A.860(20) Морская политика в отношении будущей глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС)

 

 Резолюция А.860(20)

 МОРСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БУДУЩЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ (ГНСС)
(Принята 27 ноября 1997 года)

 

ассамблея,

 

ссылаясь на статью 15 j) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

 

ссылаясь также на резолюции A.529(13) о стандартах точности судовождения и A.815(19) о всемирной радионавигационной системе,

 

признавая, что в будущем потребуется создать гражданскую и контролируемую на международном уровне глобальную навигационную спутниковую систему (ГНСС), позволяющую судам определять свое местоположение по всему миру для целей общего судовождения, включая плавание на входах в порты и подходах к ним, а также в других водах, в которых плавание затруднено,

 

учитывая работу по авиационным требованиям к будущей ГНСС, которая в настоящее время проводится Международной организацией гражданской авиации,

 

признавая далее необходимость в том, чтобы заблаговременно определить, каким требованиям морских пользователей должна удовлетворять будущая ГНСС, с целью учесть их при разработке такой системы,

 

рассмотрев рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности на море на его шестьдесят седьмой сессии,

 

1. принимает Морские требования к будущей глобальной навигационной спутниковой системе (ГНСС), изложенные в приложении к настоящей резолюции, в качестве политики ИМО в отношении будущей ГНСС;

 

2. предлагает правительствам и международным организациям, которые обеспечивают или намереваются обеспечивать службы для будущей ГНСС, принимать во внимание приложенные Морские требования при разработке своих планов и соответственно информировать Организацию;

 

3. просит Комитет по безопасности на море держать эту политику в поле зрения и, при необходимости, представлять доклад Ассамблее.

 

 Приложение.

МОРСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЕ (ГНСС)

 

 1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1 Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) является спутниковой системой для многоцелевого использования, которая позволяет определять местоположение, время и скорость по всему миру. Она включает приемники пользователей, одно или более созвездий спутников, наземные сегменты и инфраструктуру управления со средствами, которые позволяют обеспечить контроль за тем, чтобы сигналы, обрабатываемые приемниками пользователей, отвечали, во всемирном масштабе, заранее установленным эксплуатационным требованиям. Соответствующие определения включены в добавление 1 к настоящему приложению.

 

1.2 Для морских пользователей ИМО является международной организацией, которая будет признавать ГНСС в качестве системы, отвечающей требованиям по наличию на судах оборудования для определения местоположения в рамках всемирной радионавигационной системы (ВРНС). Официальные процедуры и обязанности в отношении признания ГНСС должны, насколько это применимо, соответствовать пункту 2 приложения к резолюции А.815(19) о ВРНС.

 

1.3 Предполагается, что существующие ГНСС (см. пункт 2) будут в полном объеме эксплуатироваться по меньшей мере до 2010 года. Будущая ГНСС усовершенствует, заменит или дополнит существующие ГНСС, которые имеют недостатки в части, касающейся целостности, доступности, управления и ожидаемого срока службы.

 

1.4 Предполагается, что морские пользователи будут лишь незначительной частью очень большой группы пользователей будущей ГНСС. Сухопутные подвижные пользователи являются потенциально самой большой группой. Эксплуатационные требования, которые предъявляются к системе морскими пользователями, могут быть не самыми высокими.

 

1.5 Заблаговременное определение требований морских пользователей необходимо для того, чтобы эти требования были учтены при разработке будущей ГНСС.

 

1.6 В области радионавигации и радиосвязи происходит быстрое развитие технологии. Достижения, которые появятся в судоходстве и судовождении в течение следующих 15-20 лет, должны учитываться, однако их нельзя в полной мере предсказать.

 

1.7 Разработка и внедрение будущей ГНСС потребуют много времени, поэтому Организация ведет дело к заблаговременному определению морских требований к будущей ГНСС.

 

1.8 Однако поскольку разработка будущей ГНСС находится в настоящее время только на стадии проектирования, данные требования ограничиваются лишь основными требованиями пользователей и не касаются организационной структуры, архитектуры или параметров системы. В будущем эти морские требования, а также процедуры признания Организацией, возможно, придется пересмотреть, с тем чтобы учесть последующие разработки.

 

1.9 При представлении в ИМО предложений о признании конкретной будущей ГНСС эти предложения будут оцениваться на основе любых пересмотренных требований.

 

1.10 С целью обеспечить внедрение многоцелевой системы в предполагаемые сроки необходимо заблаговременное сотрудничество с воздушными и сухопутными пользователями и теми, кто предоставляет услуги.

 

   2. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

2.1 В настоящее время для гражданского использования предложены две государственные, контролируемые военными ведомствами спутниковые системы определения местоположения. Эти системы в основном используются в морском судоходстве, авиации, а также для наблюдения за сухопутным транспортом. Для морских пользователей наибольший интерес представляют следующие аспекты каждой системы:

 

 .1 GPS*

 

.1.1 Стандартная служба определения местоположения (SPS) Глобальной системы определения местоположения (GPS) основана на использовании космических средств и позволяет определять местоположение и скорость в трехмерном пространстве, а также время. Эксплуатация системы осуществляется военно-воздушными силами Соединенных Штатов по поручению Правительства Соединенных Штатов. С 1995 года GPS полностью отвечает эксплуатационным возможностям.

 

.1.2 Предполагается, что GPS будет доступна для использования в течение ближайшего будущего на постоянной основе по всему миру, при этом с пользователей не будет взиматься прямая плата за услуги. Соединенные Штаты полагают, что они смогут обеспечить предварительное, по меньшей мере за шесть лет, уведомление о прекращении эксплуатации или упразднении GPS. Данная служба, которая будет доступна всем пользователям на недискриминационной основе, отвечает требованиям, относящимся к общему судовождению, с точностью определения горизонтальных координат местоположения 100 метров (с вероятностью 95%).

 

.1.3 Соответственно, GPS предложена и признана в качестве составной части всемирной радионавигационной системы (ВРНС) для использования в навигационных целях в других водах.

 

.1.4 Без функционального дополнения системы точность GPS недостаточна для плавания на входах в порты и подходах к ним или в водах, в которых плавание затруднено. GPS не дает немедленного предупреждения о неисправности системы. Однако дифференциальные поправки с использованием морских радиомаяков могут повысить точность (в ограниченных географических районах) до 10 метров (с вероятностью 95%) и контролировать целостность системы. Контроль целостности может быть возможен с помощью автономного контроля целостности, осуществляемого приемником (RAIM).

 

 .2 ГЛОНАСС*

 

.2.1 ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) основана на использовании космических средств и позволяет определять местоположение и скорость в трехмерном пространстве, а также время. Эксплуатация системы осуществляется Российским космическим агентством по поручению Правительства Российской Федерации.

_________________________

* Когда в настоящем приложении упоминаются GPS и ГЛОНАСС, подразумевается, что речь идет о Стандартных службах определения местоположения (SPS), обеспечиваемых этими системами.

 

 

.2.2 ГЛОНАСС предложена и признана в качестве составной части ВРНС. ГЛОНАСС в полном объеме эксплуатируется с 1996 года, и предполагается, что она будет находиться в эксплуатации по меньшей мере до 2010 года для неограниченного использования в гражданских целях на долгосрочной основе, при этом с пользователей не будет взиматься прямая плата за услуги.

 

.2.3 ГЛОНАСС предназначена для обслуживания национальных и иностранных гражданских пользователей на долгосрочной основе согласно принятым обязательствам. Обслуживание будет отвечать требованиям, относящимся к общему судовождению, с точностью определения горизонтальных координат местоположения 45 метров (с вероятностью 95%). Без функционального дополнения системы точность ГЛОНАСС недостаточна для плавания на входах в порты и подходах к ним.

 

.2.4 ГЛОНАСС не дает немедленного предупреждения о неисправности системы. Однако функциональное дополнение системы может в значительной степени повысить точность и целостность. Дифференциальные поправки могут повысить точность до 10 метров (с вероятностью 95%), а также обеспечить контроль целостности. Контроль целостности может быть возможен с помощью RAIM.

 

 

2.2 Принимаются различные меры по повышению точности и/или целостности GPS и ГЛОНАСС за счет функционального дополнения. В качестве примера таких мер можно привести использование различных типов дифференциальных поправок для локального повышения точности и целостности системы, а также RAIM. Кроме того, разрабатываются совмещенные приемники, способные принимать одновременно сигналы, поступающие от GPS, ГЛОНАСС, "ЛОРАН-С" и/или "Чайки". Разрабатываются также широкозонные системы функционального дополнения, использующие сигналы дифференциальных поправок с геостационарных спутников, в частности спутников системы Инмарсат-III, например, в Соединенных Штатах и Европе.

 

2.3 В общем контексте радионавигации должны также приниматься во внимание разработки в области наземных систем. "Декка" будет постепенно выведена из эксплуатации во многих странах к 2000 году. "Омега" также была выведена из эксплуатации в 1997 году. Рассматривается вопрос о постепенном выводе из эксплуатации к 2000 году сети станций "ЛОРАН-С", которые контролируются Соединенными Штатами. Однако постепенный вывод из эксплуатации контролируемой Российской Федерацией сети "Чайка" не предполагается по меньшей мере до 2010 года. Контролируемые гражданскими организациями сети станций "ЛОРАН-С" и "ЛОРАН-С/Чайка" устанавливаются на Дальнем Востоке, в Северо-западной Европе и других частях мира; планируется распространить эти системы на некоторые другие районы.

 

 3. МОРСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩЕЙ ГНСС

 

3.1 Морские требования к будущей ГНСС можно подразделить на следующие общие, эксплуатационные, организационные требования и требования переходного периода:

 

 Общие требования

 

.1 Будущая ГНСС должна в первую очередь отвечать эксплуатационным потребностям пользователей в области судовождения. Для морских пользователей это требование относится к плаванию на входах в порты и подходах к ним, а также плаванию в водах, в которых плавание затруднено.

 

.2 Будущая ГНСС, в эксплуатационном и организационном плане, должна отвечать дополнительным, специфическим для конкретного района требованиям с помощью локального функционального дополнения системы, если это не обеспечивается иным образом. Введение функционального дополнения должно быть гармонизировано на глобальном уровне, с тем чтобы избежать ситуации, когда на судне будет необходимо иметь более одного судового приемника или других средств.

 

.3 Будущая ГНСС, в эксплуатационном и организационном плане, должна быть такой, чтобы ее услугами могло пользоваться неограниченное число различных пользователей на море, в воздухе и на суше.

 

.4 Будущая ГНСС должна быть надежной и дешевой для пользователя. В отношении распределения и возмещения расходов должно проводиться различие между морскими пользователями, которые прибегают к услугам системы ради обеспечения безопасности, и другими пользователями, которые в основном извлекают выгоду из системы в коммерческом или экономическом плане. Равным образом, когда речь идет о распределении и возмещении расходов, должны приниматься во внимание интересы как морского транспорта, так и прибрежных государств.

 

.5 Возможны три варианта возмещения расходов:

 

- финансирование обеспечивается заинтересованными международными организациями (ИМО, ИКАО и т.д.);

- расходы распределяются между правительствами или коммерческими организациями (например организациями, предоставляющими спутниковую связь); или

- привлекаются частные капиталовложения и вводится прямая оплата услуг пользователями или продажа им лицензий.

 

 Эксплуатационные требования

 

.6 Будущая ГНСС должна отвечать эксплуатационным требованиям морских пользователей в области общего судовождения, включая плавание на входах в порты и подходах к ним, а также в других водах, в которых плавание затруднено. Требования в области общего судовождения приведены в добавлении 2 к настоящему приложению.

 

.7 Организация, предоставляющая услуги, не будет отвечать за работу судового оборудования. Это оборудование должно отвечать эксплуатационным требованиям, разработанным одновременно при участии организации, предоставляющей услуги, и принятым ИМО.

 

.8 Будущая ГНСС должна быть такой, чтобы судовое оборудование обеспечивало пользователя информацией о местоположении, курсе и скорости относительно грунта, быть способной обеспечивать передачу данных и отвечать требованиям к совместной работе с судовым оборудованием ГМССБ.

 

.9 Ниже приводятся примеры дополнительного применения, которое должно учитываться в будущей ГНСС:

 

- Применение на судах:

 

интерфейс с системами отображения электронных карт и информации (ECDIS), интерфейс с автоматическими устройствами передачи сообщений о местоположении, интерфейс с ГМССБ; требования к высокоскоростным судам, управление траекторией движения, швартовка/постановка на якорь, контроль за движением судна, прибор регистрации данных о рейсе, индикация курса и положения судна относительно курса.

 

- Внешнее применение:

 

поиск и спасание, гидрографическая съемка, постановка буев, прокладка и углубление фарватеров.

 

.10 Не учитываются требования пользователей в других областях, не относящихся к общему судовождению (например, рыболовство, гидрографическая съемка, добыча полезных ископаемых в море, траление мин и т.д.), поскольку они представляют собой специфическую деятельность, где пользователи предъявляют специальные требования.

Такие требования могут рассматриваться отдельными Администрациями или соответствующими организациями.

 

 Организационные требования

 

.11 Будущая ГНСС должна иметь организационную структуру и договоренности, позволяющие ей находиться под контролем международной гражданской организации, представляющей, в частности, правительства, финансирующие систему, и пользователей.

 

.12 Международная гражданская организация должна иметь организационную структуру и договоренности, позволяющие ей обеспечивать, эксплуатировать, контролировать систему и наблюдать за ее работой согласно заранее предписанным требованиям при минимальных расходах.

 

.13 Эти требования можно удовлетворить либо с помощью существующей организации, либо путем создания новой организации. Организация может либо сама обеспечивать и эксплуатировать систему, либо наблюдать за организацией, предоставляющей услуги, и контролировать ее работу.

 

.14 ИМО не в состоянии самостоятельно обеспечивать и эксплуатировать ГНСС. Однако ИМО должна быть в состоянии осуществлять контроль в отношении следующих аспектов ГНСС:

 

- непрерывное предоставление услуг морским пользователям;

- функционирование ГНСС в части, касающейся ее способности отвечать требованиям морских пользователей;

- применение установленных на международном уровне принципов распределения и возмещения расходов; и

- применение установленных на международном уровне принципов в области ответственности.

 

 Требования переходного периода

 

.15 Будущая ГНСС должна быть разработана параллельно существующей ГНСС либо может быть образована, частично или полностью, из существующей ГНСС.

 

.16 До полного внедрения системы в качестве компонента будущей ГНСС может быть признана региональная система, которая эксплуатируется в полном объеме и которая может стать частью глобальной системы.

 

.17 Наземная инфраструктура (станции наблюдения и центр управления), образующая земные сегменты будущей ГНСС, должна, насколько это возможно, быть совместима с инфраструктурой, используемой для существующей ГНСС.

 

.18 Судовые приемники или другие устройства, требуемые для будущей ГНСС, должны, если это практически осуществимо, быть совместимы с судовым приемником или другими устройствами, требуемыми для существующей ГНСС.

 

 4. ТРЕБУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ГРАФИК

 

4.1 Постоянное участие ИМО будет необходимо. Морские требования, приведенные в настоящем приложении, должны постоянно пересматриваться и обновляться, с тем чтобы учесть новые разработки и конкретные предложения.

 

4.2 Участие ИМО должно быть позитивным и интерактивным. Организация должна рассмотреть вопрос о создании форума, где могли бы проводиться плодотворные дискуссии с авиационными и сухопутными пользователями с целью решения сложных организационных вопросов, представляющих взаимный интерес, и рассмотрения совместного продвижения вперед.

 

4.3 Учитывая, что ИКАО изучает также авиационные требования к ГНСС и что есть перспектива образования объединенной группы планирования ИМО/ИКАО по разработке ГНСС, необходимы тесные контакты между ИМО и ИКАО.

 

4.4 Международные, региональные и национальные организации, а также отдельные компании, участвующие в создании будущей ГНСС, должны быть информированы о требованиях, которым должна отвечать такая система, чтобы ИМО могла ее принять. Они должны учитывать эти требования ИМО в своих планах ГНСС, с тем чтобы система могла быть принята для использования на море.

 

4.5 Ориентировочный график ввода в эксплуатацию будущей ГНСС приведен в добавлении 3 к настоящему приложению. Несмотря на то, что за радионавигационные системы отвечают отдельные государства или группы государств и/или эти системы управляются ими, графики предполагаемого ввода в эксплуатацию и постепенного вывода из эксплуатации этих систем, как например нынешней ГНСС, средств функционального дополнения и наземных систем, также включены в добавление 3. График процесса принятия решений в ИМО будет зависеть от графиков ввода этих систем в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

 

4.6 Для своевременного и упорядоченного участия ИМО во вводе в эксплуатацию будущей ГНСС предлагается следующий ориентировочный график процесса принятия решений в ИМО:

 

- Осень 1999 года (А.21):

 

Пересмотр, при необходимости, настоящей резолюции с целью учесть новые непредусмотренные разработки в отношении конкретных предложенных будущих ГНСС.

 

- Осень 2001 года (А.22):

 

Рассмотрение предложенной будущей ГНСС, включая относящиеся к этому соглашения между заинтересованными правительствами, другими международными организациями и/или организациями, обеспечивающими систему.

 

- 2008 год:

 

Завершение внедрения (система и организация) предложенной ГНСС и окончательное принятие ИМО этой будущей ГНСС в качестве Всемирной радионавигационной системы (ВРНС) для использования на море.

 

   Добавление 1.

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГНСС

Автономный контроль целостности на плавучем средстве (САШ). Метод, посредством которого вся информация навигационных датчиков, поступающая на плавучее средство, автономно обрабатывается с целью контроля целостности навигационных сигналов. (См. также Автономный контроль целостности, осуществляемый приемником.)

 

Автономный контроль целостности, осуществляемый приемником (RAIM). Метод, посредством которого вся информация навигационных датчиков, поступающая в приемник, автономно обрабатывается с целью контроля целостности навигационных сигналов. (См. также Автономный контроль целостности на плавучем средстве)

 

Боковая ошибка. Ошибка местоположения в перпендикулярном направлении относительно проложенной траектории движения.

 

Время предупреждения о нарушении работы системы. Время, разделяющее момент отказа системы и момент срабатывания индикации об этом на мостике.

 

Всемирная геодезическая система координат(WGS). Взаимосвязанный ряд параметров, описывающих размеры и форму Земли, положения сети точек по отношению к центру массы Земли, преобразования к основным геодезическим системам координат и потенциал Земли.

 

Геодезическая система координат PZ-90. Разработанный в 1990 году взаимосвязанный ряд параметров, используемых в ГЛОНАСС, описывающих размеры и форму Земли, положения сети точек по отношению к центру массы Земли, преобразования к основным геодезическим системам координат и потенциал Земли.

 

Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС). Всемирная радионавигационная система, предназначенная для определения местоположения, времени и скорости, состоящая из космического и наземного сегментов и сегмента пользователя.

 

Глобальная система определения местоположения(GPS). Космическая радионавигационная система, предназначенная для определения местоположения, навигационного обеспечения и передачи времени, эксплуатируемая Правительством Соединенных Штатов.

 

Глобальная служба спутниковой навигации. Сигнал в пространстве,

 


Купить полный текст документа можно после авторизации

За дополнительной информацией обращайтесь в ООО "Планета Одесса"
Тел. +380 50-336-5436 email: rise3info@gmail.com

Home