
означает правительство государства, по уполномочию которого эксплуатируется
судно.
Конвенция
означает МАРПОЛ 73/78 (Международная конвенция по
предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол 1978 года к ней).
Государства-члены
означают государства, которые являются членами Международной морской
организации.
Организация
означает Международную морскую организацию (ИМО).
Орган
государства порта означает любое должностное лицо или организацию,
уполномоченные правительством государства порта вести дела по выполнению
руководств или обеспечивать выполнение норм и правил, относящихся к осуществлению
национальных и международных контрольных мер в области судоходства.
Обработка
означает процесс либо механический, физический, химический или биологический
метод уничтожения, удаления или стерилизации вредных или потенциально вредных
организмов, присутствующих в водяном балласте.
Руководство
предназначено для государств-членов и может применяться ко всем судам; однако
орган государства порта определяет, в какой мере оно должно применяться.
4. ЦЕЛИ РУКОВОДСТВА
И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4.1
Цели настоящего Руководства, разработанного в соответствии с техническими и
научными рекомендациями, заключаются в оказании помощи правительствам и
надлежащим властям, капитанам, операторам, собственникам судов и портовым
властям, а также другим заинтересованным сторонам в сведении к минимуму
опасности внесения вредных водных и патогенных организмов в результате сброса с
судов водяного балласта и находящихся в нем осадков, в то же время обеспечивая
безопасность судов.
4.2
Руководство разрешает государствам порта освобождать суда в пределах района,
находящегося под их юрисдикцией, от выполнения части соответствующих положений
или всех из них. Несмотря на это, любой Администрации, желающей применять
ограничения к операциям с водяным балластом, следует все же придерживаться
настоящего Руководства при разработке законодательства или процедур.
4.3
С тем чтобы Руководство можно было осуществлять стандартно и единообразно,
правительствам всех государств-членов, операторам судов, другим надлежащим властям
и заинтересованным сторонам предлагается применять настоящее Руководство.
5.1
Администрациям рекомендуется вести учет информации и обмениваться информацией,
имеющей отношение к настоящему Руководству, через Организацию. Соответственно,
Администрациям рекомендуется предоставлять Организации следующее:
.1 информацию о
случаях серьезного внезапного массового появления или инвазии вредных водных
организмов, которые могут представлять опасность;
.2 копии
существующих внутригосударственных законов и правил;
.3 техническую и
научно-исследовательскую информацию;
.4 учебные
материалы (такие, как аудио- и видеозаписи) и печатные материалы; и
.5 сведения о
местоположении и условиях использования альтернативных зон замены балласта,
стратегиях действий в чрезвычайных ситуациях, наличии береговых приемных
сооружений, сборах и т.д.
5.2 Государства-члены, применяющие процедуры сброса
водяного балласта и осадков, должны уведомлять Организацию о конкретных
требованиях и предоставлять Организации, для информирования других
государств-членов и неправительственных организаций, копии любых применяемых
правил, стандартов, изъятий или руководств. До прихода в порт судно должно
получить подтверждение и подробную информацию, касающуюся требований
государства порта.
5.3
Органы государства порта должны обеспечивать по возможности самое широкое
распространение информации о требованиях относительно управления водяным
балластом и осадками и их обработки, которые применяются в судоходстве. Невыполнение
этого может приводить к излишним задержкам судов, запрашивающих заход в
государства порта.
5.4
Судоходные организации и управляющие судами должны знать требования органов
государства порта относительно процедур управления водяным балластом и осадками
и их обработки, включая информацию, которая будет необходима для получения
разрешения на заход.
5.5
Государствам-членам предлагается предоставлять Организации подробные сведения о
любых выполняемых ими научных исследованиях и разработках в отношении воздействия
и контроля вредных водных и патогенных организмов, присутствующих в водяном
балласте и осадках судов.
5.6
Государства-члены должны предоставлять Организации подробные сведения,
описывающие причины, по которым существующие требования не могут соблюдаться,
например форс-мажорные обстоятельства, штормовая погода, отказ оборудования или
отсутствие информации о требованиях государства порта.
6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА И ОБУЧЕНИЕ
6.1
Профессиональная подготовка капитанов и экипажей судов должна включать обучение
применению процедур управления водяным балластом и осадками и их обработки на
основе информации, содержащейся в настоящем Руководстве. Должно также
предоставляться обучение в области ведения надлежащих записей и судовых
журналов. Правительства должны обеспечивать, чтобы их морские учебные заведения
включали это в содержание своих учебных планов.
6.2
Применение процессов и процедур, касающихся управления водяным балластом, в
настоящее время лежит в основе решения проблемы сведения к минимуму внесения
вредных водных и патогенных организмов.
6.3
Правительствам рекомендуется включать в свои требования относительно
профессиональной подготовки для получения дипломов знание обязанностей,
касающихся борьбы с загрязнением моря вредными водными и патогенными
организмами.
7. ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ
СУДОВ И ГОСУДАРСТВ ПОРТА
7.1.1
Каждое судно, которое перевозит водяной балласт, должно быть снабжено планом
управления водяным балластом для оказания помощи в сведении к минимуму переноса
вредных водных и патогенных организмов. План должен быть предназначен для
обеспечения безопасных и эффективных процедур управления водяным балластом.
7.1.2
План управления водяным балластом должен быть конкретным для каждого судна.
7.1.3
План управления водяным балластом должен быть включен в документацию по
эксплуатации судна. Такой план должен содержать, среди прочего:
-
соответствующие части настоящего Руководства;
-
документацию по одобрению оборудования для обработки;
-
указание на требуемые записи; и
-
сведения о расположении возможных точек взятия проб.
7.2 Процедуры для государств порта
7.2.1
Должны предоставляться приемные сооружения и сооружения для обработки с целью
экологически безопасного удаления осадков из балластных танков.
7.2.2
Приемлемым средством контроля может быть сброс с судна водяного балласта в
портовые приемные сооружения и/или сооружения для обработки. Органы государств
порта, желающие применять эту стратегию, должны обеспечивать достаточность
сооружений.
8. ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ
8.1.1
Если орган государства порта требует в отношении водяного балласта выполнения
особых процедур и/или вариантов обработки, но ввиду погодных условий, состояния
моря или эксплуатационной неосуществимости такие меры не могут быть приняты,
капитан должен сообщить об этом факте органу государства порта как можно скорее
и, при необходимости, до входа в воды, находящиеся под его юрисдикцией.
8.1.2
В целях содействия выполнению на каждом судне процедур управления водяным
балластом и его обработки должно назначаться ответственное лицо командного
состава для ведения соответствующих записей и для обеспечения того, чтобы
процедуры управления водяным балластом и/или его обработки выполнялись и
регистрировались.
8.1.3
При приеме или сбросе водяного балласта должны регистрироваться, как минимум,
даты, географическое местоположение, судовые танки и грузовые трюмы,
температура и соленость водяного балласта, а также количество загруженного или
сброшенного водяного балласта. Надлежащий формат приведен в добавлении 1. Записи должны предоставляться органу государства порта.
8.1.4
В судовом плане управления водяным балластом должны быть описаны место и
удобные для доступа точки взятия проб балласта или осадков. Это позволит членам
экипажа оказать максимальную помощь, когда должностные лица органа государства
порта потребуют пробу водяного балласта или осадков.
8.2 Процедуры для государств порта
8.2.1
В соответствии с пунктом 5.2, выше, государства
порта должны предоставлять судам следующую информацию:
-
подробные сведения об их требованиях относительно управления водяным балластом;
-
местоположение и условия использования альтернативных зон замены балласта;
-
любые другие меры порта в чрезвычайных ситуациях; и
-
наличие, местонахождение, вместимость приемных сооружений, предоставляемых для
экологически безопасного удаления водяного балласта и находящихся в нем
осадков, а также применимые сборы за их использование.
8.2.2 Для оказания судам помощи в применении
практики, основанной на принципе предосторожности, которая описана в пункте 9.1.1, ниже, государства порта должны информировать местных
агентов и/или судно о районах и ситуациях, в которых прием водяного балласта
должен быть минимальным, таких, как:
-
районы, в которых отмечаются массовое внезапное появление, инвазия или
известные популяции вредных водных и патогенных организмов;
-
районы, в которых отмечается "цветение" воды, вызванное массовым
развитием фитопланктона ("цветение" воды, вызванное массовым
развитием водорослей, такое, как "красный прилив");
-
ближайшие точки сброса сточных вод;
-
ближайшие районы дноуглубительных работ;
-
известные случаи повышенной мутности приливо-отливного течения; и
-
известные районы со слабым приливо-отливным потоком.
9. СУДОВЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
9.1 Практика,
основанная на принципе предосторожности
9.1.1 Сведение к минимуму приема вредных водных
и патогенных организмов и осадков
При
загрузке балласта должны прилагаться все усилия для избежания приема
потенциально вредных водных и патогенных организмов, а также осадков, которые
могут содержать такие организмы. Прием водяного балласта следует сводить к
минимуму или, если это практически возможно, избегать его в таких районах и
ситуациях, как:
-
районы, определенные государством порта в связи с информацией, относящейся к
пункту 8.2.2, выше;
-
в темное время суток, когда придонные организмы могут подниматься в водяном
столбе;
-
на очень мелководных участках; или
-
в случае, когда гребные винты могут взбалтывать осадки.
9.1.2 Своевременное удаление
балластных осадков
Если
это практически возможно, в открытом море или в контролируемых условиях в порту
или сухом доке должна производиться плановая очистка балластного танка для
удаления осадков в соответствии с положениями судового плана управления водяным
балластом.
9.1.3 Избежание
излишнего сброса водяного балласта
Если
необходимо принять и сбросить водяной балласт в том же порту для облегчения
безопасных грузовых операций, следует избегать излишнего сброса водяного
балласта, который был принят в другом порту.
9.2 Варианты
управления водяным балластом
9.2.1 Замена
водяного балласта
Прибрежные
организмы (в том числе обитающие в портовых водах и эстуариях), выпущенные в
открытом море, и океанические организмы, выпущенные в прибрежных водах, обычно
не выживают.
При
замене балласта в море должно приниматься во внимание руководство по аспектам
безопасности замены водяного балласта, изложенное в добавлении 2. Кроме того, рекомендуется следующая практика:
-
если это практически возможно, суда должны производить замену балласта на
глубоководных участках, в открытом море и как можно дальше от берега. Если это
невозможно, могут применяться требования, разработанные в рамках региональных
соглашений, в частности, в районах, находящихся в пределах 200 морских миль от
берега.
В
соответствии с пунктом 9.1.2, выше, весь водяной
балласт должен сбрасываться до тех пор, пока не прекратится всасывание, и по
возможности должны использоваться зачистные насосы или эжекторы;
-
если в открытом море применяется метод вытеснения путем закачки водяного
балласта в танк или трюм с одновременным сливом воды, через танк должно
перекачиваться по меньшей мере три объема его вместимости;
-
если оба метода замены балласта в открытом море практически неосуществимы,
государство порта может допустить замену балласта в назначенных районах; и
-
другие варианты замены балласта, одобренные государством порта.
9.2.2 Избежание
сброса или минимальный сброс водяного балласта
В
случаях, если замена балласта или другие варианты обработки невозможны, водяной
балласт может сохраняться в танках или трюмах. Если и это невозможно, судно
должно сбрасывать лишь минимальный необходимый объем водяного балласта в
соответствии со стратегиями действий государств порта в чрезвычайных ситуациях.
9.2.3 Сброс в
приемные сооружения
Если
государство порта предоставляет приемные сооружения для водяного балласта и/или
осадков, то такие сооружения, если это необходимо, должны использоваться.
9.2.4 Вновь
возникающие и новые технологии и методы обработки
9.2.4.1
Если подходящие новые и вновь возникающие методы обработки и технологии
оказываются эффективными, то они могут заменять существующие варианты или
использоваться в сочетании с ними. Такие методы обработки могут включать
термическую обработку, фильтрацию, дезинфекцию, включая ультрафиолетовые лучи,
и другие подобные средства, приемлемые для государства порта.
9.2.4.2
О результатах применения и эффективности новых технологий управления водяным
балластом и связанного с этим оборудования контроля должна уведомляться
Организация с целью их оценки и, если необходимо, включения в настоящее
Руководство.