РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВНЕСЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ
ВОДНЫХ И ПАТОГЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СБРОСА С СУДОВ ВОДЯНОГО БАЛЛАСТА И
ОСАДКОВ
(Принята 4 ноября 1993 года)
АССАМБЛЕЯ,
ссылаясь на пункт "j" статьи 15
Конвенции о Международной морской организации, касающийся функций Ассамблеи в
отношении правил и руководств, касающихся предотвращения загрязнения моря с
судов и борьбы с ним,
ССЫЛАЯСЬ также на резолюцию 18 Международной конференции по
предотвращению загрязнения моря 1973 года, которая просит провести исследование
роли водяного балласта как среды распространения бактерий эпидемических
заболеваний,
ОТМЕЧАЯ важную роль, которую играет перевозка водяного балласта в
безопасной и эффективной эксплуатации судов,
ПРИЗНАВАЯ, что сброс водяного балласта и осадков приводит к
незапланированному и нежелательному внесению вредных водных организмов,
бактерий и вирусов заболеваний (далее именуемых вредными водными организмами),
которые, как известно, причиняют ущерб здоровью людей, их собственности и
окружающей среде,
ПРИЗНАВАЯ также необходимость предупреждения государств-членов о
важности проблемы и принятия международных совместных мер, которые можно
безопасно использовать для уменьшения вероятности переноса вредных водных
организмов из одного географического района в другой посредством водяного
балласта или осадков на борту судов,
ОТМЕЧАЯ, что нежелательное внесение вредных водных организмов в
результате неконтролируемого сброса водяного балласта и осадков имеет серьезные
глобальные последствия, которые могут быть устранены эффективным, справедливым
и ответственным образом посредством координированных совместных действий,
ОТМЕЧАЯ также, что правительства имеют право принимать меры по
сбросу водяного балласта и осадков для защиты своих вод от вредных водных
организмов, перевозимых в водяном балласте и осадках на борту судов, отмечая
далее необходимость обеспечения государствами порта и Администрациями того,
чтобы водяной балласт, принимаемый в их портах и гаванях или перевозимый на их
судах, не содержал вредные водные организмы, которые несут угрозу водам других
государств,
РАССМОТРЕВ Руководство по предотвращению внесения нежелательных
водных и патогенных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и
осадков, одобренное Комитетом по защите морской среды на его тридцать первой
сессии,
РАССМОТРЕВ также тот факт, что Конференция Организации
Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в главе 17 повестки
дня 21 предложила ИМО рассмотреть вопрос о принятии соответствующих правил
сброса водяного балласта для предотвращения распространения инородных
организмов,
РАССМОТРЕВ далее результаты Международного обзорного вопросника
государств-членов относительно водяного балласта, разосланного после тридцать
третьей сессии Комитета по защите морской среды (МЕРС 34/17), и отмечая, в
частности, что неконтролируемый сброс водяного балласта, содержащего вредные
водные организмы, не только остается серьезной международной проблемой, но и
проблемой, которая, как ожидается, может усугубиться,
1. ПРИНИМАЕТ Руководство по предотвращению внесения нежелательных
водных и патогенных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и
осадков, которое изложено в приложении к настоящей резолюции;
2. НАСТОЯТЕЛЬНО призывает правительства применять Руководство;
3. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море рассмотреть содержащиеся
в Руководстве аспекты безопасности, в частности, в отношении остойчивости и
конструктивной целостности;
4. Просит Комитет по защите морской среды и Комитет по
безопасности на море проводить обзор проблемы водяного балласта и применения
вышеуказанного Руководства с целью дальнейшей разработки Руководства в качестве
основы нового приложения к Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Приложение.
РУКОВОДСТВО ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВНЕСЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВОДНЫХ И ПАТОГЕННЫХ
ОРГАНИЗМОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СБРОСА С СУДОВ ВОДЯНОГО БАЛЛАСТА И ОСАДКОВ
1.1 Выполненные в нескольких странах исследования говорят о том,
что многие виды бактерий, растений и животных могут выживать в устойчивой форме
в водяном балласте и осадках, перевозимых на судах, даже после рейсов
продолжительностью несколько недель. Последующий сброс загрязненного водяного
балласта или осадков в воды государств порта может привести к появлению
нежелательных видов, которые могут серьезно нарушить существующее экологическое
равновесие. Хотя установлены и другие среды переноса организмов между
находящимися в различных географических районах водоемами, сброс водяного балласта
с судов представляется одной из наиболее значительных. Возникновение
заболеваний также может быть результатом попадания в воды государств порта
больших количеств водяного балласта, содержащего вирусы или бактерии, что
создает угрозу здоровью и жизни местного населения, животных и растений.
1.2 Потенциальная возможность причинения вреда в результате
сбросов водяного балласта была признана резолюцией 18 Международной конференции
по предотвращению загрязнения моря 1973 года, на которой была принята Конвенция
МАРПОЛ. Резолюция 18 призвала Всемирную организацию здравоохранения в
сотрудничестве с Международной морской организацией провести исследование роли
водяного балласта как среды распространения бактерий эпидемических заболеваний.
1.3 Целью настоящего Руководства является предоставление
Администрациям и органам государств порта нормативов процедур, которые сведут к
минимуму риск внесения нежелательных водных и патогенных организмов из водяного
балласта и осадков, перевозимых на судах. Выбор соответствующей процедуры будет
зависеть от нескольких факторов, включая тип или типы организмов, являющихся
предметом изучения, уровень опасности, ее экологическую приемлемость, а также
связанные с этим экономические и экологические затраты.
1.4 Выбор процедур также будет зависеть от того, является ли
данная мера краткосрочным решением выявленной проблемы или долгосрочной
стратегией, направленной на полное устранение возможности внесения видов
посредством водяного балласта. В краткосрочном плане могут быть уместными такие
эксплуатационные меры, как замена водяного балласта в море, которые показали
свою эффективность и признаны органами и Администрациями государств порта. В
более долгосрочном плане может потребоваться рассмотрение более эффективных
стратегий, связанных, возможно, с модификациями конструкции или оборудования
судов.
Для целей настоящего Руководства применяются следующие
определения:
"Администрация"
означает правительство государства, под юрисдикцией которого эксплуатируется
судно.
"Государства-члены"
означают государства, которые являются членами Международной морской
организации.
"Организация"
означает Международную морскую организацию (ИМО).
"Орган
государства порта" означает любое должностное лицо или организацию,
уполномоченные правительством государства порта применять руководство или
обеспечивать выполнение норм и правил, имеющих отношение к выполнению
национальных и международных мер по управлению судоходством.
Руководство может применяться ко всем судам, однако орган
государства порта определяет степень применения настоящего Руководства.
4.1 Государства-члены могут принимать процедуры сброса водяного
балласта и осадков для защиты здоровья своих граждан от инородных заразных
веществ, охраны продукции рыболовства и аквакультуры от подобной опасности
чужеродных организмов, а также защиты окружающей среды в целом.
4.2 Применение процедур сброса водяного балласта и осадков в целях
сведения к минимуму риска ввоза нежелательных водных и патогенных организмов
может варьироваться, начиная с норм, основанных на карантинных правилах, и
кончая руководствами, предусматривающими предлагаемые меры по контролю за
проблемой или ее уменьшению.
4.3 Во всех случаях орган государства порта должен рассмотреть
вопрос об общем влиянии процедур сброса водяного балласта и осадков на
безопасность судов и находящихся на них людей. Правила или руководства будут
неэффективными, если их соблюдение будет зависеть от принятия эксплуатационных
мер, которые создают опасность для судна или его экипажа.
4.4 Процедуры сбросов водяного балласта и осадков должны быть
осуществимыми, эффективными, направленными на уменьшение расходов и задержек
судов, а также должны основываться на настоящем Руководстве всегда, когда это
практически выполнимо.
4.5 Способность водных и патогенных организмов к выживанию после
транспортировки в водяном балласте может быть уменьшена, если окружающие
условия, например, соленость, температура, количество питательных веществ и
интенсивность света, характеризуются значительными различиями.
4.6 Если рассмотреть пресную воду, солоноватую воду и полностью
соленую воду, то в большинстве случаев нижеследующая таблица указывает на
вероятность того, что водные и патогенные организмы будут выживать после перемещения.
ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ И РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
Принимающие воды |
Сброшенный балласт |
||
ПРЕСНАЯ ВОДА |
СОЛОНОВАТАЯ ВОДА |
СОЛЕНАЯ ВОДА |
|
ПРЕСНАЯ
ВОДА |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
НИЗКАЯ |
СОЛОНОВАТАЯ
ВОДА |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
СОЛЕНАЯ
ВОДА |
НИЗКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
4.7 Время нахождения водяного балласта внутри закрытого
балластного танка также является фактором в определении количества выживающих
организмов. Например, даже по истечении 60 дней некоторые организмы могут
оставаться в водяном балласте в жизнеспособном состоянии.
4.8 Поскольку некоторые водные и патогенные организмы,
существование которых возможно в перевозимых на судах осадках, могут сохранять
жизнеспособность в течение нескольких месяцев или дольше, удалением таких
осадков следует тщательно управлять и сообщать о нем органам государств порта.
4.9 При выполнении процедур сброса водяного балласта и осадков
органам государств порта следует учитывать все соответствующие факторы.
5.1 Государствам-членам, применяющим процедуры сброса водяного
балласта и осадков, следует уведомлять Организацию о специальных требованиях и
предоставлять ей для информирования других государств-членов и
неправительственных организаций копии любых применяемых правил, норм или
руководств.
5.2 Администрациям и неправительственным
судоходным организациям следует обеспечивать самое широкое распространение
информации о процедурах сброса водяного балласта и осадков, применяемых в
судоходстве органами государств порта. Невыполнение этого может приводить к
излишним задержкам судов, запрашивающих разрешение на заход в государства
порта, в которых применяются процедуры сброса водяного балласта и осадков.
5.3 В соответствии с пунктом 5.2 выше
операторы и экипажи судов должны быть ознакомлены с требованиями органов
государств порта в отношении процедур сброса водяного балласта и осадков,
включая информацию, которая потребуется для получения разрешения на заход. В
этой связи капитанов следует проинформировать о том, что органы государств
порта могут применять штрафные санкции за несоблюдение национальных требований.
5.4 Государствам-членам и неправительственным организациям следует
предоставлять Организации для рассылки подробные сведения о любых проводимых
ими исследованиях и разработках в отношении контроля за водными и патогенными
организмами, обнаруживаемыми на судах в водяном балласте и осадках.
5.5 Администрациям рекомендуется сообщать Организации о случаях,
когда соблюдение процедур сброса водяного балласта и осадков, требуемых
органами государств порта, создает проблемы для безопасности судна, приводит к
недопустимо высоким затратам или задержкам судов.
5.6 Государствам-членам следует предоставлять Организации
подробные сведения о ежегодных документах относительно соблюдения процедур
сброса водяного балласта и осадков, которые они применяют. В этих документах
следует сообщать о всех случаях несоблюдения правил или руководств и поименно
перечислять все не соблюдающие требования суда с указанием их названия,
регистрового номера и флага.
5.7 Государствам-членам следует уведомлять Организацию о любых
местных вспышках инфекционных заболеваний или массовых появлениях переносимых
водой организмов, которые выявлены в качестве причины обеспокоенности
организаций здравоохранения и охраны окружающей среды в других странах и в
отношении которых сбросы водяного балласта или осадков могут быть путями
переноса. Организация должна незамедлительно передавать эту информацию всем
государствам-членам и неправительственным организациям. Государствам-членам
следует обеспечивать, чтобы создающие проблему виды, свойственные их водам, не
переносились из принятого в данной местности водяного балласта. Следует
уведомлять капитанов судов о существовании создающих проблему видов, включая
"цветение" воды, вызванное массовым местным развитием фитопланктона,
и рекомендовать им заменять или обрабатывать водяной балласт и осадки
соответствующим образом.
5.8 Государствам-членам следует определять экологическую
уязвимость своих вод в степени, считающейся необходимой. При выполнении
процедур сброса водяного балласта и осадков должна учитываться экологическая
уязвимость этих вод.
6. СУДОВЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
6.1 При погрузке балласта следует принимать все меры для
обеспечения того, чтобы принимался только чистый водяной балласт и чтобы прием
осадков с водяным балластом был сведен к минимуму. Если это практически
осуществимо, суда должны избегать приема водяного балласта на мелководье или в
непосредственной близости от районов проведения дноуглубительных операций, с
тем чтобы уменьшить вероятность содержания в воде ила, в котором могут
находиться цисты нежелательных водных и патогенных организмов, а также иным
образом уменьшать вероятность присутствия в воде нежелательных водных и
патогенных организмов. Районов, в которых известна вспышка заболеваний,
переносимых через водяной балласт, или в которых отмечается
"цветение" воды, вызванное массовым развитием фитопланктона, следует
избегать, когда это практически осуществимо, в качестве источника балласта.
6.2 При приеме водяного балласта в судовом журнале следует
регистрировать дату, географическое положение, соленость и количество принятого
водяного балласта. С тем чтобы Организация и органы государств порта могли
осуществлять контроль, капитану судна следует заполнить доклад по форме,
приведенной в дополнении к настоящему Руководству, и представить его органу
государства порта. Процедуры, которые должно выполнять судно, следует подробно
излагать в наставлении по эксплуатации судна. Когда это возможно, пробы,
используемые для определения солености принимаемого водяного балласта, следует
брать из самих балластных танков или из отвода от впускного трубопровода. Пробы
воды из поверхностных слоев моря не следует брать в качестве показателя воды в
балластных танках, поскольку соленость морской воды может значительно
изменяться в зависимости от глубины.
6.3 Если имеется доступ, для уменьшения возможности
распространения загрязнения следует повседневно очищать все источники удержания
осадков, такие как якоря, кабели, цепные ящики и приемные колодцы.
7. СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВНЕСЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ
ВОДНЫХ И ПАТОГЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СБРОСА С СУДОВ ВОДЯНОГО БАЛЛАСТА И
ОСАДКОВ
7.1.1 При определении надлежащей стратегии в
отношении процедур сброса водяного балласта и осадков необходимо учитывать,
среди прочего, следующие критерии:
-
эксплуатационную осуществимость;
-
эффективность;
-
безопасность мореплавателей и судов;
-
экологическую приемлемость;
-
мониторинг;
-
и показатель "затраты - эффективность".
7.1.2
Мерами, которые могут быть эффективными в осуществлении контроля за
распространением и внесением водных и патогенных организмов, являются:
-
невыпуск водяного балласта;
-
замена водяного балласта и удаление осадков в море или районах, установленных
приемлемыми для данной цели органом государства порта;
-
практика обращения с водяным балластом, направленная на предотвращение или
сведение к минимуму приема загрязненной воды или осадков при балластировке и
дебалластировке; и
-
сброс водяного балласта в береговые сооружения для обработки или
контролируемого удаления.
7.1.3
При рассмотрении вопроса об использовании конкретной меры или сочетания мер
органам государств порта следует учитывать факторы, перечисленные в пункте 7.1.1.
7.2 Невыпуск водяного балласта
Наиболее эффективным средством предотвращения внесения
нежелательных водных и патогенных организмов в результате сброса с судов
водяного балласта и осадков является избежание сброса водяного балласта, когда
это возможно.
7.3 Замена водяного балласта и удаление осадков
7.3.1
В случае отсутствия более научно обоснованных средств контроля замена водяного
балласта в глубоководных районах океана или открытых морях является в настоящее
время средством ограничения вероятности переноса в водяном балласте
пресноводных или прибрежных видов. Ответственность за принятие решения
относительно таких действий должна возлагаться на капитана с учетом
преобладающих в данный момент факторов безопасности, остойчивости и прочности
конструкции и других воздействующих факторов.
7.3.2
В отличие от прибрежных и устьевых вод, изобилующих питательными веществами и
живыми организмами, на больших глубинах океана или в открытых морях содержится
мало организмов. Быстрая адаптация существующих организмов к новой прибрежной
или пресно- водной среде обитания маловероятна, а поэтому вероятность переноса
нежелательных организмов посредством сброса водяного балласта может быть
существенно уменьшена путем замены балласта в океане или открытом море, предпочтительно
в районах, где глубины составляют 2 000 метров или более. В тех случаях, когда
судам не встречаются глубины, составляющие по меньшей мере 2 000 метров, замену
водяного балласта следует производить на достаточном удалении от прибрежных
районов и устьев рек. Есть подтверждение тому, что, несмотря на контакт с
обладающей высокой соленостью водой, цисты некоторых организмов могут выживать
в течение продолжительного периода времени в осадках внутри балластных танков и
в других местах на судне. Следовательно, если замена водяного балласта
используется в качестве контрольной меры, следует тщательно промывать
балластные танки, цепные ящики и другие места, где может скапливаться ил,
собирать и удалять такие скопления, когда это практически осуществимо.
7.3.3
Следует также обращать внимание на удаление отложений осадков во время
нахождения судна в порту или прибрежных водах и обеспечивать, чтобы осадки не
удалялись непосредственно в прилегающие воды. Осадки следует удалять в местах,
отведенных органом государства порта под свалки, или, в качестве альтернативы,
их следует обеззараживать, с тем чтобы уничтожить все живые организмы, которые
в них могут содержаться, до сброса в местные водоемы или удаления иным образом.
7.3.4 В отношении судов, которым, вероятно,
потребуется замена балласта во время рейса, необходимо принимать во внимание
следующие требования:
.1 остойчивость
должна постоянно поддерживаться в пределах величин не менее тех, которые
рекомендованы Организацией (или требуются Администрацией);
.2 величины
напряжений от общего изгиба не должны превышать величин, допускаемых
классификационным обществом с учетом преобладающего состояния моря; и
.3 замена
балласта в танках или трюмах, где под воздействием ударов содержимого в
частично заполненном танке или трюме конструкция может испытывать значительные
нагрузки, должна осуществляться при благоприятном состоянии моря и волнения
таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения конструкции.
7.3.5
Если требования пункта 7.3.4 не могут быть
удовлетворены во время замены водяного балласта "в море", приемлемой
альтернативой для этих танков может быть замена путем "одновременного
сброса старого и приема нового балласта". Порядок замены этого типа должен
быть одобрен Администрацией.
7.3.6
Если требования пункта 7.3.4 могут быть
удовлетворены во время замены водяного балласта "в море", то перед
приемом нового водяного балласта танки следует осушать до тех пор, пока насосы
не начнут работать вхолостую. Это сведет к минимуму вероятность выживания
оставшихся организмов.
7.3.7
Если орган государства порта требует замены водяного балласта "в
море", но ввиду погодных условий, состояния моря или эксплуатационной
неосуществимости такие действия не могут быть предприняты, судну следует
сообщить об этом факте органу государства порта до входа в его национальные
воды, с тем чтобы можно было организовать надлежащие альтернативные действия.
7.3.8
Альтернативные действия также будут необходимы в тех случаях, когда суда не
могут покинуть континентальный шельф во время рейса. Если орган государства
порта, применяющий меры по контролю водяного балласта и осадков, не даст
специальные альтернативные указания, судам следует сообщись о несоблюдении
требований до входа в воды государства порта.
7.3.9
Органы государств порта, применяющие процедуры замены водяного балласта и
удаления осадков, могут требовать от судов заполнения документа о контроле за
водяным балластом или выполнения какой-либо другой приемлемой системы передачи
сообщений. Образец формы для этой цели содержится в дополнении. Органам
государств порта следует обеспечить распространение на судах таких форм
сообщений с указанием порядка заполнения формы и ее передачи соответствующим
властям.
7.3.10
В случаях, если судно прибывает в порт, не произведя замены водяного балласта
"в море" или же не выполнив любые альтернативные процедуры,
приемлемые для органов государств порта, судну может